Неолитическая революция что это 5 класс

Неолитическая революция – что это такое, определение

Термином “неолит” называют новый каменный век, то есть поздний период этой археологической эпохи. К данному времени относится определение “неолитическая революция”, то есть переход от охоты и собирательства к земледелию и животноводству.

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Особенности периода

Согласно исследованиям археологов, неолитическая революция одновременно шла в 7 или 8 местах на планете. Причем независимо друг от друга, в этих регионах присваивающее хозяйство сменялось на производящее. Скорее всего, первым центром стал Ближний Восток. Там одомашнивание скота началось около 10 тыс. лет назад.

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Рис. 1. Неолитическая революция.

Особенностью периода стал оседлый образ жизни. Охотники и собиратели небольшими группами садились на землю. Они изменяли окружающую их экосистему путем земледелия. Его развитие сопровождалось появлением ирригации и строительством амбаров для хранения урожая. Развитие сельского хозяйство способствовало одомашниванию различного скота, например, кошек для охраны амбаров от грызунов, а также крупного рогатого скота для работы на полях.

Термин “Неолитическая революция” ввел британский археолог Гордон Чайлд в 1923 году.

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Центры неолитической революции

В неолите появились одомашненные козы и первые культурные растения – рис, таро, различные злаки. Центры зарождения сельского хозяйства на планете размещались следующим образом:

Окончание каменного века совпало с появлением письменности и началом обработки металлов. В неолите инструменты труда люди изготавливали из камня и обожженной глины. Например, серпы.

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Рис. 3. Неолит центры зарождения.

Что мы узнали?

Для понимания исторического процесса на планете следует знать, что такое неолитическая революция. Люди перешли от кочевничества к оседлому образу жизни, стали развиваться земледелие, животноводство и строительство.

Источник

Неолитическая революция

Переход к земледелию и скотоводству обозначил приход неолита – нового каменного века. Развитие человечества в это время резко ускорилось. Стремительно совершенствовались технологии обработки камня: его научились сверлить и полировать. Появилось множество новых орудий труда: мотыга, соха, зернотерка. Возникли новые материалы и новые занятия. Стали широко использовать глину. Из нее делали кирпичи для постройки жилищ.

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Сначала они были разной формы и размера, но уже скоро научились делать их с помощью прямоугольных форм. Кирпич сушили на солнце, а для прочности добавляли солому. Уже 25 тыс. лет назад из глины делали небольшие фигурки: археологи нашли их в одной из пещер в Чехии. Позже осёдлые земледельцы и некоторые охотники начали делать из глины посуду. Первые глиняные сосуды были плетеными корзинками, обмазанными глиной со всех сторон. Затем посуду стали делать из раскатанных жгутов или лент влажной глины. Витки жгута накладывали один на другой все выше и выше. Когда получали нужную форму и размер, стенки заглаживали пальцами, а потом сушили на солнце.

Примерно 5400 лет назад на Ближнем Востоке изобрели гончарный круг, с помощью которого мастер мог быстро изготовить много гладких и ровных изделий нужной формы. Такую посуду уже не сушили на солнце, а обжигали в специальных печах. И лепные горшки, и изделия гончаров украшали: с помощью шнуров, ракушек, заостренных палочек выдавливали орнамент или наносили его красками перед обжигом. В каждой местности способы украшения и орнаменты были уникальными, что делает керамику непревзойдённым материалом для датировки. Созданию гончарного круга предшествовало одно из самых важных изобретений человечества – колесо.

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

То, что кажется сегодня простым и обычным, появилось немногим более 6 тыс. лет назад. Самые древние колёса обнаружены в Европе, на территории современной Румынии. Они больше всего походили на деревянные катки, которые подкладывают под тяжёлый груз, чтобы передвинуть его. Позже колёса появляются на севере Европы, а около 5 тыс. лет назад колёса уже использовали жители Междуречья и Малой Азии. Колесо со временем станет основой большинства транспортных средств и множества механизмов, созданных людьми.

Из шерсти домашних животных, волокон льна и конопли пряли нить. На простых вертикальных ткацких станках ткали узкую ткань, из которой потом шили одежду.

В поселениях людей эпохи неолита появились дома прямоугольной и квадратной формы. К ним легко делать пристройки, а ведь поселения постоянно разрастались. Жилища так тесно лепились друг к другу, что улиц не было. В поселениях, расположенных на холмах, крыша одного дома становилась своеобразным двором того, кто располагался выше по склону. Для безопасности входом в дом служило отверстие в крыше. На неё попадали по приставной лестнице, которую ночью убирали в дом. Первые деревни натуфийцев на Ближнем Востоке возникли еще 12 тыс. лет назад, а 9 тыс. лет назад возник и древнейший город на Земле – Иерихон.

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Довольно быстро крупные посёлки стали появляться в разных частях Африки, Европы и Азии. Немного позже они возникли в Центральной и Южной Америке.

Между поселениями, находившимися на больших расстояниях, устанавливались торговые связи. Денег в ту эпоху не было, и люди выменивали на результаты своего труда необходимые или ценные предметы. Подобный обмен существовал и раньше: на мезолитических стоянках в центре Европы обнаружены морские раковины и орудия труда из камня, месторождения которого находятся за тысячи километров. Но в эпоху неолита обмен стал постоянным и охватывал огромные территории.

Внутри древних поселений исчезло былое равенство. Некоторые семьи становились обладателями больших участков обработанной земли и стад животных. Появилось представление о богатстве и собственности. Родовые связи внутри общин ослабевали, члены общины становились друг для друга, прежде всего, соседями. Часть имущества уже не находилась в собственности всей общины, а принадлежала отдельным семьям. Такие общины, пришедшие на смену родовым, называют соседскими общинами.

Растущие богатства заставили людей научиться их учитывать. Всё должно было быть подсчитано и надёжно зафиксировано. Именно потребность хранить большие объёмы хозяйственной информации подтолкнули к развитию письменности, появление которой отделяет первобытную эпоху от времени цивилизации.

В период неолита перемены затронули все стороны жизни общества, которое стремительно менялось. Скорость перемен, их разнообразие и глубина влияния на человеческое общество позволили ученым охарактеризовать это время как неолитическую революцию.

Искусство и верования людей неолита

В неолите получило распространение поклонение могучим животным: турам, быкам. Жители Малой Азии делали рельефные изображения туров, а их рога помещали на верхушках столбов, рядом с которыми совершали обряды. В Европе рога и черепа быков закапывали под домами и клали в могилы умерших. Бык стал воплощением могучей силы земного плодородия, его связывали с грозой и дождем.

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Люди продолжали верить в существование загробного мира. Рядом с деревнями возникали кладбища. Археологи находят не только индивидуальные могилы, но и склепы, где погребены несколько поколений людей, возможно родственников. Вождей хоронили в каменных гробницах, над которыми насыпали курганы. Обычай сооружать курганы сохранялся у некоторых народов очень долгое время. В домах жителей Иерихона на стенах нашли посмертные маски усопших родственников. Возможно, предков почитали как защитников и хранителей очага.

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Появляются и первые культовые сооружения: менгиры и дольмены. Множество дольменов и менгиров обнаружено на территории Франции и Британии, но встречаются они и на юге нашей страны. Их назначение нам неизвестно, так же как неизвестна цель сооружения самого грандиозного памятника неолита в Европе – Стоунхенджа.

Живопись неолитической эпохи уступает по своей силе и выразительности пещерному искусству кроманьонцев. От эпохи неолита осталось много изображений пасущихся или тянущих соху быков. Дикие звери перестали волновать воображение художников, которые больше не спускались в труднодоступные пещеры, чтобы в них рисовать. Зато рисунки начинают делать для украшения жилища, появляются новые жанры. Например, в Чатал-Хююке (Малая Азия) нашли на стене одного из домов древнейший пейзаж – изображение поселения на фоне извержения вулкана.

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Источник

Презентация по истории 5 класс на тему «Неолитическая революция»

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

История 5 класс Гимназия № 6 Учитель: Кексель Ольга Сергеевна

Около 200-100 тысяч лет назад появился человека разумный Неандерталец Кроманьонец

Ледниковый период Начался примерно 100 тысяч лет назад Орудия не только из камня: бивни мамонта, оленьи рога. Изобрели костяные иглы. Научились шить одежду из шкур.

Стали жить родовыми общинами = несколько больших семей, образующих РОД.

Древние люди верили: Духи – это покровители племени. Магия помогает управлять тайными силами. Душа – это бестелесное начало, которое делает человека живым и мыслящим существом.

Наскальные рисунки – это изображения на стенах пещер.

Земледелие: Мотыга – палка с заостренным сучком. Первые зерновые культуры – ячмень и пшено. Оседлый образ жизни.

Первые одомашенные животные – собаки. Позже люди приручили овец, коз, свиней, коров.

Неолитическая революция – Это переход от присваивающего хозяйства к производящему. Произошла в неолите, 8-4 тысячелетие до н.э.

Посуда из глины Керамика Гончарный круг изобретен в 4 тысячелетии до н.э. Ткацкий станок Прялка

Домашнее задание: §§ 4, 5 Учить признаки человека разумного (жили общинами, новые виды занятий и орудия труда, приручили животных, зародилась магия и религия) Будет проверочная работа (КО)

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Номер материала: ДБ-387309

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

В России предложили учредить День семейного волонтерства

Время чтения: 2 минуты

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых

Время чтения: 1 минута

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

История. 5 класс

Конспект урока

Урок 4. Первобытные земледельцы и скотоводы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Неолитическая революция это переход от присваивающего хозяйства к производящему.

Присваивающее хозяйство это хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства.

Производящее хозяйство это хозяйство, при котором основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.

Ремесленник это человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Цивилизация это ступень развития общества, следующая после первобытного общества, от которого цивилизацию отличают: возникновение городов, разделение людей на общественные слои, создание государств и изобретение письменности.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

После отступления ледника человеку вновь пришлось приспосабливаться к изменившейся окружающей среде. На мелких животных уже нельзя было охотиться прежними методами (загонной охотой) и прежними орудиями труда (копьём в зайца не попадёшь). Около 1412 тыс. лет назад был изобретён лук и стрелы, а вместе с ними и прообраз струнных музыкальных инструментов. Появились плоты и лодки. В рыболовстве начали использовать сети.

Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зёрен. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зёрна дикорастущих растений. Так родилось земледелие, а люди стали земледельцами. Первыми сельскохозяйственными культурами были ячмень и пшеница.

Чтобы выращивать урожай, надо было жить на одном месте – вести оседлый образ жизни.

Детёныши диких зверей, которых иногда приносили охотники, привыкали жить рядом с людьми и даже не пытались убежать в лес. Считается, что первым домашним животным стала собака. А кошка была приручена около 3 тысяч лет назад.

Появление в 3 тысячелетии до нашей эры одомашненных лошадей резко ускорило ход истории. Лошади облегчали связь между разными народами, что способствовало их взаимному развитию.

С развитием скотоводства надобность в постоянной охоте отпала.

Появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей. Охотники, рыболовы и собиратели добывали только то, что было в природе, не отличаясь этим от животных. Земледельцы и скотоводы сами выращивали и создавали то, что потом могли использовать в своём хозяйстве. Так произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему, который историки называют его «неолитической революцией»: неолитической, поскольку произошло оно в период нового каменного века (неолита), а революцией, поскольку оно кардинально изменило историю человечества.

Происходили важные изменения в отношениях людей. На место родовой общины пришла соседская. Она состояла из отдельных семей (домохозяйств), каждая из которых вела своё собственное хозяйство и имела отдельную собственность – свой участок земли, свой дом и очаг. Полученный продукт теперь не складывался в общий «котёл», а оставался в семьях – им распоряжался глава семьи. Взаимопомощь и совместное проведение свободного времени сохранялись, но теперь общинники относились друг к другу не как к родичам, а как к соседям (т. е. они уже не ощущали кровные связи между собой).

В период неолита появились новые изобретения, происходило усовершенствование производственной деятельности людей. Они стали делать прочную посуду из глины. В 4 тысячелетии до н. э. появился гончарный круг. Был изобретен простейший ткацкий станок. Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и конопли. Для этого была изобретена прялка.

Разделение труда между ремесленниками и земледельцами привело к возникновению обмена, в процессе которого одни предметы или продукты менялись на другие.

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремёсел, строительство древнейших городов свидетельствуют о том, что человек начал активно преобразовывать природу. Он стал создавать искусственную среду обитания. Организация жизни общества стала более сложной. Выделились люди, управлявшие другими людьми – знать. Они пользовались особым почетом. Старейшины, вожди, жрецы по праву своего положения имели больше изделий, продуктов. Знатность передавалась по наследству от родителей к детям.

Примерно в середине 4-го тысячелетия до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выберите правильные варианты ответа.

Каковы признаки неолитической революции?

Появление частной собственности

Преимущественно кочевой образ жизни

Существование родовой общины

Появление частной собственности

Пояснение: Необходимо обратиться к тексту урока и вспомнить, что неолитическая революция — это переход человеческих общин от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. И тогда легко можно выбрать правильный ответ. Кочевой образ жизни, родовая община и собирательство существовали до неолитической революции. Значит эти варианты ответов убираем, а оставшиеся варианты являются правильным ответом.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.

Около _____ тысяч лет назад в Западной _____ появилось новое ремесло – обработка металлов. Постепенно ______________ вытесняла _____________. Однако новые орудия были ещё редки, а металл – мягок, поэтому не могли вытеснить своих старших и более твердых «собратьев» и применялись ______ с ними.

Ответ: Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Постепенно медь вытесняла камень. Однако новые орудия были ещё редки, а металл – мягок, поэтому не могли вытеснить своих старших и более твердых «собратьев» и применялись наравне с ними.

Пояснение: Необходимо поработать с текстом урока и набрать пропущенные слова

Источник

Что такое неолитическая революция: причины и последствия. 6 класс, кратко

Неолитическая революция – суть понятия. Обществознание, 6 класс. Неолитической революцией называют переход от присваивающего хозяйства к производящему. Неолитическая революция: первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Каковы ее причины и последствия?

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 класс

Неолитическая революция — это переход от присваивающего хозяйства к производящему. Когда люди вместо охоты и собирательства стали заниматься сельским хозяйством, научились выращивать растения и разводить животных, заниматься ремеслом, — это и была неолитическая революция.

Эта аграрная (сельскохозяйственная) революция называется неолитической, потому что происходила в эпоху неолита — в новом каменном веке. Предположительно, одомашнивание животных началось 12–10 тысяч лет назад на Ближнем Востоке. Примерно тогда же люди начали выращивать растения — например, ячмень и пшеницу.

То же самое стало происходить и в других частях мира — например, в Индии и в Китае. Вероятнее всего, в отдельных регионах до производящего хозяйства люди додумались самостоятельно. При этом и сегодня кое-где в отдаленных уголках планеты люди живут охотой и собирательством, там неолитическая революция так и не произошла.

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 классКарта зарождения и распространения сельского хозяйства. Wikimedia / Joe Roe

Термин «неолитическая революция» ввел в оборот в 1923 году археолог Гордон Чайлд, изучавший истоки европейской цивилизации. Он также писал об «урбанистической революции», связанной с возникновением городов.

Причины неолитической революции

Гордон Чайлд связывал неолитическую революцию с окончанием ледникового периода и изменениями климата, заставившими людей мигрировать в плодородные оазисы. Там якобы они приручили животных и одомашнили растения. Но в дальнейшем эта гипотеза не нашла подтверждений.
Возможно, у неолитической революции были демографические причины: численность людей росла, охота и собирательство уже не могли их прокормить. К тому же, исчезла мегафауна — огромные животные, охота на которых позволяла быстро добывать массу пищи. Тогда-то людям пришлось научиться самим разводить животных и выращивать зерно.

Предпосылкой перехода к производящему хозяйству могло стать постепенное накопление знаний, взаимное приспособление человека и природы. Не исключено, что люди сначала защищали дикорастущие растения, чтобы те успели созреть, а затем догадались сажать их сами. Нечто подобное могло произойти и с животными: сначала люди охотились на дикие стада, потом взяли их под опеку и наконец полностью одомашнили.

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 классОдомашненные коровы дают молоко. Древнеегипетское изображение. Источник: Википедия

Вероятно также, что земледелие стало возможным благодаря стабилизации климата: погода и смена сезонов стали более предсказуемыми, что позволило людям планировать наперед и заниматься сельским хозяйством.

Последствия неолитической революции

Неолитическая революция стала самым важным изменением за время существования человечества.

Человек разумный существует на Земле не меньше 200 тысяч лет, и большую часть этого времени (как минимум 190 тысяч лет) все люди жили небольшими группами охотников и собирателей. Лишь с появлением производящего хозяйства ситуация начала меняться.

Благодаря сельскому хозяйству производительность труда повысилась, пищи стало больше. Население стало быстро расти.

Произошло разделение труда: одни стали земледельцами, другие — скотоводами, третьи — ремесленниками. Кто-то продолжил заниматься охотой, но это уже была отдельная профессия. Возник товарообмен, зародилась торговля.

Вместо отдельных небольших групп охотников появились крупные общности людей; вместо родовой общины — соседская. Стали возникать первые города.

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 классРеконструкция домов эпохи позднего неолита. Ашиклы-Хююк, Турция. Фото: Wikimedia / Sarah Murray

Для защиты и нападения на соседей создавались вооруженные отряды, первые армии. Возникла необходимость в управленцах, политической власти. К третьему тысячелетию до н.э. появились первые государства: цивилизация возникла в Месопотамии, Египте, Индии, Китае.

Так образовалось традиционное аграрное общество, просуществовавшее несколько тысяч лет.

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 классКрестьянин пашет поле. Роспись из древнеегипетской гробницы. Источник: Википедия

К концу неолитической революции люди изобрели письменность, и теперь информацию можно было передавать не просто из уст в уста. Это резко ускорило накопление знаний, развитие научного прогресса и культуры, привело в итоге к появлению современной цивилизации.

Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть фото Неолитическая революция что это 5 класс. Смотреть картинку Неолитическая революция что это 5 класс. Картинка про Неолитическая революция что это 5 класс. Фото Неолитическая революция что это 5 классПосуда эпохи неолита, найденная в Швейцарии. Фото: Wikimedia / Sandstein

Порой неолитическую революцию рассматривают не только как позитивное явление. Перейдя к производящему хозяйству, люди вступили в противоречие с природой. Они променяли естественную для своего вида охоту на монотонный сельскохозяйственный труд. Изменились диета и образ жизни, свойственные человеку. Человек стал менять окружающую среду, приспосабливая ее к своим потребностям, это приводило к экологическим проблемам.

И все же для людей неолитическая революция стала огромным благом. Благодаря развитию технологий и знаний люди стали лучше питаться, дольше жить, больше знать о мире и о себе. Все блага современной цивилизации были бы невозможны, если бы 10 тысяч лет назад люди не сделали первый шаг к ним, перейдя от охоты и собирательства к сельскому хозяйству и ремеслу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *