Необходимое в жизни человека нужда в чем либо
Потребности человека. Чего и сколько нам нужно на самом деле
Потреблять или жить? Без чего не обойтись — 10 шагов к гармонии.
Галина Артемьева писательница, автор психологических романов, кандидат филологических наук
Психолог Галина Артемьева рассуждает об истинных потребностях человека — которые надо осознать и прочувствовать каждому. И о том, в чем выражается настоящая любовь к себе.
Неужели все это так необходимо?
Подумалось: вот сегодня суббота. Где народ с утра? «Я вам не скажу за всю Одессу», но знаю, что суббота — время магазинное. «Ашан» и прочие торговые центры, ужас нашей жизни. И не думаю никого обижать. Естественно, сама делаю покупки в «Ашане», когда нахожусь в Москве. Но всегда, с облегчением подходя к кассе, думаю, что побывала в стране кошмаров. Огромные телеги, полные всякой всячины, многое взято по тому лишь случаю, что сегодня это на рубль дешевле.
Неужели все это можно съесть, слопать, сожрать, поглотить за неделю? Или у всех семьи из двадцати человек? Или все эти субботние толпы готовятся к свадьбе? Или. Одно из первых моих американских впечатлений почти пятнадцатилетней давности: гигантские телеги в супермаркете, которые толкают огромные люди, люди-слоны в крайней степени ожирения. Не старые, но погребенные под собственными жирами. Жуткое впечатление как символ общества потребления. И не хотелось радоваться и восхищаться тому, что «все есть».
Это что — главная цель и счастье жизни, ее смысл, чтобы было 20 полок с зубными щетками? 50 полок с зубной пастой. И прочее, и прочее, и прочее. Этого мы добились. Осуществили. Нам упорно навязывали и навязали смысл жизни индивида в обществе потребления. Смысл простой и понятный. Ты живешь, чтобы покупать. Ты рождаешься, чтобы тебе покупали (дальше следует перечень. ). Ты растешь и перечень вещей растет вместе с тобой. Ты учишься — чудесно, перечень прибавляется. И вот ты уже почти сформировался. Тебе нужно и поесть, и одеться (не хуже других), и машина (определенной марки), и комп, и мобильник, и. Как хорошо, что ты есть! Ведь столько торговых центров и корпораций нуждается в тебе, человек!
Ты должен угробить свою жизнь на гонку за шмотками, жратвой, престижными марками того, что там угодно сделать престижным тем, кто дергает за ниточки твоих желаний. Не нужно, чтоб ты был думающим, читающим, рассуждающим. Ты зря потратишь время, отпущенное тебе на зарабатывание денег, которые ты обязан потом потратить на товары. Потребить. В одно отверстие впустить, из другого выпустить. Наконец-то смысл жизни обозначился во всей его простоте. Человека надо воспитать так, чтоб у него сформировались потребности потреблять как можно больше. И заметьте: ведь со всех сторон стараются сделать из людей примитивных жвачных животных.
Я смотрю на фото моих теть, которые меня вырастили. Прекрасные лица. Умные глаза. Они многого были лишены. Выходные проводили за чтением или прогулками по парку. Были в нашей жизни выставки, театры, картинные галереи, речные трамвайчики на Москва-реке, кино. Много чего вспоминается. Но попыталась вспомнить походы по магазинам. Так, чтоб на целый день. Чтоб кошмарить по полной. Не было этого никогда. Представляете? Не было никогда, чтоб они шли в магазин просто так. Провести время. Посмотреть. Развлечься. За хлебом я бегала и за молоком. С первого класса. Что потяжелее, приносили взрослые — между делом. Приходилось и в очередях стоять, было такое. Но это считалось ужасом и недостатком жизни. По своей воле в магазине никто день не проводил! Помню, как мне пальто зимнее купили в пятом классе. Пришли, выбрали и купили. Шли за пальто, выбрали и ушли. Точка.
Времени было жаль. Столько радостей и удовольствий вокруг! И радости эти совсем не требовали жутких вложений и закабаления. Прогулка — радость. Лекции в университете, прочитанные лучшими профессорами забесплатно — приходи, посещай. Музеи. Как легко мы дали себя загнать в рабство вещей! Поймите, я не за то, чтоб все ходили, уродливо и бесцветно одетыми. Я не за то, чтобы люди питались непонятно чем. Я против нищеты и скудности. Но я за то, чтобы люди, оглянувшись вокруг, поискали другие ориентиры. За то, что единственную нашу жизнь стоит посвятить не потреблению ради потребления, а поискам потребностей — то есть настоящего смысла человеческой жизни.
И пример из книги Ариелы Сеф «Рожденная в гетто».
Родители ее до войны жили богато: отец был известным врачом, маме досталось огромное наследство. Но вот в Литву пришли немцы. «Пока отец сидел в тюрьме, в квартиру ворвались немцы в сопровождении литовцев. (. ) Приехали на двух грузовиках со списком. Список был у них достаточно точный. У мамы было что взять: все имущество, оставленное бабушкой, — картины, серебро, бриллиантовые ожерелья, купленные на каких-то выставках в путешествиях по Европе. Все семейные ценности достались ей. (. )
После войны мама стала совершенно безразлична к вещам. Полностью пропал интерес. Она не покупала дорогой мебели, платьев, украшений, хотя возможности у нее появились. (. ) У нее было всего два или три платья».
Я не раз замечала, что люди, прошедшие через серьезные испытания, как бы очищаются от тяги к вещам. Они видят и понимают в жизни другие ценности. Их так много, что вещи в этом списке становятся совершенно лишними.
Искать эти ценности имеет смысл и тогда, когда жизнь, к счастью, складывается благополучно.
Без чего мы не можем и не имеем права обойтись?
Любовь к себе
Говорить о любви к себе стало в последние годы популярно. Идея как таковая теоретически очень всем близка. Но как ее воплотить в жизнь и в чем, собственно, должна эта любовь выражаться?
На отдыхе в прекрасном средиземноморском отеле моя соотечественница набирает у буфетной стойки завтрак: рыба, колбаса, ветчина, сыр, булочки всех видов, йогурт, салаты, пирожки, пирожные.
— Себя надо любить! — объясняет она мне. — Побалую себя, любимую.
Возлюби ближнего своего, как самого себя
Великое Евангельское наставление.
И в нем содержится идеал человеческого миропорядка. Любовь к ближнему должна рождаться ровно в той мере, как и любовь к себе. Любое нарушение этого баланса ведет к трагической диспропорции.
Будешь любить себя и не любить ближних? И как тогда сможешь существовать среди нелюбимых? На твою голову обрушится сплошной негатив, от которого и любовь к себе моментально зачахнет.
Будешь любить ближних, забывая о себе? Ох, и тяжела же будет ближним твоя любовь! Ибо любовь несчастного человека всегда жестока, требовательна и деспотична.
Тысячелетия назад об этом уже было сказано. И не раз повторено. Жаль, что не всеми услышано:
В каждом из нас живет маленький ребенок. Мы растем, расцветаем, старимся. А ребенок остается собой. Если мы забываем о нем заботиться, он становится жестоким и озлобленным, вечно испуганным и от этого агрессивным.
Чтобы чувствовать себя счастливыми, мы должны заботиться о своем внутреннем ребенке, как заботились бы о младенце, которого произвели на свет.
Мы правильно (по часам и в соответствии с показаниями его здоровья) кормим его.
Мы придерживаемся распорядка дня.
Мы радуем его, учим, развлекаем.
Мы старательно воспитываем его.
Мы бываем строги, но никогда не жестоки.
Мы обучаем его жизни среди других людей.
Мы никогда не пугаем его.
Настоящая любовь всегда базируется на уважении. Уважающий себя человек не позволит самому себе низко пасть в собственных глазах. Он и наедине с собой такой же, как и на глазах многих. Оказавшись в чужом доме в гостях, он не станет рыться в чужих ящиках, уважая именно себя. Он не возьмет чужого, уважая себя. Он не примет участия в обсуждении и осуждении других, уважая себя. Он также не станет предаваться обжорству и лени, помня, что его единственная жизнь не может быть растрачена так бестолково и бездумно.
Да, мы выросли в непростом, недобром мире. Начиная с детского сада, мы сталкивались с неуважением к нашей личности, бесцеремонностью. По малейшему поводу в нас взращивали комплекс вины. Нас запугивали наказаниями и описанием возможных последствий. И теперь мы просто не понимаем, как начать себя любить. В нас такая программа попросту не заложена.
Самое время ее создать!
Мы обязаны отвечать за свою жизнь. Мы не можем позволить себе пренебрегать своими интересами. Когда-то давным-давно я выписала жесткую фразу психолога Фрица Перлза: «Я живу в этом мире не для того, чтобы оправдать твои ожидания. А ты живешь в этом мире не для того, чтобы оправдать мои».
Мы хотим изменить что-то в себе или в своей жизни.
Каждая наша мысль влияет на состояние каждой клетки тела. Мысля негативно, вы можете усугубить свою болезнь, загнать себя в тупик скорби и страданий. Напротив, позитивные мысли укрепят и оздоровят вас. Давайте же всю силу нашего духа направим к лучшему!
Ниже приводятся установочные фразы-убеждения, настраивающие вас на серьезный, длительный процесс возвращения к самой себе. Выпишите эти убеждения. Пусть они будут всегда под рукой. Читайте их несколько раз в день.
Мой позитивный настрой делает меня здоровой и счастливой.
Я абсолютно сознательно питаюсь правильно и в нужном мне объеме.
Каждое утро я просыпаюсь в хорошем настроении и радостно встречаю новый день.
Я с удовольствием иду к своей цели.
Я уверенно освобождаюсь от того, что приносит вред моему здоровью и хорошему настроению.
Я независима и свободна.
Я красивая и стройная.
Установочные фразы вы можете сформулировать и сами. Помните только важное правило: убеждения должны быть составлены в настоящем, а не в будущем времени (мы же помним — «хочу — могу — делаю» сейчас, а не завтра). Кроме того, в предложении не должно быть отрицания, то есть частицы «не» или слова «нет». Наше подсознание не обращает на них внимания, поэтому результат может оказаться противоположным. Например, «Я не ем много» — неправильно составленная фраза. Правильная установка: «Я ем мало».
Человеческий род не смог бы выжить без пищи, тепла, воздуха. Для нормального функционирования мы постоянно в чем-либо нуждаемся, нам что-то требуется. Получения желаемого доставляет удовольствие, приводит к ощущению радости жизни.
Что такое потребности
Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».
С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:
Система потребностей также формируется по особым правилам:
Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.
Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.
Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.
Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.
Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:
Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.
Какие потребности есть у человека
Основные потребности
Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.
Физиологические | Экзистенциональные |
---|---|
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище. | Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д. |
Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.
Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.
Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.
Второстепенные потребности
Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.
В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:
Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.
Виды потребностей
Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.
Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.
Биологические или физиологические
В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:
Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.
Духовные
Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.
В числе духовных потребностей выделяются следующие:
Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.
Социальные
Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.
Примеры социальных потребностей:
Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.
Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.
Альтруистические устремления. Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.
Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.
Классификации потребностей
В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.
Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.
Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.
В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:
Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».
Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.
Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.
В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.
Теории ученых
Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.
Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:
Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки. Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности. Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.
Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.
В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.
Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.
Мы от животных отличаемся умом,
Но вот инстинкты в нас порой сильнее.
И коль собаки ты последней голоднее
Иль секса долго не имеешь,
То вряд ли сможешь думать о другом,
О более возвышенном, святом.
Как зверь на всех бросаться будешь,
О принципах морали позабудешь.
В грехи тягчайшие готов впадать,
Чтоб только плоти потакать.
Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы. Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.
Формирование потребностей человека
С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.
Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.
Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.
Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.
Младенчество
Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.
Ранее детство
Дошкольный период, младший школьный возраст
Подростки
На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.
Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.
Какие потребности человека – 5 основных теорий в психологии
Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.
Раздел: Философия.
Каждый человек, обучаясь в школе, не раз слышал про потребности человека (базовые потребности, первичные, вторичные). Более того, каждому известна теория Маслоу о классификации потребностей. Поэтому всем нам известно – каждому человеку необходима пища, вода, жилище, социализация для существования. Но что такое потребность? Как рассматривается в психологии понятие «потребность»? Почему такие потребности присущи только человеку? Какие существуют теории групп потребностей? Давайте вместе разберемся в этом базовом понятии психологии и гуманитарных наук.
Что такое потребности
Термин «потребность» изучается многими науками, в том числе психологией, обществознанием, философией. Поэтому трактовки могут разительно отличаться.
По общему правилу, потребность – это необходимость человека в чем-либо (вещи, объекты, люди, процессы социализации), без которых человек не ощущает комфорт, безопасность и стабильность. Простыми словами, это нужда человека в чем-либо.
По иному подходу, потребность – это внутренне психологическое и функциональное ощущение человека, которое выражается в недостатке каких-либо объектов или предметов, статуса, которые изменяются в отличие от содержания каждой конкретной личности и соответствующей ситуации.
Важно отметить, что сам термин характерен не только для людей, но и для представителей животного мира. У них также есть необходимость в чем либо – в еде, воде, безопасности. Однако людей отличает наличие духовных и социальных стремлений, которые как таковые отсутствуют у животных.
Основные признаки
В нашей жизни встречаются разные категории общественного и психологического характера. И «потребность» – это один из таких терминов. Но что отличает его от иных понятий, которые на первый взгляд покажутся любому достаточно схожими. Давайте рассмотрим основные признаки:
Сама по себе иерархия потребностей (пирамида потребностей) характеризует этапы становления личности.
Значение в жизни человека
Итак, мы разобрали, что собой представляют потребности человека. Но каково их значение в нашей жизни? Давайте разбираться.
Во-первых, потребности олицетворяют саму личность. Поэтому их разнообразие позволяет сказать, что личность разносторонняя.
Во-вторых, потребности влияют на эффективность человеческой деятельности. В психологии отмечается, что они должны быть удовлетворены в процессе человеческой деятельности. Поэтому, когда концентрация силы потребности находиться в диапазоне «золотой середины» (средняя сила), то деятельность человека наиболее эффективна. Когда же она находиться на слабом или на сильном уровне так называемой силы, то работа становится неэффективной.
Пример. Если у человека есть необходимость в реализации себя в качестве руководителя, начальника или адепта в конкретной сфере. Но при этом, он работает уже многие годы в качестве наемного сотрудника низшего звена, то это чревато следующими последствиями. Во-первых, он не будет удовлетворён своей работой и жизнью. Во-вторых, он будет глубоко несчастен и агрессивен в отношении других и самого себя. В-третьих, у него развивается неприязнь к происходящему, цинизм. В целом такой человек перестает быть здоровым, так как он не может реализоваться.
Психологическая структура потребностей
Но как же выглядит психологическая структура человеческой потребности (как первичной, так и вторичной)? Потребности человека подразделяются на два структурных элемента. Давайте их рассмотрим.
В данном случае потребности личности рассматриваются в качестве конкретных категорий, вещей, предметов материального мира. То есть фактически у человека всегда есть осознание того, что поможет ему удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому удовлетворение потребностей происходит путем получения каких-ибо объективно выраженных результатов человеческой деятельности.
Когда потребности личности не удовлетворены, у человека возникает дискомфорт. Это, своего рода, стресс. Который выражается в том, что при отсутствии возможности в удовлетворение потребностей у личности возникает стрессовая ситуация, агрессия, раздражённостью и другие характеристики.
Таким образом, структура потребностей выглядит следующим образом. Во-первых, это то, чем можно удовлетворить то или иное стремление. Во-вторых, это то, что будет испытывать человек, еси потребность не удовлетворена. То есть это своего рода мотивация, хоть и основанная на негативных ощущениях.
Развитие потребности
Как уже говорилось, потребности личности развиваются и формируются в течение всей жизни. Поэтому они проходят определенные этапы развития. Их выделяют два:
Фактически на втором этапе сменяются так называемый фазы потребностей. Если на первой стадии сначала возникает предмет потребности. То на второй все происходит ровным счетом наоборот.
Виды потребностей
В психологии достаточно часто потребности разделяются на группы. Они характеризуются и объединяются по определенным признакам и факторам. Давайте рассмотрим каждую такую группу более подробно.
Биологические потребности
Такие потребности часто называют «базовые потребности» или «физические потребности человека». Это означает, что такой набор желаний и представлений характерен абсолютно для каждой личности. В данном случае не имеет значения, какой характер у человека, или какие у него ценности. К биологическим потребностям относят:
Такие потребности также именуют как естественные потребности. Более того, существует классификация низших и высших потребностей. Биологические потребности выступают как низшие потребности человека.
Материальные потребности
Многие исследователи включают в состав материальных потребностей также и биологические. Хотя это не совсем верный подход. Конечно, с помощью предметов материального мира можно удовлетворить естественные потребности. Однако их удовлетворение не является предметом материальных.
Что же включается в состав материальных потребностей? Мы можем выделить следующие виды:
Можно сказать, что материальные потребности – это то, с помощью чего удовлетворяются базовые и более высшие уровни потребностей человека.
Социальные потребности
Общение и социализация – это двигатель нашего прогресса и развития. Поэтому практически с рождения. ребенка появляется твердая необходимость во взаимодействии. Например, маленький ребёнок до 3-4 лет привязан к своей матери. То есть его развитие зависит от привязанности к матери и удовлетворения его социальных потребностей.
В группу социальных потребностей включаются следующие элементы: