Немже что это значит
Морфологический разбор слова «немже»
Морфологический разбор «немже»:
«Немже»
Грамматический разбор
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»
Морфологический разбор слова «немже»
Фонетический разбор слова «немже»
Карточка «немже»
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
Евангелие по Матфею 17:5
Толкования:
Блж. Иероним Стридонский
Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте
Блж. Феофилакт Болгарский
Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте
Евфимий Зигабен
Еще (же) ему глаголющу, се, облак светел осени их: и се, глас из облака глаголя: сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих: того послушайте
Еще (же) ему глаголющу, се, облак светел осени их: и се, глас из облака
Облако и голос подтверждают, что это голос Божий. Они знали, что Бог носится на облаках: полагаяй, говорит Писание ( Пс. 103:3 ), облаки на восхождение Свое, и многое в таком же роде оно имеет. Смотри: когда угрожает, полагает около себя темное облако, как на Синае, – а теперь, желая научить, полагает светлое…
глаголя: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих
Это же сказал Отец с неба, когда крестился Спаситель ( Мф. 3 гл.); но там ради присутствовавшего народа, а здесь преимущественно ради Петра. Голос Отца как бы так говорил: Чего ты, Петр, боишься за Иисуса? Он Сын Мой; и не просто Сын, подобно тем, которые делаются сынами Моими чрез добродетель, но Возлюбленный, или Избранный, как Единородный, и – мало того – Такой, в Котором Мое благоволение, т.е. в Котором Я почиваю и Которым доволен, как единомышленным и равным Мне. Поэтому не бойся за Него; сколько бы ты ни любил Его, ты все-таки не любишь столько, сколько – Я. У Меня троякое побуждение любить Его: Я люблю Его как Сына, как Возлюбленного и как доставляющего Мне покой и довольство. Итак, если ты не полагаешься на Его силу, то положись на Мою. Никто столь любимого не оставляет без разумной причины.
Того послушайте
Повинуйтесь Ему, слушайте Его, если Он что-либо или скажет, или сделает. Поэтому если даже пожелает быть распятым, никто Ему пусть не препятствует, потому что вы не знаете тайны Его Домостроительства. Все, что Он ни говорит или делает, говорит и делает по Моей воле. Итак, слушайте Его, оставив закон Моисеев и пророческие тайноводства, потому что Христос есть исполнение закона и пророков, и все это уже исполнилось, как относящееся только к Нему одному.
Лопухин А.П.
Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте
Ориген
Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте
Свт. Григорий Палама
Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте
Не следовало Петру равнять Владыку с рабами; потому что Христос, как сущий Сын Божий находится в недрах Отчих; Пророки же, надлежащим образом, как подлинные сыны Авраама обитают в недрах Авраама. Итак, когда Петр, не зная (что говорит) говорил так, – «се облак светел осени их», прерывая слова Петровы и показывая – каковая отвечает Христу куща.
Свт. Иоанн Златоуст
Еще же Ему глаголюще, се облак светел осени их, и се глас из облака, глаголя: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте
Свт. Лев Великий
Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте
Троицкие листки
Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте
Крещение Христово: экзегетический разбор
Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Греция
Одним из самых таинственных моментов Евангелия является Крещение Христово. В связи с этим поступком Христа возникает множество вопросов.
Попробуем рассмотреть тему Крещения Христова, пользуясь толкованиями святых отцов, церковных писателей и современных христианских библеистов.
I. Почему Христос крестился именно в 30-летнем возрасте?
Святитель Иоанн Златоуст, приступая к толкованию этой темы, прежде всего выясняет, почему Христос крестился именно в 30-летнем возрасте.
«Но почему, скажешь ты, Иисус пришел креститься спустя 30 лет? Потому, что после этого крещения Ему надлежало уже упразднить закон. Чтобы не сказал кто-нибудь, что Он потому отменяет закон, что не мог исполнить его, Он во всей точности исполнял его во все продолжение того возраста, который обыкновенно способен ко всяким грехам».
Причины же Крещения Христа мы находим следующие:
1. «Представление» Христа Иоанном как Мессии
Первую причину объясняет нам сам Иоанн Креститель, говоря: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1: 31). Первая и основная причина Крещения – «представление» Христа Иоанном как Мессии и «Агнца Божиего», т.е. Искупителя мира.
2. Исполнить «правду»
Иисус говорит Иоанну о Крещении: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3: 15). Что значит исполнить «правду»?
Это значит исполнить закон. Иоанн Златоуст называл Крещение Иоанново «последним законным установлением», которое должен был исполнить Христос, ибо Христос вначале исполняет обрядовый закон, а потом отменяет его.
Христос исполняет законную правду также и в том смысле, что, как весь народ, подчиняется пророку, посланному Богом.
«Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде Сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения и таким образом прекратить действие закона. Итак, Мне надлежит исполнить весь закон, потому что Я должен разрешить проклятие, написанное против вас в законе», – пишет Златоуст.
«Дело правды – бесстрастно принявшему на Себя человеческие немощи принять за людей и Крещение, чтобы загладить их грех», – объясняет этот момент преподобный Исидор Пелусиот.
3. Утвердить значение крещения Иоаннова
Крестившись от Иоанна, Христос стремился «утвердить значение крещения Иоаннова» (блаженный Иероним Стридонский). Дело в том, что Сам Христос впоследствии ссылался на Крещение Иоанново и напоминал евреям, что во время Крещения Иоанн исповедовал Его Мессией: «Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине» (Ин. 5: 33).
Получается, Христос крестился в том числе и для того, чтобы иметь авторитетное подтверждение Своего мессианства из уст знаменитого пророка. Это было нужно не Христу, но маловерным иудеям. Свидетельство Иоанна должно было помочь им уверовать во Христа. И Сам Христос, видя духовную немощь евреев, помогал им напоминанием слов Предтечи.
4. Прообразовательное «установление таинства Крещения»
Крещение Христово – это прообразовательное «установление таинства Крещения» (святитель Иларий Пиктавийский).
«Он не нуждался в омовении, но, [напротив], Им должно было освятиться очищение в водах нашего крещения. Своим Божественным примером устанавливает и освящает новозаветное Таинство крещения… Как на Тайной вечере Он совершил и ветхозаветную пасху, и установил взамен нее новозаветное таинство Причащения, так и в Своем крещении: исполнив ветхозаветный обряд, Он положил начало новозаветному Таинству. В Своем крещении Он утопил грех праотца Адама» (Троицкие листки).
5. Христос «освящает водное естество»
В Крещении Христос «освящает водное естество, дарует водам благодатную силу, без которой воды крещения нашего никак бы не были способны очищать грехи человеческие» (Троицкие листки).
Освящая символ жизни – воду, Господь освящает и весь тварный мир, ведь и материя участвует в нашем спасении
В самом начале Своего служения Господь входит в воды Иордана, образно говоря, наполненные мертвостью человеческого греха. Освобождая человечество от «работы диаволи и тли смертныя», Господь освящает и весь тварный мир, и – как символ жизни – воду. Он делает ее не мертвой, но живой, освобождая ее от поврежденности и подчиненности тому, кто назван в Писании «князем мира сего».
Этот смысл праздника говорит нам, что материя участвует в нашем спасении (отсюда и православное учение о таинствах). Чудо Великой Агиасмы также является предвестником будущего изменения мира, будущей славы и нетления.
6. Предочищает человечество
Крестясь, Христос «в Своем лице предочищает человечество в водах Иорданских» (Троицкие листки). Данное толкование указывает на то, что в деле нашего спасения Христом стоит различать некоторые этапы.
7. Крещение – явление Пресвятой Троицы
Крещение – это явление Пресвятой Троицы. Бог Отец свидетельствовал о Сыне, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел на Него в виде голубя. Крещение Христово – новозаветная теофания.
8. Крещение Христово – начало восстановления Царства Божия на земле.
Эту точку зрения представим словами протоиерея Олега Стеняева:
«Нам известно, что первый мир пал. При начале восстановления Царства Божия Иисусом Христом “и на земле, как на небе” (Мф. 6: 10) мы видим, как и при начале первого мира, Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сына… Учитель Церкви Тертуллиан в своем слове “О Крещении” обращал на это внимание: что и первый мир творится при водах и парении Духа Святого, и второй мир Нового Завета творится при водах и действием Духа Святого, Богочеловечеством Иисуса Христа и волею Бога Отца».
Как и при начале первого мира, при начале восстановления Царства Божия мы видим Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сын
Вообще во многих действиях и словах Христа можно увидеть ассоциации с творением мира. Господь пришел, чтобы обновить творение, «прежде падший восставити образ».
9. Крещение Христа на Иордане было образом Его искупительной смерти
Ю.В. Серебрякова, преподаватель ПСТГУ, пишет:
«Общественное служение Христа начинается с крещения водного в Иордане и, если воспользоваться терминологией апостола Павла, заканчивается “крещением в смерть” (Рим. 6: 4) – на Голгофе. Под “правдой” в ответе Христа в таком случае необходимо понимать деятельность Бога, направленную на спасение человека (иначе это называется домостроительством спасения)».
10. Символ возвращения Святого Духа в человечество
Крещение Христово и особенно схождение Святого Духа в виде голубя – символ возвращения Святого Духа в человечество. Мысль принадлежит преподобному Нилу Синайскому:
«И не подумай, что Христос, не имея Духа, принял Его: ибо Сам, как Бог, послал Его свыше, и Сам, как Человек, принял на Себя на земле. Посему от Него снисшел на Него Дух, от Божества Его на Его человечество».
11. Современные библеисты: символизм вхождения в Иордан (новый исход)
Современный библеист Николас Томас Райт предлагает интересное типологическое толкование:
«Это было не просто символическим очищением, а знамением нового перелома в истории Израиля и всего мира. Более 1000 лет до этого дети Израиля перешли Иордан и впервые вступили на землю обетованную, начав ее завоевание. Теперь они были призваны войти в ту же реку снова, готовясь, с Божией помощью, к великим завоеваниям в борьбе со злом – к установлению Царства Божиего на земле, как и на Небесах».
В книге «Ветхий Завет на страницах Нового» предлагается та же мысль: «Место расположения Иоанна символизирует наступление нового исхода».
Рассмотрим еще несколько важных деталей Крещения Христова.
II. Что означает фраза: «и се, отверзлись Ему небеса» (Мф. 3: 16)?
«Небеса открываются не через движение видимых составных частей, а для духовного взора; о них и Иезекииль говорит в начале своего свитка, что они были открыты», – поясняет блаженный Иероним.
«Адам заключил их, а Христос открывает, чтобы ты узнал, что и ты, когда крещаешься, открываешь их», – говорит блаженный Феофилакт Болгарский.
III. Образ голубя
Что означают слова: «и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3: 16)?
«При крещении голубь явился для того, чтобы и присутствующим, и Иоанну указать, как бы перстом, Сына Божия, и вместе для того, чтобы и ты знал, что и на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святой», – говорит Златоуст.
Кроме того, голубь – это очень важный и глубокий образ, который неоднократно используется на страницах Писания (вспомним Ноев ковчег). Прежде всего образ чистоты, кротости, святости.
«Почему же Дух Святый явился в виде голубя? Потому что голубь есть животное кроткое и чистое… И как Дух Святый есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде», – поясняет Златоуст.
Также вселенский учитель проводит смысловую нить от голубицы Ноя к крещенскому голубю:
«Не одного только человека выводит она (голубица) из ковчега, но всю вселенную возводит на небо и вместо масличной ветви приносит усыновление всему роду человеческому».
Важное догматическое замечание: Дух Святой не принял естества голубя, потому и сказано: «в виде голубя»
Важное догматическое замечание того же автора:
«Сын Божий принял естество человеческое, а Дух Святой не принял естества голубя. Потому и евангелист не сказал: в естестве голубя, но – “в виде” голубя».
Евфимий Зигабен замечает еще несколько важных характеристик голубя, помогающих понять использование в Священной истории именно этого образа:
«В виде же голубя Он сошел, потому что эта птица от природы во многих отношениях служит образом Духа Святого. Он любит человека и нелегко возбуждается к гневу, терпеливо переносит лишение детенышей и не нападает на лишающих его. Он есть самая чистая птица и любит благовоние».
Интересна мысль Оригена:
«Ныне Дух приходит в виде, а не в теле голубя, возвещая вселенной милость Божию и одновременно показывая, что духовному [человеку] надлежит быть незлобивым и кротким, простым и бесхитростным».
IV. Разве не обитал Дух Божий на Иисусе
с самого зачатия Его во чреве Девы Матери?
В «Троицких листках» задается вопрос: «Разве не обитал Дух Божий на Иисусе с самого зачатия Его во чреве Девы Матери?»
Ответ звучит следующий:
«По Божеству Своему Сын Божий неразлучен с Отцом и Духом; по человечеству всегда был преисполнен Духа Божия. Для чего же Дух Святый сходит на Него теперь видимым образом? Для того, чтобы исполнилось предсказание, данное Иоанну: “На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым” (Ин. 1: 33). Для того, чтобы в Иисусе познали люди Сына Божия, Спасителя мира. Для того, чтобы в самом начале Нового Завета тайна Пресвятой Троицы, древле сокровенная, явилась и явственно открылась видению и слуху человеческому».
Итак, схождение Духа Святого в виде голубя имело, прежде всего, миссионерское значение. Это знамение предназначалось главным образом святому Иоанну Крестителю.
V. О гласе Бога Отца
Особенного внимания стоит стих:
«И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 17).
Предложение: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» – состоит из двух цитат.
«Сей есть Сын Мой» – цитата из Пс. 2: 7. Каждый иудей видел в этом псалме указание на Мессию;
«в Котором Мое благоволение» – цитата из Ис. 42: 1 (в синодальном переводе: «к которому благоволит душа Моя»). Это описание Страждущего Раба, которое получает свое завершение в Ис. 53.
«“Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” – то есть на Котором Я успокаиваюсь, к Которому Я милостив», – поясняет блаженный Феофилакт.
«“О Немже благоволих”, т.е. в Котором Я нахожу увеселение… Благоволение значит доброе желание, а доброе желание состояло в том, чтобы спасти людей; посему теперь сказал, что это есть Тот, в Котором Я желал людям добра, т.е. через Которого пришло спасение людей», – пишет Евфимий Зигабен.
Итак, по творениям святых отцов, церковных писателей и современных христианских библеистов мы сделали попытку экзегетического осмысления одного из самых таинственных эпизодов Евангелия – Крещения Христова.
Впрочем, разнообразие толкований говорит нам о том, что перед нами одна из тайн домостроительства нашего спасения. С ощущением этой тайны и, главное, с радостью о нашем Спасении во Христе встретим светлый праздник Крещения Господня.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Еф. 1:13
Свт. Иоанн Златоуст
В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом
Свт. Феофан Затворник
В Немже и вы, слышавше слово истины, благовествование спасения нашего, в Немже и веровавше знаменастеся Духом обетования Святым
В Немже, — чрез Него и ради Его, прилепившись к Нему, соединившись с Ним и ставши едино с Ним и в Нем, — и вы, — христиане из язычников, прежде не знавшие ничего о Христе, но в первый раз услышавшие о Нем в проповеди Евангелия, уверовав в Него, приняты в одинаковое с нами, прежде уповавшими, общение в благословениях в Нем: чему доказательством служит то, что и вы запечатлены Духом Святым. Мы — иудеи, прежде уже на то избраны и назначены, чтобы быть частию Христовою, а вы, хоть и не назначены прямо, но как уверовали, то и приняты в ту же часть; и печать Свою наложил и на вас Христос — дар Духа Святого, чтобы все, и небесные, и земные, знали, что вы Ему уже, а не другому кому, принадлежите. Так и вы ничем не заделены сравнительно с нами, тоже получили, что и мы, ради веры вашей и покорности Евангелию.
Слово истины — учение Христово, слово о вере в Него, которое несомненно истинно и содержит первейшую и нужнейшую из всех истин истину — как спастись, которую, приявший сердцем, хотя бы ничего другого не знал, будет обладать истиною жизни, имеющею истинным путем привести его к истинному блаженству.
Евангелие спасения — благовестие о спасении, объясняет содержание слова истины. В этом вся проповедь и состояла. Апостолы говорили всем: гибнете вы и останетесь в погибели, если так пребудете, как есть. Хотите спастись, вот вам единственное средство: веруйте в Господа Иисуса Христа Распятого. «Что другое содержала проповедь, как не благовествование спасения, то есть, что достойных погибели Он уже не погубляет» (святой Златоуст).
Вместо спасения нашего, то есть, всех людей, иные читают «вашего» — ефесян. Мысль будет: и вашего, как нашего. Или ближе Апостол наводит их на воспоминание о том, как они уверовали. Слыша проповедь, сознали, что точно погибают, восчувствовали свою пагубу, а вместе и то, что негде им спастися, как в Господе Иисусе Христе; и стала сия проповедь для них указанием единственного спасения, за которое они и уцепились всею силою. И у каждого спасительная вера силу свою являть начинает, когда он общее всех спасение в Господе себе присвояет не умствованием, а чувством.
В Немже и веровавше. Не довольно слышать, необходимо веровать. Вера — дверь к принятию всех благословений от Господа. Как вознесшись на небо, Он Духа Святого ниспослал в мир, так прилепляющихся к Нему верою, тотчас чрез таинства, исполняет Духом Святым. Путь такой: сначала слух, потом вера от слуха, наконец, запечатление Духом в крещении и возложении рук, или миропомазании. Это — степени, коими бывшие далече близ бывают и вводятся в наследие Христово.
Знаменастеся Духом. Об иудеях сказал: наследницы сотворихомся (11), вступили в наследие благословений о Христе, или в удел и часть Христову; а о язычниках — знаменастеся Духом. И это одно с тем. Ибо что запечатлены Духом, это и означало, что и они приняты в часть Христову; равно как иудеям сподобиться благословений о Христе, или вступить в часть Христову, иначе было нельзя, как чрез излияние Духа, по обетованиям — излить на них Духа и сделать их чрез то новыми. Феодорит пишет: «Не только вы слышали, но и уверовали. Почему и сподобились благодати Всесвятого Духа. Знаменастеся подобно пророческому изречению: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи (Пс. 4, 7); то есть как какую печать прияли дар Духа». — Святой Златоуст говорит: «Великое промышление показывает это запечатление (Духом). Как если бы кто доставшихся ему по жребию отметил известным знаком, чтоб после узнавать их, так точно и Бог, отделив (их) для принятия веры в Него (Христа), запечатлел (Духом в знак принадлежания Ему, и) в наследие будущих благ… Получали запечатление и израильтяне, но чрез обрезание, подобно бессловесным; запечатлены и мы, но как дети, Духом».
Духом обетования. Почему так назвал Его святой Павел? — И потому, что Сам Он обетован, как пророками, так и Господом, и потому, что служит залогом будущих обетований. Святой Златоуст говорит: «Что значит Духом обетования? — Значит, что мы прияли Его по обетованию. Обетовании было два: одно — чрез пророков, другое — чрез Сына. Я сказал, чрез пророков; послушай, что говорит Иоиль: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваша, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят (Иоил. 2, 28). Послушай затем, что и Христос говорит: приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете ми свидетели во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли (Деян. 1, 8)».
Экумений и Феофилакт, высказав ту же мысль, прибавляют — Экумений: «Духом обетования Он назван еще или потому, что Он обещает бесчисленные блага, или потому, что чрез запечатление Им вы улучите или сподобитесь обетований». Феофилакт: «Или потому еще (Он Дух обетования есть), что Дух подтверждает обетование будущих благ. Будучи дарован, Он тем самым удостоверяет и в будущем. Почему и назван залогом».
Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом
Блаж. Феофилакт Болгарский
В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения
То есть во Христе. Так и к евреям говорит: говорил нам в Сыне (Евр. 1:2). Называет же проповедь словом истины в отличие от закона, бывшего прообразом и тенью, а благовествованием спасения — в отличие от закона умерщвляющего и будущего наказания. Ибо проповедь о первом явлении призывает ко спасению, а труба второго — к наказанию.
и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом
В него — в Евангелие, говорит, уверовав, или в Него — во Христа; то есть благодатью Христовой уверовав, запечатлены, так что ясно, что вы — жребий и удел Божий. Но иудеи запечатлены были обрезанием, как бессловесные, приняв телесную печать, а мы как сыны Божии, и запечатлены Духом, что выше плотского запечатления. Называет же Его Духом обетованным или потому, что по обетованию Он дан, ибо и чрез Иоиля Бог обетовал: излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил. 2:28), и Христос говорит: примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой (Деян. 1:8), — или потому, что обетование грядущих благ Дух подтверждает. Ибо уже тем, что Он ниспослан нам, дается уверенность в будущем, посему и называется залогом. Послушай, что следует далее.
Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.
Блаж. Иероним Стридонский
В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом
Для ефесян служит немалою похвалою то, что они слышали не [просто] проповедь, а слово истины. Действительно, о том, что между проповедью истины и словом есть большое различие, мы читаем и в другом послании: И слово мое, говорит Павел, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор 2:4).
Комментарий на Послание к Ефесянам.
Дидим Слепец
В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом
Подобно тому как учение и добродетель оставляют, я бы сказал, свою печать и форму на том, кто их получает, так и становящийся причастным к Духу Святому через это сопричастие обретает духовность и святость.
Книга о Святом Духе.
Лопухин А.П.
В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом