Немой место занял подобно как пятое колесо что за буква
Немой место занял подобно как пятое колесо что за буква
Добролюбовка запись закреплена
«Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» – писал М.В. Ломоносов о букве «ъ» (ер) еще в XVIII веке.
К тому времени ер уже не обозначал никакого звука (как это было примерно до середины XII века), а места занимал порядочно: использовался как минимум в конце каждого слова, оканчивающегося на согласную: столъ, ужъ, Санктъ-Петербургъ. Причем это касалось как книг на церковнославянском языке (к концу XIX в. это были книги религиозные), так и светских книг, напечатанных гражданским шрифтом, на современном для того времени русском языке.
Приведем подсчеты советского лингвиста Льва Успенского: только в одном издании «Войны и мира» Льва Толстого (1897 год, 2080 страниц) содержится 115 тысяч «букв-дармоедов»! 70 страниц одних «еръ», если собрать их и напечатать подряд. 70 страниц, на которых нельзя прочитать ничего. При этом «еръ» занимал более 8% времени и бумаги при печати и стоил России ежегодно более 400 000 рублей.
Мысли о том, чтобы избавиться от «буквы-транжиры» возникли задолго до 1918 года. Идея реформы орфографии носилась в воздухе. Еще в 1904 году Орфографическая комиссия предложила убрать из алфавита некоторые буквы (ер, и-десятеричное, ять, фиту и ижицу), однако по разным причинам проект внедрен в жизнь не был. Реформу орфографии осуществила в 1918 году большевистская власть. Причем декрета оказалось недостаточно, понадобилось принудительное изъятие из типографий удаленных из алфавита литер. Только тогда издатели начали печатать по-новому.
Это привело к тому, что на протяжении следующих лет вместо разделительного Ъ на печати ставился апостроф. Только в 1928 году Наркомпрос признал такое использование апострофа некорректным, и Ъ начал возвращаться. Сегодня его присутствие в тексте едва заметно – это вторая с конца по частотности русская буква после Ё.
Книжная выставка «Сколько стоил «еръ»?» начинает работать сегодня в общем читальном зале (4 этаж).
Олимпиада по русскому языку с ответами. 9 класс
Олимпиада по русскому языку
Время выполнения работы- 3часа
Из приведённого ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены.
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.
Расставьте ударение в словах:
Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.
Поспорили две ученицы:
— Глагол говорите изъявительного наклонения,- утверждала одна.
— Нет, повелительного наклонения,- не соглашалась вторая.
Каков правильный ответ.
Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.
Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.
Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения :
Являются ли этимологически родственными слова
Угадайте слово по толкованию его лексического значения:
а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;
б) краткий перерыв между действиями спектакля;
в)изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;
г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.
Объясните значение заимствованных слов: дюйм, куркума, курсив, реликвия, фетиш, купюра (не деньги), амбиция, гобой.
Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов: а) куда кривая выведет ; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка ни чёрту кочерга.
Определите, какими частями речи являются выделенные слова:
б) Раз мы отправились на экскурсию.
в) После урока дети отправились на прогулку.
г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.
е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.
Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). Объясните.
1.Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.
2.Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.
3.Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.
4.Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».
Задание №12 (6баллов)
Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» Что это за буква? Какова её судьба в нашей письменности?
В каком предложении неправильно названа грамматическая основа?
1. Всё в городе было ново и непривычно.
3.На минуту солнце закрыло большое облако.
4. Кто бы мог поверить в такие чудеса.
Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап. ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл. вах чу…твуя пр. бл. жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш. м воздухе (не,ни)слышно н. сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л. гушки.
Ключи к варианту 1
Мчится, тройка, удалая, вдоль, дороге, столбовой, колокольчик, Валдая, гудит, дугой.
Расставьте ударение в словах: балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть, Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.
Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения:
Современный разбор————Историческое членение
Внуш-и-ть вн-уш-и-ть(этимологическое значение
Прихот-лив-ый при-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах
при-хот-ь, хот-е-ть, похоть)
Корень «кры» отчётливо проявляется в каждом из слов рассматриваемой группы. Все слова являются производными от древнего «крыти» с тем же значением, что и в современном слове «крыть». Слово «крыльцо» (древняя форма «крыльце») первоначально было уменьшительно-ласкательным образованием от крыла.
А) авантюризм, б)антракт, в) гротеск, г) эпитет.
Дюйм- английская мера длины; куркума- травянистое растение семейства имбирных; курсив- наклонный типографский шрифт, близкий к рукописному по начертанию; реликвия- свято хранимые как память о прошлом вещи; фетиш- предмет слепого поклонения; купюра- сокращение, изъятие текста; гобой- деревянный духовой музыкальный инструмент.
А)так, как получится, случится;
б) устранить отчуждённость, отдалённость, недоверие между кем-либо;
в) очень быстро, стремительно или упорно делать что-либо;
г) ничем не выделяющийся, посредственный человек.
а)наречие; б)наречие; в)предлог; г)союз; д)наречие; е)предлоги; ж)наречие.
4.Название книги является несогласованным приложением, при употреблении слова книга название не склоняется.
Разделительный твёрдый знак.
Предложение 3 – облако закрыло.
Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки.
Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, поименный, обжитое, досуг, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, знамение, озвучение, медикаменты, задолго, еретик, анатом, донельзя, бармен, эксперт, перчить.
Определите, в каких словах пишется буква «э»:
а)д..т…ктор г)пиру…т(в танце) ж)трёх. тажный
б)про…кт д)фуж…р з)с…кономить
в)уд…гейцы е)ду…ль и) кар…
Разбейте слова на морфемы: таможенник, оправдательный, осетрина, баллотировать, подъездной, преуменьшать, царственность.
В каких случаях на месте пропуска произносится [ э ],а в каких [ о ]?
Голол…дица, оп…ка, аф…ра, безнад…жный, ман…вры.
Объясните значение данных выражений, попробуйте определить их происхождение.
Счастливые часов не наблюдают. Во всех ты, душенька, нарядах хороша!
Со щитом или на щите.
Перекуём мечи на орала.
Задание №7 (10 баллов)
Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:
Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.
Задание №8 (10баллов)
« Да, так-с! Ужасные бестии эти азиаты…» (М.Ю.Лермонтов)
«…Он дамам к ручке не подходит;
Иль нет-с » . Таков был общий глас. (А.С.Пушкин)
«Никита-ста! Царь-государь жалует тебя чашей со своего стола» (А.К.Толстой)
Что они обозначают? Что обозначает слово «словоерс»?
Определите, какие среди данных слов являются именами существительными одушевлёнными: платье, жизнь, сын, мертвец, труп, народ, семья, душа, кукла, круп, щенок, толпа, урод, общество, отряд, утопленник, брат, гость.
Определите, какими членами предложения являются выделенные наречия.
5.Дом слева оказался музеем.
6.Она попросила посетителя быть вежливым к продавцам.
7. Сверху и снизу бежала вода.
8.Его приезд весьма некстати.
Задание №11 (5баллов)
Восстановите стихотворную строфу по перепутанным строкам, в которых все слова даны в начальной форме, расставьте знаки препинания.
Много, я, час Прилечь, между, высокий, трава
Бежать, и, наконец, устав Прислушиваться, погоня, нет
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
1)мы немедленно начали репетировать.
2)оказалось, что там слишком много ролей.
3)началось распределение ролей.
4)была назначена первая репетиция.
Задание №13 (5баллов)
Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля? Передайте в научном стиле любую другую русскую пословицу.
Информация, сохранённая на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента с лезвием и обухом.
Правильно ли выражена мысль в следующих предложениях? Найдите ошибки, напишите предложения в исправленном виде.
1.Благодаря ненастью транспорт в городе остановился.
2.Абитуриент рассказал свою автобиографию.
3.В декабре более чаще идёт снег.
4.Врач выписал Ирине порошок для головной боли.
Задание №15( 15баллов)
По данному началу создайте текст в публицистическом стиле. Обоснуйте мысль, содержащуюся в первом предложении.
Ключи к варианту 2
СлИвовый, пЕтля, усугубИть, поимённый, обжитОе, досУг, новорождённый, коклЮш, жалюзИ, тУфля, знАмение, озвУчение, медикамЕнты, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя, бАрмен, экспЕрт, перчИть.
Таможен-н-ик, о-правд-а-тельн-ый, осетр-ин-а, баллот-иров-а-ть, подъ-езд-н-ой, пре- у- мень-ш-а-ть, цар-ств-енн-ость.
[ э ] – гололедица, опека, афера
[ о ] – безнадёжный, манёвр
1.Счастливые люди обычно не замечают течения времени. Литературный источник – А.С.Грибоедов «Горе от ума»
2.Снисходительность к женским слабостям, к стремлению нарядно одеться, украсить себя. Литературный источник – поэма И.Ф.Богдановича «Душенька»
Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.
Буква «С» в старославянской азбуке носила название «слово», сочетание из неё и «ера» в народе получило имя «словоер». «Словоерс» буквально значит: «эс да ер будет «с». (УспенскийЛ.В. «Слово о словах»)
Сын, урод, утопленник, брат, гость, щенок.
1-определение; 2-обстоятельство; 3-сказуемое; 4-сказуемое;
5-определение; 6-дополнение; 7-обстоятельство; 8-сказуемое.
Бежал и, наконец, устав,
Прилёг между высоких трав;
Прислушался: погони нет.
Что написано пером, не вырубишь топором.
В данных предложениях допущены стилистические ошибки.
1.Из-за ненастья транспорт в городе остановился.
2.Абитуриент рассказал автобиографию.
3.В декабре чаще идёт снег.
4.Врач выписал Ирине порошок от головной боли.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-204821
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Немой место занял подобно как пятое колесо что за буква
ЛЕВ УСПЕНСКИЙ И ЕГО КНИГИ
Если бы попросили людей, хорошо знающих Льва Васильевича Успенского, коротко охарактеризовать личность писателя, они бы ответили, что прежде всего поражают его огромные разносторонние знания, его поразительная память, редкое трудолюбие и работоспособность, его жизнерадостность и сильно развитое чувство юмора.
Многие из них дали бы совсем короткую характеристику: «Он все знает».
В наше время – время грандиозных открытий, бурного развития науки и техники, в век космонавтики и электроники – невозможно «все знать». Но Лев Васильевич «дает повод» так о нем говорить. Он является исключительно образованным человеком: он ученый-лингвист, знаток археологии, истории в широком смысле этого слова, в частности истории Петербурга, географ, землемер, ботаник, фотограф, знаток античности, писатель, поэт, переводчик.
Лев Васильевич пишет филологические книги, книги об археологии, географии, книги на мифологические темы, книги из истории нашего города, военные рассказы, повести и романы. Все, о чем он пишет, он хорошо знает и рассказывает читателям со знанием дела.
Этому помогает превосходная память писателя.
В редакциях газет и издательств частенько можно слышать: «Это знает Лев Васильевич, это нужно поручить Льву Васильевичу, нужно спросить у Льва Васильевича».
Такое отношение к писателю хорошо, емко выразил в дружеской эпиграмме ленинградский поэт Михаил Александрович Дудин:
Л. В. Успенский проявляет самый живой интерес ко всему, чем живет наша страна, чем живет весь большой мир – наша планета Земля.
Писатель-гражданин быстро и живо откликается на все события, происходящие как в нашей стране, так и за рубежом. Отсюда – частые выступления Льва Васильевича в газетах и по радио. Он прекрасный оратор, его речь жива и образна, он говорит языком, доступным всем, приводит интересные примеры, пословицы и поговорки; его речь то полна острыми, гневными словами, когда он говорит о поджигателях войны, то полна восхищения и лиризма, когда он говорит о делах и жизни советских людей, о славной советской молодежи.
В 1960 году писательская общественность Ленинграда, работники издательств, редакций газет, журналов и радио, юные и взрослые читатели торжественно отметили шестидесятилетие Льва Васильевича Успенского и тридцатилетие его творческой деятельности.
Было сказано много слов благодарности писателю за его большой, вдохновенный труд; ему желали долгих лет жизни и выражали уверенность в том, что писатель порадует многими и многими книгами своих требовательных, но всегда чутких и благодарных читателей.
В адрес юбиляра поступило много телеграмм от разных учреждений и читателей, было много преподнесено писателю адресов и цветов.
Виновник торжества, добродушный великан, с гривой седых волос и доброй, с лукавинкой улыбкой, был смущен, взволнован и растроган; он, по-видимому, не ожидал такого праздника, устроенного в его честь.
Книги Льва Васильевича читают и взрослые и школьники с одинаковым интересом, а это самая высокая оценка книг и труда писателя.
Издательство «Детская литература» по-издательски отметило юбилей писателя, выпустив его книгу «Повести и рассказы» (о которой еще будет речь впереди).
В 1960 году в издательстве «Детская литература» вышла также языковедческая книга «Ты и твое имя» (Лен. отдел.).
Прошло десять лет. В эти годы Лев Васильевич продолжал много и плодотворно работать.
В это время писатель работал еще над двумя филологическими книгами: «Имя дома твоего» и над этимологическим словариком школьника «Почему не иначе?». Обе книги вышли в 1967 году в издательстве «Детская литература».
Прошло десять лет – очень малый срок для истории и большой срок в человеческой жизни, – но Лев Васильевич Успенский по-прежнему бодр, работоспособен, по-прежнему оптимистичен и скор на шутку и остроту.
9 февраля Льву Васильевичу Успенскому исполнилось 70 лет. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1970 года за заслуги в развитии советской литературы и в связи с семидесятилетием со дня рождения Лев Васильевич Успенский награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Лев Васильевич Успенский родился двадцать седьмого января (9 февраля) 1900 года в Петербурге в семье инженера-геодезиста. Отец – Василий Васильевич Успенский – происходил из разночинной семьи: дед будущего писателя был провинциальным банковским бухгалтером.
А все это было в семье Льва Васильевича. Мать будущего писателя, Наталья Алексеевна, происходила из дворянской семьи Костюриных, имение которых было в Псковской губернии. Она без согласия отца уехала в Петербург поступать на Высшие женские курсы и, чтобы стать самостоятельной, вступила в фиктивный брак с Василием Васильевичем Успенским, потом этот брак перешел в обычный законный брак.
Детство Льва Васильевича было вполне благополучным, кроме него, в семье был только один ребенок, брат Всеволод Васильевич, на два с половиною года младше его. Зимой жили в Петербурге, от двух лет и до двенадцати – на Выборгской стороне, летом – Псковская губерния, Великолучина.
Выезды в деревню имели большое значение: мальчик знакомился с жизнью псковских крестьян, с природой Озерного края. Он начинал понимать, что знакомые псковские поля и перелески – это часть огромной страны, его Родины, России.
Будучи в раннем детстве очень любознательным и наблюдательным (эти качества сохранились на всю жизнь), Лев Васильевич в пять лет незаметно для родителей научился читать.
В школу поступил в 1906 году, но, по настоянию врача, был переведен в детский сад (мальчику было шесть лет), где начал изучать французский язык. Немецким языком он уже занимался дома с преподавательницей.
В этом же году произошло событие исключительной для него важности: ему подарили книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо». С жадностью и трепетом прочел он эту книгу.
Впечатление от книги было так велико, так ярко, что до сих пор, более шестидесяти лет спустя, Лев Васильевич помнит все картинки из этой книги и даже многие подписи под ними.
В раннем детстве сильнейшим увлечением была зоология, мир животных. Читал и перечитывал Брема.
Другим большим увлечением раннего детства были паровозы, железная дорога: самое любимое место для прогулок – платформа на Финляндском вокзале.
И няня и мальчик Левушка получали оба большое удовольствие: первая могла сколько угодно беседовать со знакомыми старушками, а ее питомец часами мог наблюдать за маневрами паровозов. Любовь к паровозам Лев Васильевич сохранил до сих пор.
Общительный, любознательный мальчик, окруженный лаской и вниманием родителей и няни, которую нежно любил и о которой сохранил самые теплые воспоминания, живо интересовался окружающей действительностью.
Однажды, гуляя по своей излюбленной железнодорожной платформе, мальчик увидел в окнах за решетками чьи-то лица.
На вопрос сына, что это за люди смотрят, мать ответила, что это храбрые революционеры, их посадил за решетку царь-вампир, который пьет народную кровь; мать поддерживала связь с революционно настроенным студенчеством; в эпоху реакции прятала подпольщиков в доме; постоянно, под видом прислуги, жили жены арестованных рабочих заводов «Русский дизель» и Нобеля.
Немой место занял подобно как пятое колесо что за буква
Русь Киевская запись закреплена
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НАШЕЙ ПИСЬМЕННОСТИ?
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.
(Вопросы)
Какая из новых букв вызвала ироническое замечание М.В. Ломоносова: «Ежели для иностранныхъ выговоровъ вымышлять новыя буквы, то будетъ наша азбука съ Китайскую» (Российская грамматика. 1755 г.)?
М.В. Ломоносов изложил свои мысли в виде занимательной филологической пьесы под названием «Суд российских письмен, перед Разумом и Обычаем от Грамматики представленных».
«Обычай. Что за шумъ? Сторожъ, не пускай никого лишнихъ: вить здѣсь не мостовая. Кто тамъ?
Сторожъ. Та, сударь, боярыня пришла которая завсегда въ аломъ платьѣ съ черными волосами ходитъ, и одно слово говоритъ десятью.
Разумь. Никакъ госпожа грамматика?
Обычай. Куда какая досада! она право весь день проговоритъ; да и того на одно правописание недостанетъ.
Разумъ. На одно правописание? нѣтъ, сударь, она имѣетъ такое особливое искуство, что объ одной запятой можетъ написать великую книгу.
Обычай. Чтожъ сударь? Коли такъ, то намъ съ нею и въ пять лѣтъ не справиться будетъ. Когда же мнѣ другия важныя дѣла исправлять и о томъ стараться, что бы все то, что отъ меня зависитъ, удержать и утвердить въ прежнемъ своемъ добромъ состоянии? Непостоянныя госпожа мода и ночи не спитъ, стараясь все то развратить или вовсе отмѣнить, что я уже давно за благо принялъ.
Разумъ. Напрасно для того излишно себя безпокоить: что худо, то долго устоять не можетъ; и старое скоро назадъ возвратится, ежели оно новаго лучше.
Сторожъ. Постой сударыня: судьямъ не время.
Грамматика. Дѣло есть нужное.
Грамматика. Почтенные, почтеннѣйшие и препочтеннѣйшие господа! я вамъ доносила, доношу и буду доносить, что письмена письменами гнушаются, письменамъ отъ письмянъ нѣтъ покою, письмена о письменахъ съ письменами вражду имѣютъ, и спорятъ противъ письмянъ.
Разумъ. Мы знаемъ, сударыня, давно твои спряжения и склонения.
Обычай. Пожалуй говори какъ водится.
Грамматика. Я должна вамъ представить Российския письмена, которыя давно имѣютъ между собою великия распри о получении разныхъ важныхъ мѣстъ и достоинствъ. Каждая представляетъ свое преимущество: иныя хвалятся своимъ пригожимъ видомъ, нѣкоторыя приятнымъ голосомъ, иныя своими патронами; а почти всѣ старинною своею фамилиею. Сего междоусобнаго ихъ несогласия безъ вашего разсмотрѣния прекратить не возможно.
Разумъ. Изволь ихъ предъ насъ поставить.
Грамматика. Въ какомъ образѣ видѣть ихъ изволите?
Обычай. Какъ, въ какомъ образѣ?
Грамматика. Ежели вамъ угодно перекликать ихъ на улицѣ, то станутъ онѣ для нынѣшней стужи въ широкихъ шубахъ, какия они носятъ въ церьковныхъ книгахъ; а ежели въ горницѣ пересматривать изволите, предстанутъ въ лѣтнемъ платьѣ, какое онѣ надѣваютъ въ гражданской печати. Буди же за благо разсудите, что бы онѣ пришли къ окнамъ на ходуляхъ, явятся какъ ихъ въ старинныхъ книгахъ подъ заставками писали, или какъ и нынѣ въ Вязьмѣ на пряникахъ печатаютъ. А когда по ихъ честолюбию въ нарядѣ прити позволите, тогда надѣнетъ на себя мужеский полъ Испанские парики съ уздами, какъ онѣ стоятъ у псалмовъ въ началѣ, а женский полъ сурикомъ нарумянится. Буди же хотите, чтобъ онѣ явились, какъ челобитчики въ плачевномъ видѣ, то упадутъ передъ вами растрепавъ волосы, какъ пьяные ихъ подъяч³я въ челобитныхъ пишутъ; наконецъ если видѣть желаете какъ они недавно между собою подрались, то вступятъ къ вамъ сцепившись, какъ судьи однимъ почеркомъ крѣпятъ приказы.
Обычай. Покинь пожалуй всѣ излишния затѣи.
Разумъ. Прочитай сперьва роспись.
N. В. Послѣдующее выписано изъ тетради заключающей въ себѣ приготовление къ продолжению сей пиесы.
Перьвой А, хвалится перьвенствомъ въ алфавитѣ; Аполлонъ покровитель наукъ начинается съ А. жалуется: на О, что онъ былъ у Евреевъ только точкою и ставился при другихъ литерахъ въ низу; когда же Греки по разсуждению своихъ республикъ малыхъ, съ великими сверсткали: то и его съ нами сравнили. О, говоритъ, я значу вѣчность, солнцу подобенъ, меня пишутъ Астрономы и Химики, мною означаются воскресные дни, мною великолѣпенъ языкъ Славенский и Великая и Малая Россия меня употребляетъ.
Онъ говоритъ къ Азу: ты такъ презрѣнъ, что почти никакихъ Росс³йскихъ словъ не начинаешь.
Говоритъ Азъ: не щитая моей древней фамилии, которая изъ богатаго Тира произходитъ, должно бы мнѣ дѣлать отъ другихъ отмѣну и для того, что я стою во перьвыхъ у Аполлона, главнаго правителя на Парнассѣ, и начинаю перьвое лице; однако не взирая на то, чинятъ мнѣ великия изневаги, а особливо О, который рангомъ, лицемъ и голосомъ со мною сравниться не можетъ. Произношение и правописание также между собою спорятъ.
Грамматика. Позволь произвесть ихъ родъ: всякая буква сказываетъ о своей породѣ. Грамматика говоритъ обычаю: новизну любишь же и ты, такъ что тупоносыя башмаки принимаешь тотчасъ вмѣсто остроносыхъ, и большие обшлага вмѣсто малыхъ; и ты иногда дѣлаешь на перекось, какъ посадския жены босы идучи, въ рукахъ башмаки носятъ, а щеголи и въ дожжикъ шляпу подъ пазухой держатъ.
Б. говоритъ, что вторая персона въ статѣ.
Грамматика. Штрафъ будетъ, то перьвенство надлежитъ гласнымъ.
Ъ. Нѣмой мѣсто занялъ. Подобие какъ пятое колесо.
Ѣ. говоритъ, что Е. выгоняетъ меня изъ мѣста, владѣния и наслѣдия, однако я не уступлю. Е. недоволенъ своимъ селениемъ и веселиемъ, меня гонитъ изъ утѣшения. Е. пускай будетъ довольствоваться женою, а до дѣвицъ дѣла нѣтъ. Шумъ между литерами. Согласныя не смѣютъ говорить безъ позволен³я гласныхъ.
Ф. жалуется, что Ѳ. отлучаетъ его отъ философовъ и отъ Филисъ; пускай она остается съ своимъ Ѳокой, Ѳадѣемъ и Ѳирсомъ,
Ѳ. говоритъ, что я имѣю перьвенство передъ Ф. у Ѳеофана и у Ѳеофилакта, и для того въ азбукѣ быть послѣ его не вмѣстно.
Г. я стою въ началѣ грамматики, служу вмѣсто h.
К. меня нѣтъ нещастливѣе, выгнанъ и только оставленъ въ Греческихъ календахъ, вмѣсто меня уже прибавляется Г. гъ дому, гъ Богу,
Н. жалуется на И, что оно наряжается часто въ его платье.
С и З. спорятъ между собою въ предлогахъ.
http://ruslib.3dn.ru/publ/lomonosov_mikhail_vasilevic..
Перед судом выступают «ПИСЬМЕНА» (буквы) Е и l («ять»). Ять жалуется, что Е его «из места, владения и наследия изгоняет». «Однако я не уступлю! – кричит Ять.
– Е пускай будет довольствоваться женою, а до девиц ему дела нет!».
Орфографическая реформа 1918 года устранила из алфавита букву («ять»), так как она обозначала тот же самый звук, что и буква е. Например, при одинаковом произношении слов ели (кашу) и ели (высокие) писались они в дореволюционной орфографии по-разному: «Ять»ли, «Ять»ла (кашу), но ели, ёлка.
Установим позицию гласного, в которой четко обнаруживается различие е и ять, и определим, какие из приведенных ниже слов писались через е, какие – через ять.
а) Следить, отмель, течь, ведро, резать, примерить, вести, сестра, петь, медовый, пена, делить, сельский, стена, резвый, жена, слепой, осветить, тесный.
б) Пчела, лечь, весло, лесной, речка, плеть, отвечать, обед, кленовый, шуметь, сенокос, везти, лечить, седой, слеза, изменить, тесто, озеро, расцвести, лето.
О ком раньше говорили: корову пишет через ять?
Как вы понимаете выражение сделать на ять? Раз тебе ребята доверили слово, то ты обязан сделать это на ять. (Н.Островский)
К какой букве алфавита относилось восклицание М.В. Ломоносова: «Немой место занял, подобие как пятое колесо!»? Какова дальнейшая судьба «немого» в истории русского алфавита? Всегда ли эта буква «молчала»?
Автор замечательных научно-популярных книг по лингвистике Л.В. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв ё – буква, «необязательная к употреблению» (можно писать мед или мёд).
В каких случаях употребление буквы ё все же необходимо? Что вы знаете об истории этой буквы? Какой графический знак выполнял функции буквы ё до ее появления в алфавите?
В пьесе М.В. Ломоносова «Суд российских письмен» спорят «письмена» Онъ и Азъ. Онъ самоуверенно заявляет: «Я значу вечность, солнцу подобен, меня пишут астрономы и химики, мною означают воскресные дни, мною великолепен язык славенский, и Великая и Малая Россия меня употребляет». Далее Онъ говорит Азу: «Ты так презрен, что почти никаких российских слов не начинаешь». Насколько справедлив Онъ в своих высказываниях?
В «Российской грамматике» М.В. Ломоносова говорится: «Букву io почитать должно за двуписьменное начертание, из i и o, и для того въ азбуке на ряду ставить не должно, однако употреблять въ нужныхъ случаяхъ». Какая буква пришла на смену «двуписьменному начертанию» в конце XVIII века?
М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» не включает в приводимый им алфавит букву щ: она, по его мнению, относится к числу букв, которые «хотя въ Российском письме употребляются, однако въ азбуку свойственно приняты быть и на ряду числиться не должны». Буква щ, как указывает автор, употребляется в гражданском алфавите как сокращение вместо «двуписьменного начертания» – шч.
О каком произношении щ свидетельствует это утверждение?
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня. …
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу.
Почему В.А. Жуковский предлагал изменить последние строки этого стихотворения? После смерти А.С. Пушкина он опубликовал их в таком варианте:
Я понять тебя хочу,
Темный твой язык учу. …
А.С. Пушкиным был записан следующий исторический анекдот: «Через несколько времени на вопрос императрицын: что словарь? отвечали ей, что Академия дошла до буквы п. Императрица улыбнулась и заметила, что Академии пора было бы покой оставить».
Ответ императрицы – это игра слов, т.е. каламбур.
Какими объективными причинами можно объяснить тот факт, что Академия надолго остановилась на букве п?
Почему в приведенном ниже тексте виселица переносно названа словом глаголь?
Какую ж видит он картину?
Кругом пустыня, дичь и голь,
А в стороне торчит глаголь,
И на глаголе том два тела
Висят….
(А.С. Пушкин. Альфонс садится на коня. …)
Как правильно прочитать строчки из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? (Впишите названия букв н и n).
И русский Н как N французский
Произносить умела в нос.
(Гл. 2, XXXIII)
В печатном тексте стихотворного романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» письмо Татьяны не имеет подписи. В черновике же подпись героини читалась весьма своеобразно. Как?
Подумала: что скажут люди?
И подписала Т.Л.
Инициалы Онегина тоже включены в стиховую строку. Как читаются они и почему?
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
(Гл. 3, XXXVII)
Л.В. Успенский в книге «По закону буквы» сообщает следующее: в балладе А.С. Пушкина «Русалка», в стихотворении «Песнь о вещем Олеге», во многих лирических стихотворениях поэта нет ни одной буквы ф.
В поэме «Полтава» из 45 тысяч слов буква эта встречается всего один раз (в слове цифра), в «Борисе Годунове» – 3 раза, причем в одном эпизоде: царевич Федор чертит географическую карту, а порфира вот-вот готова упасть с плеч истерзанного страхом и совестью Бориса.
Известно, что звуки [ф] и [ф’] встречаются в русском языке достаточно часто. Почему же так не повезло букве ф?
В данной ниже шутке из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля использованы древние названия букв славянской азбуки, обозначавших некогда гласные звуки. Какие из них сохранились в современном алфавите и что они теперь обозначают?
Еръ да еры упали с горы,
Ерь да ять – некому поднять.
В Словаре В.И. Даля упоминается игра под названием «ХЕРИКИ-ОНИКИ». О какой игре идет речь и как объяснить ее устаревшее название?
В.И. Даль пишет в Словаре: «Буква юсъ гнусливая, слышна еще въ польскомъ и важна только для языковеда».
К каким двум буквам кириллического алфавита может быть отнесено это высказывание? Какие звуки, уже не свойственные русскому языку, но сохранившиеся в польском, обозначались юсами в старославянском языке?
Как вы понимаете смысл поговорки из Словаря В.И. Даля: Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет? Почему в ней использованы названия именно этих букв: аз и ижица?