Немов методика нарисуй что нибудь р с
Методы диагностики воображения (окончание)
Методика 9. «Нарисуй что-нибудь»
Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.
Оценка результатов
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
Методика 10. «Придумай игру»
Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора;
1. Как называется игра?
2. В чем она состоит?
3. Сколько человек необходимо для игры?
4. Какие роли получают участники в игре?
5. Как будет проходить игра?
6. Каковы правила игры?
7. Чем должна будет закончиться игра?
8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?
Оценка результатов
В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему — постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.
Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:
1. Оригинальность и новизна.
2. Продуманность условий.
3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.
4. Наличие в игре определенных правил.
5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.
По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно). 1 балл — наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла — присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.
По всем этим критериям и признакам придуманная ребенком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.
Методика «Рисунок»
В этой методике Немова Р. С. ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать несуществующее животное. На это отводится 5 минут.
Фантазия ребенка оценивается следующим образом, по признакам:
1. Скорость процессов воображения.
2. Необычность и оригинальность образов воображения.
3. Богатство фантазии.
4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.
5. Впечатлительность, эмоциональность образов.
По каждому из этих признаков рисунок получает от 0 до 2 баллов.
0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рисунке практически отсутствует
1 балл – если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо.
2 балла – соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.
Если в течение минуты ребенок так и не придумал неизвестное, фантастическое существо-животное, то экспериментатор сам подсказывает ему какую-либо зарисовку и за скорость воображения ставит 0 баллов.
Если же ребенок в течение 1 минуты придумал сам, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Если же ему удалось придумать в течение 30 секунд, или в течение минуты придумал не одно, а минимум 2 фантастического животного – ставится 2 балла.
Необычность и оригинальность оцениваются тоже:
Если нарисовал известное животное, 0 баллов.
Если с добавлением своих деталей фантастичности – 1 балл, если же придумал что-то такое, что он не мог раньше видеть, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.
Богатство фантазии ребенка проявляется в разнообразии используемых образов.
Если общее число деталей превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее число деталей находится от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.
Глубина и проработанность образов определяется по тому, насколько разнообразно в рисунке представлены детали и характеристики.
0 баллов ребенок получает тогда, когда объект изображен схематично, 1 балл – если образ умеренно детализирован, 2 балла – образ нарисован достаточно подробно.
Впечатлительность и эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес у созерцателя.
Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное – 0.
Материал на тему «Диагностика воображения»
Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста.
Методика «Придумай рассказ» Р.С. Немов
Ребёнку даётся задание придумать рассказ о ком-либо или о чём-либо в течение 1 минуты, а затем пересказать в течение 2 минут. Это может быть какая-либо история или сказка.
Воображение ребёнка в данной методике оценивается по следующим признакам:
Скорость придумывания рассказа;
Необычность, оригинальность сюжета;
Разнообразие образов, используемых в рассказе;
Проработанность и детализация этих образов;
По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нём выражено тат или иной признак из перечисленных выше.
Скорость придумывания рассказов оценивается:
2 баллами- если ребёнку удалось придумать рассказ в течении не более 30 секунд;
2 баллами – если сюжет рассказа полностью придуман самим ребёнком, оригинален;
1 балл – если ребёнок привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя;
0 баллов – если ребёнок просто механически пересказывает то, что он когда-либо видел.
Разнообразие образов оценивается:
1 балл – если в рассказе используется 2-3 персонажа;
Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производятся следующим образом:
0 баллов – если персонажи в рассказе только называются и дополнительно не характеризуются.
Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:
2 баллами – если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны;
1 балл – если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ;
0 баллов – если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий;
8 – 9 баллов – высокий;
2 – 3 балла – низкий;
0 – 1 балл – очень низкий.
Методика «Нарисуй что – нибудь»
Ребенку дают лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагают нарисовать все, что он захочет. На выполнение задания отводится 4 – 5 минут.
Качество рисунка оценивается по следующим критериям:
10 баллов- ребёнок за отведённое время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Деталей образа, рисунка тщательно проработаны.
8-9 баллов – ребёнок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.
5-7 баллов – ребёнок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определённое эмоциональное впечатление.
3-4 балла –ребёнок нарисовал что- то очень простое, не оригинальное, фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны.
0-2 балла – за отведённое время ребёнок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Немов методика нарисуй что нибудь р с
1. Методика «Беседа» (Л.С. Цветкова, 2002).
В процессе обследования эмоционально-личностной сферы проводится беседа с ребенком на близкую ему тему и осуществляется наблюдение за его игровой и познавательной деятельностью и поведением в целом.
Задача: оценить коммуникабельность, систему эмоций (отношение к себе, своей деятельности, к родным, близким, другим детям и т.п.), направленность интересов и наклонностей (эмоциональное отношение к школьному учреждению, детскому коллективу, игровой, познавательной и учебной деятельности).
Детям дается следующая речевая установка: «Будем разговаривать. Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».
В ходе беседы детям задаются вопросы, ответы ребёнка фиксируются в протокол обследования (см. приложения)
Оцениваются: 1) фон настроения; 2) невербальная экспрессия (мимика, поза, жесты, двигательное поведение); 3) умение вступать в контакт; 4) стиль отношений (официальный, формальный, семейный и т.п.); 5) отношение к себе, к родным, к детям; 6) отношение к своей деятельности; эмоциональное отношение к школьному учреждению; игровой, учебной и познавательной деятельности.
2. Методика «Нелепицы» (С.Д. Забрамная,1981).
Вначале ребенку показывают картинку, которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными(см. приложения).
Задача: выявить эмоциональные реакции при понимании нелепости изображенных объектов, а также чувства юмора как одного из аспектов развития эмоционально-личностной сферы.
Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию следующего содержания: «Рассмотри картинку. Что ты видишь?
Оценивались: 1)возможность узнавания конфликтных изображений и понимание нелепости изображенных объектов; 2)наличие чувства юмора; 3)специфика эмоционального реагирования на содержание картин;
3. Методика «Эмоциональное состояние» (С.Д. Забрамная, 1981).
Детям показывают (поочередно) три картинки, на каждой из которых изображено лицо ребенка, отражающее то или иное эмоциональное состояние(см. приложение). Обследующий наблюдает за эмоциональной реакцией, которую у ребенка вызывает восприятие каждой из предъявленных картинок.
Задача: исследовать чувство эмпатии (сопереживания), а также специфику проявления эмоциональных реакций ребенка. Узнавание (восприятие) эмоций человека.
Речевая установка: «Рассмотри картинки. Кто это?». Ребенку также задаются вопросы: «Что делает девочка, мальчик (плачет, смеется, сердится)? Какое лицо у девочки, мальчика (веселое, грустное, сердитое)?»
Оценивается: 1)восприятие и понимание эмоционального состояния человека на картинке; 2)наличие чувства эмпатии; 3)специфика ответных эмоциональных реакция – мимика, взгляд, поза, жесты, двигательное поведение ребенка в целом; 4)вербальные реакции.
4. Методика «Нарисуй что-нибудь». (Немов Р.С.)
Методика предназначена д ля диагностики изобразительных аспектов воображения.
Ребёнку даётся лист бумаги, фломастеры, карандаши, а потом нужно придумать и нарисовать что-нибудь необычное. На выполнение задания отводится 4 мин.
Оценка результатов ребенка производится в бал лах по следующим критериям:
10 баллов – ребёнок за отведённое время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов – ребёнок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов – ребёнок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определённое эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 баллов – ребёнок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причём на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла – за отведённое время ребёнок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
10 б – очень высокий
0-2 б – очень низкий
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническая отделка рисунков.
Немов методика нарисуй что нибудь р с
Детская психология | Материалы для специалистов запись закреплена
ЦЕЛЬ: оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой; выявить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ. Ребенку показывают картинку, во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так. Расскажи, как на самом деле все должно быть».
Сначала ребенок называет все нелепицы, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время ограниченно тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
В случае затруднения ребенку оказывается помощь:
— Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?» «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно думаешь».
— Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»
— Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-нибудь необычное?».
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
При оценке учитываются:
а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;
б) понимание и оценка ситуации в целом;
в) планомерность описания картинки;
10 баллов – такая оценка ставиться ребенку, если за отведенное время (3 мин.) он заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и как на самом деле должно быть.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
ВЫВОДЫ ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ: