Немота герасима имеет символический смысл и означает что
Выбранный для просмотра документ тургенев Муму.ppsx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выбранный для просмотра документ тургенев Муму.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема повести: а) осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей; б) противопоставление крепостников и крепостных; в) размышления о необходимости отмены крепостного права. Подумай и выбери верный вариант ответа.
В основе повести «Муму» лежит: а) художественный вымысел; б) реальная история; в) нереальное событие. Подумай и выбери верный вариант ответа.
Действие происходит: а) в Петербурге; б) Москве; в) Орле. Подумай и выбери верный вариант ответа.
Немота Герасима имеет символический смысл и означает, что: а) в своей стране он не может открыто высказываться; б) ему не о чем говорить с людьми; в) для тяжелой работы речь не нужна. Подумай и выбери верный вариант ответа.
По характеру Герасим был: а) общительным; б) добродушным; в) замкнутым. Подумай и выбери верный вариант ответа.
Говоря, что Герасим «вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле», автор использовал: а) гиперболу; б) антитезу; в) сравнение. Подумай и выбери верный вариант ответа.
Герасим желал жениться на Татьяне, потому что ему: а) было одиноко жить в его каморке; б) полюбилась Татьяна; в) было трудно справляться с домашними делами. Подумай и выбери верный вариант ответа.
Появление Муму в жизни Герасима: а) скрасило его одинокую жизнь; б) отдалило его от людей; в) позволило ему отдать собаке всю свою невостребованную любовь. Подумай и выбери верный вариант ответа.
Слова «решимость» и «отвага» (см. задание 11) объединяет явление: а) антонимии; б)синонимии; в)омонимии. Подумай и выбери верный вариант ответа.
Герасим ушел из Москвы, потому что: а) лишился единственного друга; б) устал от городской жизни; в)соскучился по крестьянскому труду. Подумай и выбери верный вариант ответа.
Старость у барыни была: а) веселая и щедрая; б) грустная и одинокая; в) скупая и скучающая. Подумай и выбери верный вариант ответа.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по рассказу И. С. Тургенева содержит вопросы по содержанию текста, характеристике главного героя, отношение его с другими героями. Есть задания на знание и нахождение литературоведческих терминов: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, антитеза, аллегория, ирония.
Презентация содержит иллюстрации к рассказу «Муму»: портрет И. С. Тургенева, обложки книг различных изданий, а также иллюстрации к сюжетам.
Во время работы с тестом звучит музыка Бетховена «Лунная соната».
Тестом пользоваться после прочтения рассказа, анализа произведения для контрольной работы всем классом или индивидуально.
Номер материала: 313478
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ТЕМА: Немой протест героя – символ немоты крепостного права.
Цели: 1. Раскрыть нравственное превосходство Герасима над
барыней и её челядью и значение немоты героя.
2. Развивать навыки пообразного анализа; навыки
выразительного чтения по ролям, устную речь, мышление.
3. Формировать нравственные качества: уважение к ближнему,
Оборудование: учебник, иллюстрации, карточки, кроссворды.
Эпиграф: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право».
Организационный момент. Объявление темы и целей урока.
— Сегодня на уроке мы продолжим изучение рассказа «Муму» и поговорим о нравственной красоте Герасима, о его превосходстве над барыней и её челядью. А также наша задача раскрыть значение немоты героя.
3. Основное содержание урока.
— На прошлом уроке мы говорили о том, что Герасим по произволу барыни потерял свою любимую девушку Татьяну. В обыденной жизни, в горе Герасим проявил себя «самым замечательным лицом» среди прочих.
— Что же сделало счастливым Герасима в этот счастливый год?
( То, что он мог заботиться о беззащитном существе, испытать радость от его привязанности. Это даёт ему силы жить.)
— Какие же события происходили в течение этого года?
(Да никаких – он работал и растил Муму, она как только немного подросла, стала даже чем-то помогать ему. Счастливым сделали Герасима не события, а возможность спокойно работать и заботиться о милом ему существе.
— Итак, Герасим был счастлив год. И произошло какое-то неожиданное обстоятельство, нарушившее счастье и спокойствие жизни Герасима.
Какое же это обстоятельство?
2. Пересказ эпизода.
— Перескажите эпизод пропажи Муму и поиски Герасима.
— Как передаёт автор переживания Герасима в этот момент?
( Его переживания передаются выразительными глаголами– (стал бегать, искать, кликать, бросился, выскочил), характеристикой его поведения («с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, успел обежать пол-Москвы), отношением к исполнению своих обязанностей (весь следующий день Герасим не показывался).
— Как же возвращение собаки отразилось на поведении Герасима?
— Почему он пообещал, что сам берётся уничтожить Муму?
(Он понимает, что ослушаться барыни никак нельзя, и этот приказ он выполнит, принеся наименьшие муки своей любимице).
— Почему Степан говорит о Герасиме: «Уж он такой. Он не то, что наш брат»? Как вы понимаете эти слова?
( Все видят, что Герасим никогда не лжёт, не притворяется, не отлынивает от работы. Он превосходит их всех нравственно, своей душой).
— Почему Герасим, когда уводит Муму навсегда из дома, надевает праздничный кафтан?
( Он хотел последний свой выход с Муму сделать как можно приятнее для неё: кафтан, шерсть на ней так и лоснилась, он кормит её мясными щами в трактире).
— Когда же Герасим принял решение уйти в деревню – до смерти Муму или после её гибели?
( Очевидно, что гибель любимого существа и была той последней каплей, которой недоставало, чтобы решиться на протест).
4. Работа над языковыми особенностями.
В начале рассказа перед нами глухонемой силач, близкий к природе, связанный с ней нерасторжимыми узами. Что же помогает нам представить, увидеть эту близость? Какие художественные средства? Подтвердите текстом.
«Он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле. Как молодой здоровый бык. Он сам смахивал на степенного гусака». Это сравнения.
— Вспомните момент, когда пропала Муму, в каком отчаянии был Герасим. Найдите в тексте. Здесь автор тоже использует сравнение: «бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь).
— И уже совсем не то видим в конце рассказа: «великан, расходившийся добрый молодец, который как лев выступает сильно и бодро». Последнее сравнение тоже из мира природы, напоминает сказочные преувеличения.
5. Индивидуальная работа по карточкам (2 ученика)
— Подготовить ответ на вопрос по иллюстрации.
6. Устное словесное рисование. Сравнительный анализ.
— Каким вы себе представляете великана? Опишите его в вашем представлении.
— Можно ли Герасима сравнить с описанием великана? Найдите описание Герасима, которое бы соответствовало качествам великана?
( Ведь «великан» действительно наделён необычайными качествами, «отчаянной и вместе радостной решимостью», «несокрушимой отвагой», «широко распахнута его грудь», «глаза жадно и прямо устремлены вперёд»).
— Это был глухонемой человек, но зато он мог чутко воспринимать окружающее. Герасим был открыт тонким и поэтическим ощущениям: его радует запах поспевающей ржи, ласковые удары ветра с родины, золотая россыпь несчётных звёзд, влажно-красные лучи восходящего солнца. Он умеет это видеть, пережить, почувствовать.
7. Ответы по карточкам. Игра для разминки « Кто продолжит?»
(учитель показывает карточку с именем героя из рассказа, а ученик должен продолжить рассказ об этом образе или подобрать к нему подходящие определения)
8. Беседа по образу Герасима.
— Что вас трогает в этом герое?
— Почему в финале так радостен и полон сил Герасим? Сравните: даже когда Муму просто пропала, он не спал и стонал всю ночь. А теперь после поступка, который был совершён с таким отчаянием, такое неожиданное состояние счастья.
(Герасим, наконец-то, почувствовал себя человеком, приняв первое в жизни самостоятельное решение, и поёт в нём душа и полна радости природа вокруг него.)
9. Выразительное чтение эпизода. Беседа по прочитанному тексту.
— Давайте прочитаем выразительно тот эпизод, когда Герасим возвращается домой.
— Как доказать, что автора радует смелый поступок Герасима?
( Эта радость в восторженном описании пути богатыря, в радостном описании картины природы, которая была так близка ему.)
— А вас радеет несокрушимая отвага и вместе с тем радостная решимость Герасима?
— Что хотел выразить автор этим эпизодом? Что совершил немой Герасим?
10. Работа над темой урока.
— Какой символический смысл в этом образе – «НЕМОЙ»?
В самые тяжёлые моменты рассказа писатель напоминает нам о немоте Герасима. На своей родине он не может никому ничего сказать, богатырь – немой. Это символ простого народа. И опять же всему виной крепостной строй.
— Вы знаете, что Герасим это прототип крепостного Андрея. Что изменил писатель в ходе событий? ( Андрей до смерти служил барыне и сохранил рабскую покорность даже после уничтожения собаки).
— Почему автор это сделал?
11. Слово учителя. Работа над эпиграфом.
— Читая Тургенева в наши дни, мы не только узнаём, как жили и боролись за свободу его современники, но и проникаемся любовью к героям за их душевную красоту, смелость, умение самостоятельно строить свою жизнь.
— Прочитайте эпиграф к уроку. Это слова Тургенева. Не кажется ли вам, что эти мысли он вложил в конце рассказа в образ одного героя. Кто он, и как это выражается?
1. Проверка домашнего задания – «Характеристика Герасима».
2. Тест по произведению.
— Писатель всегда был проповедником справедливости, гуманности, красоты человеческих отношений, облагораживающих человека, вызывающих в нём добрые чувства.
Во время похорон Тургенева один из многочисленных венков был сделан в виде разорванной цепи. Это был символ того, что Тургенев своим творчеством способствовал освобождению русского народа от крепостного права.
Произведения Тургенева учат нас видеть прекрасное в жизни людей и в природе, делают нашу жизнь богаче и интереснее.
5. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по рассказу.
Урок по литературе в 5 классе
«. Рассказ «Муму». Немой протест героя – символ немоты крепостного права»
Электронный образовательный ресурс «И.С.Тургенев «Муму»
Тест поможет проверить знания учащихся после изучения повести И.С.Тургенева «Муму»
Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс «И.С.Тургенев «Муму»»
а)осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей;
б)противопоставление крепостников и крепостных;
в)размышления о необходимости отмены крепостного права.
В основе повести «Муму» лежит:
а) художественный вымысел;
Действие происходит в:
а)Петербурге; б)Москве; в)Орле.
Немота Герасима имеет символический смысл, и означает, что:
а)в своей стране он не может открыто высказываться;
б)ему не о чем говорить с людьми;
в)для тяжелой работы речь не нужна.
По характеру Герасим был:
а)общительным; б)добродушным; в)замкнутым.
Говоря, что Герасим «вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле», автор использовал:
а)гиперболу; б)антитезу; в)сравнение.
7. Герасим желал жениться на Татьяне, потому что ему:
а)было одиноко жить в его каморке;
в)было трудно справляться с домашними делами.
Появление Муму в жизни Герасима:
а) скрасило его одинокую жизнь;
б)отдалило его от людей;
в)позволило ему отдать собаке всю свою невостребованную любовь.
В фразе: «Этот лекарь, которого искусство состояло в том, что он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс, спал четырнадцать часов в сутки» — используется:
а)гипербола; б)ирония; в)антитеза.
В фразе: «Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка уперши руки в бока; в своей красной крестьянской рубашке он казался каким-то великаном перед ними» — автор использовал:
а)антитезу; б)сравнение; в)метафору.
а)эпитетами; б)аллегорией; в)сравнением.
Слова «решимость» и «отвага» (см. задание 11) объединяет явление:
а)антонимии; б)синонимии; в)омонимии.
13. Герасим ушёл из Москвы, потому что:
а)лишился единственного друга; б)устал от городской жизни;
в)соскучился пол крестьянскому труду.
14. Старость у барыни была:
а)весёлая и щедрая; б)грустная и одинокая; в)скупая и скучающая.
Тестирование по теме Тургенев «Муму»
А) осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей;
Б) противопоставление крепостников и крепостных
В) размышления о необходимости отмены крепостного права
2. В основе повести «Муму» лежит:
А) художественный вымысел
Б) историческая реальность
В) нереальное событие
3. Действие происходит в:
4. Немота Герасима имеет символический смысл и означает, что:
А) в своей стране он не может открыто высказываться
Б) ему не о чем говорить с людьми
В) для тяжёлой работы речь не нужна
5. По характеру Герасим был:
6. Говоря, что Герасим «вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле», автор использовал:
7. Герасим желал жениться на Татьяне, потому что ему:
А) было одиноко жить в его каморке
Б) полюбилась Татьяна
В) было трудно справляться с домашними делами
8. Появление Муму в жизни Герасима:
А) скрасило его одинокую жизнь
Б) отдалило его от людей
В) позволило ему отдать собаке всю свою невостребованную любовь
12. Слова «решимость» и «отвага» ( см. задание 11) объединяет явление
13 Герасим ушёл из Москвы, потому что:
А) лишился единственного друга;
Б) устал от городской жизни
В) соскучился по крестьянскому труду
14. Старость у барыни была:
А) весёлая и щедрая
Б) грустная и одинокая
В) скупая и скучающая
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-420369
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по литературе в 5 классе «И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Немой протест героя – символ немоты крепостного права»
ТЕМА: Немой протест героя – символ немоты крепостного права.
Цели: 1. Раскрыть нравственное превосходство Герасима над
барыней и её челядью и значение немоты героя.
2. Развивать навыки пообразного анализа; навыки
выразительного чтения по ролям, устную речь, мышление.
3. Формировать нравственные качества: уважение к ближнему,
Оборудование: учебник, иллюстрации, карточки, кроссворды.
Эпиграф: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право».
Объявление темы и целей урока.
— Сегодня на уроке мы продолжим изучение рассказа «Муму» и поговорим о нравственной красоте Герасима, о его превосходстве над барыней и её челядью. А также наша задача раскрыть значение немоты героя.
3. Основное содержание урока.
— На прошлом уроке мы говорили о том, что Герасим по произволу барыни потерял свою любимую девушку Татьяну. В обыденной жизни, в горе Герасим проявил себя «самым замечательным лицом» среди прочих.
1. Беседа (В это время 3 уч-ся даётся задание разгадать кроссворд- карточку ).
— Что же сделало счастливым Герасима в этот счастливый год?
( То, что он мог заботиться о беззащитном существе, испытать радость от его привязанности. Это даёт ему силы жить.)
— Какие же события происходили в течение этого года?
(Да никаких – он работал и растил Муму, она как только немного подросла, стала даже чем-то помогать ему. Счастливым сделали Герасима не события, а возможность спокойно работать и заботиться о милом ему существе.
— Итак, Герасим был счастлив год. И произошло какое-то неожиданное обстоятельство, нарушившее счастье и спокойствие жизни Герасима.
Какое же это обстоятельство?
2. Пересказ эпизода.
— Перескажите эпизод пропажи Муму и поиски Герасима.
— Как передаёт автор переживания Герасима в этот момент?
( Его переживания передаются выразительными глаголами– (стал бегать, искать, кликать, бросился, выскочил), характеристикой его поведения («с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, успел обежать пол-Москвы), отношением к исполнению своих обязанностей (весь следующий день Герасим не показывался).
— Как же возвращение собаки отразилось на поведении Герасима?
— Почему он пообещал, что сам берётся уничтожить Муму?
(Он понимает, что ослушаться барыни никак нельзя, и этот приказ он выполнит, принеся наименьшие муки своей любимице).
— Почему Степан говорит о Герасиме: «Уж он такой. Он не то, что наш брат»? Как вы понимаете эти слова?
( Все видят, что Герасим никогда не лжёт, не притворяется, не отлынивает от работы. Он превосходит их всех нравственно, своей душой).
— Почему Герасим, когда уводит Муму навсегда из дома, надевает праздничный кафтан?
( Он хотел последний свой выход с Муму сделать как можно приятнее для неё: кафтан, шерсть на ней так и лоснилась, он кормит её мясными щами в трактире).
— Когда же Герасим принял решение уйти в деревню – до смерти Муму или после её гибели?
( Очевидно, что гибель любимого существа и была той последней каплей, которой недоставало, чтобы решиться на протест).
4. Работа над языковыми особенностями.
В начале рассказа перед нами глухонемой силач, близкий к природе, связанный с ней нерасторжимыми узами. Что же помогает нам представить, увидеть эту близость? Какие художественные средства? Подтвердите текстом.
«Он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле. Как молодой здоровый бык. Он сам смахивал на степенного гусака». Это сравнения.
— Вспомните момент, когда пропала Муму, в каком отчаянии был Герасим. Найдите в тексте. Здесь автор тоже использует сравнение: «бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь).
— И уже совсем не то видим в конце рассказа: «великан, расходившийся добрый молодец, который как лев выступает сильно и бодро». Последнее сравнение тоже из мира природы, напоминает сказочные преувеличения.
5. Индивидуальная работа по карточкам (2 ученика)
— Подготовить ответ на вопрос по иллюстрации.
6. Устное словесное рисование. Сравнительный анализ.
— Каким вы себе представляете великана? Опишите его в вашем представлении.
— Можно ли Герасима сравнить с описанием великана? Найдите описание Герасима, которое бы соответствовало качествам великана?
( Ведь «великан» действительно наделён необычайными качествами, «отчаянной и вместе радостной решимостью», «несокрушимой отвагой», «широко распахнута его грудь», «глаза жадно и прямо устремлены вперёд»).
— Это был глухонемой человек, но зато он мог чутко воспринимать окружающее. Герасим был открыт тонким и поэтическим ощущениям: его радует запах поспевающей ржи, ласковые удары ветра с родины, золотая россыпь несчётных звёзд, влажно-красные лучи восходящего солнца. Он умеет это видеть, пережить, почувствовать.
7. Ответы по карточкам. Игра для разминки « Кто продолжит?»
( учитель показывает карточку с именем героя из рассказа, а ученик должен продолжить рассказ об этом образе или подобрать к нему подходящие определения)
8. Беседа по образу Герасима.
— Что вас трогает в этом герое?
— Почему в финале так радостен и полон сил Герасим? Сравните: даже когда Муму просто пропала, он не спал и стонал всю ночь. А теперь после поступка, который был совершён с таким отчаянием, такое неожиданное состояние счастья.
(Герасим, наконец-то, почувствовал себя человеком, приняв первое в жизни самостоятельное решение, и поёт в нём душа и полна радости природа вокруг него.)
9. Выразительное чтение эпизода. Беседа по прочитанному тексту.
— Давайте прочитаем выразительно тот эпизод, когда Герасим возвращается домой.
— Как доказать, что автора радует смелый поступок Герасима?
( Эта радость в восторженном описании пути богатыря, в радостном описании картины природы, которая была так близка ему.)
— А вас радеет несокрушимая отвага и вместе с тем радостная решимость Герасима?
— Что хотел выразить автор этим эпизодом? Что совершил немой Герасим?
(Этим текстом автор выражает своё торжество- победу Герасима не только над гнётом барыни, но и победу над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).
10. Работа над темой урока.
— Какой символический смысл в этом образе – «НЕМОЙ»?
В самые тяжёлые моменты рассказа писатель напоминает нам о немоте Герасима. На своей родине он не может никому ничего сказать, богатырь – немой. Это символ простого народа. И опять же всему виной крепостной строй.
— Вы знаете, что Герасим это прототип крепостного Андрея. Что изменил писатель в ходе событий? ( Андрей до смерти служил барыне и сохранил рабскую покорность даже после уничтожения собаки).
— Почему автор это сделал?
11. Слово учителя. Работа над эпиграфом.
— Прочитайте эпиграф к уроку. Это слова Тургенева. Не кажется ли вам, что эти мысли он вложил в конце рассказа в образ одного героя. Кто он, и как это выражается?
1. Проверка домашнего задания – «Характеристика Герасима».
2. Тест по произведению.
— Писатель всегда был проповедником справедливости, гуманности, красоты человеческих отношений, облагораживающих человека, вызывающих в нём добрые чувства.
Во время похорон Тургенева один из многочисленных венков был сделан в виде разорванной цепи. Это был символ того, что Тургенев своим творчеством способствовал освобождению русского народа от крепостного права.
Произведения Тургенева учат нас видеть прекрасное в жизни людей и в природе, делают нашу жизнь богаче и интереснее.
5. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по рассказу.
Урок по литературе в 5 классе
«И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Немой протест героя – символ немоты крепостного права»
Учитель русского языка
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Этапы урока:
1. Орг.момент.
2. Объявление темы и целей урока.
3. Основное содержание урока.
— На прошлом уроке мы говорили о том, что Герасим по произволу барыни потерял свою любимую девушку Татьяну. В обыденной жизни, в горе Герасим проявил себя «самым замечательным лицом» среди прочих.
1. Беседа (В это время 3 уч-ся даётся задание разгадать кроссворд- карточку).
— Что же сделало счастливым Герасима в этот счастливый год? (То, что он мог заботиться о беззащитном существе, испытать радость от его привязанности. Это даёт ему силы жить).
— Какие же события происходили в течение этого года? (Да никаких – он работал и растил Муму, она как только немного подросла, стала даже чем-то помогать ему. Счастливым сделали Герасима не события, а возможность спокойно работать и заботиться о милом ему существе).
— Итак, Герасим был счастлив год. И произошло какое-то неожиданное обстоятельство, нарушившее счастье и спокойствие жизни Герасима. Какое же это обстоятельство?
2. Пересказ эпизода.
— Перескажите эпизод пропажи Муму и поиски Герасима.
— Как передаёт автор переживания Герасима в этот момент? (Его переживания передаются выразительными глаголами (стал бегать, искать, кликать, бросился, выскочил), характеристикой его поведения (с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, успел обежать пол-Москвы), отношением к исполнению своих обязанностей (весь следующий день Герасим не показывался).
— Как же возвращение собаки отразилось на поведении Герасима?
— Почему он пообещал, что сам берётся уничтожить Муму?
4. Работа над языковыми особенностями.
В начале рассказа перед нами глухонемой силач, близкий к природе, связанный с ней нерасторжимыми узами. Что же помогает нам представить, увидеть эту близость? Какие художественные средства? Подтвердите текстом.
5. Индивидуальная работа по карточкам (2 ученика).
— Подготовить ответ на вопрос по иллюстрации.
6. Устное словесное рисование. Сравнительный анализ.
— Каким вы себе представляете великана? Опишите его в вашем представлении.
— Можно ли Герасима сравнить с описанием великана? Найдите описание Герасима, которое бы соответствовало качествам великана?
7. Ответы по карточкам.
Игра для разминки «Кто продолжит?» (учитель показывает карточку с именем героя из рассказа, а ученик должен продолжить рассказ об этом образе или подобрать к нему подходящие определения).
8. Беседа по образу Герасима.
— Что вас трогает в этом герое?
— Почему в финале так радостен и полон сил Герасим? Сравните: даже когда Муму просто пропала, он не спал и стонал всю ночь. А теперь после поступка, который был совершён с таким отчаянием, такое неожиданное состояние счастья.
— Откуда оно? (Герасим, наконец-то, почувствовал себя человеком, приняв первое в жизни самостоятельное решение, и поёт в нём душа и полна радости природа вокруг него).
9. Выразительное чтение эпизода. Беседа по прочитанному тексту.
— Давайте прочитаем выразительно тот эпизод, когда Герасим возвращается домой.
— Как доказать, что автора радует смелый поступок Герасима? (Эта радость в восторженном описании пути богатыря, в радостном описании картины природы, которая была так близка ему).
— А вас радеет несокрушимая отвага и вместе с тем радостная решимость Герасима?
— Что хотел выразить автор этим эпизодом? Что совершил немой Герасим?
10. Работа над темой урока.
— Какой символический смысл в этом образе – «НЕМОЙ»? В самые тяжёлые моменты рассказа писатель напоминает нам о немоте Герасима. На своей родине он не может никому ничего сказать, богатырь – немой. Это символ простого народа. И опять же всему виной крепостной строй.
11. Слово учителя. Работа над эпиграфом.
— Прочитайте эпиграф к уроку. Это слова Тургенева. Не кажется ли вам, что эти мысли он вложил в конце рассказа в образ одного героя. Кто он, и как это выражается?
4. ИТОГ УРОКА:
1. Проверка домашнего задания – «Характеристика Герасима».
2. Тест по произведению.
— Писатель всегда был проповедником справедливости, гуманности, красоты человеческих отношений, облагораживающих человека, вызывающих в нём добрые чувства. Во время похорон Тургенева один из многочисленных венков был сделан в виде разорванной цепи. Это был символ того, что Тургенев своим творчеством способствовал освобождению русского народа от крепостного права. Произведения Тургенева учат нас видеть прекрасное в жизни людей и в природе, делают нашу жизнь богаче и интереснее.
5. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по рассказу.