Нематериальные технологии что относится

Разновидности технологий, их характеристика

Нематериальные технологии что относится. Смотреть фото Нематериальные технологии что относится. Смотреть картинку Нематериальные технологии что относится. Картинка про Нематериальные технологии что относится. Фото Нематериальные технологии что относится Нематериальные технологии что относится. Смотреть фото Нематериальные технологии что относится. Смотреть картинку Нематериальные технологии что относится. Картинка про Нематериальные технологии что относится. Фото Нематериальные технологии что относится Нематериальные технологии что относится. Смотреть фото Нематериальные технологии что относится. Смотреть картинку Нематериальные технологии что относится. Картинка про Нематериальные технологии что относится. Фото Нематериальные технологии что относится Нематериальные технологии что относится. Смотреть фото Нематериальные технологии что относится. Смотреть картинку Нематериальные технологии что относится. Картинка про Нематериальные технологии что относится. Фото Нематериальные технологии что относится

Нематериальные технологии что относится. Смотреть фото Нематериальные технологии что относится. Смотреть картинку Нематериальные технологии что относится. Картинка про Нематериальные технологии что относится. Фото Нематериальные технологии что относится

Нематериальные технологии что относится. Смотреть фото Нематериальные технологии что относится. Смотреть картинку Нематериальные технологии что относится. Картинка про Нематериальные технологии что относится. Фото Нематериальные технологии что относится

Наиболее распространена классификация технологии по видам потребительных стоимостей :

Материальная технология, или технология материального производства, т.е. технология производства материальных благ:

Материальная технология – машина, т.е. совокупность технологических действий осуществляется в основном с помощью машин, технических устройств и приспособлений. Машины выполняют функции посредника между человеком-исполнителем технологии и предметом труда. Человек-исполнитель приводит их в действие, а машины-посредники выполняют совокупность требуемых технологических воздействий на предмет труда. Применение более производительной машины повысит результативность труда человека (живого труда).

Нематериальная (социальная) технология, т.е. технология сферы образования, науки, здравоохранения и т.д..

Социальная технология от материальной отличается прежде всего продуктом. Он является нематериальным и, как правило, представляется в виде услуги (работа учителя, игра актера и т.д.). В социальной технологии отсутствует машина-посредник, задающая приблизительную функциональную однозначность живого труда. Здесь человек-исполнитель и человек-потребитель услуги взаимодействуют. Именно по этому социальные технологии отличаются высокой ролью человека-исполнителя.

Существует еще один вид классификации технологии по самому важному функциональному признаку:

базовые, или основные, технологии, совокупность которых традиционно называют технологией производства;

вспомогательные, которые традиционно называют экономикой производства.

Все виды экономической деятельности немыслимы без технологии. Только технологии экономических видов деятельности всегда продуцируют нематериальные блага в виде снабжения, сбыта продукции, учета запасов сырья. Базовые и функциональные технологии могут быть как материальными, так и нематериальными. От качества базовых материальных технологий производств зависит эффективность производственного процесса. Вспомогательные технологии призваны обслуживать базовые.

Все оставшиеся виды классификации технологии рассматривать не будем, т.к. они позволяют выявить менее общие и менее значимые характеристики технологического многообразия.

Источник

Приложение как бизнес-актив: как компании защитить свои разработки

Чтобы привлечь инвесторов и не дать украсть свои идеи

Софт, логотип или приложение — такие же активы, как грузовик или станок на заводе, только нематериальные. Их тоже можно поставить на баланс компании — тогда ее стоимость вырастет, и это может привлечь инвесторов.

В моей практике есть такой пример: владелец компании придумал новую технологию онлайн-продаж и запатентовал ее как изобретение. Технология стала нематериальным активом, или НМА. После этого он поставил нематериальный актив на баланс, отразил в отчетности и показал инвесторам. Тех заинтересовал бизнес с активами, и они дали деньги на запуск и развитие.

ИТ-стартапы могут пойти по этому пути — запатентовать свои разработки, поставить на баланс в виде НМА и увеличить стоимость компании. Расскажем, как это сделать.

Чтобы не запутаться

Запатентовать — значит получить охрану интеллектуальной собственности. Местами мы будем упрощать и вкладывать в это понятие разные процедуры, например получение патента, регистрацию программ и товарных знаков.

Нематериальные активы — это результат интеллектуальной деятельности без материальной формы. Например, сайт — его нельзя потрогать руками, но на нем можно зарабатывать.

Интеллектуальная собственность — это результат мыслительной деятельности. Например, программный код.

Правообладатель — тот, кто раньше всех отнес разработку в Роспатент. Часто правообладатель и автор — разные лица. Например, автором может быть работник, а правообладателем — компания.

Роспатент — ведомство, которое регистрирует интеллектуальную собственность. Правообладателям выдают патенты и свидетельства. Эти документы доказывают исключительные права на разработку и охраняют ее от копирования.

Зачем стартапу патентовать разработки

С помощью запатентованных разработок можно привлечь инвесторов, монетизировать идею или защитить ее от кражи. Еще патент поможет сдержать конкурентов. Рассказываем по порядку.

Представьте ситуацию: у компании есть запатентованная технология, которую оценили в 2 млн рублей. Если инвестор вложит еще один миллион, ему можно отдать треть уставного капитала — это доля в бизнесе.

Для получения дохода. Как и материальные активы, например офисы или машины, НМА продают или сдают в аренду. Можно распространять софт по подписке или передавать товарный знак по франшизе. Другие компании будут пользоваться разработками стартапа и платить за это.

Важный момент: если не зарегистрировать разработки в Роспатенте, а сразу начать ими торговать, то можно получить иск от клиентов — они пойдут в суд расторгать договор и возвращать деньги — и будут правы.

Так сделал ИП из Екатеринбурга. Он арендовал товарный знак у компании по ремонту обуви. ИП хотел открыть точку по франшизе под известным брендом. Но оказалось, что компания не была правообладателем — товарный знак принадлежал другой фирме. ИП пошел в суд и взыскал с компании 3 миллиона рублей — вернул деньги по договору и обязал выплатить проценты за незаконное пользование деньгами.

Решение Арбитражного суда Московской области № А41-4910/16 PDF, 225 КБ

Для юридической защиты идеи. Если запатентовать свою разработку в Роспатенте, на нее возникнет исключительное право — право разрешать или запрещать другим пользоваться этой идеей.

Представьте, вы построили дом, обнесли забором и никого не пускаете на территорию. Это ваша собственность, и вы ею распоряжаетесь. С запатентованной интеллектуальной собственностью будет то же самое — вы станете владельцем и будете делать с ней все, что захотите. При этом есть разница: похожих домов может быть много, а разработки уникальны, у них не должно быть копий — так работает закон об авторском праве. Если кто-то использует ваши разработки без разрешения, то нарушит закон. С ним можно поступить так:

Чаще всего правообладатели обращаются в суд и просят взыскать с нарушителя компенсацию.

По закону максимально можно взыскать от 10 000 Р до 5 000 000 Р либо двукратную стоимость контрафакта, но суды часто снижают изначально заявленную сумму. Например, «1С» выбрала двукратную стоимость контрафакта, но суд дал однократную.

Другой пример: компания «Сага» разработала и запатентовала софт для платежных терминалов. Потом обнаружила, что программу продают в интернете. Правообладатели обратились в суд и потребовали от нарушителя заплатить 5 млн рублей. Но суд взыскал только 1 миллион.

Решение Арбитражного суда г. Москвы № А40-225019/19-12-1779 PDF, 267 КБ

Иногда идеи нужно защищать от своих же сотрудников. В Южно-Сахалинске работник зарегистрировал корпоративную разработку на себя. Работодатель пытался оспорить регистрацию программы, но суд ему отказал. Администрация неправильно оформила документы с автором — доказать служебный характер произведения не получилось.

Для борьбы с конкурентами. Представьте, вы разработали софт, а другой стартап скопировал ваш код, зарегистрировал его в Роспатенте, запустил свой продукт и теперь на этом зарабатывает. Вы ничего не сможете сделать — конкурент первым запатентовал идею, значит, он — правообладатель.

Даже если вы не планируете запускать свой продукт в ближайшее время, можно запатентовать разработку и как бы застолбить ее за собой. Вернуться к ней можно через пару-тройку лет. Либо вообще не использовать разработку, но закрыть выход на рынок с таким решением для конкурентов. Такие ИТ-патенты называют блокирующими.

Для переговоров и тендеров. Патенты можно показывать партнерам, акционерам или участникам фирмы. Первые могут решить, что ваша компания — надежный и равный игрок. Возможно, патент поможет договориться о выгодных условиях сотрудничества. Для вторых интеллектуальная собственность — это набор активов, которые повышают рыночную стоимость бизнеса.

Иногда наличие свидетельства — условие для участия в госзакупках и тендерах. Если вы хотите продать госкомпании свой софт, его нужно внести в реестр российского ПО Минцифры и зарегистрировать как программу ЭВМ — электронно-вычислительной машины, то есть компьютера — в Роспатенте.

Важно: чтобы законно использовать интеллектуальную собственность в бизнесе, она должна стать нематериальным активом компании. Если этого не сделать, то привлечь инвесторов, монетизировать идею или защитить ее от кражи будет почти невозможно.

Как победить выгорание

Что может стать нематериальным активом

К нематериальным активам относится интеллектуальная собственность, которую принимают к бухгалтерскому учету.

ИТ-компании обычно относят к НМА:

Код компьютерной программы. Код — это набор символов, последовательность инструкций на языке программирования. По закону код — это объект авторского права. Как книга «Игра престолов» или диссертация про историю Средневековья. Код можно записать на диск, отнести в Роспатент, зарегистрировать и положить в архив. Компания получит свидетельство о регистрации и станет правообладателем программы. Процедура называется «Регистрация программы ЭВМ».

Код регистрируют даже небольшие компании разработчиков, для этого необязательно быть крупным бизнесом. Новосибирская «МувАпп» недавно зарегистрировала в Роспатенте приложение для виртуальных вечеринок Club Lighting. Теперь его поставят на баланс, разместят в Эпсторе и монетизируют.

Авторское право защищает только текстовую часть кода — последовательность знаков. На идею, концепцию, метод или принцип работы защита не распространяется. Чтобы было понятно: в романе «Игра престолов» под защитой 800 страниц текста, а не сюжет про средневековые войны и интриги дворян. Если кто-то перепишет код на свой лад, то ничего не нарушит. Но если сделает копию и будет пользоваться — можно идти в суд.

Алгоритм. Компьютерная программа сама по себе не считается изобретением, поэтому ее нельзя запатентовать.

Зато можно получить патент на ее алгоритм. Алгоритм как последовательность действий — это полноценное изобретение. Под алгоритмом понимают способ, метод, принцип действия или технологию, которые приводят к материальному результату.

Когда мы говорим про защиту кода, это авторское право, процедура в Роспатенте называется «Регистрация программы ЭВМ». Если мы говорим про способ, метод, принцип действия и технологию — это уже изобретение, на него получают патент. Это другая форма защиты интеллектуальной собственности.

Допустим, у нас есть новая технология производства стали. В ней заложена последовательность действий. Стальной слиток, который получится на выходе — материальный результат. Алгоритм его производства — изобретение. В мире ИТ примерно так же.

Например, «Яндекс» запатентовал способ одновременного показа двух различных типов содержимого: поисковой выдачи Яндекса и одного из выбранных вариантов этой выдачи. Экран браузера делится на два окна: в одном — поисковая строка с результатами по запросу, в другом — сайт, на который пользователь кликнул. Заявленный материальный результат — экономия энергии клиентского устройства. Вот как «Яндекс» изобразил это в виде алгоритма.

Не путайте алгоритм с кодом. Патент не защищает код программы как совокупность символов. Для регистрации алгоритма как изобретения код вообще не нужен. Он — лишь пример реализации изобретения. Один алгоритм можно прописать на разных языках программирования. Код будет отличаться, а результат одинаковый.

Запатентовать можно только тот алгоритм, который одновременно выполняет три требования:

Юристы сравнивают алгоритмы с другими запатентованными технологиями, подробно описывают суть изобретения, его технический результат и формулу. Получается большой документ со схемами-чертежами, объяснением терминов и множеством сложных формулировок, непонятных обычному человеку.

Но многостраничные описания не гарантируют результат. Эксперты Роспатента сравнивают заявку с изобретениями со всего мира и, если найдут совпадения, откажут в выдаче патента. В то же время выданный патент не гарантирует защиту алгоритма в суде.

Был случай: человек запатентовал изобретение «Способ и система определения местоположения объекта на территории». Потом узнал, что другая компания использует его в мобильном приложении сервиса по доставке еды. Изобретатель пошел в суд, чтобы взыскать компенсацию, но первая инстанция, а затем и апелляция ему отказали. Судьи отталкивались от результатов двух экспертиз.

Первая сказала, что в законодательстве нет критериев, по которым можно оценить сходства технических решений. Иными словами, не всегда возможно достоверно сказать, украден алгоритм или придуман другим человеком.

Вторая экспертиза сделала вывод, что сервис ответчика работает иным образом, чем запатентованное изобретение истца.

Вывод: нужно еще будет доказать, что именно ваш алгоритм украли. Сам факт наличия патента на изобретение еще ни о чем не говорит.

Апелляционное определение Мосгорсуда № 33-45294/2019 PDF, 92,2 КБ

Устройство с программой. Если софт работает на устройстве, можно запатентовать их вместе как программно-аппаратный комплекс, или ПАК. Допустим, мы написали простую игру и упаковали ее в портативную консоль. Получился тетрис — это программно-аппаратный комплекс — то есть устройство вместе с программой.

Другой клиент запатентовал систему уведомлений для смартфонов. Когда человеку приходит сообщение, на экране появляется анимированный персонаж. Взаимодействуют несколько элементов: смартфон отправителя, мобильная сеть, смартфон получателя и установленный на нем виджет. Так как задействовано устройство вместе с программами, значит, это программно-аппаратный комплекс.

Устройство с софтом можно запатентовать как изобретение или как полезную модель.

Изобретение оформить сложнее и дороже, но оно защищает от плагиата каждый элемент программно-аппаратного комплекса. Если запатентовать тетрис как изобретение, то патент будет защищать и игровую консоль, и программу, которая воспроизводит игру. Но придется доказать, что каждый элемент ПАКа — изобретение.

Полезную модель запатентовать проще и дешевле. Но под защитой будет вся система, отдельные элементы патент не охватит. Если мы оформим тетрис как полезную модель, а кто-то украдет нашу консоль и запустит на ней свою игру, то он ничего не нарушит.

Дизайн интерфейса. Отдельно от алгоритма и ПАКа можно запатентовать дизайн интерфейса программы.

Комбинацию элементов на экране и графики оформляют как промышленный образец. Этот вид патента охраняет уникальный внешний вид:

Например, «Эпл» запатентовала дизайн «Аймесседж». Объект патента — форма облачков с маленьким хвостиком у последнего сообщения.

У «Фейсбука» есть патент на дизайн раскрывающегося окна, куда упакованы все анимированные смайлы. Это отдельный элемент интерфейса, который запатентован в США, но охраняется по всему миру.

При подаче патентных заявок нужно быть гибким. Заявки составляют так, чтобы при разработке нового дизайна и интерфейса его можно было вписать в старые параметры. Иначе придется использовать чужие разработки или запатентовать новый интерфейс.

Иногда интерфейс программы — это не только комбинация иконок и графики, а оригинальный способ взаимодействия пользователя и устройства. Например, экран смартфона — это интерфейс, с его помощью человек взаимодействует со смартфоном. Экран приложений — тоже интерфейс, через него человек управляет программой. Если такой интерфейс будет оригинальным, его можно запатентовать уже как изобретение, а не как промышленный образец.

Поясню разницу. Изобретение защищает интерфейс 20 лет, а промобразец — 5. Если взять тот же интерфейс и перекрасить его, то промышленный образец не защитит от такого воровства. А изобретение — может, потому что важно расположение элементов, а не дизайн.

«Яндекс» так зарегистрировал интерфейс рекомендации контента в браузере. С помощью жестов пользователь управляет программой, та считывает жесты, выполняет визуальные переходы и рекомендует контент по предпочтениям пользователя. Изобретение в этом случае — визуальный интерфейс как способ взаимодействия пользователя и браузера, который умеет считывать жесты.

Сайт и его содержимое. По закону сайты — это «составные произведения». Например, команда фронтенда, которая отвечает за то, как сайт выглядит, собирает отдельные материалы вместе и в результате получается интеллектуальная собственность. Как сборник сочинений или энциклопедия.

Веб-сайт всегда содержит комбинацию охраняемых элементов. Например, у каждой страницы есть HTML-код — его можно записать на диск и зарегистрировать в Роспатенте. Так же, как программу для ЭВМ. Если кто-то скопирует код, можно взыскать до 5 млн рублей.

Все содержимое сайта — это объекты авторского права, их тоже можно защитить. Процедура называется депонирование. Тексты, иллюстрации, видео, авторские шрифты и сам сайт как произведение депонируют в российских авторских обществах. Можно сохранить сайт на диск, отнести в такую организацию и получить свидетельство.

Еще у сайта есть доменное имя. Сам по себе домен — неохраняемый результат интеллектуальной деятельности. Доменное имя можно зарегистрировать, но нельзя запатентовать и поставить на баланс. Адрес сайта нельзя превратить в нематериальный актив. Но можно защитить.

Писать в домене niob-fluid.ru может только компания «НИОБ ФЛУИД С.Р.О.» — она зарегистрировала товарный знак NIOB FLUID. Если кто-то другой использует в домене это название, сайт могут отобрать через суд.

Решение Арбитражного суда Краснодарского края № А32-17772/2020 PDF, 436 КБ

Название, логотип или слоган. Это текст, рисунок или комбинация из текста и рисунка, которые помогают отличать продукты одной компании от другой. Их регистрируют в Роспатенте как товарные знаки. ЦИАН зарегистрировал как товарный знак название сайта, логотип и слоган. Так компания защищает репутацию и запрещает другим получать выгоду от использования своего бренда.

Роспатент регистрирует только уникальные товарные знаки, которые обладают «различительной способностью» и не похожи «до степени смешения» на другие. Перед регистрацией эксперты проверяют знак по всем реестрам и базе Роспатента. Если найдут совпадения, в регистрации откажут.

Но уникальность — только один из критериев, оснований для отказа в регистрации больше десяти. Например, нельзя зарегистрировать слово, которым потребители обозначают конкретный вид товара — порошок, кофе, клавиатура. Если попасть хотя бы в одно из оснований для отказа, товарный знак придется переделывать, а заявку — подавать заново.

Ноу-хау подойдет для идей, которые нельзя запатентовать, но хочется защитить от конкурентов. Допустим, вы написали скрипт, который собирает данные о пользователях приложения. Идея не новая — таких скриптов сотни. Но вы не хотите, чтобы софт попал в руки конкурентов. Оформить его как ноу-хау — подходящее решение.

«Макдональдс» не патентует рецепт котлет из гамбургеров, потому что его вообще нельзя запатентовать — в нем нет никакого технического решения. Зато этот рецепт держат в секрете: оформили как коммерческую тайну и установили штрафы за разглашение.

Ноу-хау не нужно нигде регистрировать или патентовать. Любую разработку, идею или информацию при желании можно оформить как секрет производства.

Скажем, у вас есть уникальная рецептура, закрепленная в технологических регламентах. Складываете ее в папку, ставите гриф «коммерческая тайна», и ваши наработки под замком. Их никто не опубликует и нигде не получится прочитать.

Если работник разгласит коммерческую тайну, то с него можно будет взыскать ущерб. Еще его можно будет уволить за разглашение коммерческой тайны и привлечь к уголовной ответственности.

Источник

Нематериальные активы компании

Невидимые ценности. Нематериальные активы компании — это важно

Нематериальные технологии что относится. Смотреть фото Нематериальные технологии что относится. Смотреть картинку Нематериальные технологии что относится. Картинка про Нематериальные технологии что относится. Фото Нематериальные технологии что относится

Цель любого предпринимателя — наращивание активов своей компании. Заводы, офисы и транспорт, естественно, имеют вполне конкретную цену, которую легко учитывать при составлении смет и бухгалтерских расчетов. Однако абсолютно все предприятия обладают и нематериальными активами, которые немного сложнее рассчитать, но крайне необходимо учитывать при оценке стоимости бизнеса.

Нематериальные активы предприятия

Все предприятия, от молочных ферм до нефтяных гигантов, обладают теми или иными нематериальными активами, которые не имеют материально-вещественной структуры. То есть любая авторская база данных, которая фактически хранится на компьютере, или особая технология нанесения автомобильной краски в тюнинг-ателье — это то, что способно повысить конкурентоспособность товаров или услуг компании и принести ей большую прибыль. Чем более уникальны нематериальные активы предприятия, тем больше их стоимость. Чем дольше их можно использовать, тем выше прибыль они могут принести.

Компаниям стоит учитывать, что нематериальные активы следует надлежащим образом оформлять. Подтверждение исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности можно получить через патенты, свидетельства, регистрацию товарных знаков, договоры уступки и другие документы. Юридическое оформление крайне важно, поскольку ни одна компания не застрахована от пиратства — незаконного использования ее имени или технологии,— особенно в России.

Объекты интеллектуальной собственности, изобретения, компьютерные программы, товарные знаки, особые виды товаров или услуг и даже деловая репутация компании — это нематериальные активы, которые способны сделать предприятие лидером отрасли. Однако деловые качества и квалификация конкретных сотрудников к активам не относятся, поскольку без этих личностей они не могут быть использованы. Хотя наличие известных профессионалов в своей области в коллективе компании может повысить лояльность клиентов к фирме, учитывать бухгалтерскими методами этот факт нельзя.

Нематериальные активы предприятия всегда подвержены большему риску, чем материальные.

В России довольно сложная ситуация с защитой авторских прав и интеллектуальной собственности, а как следствие, и нематериальных активов. Компаниям сложно защищать продукты интеллектуального труда своих сотрудников, поскольку правоприменительная практика в нашей стране очень избирательна. Поэтому эксперты утверждают, что стоимость нематериальных активов российских предприятий по сравнению с западными просто микроскопическая. То есть серьезно повысить свою стоимость, например, при продаже они не могут даже за счет раскрученного бренда.

На недавнем семинаре по защите результатов интеллектуальной деятельности как способе повышения конкурентоспособности товаров и услуг ректор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Иван Близнец признал, что нематериальные активы составляют значительную часть стоимости только среди научно-производственных объединений, которых сейчас единицы. Так, НПО «Сатурн», производящее двигатели для авиакосмической отрасли, 20% своей стоимости покрывает лишь патентами.

С развитием интернет-технологий шансы на увеличение активов за счет результатов интеллектуального труда появились у всех компаний, работающих в виртуальном пространстве. Компании, предлагающие уникальные программные продукты, способные облегчить жизнь клиентов (специальные платежные системы, защищенные системы бронирования и заказов и т д.), могут неплохо зарабатывать именно за счет наличия хороших нематериальных активов.

Между тем нематериальные активы всегда подвержены большему риску, чем материальные. Нельзя исключать, что недобросовестный сотрудник скопирует (попросту украдет) уникальную базу данных или на рынке вдруг появятся контрафактные некачественные экземпляры продукции компании, которые нанесут не только определенный финансовый урон, но и серьезно пошатнут ее репутацию.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Учет нематериальных активов

Нематериальные технологии что относится. Смотреть фото Нематериальные технологии что относится. Смотреть картинку Нематериальные технологии что относится. Картинка про Нематериальные технологии что относится. Фото Нематериальные технологии что относится

Нематериальные активы — это особый вид имущества, который не имеет физической формы. Это могут быть различные исследования и изобретения, книги, фильмы, товарные знаки и даже деловая репутация. Что относится к НМА, как принимать их к учету, начислять амортизацию и проводить списание с баланса.

Что такое нематериальные активы

Нематериальные технологии что относится. Смотреть фото Нематериальные технологии что относится. Смотреть картинку Нематериальные технологии что относится. Картинка про Нематериальные технологии что относится. Фото Нематериальные технологии что относится

Нематериальные активы (НМА) отличаются от других тем, что не имеют физической формы. В эту категорию попадают деловая репутация и различные объекты интеллектуальной собственности, например:

Персонал не является нематериальным активом. Так сказано в п. 4 ПБУ 14/2007. Там же отмечено, что расходы на открытие или реорганизацию компании тоже не являются НМА.

Условия для принятия актива к учету как нематериального

Чтобы принять объект к учету как нематериальный актив, надо убедиться, что в отношении него выполняется сразу семь условий:

Если какое-то из условий не выполняется, учесть актив как НМА будет нельзя. В таких случаях его стоимость можно учитывать в расходах на НИОКР, расходах будущих периодов или текущих расходах.

На каких счетах вести учет НМА

Основной счет для учета НМА — 04. На нем собирается информация о том, какие НМА есть у организации, их поступлении и продаже, а также о расходах компании на НИОКР. Счет 04 — активный, поэтому поступление НМА отражается по дебету, а выбытие по кредиту.

Порядок учета НМА похож на тот, который действует для ОС. Перед попаданием в дебет счета 04, актив и все затраты на его получение учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Для начисления амортизации по НМА используется счет 05 — начисление амортизации отражается по кредиту. С 1 января 2008 года нельзя начислять амортизацию по кредиту счета 04, тем самым уменьшая первоначальную стоимость НМА.

Аналитический учет НМА

Чтобы конкретизировать информацию о наличии, состоянии и движении отдельных объектов НМА, ведут аналитический учет на счете 04.

Единица бухучета НМА — инвентарный объект, то есть совокупность прав на НМА, которые возникли на основании одного документа (патента, свидетельства, договора) и предназначены для выполнения самостоятельных функций.

Для учета НМА также открывают карточки учета № НМА-1 и заводят другие аналогичные документы.

Бухгалтерский учет приобретения или создания НМА

Порядок учета актива зависит от того, каким способом его получили. НМА можно произвести самостоятельно, купить, получить безвозмездно. Во всяком случае принимать актив к учету необходимо по первоначальной стоимости — сумме фактических затрат на его покупку или создание.

Фирмы, которые имеют право на упрощенный бухучет, могут включать затраты на покупку или создание НМА в состав расходов по мере их осуществления и не отражать в составе НМА.

Покупка НМА. В первоначальную стоимость можно включить оплату по договору, оплату консультаций специалистов по покупке актива, регистрационные сборы, налоги, которые нельзя возместить, и прочие расходы, прямо связанные с приобретением. Проводки следующие:

Покупка права пользования. Для НМА, по которым организация купила только право пользования, предусмотрен несколько иной порядок. Это касается в том числе различных бухгалтерских программ или справочно-правовых систем. Такие активы учитывайте на забалансовом счете по стоимости, которая указана в договоре. Регулярные платежи за использование относите на расходы отчетного периода, а если делаете разовый платеж, учитывайте его как расход будущих периодов и списывайте в затраты, пока действует договор. Проводки следующие:

Безвозмездное получение. Если вам подарили актив, то его нужно оценить по рыночной стоимости. Она определяется на дату принятия к учету. Проводки следующие:

Создание НМА. Если вы самостоятельно создали актив, принимайте его к учету по стоимости, в которую входят все затраты на его создание и регистрацию. Сюда войдут расходы на зарплату сотрудников, страховые взносы, аренду оборудования, экспертизы, пошлины, регистрацию, помощь сторонних организаций в создании актива. Принять актив к учету можно после того, как получите патент. Проводки следующие:

Бухучет передачи нематериальных активов

Вы сможете продать свой НМА другой организации, ИП или физлицу. Для этого передают исключительное право на объект, заключая договор об отчуждении. Еще один вариант — передать только право пользования активом.

Продажа НМА. Чтобы продать объект, заключите договор об отчуждении права собственности, составьте счет-фактуру и акт приема-передачи. Также переход права иногда нужно зарегистрировать.

Доходы от продажи НМА признавайте как прочие и отражайте в бухучете на дату подписания договора или регистрации перехода права, если она требуется.

Составьте следующие проводки:

Передача права пользования. В таком случае покупатель права пользования юудет регулярно перечислять вам лицензионные платежи. Так как актив остается в вашей собственности (исключительное право у вас), то списывать его с баланса и переставать начислять амортизацию нельзя. Проводки следующие:

Амортизация НМА

Если у нематериального актива есть срок полезного использования (СПИ), то он постепенно переносит свою стоимость на затраты в виде амортизации. Срок вы должны определить еще на этапе принятия актива к учету. Это может быть период, в течение которого у вас будет исключительное право, запланированный срок использования или срок, за который вы хотите произвести объем товара, для которого приобрели НМА.

СПИ надо ежегодно пересматривать. Если он меняется, то корректируется и расчет амортизации. В бухучете корректировки отражаются как изменения оценочных значений и признаются в доходах и расходах перспективно.

Если СПИ не получается определить, амортизацию можно не начислять. Но в таком случае все факторы, которые мешают узнать срок, надо указать в пояснениях к бухотчетности

Амортизация начисляется начиная с месяца, следующего за тем, в котором актив принят к учету. Прекращается начисление только с месяца, следующего за тем, в котором стоимость НМА была полностью погашена или его списали с баланса.

Проводка для начисления амортизации зависит от того, как используется амортизируемый НМА:

Расчет амортизации записывайте в ведомость начисления амортизации.

Начисляйте амортизацию в соответствии с тем способом, который выбрали и утвердили в учетной политике. Всего их три на выбор:

Бухгалтерский баланс

В бухбалансе НМА отражаются в строке 1110 раздела «Внеоборотные активы». Чтобы рассчитать правильную цифру для строки, надо узнать остаточную стоимость активов — взять сальдо по Дт 04 и вычесть из него сальдо по Кт 05. Это связано с тем, что баланс составляется в оценке нетто, то есть за вычетом амортизации и других регулирующих величин.

Обратите внимание! Строка 1130 не подходит для учета НМА. Она предназначена для нематериальных поисковых активов, правила учета которых регулируются ПБУ 24/2011. К ним относятся права на разведку и оценку месторождений, результаты разведки и пр.

Ведите учет нематериальных активов с помощью сервиса Контур.Бухгалтерия. Оформляйте документы, начисляйте амортизацию, принимайте активы к учету и списывайте с баланса. А еще в бухгалтерии можно готовить отчетность и передавать в контролирующие органы через интернет. Все новые пользователи получают 14 дней бесплатной работы в сервисе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *