О чем заставляет задуматься рассказ толстый и тонкий чехов

Смысл рассказа «Толстый и тонкий» Чехова

Антон Павлович Чехов — настоящий мастер коротких историй, наполненных глубочайшим смыслом. Только он мог с помощью пары слов изъясниться точнее, чем некоторые авторы в своих многотомниках. «Краткость — сестра таланта», — множество раз говорил Чехов. И ведь действительно так! Именно поэтому произведение «Толстый и тонкий» может принадлежать только его перу. А что великий писатель вложил в него? Есть ли скрытый смысл в повествовании? Сейчас мы все расскажем!

Смысл названия произведения

Хотя герои рассказа имеют имена (тонкий — Порфирий, толстый — Миша), их описание при помощи прилагательных лучше показывают истинные характеры персонажей. Толстый — преуспевающий чиновник довольно-таки высокого статуса. Он уже достиг определенных высот, имеет различные награды и прочее. В общем, он полностью доволен своей жизнью. Именно поэтому слово «толстый» не оскорбляет человека, а наоборот показывает его довольство всеми благами жизни. Мы не знаем о том, как он достиг таких высот, но можно не сомневаться, что трудом и потом.

Тонкий (Порфирий) олицетворяет собой чиновника низкого статуса. Он — коллежский асессор. Это небольшая должность, однако у героя есть замечательная семья: жена и сын. Они счастливы вместе, хотя зарплаты Порфирия явно не хватает на все нужны ячейки общества. Но тонкий он не из-за этого — виной всему чинопочитание, которое особо крепко уселось в груди Порфирия. Именно оно и ломает длительную дружбу толстого и тонкого, хотя, казалось бы, герои прекрасно ладили без знания чинов друг друга.

Этим описанием при помощи прилагательных автор в очередной раз подчеркивает огромную разницу между персонажами: простого добряка толстого и услужливого тонкого. Чехов намеренно выводит фигуры этих персонажей в название, ведь только так можно в полной мере раскрыть весь контраст личностей героев.

В чем заключается смысл повествования?

Для начала вспомним сюжет произведения. Толстый Миша и тонкий Порфирий встречаются спустя многолетнюю разлуку. Они давно не виделись, хотя в ранние годы были лучшими друзьями. И, конечно же, они начинают рассказывать о своей жизни. Товарищи смеются, шутят. Создается ощущение, что годы разлуки попросту исчезли из их жизни. Из живого и теплого разговора можно понять, что герои практически все детство были вместе, однако судьба раскидала их. Создается ощущение непринужденной беседы на равных. Но все меняется в тот момент, когда герои узнают о профессиональной карьере друг друга.

Тонкий — мелкий чиновник, которых тысячи в министерствах, толстый же — чиновник значительно повыше. И хотя у первого есть все необходимое, он начинает прислуживаться перед толстым. Дружеский тон беседы быстро меняется на разговор подчиненного и его начальника.

Толстый пытается вразумить друга, однако того уже не вернуть в нормальный тон дружеской беседы. Учтивость и условность — вот как можно описать остальной диалог бывших друзей. Толстый уже понимает, что это конец дружбе, ведь пресмыкающихся чиновников низшего класса у него хватает, а настоящего друга нет. И вот он надеялся, что встреча положит начало возобновлению отношений, но этого не произошло. Они расстаются, скорее всего навсегда.

Смысл рассказа в том, что не стоит терять чувства перед чинопочитанием. Важно оставаться людьми, даже если перед тобой стоит чиновник с высочайшим званием.

Есть ли скрытый смысл в финале произведения?

В конце, как уже было сказано выше, бывшие друзья расстаются. Тут читатель понимает, что больше они никогда не встретятся, а если такое и случится, то их отношения не будут такими теплыми. Да, раньше они были равны абсолютно во всем, однако разница в статусе сводит их отношения на нет.

Подобным финалом Антон Павлович Чехов показывает, что чинопочитанию нет места в настоящей дружбе. Даже старые теплые отношения не способны загладить подхалимство, что в свою очередь приводит к одиночеству. «Нужно быть проще», — буквально кричит Чехов в финале рассказа.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.4 / 5. Количество оценок: 10

Источник

Анализ рассказа «Толстый и тонкий» (А.П. Чехов)

Проза А. П. Чехова стоит особняком в русской литературе, никто, кроме него, не смог так глубоко заглянуть в человеческую душу и раскрыть её читателю во всей её неоднозначности. Его рассказ «Толстый и тонкий» является ярким примером творческого периода Чехова, направленного на развитие им традиционной для русской литературы темы «маленького человека». В нём, как и во всех творениях писателя, проявляется его оригинальный взгляд на окружающий мир и человека.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам свой разбор произведения «Толстый и Тонкий».

История создания

Сквозь года и десятилетия до нас дошли интересные факты о создании рассказа «Толстый и Тонкий». Это достижение относится к раннему творчеству Чехова и является частью золотого фонда русской литературы… А вот и то, что действительно интересно:

Направление и жанр

Рассказ «Толстый и тонкий» явно относится к направлению реализма. В нём писатель стремится к достоверному отображению окружающей действительности. Созданные им образы дышат реализмом, они максимально типичны, и мы можем поверить в то, что такие люди существуют в реальности.

Краткость, малое количество действующих лиц, максимальная размытость деталей и общая комичность позволяют нам без всяких сомнений определить жанр этого произведения, как юмористический рассказ. На «юмористичность» указывают: курьезный и анекдотический сюжет, нетипичные для России имена и забавные клички героев, комические диалоги, насыщенные живой разговорной лексикой.

«Толстый и Тонкий» — сатира на общество, которое живет в рамках строгой иерархии и подчиняет все живые и естественные чувства мертвым и навязанным условностям. Чехов высмеивает своих современников за рабскую подчиненность догматам службы. Они раболепствуют по привычке, уже даже не осознавая того. Звезды на погонах или в петлице определяют их личность, а не дела или хотя бы даже слова.

Смысл названия

Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.

В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и, главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка, пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в противопоставлении этих героев.

Композиция и конфликт

Логически рассказ делится на две части: до того, как мы узнаём чин «толстого», и после того, как мы узнаём чин «толстого». Такая структура нужна для того, чтобы ярче выразить главную мысль рассказа, показать, как изменяется обстановка после того, как в повествование вклинивается социальный статус.

Особенность линейной композиции рассказа «Толстый и Тонкий» в том, что основная часть объема приходится на завязку и экспозицию, а кульминация и развязка представляют собой лаконичные, но предельно выразительные части.

В основе конфликта рассказа лежит противопоставление реальных человеческих отношений карьеризму и чинопочитанию, которое царит во всём русском обществе.

Суть: о чем рассказ?

На вокзале сталкиваются два чиновника: Михаил («толстый») и Порфирий («тонкий») со своей семьёй. Внезапно чиновники узнают друг в друге своих школьных приятелей. Между ними разгорается тёплый разговор о прошлом.

Однако в какой-то момент речь заходит о службе, и тут же выясняется, что «толстый» в чиновничьей иерархии находится несоизмеримо выше «тонкого». Как по волшебству, «тонкий» преображается, переходит с «ты» на «вы» и начинает беззастенчиво подлизываться к своему другу, с которым он недавно вёл себя так естественно и непринуждённо. «Толстый» испытывает отвращение и спешит удалиться.

Главные герои и их характеристика

Образы Толстого и Тонкого изображены автором схематично, они лишены индивидуальности. Каждый из них — отражение своего класса, своего чина, своего статуса в обществе и семейного положения. Их характеристика выполнена Литреконом в формате таблицы:

герои рассказа «толстый и тонкий»характеристика
михаил

тайный советник. полный человек доброго нрава. уверен в себе, испытывает отвращение к подлизам и карьеристам. он достиг карьерных высот и наслаждается обеспеченностью. несмотря на высокие достижения, он помнит старых друзей и не стремится возвыситься над ними.
порфирийколлежский асессор. худощавый мужчина. имеет жену луизу и сына нафанаила. жалкий и обремененный заботами человек, который готов пресмыкаться перед «сильными мира сего». он лишен личностных качеств: все они заменяются его служебными повадками и приличиями. он слишком вжился в роль чиновника и перестал быть человеком.

Тематика рассказа «Толстый и Тонкий» по-настоящему интересна и актуальна во все времена:

Если этот раздел показался Вам неполным, Многомудрый Литрекон дополнит его, если Вы напишите об этом в комментариях.

Проблемы

Проблематика рассказа «Толстый и Тонкий» часто встречается в эссе, поэтому запомните этот рассказ и приводите его в качестве аргументации.

Основная идея

Смысл рассказа Чехова «Толстый и Тонкий» лежит на поверхности. Развивая тему «маленьких людей», Чехов показал, что зачастую не обстоятельства делают человека тем, кто он есть. Сам индивид решает, как ему жить и кем быть: рабом или свободным человеком. Никто не заставляет Тонкого прогибаться перед начальством, кроме его же алчности и трусости.

Так же писатель изобразил общественные проблемы, которые его волновали. По его мнению, общество, погрязшее во лжи, объятое карьеризмом и чинопочитанием, обречено на гибель. В нем теряются такие важные человеческие чувства, как дружба, любовь и взаимовыручка. Такова главная мысль рассказа «Толстый и Тонкий».

Чему учит?

Этот рассказ учит нас ценить настоящие, живые чувства, не позволять таким незначительным вещам, как карьера или заработок денег, разрушить их. Такова мораль произведения «Толстый и Тонкий»: что бы ни было, человеческие отношения важнее статусных преград и бытового расчета.

Так же рассказ может помочь человеку в его духовном становлении. Он доносит до нас основную мысль, что человек в любой ситуации, даже самой неблагоприятной должен оставаться человеком и сохранять достоинство. Вывод из прочитанного текста прост: нужно выдавливать из себя раба, пока он полностью не завладел господином своей судьбы.

Критика

Как и многие другие рассказы писателя, «Толстый и тонкий» был радушно принят читателями и критикой и оставил свой след в русской литературе.

Так, литературовед Зиновий Паперный отметил достоверность героев Чехова. Он разглядел осуждение обывательщины в рассказе, порождением которой и является Порфирий.

Общую тенденцию малой прозы Чехова подметила М. Семанова:

«…серьезной теме, очень жизненной во времена Чехова и глубоко волновавшей писателя — теме деспотизма, грубости, насилия и рабской покорности, — посвящает Чехов многие свои рассказы: «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Пережитое», «Двое в одном», «Маска» и др. Эти рассказы юмористические, но они заставляют нас не только смеяться, но и серьезно задумываться. В этих рассказах Чехов не высказывает прямо, открыто своего отрицательного отношения к героям (как и в рассказах «Налим» и «Лошадиная фамилия»), но он заставляет нас угадать свое отношение по тому, каковы факты в произведении, как построен рассказ, каковы в нем слова и выражения. Для этого нужно лишь внимательно, вдумчиво читать рассказы Чехова и понимать те намеки, которые автор в них делает. » (М. Семанова, вступительная статья в книге «А.П.Чехов. Рассказы», серия «Школьная библиотека», 1951 г.)

Интересно, что в СССР, когда многие литераторы были забыты и погребены в небытие из-за идеологического несоответствия программе партии, проза Чехова, напротив, приобрела вес в литературных кругах и стала частью школьной программы.

«Чехов с самого начала своей литературной деятельности ставил перед собой художественные задачи, и его творчество резко выделялось на общем фоне беллетристики тех журналов, где он печатался. Сквозь смешные эпизоды и курьезные детали, в изобретении которых Чехов, казалось, был неистощим, наиболее чуткие современники в его рассказах улавливали нечто более значительное, понимая, как тонко и сильно художник разоблачает ложь и лицемерие буржуазного общества. В том же 1883 году среди всего, что было написано Чеховым для юмористических журналов, появляются подлинные шедевры: «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона», «Толстый и тонкий».» (вступительная статья А.К.Котова в книге «Чехов в воспоминаниях современников», 1954 г.)

Рассказ попал в «Словарь русской культуры XX века» Руднева, который отметил не только смысловую наполненность рассказа, но и особое внимание Чехова к физиологии героев.

Источник

Смысл рассказа Толстый и тонкий Чехова чочинение

Рассказ Чехова «Толстый и тонкий» рассказывает нам о случайной встрече двух давних друзей, учившихся вместе в гимназии, на железнодорожном вокзале. Тонкий, которого звали Порфирий, как раз выходил с поезда со своей женой и сыном, неся кучу чемоданов, узлов и картонок. В это же время, пообедав на вокзале в элитном ресторане, на улице появляется толстый по имени Михаил. Увидев друг друга, оба были рады до такой степени, что в глазах появились слёзы. Но это чувство радости оставалось у них недолго.

В рассказе поднимаются острые и актуальные вопросы зависти, карьеры и социального неравенства, с которыми часто и в нынешнее время сталкиваются люди.

Всегда приятно после долгого перерыва встретиться и вспомнить приятные моменты из жизни: как совершали разные глупости, какие прозвища носили. Всё это вызывает улыбку и смех, и поначалу оба мужчины – и толстый, и тонкий – восторженно наслаждались воспоминаниями. Тонкий горделиво рассказывал про свою жену, дающую уроки музыки, и про сына, который учится уже в третьем классе гимназии. И, как это всегда бывает при встрече старых друзей, тонкий жаловался на плохое жалованье, получаемое за работу коллежским асессором.

Когда же дело дошло до толстого, рассказывающего, как успешно сложилась его жизнь и как он дослужился до тайного советника и теперь имеет целых три звезды, отношение тонкого к нему резко меняется: он побледнел, окаменел, лицо скривилось натянутой улыбкой. Он тут же начал кланяться толстому, хихикать, лебезить и льстить. Вслед за ним изменилось и поведение семьи тонкого. И, хотя толстому явно не понравилось это заискивание, Порфирий и его семья не услышали Михаила и продолжали ему льстить. Конечно, любому бы человеку не понравилось такое отношение, поэтому толстый, пожав на прощание тонкому руку, ушел.

Смысл этого рассказа прост – показать, как успех людей может очень быстро изменить поведение человека (и даже его семьи) от дружеского, располагающего до льстивого, лицемерного. Если бы тонкий Порфирий не менял линию поведения, а продолжил бы общаться с толстым Михаилом наравне, он мог бы приобрести в его лице влиятельного друга. Любой человек прежде всего должен оставаться самим собой, чтобы его уважали, ценили и любили. Лицемерие же только вызывает всегда негативную эмоцию с противоположной стороны. Именно поэтому толстый, увидев льстивую сущность тонкого, решил уйти.

2 вариант

Произведение Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий» наталкивает на мысль проблеме почитания чинов в обществе. Писатель с иронией иллюстрирует то, как не должно происходить. Это рассказ о том, что на железнодорожной станции произошла встреча двух давних товарищей. Чехов назвал свой рассказ именно так, для того, чтобы проиллюстрировать их внешние данные, но больше для того, чтобы заострить внимание читателя на их образе мышления и характере. Товарищи были искренне рады неожиданной встрече, обнимались и даже прослезились. Они долго вспоминали детство и школьные годы. Порфирий начал первым рассказ о своей нынешней жизни. Он рассказывал о своей жене и сыне, о работе. Семья тонкого тоже была на станции.

Порфирий сказал, что теперь с семьей будет жить в этом городе по причине нового назначения. Он коллежский асессор. Он поведал другу о своем незавидном материальном положении, о том, что супруга тоже должна работать, а сын – ученик гимназии. Он говорил так, будто нет ничего постыдного в его положении. Все было хорошо до определенного момента. Беседа поменялась в тот момент, когда стало известно о высоком чине Михаила. Это говорило о том, что толстый обскакал тонкого на несколько шагов.

Поведение тонкого и его семьи резко изменилось. Он ссутулился так, что уменьшился в росте. Бледное лицо теперь источало фальшивую кривую улыбку. А глаза, казалось, сыплют искрами. Михаил не думал, что его слова спровоцируют подобный поворот. Тонкий начал «выкать» ему, и это буквально резало слух. Толстый сказал тонкому, что в общении двух давних товарищей почитание чинов не является уместным. Но это было бесполезно. Тонкий видел только ранг. А его семья была ему под стать. И супруга и сын стали вести себя совершенно иначе. Это произведение дает понять, насколько глупо выглядят люди, которые привыкли преклоняться и прогибаться. Тонкий считал, что просто права не имеет разговаривать с Михаилом иначе. Положение в обществе заставляло его унижаться и пренебрегать своими правами. На те времена он не был совсем уж нищим, хоть и не имел такого чина, как у толстого. Но ему того не доставало.

Произведение наталкивает на мысль о том, что чаще всего человек сам втискивает себя в рамки морального рабства, и не понимает, что кроме должностей и чинов, человека характеризует еще и внутренний мир. Михаил показал себя как человек не испорченный чинами. А, что касается тонкого, скорее всего, стань он влиятельным человеком, то не сохранил бы свой внутренний мир. Возможно, ему захотелось бы, чтобы перед ним заискивали и пресмыкались также, как он в свое время.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл рассказа Толстый и тонкий

Популярные сегодня темы

Стоя перед полотном, зритель видит, что на нем изображен не какой-то знаменитый человек или ученный, а простая девочка. Исходя из названия картины, понимаешь, что она посвящена девочке и зовут ее Мила

Хутор Татарский описывается Шолоховым в романе «Тихий Дон», он является местом, где происходят центральные события. Автор описывает хутор в трех состояниях: во времена спокойные, во время Первой Мировой войны и разразившегося Гражданского противостояния.

Как известно, любовь является самым сильным и возвышающим чувством. Именно о нем А. С. Пушкин повествует в своем произведении «Дубровский». Мария Троекурова и Владимир Дубровский были предназначены друг другу с детских лет.

Галерею помещиков писатель продолжает Ноздрев, чей образ писатель обрисовал не менее ярко, чем другие персонажи. Мы встречаем этого помещика на обеде у прокурора.

Источник

Анализ рассказа Чехова «Толстый и тонкий»

Антону Павловичу Чехову свойственно мастерство юмористического жанра. Оно раскрывается в творениях автора посредством деталей и образов, которые остаются на слуху у читателей. Заложенная в прозаических работах мораль является своеобразным маяком для нравственного выбора любой свободно мыслящей личности. Не стал исключением рассказ «Толстый и тонкий». Анализ произведения поможет ближе познакомиться с героями.

История написания

Сквозь десятилетия до читателей доходят различные факты о создании стихотворений и других произведений автора. Так, Чехов написал «Толстый и тонкий» практически в начале своей творческой деятельности. Эта работа входит в золотой фонд отечественной литературы. Интересные аспекты:

Композиция и жанр

Работа Чехова относится к жанру рассказа. При анализе произведения «Толстый и тонкий» важно упомянуть композиционную структуру литературного шедевра. Она несложная, однако имеется несколько значительных аспектов.

Особенность композиции заключается в том, что завязка и последующие действия занимают основной объем рассказа, а кульминация и развязка — довольно динамичны. Произведение строится на противопоставлении, притом что это касается не только образов основных персонажей. В начале повествования автор говорит о завтраке Толстого, но уже в конце сухо рассказывает о состоянии героя.

Рассказ построен на беседе двух друзей с нотами описания их мимики. Редко появляется сын и супруга Тонкого, меняющие поведение в соответствии с фактами, которые всплывают в процессе дискуссии.

Чеховское повествование — что-то большее, чем классический текст малого объема с одной линией сюжета. Именно этот писатель сделал такой жанр легендарным. Кроме того, рассказы у автора всегда получались поучительными. Мораль находится на поверхности, без какого-либо скрытого смысла. Чтобы лучше вникнуть в суть, нужно внимательно прочитать текст.

Тематика и проблематика рассказа

Рассматривая анализ «Толстого и тонкого» Чехова, нельзя не упомянуть об основных темах и проблемах, которые затрагивал автор в своей работе. Некоторые из них:

Главная мысль и мораль

Антон Павлович старался высмеивать общественные пороки, чтобы окружающим стало стыдно. Обществу необходимо было изгнать лицемерие, которое, к сожалению, является неотъемлемой частью преуспеяния в жизни. Порфирий неискренне ведет себя уже автоматически, мужчина даже не понимает этого.

Примечательно, что это не недостаток конкретной личности, а глобальная проблема, требующая решения. Основная мысль рассказа состоит в том, что лицемерие способно погубить индивида, а не помочь ему.

Люди чаще всего отворачиваются от лицемеров, как Толстый поступил с Тонким. Они понимают, что неискренность для лгунов — обычное дело.

Важно научиться разграничивать связи без ущерба других сфер в собственной жизни. Даже если добиться карьерного роста не получается без «блата», не нужно торговать личным пространством. Продав его единожды, человек навсегда теряет честь.

Основная идея рассказа писателя состоит в том, что бытие лицемерного человека перестает быть значимым для него самого. Толстый сначала искренне радовался встрече старого товарища, но потом отвратное зрелище подхалимства повергло его в ужас. В начале произведения он искренне хотел оказать школьному другу помощь, но в конце старался как можно быстрее убежать от него.

Антон Павлович высмеивает чинопочитание, лишающее человека чувства собственного достоинства. Сатирик остроумно продемонстрировал, как это качество способно разрушить дружбу, навеки разделив старых товарищей. Подобное деление не оправдано, ведь независимо от должности и зарплаты, хорошие люди встречаются везде.

Чехов понимает, что лизоблюдство способно навредить обществу, поэтому высмеивает этот порок. Потомкам писатель завещает известную мудрость, что «ежедневно нужно выдавливать из себя раба». Именно этому труду нужно посвятить жизнь.

В противном случае условности и общественное мнение могут сломить волю и индивидуальность, оставив бесхребетную личность на милость победителю. Свободный человек получит независимость в рассуждениях и взглядах, что поможет ему найти правильный путь.

Персонажи работы

В рассказе Антона Павловича «Толстый и тонкий» было несколько действующих лиц. Краткая характеристика поможет ближе узнать каждого:

Автор с нескрываемой иронией описывает суть произведения, рассказывая читателям, насколько общение двух старых приятелей может измениться посредством всего лишь единственной незначительной фразы, превратив одного в покорного подданного, который напрочь забыл о дружбе. Второй же герой старается как можно быстрее распрощаться с бывшим товарищем, который от своего лицемерия изменился в худшую сторону.

Источник

Критика о рассказе «Толстый и тонкий» Чехова: отзывы о произведении (анализ, суть, смысл, идея)

Критика о рассказе «Толстый и тонкий» Чехова: отзывы о произведении (анализ, суть, смысл, идея)

«Энциклопедия русского быта XIX век»:

«Известный рассказ Чехова «Толстый и тонкий» повествует о случайной встрече на вокзале двух друзей детства. Тонкий, достигший чина коллежского асессора, узнает, что Толстый уже до тайного дослужился, то есть обогнал его на пять классов. Тут Тонкий мгновенно меняет тон и начинает лебезить и пресмыкаться перед былым школьным товарищем. Так табель о рангах уродовала нормальные человеческие отношения.»
(«Энциклопедия русского быта XIX века (что непонятно у классиков литературы)», статья «Тайный советник», Ю. А. Федосюк. 1989 г.)

А. Басаргин (А. И. Введенский):

«. старые и застарелые грехи. традиционное низкопоклонство, взяточничество бездушный формализм. »
(А. Басаргин (А. И. Введенский), «Критические заметки. Безобидный юмор», «Московские ведомости», 1900, № 36, 5 февраля)

В этих рассказах Чехов не высказывает прямо, открыто своего отрицательного отношения к героям (как и в рассказах «Налим» и «Лошадиная фамилия»), но он заставляет нас угадать свое отношение по тому, каковы факты в произведении, как построен рассказ, каковы в нем слова и выражения. Для этого нужно лишь внимательно, вдумчиво читать рассказы Чехова и понимать те намеки, которые автор в них делает. »
(М.Семанова, вступительная статья в книге «А.П.Чехов. Рассказы», серия «Школьная библиотека», 1951 г.)

«Чехов с самого начала своей литературной деятельности ставил перед собой художественные задачи, и его творчество резко выделялось на общем фоне беллетристики тех журналов, где он печатался. Сквозь смешные эпизоды и курьезные детали, в изобретении которых Чехов, казалось, был неистощим, наиболее чуткие современники в его рассказах улавливали нечто более значительное, понимая, как тонко и сильно художник разоблачает ложь и лицемерие буржуазного общества. В том же 1883 году среди всего, что было написано Чеховым для юмористических журналов, появляются подлинные шедевры: «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона», «Толстый и тонкий».»
(вступительная статья А.К.Котова в книге «Чехов в воспоминаниях современников», 1954 г.)

«Словарь культуры XX века»:

«. первый писатель ХХ в. Чехов впервые четко проартикулировал свое отношение к телу; говоря о том, что все в человеке должно быть прекрасно, он подчеркнул, что это не только душа, но и одежда. Характерно также, что «толстый» Чехову приятней «тонкого», потому что толстый более здоровый, более эстетичный, нежели тонкий в его униженной антиэстетической позе. В этом Чехов порывает с классической традицией ХIХ в., которая жалела «тонкого» маленького человека и обличала «толстого».»
(«Словарь культуры XX века», статья «Тело», составитель В.П. Руднёв, 1997 г.)

Это была критика о рассказе «Толстый и тонкий» Чехова: отзывы о произведении (анализ, суть, смысл, идея).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *