Нелинейное расписание уроков в школе что это такое
Нелинейное расписание как один из вариантов организации интеграции основного и дополнительного образования
Автор: Обедина Альбина Евгеньевна
В настоящее время большое внимание уделяется организации интеграции основного и дополнительного образования.
Основное и дополнительное образование должны быть звеньями одной цепи. Именно поэтому данное направление работы является ключевым в деятельности школы.
Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.
Главной целью интеграции массовой общеобразовательной школы и образовательного учреждения дополнительного образования является гармоничное развитие личности ребенка и достижение нового качества целостного образовательного процесса.
Действительно пришла пора не ждать, пока дети придут и захотят учиться, а создать для этого условия и научить их учиться. Делать это надо в системе, вовлекать в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, учить выражать собственные мысли, принимать решения, помогать друг другу, осознавать свои возможности.
Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка. Это Детские дома творчества, школы искусства, музеи, библиотеки, стадионы, поликлиники и др.
Одним из вариантов такого взаимодействия является создание и апробация в общеобразовательном учреждении нелинейной модели школьного расписания.
Нелинейная модель школьного расписания подразумевает организацию работы образовательного учреждения в режиме, позволяющем объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.
По мнению генерального директора института «Развивающее образование» Алексея Борисовича Воронцова, одним из индикаторов качества образования является расписание.
Александр Изотович Адамский, ректор Института образовательной политики «Эврика», зам. председателя Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ считает, что н елинейное расписание, в отличие от линейного, постоянного, предполагает организацию индивидуального расписания школьника, в различных видах деятельности.
Так что же такое нелинейное (динамическое) расписание?
Под нелинейным расписанием школа понимает расписание, которое предусматривает реализацию учащимися различных видов и форм образовательной деятельности в группах переменного состава и изменяющегося режима обучения
Нелинейным (динамическим) называется расписание занятий в том случае, если оно является: подвижным т.е. меняется в течение года, есть возможность для педагогов разных учебных предметов объединять и интегрировать свои занятия, используя разновозрастные и разноуровневые учебные группы, для учащихся обеспечена возможность самим выбирать занятия как по интересам, так и возможность посещать разноуровневые занятия для повышения эффективности и качества освоения основных предметов.
Необходимое требование к расписанию – гибкость, вариативность и динамизм.
Особенностью нелинейного динамического расписания является отказ от урока как единственной формы организации образовательного процесса за счёт использования иных форм, предусматривающих индивидуализацию и дифференциацию образовательных программ в рамках основного учебного времени, использование внеурочных форм.
Чередование традиционных форм образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов.
Мы попробовали составить такое нелинейное расписание по параллелям 3-х и 4-х классов. Так как занятия проводились в дни празднования Сагаалгана, то все виды деятельности были посвящены данной теме
Так, в третьих классах первым уроком был урок русского языка по своим кабинетам и классам.
Затем все отправились в районную межпоселенческую библиотеку на библиотечный урок «Писатели родного края», где учащиеся познакомились с творчеством писателей Бурятии, прочитали стихи о родном крае, с ними провели литературную викторину по произведениям бурятских писателей.
ü Музыка –ДШИ, «Родные напевы» – знакомство с музыкой родного края и композиторами Бурятии
ü ИЗО – ДДТ, Изостудия «Бурятский национальный костюм».
ü Окружающий мир – ДДТ экологический цент Исток «Земля в наследство»
И в заключение дня – Концертно-игровая программа «Цвети родная Бурятия», которую нам предложили участники ансамбля ДШИ села Корсаково Байгалай Шурэнууд.
Все занятия проводили учителя-предметники старших классов. Причем занятие по физике проводилось с разновозрастной группой учащихся: четвероклассники работали под контролем консультантов-семиклассников.
На информатике учащиеся работали с программой Перволого.
Занятие виртуальной лаборатории проводилось в сенсорной комнате, ребята были разделены на две подгруппы. Пока первая подгруппа знакомилась с возможностями интерактивного стола, со второй группой психолог провела тренинг. затем учащиеся поменялись местами, т.е. произошла смена деятельности.
В это время в 4 «Б» и 4 «Д» классах проходило занятие по английскому языку. Это занятие было интересно тем, что учащиеся этих классов с разным временным изучением английского языка: 4 «Б» класс- изучал язык третий год, 4 «Д» ( класс КРО) – первый год.
На третий урок все учащиеся 4-х классов собрались в актовом зале на литературно-музыкальную композицию «Моя Бурятия», где читали стихи бурятских поэтов, исполняли песни о родном крае.
Четвертый урок – спортивные состязания, которые начались с динамичного флэшмоба с учащимися 10 класса. На этом занятии ребята также познакомились с бурятскими национальными играми.
Все занятия в 3-х и 4-х классах прошли на хорошем методическом уровне, четко прослеживалось формирование УУД. Ребятам понравилось нетрадиционное проведение занятий т.к. для них это было ново, необычно, интересно
В результате п роведенных занятий по нелинейному расписанию мы сделали выводы, что такая форма работы помогает:
-избежать риска возникновения перегрузки учащихся благодаря интеграции урочной и внеурочной деятельности;
-создать условия для более глубокого выявления и дальнейшего развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
-повысить мотивацию учащихся за счёт групповых и индивидуальных форм работы;
-организовать индивидуальную работу с учащимися разных категорий.
Нелинейное расписание является условием, обеспечивающим возможность каждому ученику достичь установленных ФГОС результатов.
А у вас работают по нелинейному расписанию?
«Переход к нелинейному расписанию, к нелинейной образовательной программе, где ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны быть разные группы людей — кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Образовательные путешествия тоже должны стать частью программы, легальными занятиями».
Нелинейная модель школьного расписания подразумевает организацию работы образовательного учреждения в режиме, позволяющем объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.
«Под нелинейным расписанием школа понимает расписание, которое предусматривает реализацию учащимися различных видов и форм образовательной деятельности в группах переменного состава и изменяющегося режима обучения»,- так определяют нелинейное расписание в одной из российских школ.
Организация образовательного процесса на основе нелинейного расписания является одним из путей повышения качества школьного образования. Его введение непосредственно диктуется ФГОС, переходом на занятия по индивидуальным образовательным траекториям.
Идеи единого расписания урочной и внеурочной занятости школьников практиковались ещё в советской школе, особенно в школах полного дня. Активно их распространяла заместитель министра просвещения РСФСР Л.К.Балясная.
В условия нелинейного расписания изучение основных предметов учебного плана может осуществляться как в традиционной форме (урок), так и в других видах занятий. При этом урок уже не является основной формой учебного процесса. Появляются новые формы: творческие мастерские, образовательные путешествия, педагогические мастерские, заседание кафедры, проекты и другие. Виды деятельности и формы проведения занятий в расписании меняются в зависимости от изучаемого материала. Создаются условия, при которых ребенок может самоопределяться по интересам.
Изменяется и роль учителя. На первый план его деятельности выходят:
Однако, при введении нелинейного расписания не исключены и такие риски:
Чтобы их минимизировать предлагается:
«Если к тому же в стандарте будет закреплена система оплаты труда учителя, при которой оплачиваются не только уроки, но и все занятия, которые он или она проводит с детьми, в том числе и индивидуальные занятия, и экскурсии, и походы, и ведение школьного театра, и т. д., то надо будет увеличивать фонд оплаты труда примерно на 30% по сравнению с существующим», — отмечал И.И.Калина, ещё будучи зам.министра Минобнауки РФ.
Разработчики модели нелинейного расписания считают, что показателями достижения результативности его введения в образовательный процесс являются:
Нелинейное расписание может быть реализовано не только в начальной школе, но и на всех ступенях обучения, в отдельном классе, по отдельному предмету.
При составлении нелинейного расписания, также как и в традиционной форме, необходимо учитывать требования СанПин. Оно составляется, как правило, под конкретный класс, детей, педагогов. Необходимое требование к расписанию – гибкость, вариативность и динамизм. Расписание составляется с учётом календарно-тематического планирования программного материала и интересов обучающихся. При проведении отдельных занятий предусмотрено объединение их в разновозрастные группы или группы по интересам. Отдельные фрагменты нелинейных расписаний даны в приложении 2.
При переходе на новую модель расписания – нелинейное расписание целесообразно оформить это действие специальным локальным нормативным актом, например, Положением о нелинейном расписании (приложение 1).
Положение о динамичном нелинейном расписании (разработчик Мирошниченко И.А., школьный диспетчер по расписанию)
1. Настоящее положение регулирует организацию учебного процесса при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в школе.
2. Организация учебного процесса при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) строится на динамичном нелинейном расписании, основной принцип которого — учет ритмов учебной деятельности.
3. Нелинейная модель расписания в школе является способом изменения условий образовательного процесса, через изменение расписания, с целью обучения детей навыкам общения и сотрудничества, поддержания оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширения опыта самостоятельного выбора, формирования желания учиться и основ умения учиться – постоянно расширяя границы своих возможностей.
4. Нелинейная динамическая модель образовательного процесса решает следующие задачи:
II. Организация образовательного процесса в школе.
1. Учебный процесс в 1-2 классах организован таким образом, чтобы учебная деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, гармонично сочеталась с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. С этой целью осуществляется внеурочная деятельность.
2. Наряду с классно-урочной формой учебные занятия проходят в форме творческих мастерских, образовательных путешествий, педагогических мастерских, проектов, модулей и т.д. Такие мероприятия могут проходить в виде спаренных уроков, в расписании они проставляются одной строкой, что позволяет проходить программный материал по разным дисциплинам без потерь часов и перегрузки учащихся.
3. Первые 2 недели 1 цикла в 1-х классах реализуется образовательный модуль «Введение в школьную жизнь», в котором интегрируются различные учебные предметы.
4. В учебном процессе согласно СанПиН в оздоровительных целях в середине учебного дня предусмотрена динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут, которая проходит во время семейного обеда, что не отражается на объеме учебной нагрузки.
III. Основы деятельности.
1. Школа самостоятельно разрабатывает рабочие программы образования с учетом интересов детей, потребностей семьи, национально-культурных традиций, материально – технической базы.
2. Содержание деятельности определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утвержденные педагогическим (методическим) советом школы.
IY. Участники организации динамичного расписания.
1.Участниками организации динамичного расписания являются учащиеся начальных классов, педагогические работники, участвующих в реализации ФГОС, родители (лица, их заменяющие).
2. Осуществляет составление и коррекцию расписания диспетчер расписания.
(из расписаний, размещенных на сайтах российских школ)
Ф. 1. Нелинейное расписание 1.2 классов на четверть
К
К
«Город мастеров»
Р
Е
Д
А
образовательное путешествие
Ф. 2. Нелинейное расписание для 7-9-х классов
Время занятий | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
8.30-9.15 | Лаборатории, мастерские (по выбору учащихся) | |||
9.30-10.15 | Погружение по географии | Погружение по физике | Погружение по истории | |
10.30-11.15 | ||||
11.30-12.15 | Соревнование по русской лапте между 7-9 классами (1 тур) | |||
12.30-13.15 | Математический практикум | Авторские (преподавательские) проектные мастерские (по выбору учащихся) | ||
13.30-14.15 | Уровневые группы по английскому и французскому языку | |||
14.15-15.15 | Обеденный перерыв, отдых | |||
15.15-16.00 | Дискуссионный клуб «Проблемное кино», работа в проектных и исследовательских группах, элективные курсы, индивидуальные (групповые) консультации | |||
16.15-17.00 | Театральная студия, фотостудия, пресс-центр, тренинг, спортивные секции |
Практики отмечают, что чередование традиционных форм образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий, снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов.
При подготовке использованы материалы, размещенные на интернет-сайтах общеобразоватетельных учреждений. Информацию по данному вопросу также можно найти у А.И. Адамского.
Мастер-класс «Нелинейная модель расписания общеобразовательного учреждения»
Мастер-класс «Нелинейная модель расписания общеобразовательного учреждения»
1 часть Теоретическая. (Что такое нелинейное расписание? Как сидит в учебном плане, в рабочей программе, пример расписания на неделю, как строится, оценивание предметных и метапредметных результатов на таких занятиях)
Во-первых, отказ от предметно-урочной системы как основной формы учебного процесса.
С возникновением классно-урочной системы возникло противоречие между тем, как воспринимает мир ребенок, и делением учебного процесса на отдельные предметы и уроки. Это порождает проблемы с мотивацией, снижение познавательного интереса, неготовность применять разрозненные предметные знания и умения в жизни. Узкие рамки предмета препятствуют работе над развитием универсальных умений. Стремление освободиться от жестких рамок, сделать образовательный процесс более полным и эффективным приводит к отказу от урока как основной единицы такого процесса. Наряду с уроком, который определяется, как одна из форм занятий возникают иные формы: проекты, внеаудиторные занятия, образовательные путешествия, творческие мастерские и т. д.
При построении нелинейного расписания педагогический коллектив должен учитывать специфику занятий, определенных в рабочих программах. Например, результативность занятия по риторике после урока литературного чтения, проводимого в этом же кабинете, этим же учителем, будет явно низкой.
Использование разнообразных форм и типов занятий ( экскурсии, образовательные экспедиции, творческие мастерские, индивидуальные занятия, конференции, кафедры, спортивные соревнования, спортивные секции, проектная деятельность, социальные проекты, познавательные лаборатории, театральные студии, хоровые студии, студии народных музыкальных инструментов, изостудии, походы, занятия в клубе, трудовые практики и др.) должно не только обеспечивать интерес учащихся, но и достижение планируемых результатов.
Изучение основных предметов учебного плана может осуществляться как в традиционной форме (урок), так и в других видах занятий (творческая мастерская, образовательное путешествие, заседание кафедры, познавательная лаборатория, конференция и т. д.). Виды деятельности и формы проведения занятий в данном расписании меняются в зависимости от изучаемого материала. Учебный день школьника – «это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов». Учащиеся не сидят все время за партой. У них есть возможность активно двигаться, заниматься творчеством, работать индивидуально. Чередование традиционных форм образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий, снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов.
При использовании динамичного расписания возникает возможность существования и деятельности разновозрастных классных коллективов, объединяющихся для проведения того или иного занятия. Ребенок получает возможность взаимодействия со старшим учеником в процессе образовательной деятельности.
В данной ситуации меняется роль учителя и значительно возрастает творческое содержание его работы. И на первый план выходит реализация следующих задач:
«поддержка детских инициатив, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей;
создание условий для творческой продуктивной деятельности ребёнка;
обеспечение презентаций и социальной оценки продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д.);
создание пространства для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам».
Таким образом, р езультатами использования нелинейного расписания являются:
отход от традиционной формы обучения;
плюрализм форм организации занятий;
реальная индивидуализация обучения;
применение технологий развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
замена точечного контроля усвоения знаний непрерывным мониторингом обученности, в том числе изменение системы оценивания и др.
При этом учителя превращаются в тьюторов, которые сопровождают ученика в его деятельности.
Показателями достижения результативности введения нелинейного расписания в образовательный процесс являются:
Достижение планируемых результатов обучения соответствующих современным социальным требованиям всеми или большинством учащихся, качественная подготовка учащихся к обучению в основной школе.
Применение образовательных технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
Формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;
Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.
Образец нелинейного расписания уроков и внеурочной деятельности учащихся 5-х классов на неделю.