Неликвид что это такое

Неликвид

Неликвид

Неликвиды или неликвидные активы — оборудование, сырьё, материалы, закупленные и в последующем невостребованные. Неликвиды ухудшают экономические показатели предприятия, поэтому могут распродаваться ниже себестоимости или закупочной цены.

См. также

Смотреть что такое «Неликвид» в других словарях:

неликвид — неликвид … Орфографический словарь-справочник

Неликвид — м. разг. 1. Имущество, которое не может быть использовано в данном предприятии и подлежит ликвидации, продаже Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

НЕЛИКВИД — НЕЛИКВИД, а, муж. (спец.). Имущество, к рое не может быть использовано в данном предприятии и подлежит ликвидации, продаже. Продажа неликвидов. | прил. неликвидный, ая, ое. Н. фонд. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

неликвид — сущ., кол во синонимов: 1 • имущество (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

неликвид — неликвид, неликвиды, неликвида, неликвидов, неликвиду, неликвидам, неликвид, неликвиды, неликвидом, неликвидами, неликвиде, неликвидах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

неликвид — неликв ид, а … Русский орфографический словарь

неликвид — неликви/д, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Неликвид — имущество, которое не может быть использовано на данном предприятии … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

неликвид — не/ликвид/ … Морфемно-орфографический словарь

имущество — Богатство, добро, достаток, достояние, имение, капитал, наследие, наследство, отчина, сбережение, собственность, состояние, стяжание, благосостояние, средства (материальные), наличность, актив; движимость, инвентарь, пожитки, скарб, рухлядь,… … Словарь синонимов

Источник

Что такое неликвиды? Как превратить неликвиды в живые деньги?

В понимании финансиста неликвиды это все длительно не используемые запасы, как сырья, так и готовой продукции. Бывает так, что качество их очень высокое, но в силу обстоятельств они «зависли» на складе.

Причины возникновения неликвидных запасов могут быть самыми разнообразными:

Страховые случаи редки – вот пусть и не мешается под ногами. Стоит забыть про
такой запас, и он вполне может стать неликвидом. Ошибки в складской логистике
могут быть не менее плачевными. Например:

Это далеко не исчерпывающий перечень причин возникновения невостребованных
складских остатков. Проблемные запасы могут образовываться также из-за падения
спроса на товар, запрета генерального директора реализовать залежавшуюся
продукцию по сниженной цене, наконец, из-за того, что остатки некратные или
немерные (один рулон обоев, отрезок швеллера длиной 38 см и т. д.) или были
навязаны поставщиком. Практика компаний знает немало совершенно уникальных
случаев появления никому не нужных запасов. Более того, нельзя четко обозначить
ответственных за возникновение неликвидов – все подразделения предприятия
вносят свой вклад в их появление.

БЫСТРОЕ РЕШЕНИЕ

КОМПАНИЯ ПРИОБРЕЛА ТОВАР ОЧЕНЬ ВЫГОДНО, НО ПОКА ЕГО ПРОДАЖИ НЕ ИДУТ УЖЕ
НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ. НУЖНО ЛИ РАСЦЕНИВАТЬ ЭТО КАК НЕЛИКВИД И СТАРАТЬСЯ ОТ НЕГО
ИЗБАВИТЬСЯ?

Многое зависит от специфики предприятия. Если обычная практика подразумевает
распродажу товара в среднем за месяц, конечно, тот товар, о котором идет речь,
– неликвид. В идеале, чтобы принять взвешенное решение, нужно постараться
оценить, за какое время гипотетически возможно распродать то, что было куплено
задешево. Как только вы определите время, несложно будет посчитать все
связанные с этим затраты: хранение, обслуживание запасов на складе, а главное –
не забудьте посчитать потери, связанные с обездвиживанием денежных средств в
этом запасе. Но на практике товар, который сулил даже 200% рентабельности, но
«завис» в компании на несколько лет, вряд ли в итоге будет реализован с
прибылью.

ПРОФИЛАКТИКА НЕЛИКВИДОВ

Лучше всего своевременно отслеживать ситуацию с запасами на ранних стадиях. На
практике это будет означать, что в компании:

– раз в две недели составляется отчет по тем наименованиям, остатки которых не
менялись за последние 30 дней. Оговоримся, что возможны случаи, когда наличие
таких запасов вполне оправданно. Например, запасные части, которые могут быть
не востребованы, но по соображениям обеспечения непрерывности производства
вынужденно хранятся на складе. Отчет представляет собой перечень ресурсов с
указанием остатка и даты последней выдачи со склада. Это позволяет без усилий
выявить явные неликвиды. Появление нового наименования свидетельствует о
зарождении новых невостребованных запасов;

– с той же периодичностью должен формироваться отчет по наименованиям, расход
которых за последние 30 суток не превышает 5% от остатка (возможны вариации
количественного критерия). Он позволяет идентифицировать скрытые неликвиды.
Представьте себе, что при остатке товара в 1000 единиц есть вялая реализация
порядка 3–4 единиц в месяц. По формальному признаку такой товар не попадает в
первый отчет, хотя фактически тоже неликвиден;

– раз в месяц менеджмент компании проводит «мозговой штурм». Основная задача –
найти варианты реализации или использования неликвидов. И разумеется,
необходимо проконтролировать исполнение принятых на таких встречах решений, в
этом поможет отчет по реализации неликвидов. Просматривать его раз в месяц
будет достаточно.

ОПЫТ ПРАКТИКА

Вячеслав Гвоздев, вице-президент по финансам концерна «Катюша»: «Бороться с
неликвидами приходится постоянно. Причем мы стараемся сконцентрироваться не
столько на утилизации, сколько на мерах, позволяющих избежать запасов, которые
будут лежать на складах годами. Для этого постоянно формируем отчеты по
неликвидным запасам сырья и материалов на основе натурального и стоимостного
анализа коэффициентов оборачиваемости во взаимоувязке с точкой заказа очередной
партии. Это находится в компетенции службы снабжения и финансового департамента.

Кроме того, в нашей компании идет работа, направленная на улучшение
технологических процессов. Брак – самая распространенная причина возникновения
неликвида для многих компаний. Мы регулярно обновляем нормативы по браку и
отходам, а также жестко контролируем их исполнение.

Если самое страшное все-таки произошло и компания обзавелась неликвидными
запасами, то в течение месяца мы пытаемся их продать или вернуть поставщикам.
Не получилось – проводим уценку и пытаемся повторить указанный цикл, что
остается – списываем».

ОПЫТ ПРАКТИКА

Татьяна Цыганкова, финансовый директор ООО «Дана и Ко»: «Наша компания
выпускает минеральную воду, лимонад и безалкогольные напитки. Специфика
производства пищевой продукции не позволяет накапливать большое количество
неликвида. Использовать вторично или перепродавать продукцию с истекшим сроком
годности мы не имеем права. Чаще всего в складские остатки попадет продукция,
непригодная для продажи, однако невостребованные запасы могут образовываться по
не зависящим от нас причинам, например в результате изменений законодательных
нормативов. Как раз недавно по этой причине нам пришлось перейти на новый
компонент и отказаться от старого, запасы которого мы утилизировали. Часто
неликвидными становятся этикетки от товара, выпуск которого прекращен.
Использовать их повторно тоже не представляется возможным.

Небольшие размеры складских помещений не позволяют нам превышать уровень
запасов, способный привести к образованию неликвидов. Вспомогательное сырье,
как правило, продается на сторону ниже себестоимости. Выручка от продажи,
конечно, незначительная, но гораздо больше ушло бы на утилизацию».

ПРОДАЖА НЕЛИКВИДОВ

Прежде чем начинать избавляться от ненужных запасов, важно отказаться от
поиска виновных в их возникновении. В противном случае все затянется на
неопределенный срок.

Итак, залог успешной продажи залежавшихся запасов – определение их реальной
рыночной стоимости, по которой неликвиды купят, причем достаточно быстро.
Распродать ненужные запасы по балансовой стоимости вряд ли удастся.

Следующая задача – создать прайс-лист. Чтобы не тратить на это много
человеко-часов, стоит придерживаться такой последовательности.

Первый этап. Формируем виртуальный склад неликвидов. Цель – централизовать
учет.

Второй этап. Разбиваем запасы на четыре группы:
– «А» – ресурсы, которые можно реализовать на рынке по более низкой, чем
балансовая, цене;
– «Б» – ресурсы, которые можно продать по сниженной цене после некоторой
незначительной доработки (ремонт, улучшение и др.). Известен случай, когда на
торговом предприятии «зависли» елочные шары с надписью: «С Новым годом
Собаки!». На каждый шарик нанесли запятую («С Новым годом, Собаки!»), после
чего их удалось продать как оригинальные сувениры;
– «В» – ресурсы, реализовать которые на рынке нереально либо стоимость
доработки которых соизмерима с их балансовой стоимостью;
– «Г» – ресурсы, которым можно найти применение в собственном производстве или
в хозяйственной деятельности предприятия.

Такая дифференциация даст более четкое понимание ситуации.

Третий этап. Далее определим цену реализации по каждой имеющейся позиции. При
этом детальное исследование предполагаемого рынка сбыта не проводится. В итоге
в кратчайшие сроки и с минимальными трудозатратами мы создаем прайс-лист, с
которым уже можно работать. Отметим, что в запущенных случаях, когда число
неликвидных позиций значительно, прибегают к общей уценке каждой группы.
Например, для группы «А» можно дать скидку в 30%, для «Б» – на 70%, а для
запасов группы «В» – на 90%. Неоднозначное решение, но время и деньги сэкономит.

РЕЦЕПТЫ ВЫВЕДЕНИЯ НЕЛИКВИДОВ

После того как определились с ценами и группой запасов, остается перейти к
конкретным способам избавления от них. Сразу оговоримся, что универсальных
решений нет, а перечисленные ниже методы могут быть использованы лишь по
отдельности.

ОПЫТ ПРАКТИКА

Мария Богданова, финансовый директор продуктового дивизиона ГК «Бородино»: В
борьбе с неликвидами все средства хороши. Для нас классический способ –
распродажи, на которых залежавшиеся товары продаются немногим ниже
себестоимости. Главное – вернуть хоть какие-то деньги.

Сложнее всего с сырьем для производства продуктов питания, которое «зависло»
на складе. Как вариант можно попробовать создать новую рецептуру, которая будет
предполагать использование неликвидных запасов сырья. Но здесь важно выдержать
два условия. Первое – на продукцию, выпускаемую по новой рецептуре, есть спрос.
Второе – не требуется серьезных затрат, а в наличии достаточное количество
складских остатков для производства хотя бы минимальной партии.

С непищевой продукцией все намного проще. Например, мне известен случай, когда
одна компания подарила неликвиды сотрудникам к какому-то очередному празднику.
Речь шла о бытовой технике, которая несколько устарела морально.

Я знаю, что в практике российских компаний бывали случаи, когда стоимость
неликвидных запасов вычиталась из зарплаты виновных в их возникновении. Не
самый лучший способ компенсировать потери, тем не менее компании не повредит,
если система мотивации ответственных сотрудников будет учитывать факты
возникновения невостребованных запасов».
Конкретный сотрудник и конкретные деньги.

Введите дополнительную мотивацию для любого сотрудника фирмы, пожелавшего
принять участие в реализации неликвидов. Дополнительные бонусы нередко склоняют
какую-то часть коллектива к борьбе с неликвидами в режиме «по
совместительству». На это редко идут менеджеры, зато откликаются рабочие и
рядовые исполнители.

Американский подход

Специалисты из США полагают, что идеальный вариант избавления от неликвидов –
это их продажа по себестоимости. Если такой возможности нет, то ненужные запасы
необходимо продать как можно быстрее первому же желающему за любую цену, даже
символическую. Предполагается, что затраты времени на поиск более оптимального
варианта реализации не окупаются.

Датские распродажи

Датчане полагают, что каждое производственное предприятие должно иметь
непосредственно при заводе точку розничной продажи. Помимо готовой продукции в
таких магазинчиках нередко организуется отдел неликвидов, зачастую без
продавца, где предлагается некондиция, деловые отходы производства и т. д.
Действительно, магазин вряд ли себя окупит, но выделение незначительной площади
в уже существующей точке продаж вполне может решить проблему при минимуме
затрат.

Поиск нетрадиционных рынков сбыта («перпендикулярный» сбыт)

Его целесообразно вести при значительном количестве неликвидов или при
постоянном их притоке по какой-либо товарной позиции. Предполагается искать
применение запасам совсем не в том сегменте рынка, для которого они были
предназначены изначально. К примеру, фирма получила партию красного вина в
стеклянных бутылках. При транспортировке груз был залит водой, в результате
этикетки и акцизные марки смылись или потеряли вид. Вино продали мясокомбинату
в качестве пищевой добавки для производства некоторых сортов колбас.

Российское решение проблемы

Неликвиды рассматриваются как средство оплаты проблемных долгов компании. Как
правило, речь идет о кредиторской задолженности, которая недостаточно
подкреплена необходимыми документами, суммы долга оспариваются и т. д. Такие
долги обычно сопровождаются вялотекущими переговорами, иногда затягивающимися
на много лет. При трезвой оценке позиций стороны вполне могут прийти к
компромиссу – дебитор избавляется от неликвидов и закрывает проблему, кредитор
же удовлетворяется хотя бы таким решением.

ОПЫТ ПРАКТИКА

Мария Богданова, финансовый директор продуктового дивизиона ГК «Бородино»:
«Был случай, когда мы не могли реализовать сухое молоко. При этом имели
задолженность перед одним из поставщиков. Контрагент сначала согласился взять
товар в счет долга, потом заявил, что его не устраивает качество, и предложил
снизить цену, потребовав на 20 процентов ниже рынка. Мы на это не пошли. И хотя
на продажу молока ушло много времени, нам удалось реализовать товар с прибылью».
«Голландский аукцион».

На старте предлагается самая высокая цена, на которую теоретически
рассчитывает продавец. Если никто из участников торгов не отреагировал на это
предложение, цена снижается на один пункт и т. д. Схема вполне применима для
реализации неликвидных запасов при условии их большого количества и наличия
хотя бы нескольких покупателей.

Передача неликвидов сотрудникам в счет заработной платы

Естественно, этот способ нельзя применять насильно. На практике нередко
бывает так, что сами рабочие или служащие находят какое-то применение
неликвидам для семьи и дома, после чего предлагают их забрать «под зарплату».

Продажа в виде премии за покупку

Характерно для избавления от потенциальных неликвидов, например для товаров с
истекающим сроком годности.

Включение неликвидного товара в набор или комплект

Например, «зависшие» на складе конфеты какого-то определенного сорта можно в
незначительном количестве добавлять в подарочные наборы. Все прекрасно помнят
продуктовые заказы советского периода – хочешь купить апельсины – получи в
нагрузку две банки кабачковой икры.

ЕЩЕ ТРИ СПОСОБА ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕЛИКВИДОВ

Вернуть поставщику со скидкой.

Не исключено, что наши запасы довольно легко найдут применение у поставщика.

Предложить менеджеру по продажам оплатить заказанный им товар, который «завис»
на складе.

Способ довольно жестокий. Но если покупатель по каким-то причинам не
приобретает весь заказанный под него товар, то «доедать» его придется кому-то
другому. Из опыта: менеджеры отдела продаж часто теряют интерес к подобным
остаткам, которые автоматически становятся неликвидами. Задумайтесь над
вопросом: почему организация должна терпеть убытки из-за продавца, который
решил угодить клиенту.

Накопить определенный объем неликвидов и продать их оптом.

Иногда неликвидные запасы можно реализовать только относительно большой
партией, что вызывает необходимость их накопления на складе. Характерным
примером будет вторичное сырье.

РЕЙТИНГ ПОПУЛЯРНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ

Нередко борьба с неликвидами проходит бессистемно, носит характер каких-то
краткосрочных кампаний – предприятия кидает из крайности в крайность. Вот лишь
некоторые примеры распространенных заблуждений.

Неликвиды надо продать с получением хотя бы минимальной прибыли.

К сожалению, это невозможно. Такой подход принесет лишь затраты и дальнейший
рост количества невостребованных запасов. Примите за аксиому такой тезис:
неважно, сколько вы заплатили за ваши неликвиды – все равно этих денег уже нет.
Реально товар стоит столько, сколько за него предлагает рынок, и не больше!

Не тратить время и средства на борьбу с неликвидными запасами, а просто их
списать.

Очевидно, что такое решение не является самым рациональным. Все-таки
неиспользуемые запасы обладают определенной стоимостью, и какую-то ее часть
можно спасти.

В один прекрасный день появится покупатель, который купит весь престарелый
запас.

Легенды о подобных продажах весьма живучи. Но даже если такие случаи и имеют
место, они настолько редки, что их не стоит принимать всерьез.

Запас карман не тянет и пусть лежит.

К сожалению, все совсем не так. Расходы по содержанию, инфляция и другие
причины «съедают» часть стоимости неликвидных ресурсов без всякой надежды на
компенсацию. Неликвиды не просто лежат, они постоянно дорожают и к тому же
занимают дополнительные складские объемы.

Источник

Неликвиды предприятия: причины появления и способы их реализации

Вопросы, рассмотренные в материале:

Большинство предприятий периодически сталкиваются с различными трудностями при попытках реализации производимого товара. Так, в результате резкого падения спроса, неверно выбранной стратегии или ошибок персонала на складах организации образуются «запасы», которые называют неликвиды предприятий.

Необходимость скорейшего избавления от неликвидов обусловлена несколькими факторами: во-первых, непроданные товары – это «замороженные» денежные средства, которые организация могла бы пустить в оборот; во-вторых, содержание товарных запасов требует дополнительных затрат; и, в-третьих, при долговременном хранении продукции возможна потеря ее товарного вида и (или) утрата качественных свойств. Поэтому сегодня в нашей статье мы предлагаем рассмотреть возможные способы избавления от неликвидов предприятия.

Что собой представляют неликвиды заводов и крупных предприятий

Неликвид что это такое. Смотреть фото Неликвид что это такое. Смотреть картинку Неликвид что это такое. Картинка про Неликвид что это такое. Фото Неликвид что это такое

Неликвидами называют активы организации, которые практически невозможно реализовать по рыночной стоимости. Такая продукция имеется почти у каждого предприятия и представляет собой:

К числу неликвидов промышленных предприятий также относят остатки товаров, которые изготавливались под заказ клиента. Как правило, они обладают специфическими характеристиками и не пользуются спросом у целевой аудитории, поэтому хранить заказанную и не выкупленную кем-то продукцию крайне невыгодно. Поскольку продажа изготовленных по индивидуальному заказу товаров маловероятна, их практически сразу признают неликвидными. Если на предприятии отсутствует система, при которой клиент не может отменить свой заказ, на складе будет скапливаться большое количество неликвидов.

Основная цель содержания товарных запасов – получение прибыли за счет удовлетворения спроса клиентов. Однако долговременное хранение товаров приводит к увеличению затрат, росту себестоимости продукции, и, как следствие, уменьшению прибыли. Поэтому очень важно вовремя выявлять наличие неликвидов предприятия и избавляться от них всеми возможными способами. Для начала предлагаем рассмотреть несколько методов, позволяющих сделать выводы о скоплении неликвидов предприятия.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

Как определить неликвиды предприятия

Неликвид что это такое. Смотреть фото Неликвид что это такое. Смотреть картинку Неликвид что это такое. Картинка про Неликвид что это такое. Фото Неликвид что это такое

Сразу отметим, что нельзя однозначно ответить на вопрос о том, как выявить неликвиды предприятия. В разных организациях применяют разные критерии для определения неликвидной продукции. Для одной компании товар признается неликвидом при полном отсутствии продаж, для другой – при низких продажах по сравнению с текущими остатками, при этом одно предприятие анализирует продажи за полгода, а другое – за два месяца. Поэтому первоочередной задачей является определение четких критериев выявления неликвидов. Обратите внимание, что установленные нормы требуют документального закрепления.

В большинстве случаев основным критерием определения неликвидов предприятия является оборачиваемость номенклатуры, поддерживаемой на складе. Но данный критерий не в полной мере характеризует эффективность использования рабочего капитала. Это объясняется тем, что каждый товар имеет свою наценку, т. е. приносит предприятию разную прибыль при одинаковой оборачиваемости.

Наиболее эффективным показателем оценки неликвидности считается рентабельность инвестиций в товарные запасы (ROI), рассчитываемая на каждое товарное наименование, по формуле:

Прибыль за период / Средняя стоимость запасов за период × 100 %.

После окончания вычислительных мероприятий необходимо проанализировать результаты и определить товары с наиболее низкими показателями рентабельности. Причинами низкого показателя ROI могут быть: отсутствие/низкий уровень продаж или маленькая прибыль от реализации определенного продукта.

Еще одним методом выявления неликвидов предприятия является вычисление критического срока хранения товара. Данный показатель учитывает торговую наценку, отсрочку платежа поставщику, затраты на содержание и возможность получения альтернативного дохода. Определение критических сроков по всем товарным наименованиям позволит не упустить тот момент, когда хранение продукции уже не будет приносить прибыль предприятию.

Вычисление критического срока хранения осуществляется следующим образом:

M = (R+H × (W-Y)) / (H+Z),

где M – критический срок хранения товара (мес.);

R – средняя маржинальная рентабельность продаж по выбранной позиции, (в %);

Н – альтернативная доходность вложенных в запасы денег, в качестве которой может быть использована средняя доходность организации, (% в мес.);

Z – условно-переменные затраты (мес.) на хранение товара на складе, выраженные в % к себестоимости единицы продукции;

Y – средняя отсрочка платежа покупателям (мес.);

W – отсрочка платежа по данному товару от поставщика (мес.).

Стоит отметить, что при расчетах показателя по вышеуказанной формуле предельные сроки хранения товара могут быть разными даже для одного и того же наименования товара, если его партии получены от разных поставщиков. С чем это связано? Чем больше отсрочка платежа по продукции, тем дольше мы работаем на денежные средства поставщика, а не на собственные (при том, что нам все равно приходится оплачивать ее содержание на складе).

Приведем пример. Допустим, магазин имеет следующие показатели:

Таким образом, предельный срок хранения данной товарной единицы – примерно 8,5 месяца. По истечении этого периода времени товарные остатки приобретут статус неликвидных.

Минусом представленной формулы является необходимость учета ежемесячных расходов на хранение товара на складе, выраженное в процентном соотношении к себестоимости единицы продукции (Z). Рассчитать такой показатель весьма непросто, однако в формулу можно включить усредненное значение: 0,1-0,2 %.

Причины появления неликвидов на предприятии и пути их устранения

Неликвид что это такое. Смотреть фото Неликвид что это такое. Смотреть картинку Неликвид что это такое. Картинка про Неликвид что это такое. Фото Неликвид что это такое

Следующий шаг после выявления неликвидов предприятия – установление причин их появления. На данном этапе вам предстоит ответить на вопрос о том, почему данный товар попал в список неликвидных. Бывают ситуации, когда в этом перечне оказываются продукты, неверно названные или неправильно размещенные в номенклатурном каталоге. Такие случаи часто связаны с задвоением товарной позиции в корпоративной информационной системе под другим кодом, когда одна часть товара продается «на ура», а другая – попадает в перечень неликвидов предприятия.

Решением проблемы является перемещение случайно образовавшейся неликвидной позиции в нужную категорию, или объединение «неликвидных» остатков с продаваемым аналогом. Так вместо неликвида вы получите запас востребованного товара. Стоит также рассмотреть возможность объединения неликвидных позиций с более ликвидным аналогом (даже если неликвид лучше и дороже) в целях реализации плохо продаваемого товара. Это позволит освободить место на складе и получить прибыль (пусть и не такую, как планировалось изначально).

Некоторые товары становятся неликвидными при появлении более усовершенствованных аналогов. То есть покупатели, оценив новинку, перестают интересоваться образцом старой комплектации. Во избежание подобных ситуаций рекомендуется распродавать остатки продукции до включения в ассортимент организации более привлекательных для потребителей аналогов. Но если такой случай уже произошел, новые продукты можно зарезервировать и продавать только тогда, когда клиент категорически не соглашается на приобретение старой модели.

Иногда в число неликвидов предприятия попадают популярные товарные позиции, зарезервированные кем-то из сотрудников вашей организации и благополучно ими забытые. Если такие случаи для вашей компании не редкость, следует наладить систему автоматического снятия слишком старых резервов или регулярно проверять документацию, избавляясь от ненужных резервов вручную.

Неликвидом предприятия может также стать сложносоставная и не очень востребованная продукция, которую проще и быстрее распродать по частям. И наоборот, иногда стоит рассмотреть возможность доукомплектования неликвидной позиции, чтобы она стала более привлекательной для покупателей.

О данном методе часто забывают, однако бывают случаи, когда основной причиной неликвидности товара является отсутствие на складе сопутствующих ему единиц. В некоторых случаях доукомплектация оказывается настолько эффективной, что возникает вопрос о скупке новых «неликвидов» предприятия. Можно пытаться продать сушеную рыбу в магазине вплоть до окончания срока ее годности, а можно начать реализацию сопутствующих к ней товаров – пивных напитков, и тогда весь неликвид разлетится в считанные дни.

Поставьте себя на место покупателя, возможно, неликвидам организации требуется предпродажная подготовка или легкая починка? В деле реализации неликвидов предприятий главное – проявить творческий подход и рассмотреть все возможные варианты продажи неликвидов. Обратите внимание, что к такой продукции часто относится бракованный товар, за который никому не хочется отвечать – он просто занимает место на складе и никем не списывается.

Практике известны и другие предпосылки образования неликвидов предприятия:

Еще раз отметим, что универсальных решений по работе с неликвидами предприятия не существует, все будет зависеть от специфики каждого конкретного случая. Ниже представлены наиболее распространенные причины образования неликвидов и возможные мероприятия по предупреждению их образования.

Причина образования неликвидных запасов

Способы предупреждения, назначение ответственных лиц

Новая технология производства (замена сырья или материала)

Изменять технологию производства следует только после полного использования старого сырья и при наличии минимальных остатков устаревших образцов продукции на складе. Следить за соблюдением данного процесса должен планово-экономический отдел (при помощи специально настроенного отчета в программе «1С»).

Ответственное лицо – технолог

Принятие решения о применении материала-аналога на период отсутствия оригинала. При отсутствии должного контроля на складе окажется и оригинал, и аналог

Введение аналогов осуществляется:

Указанные нюансы должны быть отражены в «1С». При занесении информации по определенной товарной позиции необходимо отмечать, какое сырье (материал) используется при производстве: оригинал или аналог.

Контролировать правильное заполнение карточек в этой части должен ПЭО (с помощью специализированного отчета в «1С»). Ответственное лицо – инициатор ввода аналога (служащий отдела закупок, технолог). Именно он следит за полной выработкой аналогичного товара

Продукция с маленьким объемом потребления и большим объемом транспортной партии

В случаях, когда товар покупается для производства индивидуального заказа со специфическими параметрами, стоимость всей закупочной партии необходимо включать в стоимость заказа. Ответственность за соблюдением данного процесса возлагается на работников ПЭО.

Сырье, оставшееся после изготовления заказа, можно будет продать по цене ниже себестоимости и получить дополнительную прибыль. В случаях, когда при покупке позиции со стороны поставщика предложена более низкая закупочная цена, контроль ее реализации возлагается на менеджера по закупкам

Сырье и материалы, предназначенные для продуктов, производство которых прекращено или приостановлено

Если речь идет об уникальных материалах, их можно продать по цене ниже закупочной. Целесообразность распродажи неликвидов предприятия будет очевидна после вычисления стоимости хранения сырья на складе (вы поймете, что наиболее выгодно: реализовать материал или продолжить хранение).

Контроль движения неиспользуемого материала (сырья) возлагается на служащих отдела закупок (все изменения отражаются в отчете по неликвидным запасам)

Бракованный товар, который не был своевременно возвращен поставщику

Отсутствие должного контроля при приеме продукции у поставщика может привести к несвоевременному обнаружению брака и последующему зачислению всей бракованной партии в ряды неликвидов предприятия.

Все товары должны приниматься и тщательно проверяться работниками ОТК и кладовщиками.

При заключении договоров с поставщиками необходимо обговаривать возможность возврата бракованных товаров, удовлетворение претензий по качеству и количеству продукции, а также наличие штрафов за отказ в рассмотрении рекламаций

Неправильное определение потребности

Данная проблема возникает, когда нормативы списания сырья (материалов) в производство выше, чем их реальное использование. Неправильное определение нормы расхода влечет за собой увеличение фактических остатков, которые скапливаются на складе. При этом сотрудники организации осуществляют закупки материалов исходя из остатков, указанных в учетной системе, не считаясь с реальным положением дел. Исправить ситуацию поможет:

Неверный расчет объема необходимых закупок, вычислительные ошибки отдела снабжения и коммерческого департамента

Резкое увеличение закупок сырья (материалов) должно осуществляться только при наличии веских причин. Облегчить контроль закупочного процесса позволяет ведение соответствующей документации.

Так, в документе «Заявка на закупку» инициатор обязан указать необходимые наименования товаров, их количество, а также обозначить период времени, в течение которого приобретаемые материалы должны быть израсходованы в производстве.

Именно оформление официальных документов позволяет инициатору почувствовать свою ответственность за приобретение и дальнейшее израсходование сырья и материалов в полном объеме

Только регулярная работа всех заинтересованных сотрудников предприятия в данном направлении поможет минимизировать наличие неликвидных остатков и предупредить их дальнейшее скопление.

Пути реализации неликвидов предприятия

Неликвид что это такое. Смотреть фото Неликвид что это такое. Смотреть картинку Неликвид что это такое. Картинка про Неликвид что это такое. Фото Неликвид что это такое

Чаще всего заинтересованные лица стремятся как можно быстрее осуществить продажу неликвидов предприятий и заводов. Однако вместо бесконечной передачи неликвида от одного клиента к другому можно попробовать вернуть продукцию поставщику. Данный способ реализации неликвидной продукции особенно актуален для компаний-дистрибьюторов, которые не являются производителями, и клиенты которых не являются конечными потребителями.

Подумайте о том, что заказчик, взявший у вас неликвидный товар, не сможет его продать. В лучшем случае он задолжает вам денег за такую поставку, а в худшем – обанкротится вместе с вашим неликвидом. А если постараться вернуть неликвид поставщику, он может попасть как раз туда, куда надо – к вашим конкурентам. Ведь у поставщика каналов сбыта намного больше, и он наверняка найдет покупателя даже самому, казалось бы, трудно реализуемому товару.

Попробуйте поставить поставщика перед фактом – в случае отказа от принятия неликвида, он может потерять постоянного клиента в вашем лице, – а затем выдвинуть свои условия: предложить обмен неликвидного товара на более востребованный. Опишите всю заманчивость данного предложения – вы не требуете возврата своих денежных средств, а лишь хотите увеличить продажи поставщика по позициям, которые не сможете приобрести иным способом из-за отсутствия денег в сложившейся ситуации.

Если поставщик наотрез откажется от ваших условий, можно попробовать найти компромиссные варианты. Допустим, можно попросить у поставщика выдать дополнительный товарный кредит на сумму своих неликвидов или возместить вам дополнительную скидку на продукцию, которую вы будете вынуждены предоставить клиентам, чтобы они осуществили покупку неликвидов предприятий. Скидка необязательно должна быть выражена в денежном эквиваленте, это могут быть популярные товарные позиции, реализуемые поставщиком.

Пробуйте разные варианты, ведь заручиться поддержкой поставщика в борьбе с неликвидами предприятия в ваших интересах. Стоит отметить, что некоторые предприятия при заключении соглашений с поставщиками сразу включают в договор пункт о возможных условиях возврата стандартных неликвидных товаров, поскольку это позволяет хотя бы частично обезопасить свой бизнес в резко меняющиеся рыночных условиях.

Неликвид что это такое. Смотреть фото Неликвид что это такое. Смотреть картинку Неликвид что это такое. Картинка про Неликвид что это такое. Фото Неликвид что это такое

Скидки, пожалуй, один из наиболее популярных методов реализации неликвидов предприятия. Данный способ популярен благодаря своей простоте, однако его эффективность в последнее время существенно снизилась из-за злоупотребления некоторыми компаниями псевдо-скидками (когда стоимость товара намеренно увеличивается, а потом снижается в виде скидки на такую же величину).

Не стоит рассматривать скидки как метод увеличения прибыли или относиться к ним формально, ведь это вполне рабочая схема. Но как определить правильный процент снижения цены товара? Первое правило – не нужно ориентироваться на закупочную стоимость неликвидной продукции, поскольку противоположная позиция часто становится причиной неликвида.

Представим ситуацию: предприятие приобрело у поставщика неликвидный товар по высокой цене, после чего поставщик снизил стоимость на данную продукцию и начал ее реализацию уже по новому прайсу. Вот и получается, что предприятие не хочет снижать цену на товар (ведь на покупку было затрачено гораздо больше средств), но на фоне предложений конкурентов высокая цена на аналогичный продукт совсем не привлекает потребителей. В итоге продажи останавливаются, и товар на складе попадает в число неликвидов предприятия.

Попробуйте изменить отношение к своим запасам: у вас не товар, купленный на сумму, а продукт, который вы можете купить на сумму. Если вы приобрели товар по 150 рублей, а сейчас можете приобрести по 75 рублей, реализация единицы по 100 рублей будет прибыльной, а не убыточной. Почему же продажа товарной единицы по 100 рублей принесет прибыль вашему предприятию?

Рассудите сами – реализация каждой единицы позволит приобрести такую же у поставщика по 75 рублей, то есть вы вернетесь к первоначальному объему складских остатков и заработаете еще по 25 рублей с каждого товара. Обратите внимание, что при резких скачках цен классическая схема «деньги → товар → деньги» становится неактуальной. При продаже продукции вы должны ориентироваться на реальную цену поставщика в конкретный период времени.

Так, если вы будете исходить из более низкой цены за единицу товара, чем она есть сейчас, полученной от реализации продуктов прибыли может не хватить даже на приобретение этой же продукции в таком же объеме по новым ценам. Предположим, что когда-то вы приобрели у поставщика 200 позиций по 75 рублей, но в настоящий момент цена за одну единицу товара составляет 150 рублей, и тогда реализация товаров по 100 рублей за штуку получается невыгодной. То есть вашей выручки в 20 000 рублей будет недостаточно даже для восполнения запасов в таком же количестве, не говоря уже об иных затратах.

В связи с этим при колебаниях цен у поставщика целесообразно применять схему «товар → деньги → товар + прибыль», что позволит вам всегда иметь средства на закупку новой партии продукции и сведет риск образования искусственных «неликвидов» на складах предприятия к минимуму.

При попытках продажи неликвидов предприятия часто совершают ошибку, устанавливая цену товаров: большинство стремится получить хотя бы минимальную прибыль или реализовать неликвидную продукцию по цене реальной закупочной стоимости. Помните о том, что наличие неликвида – это уже убытки, связанные с содержанием товара на складе и обслуживанием замороженных денежных средств. Причем эти издержки навряд ли окупятся даже при продаже по нормальной цене, поэтому неликвид нельзя сравнивать с обычным товаром, с продажи которого можно получить прибыль.

При реализации неликвидной продукции действует правило – продать за столько, за сколько неликвиды предприятия согласны купить. Разумеется, чем дороже вам удастся их продать, тем лучше, но помните о том, что ставить цену, при которой товар и дальше будет пылиться на складе, не имеет смысла. И здесь возникает вполне логичный вопрос: как определить стоимость неликвидного товара для продажи и не ошибиться?

Предлагаем рассмотреть две наиболее эффективные схемы, которые можно использовать на российском рынке:

В Америке аутсорсинг по работе с неликвидами предприятия – явление достаточно распространенное. В нашей стране немного другие особенности менталитета и ведения бизнеса, поэтому перед тем как передавать свою продукцию кому-то для утилизации, обязательно уточните, что там будут делать с вашими неликвидами. Возможно, вы и сами сможете избавиться от неликвидов подобным образом, и тогда не нужно будет платить кому-то за посредничество.

В современном российском бизнесе существует еще несколько рабочих стратегий, позволяющих избавиться от неликвидов предприятия. Иногда бизнесмены применяют бартерные схемы, когда один неликвидный товар обменивается на другой. Ситуацию в корне это не меняет, но ощущение движения появляется.

Известны также случаи выдачи неликвидов предприятия сотрудникам в качестве заработной платы, когда они становятся прямыми конкурентами своего работодателя. Еще один метод избавления от неликвидов – погашение кредиторской задолженности ненужной предприятию продукцией. Не стоит злоупотреблять перечисленными схемами, однако если использовать их с умом, они могут стать реальным решением проблем, связанных с реализацией неликвидных товаров предприятия.

В случаях, когда ни один из методов не приносит желаемых результатов и вы хотите просто избавиться от товара или заплатить кому-либо за его утилизацию, обратите внимание на различные варианты благотворительности. Так вы и освободите место на складе, и сделаете доброе дело. Самое главное – правильно оценить ситуацию: рассчитать возможную выгоду от предоставления скидок, стоимость содержания неликвидных товаров на складе и определить реальную возможность продажи продукции по истечении срока хранения.

Помните о том, что иногда отдать товар бесплатно в настоящий момент бывает выгодней, чем оплачивать его содержание, а потом еще заплатить за утилизацию так и нереализованной продукции.

Списание неликвидов ТМЦ заводов и крупных предприятий

Неликвид что это такое. Смотреть фото Неликвид что это такое. Смотреть картинку Неликвид что это такое. Картинка про Неликвид что это такое. Фото Неликвид что это такое

При заполнении бухгалтерских документов неликвид предприятия может включаться в перечень прочих расходов. Решение о списании неликвидов выносит руководитель предприятия на основании официальных данных, предоставленных ему специальной комиссией. В состав комиссии, созываемой приказом руководителя, входят материально-ответственные лица. Члены комиссии обязаны:

После принятия соответствующего решения составляется акт на списание, в котором указывают:

Содержимое акта утверждается руководителем предприятия. В случае, когда комиссия установила нецелесообразность дальнейшего использования неликвидов, они сдаются в утиль. Утилизированные товары в бухучете указываются в числе прочих расходов: на счете 91, на субсчете 2. Проводка будет выглядеть так:

ДТ91-2 КТ10. Списание запасов.

При наличии неликвидов предприятие создает резерв под уменьшение материальных ценностей. Обратите внимание, что запас формируется для каждой неликвидной позиции. Иногда резервы создаются под уменьшение стоимости объектов по отдельным группам. Например, «оборудование», «электроника», «мебель». Снижение общей стоимости запасов возможно только при соблюдении нижеперечисленных условий:

Величина резерва должна быть тождественна разности между реальной себестоимостью и рыночной ценой. Разность фиксируется в бухучете при помощи проводки:

ДТ91, субсчет 91-2 КТ14. Резерв под снижение стоимости.

Запас фиксируется в целях начисления налогов, а обязательство отражается следующим образом:

ДТ99 КТ68. Налог на прибыль.

Ведением отчетности по движению неликвидной продукции должен заниматься бухгалтер. Для этого создается аналитическая таблица или формируется отдельный субсчет. Если неликвид получится продать, необходимо создать проводки:

После реализации неликвидов полученная прибыль должна фиксироваться в стандартном порядке.

Как в дальнейшем не допустить образования неликвидов на предприятии

Неликвид что это такое. Смотреть фото Неликвид что это такое. Смотреть картинку Неликвид что это такое. Картинка про Неликвид что это такое. Фото Неликвид что это такое

Разумеется, лучше вовремя предупреждать образование неликвидов предприятия, чем потом думать о том, куда их деть. Если вы уже обнаружили наличие большого количества неликвидных товаров, значит, на вашем заводе имеются реальные проблемы с формированием запасов, которые нужно решать. Можно много говорить о том, как сделать максимально эффективные закупки, но в контексте данной статьи хотелось бы выделить несколько основных и наиболее важных моментов.

Учет. Если в вашей организации сбои в регистрации и передаче информации – довольно частое явление, необходимо избавляться от этого в первую очередь. Для начала следует организовать первичный учет и определить четкий порядок обмена сведениями, документами, а также установить ответственных за эти процессы лиц. После этого необходимо разработать удобные формы отчетности по всем нужным аспектам.

Сокращение складской программы. Подумайте, какие из ваших товаров на складе могут стать неликвидными, оцените величину риска и сравните ее с доходом, получаемым от реализации данной продукции. Все товары, которые с большей вероятностью могут превратиться в неликвиды, необходимо вывести за рамки вашей складской программы. Возможно, вы придете даже не к сокращению, а к смещению складской программы в сторону более дешевых аналогов. Необходимо систематически проводить такой анализ и, исходя из результатов, выбирать дальнейшую стратегию.

Планирование и прогнозирование. Если ответственными за осуществление закупок будут продавцы вашей компании, вероятность образования излишков продукции на складе существенно возрастет. Но, с другой стороны, полное исключение продавцов из закупочного процесса может привести к снижению шансов по выполнению ими плана продаж.

Решением данной проблемы является централизованное определение необходимых запасов при помощи формализованных методов математического прогнозирования, при котором у каждого продавца будет возможность взять на себя повышенные обязательства по продаже любого товара в любом объеме с формированием соответствующих запасов. Только не забудьте о том, что за невыполнение взятых обязательств должна быть установлена ответственность.

Данная схема позволяет обеспечить реальные продажи складских остатков промышленных предприятий, а также минимизировать образование неликвидов в организациях и на заводах. То есть каждый продавец может подать служебную записку, указать в ней необходимые наименования, их количество и период времени, в течение которого объемы товара будут реализованы. Разумеется, период продажи должен находиться в разумных пределах, иначе по такой служебной записке будет принято отрицательное решение.

Оптимальная партия поставки. Логично предположить, что чем меньше величина поставочной объема продукции, тем ниже риск неликвида и его объем в случае, если он все-таки возникнет. Но в то же время, предприятию невыгодно заказывать маленькие партии товаров, поскольку затраты на транспортировку достаточно серьезные. Выходом из ситуации является детальный расчет оптимального количества заказываемого продукта.

Уровень удовлетворения спроса складскими остатками. Еще один фактор, который влияет на ситуацию с неликвидами. Руководители некоторых предприятий напрасно стремятся к 100%-ному уровню удовлетворения спроса складскими остатками – их содержание обходится компании весьма недешево. Однако ситуацию можно изменить в лучшую сторону, снизив уровень поддержания спроса хотя бы до 90–95 %.

Самым целесообразным вариантом является расчет оптимального уровня удовлетворения спроса складскими остатками или хотя бы проведение АВС-анализа по ряду важных параметров: объему клиентских заявок, маржинальной прибыли по позиции за определенный период – и назначение разным группам разного уровня удовлетворения спроса остатками директивно.

Партнерские отношения с поставщиком. Помните о том, что характер ваших отношений с поставщиком зависит только от вас самих. Вы можете выстроить работу с ним по такой схеме, при которой у вас будет полный склад, но при этом вы не заморозите в него ни рубля, а будете оплачивать только затраты на хранение товара. Ситуация на современном рынке располагает к построению отношений с поставщиками на ваших условиях или хотя бы с обязательным учетом таковых.

Автоматизация процессов. Она позволит избежать большей части ошибок, допускаемых сотрудниками при подсчетах, передаче и анализе данных. Только подумайте о преимуществах: мало того, что вы существенно снизите риск образования неликвидов, повысите точность, достоверность данных и скорость их обработки, так еще и освободите работников отдела закупок от рутины и позволите заниматься им более важными делами.

Так, у них появится дополнительное время подумать о том, как перейти на новый уровень партнерских отношений с поставщиком или как вернуть ему обратно неликвиды. А настройка предупреждений и запретов при проведении заведомо некорректных операций в автоматизированной системе позволит создать защиту от случайных и намеренных искажений информации.

Контроль. Если у вашего предприятия нет неликвидов, это не значит, что они не могут появиться в самое ближайшее время. Вы должны осуществлять систематический контроль складских остатков, не дожидаясь того момента, когда их накопится слишком много. Не допустить образования неликвидов вам поможет отчетность по ожидаемым срокам продаж, которые рассчитываются как отношение текущих свободных запасов к прогнозам продаж.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *