Некрополь это что такое в питере
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Восемь знаменитых некрополей Петербурга
В Петербурге рождались и умирали великие люди. Мы выбрали восемь кладбищ, где находятся самые известные могилы и самые большие скопления захоронений мастеров искусств, деятелей науки и героев войн
Смоленское лютеранское кладбище
Старейшее из неправославных кладбищ Петербурга. Здесь хоронили многих архитекторов и деятелей искусства, работавших в России и тут скончавшихся (вроде архитектора Тома де Томона). Но после октябрьской революции многие могилы перенесли в некрополь Александро-Невской лавры, и кладбище пришло в запустение. До сих пор многие склепы находятся в полуразрушенном состоянии, за ними просто некому ухаживать.
Похоронены: математик Эйлер, первый директор Царскосельского лицея Энгельгардт, отец академика Капицы с семьей, дипломат Ламсдорф, канцлер Ниссельроде, основатель Одессы Дерибас, первый глава еще царского Российского футбольного союза Макферсон
между переулком Декабристов и набережной реки Смоленки
Некрополь мастеров искусств
На территории Александро-Невской лавры находится несколько кладбищ. Этот некрополь – самое известное. Он был основан в начале XIX века, когда на старом кладбище при лавре стало не хватать места. Именно здесь было похоронено большинство важнейших деятелей культуры XIX века – от Достоевского до Карамзина. В тридцатые годы XX века, когда советское правительство стало свозить сюда все ценные надгробия с других кладбищ, многие могилы были разрушены и уничтожены.
Похоронены: Достоевский, Крамской, Карамзин, Кюи, Куинджи, Дельвиг, Глинка, секундант Пушкина Данзас, Сперанский, Демут-Малиновский и еще больше сотни людей, без которых в истории России XIX век и не случился бы.
площадь Александра Невского
Преображенское еврейское кладбище
Новый участок Преображенского кладбища был открыт в 1875 году за Николаевской (ныне Октябрьской) железной дорогой. Вскоре его отделили от старого и административно. Здесь был и домик раввина, и специальное место для омовения усопших. В отличие от лютеранского на Смоленке, тут похороны были и в советское время. Более того, здесь расположено два исторически важных мемориала: моряков Балтийского флота, погибших в годы Великой отечественной и ленинградцев, которые умерли или погибли во время Блокады.
Похоронены: скульптор Антокольский, архитектор Гершович, меценат Фридланд и другие знаменитые петербуржцы и ленинградцы еврейского происхождения.
проспект Александровской фермы, 66А
Комаровское поселковое кладбище
Или «Комаровский некрополь». Первая могила – композитора Савинского – тут появилась еще в 1915 году. До 1940-х годов здесь появилось только 10 финских (тогда это была территория Финляндии) и 3 русских захоронения. После 1950 годов здесь стали хоронить представителей культурной элиты. Самая знаменитая могила – Анны Ахматовой – появилась тут в марте 1966 года.
Похоронены: поэтесса Ахматова, писатель-фантаст Ефремов, литературовед Шишмарев, исследователь Антарктиды Сомов, археолог Равдоникас и многие другие
поселок Комарово, 1 км не доходя до озера Щучье
Серафимовское кладбище
Первые могилы тут появились еще в начале XX века. Тут стали хоронить местную бедноту и солдат, погибших в Первую мировую войну. Во время Блокады это кладбище – как и Пискаревское – стало местом массовых захоронений ленинградцев, погибших в те дни. Всего на Серафимовском было захоронено около 100 тысяч человек – в 15 братских могилах. В 1965 году там в их память был открыт мемориал. Кроме того, здесь же находится большой мемориал воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане и морякам с АПЛ «Курск».
Похоронены: знаменитый авиаконструктор Гуревич, востоковед Струве, художник Филонов, семья актеров Кадочниковых и многие другие
между Богатырским проспектом и Торфяной дорогой
Волковское кладбище («Литераторские мостки»)
Это была довольно слякотная местность, поэтому в проходах между могилами настилали мостки. Так и появились названия различных частей кладбища: «Цыганские мостки», «Немецкие мостки».
Первым литератором, которого здесь похоронили, был Радищев, но его могила не сохранилась. В 1848 году тут был захоронен публицист Белинский, следом за ним — Добролюбов, а затем — Писарев. Так и появилась традиция хоронить на «мостках» литераторов, деятелей искусства и науки, публицистов и оппозиционных деятелей. Тургенев, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский, Петров-Водкин, Куприн, Плеханов, Засулич, Павлов, Миклухо-Маклай — это только малая часть насчитывающего около ста фамилий списка похороненных на «Литераторских мостках».
Марсово Поле
Единственный в своем роде революционный некрополь. Первым делом здесь похоронили погибших во время Февральской революции, жертв Ярославского восстания и защитников Петрограда от войск Юденича. Здесь же похоронили Урицкого, Володарского, Рахью (вместе с другими финскими революционерами), нескольких латышских стрелков. А партийных деятелей тут хоронили вплоть до 1933 года, Вечный огонь зажгли в 1957-м Теперь рядом с революционным некрополем находится единственный в центре Петербурга гайд-парк.
Между Мойкой и Миллионной улицей
Пискаревское мемориальное кладбище
Что такое некрополь
В дословном переводе некрополь означает «город мертвых» (от древнегреческих слов «некрос» и «полис»). В древности таким термином обозначали крупные захоронения с гробницами и каменными надгробиями. С развитием цивилизаций и появлением новых способов погребения, некрополями стали называть любые могильники или места массовых захоронений.
Некрополи – захоронения древнего мира
Первые некрополи возникли еще тысячи лет назад в древних городах Египта, Этрурии и Малой Азии. Они представляли собой масштабные погребальные комплексы, расположенные на окраине поселений. Такие кладбища могли состоять из многочисленных подземных галерей, камер и склепов.
История сохранила множество примеров мест погребений, принадлежавших в различным эпохам – например, некрополь города Фивы в Древнем Египетском царстве или Дипилонские гробницы в античных Афинах.
Во времена расцвета древнеримской цивилизации покойных стали хоронить вдоль дорог. Такое расположение некрополей служило для живых напоминанием о подвигах предков. Среди дошедших до наших дней придорожных захоронений наибольшей известностью пользуются Римские катакомбы у Аппиевой дороги.
Курганные некрополи у древних славян
Вплоть до принятия христианства славяне хоронили покойных под земляными насыпями – курганами. В таких гробницах сооружали камеру-ящик для размещения останков. Небольшое помещение было с трех сторон окружено стенами, а на входе вкапывали парные столбы. Некоторые погребальные сооружения имели небольшую крышу, сложенную из деревянных плах. С одной из сторон будущей насыпи формировали вход, а по периметру устанавливали ограду.
Славянские похороны нередко завершались поминальным пиром – стравой. Существовал и обычай проводить тризну – воинские состязания в честь покойного. Оба обряда символизировали расцвет и продолжение жизни.
Русские некрополи после принятия православия
С распространением христианства изменился и способ погребения умерших: на смену курганным захоронениям пришло погребение при церквях. В некоторых областях принятие новой веры происходило с трудом, и переход к православию растянулся на долгие годы. На территории нашей страны встречаются курганы, датированные даже XIII веком.
История развития некрополей – наука некрополистика
Существует особый подраздел исторической науки, который занимается изучением древних кладбищ и мест захоронений. Результаты таких исследований часто применяются при генеалогических и биографических изысканиях. Некрополистика или некрополеведение во многом связана с краеведением, искусствоведением, архитектурой и другими научными дисциплинами.
Развитие российской некрополистики
В дореволюционные времена в России было выпущено множество публикаций с описанием некрополей в столице и других областях. Среди всех изданий особо примечателен «Петербургский некрополь» под авторством В. И. Саитова в четырех томах.
В годы советской власти интерес к изучению древних некрополей постепенно пропадает, ведь партийные установки не поощряли такую деятельность. После революции были упразднены все титулы и сословные различия, велась антирелигиозная пропаганда, а также было уничтожено бесчисленное количество храмов и старых погостов. Многие знания и исторические объекты с тех пор утрачены безвозвратно.
Интерес к исследованию некрополей постепенно вернулся только в 90-х годах вместе со сменой государственного курса и идеологии, хотя некоторые энтузиасты стали собирать данные гораздо раньше. Так, в 80-х издание «Новый мир» выпустило в свет повесть С. Каледина под названием «Смиренное кладбище». В этом произведении автор привлекал внимание общественности к теме российских погостов.
Примерно в те же годы появляется движение «Тульской некрополь», участники которого главной своей целью ставили сохранение исторических захоронений в городе. Одним из главных инициаторов тульского объединения стал протоиерей Р. Лозинский – старейший областной краевед. С этого момента начинается постепенное возвращение интереса общественности к некрополеведению. Растет число публикаций, исследователей и общественных инициатив.
Сайт общества некрополистов
В 2008 году было официально зарегистрировано объединение исследователей мест погребения на территории нашей страны – Общество некрополистов. Своей главной целью объединение считает восстановление места некрополистики среди исторических наук. Участники общества осуществляют поиск и восстановление разрушенных могил, а также собирают некрополеведческие сведения. Для этих целей был создан специальный сайт.
Члены общества с 2007 года регулярно проводят собрания на различных погостах, о чем свидетельствуют отчеты, размещенные на основном интернет-ресурсе. За последние годы благодаря деятельности некрополистов появились сайты «Московские могилы», «Могилы знаменитостей», «Герои страны», «Нижегородский некрополь» и многие другие познавательные страницы.
На сайтах участники публикуют отчеты о поиске и посещении различных погостов, как на территории страны, так и заграницей. Найти можно и репортажи с похорон известных людей, умерших после 2008 года. Размещены на странице и ссылки на литературные источники некрополеведческой тематики, оцифрованные версии которых можно найти также и в интернете. В особом разделе все желающие могут ознакомиться с информацией о самих некрополистах, а также об авторах публикаций – историках и краеведах.
Помогает сайт и в поиске утерянных покойных, местоположение которых неизвестно. Их список постоянно пополняется. В числе таких захоронений могилы, принадлежащие героям СССР, деятелям науки, культуры, искусства и военнослужащим. Также создан специальный раздел с информацией о захоронениях, которые нуждаются в реставрации.
Ритуальная сфера – важная часть жизни общества. Исследователи-некрополисты считают, что изучение похоронной культуры и исторических мест погребения должно стать одной из задач современной науки, а не только уделом отдельных энтузиастов.
Некрополи и кладбища Александро-Невской лавры,ч.3
Кладбище Александро-Невской лавры
В годы наивысшего влияния церкви на государство лавра владела не только многими домами, храмами и монастырскими комплексами. В ее владениях также находились обширные земельные угодья. Поэтому совсем рядом с обителью расположились сразу три кладбища, где погребены останки наиболее выдающихся и знаковых фигур в развитии и становлении государственности Российской империи. Каждое из них имеет свою великую и незабываемую историю, оставаясь в памяти на вечные времена.Слева от входа расположено Лазаревское кладбище. О нем я рассказала в прошлый раз. Справа от входа устроено кладбище Тихвинское. Его заложили в честь имени Тихвинской Божией Матери. Здесь также была возведена и церковь.
Тихвинское кладбище стало складываться в первой четверти XIX века, когда на Лазаревском стало тесно и хоронить начали напротив, на месте бывшего монастырского огорода. Новое кладбище вначале называли Ново-Лазаревским, а после того как была построена церковь Тихвинской Божьей матери, и все кладбище с 1876 г. стало называть Тихвинским. Во второй половине 1930-х годов на его основе был создан Некрополь мастеров искусств.На кладбищах Лавры упокоены величайшие политические, культурные, научные, военные и духовные лидеры своего времени.
Кажется, сама история вековая лежит у наших ног, возвеличивая Русь Петровскую, Русь Великую!Тихвинское кладбище (1823 г. основания) и созданный здесь советской властью «Некрополь мастеров искусств» (4) хранят под своими плитами уникальных надгробий не только могилы известных деятелей культуры.
В марте 1823 г. канцелярия Александро-Невской лавры предложила «по случаю тесноты и недостатка от давнего времени наход ящегося при церкви св. Праведного Лазаря лаврского кладбища … учредить таковое ж кладбище против оного на другой стороне ююю с устроением вновь каменной ограды» (ее проект составил лаврский архитектор В. П. Петров). Первоначально под кладбище, наименованное «Ново-Лазаревским, отвели участок между проездом и находившемся в то время там одноэтажным каменным зданием консистории, которое огородили деревянным забором.
Расширение кладбища произошло в 1870-х гг. за счет соседних монастырских огородов. В 1869 г. была построена церковь-усыпальница во имя чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери.С 1876 г. кладбище стало называться Тихвинским. По плану 1881 г. оно уже занимало современные границы и было обнесено каменными оградами. Площадь его примерно в два раза больше соседнего Лазаревского кладбища
В начале ХХ в. на Тихвинском кладбище насчитывалось 1325 надгробий. В тесной близости друг к другу стояли монументальные кресты на постаментах различной формы, многочисленные алтари, киоты, стелы. Ряд семейных мест был оформлен в виде часовен с шатровыми завершениями и массивных склепов.
Тяжелыми стали для кладбища первые послереволюционные годы: не было возможности охраны могил, памятники стремительно разрушались. 19 января 1918 г. в лавре погиб настоятель Скорбященской церкви о. Петр Скипетров. Его убили выстрелом в упор, ворвавшиеся в Митрополичий корпус красноармейцы, которых священник пытался остановить. Похоронили о. Петра на Тихвинском кладбище. Его могила, как и другие захоронения, осуществленные здесь с 1917 по 1932 гг. была утрачена. В 1994 г. место погребения о. Петра было отмечено крестом.
В 1926 г. клаадбище закрыли, но захоронения продолжались до 1932 г., когда было принято решение о создании музея-некрополя.
Музейно-массовый сектор Политпросветцентра в июле 1932 г. просил Ленсовет «в виду предпринятой в настоящее время ликвидации ветхих и бесхозных памятников на ленинградских кладбищах признать срочной мерой перевозку памятников с этих кладбищ на Лазарево кладбище-заповедник, с перенесением на него прахов известных общественных деятелей, писателей и художников. Установить право ликвидации позднейших, не представляющих собой художественного значения памятников … для использования освободившейся площади для постановки вновь привозимых памятников».
27 августа 1932 г. из Сергиевой пустыни на Тихвинское кладбище были перезахоронены представители актерской династии Самойловых. В то время еще не существовало проекта полной перепланировки кладбища, возникшего тремя годами позже.
Ленсовет передал организацию музея-некрополя в ведение треста «Похоронное дело», который поставил главной задачей «снятие бесхозных надмогильных сооружений и реализацию стройматериалов».
В 1935 г. был составлен полный перечень всех имевшихся на тихвинском кладбище захоронений. Одновременно составлялись списки лиц, прах которых нужно перенести с других кладбищ в музей-некрополь. 3 июля 1935 г. президиум Ленсовета принял постановление по которому в ведение музея-некрополя переходили и Литераторские мостки Волковского кладбища. Предполагалось, что «Тихвинское кладбище и Литераторские мостки … после реконструкции обращены будут в парки-некрополи замечательных деятелей революции и культуры, причем внешний облик этих парков. Освобожденных от обывательских могил, совершенно не будет носить какого-либо кладбищенского характера, а действительно представлять собою обширные, архитектурно оформленные зеленые пространства, местами украшенные теми или иными памятниками, стоящими на могилах выше указанныхзамечательных людей».
Архитектурно-планировочный отдел Ленсовета начал разработкупроекта мемориального парка на месте Тихвинского кладбища. Его авторами стали архитекторы Е. Н. Сандлер и Е. К. Реймерс при участии тогдашнего главного архитектора города Л. А. Ильина. Реконструктивные работы велись с начала 1936 г. Срок окончания работ устанавливался 15 августа того же года. При таких сроках работы выполнялись крайне небрежно. Несмотря на крайнюю спешку работы были выполнены лишь к августе 1937 г. Исправление недоделок затянулось на следующее десятилетие.
Тихвинское кладбище перестало существовать. Родственникам предоставлялась возможность перезахоронить «обывательские» останки, но сделали это вероятно не многие. Ряд памятников, представляющих значительную ценность, были перенесены с Тихвинского кладбища в соседний Некрополь XVIII в. (Лазоревское кладбище), т.е. сохранены без переноса останков. Это делалось, по-видимому, для того, чтобы «Некрополь мастеров искусств и современников А. С. Пушкина» (как его стали называть) был очищен от «не соответствующих теме» имен. Эта работа была произведена непоследовательно.
К старым памятникам, сохранившимся на прежнем месте или перемещенным в ходе реконструкции добавились свыше шестидесяти перезахоронений, осуществленных с 1936 по 19140 и с 1948 по 1952 гг. Исторически на тихвинском кладбище хоронили государственных и военных деятелей, ученых, композиторов. Писателей. Почти не было памятников художников, предпочитавших Смоленское кладбище, и артистов, выбравших Никольское (в Лавре) и Новодевичье (при Воскресенском Новодевичьем женском монастыре).
Проект парка-некрополя предусматривал устройство большого и четырех малых фонтанов, гранитных скамей. Урн и киосков. Предполагали снести здание тихвинской церкви, для организации входа в некрополь со стороны площади Александра Невского.
После открытия музея-некрополя для посетителей здесь продолжались работы по благоустройству и переносу памятников (полностью работа по намеченному списку так и не завершилась).
Святые имена
С Александро-Невской лаврой связано немало имён тех людей, кто ныне причислены к лику святых. Вот, некоторые из них.
Ну вот и закончилась наше знакомство с Александро-Невской Лаврой. Надеюсь вам понравилось.
Некрополи и кладбища Александро-Невской лавры,ч.2
Пару дней назад я рассказала о двух некрополях Александро-Невской лавры.
Некрополи и кладбища Александро-Невской лавры,ч.1
В 1712 г. на левом берегу заложили первую деревянную церковь. Она была освящена 25 марта 1713 г. в память Благовещения Пресвятой Богородицы и представляла собой квадратное здание, увенчанное барабаном со шпилем и крестом. За ее алтарем с 1717 г. существовала небольшая каменная Лазаревская церковь- усыпальница. Рядом начали строить мазанковые кельи, настоятельские палаты, хозяйственные службы и прочее «партикулярное строение», в основном готовое уже к 1714 г. Именно здесь, на месте будущего Лазаревского кладбища, располагался монастырь в то время, когда на противоположном берегу разворачивалось каменное «генеральное строение» по проекту Д.
План Лазаревского кладбища в большем объеме смотрите ТУТ.
Состояние «забытых могил» далеко не было образцовым. Мраморная скульптура разрушалась, памятники утопали в земле, расколотые надгробные плиты использовались для мощения дорожек и забутовки оснований под новые памятники. Множество надгробий, расположенных на тесном пространстве (менее гектара), оказались погребенными под последующими захоронениями.С 1 февраля 1919 г. кладбища Петрограда поступили в ведение Комиссариата внутренних дел Петрокоммуны. Комиссия по национализации кладбищ выработала инструкцию для комиссаров, назначенных на все городские кладбища. Комиссией руководил член коллегии комиссариата Б. Г. Каплун, в ее состав входили представители органов внутренних дел, здравоохранения, юстиции: Б. Б. Габор, В. П. Кашкодамов, Р. А. Теттенборн
Захоронения на кладбище были прекращены в 1919 г., а с 1923 г. этот некрополь закрыли для посещения. Общество «Старый Петербург» взяло кладбище в аренду, начав там научно-исследовательские и реставрационные работы. Велись обмеры и фотофиксация памятников, составлен полный перечень сохранившихся надгробий.
В 1931 г. Наркомпросом РСФСР было выдвинуто предложение создать музеи-некрополи на базе Лазаревского кладбища в Ленинграде и Донского монастыря в Москве. Это было продиктовано реальной необходимостью: в связи с планами уничтожения ряда исторических кладбищ возникла опасность безвозвратной утраты многих исторических захоронений и ценных художественных надгробий.
Уже в октябре 1931 г. на Лазаревское кладбище со Смоленского были перенесены останки скульпторов М. И. Козловского, Ф. И. Шубина и поэтессы Е. Б. Кульман. Перевезли в некрополь и их надгробные памятники. В то же время начался вывоз наиболее ценных скульптурных памятников (без перезахоронений) с Волковских кладбищ (М. С. Таировой, Г. и И. Фредерикс). Несколько скульптурных и архитектурных надгробий перенесли с кладбища Сергиевой пустыни, обреченного на полное уничтожение.
В «Ленинградской правде» 26 августа 1935 г. было помещено объявление, что в связи с превращением Лазаревского, Тихвинского кладбищ и Литераторских мостков в парки-музеи «гражданам, имеющим могилы родственников, непоименованные комиссией в списках оставленных, предлагается в трехмесячный срок осуществить перезахоронения… Не подав за три месяца заявления, могилы будут считаться бесхозными и подлежат сносу».
Далеко не все исторические захоронения пропали именно в 1930-е гг. Многое погибло в течение исторического существования кладбища, в ходе его естественного обновления. Сейчас в некрополе находится несколько десятков надгробных плит, найденных во время археологических раскопок и в начале XX в. считавшихся навсегда утраченными.
В 1954-1955 гг. ряд уникальных скульптурных памятников, хранение которых на открытом воздухе представлялось губительным, перенесены в музейную экспозицию Благовещенской усыпальницы. Среди них надгробия Е. С. Куракиной и Е. И. Гагариной, детали памятников А. Ф. Турчанинову, А. С. Попову, М. С. Таировой.
В 1960-1980-е гг. в Некрополе произошло еще три перезахоронения. В 1967 г., когда отмечалось стопятидесятилетие со дня смерти Д. Кваренги, ленинградские историки попытались найти место захоронения великого архитектора на Волковском лютеранском кладбище. Могила Джакомо Антонио Кваренги (1744-1817), архитектора, строителя Эрмитажного театра,
В результате специальных архивных исследований и археологических раскопок останки Д. Кваренги были обнаружены и перенесены в музейный некрополь. В 1979 г. было проведено перезахоронение со Смоленского лютеранского кладбища выдающегося инженера и механика А. Бетанкура. Его надгробие в виде шестиметровой чугунной колонны, отлитой по проекту О. Монферрана в 1825 г., нуждалось в срочной реставрации. Эту работу провел Музей городской скульптуры, в некрополь которого и перенесли прах и памятник А. Бетанкура.
Наконец, в 1988 г. в некрополе были захоронены останки академика С. П. Крашенинникова, путешественника и исследователя Камчатки.
Выдающийся ученый был похоронен на кладбище у Благовещенской церкви на Васильевском острове. При строительных работах, проходивших в 1955 г. на месте давно несуществующего кладбища, случайно была найдена часть надгробной плиты Крашенинникова. При вскрытии обнаруженного склепа найден череп, по которому ученики антрополога М. М. Герасимова воссоздали документальный портрет ученого.
Названия дорожек Некрополя XVIII в. связаны с памятниками, находящимися на них: Ломоносовская, Россиевская, Бетанкуровская, Захаровская, Радищевская, Старовская и Фонвизинская. От входа в некрополь идет вымощенная кирпичом Петровская дорожка, от нее через центр некрополя проходит дорожка Мастеров искусств.Сохранилась надгробная плита Ласкари (урожд. Городецкая) А.И., плита от 1770г.
Хотя первоначально на Лазаревском кладбище хоронили лишь дворян, с 1740-х гг. появляются и купеческие памятники. Обыкновенный взнос за погребение на Лазаревском кладбище в середине XVIII в. составлял пятьдесят рублей, погребение в церкви стоило вдвое дороже. Больших средств требовали также заказ заупокойных служб, поминальная трапеза для монахов и т. д.
Лазоревское дополнительно можно посмотреть тут: https://yadi.sk/a/9rW5oC2Z3Wgvhr