Некому березу заломати что означает
Некому берёзу заломати
Уберите медные трубы!
Натяните струны стальные!
А не то сломаете зубы
Об широты наши смурные.
Искры самых искренних песен
К нам летят как пепел на плесень.
Вы все между ложкой и ложью
А мы все между волком и вошью!
Время на другой параллели
Сквозняками рвется сквозь щели.
Ледяные черные дыры –
Окна параллельного мира.
Через пень колоду сдавали
Да окно решеткой крестили.
Вы для нас подковы ковали
Мы большую цену платили.
Вы снимали с дерева стружку
Мы пускали корни по новой.
Вы швыряли медную полушку
Да мимо нашей шапки терновой.
Хороша студена водица,
Да глубокий омут таится.
Не напиться нам, не умыться,
Не продрать колтун на ресницах.
Да вот тебе обратно тропинка
И петляй в родную землянку.
А крестины там иль поминки –
Все одно там пьянка-гулянка!
Если забредет кто нездешний,
Поразится живности бедной,
Нашей редкой силе сердешной
Да дури нашей злой заповедной.
Выкатим кадушку капусты.
Выпечем ватрушку без теста.
Что, снаружи все еще пусто?
А внутри по-прежнему тесно!
Да вот тебе медовая брага,
Ягодка-злодейка-отрава.
Вот тебе, приятель, и Прага.
Вот тебе, дружок, и Варшава.
Всемером ютимся на стуле,
Всем миром на нары-полати.
Спи, дитя мое, люли-люли!
Некому березу заломати.
Берёзовая мистика славян
Наши предки считали, что берёзовые веники в бане нечистую силу выгоняют. Но и ведьмы, согласно поверьям, летают только на берёзовых мётлах.
Жизнь в символах
У скандинавов берёза символизировала богиню Нертус — великую Матерь-Землю. В Швеции до сих пор в конце апреля в честь берёзы устраиваются пышные празднества. Кельты отождествляли белоствольную с Солнцем. А для того, чтобы дух умершего человека мог успокоиться, по кельтским обычаям его хоронили в погребальных шапках из берёзовой коры.
В Азии из берёзы изготавливали центральный шест круглых азиатских шатров, и поэтому она являлась символом жизни.
Согласно древним представлениям манси и хантов, священная берёза-праматерь, принадлежавшая богине Калташ, была златолистой и росла семью серебряными стволами из одного основания. С двумя берёзами в руках снизошла с неба на землю тюркская богиня Умайя.
В представлении народов Севера берёза — шаманское дерево, соединяющее землю и небо, а зарубки, отмечаемые шаманом на её стволе, символизируют лестницу в высшие миры.
Самая знаменитая из священных берёз северян росла на высоком яру в устье реки Вымь.
У её корней было главное капище, куда коми-зыряне, коми-пермяки и чердынские манси приходили поклониться, совершить жертвоприношения и магические обряды.
Стефан Пермский и береза
В 1379 году эта берёза была срублена и сожжена православными миссионерами во главе со Степаном Храпом, обратившим народы Севера в христианство и ставшим затем епископом Стефаном Пермским.
В житии Стефана Пермского рассказывается, что, придя в зырянскую землю, он возвёл на месте языческой кумирницы храм в честь Михаила Архангела, рядом с которым основал Владычный городок и поставил первый в Коми Михайло-Архангельский мужской монастырь.
Берёзовый мир славян
Древние славяне, хотя и почитали берёзу, всё же относились к ней неоднозначно. С одной стороны, она была символом чистоты и возрождения, а с другой — вместилищем злых духов и любимым местом русалок.
Берёза повсеместно считалась деревом, причастным к миру сверхъестественного, и в народных былинах часто выступала как атрибут нечистой силы. На берёзах устраивали шабаши колдуны, а любая ведьма умела надоить молока с ветвей берёзы и летать по ночам не только на помеле или хлебной лопате, но и на берёзовой палке.
Кроме того, считалось, что в ветвях плакучих берёз обитают души умерших, которые по ночам выходят и насмерть «затанцовывают» случайных прохожих. Поэтому в некоторых селениях северной России на том месте, где когда-то росли берёзовые рощи, домов не строили. Ещё по одному поверью, женатому мужчине нельзя было сажать это дерево около дома, иначе кто-нибудь из домочадцев в скором времени умрёт.
У белорусов необычный вид белоствольной, например, искривлённой или сросшейся с другим деревом, считался свидетельством того, что под этим деревом погребена загубленная душа, а в его стволе и ветвях вместо сока течёт кровь. Подобных представлений придерживались и другие славянские народы.
Но чаще берёза считалась доброй, оберегающей от зла, приносящей добро и здоровье. Интересно, что в соседних деревнях, а то и в одном селении легко сосуществовали и добрые, и дурные поверья, связанные с этим замечательным деревом.
Русалочья неделя
Считалось, что на Семик, с первым настоящим летним теплом, русалки собираются на берегах водоёмов, в лесах и рощах, чтобы встретиться с подругами и вволю повеселиться, а если получится, то и подыскать себе кавалера, некстати для себя решившего искупаться в реке или озере. Не случайно же такие купания в Русалочью неделю обычай строго запрещал, дабы жительницы тёмных вод не защекотали и не утащили купальщика в пучину.
Святки по русским деревням начинались обычно в четверг. С утра всем миром шли на кладбище и украшали ветками берёзы могилки ушедших родных, а после обеда начинались народные гулянья, ни днём, ни ночью не утихавшие всю ближайшую неделю.
Главным обрядом Русалочьей недели было завивание или заламывание берёзки и плетение венков из берёзовых веток и цветов. Связан он был с древним культом матери-богини, поэтому присутствие мужчин на таких таинствах было святотатством — мужской взгляд мог испортить завитую берёзку. В обряде участвовали только девушки или молодые женщины, не имевшие детей.
По традиции они шли в поле или в лес, выбирали там одиноко стоящее деревце, с шутками и песнями украшали его бусами и лентами и, чтобы угодить русалкам, которые очень любят качаться на ветвях берёзы, сплетали ветви в венки. Отсюда и пошло выражение «берёзу заломати».
Совершив обряд украшения деревца, девушки садились в его тени, причём считалось: которая сядет первой, та и замуж выйдет первой.
Тут же расстилали на земле скатерть и совершали обрядовую трапезу которая включала ряд обязательных блюд: пиво, квас, куличики, творог со сметаной и яичницу. И лишь теперь можно начинать хоровод. В среднерусских селениях девушки свивали три пары берёз «воротами», а затем гуськом проходили под ними.
Во всех этих действиях был определённый смысл: так девушки могли подружиться, «покумиться» с русалками, которые могли поведать им будущее.
Обязательным ритуалом было гадание по берёзовым венкам. Девушки бросали их в реку и следили, доплывёт ли венок до противоположного берега или утонет. Если доплывёт, то девушка в скором времени удачно выйдет замуж, а та, чей венок потонет, скоро умрёт.
Пеклись, между прочим, юные красавицы не только о себе, но и о своих близких, процветании родной деревни и особенно о будущем урожае хлеба. Поэтому местом для завивания берёзок избирались преимущественно рощи, лески, поляны, находившиеся вблизи ржаного поля. Согласно поверью, рожь от этого будет расти лучше, что нашло отражение в текстах песен, которые сопровождали обряд и фактически являлись заклятием на урожай:
Завили веночки,
Завили зелены,
На годы добрые
На жито густое
На ячмень колосистый,
На овёс ресистый,
На гречиху чёрную,
На капусту белую.
Вечером к девушкам присоединялись парни. Они срубали берёзку или просто ветки с неё, рядили их в девичье платье, кокошник и, величая «Девичьей красой», шумной ватагой шли в деревню, где гулянья продолжались до позднего вечера. (В некоторых среднерусских областях берёзу изображала самая красивая девушка села, украшенная берёзовыми ветками с листвой.)
Заканчивались святки проводами русалок. Когда проходила Русалочья неделя, с украшенных берёзок снимали бусы и ленты, «развивали» венки, распутывали ветви, с песнями и плясками носили чучело русалки по деревне, а потом выносили его в поле или лес, где разрывали или сжигали.
Позже, с принятием православия, древний языческий праздник был приурочен к Троицыну дню, но обряды его практически не изменились: так же всей деревней убирали могилки и поминали усопших, так же девушки ходили завивать берёзу, разве что во время «кумовства» подружки стали обмениваться не лентами и платочками, а крестиками. С древним же смыслом Русалочьей недели за века произошло то же, что и с одним из её ритуальных гимнов «Во поле берёза стояла», давно ставшим просто любимой народной песней.
Народные обряды и верования остались в далёком прошлом, но мы по-прежнему восхищаемся красотой и свежестью берёзовой рощи, без которой невозможно представить русский пейзаж.
«В полдень, после обеда, начинается празднество молодых людей. В старину бабка-позыватка повещала по всем домам и сзывала девушек на гульбище. Хороводница, с караваем в руках, выходила на улицу и запевала зазывную песню. К ней со всех сторон сбирались девушки со своими матушками и нянюшками и всею толпою отправлялись в рощу. Все это доселе сохраняется в разных местах. Ни время, ни преследования не могли уничтожить народных обрядов». Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым
Троицын день. Пётр Александрович Суходольский. 1884 г.
Некому березу заломати что означает
АЛЕКСАНДР БАШЛАЧЁВ «НЕКОМУ БЕРЁЗУ ЗАЛОМАТИ»
Предлагаю вашему вниманию построчный разбор. Надеюсь, метод покажется вам интересным.
Уберите медные трубы,
Натяните струны стальные,
А не то сломаете зубы,
Об широты наши смурные
Если западные рокеры не выполнят эти требования, они не смогут понять той атмосферы, которая царила в отечественном андеграунде конца 80-х: бунтарского духа, бескорыстия, почти жертвенного служения своим идеалам. Конечно, не все представители советской рок-среды были такими, но тут рисуется несколько упрощённая картина. Башлачёв предлагает отечественным рокерам принять на себя роль побиваемых пророков. Чувство беспредельной свободы смешано в нём с предчувствием грозы, обречённой решимости.
Искры ваших искренних песен
Это наши пепел и плесень
Вы всё между ложкой и ложью,
А мы всё между волком и вошью.
Время на другой параллели
Сквозняками рвётся сквозь щели
Автор утверждает, что история может пойти по другому пути. Песня написана на закате советской эпохи. На тот момент официальная идеология рисовала свои программы будущего: строим коммунизм, обгоняем Америку, социализм. В конце восьмидесятых вдруг появились другие варианты видения мировой истории, например, религиозное видение будущего: приход антихриста, армагеддон, страшный суд, царство божие на земле и другие историко-философские концепции. Они казались тем более реальными, чем ощутимее становился крах советского союза и провал его миссии на мировой арене.
Ледяные чёрные дыры,
Окна параллельного мира.
Привычный уютный мир разрушается, в его границах возникают бреши. Это и реакция на разрушения Союза. Трещат по швам старые границы. В образовавшие бреши проникает иная культура, в частности, тот самый рок-н-ролл. Это пересечение разных миров манит и одновременно пугает. Образ окна заставляет вспомнить «окно в Европу», о котором так мечтали наши советские диссиденты и апокалиптический образ «источников бездны и окон небесных». Это сразу и предчувствие краха родной страны, прежнего мироустройства, и предчувствие конца света. Собствено, в искусстве эти линии всегда соседствуют. Так было и в 1917 году.
Вы нам: «То да сё. Трали-вали»,
Мы даём ответ: «Тили-тили».
Вы для нас подковы ковали,
Мы большую цену платили
Запад подготавливает русскую творческую среду к труду, вдохновляет. Отечественные рокеры испытывают бесконечную благодарность, готовы идти на любой риск, сопряжённый с пропагандой иностранного искусства.
Вы снимали с дерева стружку,
Мы пускали корни по новой.
Запад стремится «обработать, обтесать» Россию, подарить ей свою «настоящую» культуру, русская культура уходит от искуственного рационализаторства, ищет естественных источников воспроизводства в собственных традициях, старается укорениться в бытии.
Вы кидали медну полушку
Мимо нашей шляпы терновой.
Лишь тоска-печаль облаками
Над лесной седою страною
Города цветут синяками,
Да деревни сыпью чумною.
Далее идёт описание положения дел в России. Вечный образ бескрайней и дикой страны, в которой нет ничего, кроме просторов и свободы. Нет производства, нет образования, нет внятной истории, нет средств к существованию. В этой стране даже нет людей. Они как бы не нужны ей. В таких масштабах существует только природа, и вкрапления цивилизации кажутся паразитами на теле земли. Видимо, в этом и заключается одно из прозрений русской культуры, недоступной пониманию Запада: необходимо сближение с природой, а не цивилизаторский прогресс.
Кругом бездорожья траншеи
Отсылка к знаменитому выражению о дураках и дорогах. То есть Россия по прежнему существует в контексте проблем и образов русской литературы вековой давности.
Выкатим кадушку капусты,
Выпечем ватрушку без теста.
А жрать нечего. И в народ давно привык к такому положению дел: все готовят капусту впрок, умеют готовить еду буквально «из ничего». Тем более, что песня написана в Петербурге, помнящем военную блокаду.
Что, снаружи всё ещё пусто?
А внутри по-прежнему тесно!
Человек русской культуры опьянён. Его качает между чуждых ему идей и концепций (к которым автор причисляет и социализм, и либерализм). По-сути, это только иллюзия выбора. По мнению автора, человек русской культуры аполитичен. Он живёт в контексте религиозных и нравственных проблем. Стихия революций, социального реформаторсва опьяняет его. И этот напиток сладок и губителен.
Всемером ютимся на стуле,
Всем миром на нары-полати.
В России бедно и тесно. Наступает эпоха капитализма и рыночной конкуренции, когда люди станут естественными врагами, начнут борьбу за место под солнцем. Но в России ещё живы общинные инстинкты. Мы долго жили в общежитиях, наши предки спали в избах на общих полатях, слишком многим довелось спать на тюремных нарах. Этот инстинкт коллективизма, пережиток советских времён, противится инстинкту конкурентной борьбы.
Завершающие строчки. Теперь адресатом песни неожиданно становится ребёнок. Сама песня становится колыбельной, сказкой на ночь. Автор милостиво разрешает слушателю уснуть, отрешиться от названных проблем. Для баюкаемых детей поют песни. Русские-народные песни. Значит, уже с детства ребёнок оказывается в поле русской культуры, и её противоречия, её вечные вопросы поджидают его на пороге зрелости.
Некому березу заломати что означает
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
нашлось-таки кому березу заломати.
Большой снег февраля оказался слишком тяжелым.
И необычная березка, которая, дугой наклонившись, стояла на Лебяжьем пруду в парке,
не выдержала столь тяжелой ноши и сломалась пополам.
Вскоре пришли служащие парка, быстренько все распилили и убрали, дабы не расстраивать гомельчан.
Но осталась зияющая желтая рана, яркая на белом полотне зимы. Так жаль эту красавицу!
Интересно, заживет ли? И оживет ли сама березка?
Поискала у себя в архивах, как она выглядела. Вот здесь она без листвы.
Выделяется от других прямо растущих деревьев. Наклонилась дугой к Лебяжьему пруду.
Но посмотрите, как в отсутствие верхушки верхние боковые ветви березки все, как один, тянутся вверх.
И каждая хочет стать верхушкой. 🙂
Здесь панорама с гибкой красавицей в левом углу
Интересно, что все деревья, да и растения тянутся вертикально вверх, противоположно силе тяжести,
которая направлена вертикально вниз к центру Земли.
У этой березки видимо был какой-то сбой в программе роста.
И вообще, меня всегда поражали слова в этой народной песне, где сетовали, мол, некому березу заломати.
А зачем её ломать. Пусть себе растет, украшая мир
Но оказалось, что эти слова не нужно воспринимать буквально.
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати.
БольшИе снегА февраля, видимо, слова этой песни поняли в прямом смысле. Вот и случилось то, что случилось 🙁
Некому березу заломати
Уберите медные трубы!
Натяните струны стальные!
А не то сломаете зубы
Об широты наши смурные.
Искры самых искренних песен
Полетят как пепел на плесень.
Вы все между ложкой и ложью,
А мы все между волком и вошью.
Время на другой параллели,
Сквозняками рвется сквозь щели.
Ледяные черные дыры —
Окна параллельного мира.
Через пень колоду сдавали
Да окно решеткой крестили.
Вы для нас подковы ковали
Мы большую цену платили.
Вы снимали с дерева стружку.
Мы пускали корни по новой.
Вы швыряли медную полушку
Мимо нашей шапки терновой.
А наши беды вам и не снились.
Наши думы вам не икнулись.
Вы б наверняка подавились.
Мы же — ничего, облизнулись.
Лишь печаль-тоска облаками
Над седой лесною страною.
Города цветут синяками
Да деревни — сыпью чумною.
Кругом — бездорожья траншеи.
Что, к реке торопимся, братцы?
Стопудовый камень на шее.
Рановато, парни, купаться!
Хороша студена водица,
Да глубокий омут таится —
Не напиться нам, не умыться,
Не продрать колтун на ресницах.
Вот тебе обратно тропинка
И петляй в родную землянку.
А крестины там иль поминки —
Все одно там пьянка-гулянка.
Если забредет кто нездешний —
Поразится живности бедной,
Нашей редкой силе сердешной
Да дури нашей злой-заповедной.
Выкатим кадушку капусты.
Выпечем ватрушку без теста.
Что, снаружи — все еще пусто?
А внутри по-прежнему тесно…
Вот тебе медовая брага —
Ягодка-злодейка-отрава.
Вот тебе, приятель, и Прага.
Вот тебе, дружок, и Варшава.
Вот и посмеемся простуженно,
А об чем смеяться — не важно.
Если по утрам очень скучно,
То по вечерам очень страшно.
Всемером ютимся на стуле.
Всем миром — на нары-полати.
Спи, дитя мое, люли-люли!
Некому березу заломати.