О чем хотел сказать автор

«Что хотел сказать автор» и что не так со спором вокруг литературы в школе

О чем хотел сказать автор. Смотреть фото О чем хотел сказать автор. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор. Картинка про О чем хотел сказать автор. Фото О чем хотел сказать автор

Многие ученики не любят литературу в школе за пресловутое «Что хотел сказать автор?», навязываемое пособиями и учителями. Детям не дают анализировать и размышлять самостоятельно. Или… слишком полагаются на самостоятельность и догадку детей. Где золотая середина? Рассуждает наш блогер Марина Балуева.

Недавно в соцсетях разгорелась жаркая дискуссия на тему преподавания литературы в школе. Триггером послужила статья известной поэтессы и школьной учительницы, где она сообщила, что в некоторых случаях считает необходимым, чтобы учитель изложил детям это пресловутое и загадочное «что хотел сказать автор».

Учительница аргументировала свою точку зрения: произведения, представленные в школьной программе, написаны для взрослых, значит, ученику средней школы в них может быть понятно не всё. Шестиклассник не всегда может понять Дубровского, которому по повести 23 года. У детей может недоставать жизненного опыта и филологического инструментария.

Перед этим она отметила, что дети хорошо воспринимают классическую литературу, если могут примерить жизнь и судьбу героев на себя. Учитель должен стремиться к тому, чтобы приблизить сюжет и характеры к детскому пониманию, но иногда это невозможно — в таком случае можно воспользоваться авторитетом и что-то изложить в формате лекции.

Сторонники прогрессивной педагогики осудили учительницу, объяснив, что такая позиция устарела, и подвергли сомнению её профессионализм. Потому что, по их мнению, современный учитель не должен рассказывать, что хотел сказать автор. Мысль автора дети должны научиться понимать самостоятельно.

Правда, комментаторы умалчивали, что согласно последнему слову педагогической науки и образовательных стандартов, ученик имеет право на собственный взгляд, если сможет его доказать. Поэтому позиция «Ромео и Джульетта — дураки, я так считаю» не прокатит. И не потому, что её не примет «авторитарный» учитель (пример взят из статьи), а потому, что утверждение бездоказательно.

К сожалению, доведение до абсурда любого тезиса продолжает оставаться мощным трендом, выдающим отсутствие критического мышления и привычку целиком полагаться на готовые лозунги, неважно, «устаревшие» или «прогрессивные». В советской школе понятие «мысль автора» было строго регламентировано в связи с идеологическими догмами. Делалось это с определенной целью: ни при каких обстоятельствах не дать ученикам увидеть в книге что-то, что не соответствует идеологическим установкам и политике партии.

Например, Онегин и Печорин должны оставаться «лишними людьми», то есть пострадавшими от царского режима, и ни в коем случае не свободными личностями, несущими ответственность за свою судьбу. Упразднение таких установок вместе с исчезновением идеологии понятно и логично. Что предложено взамен? Слово «свобода», о которой десятилетиями не имели понятия.

Значит ли это, что свобода бездоказательного «самовыражения» просто сменила «идеологически правильную» позицию? Почему никто не утверждает, что теорему по геометрии ученик должен доказать самостоятельно, в развитие свободной мысли? Почему доказательство теоремы преподносится учителем и в основном заучивается учениками, а убийство студентом в девятнадцатом веке ростовщицы и её сестры должно быть проанализировано в свободном полете без точных знаний: исторических, биографических, литературоведческих? Без анализа, логики и жизненного опыта?

С прискорбием сообщаю, что свобода самовыражения — это для методичек, лекций и учительских курсов

А в жестокой реальности — сотни готовых «аргументов», кратких содержаний и шаблонных образцов на сайтах подготовки к ЕГЭ. Потому что ЕГЭ есть, а концепции образования по-прежнему нет. Потому что есть полет педагогической фантазии и желание всех поучать «как надо», а есть ежедневный рутинный труд и практические задачи, которые зачастую не имеют ничего общего с благтими замыслами ученых-педагогов.

Приведу пример из собственной практики. Обсуждаем с учеником «Телеграмму» Паустовского. На всякий случай, кто не читал: пожилая женщина ждёт свою дочь, зовёт, скучает, но дочь, отвлекаемая делами, приезжает слишком поздно — к свежей могиле и пустому дому.

Ученик, рассуждая самостоятельно, приходит к выводу, что женщина сама виновата — ведь это она сама воспитала такую дочь. Я отвечаю, что, во-первых, в рассказе нет истории воспитания, там только о любви, о страхе смерти и последней просьбе. Во-вторых, какую «такую» дочь? Девушка не пьет, не курит, не бегает по барам-дискотекам. Наоборот, она занята делом большой общественной важности.

И тут мы заходим в тупик. Я понимаю, что ни жизненного опыта, ни знаний у моего ученика не хватит, чтобы пройти этот квест

Спасибо за то, что он хотя бы высказал своё мнение, а не тупо содрал с сайта по подготовке ЕГЭ, где дочь просто названа эгоисткой, и все дела. Но его размышлений не хватает. Приходится рассказать ему про жизнь в СССР:

И тут всё встало на свои места. И нет эгоистов и плохих воспитателей, а есть трагедия двух одиноких людей. Мне возразят: а как же Марлен Дитрих, знаменитая актриса, которая так прониклась шедевром Паустовского, что публично встала на колени перед писателем? Как же она смогла понять? А Марлен Дитрих часть жизни прожила в Германии, где тоже в эти времена был культ общественного и не в почете чувства. Кроме того, великие произведения искусства всегда имеют несколько планов восприятия. Внешний план, как правило, универсален.

Не надо быть носителем английского языка и знатоком средневековой юстиции, чтобы понять трагедию короля Лира. Это сюжет для всех времен и народов. Но если ознакомиться хотя бы коротко с особенностями престолонаследия во времена монархий, то фокус меняется и сюжет куда ближе к современным историям, когда пожилой человек отписывает недвижимость детям, и доживает в доме престарелых. Именно такое понимание и приближает детей к классике.

Грустно и дико слышать, что учителя может заменить искусственный интеллект. А ведь «цифровизация» и «искусственный интеллект» — это очередной поток трескучих фраз, который накрывает школу. Есть над чем поразмыслить.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock / Olga Bocharnikova

Источник

«Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

О чем хотел сказать автор. Смотреть фото О чем хотел сказать автор. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор. Картинка про О чем хотел сказать автор. Фото О чем хотел сказать автор

Алина Косова

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.

Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

Чем различаются тема и главная мысль текста?

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 💪🤓

Я помогаю ученикам запомнить самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!

Как определить тему и главную мысль текста?

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

Поработаем с примером

«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-разному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!

Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!

Источник

Что хотел сказать автор: главные ошибки на сочинении

О чем хотел сказать автор. Смотреть фото О чем хотел сказать автор. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор. Картинка про О чем хотел сказать автор. Фото О чем хотел сказать автор

Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря — то есть в 2016/2017 учебном году оно выпадает на 7 декабря. На работу отводится 3 часа 55 минут. За это время надо написать осмысленный текст на заданную тему в размере не менее 250 слов, опираясь на одно или несколько литературных произведений.

Оценивается сочинение по системе «зачет — незачет» и является условием допуска к единому государственному экзамену. Однако по решению вуза, результат сочинений может учитываться при поступлении и добавлять до 10 баллов к общему баллу ЕГЭ — так что для многих есть смысл не просто написать на «тройку» и забыть.

Для того чтобы получить «зачет» по итоговому сочинению, важно получить положительный результат по нескольким основным критериям — то есть, говоря простым языком, соблюсти некоторые несложные правила. Напомним их.

Соответствие теме

Темы сочинений выпускники узнают за 15 минут до начала экзамена. Их будет пять, по одной из каждого тематического направления, которые уже известны. В этом году они такие: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные или в форме вопроса. Важно, чтобы выбранная тема в сочинении, с точки зрения экзаменатора, была раскрыта. С тем, что проверяющие хотели бы прочитать по каждому из направлений, можно ознакомиться на сайте Федерального института педагогических измерений.

Например, направление «Разум и чувство» предполагает раздумье о двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. «Честь и бесчестие» — полярные понятия, связанные с выбором. «Победа и поражение» — размышления о неоднозначности и относительности этих понятий в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. По теме «Опыт и ошибки» возможны рассуждения «о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира». А направление «Дружба и вражда» предполагает рассуждение о ценности человеческой дружбы.

Вот какие советы дают специалисты ФИПИ: «Работа над итоговым сочинением начинается с выбора темы. Чтобы не ошибиться в этом и не менять тему в середине экзаменационного времени, выпускнику нужно научиться обдумывать все пять предложенных тем и выбирать ту, которая ему наиболее близка. Обдумывание темы требует понимания значения каждого слова в формулировке темы. Важно уяснить, в чем суть вопроса, заключенного в формулировке, какой краткий ответ на него можно дать изначально, чтобы затем в сочинении развернуто обосновать этот ответ».

Аргументация, привлечение литературного материала

Помните: все ваши рассуждения должны быть основаны на хотя бы одном литературном произведении. Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и так далее. Допускается, что только одно произведение может быть использовано в работе, но это не должно превратиться в литературоведческий анализ конкретного текста — герои и ситуации, взятые из текста, должны быть использованы как аргументы, доказывающие вашу точку зрения на выбранную проблему. При этом литературный материал может быть любой: из отечественной или мировой литературы, художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, устное народное творчество и так далее.

приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам

Сочинение — это не экзамен по литературе, оно должно показать ваше умение рассуждать и излагать свою точку зрения. На экзамене запрещено пользоваться текстами, так что стоит подучить цитаты и имена героев книги или книг, на которые вы ссылаетесь. Фактические ошибки — одна из самых распространенных причин плохого результата на сочинении.

Совет ФИПИ: «Чтобы избежать ошибок в привлечении литературного материала, нужно научиться использовать его рационально: не увлекаться пересказом содержания книги, забывая при этом об аргументации своих мыслей и комментировании литературных примеров. Следует помнить о том, что приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; не следует перегружать работу литературным материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Необходимо размышлять над прочитанными книгами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведения, его конфликту и т. д.».

Самостоятельность

Ваше сочинение должно быть самостоятельной работой. В интернете есть множество сайтов, где приведены примеры успешных работ, удачные цитаты из сочинений прошлых лет, а также клише, которые, по мнению авторов этих сайтов, помогут всем легко справиться с сочинением. Не надо ими пользоваться.

Помните, что сейчас все умеют пользоваться интернетом, с сайтов списывают одно и то же тысячи школьников, часто в готовых сочинениях есть множество фактических ошибок, а клише — это речевая ошибка, ее стоит избегать. Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за работу в целом.

Композиция

Сочинение — это проверка умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Тут все просто, главное — составить план. В сочинении должно быть вступление, основная часть и заключение.

Во вступлении нужно подчеркнуть важность выбранной темы для человечества: например, с помощью удачной цитаты или примера из истории. В основной части ваша мысль также должна подтверждаться цитатами, фрагментами и примерами из конкретных литературных произведений — то есть тезис поддерживают аргументы.

рекомендуется писать сочинение объемом от 350 слов

В конце каждого аргумента должен быть промежуточный вывод в стиле «что хотел сказать этим автор». А в заключении — итоги и выводы ваши собственные, которые не должны повторять того, что вы написали во вступлении, но должны быть связаны с ним логически. Отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Совет ФИПИ: «Необходимо наметить структуру работы, определить ее смысловые части и продумать их содержание, то есть решить, какие проблемы, вытекающие из темы сочинения, нужно сформулировать во вступлении, какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут рассмотрены проблемы, поставленные во вступлении, какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью работы.

Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис — мысль, требующую доказательств, аргументы (доказательства), необходимые примеры с использованием литературного материала и промежуточные выводы. В заключении следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести сжатый итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинения».

Выдержать объем

Если в сочинении будет меньше 250 слов, то, каким бы высокохудожественным ни было это произведение, оно не будет зачтено. Надо помнить, что имена, фамилии и отчества героев или автора, а так же названия книг считаются за одно слово. Максимальное количество слов не указано, но время ограничено. При этом чем больше объем, тем больше ошибок, которые тоже влияют на результат.

Совет ФИПИ: «Выпускникам рекомендуется писать сочинение объемом от 350 слов».

Грамотность

«Незачет» ставится, если на 100 слов в сумме допущено более пяти ошибок: речевых, грамматических, а также орфографических или пунктуационных. Кстати, на экзамене разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии. А вот речевые ошибки — бич современного школьника, их надо учиться видеть и избегать самостоятельно.

Ниже переведены самые распространенные речевые ошибки с примерами:

«Незачет» ставится, если на 100 слов в сумме допущено более пяти ошибок

Источник

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР

Многие вещи в кинематографе и литературе не лежат на поверхности, их сложно уловить и распознать. Часто режиссеры и писатели в своих работах либо не объясняют детали напрямую, желая, чтобы читатель-зритель самостоятельно дошел до смысла спрятанного, либо попросту не могут сказать открыто, ставя перед собой цель создать нужную атмосферу, настроение, фон, характеры персонажей. Поэтому на помощь деятелям искусства приходят художественные средства выразительности, различные приемы в написании сюжета, сцен и диалогов, тропы, символы, образы. Но для того, чтобы все это разглядеть, обычному человеку необходимо знать о существовании методов, используемых авторами. Не пугайтесь! Не обязательно глубоко разбираться в данной теме. Сейчас докажу на примерах. И бонус: такая теоретическая база помогает повысить эстетический вкус, научит отличать хороший, обдуманный и талантливо реализованный труд от массового продукта среднего качества.

КАК РОЖДАЮТСЯ ГЕРОИ КНИГ И КИНО

Задумывались ли Вы о том, почему некоторые персонажи становятся культовыми и узнаваемыми, например, такие как Джек Воробей, Алиса из страны чудес, Ганнибал Лектор, Шерлок Холмс, Лолита, а другие сразу же забываются или остаются вне нашего внимания, а то и вовсе вызывают отторжение? Все дело в правильной проработке образа героя, которая сказывается на его внешности, темпераменте, особенностях поведения, репликах и действиях.

Если не вдаваться в подробности, то для того, чтобы придумать персонажа, необходимо два основных ингредиента: архетип и окружающие его тропы. Посмотрим наглядно:

О чем хотел сказать автор. Смотреть фото О чем хотел сказать автор. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор. Картинка про О чем хотел сказать автор. Фото О чем хотел сказать автор

Архетип — это типаж личности, определяющий качества человека, который либо до сих пор существует, либо остался в историческом прошлом. Например, правитель-тиран. Для него свойственна беспощадность, нервозность, хладнокровность, тяга к убийствам (желательно массовым), недоверчивость. Он не будет заботиться о жизни простолюдина, а может целого войска или даже народа. Его целью, с большой вероятностью, станет завоевание власти и признания. Если он присутствует в книге или фильме, логично ожидать сцен войны, конфликтов, казней. Сразу же вспоминаются Старший Брат (роман «1984», Джордж Оруэлл) или Красная королева (сказка «Алиса в Зазеркалье», Льюис Кэрролл). Проявление наивности, элементарных просчетов, необоснованных приступов доброты выглядит неестественно для правителя-тирана. Мы начинаем смущаться и труднее воспринимать происходящее на страницах или в кадре. А все потому, что нам показали черты, которых не может быть у деспота. Это признак некачественности продукта. Но сам типаж личности мало интересует аудиторию. Нас привлекают тропы — выразительные средства и часть сторителлинга.

Для архетипов — это отличительные элементы, изюминки внешности, характера, стиля общения и многого другого, раскрывающие индивидуальность действующих лиц. Проще говоря, никого не впечатляет, что кричит тиран. Нам интересно, как он кричит. Представим себе сцену. Правителя извещают о том, что город, который долго держали в оцеплении войска, выстоял. Он возвращает свой огромный кубок полный вина на широкий стол, поднимается во весь свой низкий рост и, размахивая рукой в кольцах-печатках и дорогими одеяниями, шепеляво изливает свой гнев на весь дворец. И зритель взглянул на монарха совсем под другим углом. Если бы мы встретили его на экране, то поняли, что создатель фильма насмехается над своим героем, показывая абсурдность как человека, так и самого правления.

О чем хотел сказать автор. Смотреть фото О чем хотел сказать автор. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор. Картинка про О чем хотел сказать автор. Фото О чем хотел сказать автор

Также мало кто знает и замечает, что делает персонажа еще более реальным. Правильный ответ: недостатки. Они играют роль функции, которая помогает сблизиться с аудиторией. Сугубо положительные или отрицательные герои — признак классицизма, кажущегося для нас ненатуральным. Поэтому минусы далеко не всегда вызывают плохие эмоции. Примеры самых милых недостатков: безумство Шляпника, чрезмерная манерность месье Густава (драма «Отель «Гранд Будапешт»», Уэс Андерсон), безграмотность Леона.

ПОЧЕМУ ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ОДИНАКОВЫЕ

Почти все в детстве смотрели мультики с принцессами Disney. Обратив на них внимание, начинаешь замечать, что лица девушек одинаковые. Поменять прическу и подтон кожи — не отличить. А платья нарисованы в одном стиле и по единому образцу.

Этот феномен связан с тенденцией упрощения главных героев. Многие персонажи схожи историей происхождения, навыками, жизненными принципами. А причина — попытка угодить большему количеству людей, чтобы протагонист не противоречил их взглядам и не надоедал, побуждая досмотреть картину до конца. Но это не мешает быть фильму качественным или реализовывать образы нестандартных личностей, влюбляющих публику — ещё одни признаки гениальности автора. Например, герои Тима Бертона. Каждый из них неповторим и своеобразен, но через всех красной нитью проходят неуверенность, неуклюжесть, детская доброта. Некий почерк режиссера.

ПОЧЕМУ НАМ СКУЧНО СМОТРЕТЬ/ЧИТАТЬ

Помимо несуществующих или скучных тропов есть множество вещей, которые могут испортить произведение. Они не всегда бросаются в глаза, но при чтении или просмотре возникает дискомфорт и исчезает внимание.

Первое явление, одно из самых распространенных, слабая система паттерного поведения. Неоднократно встречается в российском кино и у молодых писателей. В психологии «паттерн» обозначает набор шаблонов наших поведенческих реакций и действий. То есть, когда действие не называется, а показывается, давая возможность человеку самому понять внутреннее состояние действующего лица. Разберем на двух конкретных примерах.

В своем романе «Милый друг» Ги де Мопассан пишет не “он был уверен в себе”, а “шагал он так же, как в те времена, когда на нем был гусарский мундир: выпятив грудь и слегка расставляя ноги, будто только что слез с коня. Он бесцеремонно протискивался в толпе, заполонившей улицу: задевал прохожих плечом, толкался, никому не уступал дорогу. Сдвинув поношенный цилиндр чуть-чуть набок и постукивая каблуками, он шел с высокомерным видом бравого солдата, очутившегося среди штатских, который презирает решительно все: и людей и дома — весь город.” Здесь мы видим богатейшее описание паттерного поведения Джоржа Дюруа, вызывающее интерес как к герою, так и к владению пером автора.

Теперь рассмотрим украинский сериал Олега Филипенко «Скажи только слово», идущий на канале «Домашний». У двух молодых людей намечается свадьба, но неожиданно жениха ловят на измене, происходит ссора. Позже оказывается, что его подставили. И вот зритель наблюдает такую сцену: героиня понимает свою вину, в следующем кадре она уже стоит перед дверью, объясняя, что переживает и просит прощения за недоверие. Парень решает расстаться, так как, по его словам, он оскорблён. Через 10 секунд мы видим их помолвку и счастливый конец. В картине океан проблем — настроение выражается в паре слов, сухие диалоги, мало действий и невербального языка, нет подводки к событиям.

Второе явление — эффект замкнутого пространства из-за нарушения хронотопа — взаимосвязи героя и места. Появляется ощущение, будто оператор повернет немного камеру в сторону и там окажется только зеленый хромакей. Подобное можно заметить в третьей части Шрека. Виной тому темно-грязный подбор цветов и резкие территориальные скачки, словно все находится по соседству.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛЕЙ РЕЖИССЕРА/ПИСАТЕЛЯ

Конечно же, в первую очередь, это диалоги. Философия подается прямо, подводятся итоги, иногда с какой-то загадкой. Чем больше фраз из фильма или книги становятся крылатыми выражениями, тем более серьезной можно считать работу автора.

Говорящие имена и названия — еще один элементарный прием, чтобы показать свое отношение. Как правило, чаще встречается в книгах. Но и в фильмах вряд ли неприятного героя назовут красивым и благородным по звучанию именем.

Следующие на очереди конфликты, которые делятся на два типа: внешние и внутренние. Предназначение первых — раскрыть общество и взаимоотношения с той точки зрения, с которой его видит творец, а вторых — показать переживания, с которыми сталкивается тот или иной человек в определенной ситуации и как он с ней справляется.

О чем хотел сказать автор. Смотреть фото О чем хотел сказать автор. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор. Картинка про О чем хотел сказать автор. Фото О чем хотел сказать автор

И самое неочевидное — юмор. Через него представляется выразить ту идею, которая порицается в мире, так как высказывать радикальные мысли может быть опасно для карьеры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *