Некомфортно на работе что делать
Как пережить адаптацию в новом офисе: мнение корпоративного психолога
Психолог СберМаркета и магистр психолого-педагогических наук международной кафедры ЮНЕСКО Геннадий Тарасов рассказывает, как помочь себе на новой работе и поскорее адаптироваться к новым условиям.
Это конспект первой части выпуска «Фабрики подкастов» от СберМаркета — внутреннего шоу для сотрудников. Послушать ее можно здесь. Во второй серии Геннадий расскажет, как адаптация новичка выглядит со стороны руководителя и как помочь команде принять нового коллегу.
Адаптация – это способность организма как-то приспосабливаться к условиям окружающей среды. Что это значит? Даже если новый сотрудник чего-то боится, чего-то не хочет или не может делать, он в любом случае адаптируется. Вопрос в том, насколько быстро, комфортно и эффективно это произойдет.
Адаптация происходит за счет «открытого усвоения». Усвоение — не просто некое пассивное действие, когда я ничего не делаю, а меня «онбордят». Нужно, чтобы человек был готов принимать условия, на которых устраивается на работу.
Пример: подросток приходит в новую школу. Там есть группы по интересам: панки, блогеры, тиктокеры, кто угодно. Он хочет, чтобы его приняли в одной из групп. Если он хочет стать тиктокером, то изучает, что и как они делают, какие у них есть правила и культурные особенности. И пробует проактивно совпасть с их культурой. При условии, что ее ценности ему подходят.
Пример: однажды мы схантили себе очень опытного сотрудника. Так как это мы его нашли, а не он нас, он пытался менять среду в компании под свои особенности. Скажем, нужно сдавать квартальный отчет. Он приходил и говорил: «Мне ваш отчет не подходит. У меня десять лет опыта и свой отличный, ясный и понятный отчет, давайте использовать его».
Подобная идея изменения рабочей среды — явление внутренней дезадаптации. Такому человеку сложно адаптироваться, потому что он хочет многое привнести от себя, но сотрудничать не готов.
Баланс сотрудничества и сохранения своего «я» — то, что позволяет нам регулировать уровень сложности включения сотрудника. Если человек может не терять себя и при этом сотрудничать со средой вокруг (начальником, коллегами, компанией), то ему будет чуть проще выстроить отношения на новом месте.
На мой взгляд, сложнее всего адаптироваться к коллегам. Отношения с руководителем сразу ясны: он дает задачи, оценивает, поощряет и так далее. Его ты видишь еще на этапе собеседования. Коллеги — всегда сюрприз и неопределенность. Человеку нужно думать, как с ними взаимодействовать, чтобы все было хорошо.
На этот процесс влияют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Они пытаются находиться между собой в каком-то балансе. Всего я выделяю пять этапов адаптации:
У разных людей эти этапы могут проходить по-разному. Принцип один и тот же, но интенсивность отличается. Внешне отличия выражаются в поведении и зависят от того, как человек привык справляться со стрессом. Потому что адаптация — всегда стрессовая история.
Например, есть стратегия конформизма, чаще характерная для вчерашних выпускников вуза. Они сидят тихо и выполняют все, что от них требуется, потому что главное для них — опыт.
Таких стратегий много. Очень классная — ритуализм, то есть навязчивая благопристойность. Это когда сотрудник пришел в компанию и замечает, что некоторые процессы — не про него, и корпоративная культура ему не откликается. Тогда он может немного отстранять свою личность и включать некую внешнюю благопристойность: делать вид, что все окей. Хотя на самом деле внутри себя будет сильно переживать и выражать недовольство.
Специальных действий не так много.
Для чего нужна адаптация? Чтобы справиться со стрессом и прийти к ровному эмоциональному состоянию, когда рабочие задачи выполняются эффективно и без тревожности.
Тут мы сталкиваемся с двумя противоречивыми идеями. С одной стороны, эта адаптация как будто бы приводит к состоянию гомеостаза: человек адаптируется к новым условиям, чтобы потом тратить меньше энергии. С другой стороны, адаптация нужна для того, чтобы быстрее развиваться и реализовывать себя в жизни.
Идея гомеостаза хороша при «низкожизненной» системе. Если мы говорим про СберМаркет, такая система там — колл-центр либо полевые сотрудники. Представьте, что рядом с вами в колл-центре стоит пустое кресло, туда приходит человек, отвечает на те же вопросы от клиентов и ничего не меняет в общей структуре. Просто выполняет свою работу и иногда проходит курсы повышения квалификации, чтобы грамотнее делать то же самое.
Когда мы говорим о высокоуровневой системе, где жизнь бьет ключом (вроде отдела маркетинга, где нужно постоянно что-то генерить), то здесь сотруднику стоит помнить: ему нужна активная позиция. «Я включен в работу, привношу в нее себя и свои идеи», — такая самоактивность поможет работнику быстрее адаптироваться к новой среде.
Для этого есть HR. Конкретно в СберМаркете также есть система адаптации, система менторства и, как минимум, я: можно прийти на терапию. Но главное – приходить к руководителю и HR-специалисту, который занимается вами как новым сотрудником.
Пример: на днях с одним из руководителей мы как раз обсуждали кейс, где сотрудник ушел с работы. По какой-то причине он не вывозил проект, но и помощи не просил. Не говорил: «У меня не получается, ты мой руководитель, помоги мне, пожалуйста».
Для меня тут работает простая схема. Мы все взрослые люди: если меня взяли на эту работу, значит, у меня есть нужные компетенции. Я осознаю некую ответственность за собой. Значит, я могу брать на себя активную позицию и говорить, что у меня что-то не получается.
Процесс дезадаптации можно рассматривать по трем направлениям: клиническое, социопсихологическое и онтологическое. С клинической точки зрения дезадаптация наступает из-за нарушения каких-то механизмов. Тогда мы включаем «защиту», становимся негибкими. Выходят на поверхность устойчивые и неподвижные паттерны поведения, которые мешают эффективно работать в новой среде.
В таком случае стоит понаблюдать за собой: что вообще происходит? Если я замечаю, что мне сложно эмоционально, тогда я выстраиваю какую-то систему, чтобы облегчать себе жизнь. Например, можно следить за своим графиком, чтобы не перерабатывать и уходить домой тогда, когда кончается рабочий день. Или ложиться спать вовремя, чтобы восстанавливать свои силы. Начать адекватно и вовремя питаться, чтобы поддерживать себя изнутри и снаружи.
Некомфортно на работе что делать
Напрягают коллеги? Бывает. Если такое случается эпизодически, возможно, вы просто устали. Но если коллеги раздражают постоянно, день за днем, отравляя вам жизнь своим присутствием, — это серьезный повод для беспокойства. И вот почему.
Если вы испытываете обиду и огорчение, гормоны стресса активизируют центральную нервную систему, из-за чего повышается мышечное напряжение, частота сердечных сокращений и артериальное давление. Если гнев и разочарование становятся хроническими, в организме накапливается кортизол. Его избыток вызывает повышенную тревожность и беспокойство. Эндорфины, которые отвечают за чувство радости, в буквальном смысле иссякают, и в результате наши отношения с людьми еще сильнее ухудшаются.
В общем, если коллеги раздражают — надо срочно что-то предпринять. Что именно? Выбрали несколько советов из наших книг.
Приходите пораньше
Сверхчувствительные люди
Коллеги часто раздражают нас, потому что лишают ощущения собственного пространства и контроля над жизнью. Чтобы снизить этот эффект, постарайтесь начинать день в одиночестве, с минимумом отвлекающих факторов. Хорошо приходить в офис пораньше, чтобы к моменту появления коллег спокойно приступить к делам. В этом случае вы, возможно, сможете и уйти пораньше, до наступления часа пик, или получите шанс прогуляться днем в одиночестве.
Избегайте
Если сама работа вам по душе, а коллеги нет, попробуйте сократить количество времени, которое вы с ними проводите. Обсудите с руководством возможность частично выполнять работу дома. Сейчас все больше людей работают удаленно, и эффективность при этом не падает, а даже растет (можете привести в пример МИФ — мы все работаем из дома).
Даже в пределах одного офиса можно найти место подальше от неприятных коллег. — Источник
Если этот вариант не пройдет, все равно сокращайте время нахождения в коллективе: назначайте как можно больше встреч вне офиса, выезжайте в гости к клиентам или удаляйтесь из общей комнаты в переговорку, когда она свободна.
Вспомните о весах
Личные границы
Возможно, коллеги раздражают вас, потому что вы проводите с ними слишком много времени. Вспомните о весах. Работа (включая общения с коллегами) на одной чаше, а что на другой? Если нет баланса между работой и личной жизнью, мы болезненно реагируем на всё, что связано с офисом.
Начинайте с маленьких шагов: уходите с работы вовремя, общайтесь вне коллектива, обедайте вне офиса, встречайтесь с друзьями, не работающими в вашей сфере. Отдыхая от несносных коллег, вы сможете воспринимать их спокойнее.
Вы можете просто пересесть?
В вашей компании есть отделы, где обстановка лучше, чем в вашем? Неважно, работаете вы в Google, которая постоянно попадает в «100 лучших компаний для работы», или в Xerox, которая попала в список десяти худших мест, — всегда есть большая разница между худшими и лучшими командами внутри вашей организации.
Часто бывает легче найти новую работу в той же компании, чем увольняться. Как человек, знающий фирму изнутри, вы, скорее всего, обладаете точной информацией, где обстановка менее токсична. Подумайте о том, чтобы перебраться туда.
Анализируйте свои мысли
Все дело в проекции — психологическом явлении, представляющем собой приписывание собственных качеств другим людям. Если вы любите себя, то благосклонны ко всему миру, если ненавидите себя, то и весь мир тоже. Когда вы положительно воспринимаете себя, отношения с людьми улучшаются, а при низкой самооценке — наоборот.
Попробуйте такое упражнение: превращайте ваше утверждение в противоположное, заменив в нем человека, по отношению к которому вы чувствуете обиду и гнев, на самого себя. Например, замените мысль «Мои коллеги должны больше уважать меня» на противоположную: «Я должен больше уважать моих коллег».
Точно так же когда вас кто-то огорчает, это обычно связано с вашим мировоззрением и гораздо меньше — с поведением другого человека.
Сбавьте темп
Как выжить среди м*даков
Коллеги критикуют вас, задирают, проявляют агрессию? Реагируя тем же самым, вы только подзадориваете их. Попробуйте метод «сбавленного темпа». Заставьте их ерзать и мучиться, дрессируйте в них умение ждать. Скорее всего, они отстанут от вас и сместят внимание на кого-нибудь более «отзывчивого».
Замечали, как действуют коллекторы и сотрудники служб поддержки? Чем больше раздражен собеседник, чем громче он кричит, чем сильнее ругается и оскорбляет, тем дольше нужно ждать, прежде чем ответить на его вопрос, и тем спокойнее и медленнее должна быть речь.
Если кто-то нападает на вас (не важно, в личном общении, по телефону или в переписке) — сделайте паузу. Заставьте ждать. А потом ответьте — тихо, спокойно и ме-е-е-едленно.
Извинение за 1%
Если вы часто конфликтуете с коллегами, поможет этот прием. Вспомните, что в любом конфликте участвуют две стороны. Даже если вы виноваты в ссоре всего на 1% (хотя бы фактом своего существования), признайте это, примите на себя ответственность за свою часть вины — и просто извинитесь.
Этот шаг облегчает вашему оппоненту возможность сделать то же самое — выразить сожаление о своем вкладе в ссору. Но даже если он этого не сделает, вы обеспечите себе спокойное состояние разума. Ведь вам удалось открыть свое сердце, отказаться от обвинений в адрес другого человека и принять на себя ответственность за свои действия.
Fuck-you-money
Философия хорошей жизни
В англоязычных странах утвердилось понятие «fuck-you-money». Оно подразумевает, что у вас есть накопления, позволяющие в любой момент послать бросить свою нынешнюю работу — без страха соскользнуть в финансовую пропасть. Например, сбережения, равные последнему годовому доходу. Их наличие означает свободу. И что еще важнее, эти деньги позволяют вам видеть и думать объективно.
Если ситуация на работе становится все сложнее, постарайтесь снизить постоянные траты, расходы, издержки и начать копить. Тогда в критический момент вы сможете попрощаться с противными коллегами без страха за свое будущее.
Прощение: ключ к внутреннему спокойствию
Многие великие учителя говорят, что прощение — ключ к физическому и душевному здоровью. Обвиняя кого-то, вы становитесь жертвой. А жертва не может быть здорова. Луиза Хей, автор книги «Исцели свою жизнь», пишет, что мы в буквальном смысле разрушаем клетки своего тела, когда испытываем обиду и негодование.
Пусть ваши коллеги не самые приятные люди и ведут себя отвратительно. Простите их. Прощая, мы освобождаем себя и получаем величайший дар: умиротворение и радость.
Хорошие взаимоотношения в коллективе — один из важнейших факторов удовлетворенности своей работой. Чем сильнее ваше желание преодолеть сложности, тем выше вероятность успеха. Но если вы вложили много сил в улучшение ситуации, и ничего не помогает, — можно просто уволиться. У вас всегда есть выбор.
Хроническая усталость и нервные срывы: как избежать выгорания на работе
Советы читателей Т—Ж
Пока одни сотрудники уходят из офиса в 6 вечера, возвращаются домой и даже не вспоминают о задачах, другие работают круглые сутки и не могут остановиться.
Читатели Т—Ж, замеченные в трудоголизме, уже рассказывали о своих непростых отношениях с работой. В этот раз — еще несколько историй современных стахановцев и 6 советов для тех, кто не готов примерить звание ветерана труда.
Я классический трудоголик. Начать работать в 6 утра или сесть за дела в выходные меня не напрягает. Мне повезло, что я занимаюсь любимым делом, — деньгами. После института стала работать бухгалтером, сейчас у меня свой интернет-магазин. Как ИП веду бухгалтерский учет четырех небольших компаний, занимаюсь трейдингом на бирже, личными инвестициями.
У меня был первый и последний нервный срыв 15 лет назад: тогда старшая дочь только пошла в детский сад. Меня мучили хроническая усталость, головные боли, бессонница, беспокойство. Один умный врач сказал, что я не могу нести ответственность за все, поэтому нужно действовать по пословице «С глаз долой — из сердца вон». И привел пример с дочерью: отвела в сад — отдала ответственность за нее воспитателям. Оттого что я за нее весь день беспокоюсь, ей ни холодно ни жарко. Вечером забрала из садика — включила опцию ответственного родителя. Это был самый дельный совет за всю мою жизнь. Так что учитесь переключаться.
Свободное время я провожу с семьей, читаю книги или играю в компьютерные игры. По природе я домосед и социально неактивна: с друзьями встречаюсь пару раз в год, и мне этого достаточно. Два-три раза в год устраиваю себе отдых. Это обязательно путешествия, и обязательно элит-класса.
В обычной жизни моя семья очень скромна в запросах. Даже 18-летняя дочь не понимает, зачем платить за кроссовки 10 тысяч рублей, если можно купить в Китае за полторы — все равно и тех и других хватит только на один сезон. Но на путешествиях мы не экономим, так как смена обстановки на две недели дает возможность полностью перезагрузиться и пожить другой жизнью.
Пришла в новый отдел большой компании: горели глаза, все было интересно. Работала на удаленке, быстро освоила свои функции и начала брать дополнительные задачи. Сидела по 10 часов в сутки, иногда дольше. По плану мой отдел должен был вырасти в 2020 году, я была вторым человеком после тимлида, поэтому осваивала и его задачи, чтобы заменить на время отпуска или больничного. Помогала набирать и обучать новых сотрудников, писала много инструкций, записывала видеомануалы, посещала открытые планерки топов, чтобы быть в курсе происходящего в компании.
Через два месяца работы меня уже выдвинули на проект обучения линейных руководителей, а также составили и согласовали план развития до тимлида в течение девяти месяцев. Я была на седьмом небе от счастья на этой работе и отдавала всю себя без остатка. Думала, вот она — работа мечты, даже не очень высокая зарплата не смущала — готовилась трудиться тут долгие годы. Но в итоге пришел коронакризис: планы компании просели, сказали резать косты, что привело к сокращению сотрудников.
За месяц до сокращения в наш отдел как раз взяли новую сотрудницу. У нее была банальная проблема — она не в ладах с компьютером, даже почту на Джимейле не могла самостоятельно завести, не говоря уже об освоении программ для работы. Я ожидала сокращения, но думала, что выбор компании будет очевиден: я опытнее, дольше тружусь, выполняю на порядок больше задач, делаю все полностью самостоятельно и без единого косяка.
Сообщили мне об этом во время моего больничного, когда я работала, несмотря на температуру 39 °C.
Эта новость меня дико подкосила: я просто не смогла дальше работать и ушла на законный больничный, а после него сразу рассчиталась. В итоге я оказалась без работы в разгар пандемии с сильно пошатнувшимся здоровьем. Три недели страдала от высокой температуры и боли в груди, но в поликлинике сказали: «Это не ковид, ты же не выезжала в Москву». Я была морально убита и потеряла веру в справедливость. И осталась без денег. Пока есть небольшая подушка безопасности, которую я успела накопить за время работы, но хватит ее всего на полтора-два месяца.
Для поиска работы был мертвый сезон, поэтому я решила дать себе месяц, чтобы отвлечься, привести здоровье в порядок и отдохнуть. Два года не ходила в отпуск! А потом буду искать новую компанию мечты и, скорее всего, также пахать за идею, так как работать спустя рукава просто не позволяют совесть и перфекционизм.
Однажды у меня накопилось полтора месяца неотгулянного отпуска, и пришлось ставить в график три небольших отпуска почти подряд. Летом у судебных юристов нагрузка меньше, но мою работу за меня никто бы не сделал, так что перед отдыхом приходилось трудиться в два раза интенсивнее.
В каждый из трех отпусков я уезжала прямо с работы: в пятницу вечером за мной приезжало такси, я заезжала домой за вещами и отправлялась в аэропорт или на вокзал. В третий раз из-за этой схемы чуть не опоздала на самолет. Два раза из трех элементарно не успевала проконтролировать погоду в местах отпуска, и однажды это чуть не кончилось простудой.
Мой первый двухнедельный отпуск прошел не очень удачно, и я поняла, что на время отдыха обязательно надо уезжать из города. Несколько лет это было отличным решением: не было мессенджеров, междугородная и международная связь были слишком дорогими, так что получалось полностью изолироваться от работы. В последние годы таких бонусов у отпуска с отъездом нет.
Не знаю, куда надо уехать, чтобы я не смогла дотянуться до работы. Прошлым летом я отправилась на неделю в лес в надежде, что там не будет связи. К сожалению, даже там местами можно было найти интернет: я не работала, но все же общалась с коллегами.
Я инженер на фрилансе, делаю проекты КМД. Зачастую не могу вовремя остановиться: мешают желание быстрее закончить проект и перфекционизм. Уволился из фирмы, потому что надоело работать с коллегами-раздолбаями: директор очень либеральный в этом плане. Теперь работаю дома, всегда один на проекте.
И как только проект запущен, хочется как можно быстрее закончить его и получить деньги. Тут простая арифметика: чем быстрее сдал, тем рентабельнее проект. Но в итоге я пришел к тому, что могу трудиться по 12 часов в день. И думаю о работе на ночь, потом еще и сны снятся.
Каждый раз обещаю себе, что возьму неделю отдыха, но как заканчиваю проект, приходит очередная неплохая работа — и все по новой. Устроился бы в серьезную фирму, где можно вечером уйти из офиса и не думать о работе, но в моем городе таких компаний нет, а к переезду я не готов.
Три года работала на износ графическим дизайнером сувенирной продукции. На мне, как и на большинстве молодых сотрудников, ездили за сущие копейки, но работа мне в целом скорее нравилась. Нравилось, что мои старания ценят, пусть в основном на словах. Но в конечном счете начались срывы, проблемы со здоровьем и сном. Задач было все больше, зарплата совсем не росла, а отношение к отделу становилось все более скотским.
В итоге я все же сменила работу, а потом еще раз, просто потому, что морально выгорела на предыдущем месте и не могла трудиться как следует. Полгода я бездельничала — благо подушка позволяла — и занималась своим здоровьем. Не ездила в отпуск, не совершала больших покупок — у меня на это не было времени. «Починить» себя влетело в приличную сумму: примерно как три месяца работы в том самом месте.
Сейчас я уже два года работаю в хорошей компании с отличной для моего города зарплатой. Но и здесь я начала уставать, так как не было времени на творчество. К счастью, руководитель пошла навстречу и теперь я работаю на полставки. Чувствую себя намного счастливее, работая меньше и не испытывая проблем со здоровьем и свободным временем.
За последние четыре года в моей жизни было уже три случая, когда я истощилась на работе настолько, что это закончилось болезнью, отпуском и последующим увольнением. А мне всего 30 лет! Самое обидное во всех этих историях, что я ухожу не сама, а меня просят уйти, потому что я плохо/мало/недостаточно работаю. В последний раз подумала, что, наверное, стоит принять тот факт, что мой организм просто не вывозит такое количество нагрузки.
Сейчас пытаюсь найти баланс в своей голове и жизни между «мечтаю в 17.00 выходить с работы и забывать о ней до 8.00 следующего дня, чтобы было время на себя, на отдых и на личную жизнь» и «мечтаю делать крутые проекты всероссийского и международного масштабов, много зарабатывать и стать руководителем». Но подозреваю, что открыть свой бизнес — это не мое. Я не могу трудиться 6/1 по 10—12 часов в сутки, а в своем бизнесе работы будет точно не меньше, а то и больше.
По работе вообще происходят странные вещи. То я весь горю от энтузиазма, то проседаю по всем эмоциональным показателям и мечтаю о конце рабочей недели. Хочется что-нибудь новое
Лучики помоев свиньям-работодателям из второй истории
Валерий, очень легко переоценить свой вклад в работу уже слаженной до этого компании,как во 2 так и в последней истории)))
Думал я один такой работяга. Из-за работы в выходные и вечером у меня всегда были головные боли. Никак не мог расслабиться.
В итоге решил завести второй номер и второй телефон. Личный и рабочий.
Рабочий после 18:00 просто ставлю в режим не беспокоить. Этот режим позволяет получать звонки и уведомления, но меня не дергает звуками. А если я захочу, то проверю сам.
Нужно быть доступным не тогда когда хотят а когда ты сам хочешь.
Нужно помнить что все и вся невозможно сделать. Нужно все распределять. Это мне начало помогать.
Куча, да, да)) У меня даже мандраж какой то начинается когда завершение близко)). Потом радость, от того, что ты выполнил задачу.
Но это все болезнь. Я бы с куда большей радостью стал раздолбаем и не делал бы себе мозги. Но увы или к счастью, не получается. Я бы предпочел чтобы большинство или все люди делали подольше и качественно, нежели быстро и тяп-ляп.
Темур, не обязательно заводить два номера, отвлечь от семейного ужина могут и звонком из банка с предложением взять кредит и старые знакомые типа «помоги комп настроить», у меня просто есть избранные контакты, это только лучшие друзья, родители, девушка, сестра, брат. А не беспокоить по расписанию сам ставится, там настроено так, чтобы только избранные могли дозвониться, одновременно это спасает от всяких смс и уведомлений посреди ночи, всё глушится. Друзьям тоже говорю чтобы звонили в рабочее время, ибо после работы я или на тренировке или еще где.
Pavel, второй номер только для родных и нигде он не указан. Так что банков нет. Но у меня и второй телефон.
Алексей, я почту проверяю, но потом письмам возвращаю отметку не прочитано. И в рабочее время читаю заново.
Как вариант чтобы такого не было можно заняться физическими нагрузками. Помогает избавиться от отрицательной энергии и негатива внутри. Ну и отпуск раз в полгода стоит брать и уезжать из своей среды. + жестко ограничить время для работы и отдыха и не брать работу на выходные и не сидеть до полуночи в офисе! Нет! Не надо доводить себя до выгорания и увольняться и все это вот. Даже на любимом месте и с любимым делом можно выгореть. Не надо так. Прошу вас
Дарья, отнимите у человека все, а потом верните как было. Вот рецепт счастья
1. Отрицание
2. Гнев
3. Торг
4. Депрессия
5. Принятие
Дарья, не понял к чему это здесь)
Помог перерыв на полгода и сбережения, намного спокойнее относишься к работе, когда знаешь, что физическое выживание могут обеспечить инвестиции, а так в нашей профессии (автоматизация и консалтинг) через это проходят почти все. Основная масса справляется по старинке алкоголем, кто-то креативит (вещества + терапия + упоротые хобби), но ситуация в целом по отрасли печальная.
Тут хорошо бы в такие посты докидывать врачей, всё-таки нужно разделать реальный медицинский диагноз (пример: переутомление или т.н. «нервные срывы») и «всем положено выгорать, поэтому и мне надо».
Я уверен, что если начать нормально разбираться, окажется что процентов 70 «выгоранием» оправдывают собственную лень (нет, я не к тому, что это плохо, наоборот это как раз и позволяет не получить в результате диагнозы из пункта выше).
вопрос Марине Ланских:
Если все точно так как Вы рассказываете то мне кажется было бы очень эффективно прийти к начальству и ОЧЕНЬ ГРОМКО и в ОЧЕНЬ ГРУБОЙ ФОРМЕ (с обсценной лексикой в том числе, да) выразить свои претензии и недовольство. Мне это помогало не раз хочу заметить. В таких случаях людям нечем крыть, они реально не могут сказать то что думают потому что ну что они могут возразить? они что могут сказать «да, мы тебя образцовую работницу сократим а вместо тебя оставим неопытную неумеху потому что. потому что. ээээ, я повода нормального не придумал».
Я серьезно, знайте цену своим времени и труду.
*получился не вопрос, а рекомендация. ОЧЕНЬ НАСТОЯТЕЛЬНАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
в таких случаях работодателя нужно и можно потыкать носом в хорошие результаты вашей работы (при условии что вы правда хорошо работали, это ключевое условие, без него никак) и ваши очевидные достижения.
и не надо бояться что это как-то вам «испортит репутацию». историю вашего увольнения вашему бывшему начальнику в таком случае невозможно будет расскзать никому без всех ключевых деталей (а самая важная деталь тут такая: вместо упорной и хорошо работающей вас взяли того кто работает гораздо хуже. FIN. никакой флер и декор этого не скроют).
ну что он скажет своим дружкам-коллегам-партнерам? «ууу плохая такая Марина, не захотела быть терпилой, можете себе представить какая наглость с её стороны. о времена о нравы. «.
Марина, ездят на том кто позволяет на себе ездить.