Неизвестные потери в магазине что это
Что Такое Неизвестные Потери в Магазине Пятерочка
🗣 Так как речь идет об известных потерях, нас интересует именно линия тренда по списаниям. В течении года показатель по списаниям стремительно идет вниз. Основные причины известных потерь — списания по сроку годности, списания по бою, порче, списания по предпродажной подготовке (см. рис.6).
☑ план мероприятий для снижения потерь в пятерочке
Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети)
Потери неизбежны для любого магазина, а какими цифрами измеряется нормальное количество? Нормальный процент потерь не более 0.4 % — именно к этой цифре нужно стремиться. В конечном итоге потери могут стоить продуктовому магазину до 20 процентов годовой прибыли, а зачастую даже больше.
План мероприятий по снижению потерь в магазине пятерочка
Нормальный процент потерь не более 0.
Неправильное хранение продуктов
Ошибки в кассовой зоне
Неправильно проведенные инвентаризации
Руководители думают, что это слишком сложно;. Заказать обратный звонок
В прошлом году проводились исследования более чем в 10 европейских странах и там был выявлен средний процент потерь – 1.5. А в России ситуация гораздо хуже во многом из-за того, что вопросу предотвращения потерь попросту не уделяется должного внимания. А внимание не уделяют по ряду причин, основные причины это:
Как увеличить продажи в магазине; практические секреты директора
Брак — продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов. Это продукция, в том числе изготовленная с нарушением или отступлением от стандартов или технических условий. Полным браком считается совершенно негодная продукция. Частичным браком — продукция, которая хотя и не отвечает установленным техническим требованиям, но может быть использована (реализована).
Предотвращение потерь в розничной торговле
Брак продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов.
1.2. Почему «предотвращение»?
Методы нормирования разнообразны. Как правило, норма устанавливается как процентное отношение потерь к товарообороту (выручке). Часть компаний включает в числитель этой формулы только недостачу, часть — к недостаче прибавляет брак, часть — учитывает излишки, часть — нет. Наиболее оптимальным способом расчета нормы является следующая формула: 1.1. Цели торговой безопасности
1.4. Источники потерь
Недостача это фактическая нехватка денежных, товарных и иных ценностей, зафиксированная в установленном порядке при их приемке или по результатам инвентаризации.
При более жестком подходе к качеству работы в скобки все же включают эти необъяснимые излишки, но в качестве вычитаемого, мотивируя не допускать ошибки, ведущие к таким искажениям.
§ неизвестные потери в магазине пятерочка это Предотвращение потерь — это рычаг, который обеспечит выполнение целевых показателей и планов по выполнению главной цели — прибыли. Анализируя результаты инвентаризаций в магазинах одной из крупных торговых сетей Уральского федерального округа мы наблюдаем динамику по потерям за 2021 год в разрезе регионов (рис.2):
🏫 Далее рассмотрим динамику товарообразующих групп в %, которая представлена в таблице 1.
ТМЦ проходят длительный жизненный цикл от момента фактического производства товара из сырья до приобретения конечным покупателем. При этом на продукцию/изделие влияет множество факторов. И если изменения были слишком серьезные, была затронута качественная составляющая, то продукт списывается за счет себестоимости. Поэтому учет, расчет, анализ товарных потерь в торговле — это один из важнейших моментов. Он помогает грамотно выявить финансовые потери предприятия, оценить ущерб, понять, на каких точках происходят наибольшие расходы. И предотвратить это в будущем, а также служит базовой для бухгалтерской отчетности. Ведь всю списанную продукцию необходимо надлежащим образом оформить в структуре первичной документации. Некорректно построенные проводки не только станут основной для возможных ошибок стратегического и финансового планирования, но и базой для претензий со стороны налоговых органов.
Суть и понятие
Итак, начнем с основ. Что же это в принципе такое? Это утрата объекта. Причем она выражается в двух формах — качественной и количественной. Данное событие может в принципе наступить на любом этапе. От момента производства, упаковывания, доставки до стадии содержания на складе или расположении на полках уже в точках продаж.
Казалось бы, разницы нет, когда именно он был утрачен. Но на самом деле есть. Ведь само следствие случившегося выражается в денежном эквиваленте, т. е. сумма расходов и списаний с общего оборотного капитала. Строится она на фундаменте себестоимости ТМЦ. Но он варьируется в зависимости от этапа жизненного цикла.
Поэтому нормы списания потерь непродовольственных товаров при транспортировке — это одна статья, а при издержках ввиду продажи — другая. Ведь объекты уже были оприходованы, заняли место на складе, пользовались благами хранения. На них были потрачены силы супервайзеров и иных сотрудников, мерчандайзеры их выкладывали на полки. Ценность серьезно возросла за это время. Логично предположить, что наименьший ущерб будет нанесен при исчезновении на самом начальном этапе.
Соответственно, обязанность руководителя — построить стратегию таким образом, чтобы к моменту прохождения жизненного цикла шанс утраты максимально снижался. Но это весьма сложно, ведь чем дальше ТМЦ двигается по жизненному циклу, чем сильнее растет текущий срок использования, снижается общий диапазон годности. И это не оказывает сильного влияния на работу с непродовольственными покупками, а вот если речь о пищевой продукции, аспект становится крайне важным.
Какие бывают виды товарных потерь в магазине
В первую очередь принято использовать количественную и качественную характеристику. Многие ТМЦ за свой жизненный цикл могут разделяться на несколько объектов. И если при каком-то нюансе разделение произошло на меньшее количество исправных и годных частей, то это очевидно количественные утраты.
Вторая группа определяется по другому признаку — понижением того самого качества. Но оно также способно снижаться на некритичный или критический уровень. Это вызывает частичное или полное нивелирование ценности. Например, если томаты, направленные на реализацию, уже потеряли упругость и выглядят неприглядно — это частичное падение стоимости. Да, цена не изменилась, но очевидно, что не все захотят их покупать. Поэтому спрос упадет, часть партии будет не распродана. И за нее организация выручит меньше денег. А полная — это если томаты сгнили. И теперь по нормам их просто незаконно продавать. В этом случае за весь объем не получится выручить и рубля. Соответственно, снижение стоимости — полное.
Перейдем ко второму виду деления. Нормируемые и ненормируемые товарные потери — это две группы, которые не менее важны, чем те, что мы уже описали выше. Первая — это израсходование, которое укладывается в норматив предприятия. То есть, не превышает в ценовом эквиваленте заранее подготовленный денежный буфер в себестоимости и вполне подходит под типичные издержки. Обычно является натуральной или естественной убылью. А вот те, что сверх предписанного объема, уже способны нанести существенный ущерб финансовой устойчивости организации. Подобные проблемы возникают по разным причинам, например, крупная авария на автотрассе, в результате которой грузовик, доставляющий груз, перевернулся. И вся партия, соответственно, была уничтожена. Подобное сокращение бюджета чувствительно. Но ущерб зависит от того, какой процент от оборотного капитала составлял груз в ценовом эквиваленте себестоимости.
Количественные
Разбирая определение и порядок списания товарных потерь в магазине, начнем глубокий анализ именно с количественной категории. Она более простая и обычно менее опасна для капитала, при этом чаще всего относится к пищевым продуктам. Потеря в количестве — это вполне естественный процесс.
Если пришла крупная партия фруктов, то в результате, к примеру, усушки она потеряет 10% своего общего веса. Вместо заявленных 10 тонн у вас останется уже 9, и этот процесс никак нельзя предотвратить. Повлиять на темпы можно, но при этом с весьма средней эффективностью. Если сотрудники уронили коробку с соком, и он разлился — это тоже количественная убыль. И что приятно, даже если несколько упаковок уничтожено, все остальные своего качества не изменили. Чего не скажешь про нашу следующую группу.
Качественные
Здесь в основном играют роль химические, биологические и микробиологические факторы. Разберем виды и разновидности товарных потерь при хранении и реализации, причины возникновения в этом случае зачастую связаны с вредителями, неправильными условиями содержания или нарушением срока годности. То есть объект могли поесть мыши и грызуны, а также другие вредители, также различные бактерии, наличие которых не смогли предусмотреть. Обычно нарушение нормативов сказывается на качественной убыли. Например, неправильно выставленная температура в холодильниках. Или оборудование в принципе работало неисправно. Зачастую продукт утрачивает свои свойства из-за нарушения сроков. Правда, этот аспект легко предсказуем. Но неправильная логистика, ошибки в складировании всегда могут иметь место.
Поэтому важно выбирать грамотное оборудование для инвентаризации, которое не только легко исполняет задачу, но и не задействует множество человеческих ресурсов. Тогда процесс можно проводить чаще. Отличным вариантом станет предложение от «Клеверенс».
ПО от «Клеверенс» это:
Легкая интеграция в уже существующее программное обеспечение на предприятии.
Предложения как коробочного типа, так и индивидуальные.
Возможность проведения всего процесса инвентаризации силами всего одного сотрудника со смартфоном.
ПО с учетом новейших правок в российском законодательстве.
Итак, классификация товарных потерь нам стала немного яснее, двигаемся дальше.
Неизвестные потери в ритейле: как сократить убытки с помощью интеллектуальных систем видеонаблюдения?
В сфере розничной торговли принято выделять две обширные категории материальных потерь: известные и неизвестные. Первые, как следует из названия, возникают в силу нарушений технологических процессов (повреждение товара при транспортировке, его порча из-за погрешностей хранения), истечения срока годности, усушки, отбраковки и других факторов. К группе неизвестных относят потери, выявленные уже постфактум в ходе проведения плановой ревизии, источники которых не поддаются однозначной идентификации. В большинстве случаев ущерб носит криминальный характер.
По официальной статистике российский ритейл ежегодно теряет свыше миллиарда рублей из-за краж (по данным «СерчИнформ»), причем от 35% до 80% из них совершает персонал торговых предприятий, тогда как доля хищений со стороны самих покупателей не превышает 20% и приходится, в основном, на магазины самообслуживания. Согласно исследованию, проведенному консалтинговой компанией KPMG, структура правонарушений выглядит следующим образом.
Пресечь такие действия как, присвоение и растрата активов компании, способна служба корпоративной безопасности, бороться же с воровством товаров и мелким мошенничеством позволяют интеллектуальные системы видеонаблюдения. Но чтобы последние работали с достаточной эффективностью, необходимо четко осознавать, как именно действуют злоумышленники.
Злоупотребления со стороны кассиров — основной источник потерь
Как рассказал руководитель департамента внутреннего контроля «MODIS» Александр Стрельник, наиболее часто его отдел сталкивается с различными видами мошенничества с участием кассиров. Удивляться нечему: человек, который имеет прямой доступ к деньгам, обладает наибольшим количеством возможностей для разного рода манипуляций. Рассмотрим наиболее распространенные схемы.
Непробитые покупки
Здесь все просто: кассир действует в паре с сообщником, который выступает в роли клиента. Тот набирает большое количество товаров и приносит на кассу. Кассир пробивает из общей массы наиболее дешевые позиции, игнорируя самые дорогие, которые отдает подставному покупателю. В дальнейшем краденное перепродается в частном порядке, а магазин терпит убытки. Более искусная разновидность данного мошенничества, которую еще сложнее отследить визуально — использование штрих-кода от дешевых товаров при сканировании дорогих покупок.
Фиктивные возвраты
Согласно статье 25 закона «О защите прав потребителей» покупатель может вернуть товар в течение 14 дней с момента приобретения без объяснения причин в том случае, если последний не имеет дефектов. Когда речь заходит о сравнительно бюджетных покупках, клиент может оставить чек на кассе, а кассир — оформить возврат и присвоить денежные средства себе. Поскольку покупатель на самом деле забрал товар, то он не проведен в системе, как реализованный, и при инвентаризации списывается в недостачу.
Обналичивание дисконта с объединенных чеков
Данный способ мошенничества более изобретателен и широко применяется в продуктовых гипермаркетах, где при расчетах активно используются наличные деньги, а сами клиенты практически никогда не требуют чеков. Во время проведения акций кассиры получают листовки, дающие право на скидку при покупке на определенную сумму, которые должны раздавать посетителям. Пробивая товар кассир лишь озвучивает клиенту стоимость покупки, но не закрывает ее на кассовом аппарате, плюсуя к исходной сумме покупки еще нескольких людей. Когда их количество достаточно вырастет, кассир сам использует купон, пробивая объединенный чек и забирая разницу себе.
Отмена оплаченных позиций
Бывают ситуации, когда у покупателя не оказывается при себе достаточного количества средств для оплаты покупок, либо он путает товары, схожие по внешнему виду и наименованию (например, 1% и 1.5% молоко). В этом случае покупку можно отменить с помощью специальной смарт-карты, которая должна храниться у дежурного менеджера. На практике она часто остается у одного из кассиров, который получает возможность проводить отмену по своему усмотрению, забирая внесенные покупателем денежные средства себе.
Интеллектуальные системы видеонаблюдения — ультимативное средство противодействия мошенникам
Согласно исследованию, проведенному компанией IMS Research, отдохнувший, физически здоровый человек может единовременно получать и анализировать информацию не более, чем из 6–8 источников. При этом пик концентрации внимания приходится на первые 12–15 минут после начала смены: спустя это время люди начинают упускать из виду до 45% критически важных событий, а уже на 25-й минуте этот коэффициент неумолимо стремится к показателю в 95%. С учетом озвученных цифр очевидно, что обычная система наблюдения и видеофиксации никак не поможет эффективно бороться с махинациями кассиров независимо от того, сколько камер будет установлено и сколько человек будет отслеживать действия персонала на посту охраны. И здесь на помощь приходит видеоаналитика.
С точки зрения «железа» практически ничего не меняется. Для наблюдения за кассовыми терминалами все также используются сетевые купольные камеры с матрицей 2 Мп или выше, способные вести съемку в разрешении не менее, чем 1920×1080 пикселей с фреймрейтом 25 к/c, по одной на каждую кассу, подключенные к видеосерверу. Ключевое различие заключается в том, что интеллектуальные системы видеонаблюдения тесно интегрированы с IT-инфраструктурой торгового предприятия, за счет чего становится возможен событийный видеоконтроль: операции, совершаемые на POS-терминале, сопоставляются с видеозаписью действий кассира, при этом служебная информация (например, количество и наименование товара, сумма чека) выводится в отдельном окне или в виде титров, наложенных на изображение.
Интеллектуальные системы видеоаналитики способны обрабатывать практически любые события, которые можно зафиксировать аппаратно, вплоть до открытия кассы или прохода покупателя между через стойку терминала. Оператор имеет возможность выбирать условия, при наступлении которых на пульт поступает сигнал оповещения. В качестве опорных точек могут выступать:
Отдельные события можно объединять в группы, назначая им приоритет опасности (низкий, средний, высокий) и ассоциируя с личностью сотрудника согласно штатному расписанию. Это обеспечивает два весьма важных преимущества:
Помимо касс интеллектуальные системы видеонаблюдения охватывают и другие критически важные зоны магазина (торговый зал, главный и аварийный выходы, подсобные помещения, склады и т.д.), а также обладают рядом дополнительных функций, среди которых следует выделить трекинг покупателей, позволяющий отслеживать перемещения конкретного человека по залу. Это помогает не только успешно пресекать частные случаи воровства, но и раскрывать сложные мошеннические схемы, безошибочно выявляя виновников. Рассмотрим конкретный пример.
В супермаркет поступила партия дорогостоящего вина, 10 бутылок было размещено в торговом зале. Согласно отчетности, в течение месяца было продано 3 бутылки, однако на полке осталось лишь 6. Наличие видеокамеры позволило отследить перемещения клиентов, бравших бутылки, по залу. Как выяснилось, никто из них не пытался скрытно вынести вино из магазина: все покупатели исправно выкладывали товары на ленту транспортера, а кассиры пробивали покупки.
Однако событийный контроль помог установить, что в момент, когда кассир якобы сканировал бутылку и еще несколько достаточно дорогих товаров, в POS-терминале регистрировался один и тот же штрих-код от жевательной резинки. Таким образом удалось выяснить, что сотрудник магазина и клиент состояли в преступном сговоре. В ходе дальнейшего анализа (оператор искал ситуации, когда недорогой товар пробивался уличенным в мошенничестве кассиром несколько раз подряд) стало известно, что злоумышленники работают сообща уже в течение полугода, и успели нанести торговому предприятию серьезный ущерб.
В свете всего вышесказанного напрашивается вполне логичный вывод: в нынешних реалиях рассматривать создание комплексной системы безопасности как одну из многочисленных статей расходов будет грубой ошибкой. Интеллектуальные решения в сфере видеонаблюдения, интегрированные с платежной инфраструктурой являются не чем иным, как формой диверсификации инвестиций посредством улучшения контроля за бизнес-процессами и снижения потерь, вызванных действиями недобросовестных сотрудников. Применение современных технологий помогает снизить совокупные потери вплоть до 50% (по информации «Axis & ECR Shrinkage Survey»), что само по себе с легкостью окупает любые затраты на развитие подобных систем.
С потерями не нужно бороться! Ими надо управлять
Эксперты ГК «Император» и руководители СБ крупных сетей обсудили в прямом эфире New Retail Live. Мы решили зафиксировать самые интересные и важные моменты беседы.
Эксперты в сфере безопасности отмечают, что сегодня проблемы потерь ритейл стал обсуждать более открыто. Это объясняется тем, что уровень потерь и уровень прибыли уже не так разнятся, как раньше, а зачастую даже сопоставимы. Цифры зависят от формата магазина: для гипермаркета нормой можно считать общие потери меньше 1%, если это средний формат магазина – потери могут доходить до 2%. В среднем показатели разнятся от 0,2 до 10%.
Однако, чтобы понять истинную ситуацию в компании, нужно смотреть не на размер потерь, а на его соотношение с прибылью. Если сеть молодая и быстро растущая, высокие потери допустимы –это не страшно. Когда норма прибыли 10%, то 3% потерь – вполне приемлемый показатель. Но сегодня у гигантов ритейла прибыль порядка 3%, а общие потери приблизились к 2,5%. И это уже угрожающие цифры.
Откуда берутся потери?
Потери всегда связаны либо с деньгами, либо с товарами, либо с людьми – сотрудниками и покупателями. Большинство специалистов по безопасности сходится во мнении, что 70% потерь формирует именно персонал. Часто в росте убытков замешана администрация магазина – и это самый сложный случай. Если руководство «в доле», то потери могу скакануть за год и до 5-6%.
Рост потерь также можно объяснить внедрением новых инструментов продаж (например, кассы и весы самообслуживания) и повышения клиенториентированности, что неизбежно влечет за собой новые схемы махинаций. Желание увеличить товарооборот, привлечь покупателя всегда приводят к росту потерь, особенно на старте проекта.
Обычно крупные сети достаточно хорошо знают все рисковые зоны своих магазинов. Для тех, кто до сих пор ломает голову, куда утекает прибыль, наиболее целесообразно нанять стороннюю компанию, которая проведет аудит безопасности. Желательно, чтобы это было не охранное предприятие, которое уже оказывает услуги, а независимый подрядчик.
Второй шаг – нанять в штат специалиста по борьбе с потерями или же обратиться к охранному предприятию, которое может предоставить данные услуги на аутсорсинг. Раньше таких компаний было очень мало, сегодня их число выросло, поэтому есть из чего выбрать.
Современные решения для управления потерями
Потери всегда связаны с нарушениями, воровством, бесконтрольностью. И современные технологии позволяют не просто бороться с шоплифтерами, но и управлять рисками.
Сегодня максимально эффективными считаются анализ кассовых операций, удаленный видеомониторинг, применение электронных чек-листов для фиксации нарушений и другие решения. Помимо них используются, как и раньше, противокражные системы, видеонаблюдение, системы контроля и управления доступом и т. д.
Важно отметить, что новые технологии позволяют обеспечить контроль даже маленьким магазинам, у которых нет возможности нанять свою службу безопасности или специалиста по предотвращению потерь. Например, удаленный видеомонитринг позволяет отслеживать внешние кражи или нарушения внутренних регламентов сотрудниками: оператор фиксирует все отклонения в облаке, фотографирует и описывает. Представитель заказчика имеет доступ к облаку, он мгновенно видит сообщение оператора и принимает решение по устранению нарушения.
Охранник в магазине также может выполнять функции внутреннего контролера бизнес-процессов, наиболее сильно влияющих на потери. Ему достаточно сделать обход ключевых точек и зафиксировать в электронном чек-листе приложения CheckOffice на смартфоне все нарушения. Отчет создается автоматически и моментально попадает к руководству, не надо ничего самостоятельно сводить. Таким образом сеть получает накопленную систематизированную статистику в разрезе конкретных рисковых зон, всего магазина или даже региона. Что немаловажно, данное решение довольно экономично и доступно даже для небольшого бизнеса.
Тренд на управление потерями
На рынке безопасности регулярно появляются новые инструменты. Сегодня подрядчик, который не может предоставить комплекс решений по управлению потерями, не отвечает потребностям ритейла.
Та же самая ситуация происходит и с директорами по безопасности: те, кто привык действовать традиционно, просто расставляя охранников по магазину для борьбы с ворами, и боится посмотреть на проблему потерь шире, пробовать новые решения, остается за бортом. Ведь вокруг масса охранных предприятий, предоставляющих услуги профессионалов на аутсорсинг. Есть даже мнение среди экспертов в сфере безопасности, что в дальнейшем лучшие специалисты уйдут из сетей к подрядчикам – охранным предприятиям, которые используют в работе передовые технологии.
От руководителя службы безопасности требуется выбор верной стратегии управления потерями. Однако правильные решения можно принимать только на основании аналитики и собранной статистики, которая позволяет выявлять причины потерь и определить методы борьбы с ними. Причем для оценки эффективности систем безопасности нужно использовать не только показатели неизвестных потерь, но и оценивать известные потери, а для этого необходимо налаживать коммуникацию с другими департаментами: IT, продажниками, логистикой и т. д. Сегодня безопасность – это совместная работа и анализ данных, это коллаборация специалистов и профессионалов.
Только владея всей информацией, руководство сети может сделать правильный выбор, наметить стратегию управления потерями, грамотно использовать новые технологии и выстраивать безопасные магазины будущего.