В советское время в этом здании работал популярный музыкальный магазин Юргенсона. В народе он известен как магазин «на глине».
Петр Юргенсон начинал как приказчик в музыкальной торговле. Оставшись без места после закрытия одного из нотных магазинов, решился открыть свою музыкальную фирму.
10 августа 1861 года на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка открылся юргенсоновский магазин. С этого момента Петр Юргенсон посвятил жизнь музыкальному издательству, возглавляя его 42 года до своей смерти. За это время фирма Юргенсона купила 20 мелких музыкально-издательских компаний. А к 1911 году в нотопечатне работало 100 рабочих. Они за год изготавливали около 8 000 гравированных досок, с которых печаталось до 18 000 000 оттисков.
В конце XIX века магазин Юргенсона переехал на первый этаж доходного дома Фирсановой на Неглинной улице (верхние этажи здания были заняты роскошными квартирами для сдачи внаем и квартирой хозяйки дома). А в 1903 году начала работать первая бесплатная нотная читальня Юргенсона.
Во второй половине XIX века нотоиздательское дело и торговля нотами были востребованы, поэтому фирма Петра Юргенсона стала одним из лучших в мире нотоиздательством.
Главное внимание отводилось отечественным композиторам, изданиям известных опер западноевропейских композиторов на русском языке, и популярным фортепианным сочинениям Бетховена, Мендельсона, Шопена, Грига. Также издавали теоретические и музыковедческие работы, учебники, методические пособия.
Юргенсон максимально полно издал сочинения русских композиторов и первым в России напечатал полные собрания фортепианных сочинений Шопена, Шумана, Мендельсона, все оперы Вагнера. Юргенсон также первым начал выпускать серии учебной литературы и экономичных изданий для широкой публики.
Также Юргенсон стал первым регулярно издавать духовную музыку. Но ему пришлось бороться с монополией Придворной певческой капеллы на издание духовно-музыкальных сочинений. Она появилась в 1814 году по указу Александра I. В результате директора Придворной капеллы печатали и исполняли только собственные сочинения и произведения музыкантов, работа которых была связана с капеллой.
Когда Юргенсон опубликовал «Литургию» П.И. Чайковского, Н. Бахметев, директор Певческой капеллы, приказал изъять произведение из продажи и написал в Синод, что эту музыку нельзя исполнять в храме. Суд закончился в пользу Юргенсона. Ему возместили убытки и разрешили свободно издавать духовно-музыкальные сочинения русских композиторов. Так Придворная капелла лишались монополии.
Петр Юргенсон выпускал духовно-музыкальные сочинения в двух вариантах: весь цикл и каждый номер отдельно со своим титульным листом. Цена отдельных номеров была выше при более скромном качестве издания.
Юргенсон также учитывал свои издания в специальных амбарных книгах. Впоследствии они стали отдельными каталогами издаваемых им произведений.
После смерти Петра Юргенсона в декабре 1903 года фирму возглавил его старший сын Борис.
В ноябре 1918, за месяц до выхода Декрета о национализации нотных магазинов, складов, нотопечатен и нотоиздательств, он передал издательство и магазин советской власти. На базе нотопечатни организовали издательство Музыкального отдела Наркомпроса (предшественник современного издательства «Музыка»).
Магазин Юргенсона на Неглинной работал даже в советское время. Сейчас здесь магазин «Ноты». А в 2004 году нотоиздательство Юргенсона возродилось при участии иностранных акционеров.
Так и вышло. В 1894 году на месте старых бань начал строиться истинный дворец с мраморными залами, малахитовыми каминами, яшмовыми украшениями. Для постройки пригласили одного из самых востребованных московских архитекторов – 44-летнего Бориса Васильевича Фрейденберга. Правда, архитектор оказался чересчур уверенным в собственной правоте, а Ганецкий обладал просто-таки взрывным характером. Так что заказчик с архитектором ругались чуть не каждый день. В конце концов Фрейденбергу надоели придирки Ганецкого, и он отказался заканчивать постройку и бань, и дома. Довести банное дело до конца взялся его ученик и помощник – 38-летний Сергей Михайлович Калугин. Дом же достраивал Владимир Иванович Чагин, молодой московский архитектор, представитель нарождающегося направления – модерн.
Дом вышел – загляденье. Выходил на две улицы – Неглинную и Петровские линии. Один декор чего стоил – и весь в «водной тематике»: на крыше – скульптуры купающихся мальчиков, на куполе – резвящиеся тритоны, над входом с Неглинной улицы – юноша и девушка на морских конях, выскакивающих из вздыбленной морской пены. О комфорте жилья внутри и говорить не приходилось. Для себя же строили – не в доход сдавать.
Бани вышли еще грандиознее. Неглинка-то к тому времени уже грязным болотом слыла – как из нее воду брать?! Провели особую водопроводную нитку от Москвы-реки. Но это только для технических нужд. Для мытья же пользователей вырыли 700-метровую артезианскую скважину, чтобы вода абсолютно чистой была. Для мягкости воды стали использовать новомодные американские фильтры типа «Нептун», для освещения – диковинные для того времени электрические лампочки, во дворе поставили собственную электростанцию. Добился-таки Алексей своей мечты – уломал жену на «электрические расходы».
14 февраля 1896 года при огромном скоплении начальства, духовенства и купечества состоялось освящение Сандунов. Вера слушала торжественные речи и вдруг поняла – второе рождение бань произошло ровно через 90 лет после их постройки. Да и сама Вера ровно на 90 лет младше красавицы Сандуновой. Мистика какая-то, предопределение.
На другой день москвичи в бани валом повалили, как на экскурсию, – красотами любоваться. Но самый большой фурор настал для Сандунов, когда электричеством от банной электростанции осветилось московское венчание на царство императора Николая II.
Теперь вход в общие залы стоил 5 копеек, в дворянские – рубль, но наибольшим спросом пользовались 27 «личных кабинетов» с отдельными парилками. Плата за них доходила до 10 рублей, но все равно купцы, дворяне и интеллигенция обожали там «позаседать». Богемный народ иногда даже спал там. Сам Шаляпин, большой друг Верочки, укрывался в «кабинете» от особо ретивых поклонниц. В самом деле, где найти укрытие надежней, чем в мужской бане? А вот вечно смущающийся Антон Чехов, наоборот, хоть и любил попариться, но ходить в модные Сандуны опасался: там ведь все светские вертопрахи гужуются – заговорят, забаламутят, и отвязаться от них неловко, и времени потраченного жалко. И между прочим, жил Чехов теперь в том самом доме на Пречистенке, 20, откуда сама Фирсанова хоть и переехала на Неглинную улицу, но дома не продала, а стала сдавать внаем.
Слушая восторженные похвалы «баням Ганецкого», Вера мужем страшно гордилась. Но однажды узнала неприятное – поигрывает ее муженек в картишки. А как-то поутру, когда Ганецкий отсыпался после очередной карточной ночи, прикатил управляющий банком – сам красный, от волнения заикается, не знает, как сказать. В конце концов выложил: проигрался Верин муженек в пух и прах и подписал закладную на Сандуны.
Вера, конечно, не поверила. Но тут управляющий сказал с обидою:
– Воля ваша, Вера Ивановна, но мы, Ермоловы, всегда стоим за правду!
Вера про себя только ахнула – фамилия управляющего прозвучала как предупреждение от давно уж и забытого генерала Ермолова. Ну как не прислушаться к словам? У Веры словно глаза открылись. Вспомнила, как, имея чеки на полмиллиона, Ганецкий у нее постоянно денег просил. Да и катаясь по Европе, небось не столь новинки банного дела высматривал, сколь с волоокими одалисками парился. А недавно Федор Шаляпин во хмелю выложил Вере, что Ганец-кий по Тверской с какой-то певичкой на лихаче раскатывает. И ведь все за ее, Верины, денежки! Вот вам и мужская помощь – один обман немереный.
Словом, Сандуны Вера выкупила, а мужу-обманщику на дверь указала. Да только тот миллион отступного затребовал. Вера своего первого мужа вспомнила. Такса такая, что ли, у проклятущих мужиков. Выписала Вера чек и заплакала. Не помогла заветная серебряная шайка певицы Сандуновой. А может, Вера сама неправильно действовала? До свадьбы надо было из серебра мыться, а не после…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Приватная демонстрация во дворце
Приватная демонстрация во дворце Был период общения с индусом из Гималаев (см. Часть 5), очень любившим музыку, и почти на месяц мы стали едва ли не завсегдатаями во дворце Убуда, благо принцу импонировали домашние встречи со спонтанно сложившейся группой. Однако после
Комнаты Александра III в Зимнем дворце
Комнаты Александра III в Зимнем дворце В 1865 г. цесаревичем был объявлен великий князь Александр Александрович, который унаследовал от старшего брата не только его невесту, но и Аничков дворец, где он и поселился осенью 1866 г. после свадьбы. Поэтому у Александра III в Зимнем
Госпиталь в Зимнем дворце. 1915–1917 гг
Госпиталь в Зимнем дворце. 1915–1917 гг Следуя давним традициям, после начала Первой мировой войны начался процесс создания частных лазаретов. Их деятельность финансировалась за счет широкой благотворительности. Не остались в стороне и члены Императорской фамилии. Как
Согласие в Ливадийском дворце
Согласие в Ливадийском дворце В политическом плане Ялтинская конференция имела необычайно важное значение. По сути дела, в Ялте были разрушены надежды Германии и Японии на развал коалиции союзных держав. Накануне начала работы конференции Гитлер убеждал своих
Записки старой театралки Неглинная улица, 15; угол улиц Кузнецкий Мост и Рождественка, 20/6/9
Записки старой театралки Неглинная улица, 15; угол улиц Кузнецкий Мост и Рождественка, 20/6/9 Как известно, в архивах хранится столько всего, что даже самые опытные архивисты не знают содержания всех документов. Но ведь там не только документы – на архивное хранение попадают
Сандуны: мыльная опера Улица Неглинная, 14
Сандуны: мыльная опера Улица Неглинная, 14 Молодой тенор Метальников подловил у проходной Петровского театра Евлампию Прохорову да и зашептал на ухо:– Скажи нашим юным певуньям, бабушка, что начальство на завтра банный день назначает!Прохорова, исполнявшая роли
Эксплуататорша трудового народа Улица 1-я Мещанская, ныне – проспект Мира; Арбатская площадь, 2/1; улица Петровка, 10; улица Арбат, 43/27
Эксплуататорша трудового народа Улица 1-я Мещанская, ныне – проспект Мира; Арбатская площадь, 2/1; улица Петровка, 10; улица Арбат, 43/27 С тех пор решила Вера Ивановна от всяких «замужеств» держаться подальше, тем более что дел множество. Ее лесоторговые предприятия были
Завсегдатай артистических кафе Улица Неглинная, 6 и современные кафе в центре
Завсегдатай артистических кафе Улица Неглинная, 6 и современные кафе в центре Он никому не делал зла И пил шампанское рекою. Что похвала и что хула Тому, кто спрятан под землею? Д. Ленский. Эпитафия самому себе Актеры, как известно, любят расслабиться – выпить и закусить,
ТЕХНОЛОГИИ: Большой обман на маленьких носителях
ТЕХНОЛОГИИ: Большой обман на маленьких носителях Подобно сотовым телефонам, флэшка из элитарного продукта в конце концов стала массовым. Крупнейшие производители даже говорили о перепроизводстве твердотельной памяти и неизбежном обвале цен на нее. Но только ли
Ночной бал во дворце Анастасии
Ночной бал во дворце Анастасии О нашем поколении говорят – поколение дворников и сторожей. Художница Настя Нелюбина[16] рассказывала, как, поступая в Академию художеств, была вынуждена устроиться на работу, поскольку по закону все должны были трудиться и начинающие
Полемизирую в Вестминстерском дворце
Полемизирую в Вестминстерском дворце Во время «холодной войны» большинство наших журналистов, а тем более дипломатов всячески уклонялись от публичных выступлений. Но кураж побуждал меня идти на риск и принимать вызов. После нескольких удачных выступлений в Англии меня
Полемизирую в Вестминстерском дворце
Полемизирую в Вестминстерском дворце Во время «холодной войны» большинство наших журналистов, а тем более дипломатов всячески уклонялись от публичных выступлений. Но кураж побуждал меня идти на риск. После нескольких удачных выступлений в Англии меня стали часто
1964 год, июль, Москва. Неглинная улица. Магазин музыкальных товаров
1964 год, июль, Москва. Неглинная улица. Магазин музыкальных товаров Магазин еще закрыт на обед, но внутри прилавка в отделе с гитарами собралось начальство, товароведы и загадочная личность ВИТЕК, который дружил, а самое главное, пил со всеми в магазине — от грузчиков до
Обман зрения. что порой мы принимаем за НЛО
Обман зрения. что порой мы принимаем за НЛО Забавно, но факт, что многие из нас даже при ближайшем рассмотрении не смогут отличить земной отечественной новинки военной техники от призрачного НЛО инопланетного происхождения. Потому нередко свидетели принимают за
Дом Веры Ивановны Фирсановой, дочери богатого лесопромышленника, часто путают с Сандуновскими банями. Но это отдельное строение, которое с момента своего возведения имело совсем иное назначение. Впрочем, определённое отношение к самым знаменитым баням города оно всё же имеет.
Для владельцев заведений
«Неглинная, 14» — адрес, хорошо известный многим поколениям любителей русской парной. В 1808 году здесь появились знаменитые Сандуновские бани, которые быстро превратились не просто в гигиеническое заведение, но и в своеобразный культурный клуб. В своё время здесь любил отдыхать поэт Александр Сергеевич Пушкин.
После смерти основателя бань Силы Николаевича Сандунова бани несколько раз меняли владельцев, и в 1869 году их купил лесопромышленник и купец Иван Григорьевич Фирсанов. В 1881 году бани перешли в собственность его дочери Веры Ивановны, которая вместе со своим вторым мужем Алексеем Ганецким решила превратить популярное, но уже ветшающее заведение в настоящий дворец гигиены, объединённый с не менее масштабным торговым и жилым комплексом.
Для реализации этого замысла был приглашён известный архитектор Борис Фрейденберг. Старые бани снесли, и на участке между Сандуновским и Звонарским переулками было построено два роскошных здания. Первое, находящееся на красной линии улицы Неглинной, было спроектировано как доходный дом. На первом этаже располагались магазины, а выше — роскошные квартиры. На второй линии появился пышный банный комплекс, в котором разместились обновлённые Сандуны. Их историческое название новые владельцы менять не стали. Строительство обоих зданий было завершено в конце 1895 года.
Доходный дом Веры Фирсановой вскоре стал не меньшей достопримечательностью Москвы, чем прославленные бани. Роскошное здание в стиле барокко создавалось как своеобразная архитектурная реклама Сандунов. Декор бани и фасадов доходного дома объединяла «водная» тематика — изображения тритонов, морских коней и других мифологических водных обитателей. На крыше расположили скульптуры моющихся мальчиков, а внутренний дворик оформили в мавританском стиле.
В 1902 году в пятикомнатной квартире жилой части дома Фирсановой поселился писатель и драматург Антон Павлович Чехов со своей супругой Ольгой Книппер, и вскоре здесь закипела творческая жизнь. В особняке часто бывали известные культурные деятели начала ХХ века — Константин Станиславский, Максим Горький, Иван Бунин, Владимир Гиляровский, режиссёры и артисты столичных театров.
Кроме того, вскоре после постройки доходного дома в его торговой части расположился магазин «Ноты» Петра Юргенсона, который был владельцем одного из самых крупных нотных издательств в Европе. Юргенсон первым в России напечатал полные собрания фортепианных произведений Шопена, Шумана, Грига и Мендельсона, все оперы Вагнера. Кроме того, он выпускал сочинения отечественных композиторов, труды по музыковедению, учебники. В 1903 году здесь появилась первая в Москве бесплатная нотная библиотека.
Нотный магазин сохранился в здании и после революции. Он благополучно пережил годы советской власти, распад СССР и «лихие 90-е». В 2004 году его обновили при участии иностранных акционеров, и он успешно работает и сейчас — впрочем, как и бывшее музыкальное издательство Юргенсонов, которое носит название «Музыка».
В наши дни доходный дом Фирсановой часто называют Сандуновским пассажем. В элегантном здании размещаются рестораны, магазины и различные организации. Здание входит в список памятников культурного наследия федерального значения.
Сандуновские бани являются одними из самых старых и самыми известными банями в России. Такое название бани получили в честь своего строителя и первого владельца, талантливого театрального актера Силы Сандунова.
После свадьбы Сандуновы перебрались в Москву, подальше от Безбородко, и поступили на службу в театр Медокса. В то же время Сила Сандунов решил начать собственное дело. Продав бриллианты, подаренные императрицей, он стал скупать земли, расположенные вокруг речки Неглинной. Земли эти из-за грязи и запаха, идущего от речки, в которую сливались московские нечистоты, ценились очень низко.
В 1806 году актер построил там бани. Это здание простояло около 60 лет. В силу расположения Сандуновские бани не имели особой популярности вплоть до 1818 года, когда река Неглинная была заключена в подземный коллектор. Это в значительной степени улучшило санитарное состояние района и сразу повысило привлекательность Сандунов. Правда, к этому времени семейный союз актеров распался, и бани полностью перешли в собственность Елизаветы Урановой, сохранив при этом старое название.
Сандунов долго изучал банное дело и подошел к организации бизнеса со всей серьезностью. Впервые в истории русского банного дела баня была разделена на мужское и женское отделение. Появились также «дворянские» отделения, обставленные коврами, мягкой мебелью и серебряной утварью, а чуть позже еще более роскошные, «семейные».
В 1860 году Сандуны приобрел купец Ломакин, владевший еще несколькими банями в разных районах Москвы. После него владельцем самого известного в России банного комплекса становится купец-деревянщик Фирсанов, который сдает бани в аренду за совершенно фантастические деньги – 25000 рублей в год. До 1890 года комплекс у Фирсанова арендовал купец Петр Бирюков, пока наследница Ивана Фирсанова, его дочь Екатерина, не передала бани своему мужу, предпринимателю Ганецкому.
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Москва, как она есть. Неглинная улица(часть 2).
Продолжаем прогулку по Неглинной улице, первая часть находится тут. Парадное здание комплекса Сандуновских бань. Название происходит от фамилии грузинского актёра екатерининских времён Силы Николаевича Сандунова (1756—1820), в 1800-е гг. выкупившего участок земли по реке Неглинной и устроившего там бани. Как следует из завещания Сандунова, фамилия его имеет грузинские корни — Зандукели.
В течение XIX в. бани неоднократно меняли владельцев, в 1869 г. их приобрёл купец-домовладелец Иван Григорьевич Фирсанов, а после его смерти в 1881 г. перешли к его единственной дочери, Вере Ивановне Фирсановой (её именем названа подмосковная Фирсановка). Добившись развода с ненавистным первым мужем, Фирсанова вновь вышла замуж, за офицера Алексея Ганецкого — сына прославленного генерала, участника Крымской войны Н.С. Ганецкого. Муж В.И. Фирсановой и подал идею построить на месте старых бань такие, каких ещё не было в Москве.
В 1894 г. Ганецкий нанял известного архитектора Б.В. Фрейденберга, однако вздорный нрав заказчика вынудил Фрейденберга бросить проект на полпути и покинуть Москву. Бани были достроены архитектором С.М. Калугиным (при участии В.И. Чагина) и открыты публике 14 февраля 1896 г. Здание стилизовано под дворцы Венского барокко и имеет уникальный по качеству и уровню сложности скульптурный декор. Арка здания служила главным входом в комплекс бань. Воду бани брали по особой водопроводной нитке из реки Москвы, от Бабьегородской плотины, и из 700-футовой артезианской скважины. Электрическое освещение питалось от собственной электростанции (в 1896 г. её ток позаимствовали для освещения коронации Николая II). Помимо гостиницы и ресторанов, в Сандунах был даже «Зоологический магазин Ф.А. Ахиллеса». В бане было занято до четырёхсот банщиков.
До 1917 г. в здании располагались гостиница, ресторан, музей гигиены и библиотека, фешенебельные апартаменты (проживали К.С. Станиславский, с мая по ноябрь 1902 года снимали квартиру А.П. Чехов с О.Л. Книппер. и др.) 3-й этаж занимало крупнейшее в стране нотное издательство П.И. Юргенсона. В 1945—46 гг. интерьеры здания были восстановлены архитектором В.И. Чагиным. 8 сентября 2011 г. в свой 203-й день рождения Сандуновские бани порадовали своих гостей открытием вновь отреставрированных Номерных отделений. Как и прежде, номеров восемь и у каждого есть своя история и свой неповторимый индивидуальный стиль. Отдельный номер представляет из себя мини-баню с гостиной, комнатой отдыха, бассейном и парной.
Федеральная налоговая служба России (ФНС России)
В советское время в здании располагалось Министерство автомобильного транспорта РСФСР.
1984 год, еще полно деревьев
Далее идут 2 пятиэтажки, одна из которых знаменитая гостиница «Будапешт»
Здесь г-на Познера пыталось вербовать КГБ о чем он рассказал в своей книге «Прощание с иллюзиями».
Гостиница «Пётр I» 5*
Центральный банк Российской Федерации.
Здание построено по проекту архитектора К.М. Быковского в 1895 г. Центральный банк Российской Федерации был учреждён 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчётный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР. Центральный банк Российской Федерации — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций).
Бывший доходный дом Коломейцевых. Построен в 1899 г., архитектор К.Ф. Буров. Сейчас в этом здании помимо прочего располагается редакция журнала «Артхроника».
Универмаг «Петровский пассаж» Торговый комплекс в виде пассажа; имеет сквозной проход на Неглинную улицу, является памятником архитектуры регионального значения.
В начале XIX века здесь находился дом купца Суровщикова, а потом он был продан для хозяйственных целей московскому губернаторскому управлению. В 1840-х годах принадлежал подпоручику Н. П. Воейкову. Следующий владелец, коломенский учитель А. Стариков, дом приспособил под магазины. В 1850-х годах разместилось «Депо шляп», рекламирующее русские «фуражки из корневой соломки» и «бразильские шляпы для города и для дач». Был книжный магазин и библиотека для чтения Доменико Рено, бывшего управляющего книжного магазина Урбена. В 1860—1870-годах славился находящийся здесь “Магазин обуви Шумахера (сына)”. В 1860-х годах в доме жили: химик Андрей Феррейн, сын основателя Никольской аптеки, работавший тогда в химической лаборатории Московского университета, и известный книготорговец и содержатель библиотеки для чтения Владимир Готье-Дюфайе. В 1870-х годах владение принадлежало купцу И. Г. Фирсанову. Его дочь В. И. Гонбцкая строит “Петровский пассаж” (1903–1906 гг., архитектор С. М. Калугин).
В современном здании в 1905 году был книжный магазин А. И. Мамонтова. В 1910-х годах этот торговый центр славился своим рестораном и кофейной “Бристоль”. В 1930-х годах здесь помещались «Клуб МУНИ» с залом на 620 мест, Клуб Госбанка, Клуб милиции. В настоящее время «Петровский пассаж» реконструирован турецкой фирмой «Энка» при участии 13-й и 14-й мастерских «Моспроект-2». Церемония открытия обновленного помещения состоялась 23 ноября 1990 года.
Поликлиника ЦБ РФ, бывший дом виноторговой фирмы «Депре». Дом семьи Депре — французских виноторговцев. Сооружён в 1900 году по проекту архитектора Р. И. Клейна на месте более старого здания, принадлежавшего той же семье. Фирма была знаменита, «вино от Депре» пользовалось в Москве большой популярностью.
Под зданием расположены обширные подвалы, использовавшиеся для хранения вина. Здание реставрировано в начале XXI века, в ходе реставрации восстановлена стилизованная под старину вывеска торгового дома Депре.
Здание бывш. гостиницы Т. Ярда с рестораном «Яр».Часть бывшего обширного владения Волынских, затем Воронцовых, Бекетовых. В нач. XIX в. сторона владения, выходящая на Кузнецкий Мост, была разделена на три части и продана разным владельцам, одним из которых являлся купец О. Шарп. С 1812 г. по кон. 1830-х гг. домом владел сенатский канцелярист Л. Шаван, который в 1823 г. перестроил каменное двухэтажное здание, сохранив угловую скруглённую часть. В 1826 г. в доме Шавана француз Транкиль Ярд (Яр) открыл гостиницу и известный ресторан французской кухни «Яр». Ресторан неоднократно посещал А.С. Пушкин, а 27 января 1831 г. он вместе с Е.А. Баратынским, П.А. Вяземским и Н.М. Языковым поминал здесь скончавшегося поэта А.А. Дельвига. Пушкин посвятил ресторану «Яр» строчки одного из своих стихотворений: „Долго ль мне в тоске голодной пост невольный соблюдать и телятиной холодной трюфли Яра поминать?” Обед у Ярда упоминается в «Былом и думах» А.И. Герцена. В этом же ресторане происходят отдельные эпизоды повести Л.Н. Толстого «Юность» и рассказа И.С. Тургенева «Несчастная». В гостинице Ярда останавливались декабрист П.А. Голицын, поэты Н.М. Сатин и Н. П. Огарёв. С последними здесь в 1846 г. встречались Т.Н. Грановский и А.И. Герцен. В 1830-х гг. Ярд перевёл свой ресторан сначала на Петровку, 5 (дом не сохранился), а позднее в Петровский парк на Петербургском шоссе. После Ярда в доме работала гостиница Будье с рестораном при ней, также известным своей французской кухней. С 1838 г. домом владел портной И. Сатиас, затем Рудаков. В это же время здесь располагались магазины и лавки: популярный французский магазин платьев и тканей «Город Лион», лавка придворного парфюмера Л. Бунса, книжная лавка с библиотекой И.И. Готье, которую посещал Л.Н. Толстой. Одних только портновских фирм в доме было шесть — Лебур, Жорж Франк, Латрель, Мегрон, Болюс, Мари Арманд и Le Montagne. В магазине Le Montagne, принадлежащем французу Демонси, работала П. Гёбль, ставшая позднее женой декабриста И.А. Анненкова. В кон. 1850-х гг. владение перешло корнету В.А. Будакову. Во 2-й пол. XIX в. двухэтажное здание неоднократно перестраивалось и по частям было надстроено третьим этажом. В 1865 г. здесь открылся книжный магазин с библиотекой для чтения издателя М.О. Вольфа. В сер. 1870-х гг. владение перешло братьям Павлу Михайловичу и Сергею Михайловичу Третьяковым, при которых в 1875 г. по проекту архитектора А.С. Каминского к дому был пристроен трёхэтажный корпус по Неглинной ул., а в 1878 г. тем же Каминским доходное здание было полностью перестроено. В результате дом приобрёл современный вид, с двумя выходящими на Неглинную и Кузнецкий Мост лицевыми корпусами. Для органичного соединения двух корпусов архитектор применил приём оформления фасада срезанным углом. Уличные фасады доходного дома декорированы в традициях классической архитектуры с её ордерными формами. Основным акцентом фасада по Кузнецкому Мосту является ризалит, подчёркнутый композицией из расположенных слоями (раскрепованных) массивных столбов. В доходном доме Третьяковых размещались магазины: нот и музыкальных инструментов П.И. Юргенсона, учебных пособий Брокманз, фарфора «Товарищества Братьев Корниловых», музыкальных инструментов фирмы «Братья Р. и А. Дидерикс», книжный магазин А.С. Суворина; «Светописное дагеротипное заведение», фотоателье «Шерер, Набгольц и Ко», редакция московского журнала «Фотографическое обозрение». Правый двухэтажный флигель был построен в 1882 г., и в нём разместился модный магазин Д. Шанкса. В начале Первой мировой войны во флигеле работала кондитерская «Альберт», славившаяся своими бисквитами. В советское время флигель занимал предшественник Москомимущества — отдел нежилых помещений Мосгорисполкома. Основное здание в советское время занимали Стромсиндикат, Всесоюзный кооперативный банк (Всекобанк), Промбанк, Академия коммунального хозяйства имени К.Д. Памфилова, редакция журнала «Театр». В витринах работающего на первом этаже магазина «Консервы» в годы войны выставляли антифашистские плакаты — «Окна ТАСС». Начиная с 1950-х гг. на углу здания несколько десятилетий работала химчистка «Снежинка», в настоящее время в её помещениях находится отделение «Альфа-банка». В 1961 г. в правой части здания открылся филиал ЦУМа — магазин «Светлана». В 2000-х гг. на этом же месте работал магазин сети «Арбат-Престиж». В 2007 г. название магазина было изменено на Svetlana, и в нём открылись бутики Alexander McQueen, Lanvin и Stella McCartney, однако в 2009 г. нерентабельные бутики были закрыты, и на их месте разместился магазин марки Zara. До 2010 г. в доме работал небольшой картографический магазин «Атлас».
Бывший доходный дом И.И. Воронцовой — И.Г. Евдокимова — З.И. Шориной.
Участок, занимающий со стороны Кузнецкого Моста весь квартал между улицами Петровка и Неглинная, в середине XVIII в. принадлежал М.А. Долгоруковой, дочери думного дворянина, воеводы курского и нежинского А.Я. Хитрово. Затем владение перешло И.И. Воронцову, а после к его сыну. Для формирования обширной усадьбы по обоим берегам реки Воронцовыми было скуплено более 40 участков, проведены работы по осушению и выравниванию низин. В конце XVIII в. на северном основании Кузнецкого моста было построено каменное двухэтажное здание, принадлежавшее сначала Дюкло, а затем семье купца Столбкова. Перед домом была устроена высокая терраса, предохранявшая от разливов реки. В это время дом был одним из самых крупных на улице. Здесь размещалась гостиница, менявшая с течением времени свои названия: «Лейпциг», «Шора», «Россия», «Франция». В гостинице Ж.-Б. Мореля «Лейпциг», которая славилась поварским искусством повара Шовеня, останавливались итальянские оперные артисты, писатель Л.Н. Толстой, композиторы А.К. Глазунов и М.А. Балакирев, декабрист П.А. Голицын. К середине XIX в. была разобрана основная часть террасы — от неё оставались лишь обособленные крыльца магазинов. Затем и они были разобраны, а уровень нижнего этажа опущен. Изначально украшавшая фасад дома колоннада была сломана в ходе одной из реконструкций в XIX в.
Здание, формирующее облик всего квартала, имеет симметричный фасад, центральная и боковые части которого оформлены высокими аттиками с обильной лепниной и фигурками младенцев-путти, которые поддерживают антаблемент и стоят над пилястрами коринфского ордера, оформляющими второй этаж. Фасад дома неоднократно изменялся: после пожара 1812 г., в 1881 г. по проекту А.Е. Вебера, в 1893 г. архитекторами С.В. Дмитриевым и В.П. Гавриловым, в 1914—16 гг. по проекту архитектора Л.А. Веснина и инженера С.И. Титова. Помимо гостиниц в здании арендовали помещения многочисленные магазины: книжные Е. Наливкиной и Готье, эстампов Биргера, художественный магазин Б. Аванцио, «Т.Э.Т.А. Американский дом бриллиантов», магазин Павла Буре, модные магазины Лямина, Шарпатье, Годон, Рисс, «А-ла Тоалет», «Парижский магазин» и другие. В магазине Аванцио Ф. Шаляпин и С. Мамонтов обнаружили гравюру немецкого художника В. Кульбаха «Мефистофель», которая помогла Шаляпину в поисках образа исполняемой роли и с которой был пошит костюм Мефистофеля. Находившуюся здесь парикмахерскую «Теодор» часто посещал А.П. Чехов. С 1880-х гг. до апреля 1901 г. в здании размещался книжный магазин издательства «Посредник» И.Д. Сытина, в котором можно было приобрести книги по доступным ценам и издаваемый им журнал «Вокруг света».
В годы НЭПа здесь открылось издательство «Московский рабочий», выпускавшее газету «Пионерская правда», журналы «Барабан», «Октябрь», «Роман-газета». Осенью 1927 г. начинающий писатель М.А. Шолохов сдал в редакцию «Октября» рукопись романа «Тихий Дон», после чего журнал начал публиковать по частям первые две книги эпопеи. Торговое предназначение дома сохранялось и после революции: здесь находился «Образцовый магазин кулинарных изделий и полуфабрикатов», обувной магазин; бывшие помещения парикмахерской «Теодор» занял книжный магазин «Красная Москва», а в магазине Лямина разместилась сначала Ленинградодежда, а затем Торгсин. В 1920-х гг. в доме работал магазин «Новая Москва», который посещали В. Маяковский, А. Новиков-Прибой, М. Булгаков, Мате Залка, И. Уткин и другие литераторы. В 1930-х гг. часть дома занимали квартиры — здесь жил артист балета, балетмейстер А.М. Монахов. Несколько лет на первом этаже находилось кафе «Дружба», залы которого были оформлены в технике сграффито по эскизам художников А. Васнецова и В. Эльконина. В 1980-х гг. в доме находились магазин «Товары для женщин» и пирожковая, которая работала здесь с 1821 г. Здесь, в бывшем магазине «Охота», снималась сцена покупки капкана для фильма «Берегись автомобиля».
В настоящее время в здании размещаются многочисленные магазины и бутики (Lanvin, Diane von Furstenberg, Karen Millen, Paul & Shark), рестораны А. Новикова Vogue cafe, «Чердак» и Mr. Lee. Здание доходного дома отнесено к категории объектов культурного наследия регионального значения. Находящиеся под землёй вдоль здания конструкции Кузнецкого моста являются объектом культурного наследия федерального значения.
Центральный универсальный магазин (ЦУМ). В 1908 г. здесь был построен большой магазин фирмы «Мюр и Мерилиз» по проекту Р. И. Клейна, после чего начало Петровки оказалось «зажатым» между двумя массивными сооружениями — Большим театром и ЦУМом. Стилистически здание из стекла и железобетона было решено в формах английской готики. Металлические конструкции для здания были выполнены по проекту инженера В. Г. Шухова. В здании действовали электрические лифты для покупателей — новинка для Москвы начала XX в. Новаторский облик здания, возведённого в историческом центре Москвы, вызвал споры среди современников.
В советский период магазин «Мюр и Мерилиз» был преобразован в Центральный универсальный магазин. В 1974 г. к старому ЦУМу было пристроено новое здание. В конце 1990-х – начале 2000-х проводилась масштабная реконструкция и перестройка здания магазина.
Территория, на которой в настоящее время находится дом, в средние века граничила с Пушечным двором. В XVII в. участок принадлежал окольничему князю П. Львову, затем его потомкам. В начале 1820-х гг. вдоль Неглинного пр. было построено протяжённое двухэтажное здание, углом выходящее на ул. Кузнецкий Мост. Здесь находились кондитерские Педотти, Дубле, Трамбле, рисовальная лавка, магазин парфюмерии И. Грейба, а также целый ряд модных магазинов. В 1859 г. в здании был открыт магазин музыкальных инструментов и нот А Б. Гутхеля, ставшего одним из крупнейших нотоиздателей России. В середине 1850-х гг. в доме поселился зубной врач Л. Адельгейм, отец известных артистов-трагиков братьев Адельгейм. В 1874 г. участок приобрело Московское купеческое общество. В доме разместилась Купеческая управа, которая поручила в 1887 г. зодчему А С. Каминскому строительство нового здания. Зимой 1888 г. почти выстроенное здание неожиданно обрушилось, а под его завалами погибло 11 чел. Обрушившееся здание было достроено в 1889 г.
Дом представляет собой яркий пример крупных деловых строений в классическом стиле. Симметрично-осевая композиция здания имеет три активно выделенных вертикальных оси, соответствующих трём парадным входам с Неглинной ул.. Основным акцентом главного фасада вдоль Неглинной ул. являются три двухэтажные лоджии, обрамленные колоннами ионического ордера. Выходящий на ул. Кузнецкий Мост боковой фасад подчёркнуто второстепенен к главному, в нём используются лишь элементы оформления соединительных частей фасада по Неглинной ул. Переход фасада на боковое крыло оформлен срезанным углом и расположенном на этом месте отдельным входом и аттиком над угловой частью. В оформлении угла здания использованы скульптурные изображения женских головок, относящиеся уже к декоративным приёмам модерна начала XX в.
После постройки доходного дома с его угла разместился магазин фирмы Фаберже. Здесь же находился мебельный магазин фирмы П. А. Шмита, размещались конторы и редакции издателя А. Я. Липскерова – популярной московской газеты «Новости дня» и журнала для велосипедистов «Циклист», контора газеты «Новый путь», книжный магазин с библиотекой «Агентства Парижской прессы», зубоврачебный кабинет Д. Фейнемана, нотный магазин «Э. Эберг и К°», кондитерские «Флей» и Дубле, ювелирные магазины Овчинникова, Ф. Лорие и А. Усталло. В 1920-х гг. в здании размещался книжный магазин издательства «Молодая гвардия» и Московское управление недвижимыми имуществами (МУНИ) Мосгорисполкома. В 1921 г. на первом этаже была открыта московская контора Арманда Хаммера, а позднее разместилось Московское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В начале 1990-х гг. на первом этаже дома работала популярная шашлычная «Полевой стан». Значительно хуже внешнего вида сохранились интерьеры здания – до наших дней дошли парадные лестницы, оформление лестничных площадок и арочных окон второго-третьего этажей.
Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Училище основано 28 декабря 1809 г., когда указом Александра I театральная школа при воспитательном доме была преобразована в Московское театральное училище и вошла в состав Императорских театров России. Позднее стало находиться в ведомстве при московском Малом театре. С 1938 г. училище носит имя Михаила Семёновича Щепкина — выдающегося русского актёра и педагога училища в 1830-63 гг. В 1943 г. училище получило статус высшего учебного заведения. Педагоги «Щепки», как училище называют в театральных кругах, в своем большинстве маститые актеры и режиссеры Малого театра. Здесь получили образование выдающиеся деятели драматического театра и балета — М.Н. Ермолова, П.М. Садовский, А.А. Остужев, О.В. Лепешинская, М.М. Плисецкая и др. Училище расположено в двухэтажном доме постройки 1822 г.