Негабаритная кривая что это
Прощай, «негабаритная кривая»!
В Челябинске приступили к сносу дома на улице Цвиллинга, 1. В прошлое уйдет самый неудобный перекресток
Скоро перекресток у оперного театра станет еще шире. На пересечении улиц Цвиллинга и Труда сносят здание, чтобы оборудовать дополнительную полосу для движения автотранспорта, а также расширить тротуар.
Стены строения уже разломали, осталось ликвидировать фундамент. Это здание было построено в XIX веке и принадлежало Уральскому НИИ абразивов и шлифования. В разные годы оно использовалось для тех или иных нужд института. Но в последние несколько лет помещение находилось в запустении, так как было признано ветхо-аварийным. Прежде чем приступить к сносу, муниципальные власти проверили, представляет ли здание культурную ценность. Выяснилось, что ни в областном, ни в федеральном реестре архитектурных памятников дома на улице Цвиллинга, 1 не оказалось.
— До сих пор расстояние между трамвайными путями и зданием не превышало полутора метров, — рассказал заместитель сити-менеджера по дорожному хозяйству Владимир Алейников. — В часы пик на повороте с Цвиллинга на Труда возникали пробки. Теперь движение на этом участке будет не только свободнее, но и безопаснее как для автомобилистов, так и для пешеходов. Благодаря сносу здания освободится площадь около гектара.
Челябинцы вспоминают, что в свое время над трамвайными путями на повороте с Цвиллинга на Труда висела табличка «негабаритная кривая». Транспортники знают, что она означает: встречные трамваи не могут одновременно проходить эту кривую из-за опасности задеть друг друга, и преимуществом пользуется тот вагон, который едет по внешнему радиусу. Многие автомобилисты согласятся, что перекресток в самом центре города не назовешь удобным: узкий, тесный, всегда переполненный, проезд действительно связан с постоянной опасностью «бортануть» соседа по дороге. С расширением проезжей части эти проблемы будут решены. В городской администрации обещают, что работы закончатся примерно через неделю.
Отметим также, что расширение перекрестка улиц Труда и Цвиллинга является одной из ступеней к избавлению центра города от пробок: наконец поставлена точка в многолетнем споре вокруг корпуса госпиталя на площади Павших Революционеров, и уже в следующем году нам обещают транспортную развязку на улицах Братьев Кашириных, Свободы, Труда и Российской. А этой осенью уже расширили южную сторону улицы Труда от Российской до Артиллерийской.
50 миллионов рублей потратит муниципалитет на реконструкцию площади Ярославского, включая перенос трамвайных рельсов, инженерных сетей и расширение дороги.
Негабаритная кривая что это
Для безопасного движения поездов необходимо, чтобы локомотивы, вагоны и грузы на открытом подвижном составе могли свободно проходить мимо устройств и сооружений, расположенных вблизи пути, не задевая их, а также мимо следующего по соседним путям подвижного состава. Это требование обеспечивается габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава.
Габаритом приближения строений называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны входить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые предназначены для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды и др.).
Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, расположенный на прямом горизонтальном пути.
Габарит приближения строений С применяется при строительстве новых линий, постройке вторых путей, электрификации железных дорог и других видах реконструкции общей сети и подъездных путей (от станции их примыкания до территории предприятия).
Габаритные расстояния по высоте измеряют от уровня верха головки рельса, горизонтальные расстояния — от оси пути. Очертание I—II—III установлено для перегонов и путей на станциях (в пределах искусственных сооружений), на которых не предусматривается стоянка подвижного состава, очертание Iа—IIа—IIIа—IVa — для остальных путей станций. Высота габарита указана на рисунке дробью: числитель — для контактной подвески с несущим тросом, знаменатель — без него. Ширина габарита приближения строений С составляет 4900 мм.
В габарите для перегонов на расстоянии от оси пути 1745 мм предусмотрен скос высотой 1070 мм от уровня верха головки рельса для перил на мостах, эстакадах и других искусственных сооружениях.
Расстояние от оси пути до линии приближения строений (вновь строящиеся здания, заборы, опоры контактной сети и линий связи) составляет 3100 мм.
Государственным стандартом установлен также габарит Сп, отличающийся от габарита С отдельными размерами (например, высота для габарита Сп равна 5500 мм). Требованиям этого габарита должны удовлетворять сооружения и устройства депо, мастерских, грузовых районов, складов, портов, промышленных предприятий, а также между территориями этих предприятий, т. е. там, где скорости движения сравнительно невысоки.
Подвижной состав габарита 1-Т допускается к обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным путям и путям промышленных предприятий, а подвижной состав габарита Т — по путям общей сети железных дорог, подъездным путям промышленных предприятий, сооружения и устрой-ства на которых отвечают требованиям габаритов С (с очертанием верхней части для неэлектрифицированных линий) и Сп.
Габариты 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ и 03-ВМ установлены для подвижного состава, допускаемого к обращению по железным дорогам колеи как 1520 (1524), так и 1435 мм.
Расстояния между осями смежных путей определяются условиями обеспечения безопасности движения поездов и личной безопасности людей, находящихся на междупутьях. При этом учитываются соответствующие размеры габаритов подвижного состава и приближения строений. Согласно ПТЭ расстояния, мм, между осями путей на прямых участках должны быть не менее указанных:
Расстояния между осями путей на прямых участках перегона Расстояние между осями второго и третьего путей 5000 мм позволяет оставить в междупутье инвентарь и инструмент для ремонта пути при следовании поездов по этим путям.
Между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагонов в вагон, может быть допущено расстояние 3600 мм.
В кривых участках размеры междупутья, а также расстояние между осью пути и габаритом приближения строений, зависящие от радиуса кривой, скорости движения, месторасположения пути (перегон или станция) и других факторов, устанавливаются согласно нормам, приведенным в указаниях по применению габаритов приближения строений.
Железные дороги принимают к перевозке и негабаритные грузы, которые, будучи погружены на открытый подвижной состав, выходят за пределы габарита погрузки.
Габаритом погрузки называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.
Негабаритные грузы могут быть перевезены при принятии специальных мер предосторожности. Для проверки габаритности грузов, погруженных на открытый подвижной состав, их пропускают через габаритные ворота. Габаритные ворота представляют собой раму, внутри которой по очертанию габарита погрузки шарнирно укреплены планки. Если открытый подвижной состав с грузом пройдет ворота, не касаясь планок, то габарит не нарушен. Изменение положения планки укажет на место, не соответствующее габариту.
В зависимости от высоты, на которой груз выходит за габарит погрузки, установлены зоны нижней, боковой и верхней негабаритности. Кроме того, для более точного определения условий пропуска грузов при наличии верхней негабаритности на двухпутных линиях дополнительно введена зона совместной боковой и верхней негабаритности.
Порядок определения негабаритности грузов, приема их к перевозке и погрузке, отправления и следования поездов изложен в Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов по железным дорогам колеи 1520 мм.
Негабаритная кривая что это
ГАБАРИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ
Construction and rolling stock clearance diagrams
Дата введения 2014-07-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44-2013 )
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
(Поправка. ИУС N 6-2015).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1608-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 9238-2013 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 июля 2014 г.
5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» и «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»
ВНЕСЕНЫ: поправка*, опубликованная в ИУС N 6, 2015 год; поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2020 год
* См. ярлык «Примечания».
Поправки внесены изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает исходные очертания габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений железнодорожных путей общего и необщего пользования (ширина колеи 1520 и 1435 мм), а также методы расчета по определению допустимых строительных размеров для габаритов железнодорожного подвижного состава.
Габариты, указанные в настоящем стандарте, предназначены для железнодорожного подвижного состава, скорость движения которого не должна превышать 250 км/ч, и инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающей эксплуатацию данного подвижного состава.
Настоящий стандарт применяют при:
— проектировании, изготовлении, модернизации, ремонте и эксплуатации железнодорожного подвижного состава всех видов, предназначенного к обращению по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм;
— проектировании и строительстве новых железных дорог, железнодорожных подъездных путей, сооружений и устройств на них;
— реконструкции железных дорог (в том числе постройке дополнительных главных путей и электрификации), железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования, сооружений и устройств на них;
— эксплуатации путей, сооружений и устройств железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, построенных (или реконструированных) с соблюдением требований настоящего стандарта.
Правила эксплуатации железных дорог, сооружений и устройств на них, построенных до введения в действие настоящего стандарта, применения при этом отдельных норм габаритов приближения строений, а также порядок приведения этих сооружений и устройств к требованиям настоящего стандарта устанавливаются владельцами железных дорог и железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования.
Для подъездных путей промышленных и транспортных предприятий, где по условиям технологического процесса не могут быть выполнены требования настоящего стандарта и обращение по которым подвижного состава общей сети железных дорог не предусматривается или предусматривается обращение только отдельных его типов, разрешается устанавливать специальные габариты приближения строений и подвижного состава по стандартам предприятий, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке.
Владельцы железных дорог и железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования, на которых имеются негабаритные места, обязаны установить условия пропуска по ним подвижного состава, построенного в соответствии с настоящим стандартом, обеспечивающие безопасность движения и персонала.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 габарит железнодорожного подвижного состава (габарит подвижного состава): Поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.
2.2 габарит приближения строений: Предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.
2.3 контрольное очертание приближения строений: Внутреннее очертание эксплуатируемых сооружений и устройств, не соответствующих габаритам приближения строений, установленных настоящим стандартом, минимально необходимое для безопасного пропуска подвижного состава конкретного габарита или негабаритного груза.
2.5 строительное очертание железнодорожного подвижного состава: Поперечное перпендикулярное оси пути очертание, получаемое уменьшением габарита железнодорожного подвижного состава по установленному для данного габарита методу, и которым определяются допускаемые строительные размеры, соответствие которым должно проверяться при испытаниях габаритов железнодорожного подвижного состава.
2.6 проектное очертание железнодорожного подвижного состава: Поперечное, перпендикулярное оси пути, очертание, имеющее размеры, уменьшенные по сравнению с размерами строительного очертания на величину допусков, внутри которого должны находиться все расположенные в рассматриваемом сечении элементы конструкций проектируемого и модернизируемого железнодорожного подвижного состава, имеющие номинальные размеры.
2.7 база железнодорожного подвижного состава , м: Расстояние между направляющими сечениями железнодорожного подвижного состава.
2.8 ограничения размеров железнодорожного подвижного состава: Поперечные и вертикальные смещения железнодорожного подвижного состава, которые в соответствии с применяемой на сети железных дорог системой габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений должны быть учтены в пространстве между габаритом железнодорожного подвижного состава и строительным очертанием вписываемой в него единицы железнодорожного подвижного состава.
1 На величину этих смещений (ограничений) подлежит уменьшение исходных очертаний габаритов железнодорожного подвижного состава.
2 В качестве горизонтальных ограничений следует принимать величину возможных поперечных смещений данной части железнодорожного подвижного состава из центрального ее положения относительно оси пути вследствие наибольших допускаемых разбегов (зазоров) и износов деталей ходовых частей и геометрических выносов в расчетной кривой, не компенсированных соответствующим уширением габарита приближения строений и расстояния между осями путей.
3 Величина горизонтальных ограничений зависит также от места расположения данных частей железнодорожного подвижного состава относительно его направляющих сечений, которые подразделяют на три вида:
2.10 направляющее сечение железнодорожного подвижного состава: Поперечное сечение, в котором при нахождении железнодорожного подвижного состава в кривой геометрический вынос равен нулю.
2.11 геометрический вынос железнодорожного подвижного состава: Отклонение относительно оси пути в кривой частей подвижного состава, определяемое расположением его продольной оси по хорде, проходящей через направляющие сечения.
2.12 расчетный вагон: Условный вагон, имеющий расстояние между направляющими сечениями 17 м и длину кузова 24 м.
2.13 критические точки: Наиболее удаленные от оси пути и от уровня головок рельсов точки выступающих узлов и деталей железнодорожного подвижного состава.
2.14 межгабаритное пространство: Пространство, предназначенное для реализации группы статических и динамических смещений, определяемой характеристикой смежных очертаний.
1 Пространство между габаритом приближения строений и габаритом железнодорожного подвижного состава (а для двухпутных линий также между габаритами смежных железнодорожных подвижных составов) установлено для перемещений железнодорожного подвижного состава и погруженных на нем грузов, которые вызваны возможными отклонениями в состоянии отдельных элементов железнодорожного пути, допускаемыми нормами их содержания, а также вертикальными колебаниями и боковыми наклонениями железнодорожного подвижного состава на рессорах. Это пространство в необходимых случаях устанавливают с учетом обеспечения безопасности нахождения в нем обслуживающего персонала.
2 Пространство между габаритом железнодорожного подвижного состава и его строительным очертанием установлено для:
— горизонтальных перемещений железнодорожного подвижного состава, возникающих вследствие конструктивных зазоров в элементах ходовых частей при допускаемых в эксплуатации максимальных износах с учетом извилистого движения в колее;
— вертикальных перемещений, возникающих вследствие максимально нормируемых износов ходовых частей и статического прогиба рессор под действием расчетной нагрузки.
3 Пространство между строительным и проектным очертаниями железнодорожного подвижного состава установлено для компенсации плюсовых допусков при изготовлении и ремонте железнодорожного подвижного состава.
Определение негабаритного груза. Зоны и степени негабаритности
Установлено 3 зоны негабаритности:
В нижней и боковой – 6 степеней негабаритности, в верхней – 3.
К номеру поезда добавляют индекс негабаритности, который состоит из 5 знаков:
Н – негабаритный груз;
1 – степень нижнейнегабаритности (1 – 6,8);
4 – вертикальная сверхнегабаритность (8).
Отсутствие негабаритности в любой зоне и вертикальной отмечается цифрой 0 в соответствующем знаке.
Обеспечение БД при пропуске по перегонам и станциям поездов с вагонами, загруженными негабаритными грузами.
Негабаритные грузы с нижней негабаритностью 1-2-й, боковой 1-3-й, верхней 1-2-й степеней на платформах, в полувагонах, на 4-8-осных транспортерах пропускаются в соответствии с действующим порядком направления вагонопотоков и планом формирования поездов. Грузы с негабаритностью верхней 3-й степени пропускаются также как правило, в соответствии с действующим планом направления вагонопотоков, за исключением тех участков, где пропуск таких грузов запрещен в связи с наличием негабаритных сооружений и устройств.
Грузы с негабаритностью нижней 3-6-й, боковой 4-6-й степеней и сверхнегабаритные, а также тяжеловесные на транспортерах, имеющих 12 и более осей, при пропуске которых требуется принятие особых мер безопасности движения (значительное сокращение скорости, закрытие встречного движения по соседнему пути и т.п.), пропускаются преимущественно по однопутным линиям, или по двухпутным с меньшей интенсивностью движения. Такие грузы следуют по маршрутам, указанным в телеграммах на пропуск, и изменять пункты перехода с дороги на дорогу (межгосударственные пункты передачи) запрещается.
При следовании негабаритного или тяжеловесного груза, для которого телеграммой железнодорожной администрации (железной дороги) даны дополнительные условия пропуска (кроме установленных приказами начальника дороги и начальников отделений дороги), причастные работники отделений дороги и линейных подразделений (станций, дистанций пути, электроснабжения и др.) руководствуются также этой телеграммой. Вагоны с негабаритными грузами боковой и нижней негабаритности 6-й степени и сверхнегабаритными ставятся в состав поезда не ближе 20 вагонов от вагона с контрольной рамой.
При перевозке негабаритного груза боковой или нижней негабаритности 6-й степени и сверхнегабаритного в специальном поезде с отдельным локомотивом вагон с таким грузом должен находиться не ближе 5 вагонов от вагона с контрольной рамой. От хвоста поезда вагон с указанным грузом должен иметь прикрытие не менее одного вагона с габаритным грузом или порожнего.
Поезда, в составе которых следуют негабаритные грузы или груженые габаритными грузами транспортеры с ограничением скорости, пропускаются по диспетчерскому расписанию. О наличии на станции вагонов с негабаритными и тяжеловесными (на транспортерах) грузами, подлежащих отправлению, дежурный по станции (маневровый диспетчер) докладывает поездному диспетчеру, сообщая номера вагонов, индексы негабаритности грузов, сведения о количестве осей, грузоподъемности и осевой нагрузке транспортеров, наличии разрешений на их следование, а также особых условий пропуска, если они имеются.
Поездной диспетчер определяет, в состав какого поезда должны быть включены вагоны (транспортеры) с негабаритными (тяжеловесными) грузами и по согласованию с поезднымдиспетчером соседнего отделения намечает время отправления поезда со станции. Согласование времени подвода поездов с негабаритными и тяжеловесными грузами, следующими на особых условиях (с контрольной рамой, с сопровождением грузов работниками линейных подразделений по мостам, электрифицированным участкам и т.д.) на пункты передачи с отделения (дороги) на отделение (дорогу) осуществляется посредством обмена регистрируемыми диспетчерскими приказами.
Перед отправлением поезда с негабаритным (тяжеловесным) грузом поездной диспетчер регистрируемым приказом оповещает дежурныхпо станции о планируемом отправлении на участок поезда с негабаритным грузом с указанием индекса его негабаритности, а при наличии в поезде груженых транспортеров – их грузоподъемности и осевой нагрузки, а также условий пропуска поезда по участку. Заблаговременно перед поступлением на дорогу вагонов с негабаритными грузами 6-й нижней, боковой степеней и сверхнегабаритными и установлении маршрута следования на станцию поступает телеграмма из службы перевозок о маршруте следования таких вагонов.
При поступлении этих вагонов, в соответствии с телеграммой, на станцию, оператор СТЦ по прибытию ставит в известность станционного диспетчера. Станционный диспетчер ставит в известность начальника станции или его заместителей и знакомит причастных работников под расписку с маршрутом следования вагонов согласно телеграммы. Станционный диспетчер инструктирует по кругу своих обязанностей составителя поездов, машиниста маневрового локомотива, дежурных по станции, дежурных по паркам, операторов постов централизации о маршруте пропуска вагонов с негабаритными грузами и особом контроле при их перестановке из парка в парк.
Поезда, имеющие вагоны с негабаритными грузами, пропускаются в пределах станции только по специально выделенным и указанным в ТРА станции путям, которые имеют расстояние между осями соседних путей не менее 4800 мм. В порядке исключения разрешается пропускать негабаритные грузы и по другим путям, имеющим расстояние между осями смежных путей на прямом участке не менее 4500 мм (в кривых – плюс соответствующее уширение), при условии, что все сооружения и устройства, расположенные около этих путей, обеспечивают пропуск груза данной степени негабаритности.
Перед пропуском по станции поездов с вагонами, загруженными грузами боковой и нижней негабаритности 4-6-й степеней, а также сверхнегабаритными в зависимости от пути пропуска должны соблюдаться необходимые меры по обеспечению безопасности людей, работающих на станционных путях:
— при приеме таких поездов на соседнем пути (ограничивающем негабаритное междупутье) не должно быть вагонов с негабаритными грузами;
— перед пропуском таких поездов подвижной состав, находящийся на соседних путях, отводится на расстояние не менее 10 метров от предельных столбиков;
— при приеме таких поездов и занятости соседнего пути обычным подвижным составом нахождение людей на междупутье между ними (менее 4800 мм) запрещается.
Дежурный по станции при приеме поездов с указанными негабаритными грузами должен сообщить об этом по двусторонней парковой связи работникам, находящимся на путях парка. Дежурный по станции (оператор при дежурном по станции), получив приказ поездного диспетчера о следовании в составе поезда вагонов с негабаритными или тяжеловесными грузами (на транспортерах) и о проведении их комиссионного осмотра, знакомит с ним станционного диспетчера, дежурногопо станции, старшего приемосдатчика, оператора ПТО.
В соответствии с ИДП, пункт 10.6 приказы об отправлении поездов с негабаритными грузами подлежат обязательной регистрации в «Журнале диспетчерских распоряжений«. В соответствии с дорожным приказом «О порядке пропуска негабаритных и тяжеловесных (на транспортерах) грузов на дороге», для движения поездов с негабаритными грузами в пределах сооружений и устройств, не удовлетворяющих требованиям габарита С, установлены пять режимов:
1-й – движение со скоростью до 90 км/ч;