Нефтепровод что это такое
Нефтепровод
Полезное
Смотреть что такое «Нефтепровод» в других словарях:
нефтепровод — нефтепровод … Орфографический словарь-справочник
Нефтепровод — Нефтепровод. НЕФТЕПРОВОД, комплекс сооружений для транспортировки нефти или нефтепродуктов. Первый магистральный нефтепровод в России (Баку Батуми) сооружен в 1897 1907. Общая протяженность мировой сети магистральных нефтепроводов около 300 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
НЕФТЕПРОВОД — НЕФТЕПРОВОД, комплекс сооружений для транспортировки нефти или нефтепродуктов. Первый магистральный нефтепровод в России (Баку Батуми) сооружен в 1897 1907. Общая протяженность мировой сети магистральных нефтепроводов около 300 тыс. км … Современная энциклопедия
Нефтепровод — – инженерно техническое сооружение трубопроводного транспорта, предназначенное для транспорта нефти. Различают магистральные и промысловые нефтепроводы. В 1863 году русский ученый Д.И.Менделеев предложил идею использования трубопровода при… … Нефтегазовая микроэнциклопедия
нефтепровод — (не рекомендуется нефтепровод) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
НЕФТЕПРОВОД — сооружение для транспортировки нефти или нефтепродуктов. В состав нефтепровода входят трубопровод, перекачивающие насосные станции, хранилища … Большой Энциклопедический словарь
НЕФТЕПРОВОД — НЕФТЕПРОВОД, нефтепровода, муж. (тех.). Трубопровод для перекачки нефти и нефтепродуктов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
НЕФТЕПРОВОД — НЕФТЕПРОВОД, а, муж. Трубопровод для передачи на расстояние сырой нефти. | прил. нефтепроводный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
нефтепровод — сущ., кол во синонимов: 3 • газонефтепровод (3) • нефтемагистраль (2) • трубопровод … Словарь синонимов
нефтепровод — Н/П Трубопровод для транспортировки нефти и продуктов ее переработки от места их добычи или производства к пунктам потребления или перевалки на железнодорожный либо водный транспорт. [РД 01.120.00 КТН 228 06] Тематики магистральный нефтепроводный … Справочник технического переводчика
Значение слова «нефтепровод»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
НЕФТЕПРО’ВОД, а, м. (тех.). Трубопровод для перекачки нефти и нефтепродуктов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
нефтепрово́д
1. инженерно-техническое сооружение трубопроводного транспорта, предназначенное для транспорта нефти потребителю
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: фамильярничать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «нефтепровод»
Синонимы к слову «нефтепровод»
Предложения со словом «нефтепровод»
Сочетаемость слова «нефтепровод»
Каким бывает «нефтепровод»
Понятия со словом «нефтепровод»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «нефтепровод»
Разрабатывался новый магистральный нефтепровод, и нужно было осуществить модельные испытания в лабораторных условиях.
Чтобы строить нефтепроводы и насосные станции, нужны мощная металлургия и механические заводы.
Сеть нефтепроводов покрыла всю нефтеносную зону, принимая нефть почти от каждой скважины и превращая тысячу струй нефти в могучие нефтяные реки и озёра.
Синонимы к слову «нефтепровод»
Ассоциации к слову «нефтепровод»
Сочетаемость слова «нефтепровод»
Каким бывает «нефтепровод»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Нефтепровод что это такое
Нефтепровод — это настоящая артерия, которая в прямом смысле слова питает нашу страну. Пока идут споры вокруг так называемой нефтяной иглы, «черное золото» непрерывным потоком поступает из недр земли к потребителям. Нефтепровод предназначен для перекачки и транспортировки нефти и нефтепродуктов от места добычи до переработки, распределения и применения.
О том, из каких элементов состоит нефтепровод и как добиться его максимальной безопасности, поговорим подробнее.
Состав нефтепровода
Нефтепровод — сложнейшая инженерно-техническая система, состоящая из нескольких больших комплексов:
Из этого списка нам интересны линейные сооружения. Точнее, их основная часть — непосредственно трубопровод. Помимо труб, линейные сооружения нефтепровода включают в себя средства тепловой и коррозийной защиты, измерительную и распределительную арматуру, средства связи и диагностики, сигнальные установки, линии электропередачи и др.
Трубопровод для перекачки нефти делится на несколько видов по сфере применения:
Магистральный нефтепровод. Это самый масштабный и протяженный трубопровод, предназначенный для доставки большого объема нефти на дальние расстояния. Магистраль пронизывает всю страну, объединяя места добычи нефти и производства нефтепродуктов с отдаленными регионами потребления.
Местный или промысловый нефтепровод. Объединяет ключевые транспортные точки — от места добычи до переработки, от переработки до разлива нефти, от мест разлива до погрузки на суда или железнодорожный транспорт.
Внутренний нефтепровод. Наименее протяженный и небольшой с точки зрения объема перекачиваемой нефти и диаметра труб. Располагается внутри нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз, судов и прочих предприятий.
Диаметр труб во многом определяет место и сферу применения. Трубы большого диаметра — 1000-1200 мм — относятся к I классу и используются для магистралей. II и III класс (300-1000 мм) — используются для промысловых и части внутренних трубопроводов. IV класс — это трубы малого диаметра менее 300 мм для внутренних (технологических) нефтепроводов, а также для соединения трубопровода с диагностическими, измерительными приборами и другим оборудованием.
Нефтепровод, словно живой организм, имеет сложную структуру. Он нуждается в постоянном контроле, диагностике, профилактике, очистке. Нефтяной трубопровод оснащают множеством диагностических и очистительных устройств, датчиками удаленного управления и средствами связи. Все это позволяет отслеживать скорость нефтяного потока, качество продукта, состояние труб и всей сопроводительной техники. Современный нефтепровод представляет собой совокупность прямых линейных участков труб, ответвлений и параллельных трубопроводов, предназначенных для экстренного переброса нефти в случае повреждения основной линии.
Нефть и нефтепродукты движутся по трубам непрерывным потоком. Остановка этого движения невозможна. За требуемый напор нефти отвечают нефтеперекачивающие станции, а именно установленные на них насосы (магистральные или внутренние), которые преобразуют электроэнергию в энергию движения нефти. Оптимальной скоростью движения нефти считается 10-12 км/ч. Для магистрального нефтепровода создается давление в 50-100 атм, для внутреннего — 10-20 атм.
При строительстве нефтепровода, учитывая горючесть и высокую ценность транспортируемого продукта, безопасность выходит на первый план. И в первую очередь это понятие распространяется на основной элемент любого нефтепровода — трубы. От того, какой материал труб будет выбран, как их соединят между собой, изолируют и установят, зависит работа системы в целом, безопасность окружающей среды, экономическая составляющая.
Дело — труба
Трубопроводный транспорт — основа логистики современной нефтяной отрасли — зарождался, как и вся отечественная нефтянка, на Апшеронском полуострове, и зарождение нового прорывного направления связано с теми же именами, что и активное развитие всей отечественной нефтянки: великих ученых Дмитрия Менделеева, Владимира Шухова и выдающихся предпринимателей братьев Нобель
Конкурентное преимущество
В семидесятых годах XIX века российская нефтяная промышленность переживала настоящий бум. В районе Баку было открыто множество месторождений, нефтяные фонтаны били десятками. Спрос на главный нефтепродукт того времени, керосин, был высок, но на рынке империи господствовал американский продукт, поскольку российская нефть и керосин подчас стоили дороже, чем заокеанский товар. Слабые места бакинских нефтепромыслов были очевидны: нефть от месторождений доставлялась до порта или местных заводов гужевым транспортом — в бочках или бурдюках. Расходы на это были огромными, а потери продукции гигантскими. Каждый добытый пуд сырья стоил на промыслах 3 копейки, а его перевозка в Черный город, на расстояние около 10 км, обходилась в 20 копеек.
Как уже писала «СН», первыми за решение проблемы взялись братья Нобель. Для строительства нефтепровода товарищество наняло компанию «Бари, Сытенко и Ко», представлял в Баку которую как раз молодой инженер Владимир Шухов. В России на тот момент подобных проектов не было, хотя теоретическую часть вопроса описал в 1863 году Дмитрий Менделеев. Первый же нефтепровод был построен в 1865 году в Пенсильвании. «Американцы будто подслушали: и трубы завели, и заводы учредили не подле колодцев, а там, где рынки, и сбыт, и торговые пути», — говорил об этом сам Менделеев.
Несмотря на саботаж и физическое противодействие со стороны местных перевозчиков нефти, нефтепровод Балаханы — Черный город был построен всего за несколько месяцев, осенью 1878 года. В декабре того же года по нему пошла первая нефть.
Состав нефтепровода мало чем отличался от современных сооружений: труба, насосные станции и резервуарный парк. Насосы были паровые, нефтепровод имел протяженность всего около 10 км, а диаметр трубы — 3 дюйма (7,62 см). Стальные трубы были соединены с помощью муфт и нарезных концов. По нефтепроводу можно было перекачивать до 80 тыс. пудов (1280 тонн) нефти в сутки или 467 200 тонн в год.
Первый нефтепровод окупился за год, поскольку расходы на транспортировку сократились примерно в пять раз, а Нобели еще принимали чужую нефть для прокачки по своей трубе (тариф составлял 5 копеек за пуд). Компания Бари получила прекрасную рекламу и новые подряды на строительство нефтепроводов от других нефтепромышленников Баку. В 1879 году была построена 12-километровая труба для нефтяной компании Лианозова, а в последующие три года было введено в строй еще три нефтепровода.
Между двумя мировыми
Свой опыт проектирования и строительства нефтепроводов Владимир Шухов обобщил в двух классических ныне трудах: в статье «Нефтепроводы» (1884) и в книге «Трубопроводы и их применение в нефтяной промышленности» (1894). Он привел точные математические формулы для описания процессов протекания по трубопроводам нефти, мазута, фактически создав теорию нефтепроводов.
Летом 1906 года в России был построен первый магистральный трубопровод. Бензопровод Баку — Батуми стал по тем временам крупнейшей в мире трубопроводной системой протяженностью 882 км. Диаметр трубы составлял уже 204 мм, а пропускная способность — 900 тыс. тонн в год. До 1914 года в России успели построить еще три магистральных трубопровода (Майкоп — Краснодар, Калужская — Афипский и Махачкала — Грозный).
Во времена Первой мировой войны, революции и становления советской власти, естественно, было не до трубопроводов. Только в 1928 году в СССР был построен новый нефтепровод Грозный — Туапсе диаметром 250 мм и протяженностью 618 км. Дальнейшее развитие нефтепроводного транспорта в СССР было связано с освоением нефтяных месторождений Башкирии, Татарстана и Куйбышевской области. К 1941-му в стране эксплуатировалось 4,1 тыс. км магистральных трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов суммарной годовой производительностью 7,9 млн тонн. Максимальный диаметр трубы составлял 300 мм.
Около 1,3 тыс. км нефтепродуктопроводов и нефтепроводов было построено Советским Союзом во время Великой Отечественной войны
Даже во время Второй мировой войны в Советском Союзе не прекращалось строительство нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (всего было сооружено около 1,3 тыс. км). Конечно же, основная часть этих проектов была так или иначе связана с решением задач военного времени. Так, после Сталинградской битвы был проложен керосинопровод Астрахань — Саратов, при строительстве которого использовали трубы «эвакуированной» в 1942 году в тыл первой российской магистрали Баку — Батуми. Чтобы ускорить монтаж, в США закупили несколько механизированных газопрессовых установок, и работы на трассе длиной 685 км удалось завершить за рекордные восемь месяцев. В 1944 году для снабжения горючим войск Красной армии СССР проложил нефтепродуктопровод в Румынии протяженностью 225 км из города Плоешти в порт Рени.
«Дружба» для народов
Активное восстановление разрушенной страны после окончания Великой Отечественной войны требовало гигантского количества энергоресурсов. Резко возросла и потребность в трубопроводном транспорте: с 1951 по 1955 год в эксплуатацию было введено по протяженности столько же нефтепроводов, сколько их построили за предыдущие семь десятилетий. А в конце 1950-х годов началось освоение сибирских недр и стартовало строительство крупнейших транссибирских магистралей. В 1959 году были введены в строй первые два участка нефтепровода Туймазы — Иркутск. Он отличался не только длиной — почти 3,7 тыс. км, — но и тем, что основная часть трассы проходила по болотам.
В том же 1959 году произошло поистине историческое событие не только для отечественного нефтетранспорта, но и для всего Советского Союза. На сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), в который входили страны социалистического лагеря, было принято решение о строительстве первого трансъевропейского нефтепровода «Дружба». Название было символическим и демонстрировало высокий уровень кооперации между соцстранами, поскольку многие из них участвовали в этом проекте и как потребители нефти, и как поставщики компонентов сооружения. В ГДР изготавливали узлы для насосных станций, в Чехословакии — запорную арматуру, в Венгрии — средства автоматики, в Польше — трубы. Трасса нефтепровода проходила от Самары до Брянской области, где от «Дружбы» отходило ответвление в Вентспилс (Унеча — Полоцк — Мажейкяй — Вентспилс), а основная труба шла из Брянска на запад, в Белоруссию, где магистраль разделялась на две ветки. Северная шла через Польшу в Германию, южная — через Украину в Чехословакию и Венгрию. Диаметр основной трубы составлял 1020 мм, ответвления на Вентспилс — 800 мм.
Строить нефтепровод начали 10 декабря 1960 года, причем сразу с конечных участков, чтобы продемонстрировать всему миру серьезность своих намерений. К середине 1964 года основные объекты системы были сданы в эксплуатацию, а 15 октября состоялась официальная церемония ввода магистрали в строй. Через пять лет, в 1969 году, экономический рост в странах СЭВ заставил задуматься о повышении экспортных возможностей СССР. Стало очевидно, что имевшийся в наличии нефтепровод такого роста объема обеспечить не может, и к 1974 году по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» диаметром до 1220 мм. Всего в систему магистральных нефтепроводов «Дружба», оперативно управляемых с территориального диспетчерского пункта в Брянске, входило 8,9 тыс. км трубопроводов, 46 насосных станций, из них четыре головные («Лопатино», «Клин», «Никольское», «Унеча»), 38 промежуточных станций, резервуарный парк на 1,5 млн кубометров. Благодаря «Дружбе» СССР вошел в число ключевых поставщиков нефти в Европу, отправляя странам СЭВ десятки миллионов тонн черного золота ежегодно.
70 тыс. км магистральных нефтепроводов входит в систему, которой сегодня управляет «Транснефть»
Дальнейшее развитие трубопроводного транспорта было связано с масштабным освоением Западной Сибири. К середине 1970-х годов в этом регионе добывалось около 150 млн тонн нефти, а к началу 80-х уже более 310 млн тонн. Рост добычи требовал новых нефтепроводов. Строить приходилось уникальные сооружения, поскольку природные условия были весьма суровыми. Например, на нефтепроводе Сургут — Полоцк протяженностью 3,2 тыс. км с 32 нефтеперекачивающими станциями были выполнены почти 1,5 тыс. переходов через естественные и искусственные препятствия, трасса преодолевала около 400 км болот.
Новые маршруты
К 1987 году в СССР было построено уже 94 тыс. км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. В 1988 году в эксплуатацию были введены нефтепроводы Красноленинск — Конда, Уренгой — Холмогоры, Чимкент — Чарджоу, в 1990 году — нефтепровод Тенгиз — Гурьев — Астрахань — Грозный. И это были, пожалуй, последние нефтепроводы советской эпохи. Распад СССР разрушил и единую систему транспорта нефти и нефтепродуктов. Россия сохранила свою часть этой системы как единый комплекс под управлением компании «Транснефть» (создана в августе 1993 года), контрольный пакет акций которой принадлежит государству. Стране досталось 48 тыс. км магистральных нефтепроводов, 404 насосные станции, резервуарный парк вместимостью 13,2 млн кубометров.
В 90-е годы прошлого века магистральные нефтепроводы в России не строились, поскольку уровень нефтедобычи резко упал. Ситуация в корне изменилась лишь с началом нового тысячелетия. Главными проектами нового времени стали Балтийская трубопроводная система (БТС) и система Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). БТС сооружалась для того, чтобы уйти от перевалки нефти через прибалтийские республики (латвийский порт Вентспилс и литовский порт Бутинге), которые использовали свое положение как инструмент экономического давления на Россию, при этом не желая поддерживать свою часть «Дружбы» в надлежащем виде. Помимо системы магистральных нефтепроводов на конце БТС появился нефтепорт Приморск. Проектная мощность первой очереди БТС составила 12 млн тонн в год, но к концу 2006 года на экспорт уже могло отгружаться 74 млн тонн нефти в год. В 2012 году в эксплуатацию была введена вторая очередь БТС, в рамках которой был сооружен нефтепорт Усть-Луга. БТС-2 позволяет экспортировать еще около 30 млн тонн нефти в год.
Если БТС строилась, чтобы свести к минимуму транзитные риски, то трубопроводная система Восточная Сибирь — Тихий океан создавалась для выхода российской нефти на новые рынки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Первые трубы в ВСТО были сварены в Тайшете в 2006 году. В ходе реализации первого этапа ВСТО построены магистральный нефтепровод на участке Тайшет (Иркутская область) — Усть-Кут (Иркутская область) — Ленск (Якутия) — Олекминск (Якутия) — Алдан (Якутия) — Сковородино (Амурская область) мощностью 30 млн тонн нефти в год общей протяженностью 2694 км, семь нефтеперекачивающих станций, пункт налива нефти на станции Сковородино и специализированный морской нефтеналивной порт Козьмино в районе Находки. В декабре 2009 года объект ввели в эксплуатацию, и первый танкер с нефтью сорта «ВСТО» отправился покупателям.
Второй этап проекта ВСТО предусматривал строительство магистрального нефтепровода на участке Сковородино — СМНП Козьмино (ВСТО-2) и увеличение мощности участка Тайшет — Сковородино до 50 млн тонн нефти в год (расширение ВСТО-1). В рамках первой очереди ВСТО-2 построен нефтепровод общей протяженностью 2046 км по маршруту Сковородино — Благовещенск — Биробиджан — Хабаровск — СМНП Козьмино, восемь перекачивающих станций, расширены НПС «Сковородино» и порт Козьмино. 25 декабря 2012 года ВСТО-2 введен в эксплуатацию. Кроме того, в 2011 году началась прокачка нефти по ответвлению ВСТО из Сковородино к китайской границе производительностью 15 млн тонн нефти в год.
70 тыс. км магистральных нефтепроводов, примерно 500 нефтеперекачивающих станций и резервуарный парк емкостью 22 млн кубометров — это активы, которыми сегодня управляет «Транснефть». Современный нефтепровод — это высокотехнологичное сооружение. Перекачка нефти и управление его системами осуществляется дистанционно, с помощью компьютеров. О состоянии трубы информацию собирает множество датчиков, запорная арматура позволяет оперативно перекрыть аварийный участок нефтепровода. Внутренняя очистка трубы также осуществляется с помощью современных интеллектуальных роботизированных комплексов. Однако главный принцип остался прежним еще со времен Шухова и Менделеева: труба и насос.
Из чего состоит нефтепровод Источник: ngfr.ru
В состав магистральных нефтепроводов входят линейные сооружения, головные и промежуточные перекачивающие и наливные насосные станции и резервуарные парки. Нефтеперекачивающие станции расположены на магистралях с интервалом Они оборудуются, как правило, центробежными насосами с электроприводом с подачей до 12 500 м3/ч. Для магистральных трубопроводов применяют цельнотянутые или сварные трубы диаметром Магистральные трубопроводы заглубляют в грунт обычно на глубину 0,8 м, до верхней образующей трубы. Трубопровод, прокладываемый по районам с вечномерзлыми грунтами или через болота, укладывают на опоры или искусственные насыпи. С интервалом в зависимости от рельефа трассы на трубопроводе устанавливают линейные задвижки для перекрытия участков в случае аварии или ремонта.
В начале нефтепровода находится головная нефтеперекачивающая станция (ГНПС), которая располагается вблизи нефтяного промысла или в конце подводящих трубопроводов, если магистральный нефтепровод обслуживают несколько промыслов или один промысел, разбросанный на большой территории. Если длина нефтепровода превышает 800 км, его разбивают на эксплуатационные участки длиной в пределах которых возможна независимая работа насосного оборудования. По трассе нефтепровода могут сооружаться наливные пункты для перевалки и налива нефти в железнодорожные цистерны. Конечный пункт нефтепровода — либо сырьевой парк нефтеперерабатывающего завода, либо перевалочная нефтебаза, обычно морская, откуда нефть танкерами перевозится к нефтеперерабатывающим заводам или экспортируется за границу.
Как появился нефтепровод
У битв за нефтепроводы история оказывается длиннее, чем вы думали
Нефтяной ручей, местная речка, была недостаточно большой, чтобы по ней можно было перевозить нефть и избавиться от возниц. Ей требовалось улучшение. Лодочники запруживали её притоки и загружали бочки на плоскодонки. На самую маленькую влезало 20 бочек, на самую большую – 1000. Каждую неделю, в «день наводнения» нефтяники открывали запруды и отправляли нефть вниз, по радостным но опасным водяным потокам. На юг добиралось 20 000 бочек. Сталкиваясь друг с другом и с берегами, лодки периодически вываливали содержимое в воду. В обычный «день наводнения» терялось порядка 1000 бочек. Протёкшая нефть попадала в ручей и окрашивала берега всю дорогу до реки Аллегейни. Оттуда выжившие бочки спокойно, на крупных баржах, добирались до Питтсбурга.
Шла нефть по дорогам, или по воде, бондарям жаловаться было не на что. Они были заняты не хуже возниц. К 1870 году, когда в регионе каждые несколько минут добывали столько нефти, сколько когда-то давала одна скважина Дрейка, одна бондарная мастерская выдавала по 1000 бочек в день. Эти производства выстраивали пирамиды из бочек высотой в несколько лошадей. Бондарей была уйма. Бондарей, производящих 160-литровые бочки – каждая из которых несла клеймо компании на верхней части – было больше, чем рабочих, занятых добычей нефти.
Когда в 1862 году, наконец, появилась железная дорога, бочки грузили на плоские вагоны, и они болтались туда и сюда, и протекали в пути. Из каждых 160 литров до конца добирались 150. С 1865 года нефть наливали в специальные деревянные цистерны, вмещавшие по 7500 литров. Это упростило перевозку, но не сделало её более безопасной – опасность пожара оставалась очень большой. Один из нефтедобытчиков, В. Х. Фитьян, вспоминал в 1906 году: «И дня не проходило без того, чтобы кого не убило или не покалечило». В 1869 году деревянные бочки заменили большими металлическими цилиндрами с разделительными перегородками того же объёма, а вскоре они удвоились в размерах. Но нефти всё равно было слишком много. «Человек, имеющий на руках скважину в тысячу бочек, находился в трудном положении», – писала Тарбел. Рэймонд Фосс Бэкон в своём трактате от 1916 года: «Американская индустрия бензина» написал ещё лучше: «Объёмы индустрии бензина заставили подыскать способ транспортировки ещё дешевле железной дороги».
И для этого как раз подходил нефтепровод.
Первый нефтепровод существовал только в воображении. Бригадный генерал из Западной Виргинии, Сэмюэл Карнс, работавший на инженерные войска, обладал соляной скважиной в Бёрнин-Спрингс. Когда он начал добывать сырую нефть, то предложил построить трубопровод из труб диаметром 15 см и длиной в 55 км идущий вниз по склону до реки Огайо в Паркерсбурге. Это было в ноябре 1860 года. Его так и не построили. Годом позже один человек из Иири предложил построить деревянный трубопровод от Тайтусвилля до Ойл-Сити. Его тоже не построили.
Нефтяник из Пенсильвании, Дж. Л. Хатчинсон, первым построил реальный трубопровод в 1862 году. Он шёл по холму, в нефтеперерабатывающий цех, и работал по принципу сифона: пока выпуск был ниже впуска, жидкость текла. Но на самом деле он не работал, поскольку труба не была герметичной. Большая часть людей вообще считала, что прокачка нефти по трубам была умозрительной схемой, что финансирующие это дело люди сошли с ума, и что дело не выгорит. Казалось невозможным соединить сотни кусков металла без протечек.
Следующим летом Хатчинсон попробовал снова, построив трубопровод в 3 км. Хотя он протекал, комбинация насосов и труб работала достаточно хорошо для того, чтобы компания Humboldt Mining and Refining Company объявила об успехе. Её проспект от 1864 года заявляет: «Был построен нефтяной канал, идущий от фермы Тарр на нефтеперерабатывающую фабрику Гумбольдта, способный передавать по 800 бочек нефти за 24 часа. Компания теперь может качать нефть из Ойл-Крика через холмы при помощи железных труб, за полстоимости от прошлых перевозок». В газете Harper’s сообщили об инновации по прокачке нефти «по трубам». Следующая попытка Хатчинсона провалилась. Когда в следующем году он построил нефтепровод длиной 5 км, от скважины до железной дороги, то он так сильно протекал, что было неважно, насколько сильно через него пытались качать нефть.
Когда Сэмюэл Ван Сикель предложил вложить свои заработанные на нефти деньги в 8-километровый нефтепровод, его подняли на смех. Его друзья отговаривали его, жалели и называли идею глупостью. Незнакомцы сделали его героем шуток. Они спрашивали: «Вы хотите опоясать мир?» или «А можете заставить воду течь вверх?» Его так достали, что он ел в одиночку и уходил через заднюю дверь.
А. В. Смайли, позже работавший табельщиком и кассиром на нефтепроводе Ван Сикеля – увенчавшемся успехом – считал, что успех получился из-за гениальности, но также и из-за амбиций и самомнения. На самом деле всё зависело от дотошности. Ещё один пионер нефтедобычи вспоминал: «Неудивительно, что такое множество ранних нефтепроводов, основывавшихся на оптимизме, обанкротилось. Удивительно, что кому-то вообще удалось избежать судьбу многих».
Когда в 1865 году Ван Сикель закончил свой нефтепровод из 5 см труб, скрученных вместе, тянувшихся от скважины до железной дороги, он заработал. Люди начали обращать на него внимание. С однопоршневыми паровыми насосами Reed & Cogswell его нефтепровод обладал в несколько раз большей пропускной способностью, чем лучшие экземпляры Хатчинсона. Он выполнял работу 300 команд, работавших по 10 часов в день. The Pithole Record назвала его «значимой новинкой», а позже «одним из самых чудесных из множества чудес». Тарбел назвала день начала работы нефтепровода Ван Сикеля вторым по важности событием в истории Пенсильвании, после дня открытия нефти. Она писала, что он начал революцию.
Нефтяники сдались и договорились с возницами о транспортировке нефти из первой половины их трубопровода, через железнодорожные пути в телегах на 25 бочек, во вторую половину трубопровода. В такой двойственной манере они могли перемещать до 8000 бочек в день. В итоге возницы массово стали покидать город. Вскоре компании, занимавшиеся нефтепроводами, подняли цены, лишь немного не дотягивая до цен ушедших возниц.
Самые ранние нефтепроводы шли от скважин в местные нефтеперерабатывающие цеха, а затем, когда Джон Рокфеллер провёл консолидацию переработки, прямо на железные дороги. Их были десятки, и они шли параллельно друг другу, и их строили компании типа Oil Creek Tube Works. К 1872 году 1200 скважин Пенсильвании выдавали 6 млн бочек нефти в год, и всё это передавалось по нефтепроводам. Вскоре они начали соревноваться с железными дорогами и по примеру Рокфеллера консолидироваться. Первой стала Fairview Pipe Line. Она превратилась в Объединённую ассоциацию трубопроводов, United Pipe Line Association, и в итоге стала частью Standard Oil. К 1874 году у неё была протянута линия труб диаметром 10 см и длиной в 100 км до Питтсбурга. К 1875 Пенсильванская транспортная компания получила разрешение на создание трубопровода через весь штат, к морю, почти на 500 км к востоку. Но сначала появились трубопроводы в Кливленд, затем в Баффало. И, наконец, в Нью-Йорк, Филадельфию и Балтимор. Но в гонке к Атлантике победила Tide Water, закончив 15-см трубопровод от Брэдфорда до Байонна к 1879-му. К 1907-му следующее поколение построило достаточно 15-и и 20-и сантиметровых трубопроводов, чтобы опоясать земной шар дважды.
Чтобы добиваться передачи нефти на такие расстояния, компании рассчитали, как далеко и на какую высоту насосы смогут закачивать нефть. Один насос не смог бы справиться с прокачкой нефти через долину Аллегейн. Поэтому длинные расстояния разбивались на промежутки, и вдоль трубопроводов строили хранилища и станции перекачки. Из звеньев получается цепочка, а из объединённых секций получался трубопровод. А соединять секции стало легче, когда производители научились делать нормальную резьбу.
После того, как трубопровод собирали, закапывали и заполняли нефтью, вдоль него отправлялись ходоки с проверками на утечки. Они носили длинные кожаные пальто и высокие кожаные сапоги – для защиты от укусов медноголовых и гремучих змей, коих там было «как вшей на шелудивой собаке» – они искали лужи. Обнаружив лужу, ходок отстукивал на параллельной телеграфной линии сообщение при помощи карманного реле, и уведомлял офис бригадира. Выписывались люди и инструменты, трубу выкапывали и чинили. Ходоки, на манер отшельников, оставались жить в хижинах вдоль трубопровода. Весной многие обнаруживали, что их трубопроводы, проложенные в реке, ломались из-за наводнений или льда. По телеграфу они запрашивали припасы и людей, возившихся в ледяной воде и чинивших трубу. Они шли и шли, пересекая реки в вёсельных лодках, привязанных на берегу. В карманах пальто они несли консервированную говядину, рагу, суп. И хотя они шли с палками и носили шляпы, их работа не была лёгкой: если принималось решение, что ходок не выполнил свою работу должным образом, с него могли взыскать стоимость потерь нефти.
На трубопроводах работали не только ходоки. Техники с латунными инструментами, не дающими искры, содержали трубопроводы в чистоте. Замерщики с калиброванными палками измеряли и записывали объёмы нефти в цистернах, стоявших вдоль линии. Передача нефти через штат требовала объёмной хореографии. Они искали воду в нефти, проверяли температуру нефти, подправляя при необходимости расчёты. Поскольку в цистерны часто била молния, часто они занимались тушением пожаров. Делали они это при помощи мокрых ковров или дёрна. Если это не помогало, они использовали пушечные ядра, направляя их на дно цистерны. После осушения цистерны её легко было потушить и починить.
Через каждые пару километров на насосных станциях другие люди проводили работы, необходимые для течения нефти по трубам. Кочегары кидали уголь в 50-сильные бойлеры Woodbury & Booth, питавшие насосы. Операторы следили, чтобы в бойлерах была вода, текущая при нужном давлении. Рабочие обслуживали и чинили двигатели “Long John”. Станционные инженеры, обученные гидравлике, наблюдали за работой. Телеграфисты отправляли сообщения районным бригадирам, которые отправляли сообщения в центральный офис. Это изменило способ сбора новостей. Репортёру из Oil City Derrick уже не нужно было гнать лошадь от скважины к скважине, и беседовать с работниками насосов и бурильщиками. Ему можно просто было зайти в офис компании и подождать телеграмм.
Поскольку пенсильванская нефть была лёгкой (мало воска) и не вызывала коррозию (мало серы), ранние управляющие трубопроводами компании не особенно напрягались, по крайней мере, в плане обслуживания труб. По необходимости они очищали трубы, проталкивая через них ковры. Но такие попытки мало что давали. К 1870-м был изобретён круглый скребок. У ранних моделей были кожаные чашки, к 1930-му их стали делать из резины. Рабочие на нефтепроводах стали называть эти штуки свиньями. До того их называли шустрыми дьяволами.
По большей части современные нефтепроводы не сильно отличаются от первых трубопроводов, построенных в Пенсильвании. Большая часть из них стальная, сваренная вместе, но встречаются и железные трубы. Есть и насосные станции, и цистерны для хранения. Десятки компаний изготавливают трубопроводных свиней, и теперь они не просто скоблят трубы, очищая их, но и при помощи ультразвука или магнитного поля инспектируют на предмет ржавчины. Посредством компьютеризированных систем операторы следят за скоростью потока и давлением – но комбинация человека и машины оставляет много возможностей для тех же самых утечек, от которых страдал Хатчинсон. Поэтому ходоки и сегодня продолжают свою работу, кто-то на машинах, а кто-то до сих пор пешком или на лошади.
Как и тогда, сейчас остаётся истиной то, что построить нечто – это одно дело, а поддерживать его в рабочем состоянии – это совсем другое.
Джонатан Уолдман, написавший книгу «Ржавчина», получившую приз Los Angeles Times, работает над второй книгой, «Sam», рассказывающей о разработке необычного робота.