Недружный класс что делать
Семь советов, как создать коллектив из класса
Наталья Березина
04 февраля 2020 • 17:48
Самой первой задачей для классного руководителя является создание коллектива учеников. Если у вас получится объединить детей, то классное руководство станет интересным делом и даже определенной инвестицией в будущее.
Все благодарные ученики вырастут и станут специалистами в своем деле — тогда у вас будет на кого опереться в разных жизненных ситуациях. Конечно, важно не только создать, но и развивать коллектив, проявив творчество и здоровую долю пофигизма ко всей канцелярской работе и неадекватным требованиям администрации.
Итак, несколько советов из личной практики.
1. Будьте авторитетом
2. Общее дело
Как только произошел процесс взаимного знакомства и взаимного приятия или неприятия, пора начинать действовать активно. Срочно организуйте общее дело: например регулярный выпуск газеты или КВН, на который ваши ученики вызовут на битву, например, старший класс, учителей и т.д. Самое главное, чтобы выбор мероприятия исходил от самих ребят и был им интересен. Навязанный сверху формат разрушит дело на корню (сами знаете, как готовить спущенные сверху мероприятия — ни уму ни сердцу). Подготовка конкретного дела будет объединять всех в достижении цели.
Такую газету мы выпускали в докомпьютерную эру.
Важно, чтобы у каждого было собственное задание, за которое он в состоянии отвечать. Общее дело поможет ребятам посмотреть друг на друга с другой стороны, увидеть положительные стороны каждого. Так будет сделан следующий шаг в становлении коллектива.
3. Да ошибкам
Если вам удалось выполнить п.1, ваши поступки и слова будут оказывать огромное влияние на ваших подопечных. Примите для себя некоторые правила, которые будут поддерживать хорошие отношения и укреплять их. Никогда не ругайте за ошибки. Это отбивает охоту двигаться вперед, рождает неуверенность. Учите ребят делать правильные выводы из неудач. Это очень полезный опыт. Я обычно говорила, что, ошибившись, стоит расстроиться… на пару минут. А потом нужно посмотреть на ситуацию со стороны и понять, а что было сделано не так, может, посоветоваться с кем-то. И сделать в следующий раз по-другому. Для ребенка важно ваше мнение, а не укор и овиновачивание. Перевод ошибки со знака «минус» на знак «плюс» очень сильно влияет на атмосферу в коллективе.
4. Нет фамилиям
Еще одно важное правило для создания положительной психологической обстановки в коллективе — намеренное избегание фамилий. Называйте учеников по именам. Собственное имя ласкает слух, располагает к учителю. Фамилию употребляйте только в случае совпадения имен, если нет возможности взглядом или жестом обратиться к ребенку. Подобный стиль общения с учениками дает им хороший пример для общения друг с другом. Уважительное обращение ребят к своим одноклассникам будет способствовать укреплению коллектива.
5. Бойкот бойкотам
— А кто первый продолжил? (Обычно такой вопрос застает ребят врасплох)
— Значит, ответственность за ситуацию 50 на 50.
В моей педагогической практике подобные конфликты обычно заканчивались извинениями друг перед другом за свой кусок вины, после чего ребята убегали вместе играть на переменку.
Используйте конфликты как способ укрепления взаимоотношений. Научите ребят находить в каждом положительные стороны, а не акцентируйте на недостатках. Никто не должен чувствовать себя отверженным. Демонстрируйте свое категорически отрицательное отношение ко всем видам доносам, сплетням, бойкотам. Выращивайте в учениках доверие друг к другу как основу крепкого коллектива.
6. Оценка не отражает истинного лица
Часто учителя грешат тем, что переносят учебные успехи или неуспехи в послеурочную жизнь. Забудьте об оценках в журнале в процессе общения с учениками. Не вспоминайте о них никогда и не попрекайте ими. Вы общаетесь прежде всего с человеком. Он может получать двойки за диктант, зато задачки по математике очень сложные решает или цветы дома экзотические выращивает. У каждого свои таланты. Найдите их, и как классный руководитель вы от этого только выиграете. А если он доверит вам свои тревоги и сомнения, значит, произошло чудо — он принял вас как старшего друга. Цените это. Вы ведь хотели создать коллектив, а душевная близость в коллективе — неотъемлемая его составляющая.
7. Забудьте, что вы учитель
2019 год. Встреча с классным руководителем 25 лет спустя. Это они делали газету.
Почему наш класс недружный?
Важно ли, в каком классе учится ребенок: сплоченном или недружном? Может быть, нет никакой разницы? Ведь ребенок ходит в школу получать знания. В том то и дело, что это очень важно для правильного роста и становления личности. Именно гармоничная, теплая, дружеская атмосфера способствует формированию целостного, счастливого, успешного человека.
Класс – это сообщество ребят, которые волею судьбы должны существовать, учиться, расти вместе на протяжении 9-11 лет. И хорошо, если это дружный, энергичный, инициативный коллектив единомышленников. В нем и несколько флегматичных, равнодушных, тяжелых на подъем ребят вскоре становятся такими же активными и открытыми.
А если класс вовсе и не коллектив, а просто разрозненные, неинтересные друг другу люди, вынужденные находиться вместе? В таком случае тяжело приходится всем. И самим ученикам – ведь они лишены ощущения духа единства, поддержки, созидательного творчества, не получают положительных навыков работы в коллективе. Нелегко и родителям, переживающим за негармоничную атмосферу, в которой находятся их дети в школе. Трудно и учителям, потому что обучение духовно разрозненного класса требует больших усилий. А о классном руководителе и вообще говорить не приходится: он слышит от коллег одни нарекания в адрес своих подопечных, ломает голову, как проводить какие-либо внеурочные мероприятия в классе, где все друг другу чужие.
Что можно сделать, чтобы вынужденное нахождение вместе в одном замкнутом пространстве (класс, школа) превратилось в радость?
Естественно, за один день, как по мановению волшебной палочки, такие чудесные метаморфозы не произойдут. Это кропотливая, целенаправленная работа классного руководителя, учителей, родителей и самих ребят.
Сначала нужно понять, чем живет каждый из ребят. Что ему интересно, чем увлекается, что его притягивает. Таким образом классный руководитель может составить представление о каждом ученике своего класса. После этого можно начинать непосредственную работу по сплочению ребят в единый коллектив. Что для этого можно сделать?
Объединяют совместные значимые дела.
Например, экскурсии. Когда собрана информация об интересах учеников, можно подобрать такие экскурсии, которые увлекут если не всех, то большинство учащихся. Это могут быть походы в театр, кино, музеи, выставки. В старших классах очень объединяют экскурсии профориентационой направленности: на предприятия, заводы, фабрики и т.д.
Сходили и забыли? Нет, можно оформить небольшой сюжет с фотографиями, интервью. И сделать это, к примеру, в специально заведенном толстом альбоме со значимым, объединяющим названием (скажем, «Летопись 8 «А» класса»). Только не сваливать всю работу на одного человека, а распределить ее между одноклассниками: кто-то фотографирует, кто-то интервью берет, кто-то отвечает за оформление и т.д. Все будут делать одно дело, а это сплачивает, объединяет.
Зарисовки о жизни класса лучше, конечно, оформлять не только в бумажном варианте, но и электронном, чтобы каждый участник, в том числе и те, кто временно не посещает школу (на спортивных соревнованиях, болеет и т.д.) имел доступ, мог в любую минуту посмотреть, что нового происходит в коллективе.
Очень важно создавать традиции класса.
Какие? Опять же исходя из проведенной работы по исследованию интересов учеников. Если половина класса занимается бальными танцами, посещает спортивные секции – по возможности всем остальным ходить на их выступления и поддерживать. Зимой во время каникул, к примеру, договориться обязательно проводить новогоднюю лыжню, катание на санках, ватрушках, коньках и т.д. А в конце учебного года – поход по совместно выработанному маршруту или многодневная поездка.
Существуют ведь и дни рождения.
В своем классе можно вывесить список дней рождений. Придумать, как их отмечать: поздравлением в виде открытки и небольшого подарочка, прикрепленного к ней, исполнения в честь именинника доброжелательной песни, стихотворения. Вариантов множество.
Часто разобщенность происходит из-за незнания ребятами друг друга. На классных часах, проходящих по расписанию каждую неделю, можно отводить по 5-10 минут, чтобы каждый мог рассказать, что нового произошло в его жизни (поступил в музыкальную школу, участвовал в соревнованиях, выставке, занялся нумизматикой – и короткий рассказ, что это такое).
Совместные мероприятия, не навязанные насильно, проведенные с душой, не для галочки, создание традиций, интерес друг к другу сплачивают ребят в один дружный коллектив, в котором приятно и учиться, и учить.
Секреты дружного класса
В чем загадка дружбы, корнями уходящей в школьные годы? И будет ли у наших детей дружный класс?
Я сменила две школы, то есть у меня было примерно 70 одноклассников. Но перебираю школьные фотографии и понимаю: половину имен просто не помню! В памяти только те, кто чем-то выделялся. Вот, например, всеобщая любимица Светка — коммуникабельность в итоге довела ее до Сиэттла, где она тоже пришлась ко двору. Вот наше «информбюро» Ирка. Теперь она чем-то руководит в крупном издательстве, но не удивлюсь, если до сих пор все про нас всех знает. А вот будущий министр.
Он, кажется, закадычных друзей не имел: учился изо всех сил. Зато сегодня по ТВ через день выступает — как такого забудешь! А что с остальными?
«Вечер встречи? Ты же знаешь, что я и так вся на разрыв — дети, плита, рассада вон переросла вся. И ты серьезно думаешь, что при этом мне важно знать, как теперь выглядит Крайнов или кем стала Гусева?» — негодует моя школьная подружка на предложение повидаться с бывшими однокашниками. Странно — она-то с ними все 10 лет вместе проучилась.
И все-таки есть ведь люди, которые со школьными товарищами встречаются всю жизнь. В чем секрет такой дружбы?
Только вперед!
— Развиваться, идти вперед, не оглядываясь на прошлое, — это нормально, — уверяет психолог Жанна Шопина. — На самом деле долгие годы помнят школу только те, от кого она потребовала больших душевных сил. Худший вариант — когда в классе плелись интриги, и дети дружили группами друг против друга. Но могла быть, например, несчастная любовь. Или одноклассники кого-то не принимали, а ему очень хотелось признания. Вариант со знаком плюс: ученик был школьным активистом и чувствовал себя нужным.
Остальные, вырастая, переключаются на взрослую жизнь. И в этом нет ничего удивительного: ведь, в отличие от всех других коллективов, школьный класс образуется во многом стихийно. Изначально детей не связывают общие цели, интересы, темпераменты. И как сложатся их отношения в будущем, зависит от того, смогут ли взрослые — в данном случае, классный руководитель — выстроить яркую внеурочную жизнь. Если повезет, и учитель сможет стать вожаком (в котором, кстати, в определенном возрасте нуждаются все дети), коллективу — быть!
Не сможет — извините. Потому что только в том случае, когда педагоги общаются с учениками неформально, они уже не просто «русички» и «математички», а люди, с которыми есть что обсуждать.
Главное — только не путать искренний энтузиазм с любовью к отчетным мероприятиям: какая-нибудь газета «к праздничной дате», сделанная из-под палки, никого не объединит.
Кто может стать идеальным классным руководителем?
Продолжить список вы можете и сами. Ведь главная задача — интересно жить.
А вот родители, к слову сказать, мало могут помочь в объединении класса: подросткам меньше всего хочется быть похожими на пап и мам. И суетиться тут бесполезно.
Баба Яга как стимул
— Тем, как складываются отношения в классе, озабочены, в том числе, и школьные психологи, — говорит Елена Орлова, классный руководитель класса. — Специальные тесты проводят, анализируют результаты. Но и без этого все можно понять. Мой класс, например, недавно изложение с элементами сочинения писал. Так парень, который мог это сделать, написал всем, кто не мог. А самому себе — в последнюю очередь. А мальчику из Армении, который учится прилежно, но с русским у него проблемы, на всех контрольных сосед по парте помогает: «Не пропадать же ему из-за того, что они в Россию недавно приехали!» — говорит.
Как удалось добиться такой взаимовыручки (ибо взаимовыручка — это, безусловно, признак дружбы)?
— В сущности, ничего сложного, — пожимает плечами Елена. — Мы после уроков много времени всегда проводим: спектакли ставим, конкурсы танцев устраиваем. С обязательным последующим награждением. Дети — они ведь всему рады: грамоте или объявлению имени со сцены. А начиналось все с экскурсий: мы с класса вместе с родителями возили ребят по Подмосковью, по Золотому кольцу.
По пути останавливались на пикнички, дети жарили сосиски и были абсолютно счастливы.
Кстати, до этого я в другой школе работала, так там на такие поездки уговорить родителей было практически невозможно. Да и администрация внешкольную работу не слишком приветствовала — никто не хотел лишней ответственности за детей. Понятно ведь, что опасностей много: дороги, открытые пространства, травмы. И учитель, по большому счету, не обязан на себя все это взваливать.
Конечно, не все было безоблачно. Случалось, родители мне звонили — пытались пожаловаться на одноклассников ребенка, просили надавить авторитетом. И ябеды в классе были. Но я все это пресекала. И всегда все с детьми проговаривала. Объясняла: мы обязаны научиться строить общение.
За 5 прошедших лет сложился костяк класса, лидеры, «правые руки» — назовите, как хотите. Но это люди, на которых я могу положиться. К нам, например, в классе мальчика перевели — хулиганистый парень, безалаберный. Пытался порядки прежнего класса у нас насадить. Так мне и вмешиваться не пришлось — ребята уже сами могли и поговорить, и приструнить: «У нас так не принято». А на Новый год мы новенькому роль Бабы Яги поручили в школьной постановке, и он, представьте, увлекся!
С мальчишками вообще проще. Другое дело — девочки. У них проблем больше, вплоть до того, кто во что одет, кто как накрашен — все обсуждается. У нас есть девочка, которую одно время пытались «клевать». Во многом она сама была виновата: неправильно себя вела. Мы с ней об этом много разговаривали.
Об изгоях в классе.
— Иерархия в любом классе неизбежна, — уверяет Ефим Рашкован, кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогической психологии МГППУ. — В любом коллективе есть лидеры и ведомые. И изгои, то есть дети с низким уровнем адаптивности. Сверстники таких чувствуют моментально и с удовольствием клюют. Но если кого-то гнобят, это не значит, что все плохие. Обязательно есть забияка, который всех ведет за собой. И тут взрослый должен объяснить детям, насколько мерзко их поведение.
Я, когда в школе работал, обычно поднимал агрессора и говорил: «Да, ты сильнее его. Но я сильнее и опытнее тебя и смогу с тобой справиться. Представь, я стану тебя высмеивать и унижать. Тебе понравится?» Смысл в том, чтобы обидчик почувствовал себя на месте изгоя.
А противоречия возникают между детьми в обязательном порядке. Просто в дружном классе их удается решать моментально и без агрессии.
Кстати, по моим наблюдениям, программа агрессивного поведения носит врожденный характер.
И миротворцы (те, у кого наиболее развита программа урегулирования конфликтов) — тоже от природы.
А вот умение пользоваться своими программами достигается в процессе воспитания. В первую очередь — семейного: ведь ребенок неизбежно усваивает манеру общения родителей между собой.
. И лидерах.
Когда Лена училась в классе, они с папой попали в автокатастрофу. Результат — два месяца неподвижности на больничной койке. И тут случилось неожиданное: в один прекрасный день палату наполнили одноклассники. Все 28 человек набились в маленькую комнату, вызвав переполох медперсонала. Сначала все были немного растеряны: так получилось, что этот визит был первым совместным мероприятием класса, в котором все участвовали добровольно. Потом, оценив обстановку, народ быстро распределил дежурства: кто когда может подменить родителей на их «посту», кто возит домашние задания. А дирижировали процессом три девчонки. Которые, к слову, подружками Лены и не считались.
Психологи на это сказали бы, что ситуация выявила эмоциональных лидеров. Потому что, как утверждает их наука, любая группа подсознательно выдвигает лидеров еще в начале становления. Как правило, при общем замешательстве ими становятся те, кто проявляет большую активность, осведомленность и искреннюю заинтересованность. Их охотно выслушивают, к ним обращаются за советом. Это и есть эмоциональные лидеры. Позже определяются лидеры функциональные. Первых все с радостью приглашают на дни рождения. Со вторыми охотнее садятся на контрольных.
Кстати, если в группе примерно поровну мальчиков и девочек, функциональным лидером чаще становится мальчик, а эмоциональным — девочка.
А уж насколько ярко они себя проявят в школьные годы, зависит от того, насколько одноклассники будут заинтересованы друг в друге.
Подводим итоги
Класс наверняка будет дружным, если.
Повезет с классным руководителем. То есть учитель не просто будет педагогом с большой буквы (что само по себе уже прекрасно), но и окажется увлеченным человеком, способным «заразить» своим увлечением детей.
Учеников не станут время от времени перетасовывать (укрупняя классы или разделяя на обычные и элитные). Сегодня, к сожалению, это стало нормой. А ведь чтобы сложился коллектив, нужно время. Известны случаи, когда сдружившихся детей начинают делить на «умных» и «красивых», и часть отличников не хотят уходить в чужой класс, оказываются в итоге в разоренном коллективе и, разочаровавшись, уходят из этой школы вообще. Большинство детей настроены скорее на общение, чем на учебу. Как это ни грустно признавать, но зубрилки и ботаники — не самый дружный народ. У них просто нет времени на посторонние интересы. Зато конкуренция среди таких учеников весьма жесткая. Впрочем, каждый новый класс неповторим. И, возможно, ваши дети откроют свои секреты школьной дружбы.
Сами по себе. В любом классе есть дети, которые выпадают из сферы общих интересов. Например, спортсмены. У них тренировки 6 раз в неделю — какие уж тут походы и субботники!
Поколение next. Особенности нашего времени — дети после уроков стремглав бегут домой, чтобы общаться друг с другом во «ВКонтакте» или в «аське». Психологи объясняют это тем, что личное общение требует усилий, а в Интернете ты становишься не совсем собой, а неким образом. По этой же причине сайт «Одноклассники» заметно оживил общение друзей детства.
Возрастной ценз. Социальный психолог Р. Кричевский уверяет, что возраст классного руководителя влияет на эффективность его работы. Например, для старшеклассников наиболее подходящими являются классные руководители от 32 до 40 лет. А наименее эффективны те, кому от 50 до 56 лет.
Недружный класс: в чем причина?
Так уж сложилось, что ребенок с самого рождения пребывает в определенном социуме. Сначала это самые близкие, группа в садике, целый класс в школе. И чем ближе и сплоченнее коллектив, в котором находится ребенок, тем комфортнее и спокойнее ему, тем больше он может раскрыться и реализовать себя.
Школа. Новый и важный этап в жизни ребенка
Фото с сайта www.bookmate.com
Школьный коллектив на одиннадцать лет становится частью жизни ребенка. Там, в классе, появятся новые друзья, возникнут новые симпатии, произойдут события. Будет многое: тесная дружба, выяснение отношений, становление личности, переоценка ценностей.
Класс как единый организм
Если на выбор школы, учителя, направленности класса в плане образовательных технологий родители еще как-то в силах повлиять, указав при подаче документов свои пожелания, то состав класса определятся, как правило, администрацией школы.
Первого сентября ребенок становится частью коллектива, которому предстоит стать единым организмом, где каждый займет свою нишу. И это здорово, когда с самого начала все пойдет правильно: дети будут дружить, общаться на равных, установится тесный психологический контакт с учителем. Тогда всем можно будет с облегчением вздохнуть и порадоваться за своего ребенка.
Недружный класс: почему так бывает и что делать?
Причины этого самые разные: смена учителя, объединение с другим классом в силу сокращения количества учащихся. А также в случае, когда речь идет о нежелании родителей и детей участвовать в жизни класса и школы, о нежелании педагогов работать в направлении по сплочению детского коллектива.
Что делать, чтобы понятие «недружный класс» не коснулось коллектива, где учится ваш ребенок? Мы спросили об этом у педагогов, психологов и небезразличных родителей.
«В классе всегда должно быть общее дело!»
Фото с сайта www.psy.ru
Надежда Николаевна, учитель младших классов с тридцатилетним педагогическим стажем, именно так ответила на вопрос, что нужно делать, чтобы класс был дружным:
— Общее дело должно быть всегда и на всех этапах обучения. Даже если это элементарный сбор макулатуры, подготовка к празднику, конкурсу или рисование классной стенгазеты. В процесс должны вовлекаться все без исключения. Не должно быть тех, кто не занят.
Учитель должен быть максимально заинтересован в сплочении. Ведь это очень сказывается на успеваемости учащихся. Там, где идет бесконечное выяснение отношений между учениками, кто сильнее, богаче, умнее и красивее, страдает процесс обучения.
В классе, где много общих дел, выходящих за рамки учебного процесса, всегда будет дружба и взаимопонимание. Ученики – это не просто соседи по парте. Задача учителя и постараться сделать их, если не друзьями, то хотя бы добрыми товарищами.
Психолог и классный руководитель обязаны тесно сотрудничать
Практикующий школьный психолог Мария рассказала нам свое видение проблемы недружного класса:
— Психолог и классный руководитель должны работать в тесной взаимосвязи. Любые вопросы, конфликты, недопонимание между учащимися в классе необходимо контролировать, пытаться урегулировать и больше не допускать. Причем, все должно быть максимально корректно и в интересах детей.
В любом коллективе, особенно в детском, нужно отслеживать, кто из детей занимает лидерские позиции, кто принят, кто изолирован. Так называемый метод социометрии полезно использовать раз в четверть или хотя бы раз в полугодие.
Очень часто лидеры в классе формируют свои группы. Порой дело может доходить до открытых конфликтов. Если учитель будет владеть ситуацией, многих неприятностей можно избежать. Существует множество и других, более сложных, углубленных методик по работе с детьми. Психологическая служба в школе призвана помогать педагогам, ученикам и родителям стать коллективом и идти вместе к намеченной цели. Нужно только не стесняться и не бояться лишний раз обратиться за поддержкой к психологу.
Быть активным родителем – это нормально, это даже модно и престижно!
Такой девиз выбрали для себя многодетные родители Светлана и Павел. В их семье воспитываются трое детей, которые уже стали школьниками. У каждого ребенка свой класс, свой коллектив. Но Светлана и Павел не делают каких-то предпочтений – они стараются быть в курсе всех событий в школьной жизни детей:
— Речь ведь идет не только о том, чтобы состоять в родительском комитете, закупать подарки к Новому году и мыть окна в классе, – говорит Светлана. – Есть еще масса дел, где просто необходимо родительское участие: экскурсии, походы в театр, спортивные праздники, тематические вечера. Знаете, иногда так раздражает позиция некоторых родителей, которые спрашивают, какую сумму надо сдать на экскурсию или в театр, а потом считают, что их миссия выполнена. Но это совсем не так! Каждый ребенок ждет от своих родителей максимального участия в своей жизни. Каждый ребенок будет спокойнее и увереннее себя чувствовать, если мама и папа будут рядом с ним на утреннике, если его родители станут общаться с родителями Маши, потому что дети учатся в одном классе, а не потому, что у Маши папа занимает высокую должность.
Таким образом, выслушав мнение тех, кто, так или иначе, имеет отношение к детскому коллективу и к школе, мы видим, что успех в формировании дружного класса, где учится ваш ребенок, зависит от всех в одинаковой степени. Учитель, школьный психолог и родители должны работать в команде, а конечной целью такой работы должен быть дружный и сплоченный класс.