Недостаточные глаголы что это
недостаточные
Смотреть что такое «недостаточные» в других словарях:
недостаточные данные — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN scarce evidence … Справочник технического переводчика
Недостаточные числа — Недостаточное число натуральное число, сумма собственных делителей которого меньше самого числа. Любое натуральное число относится к одному из трёх классов: недостаточные числа (последовательность A005100 в OEIS), совершенные числа, избыточные… … Википедия
Слегка недостаточные числа — Слегка недостаточное число (почти совершенное число[1]) недостаточное число, сумма собственных делителей которого меньше самого числа ровно на единицу. Слегка недостаточными числами являются все натуральные степени числа 2. Неизвестно,… … Википедия
ДЕНЬГИ НЕДОСТАТОЧНЫЕ — TIGHT MONEYУсловия, затрудняющие получение кредита, даже под первоклассное обеспечение при доминирующих высоких процентных ставкахСм. НЕХВАТКА ДЕНЕЖНЫХ РЕСУРСОВ … Энциклопедия банковского дела и финансов
Избыточные числа — Избыточное число положительное целое число n, сумма положительных собственных делителей (отличных от n) которого превышает n. Любое натуральное число относится к одному из трёх классов: избыточные числа, совершенные числа, недостаточные… … Википедия
Гейман, Василий Александрович — генерал лейтенант, участник покорения Кавказа и последней русско турецкой войны; родился в 1823 г. Получив образование в Гродненской гимназии, в 1839 г. вступил в военную службу унтер офицером в Нижегородский пехотный полк. В 1842 г. переведен в… … Большая биографическая энциклопедия
Копейщики — в древнерусских войсках пешие воины, вооруженные копьями, а со времен царя Михаила и до Петра I латники конных полков иноземного строя, вооруженные длинными кольями (около 2 саж.). В К. служили иноземцы, недостаточные дворяне, дети боярские и др … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Население — Содержание: I. Статистика: 1) Число обитателей Земли вообще и Европы в частности; 2) Густота населения; 3) Размещение населения; 4) Состав населения: а) по полу, b) по возрасту, с) по полу и возрасту, d) по полу, возрасту и семейному положению;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
БТР-152 — БТР 152 … Энциклопедия техники
Презентация к уроку на тему «Недостаточные глаголы»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Недостаточные глаголы Очутиться в дальнем царстве, В тридевятом государстве: Бабку – Ёжку убедить! Чудо – Юдо победить! И дудеть, и пылесосить, И безвылазно чудить! Ах! Эти чудные глаголы! В форму первого лица Их поставить невозможно… Мне поверьте до конца
1. По фонетическому признаку к ним относят глаголы, которые не имеют формы 1-го лица единственного: бдеть, бороздить, бузить, внять, возродить, ворсить, галдеть, громоздить, дерзить, дудеть, ерундить, загалдеть, зарысить, затмить, затмиться, зашелестеть, кадить, косить, костить, кудесить, лисить, лихорадить, мерзить, минуть, мутить, набузить, надерзить, наерундить, накудесить, начудесить, начудить, нашкодить, обезлесить, обезлошадить, обрусить, обуржуазиться, объять, отчудить, очутиться, парусить, переубедить, переубедиться, перешерстить, победить, побудить, погалдеть, подудеть, почудить, пошелестеть, предубедить, причудиться, приять, продудеть, прорысить, прошелестеть, разубедить, разубедиться, рысить, тмить, тмиться, тузить, убедить, убедиться, угобзить, угораздить, умилосердить, чудесить, чудить, шелестеть, шерстить, шкодить.
2. По семантическому признаку: доиться, жеребиться, телиться, щениться (со значением процессов, свойственных миру животных); колоситься, куститься, набухнуть, осыпаться, отпочковаться, разрастись (со значением процессов, протекающих в растительном мире); впитаться, капать, мерцать, протекать, сквозить, струиться, течь (со значением процессов, происходящих в неживой природе); горчить, отпороться, пригореть, продырявиться, рассохнуться, ржаветь, ужариться (со значением процессов, относящихся к конкретным предметам); гноиться, заживляться, отняться, рассосаться, слипнуться (со значением процессов, совершающихся в организме человека); гласить, заключаться, явствовать (с отвлеченным значением)
Исключите лишнее. проходить возродить гласить Правильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ
Исключите лишнее. гладить галдеть переубедить Правильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-452137
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык. Литература
Рубрики
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Top-5 за сегодня
Top-5 за всё время
Peклaмa
Поиск
Недостаточные и избыточные глаголы
Размещено 23.02.14 в рубрике 6 класс
Не все глаголы в русском языке имеют полный набор личных форм.
Недостаточные глаголы
Некоторые глаголы не имеют форм 1-го лица единственного числа:
победить, убедить, переубедить, разубедить,
очутиться, ощутить, затмить, дерзить и др.
При необходимости передать значение 1-го лица единственного числа прибегают к описательному способу:
должен победить, хочу убедить, могу очутиться.
Некоторые глаголы не употребляются в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа (они обозначают действия, происходящие в природе или в мире животных):
телиться, щениться, ржаветь, брезжить, белеться,
светлеться, раздаться (о звуке), разгореться и др.
Избыточные глаголы
Некоторые глаголы имеют по две формы лица:
брызгать — брызжет и брызгает,
капать — каплет и капает,
плескать — плещет и плескает,
тыкать — тычет и тыкает,
махать — машет и махает и др.
Научно-исследовательский проект «Нормативно-стилистические особенности употребления недостаточных глаголов в русском языке»
К ЮБИЛЕЮ ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ
ОГБПОУ Тейковский многопрофильный колледж
Научный руководитель: Ларина Н.М.
Научно-исследовательская и проектная деятельность в области филологии
Он победит, ты победишь, я … победю? побежу? побежду?
Нормативно-стилистические особенности употребления
н едостаточных глаголов в русском языке.
Глаголы отличаются исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтаксических связей. Это вызывает определённые трудности у обучающихся при овладении данной частью речи. Глаголы по числу употребления занимают второе место после существительных, и их парадигма может достигать 200 форм. Изучение глаголов требует использования методов, активизирующих внимание, воображение, мышление обучающихся, их самостоятельную поисковую деятельность, т.е. методов, направленных на реализацию творческого подхода при овладении студентами такой части речи, как глагол. Поэтому изучение глагола является одной из трудных тем.
Цель научно-исследовательского проекта
Анализ нормативно-стилистических особенностей употребления недостаточных глаголов в современном русском языке.
Недостаточная изученность нормативно-стилистических особенностей употребления недостаточных глаголов в современном русском языке.
Научное значение работы заключается, прежде всего, в проблеме употребления недостаточных глаголов в русском языке.
Практическое значение исследовательской работы состоит в возможности использования основных теоретических положений в преподавании русского языка.
Проанализируем нормативно-стилистические особенности употребления недостаточных глаголов.
Глагол – самая сложная часть речи в современном русском языке. Это утверждение в известной степени подтверждается наличием большого количества разнообразных форм (личных, видовых форм, формы инфинитива, причастия и деепричастия). Кроме того, глагол – «это основной элемент морфологического уровня, организующий текстовое пространство».
Не вызывает сомнения, что глагол в любом тексте (особенно в художественном) является ядром, позволяющим характеризовать и описывать события и ситуации в их динамике, поэтому ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, часто приводят к смысловому и стилистическому нарушению всего текста. В связи с этим необходимо правильно употреблять различные глагольные формы, в частности те, у которых выделяются некоторые особенности при образовании форм лица. Такие глаголы в современном русском языке называются недостаточными.
Таким образом, глаголы с данными основами в форме 1-го лица единственного числа, согласно языковой норме, претерпевают чередования. Сравним: лизать – лижу, прекратить – прекращу, бежать – бегу. Следовательно, отступления от указанных глагольных форм, то есть нелитературное образование 1-го лица без чередования, носят резко сниженный характер. Например: ездить – ездию (прост.), ехать – ехаю (прост.), махать – махаю и др.
Перечислим семантические причины, препятствующие образованию форм 1-го (и 2-го) лица единственного числа:
Отсутствие соотношения с действием одушевлённого лица (говорящего ): ржаветь, зеленеть, хлынуть, колоситься, мерцать, теплеть, прорасти и др. Эти глаголы непосредственно связаны с процессами, протекающими в живой и неживой природе. Например: Колоситься. «Вырастая, выпускать колосья» (о злаках) (Словарь русского языка под ред. А.П.Евгеньевой); «Вырастая, давать колос» (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой): Рожь колосится. Хлынуть. «Начать литься с силой, потоком» (Словарь русского языка под ред. А.П.Евгеньевой), Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой): Внезапно хлынул дождь.
Обозначение процессов, совершающихся в организме человека: гноиться, кровоточить, заживиться, отняться, рассосаться, слипнуться и т.д. Например: Гноиться. «Выделять гной» » (Словарь русского языка под ред. А.П.Евгеньевой, Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой): Рана гноится. Заживиться. Разг. «Зажить, залечиться (о ране, ссадине)» (Словарь русского языка под ред. А.П.Евгеньевой): Болячка быстро заживилась.
Наличие совместного (группового) действия: сбегаться, столпиться, разлетаться, слететься, скопиться. Например: Столпиться. «Собраться в одном месте, образуя толпу» (Словарь русского языка под ред. А.П.Евгеньевой); «Собраться в одном месте в большом количестве, толпой» (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой). Скопиться. «Постепенно приходя, собраться в большом количестве» (Словарь русского языка под ред. А.П.Евгеньевой); «Постепенно приходя, собраться, сойтись в большом количестве» (Большой толковый словарь. Сост. С.А.Кузнецов): У театральной кассы скопилась публика.
В результате анализа недостаточных глаголов современного русского языка мы приходим к выводу, что при образовании указанных форм следует особенно внимательно относиться к выбору необходимой и приемлемой формы, что обеспечит в конечном итоге точность в выражении мысли и успешность речевого общения.
В заключении можно сказать, что вопрос о недостаточных глаголах остаётся актуальным и в наши дни и требует дальнейшего изучения.
НЕДОСТАТОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ (не имеют многих форм) и ФРАЗЫ с ними
По-латыни называются «дефективные» («недостаточные») глаголы: ведь дефект – это недостаток. У них нет форм целого ряда лиц и времён. Сюда относятся ТРИ ГРУППЫ глаголов:
1) БЕЗЛИЧНЫЕ глаголы: lice-t (позволено), licē-re (быть позволенным). Они имеют только формы 3-его лица Sing. разных времён (в словаре у них на 1-ом месте 3-е лицо презенса) и инфинитив;
в русском языке они тоже употребляются в 3-ем лице единственного числа. Чаще всего встречаются 4 глагола 2-ого спряжения (их полную словарную запись см. в § 75):
dece-t (прилично, подобáет), decē-re 1 (быть приличным, подобáть);
lice-t (можно, позволено), licē-re (быть позволенным);
libe-t (угодно, хочется), libē-re (быть угодным, хотеться);
oporte-t (нужно, надо, дóлжно, следует), oportē-re (быть должным, нужным).
*Quod licet Iovi, non licet bovi. – Что позволено Юпитеру, [то] не позволено быку.
*Quod decet, honestum est. – Что прилично, [то] достойно [уважения] (почётно: honor – честь).
*Id facĕre laus est, quod decet, non quod licet. – Похвально делать то («тó делать похвала есть»), что прилично, [а] не [то], что можно (позволено): фраза римского философа Сéнеки.
Часто безличные глаголы 3-его лица Sing. указывают на явления природы: ninguit, 3 (ninguĕre) – идёт снег. Сравните с русским: «светáет», «вечерéет», «моросúт».
1 Этот глагол имеет и 3-е лицо Plur. (dece-nt – подобáют), поэтому в словарях он часто записан, как обычный глагол 2-ого спряжения: dece-o, 2 – подобáть.Полную словарную запись см. в § 75.
2) ДВА ГЛАГОЛА с переводом «ГОВОРИТЬ», у которых в латыни употребляются в основном формы 1-ого и 3-его лица Sing. (они и даны в словаре); инфинитива у них в латыни нет:
aio (говорю), ait(говорит; так же будет и перфект «[он] сказал»);
*Ut ait lex. – Как гласит («говорит») закон.
inqu-a-m(говорю, хотя дословно «я сказал бы»: это конъюнктúв, см. § 80), inqu-it (говорит). Глагол имеет формы ещё нескольких лиц и времён от основ «inqu-/ inqui-» (inqui-s – говоришь, inqui-u-nt – говорят, inqu-e – императив «скажи»; Futūrum I: inqui-e-s – скажешь, inqui-e-t – скажет).
3) Глаголы, имеющие в латыни только формы СОВЕРШЕННОГО ВИДА. В словарной записи
у них вместо презенса – ПЕРФЕКТ (с окончанием -i) и инфинитив перфекта (с окончанием -isse):
odi(переводится, как презенс: «ненавижу»),odisse(ненавидеть); подробнее см. в § 75, пункт 3.
*Odi et amo. – Ненавижу и люблю (знаменитая фраза римского поэта Катýлла).
§ 19. НЕПРАВИЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ (индивидуального спряжения): общие особенности
1) В отличие от нетипичных глаголов из § 16–18, у неправильных глаголов при спряжении происходит ЧЕРЕДОВАНИЕ двух (или более) совершенно разных, НЕПОХОЖИХ ОСНОВ. Это происходит потому, что данные глаголы – самые основные и древние (быть, идти, нести, хотеть) и, значит, сохранили архаúчные (древние) особенности. Для большей наглядности и правильного запоминания мы даём эти глаголы в полной (а не сокращённой) словарной записи. Важно, что все «неправильности»касаются времён несовершенного вида.
2) Иногда НЕТ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ГЛАСНОЙ: es-t – (он) есть; fer-tis – (вы) принóсите.
3) У большинства неправильных глаголов есть только активный залог, ПАССИВА НЕТ.
§ 19а. Неправильный ГЛАГОЛ «БЫТЬ»(sum, fui, esse) и крылатые ФРАЗЫ с ним
Самый известный из неправильных глаголов. Запомните все его словарные формы:
«sum, fui, esse»: su-m – я есть (Praesens: «-m» – одно из окончаний 1-ого лица), fu-i – я был (перфект: от основы «fu-» образуются времена совершенного вида), es-se – быть (инфинитив с древним окончанием -se). Имеет только активный залог (ведь быть в пассиве невозможно). Все времена несовершенного вида образуются от разных основ (как в русском: я есть, я был, я буду) и без привычных суффиксов; в презенсе и императиве чередуются основы«su—»и«es—» (и нет соединительных гласных), зато окончания у всех форм правильные:
Imperatīvus (§ 5–6): es (будь), esto (будь, пусть будет), este = estōte (будьте), sunto (пусть будут).
Praesens: sum (я есть), es (ты есть), est (он есть), sumus (мы есть), estis (вы есть), sunt (они есть): слово «есть» при переводе часто опускается (выпадает), как в фразах № 1, 6, 7 ниже.
Imperfectum (основа «erа-»): era-m (я был), eras (ты), erat (он); erāmus (мы), erātis (вы), erant (они).
Futūrum I: er-o (буду), eris (будешь), erit (будет), erĭmus (будем), erĭtis (будете), erunt (будут): основа «er-» и соединительные гласные (по обычным правилам) перед окончаниями.
Крылатые ФРАЗЫ с глаголом «быть»
1) Homo sum. – Я человек («человек я есть»), [и ничто человеческое мне не чуждо].
2) Cogĭto, ergo sum. – Я мыслю, следовательно, я существую (учёный Ренé Декáрт).
3) Esse aut non esse. – Быть или не быть (перевод на латынь фразы из «Гáмлета» Шекспира).
4) Fuit Troia. – Была Троя (воспоминание о былом величии: fu-it – перфект).
5) Est modus in rebus. – Есть мера в вещах (т.е. во всём есть мера: Гораций).
6) Nomen est omen. – Имя – это знамение («имя есть знамение»); название – это предзнаменование, сравн.: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт».
7) Nomĭna sunt odiōsa. – Имена нежелательны («имена есть ненавистные», т.е. не будем называть имён: перефразированные слова Цицерона).
8) Gens una sumus. – Мы один народ («народ один мы есть»: девиз шахматной федерации).
9) Non sum qualis eram. – Я не тот, каким был прежде («я не есть, какой я был»: Гораций).
10) Non semper erit aestas. – Не всегда будет лето.
11) Non semper erunt Saturnalia. – Не всегда будут Сатурнáлии (весёлый римский праздник в честь бога посевов Сатурна во 2-ой половине декабря, время подарков, каникул, равенства, когда рабы садились за стол с господами; «перешёл» в Новый Год и Рождество), т.е. «Не всё коту Мáсленица».
§ 20. Глаголы, ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ «БЫТЬ»,и ФРАЗЫ с ними
Обычно СОСТОЯТ ИЗ ПРИСТАВОК (которые происходят от предлогов и рассматриваются вместе с предлогами в § 52–54) и глагола «БЫТЬ» (sum, fui, esse), который спрягается, как показано
в § 19а; сравните в русском: «за-быть» (за-был, за-буду, за-будешь), «при-быть», «по-быть» и др.:
аb-sum, a-fui («b» выпало), ab-esse – отсутствовать (а, ab – предлог и приставка «от-»).
Из этих глаголов чаще всего употребляются два:
1) pro-sum, pro-fui, prod—esse – ПОМОГАТЬ, приносить пользу: pro-sum – я помогаю (презенс), pro-fui – я помог (перфект), prod—esse – помогать (инфинитив). При спряжении приставка-предлог «pro—» (за, в пользу, в интересах) перед гласными меняется на древнюю форму «prod—»:
Praesens: pro-sum (помогаю), prod—es (помогаешь), prod—est, pro-sŭmus, prod—estis, pro-sunt.
Imperfectum: prod—ĕram (я помогал), prod—ĕras, prod—ĕrat, prod—erāmus, prod—erātis, prod—ĕrant.
Futūrum I: prod—ĕro (помогу), prod—ĕris, prod—ĕrit, prod—erĭmus, prod—erĭtis, prod—ĕrunt.
*Cui pródest? – Кому [это] выгодно? («Кому помогает?») – вопрос при поиске преступника.
Praesens: pos-sum (могу), pot—es (можешь), pot—est (может; можно 1 ), pos-sŭmus, pot—estis, pos-sunt.
Imperfectum: pot—ĕram (я мог), pot—ĕras (ты мог), pot—ĕrat, pot—erāmus, pot—erātis, pot—ĕrant.
Futūrum I: pot—ĕro (cмогу), pot—ĕris (сможешь), pot—ĕrit, pot—erĭmus, pot—erĭtis, pot—ĕrunt.
*Debes, ergo potes.– Должен («ты должен») – значит, можешь.
*Non possŭmus. – Мы не можем (формула категорического отказа, из Библии).
*Nemo omnia potest scire. – Никто не может знать всё («никто всё может знать», см. § 25).
1 NB!Формы «potest/ non potest» без подлежащего переводятся безлично: «можно/нельзя».
§ 21. Неправильный ГЛАГОЛ «ИДТИ»(eo, ii, itum, ire) и ФРАЗЫ с ним
СЛОВАРНАЯ запись – eo, ii, itum, ire: eo– я иду (презенс); ii– я пошёл, я ушёл (перфект, от основы которого образуются времена совершенного вида); itum – пассивное причастие (на русский от данного глагола переводится плохо, лучше сказать «прóйдено»); ire – идти (обычный инфинитив). Как и глагол «быть» (§ 19а), имеет только активный залог (т.к. идти в пассиве невозможно) – кроме формы пассивного презенса «i-tur»: она переводится «идут», хотя дословно «идётся» (см. ниже первую фразу курсивом). По презенсу и инфинитиву (e-o, i-re) видно чередование двух основ во временах несовершенного вида (в русском у «идти» тоже разные основы: я иду, я шёл): от основы презенса «е—» образуются только 2 формы (eo – иду, eunt – идут), большинство форм образованы отосновы инфинитива «i—» (императив, почти весь прéзенс, полностью имперфект и футýрум):
Imperatīvus: i (иди), ite (идите); ito (иди, пусть идёт), e-u-nto (пусть идут).
Imperfectum: i-ba-m (я шёл, я шла), i-ba-s (ты шёл, ты шла), i-ba-t (он шёл, она шла) etc.
Fut. I: i-b-o (пойду), i-b-i-s (пойдёшь), i-b-i-t (пойдёт), i-b-ĭ-mus (пойдём), i-b-ĭ-tis (пойдёте), i-b-u-nt (пойдут): соединительные гласные ставятся по обычным правилам.
У времён совершенного вида (ii) тоже основа i—(особенности этих времён см. в § 68, пункт 2, NB).
*Sic itur ad astra. – Так идут к звёздам (т.е. к вершинам славы: из «Энеúды» Вергилия).
*Qui cum Iesu itis, non ite 1 cum iesuītis. – Кто идёт с Иисусом (дословно: «[вы], которые с Иисусом идёте»), не идите (не ходите) с иезуитами (средневековый каламбýр, т.е. игра слов).
1 non ite (не идите): в классической (а не средневековой) латыни эта форма звучала иначе (см. § 7).
§ 22. Глаголы, ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ «ИДТИ»,и ФРАЗЫ с ними
СОСТОЯТ ИЗ ПРИСТАВОК (происходящих от предлогов, § 52–54) и глагола «ИДТИ» (eo, ii, itum, ire), который спрягается (см. § 21); сравн. с русским: «за-йти» (за-шёл, за-йду), «при-йти», «по-йти»:
ab-eo (ухожу), ab-ii (я ушёл), ab-ĭtum (уволено), ab-īre (уходить): ab – «от»;
trans-eo (перехожу), trans-ii (я перешёл), trans-ĭtum (прóйдено), trans-īre (переходить): trans – «через». Слово «транзúт» (лат. transĭtus – переход, прохождение) можно понять и как презенс от данного глагола: trans-it – идёт через, переходит (см. ниже фразу № 3).
Среди этих глаголов также 2 синонима с переводом «погибать», «исчезать»:
inter-eo (погибаю), inter-ii (я погиб, я пропал), inter-ĭtum (погублено), inter-īre (погибать);
per-eo (погибаю), per-ii (я погиб, я пропал), per-ĭtum (погублено), per-īre (погибать).
Крылатые ФРАЗЫ с этими глаголами (подчёркнуты формы глагола «идти»)
1) Abiens abi. – Уходя уходи (не возвращайся); причастие «ab-iens» – см. § 44.
2) Abeunt studia in mores. – Занятия влияют на характеры; дословно: «уходят (переходят, проникают) занятия в характеры».
3) Sic transit gloria mundi. – Так проходит мирскáя слава («слава мира»): о прúзрачности земного могущества (славы, власти, богатства); из богословского трактата XV в.
4) Genus non perit./ Genĕra non pereunt. – Род [вещей] не гибнет./ Родовые [вещи] не гибнут (формула римского права: в случае утраты вещи нужно вернуть владельцу другую такую же).
5) Qualis artĭfex pereo! – Какой артист погибает [во мне = «я погибаю»]! Согласно историку Светóнию («Жизнь 12-ти цезарей»), эту фразу повторял перед смертью римский император Нерóн, считавший себя великим трагическим актёром.
6) Omnia mutantur, nihil intĕrit. – Всё меняется (объяснение к этой фразе – в § 10), ничто не гибнет
(не исчезает: Овидий, поэма «Метаморфозы»).
§ 23. Неправильный глагол «НЕСТИ»(fero, tuli, latum, ferre) и ПРОИЗВОДНЫЕ от него
1) Все словарные формы образованы от совершенно непохожих основ (сравн. с «быть», § 19а):
2) ПРОИЗВОДНЫЕ глаголы, как всегда, состоят из ПРИСТАВКИ-предлога (§ 52–54) и форм глагола«нести». Перед формами глагола в приставке могут быть чередования согласных: af-fĕro (приношу), at-tŭli (я принёс), al-lātum (принесенó), af-ferre (приносить) 1 ;
re-fĕro (несу назад; сообщаю, отсюда «реферат»), re-tŭli (я сообщил), re-lātum (сообщенó), re-ferre (нести назад; сообщать): re – приставка указывает на повторение или обратное действие;
trans-fĕro (переношу, передаю: трансфéр – перевод [денег]), trans-tŭli (я перенёс, передáл), trans-lātum (перенесенó, пéредано: трансляция – передача), trans-ferre (переносить; передавать): trans– через.
1 *cónfer –сравни (ссылка в научных работах);
*Relāta refĕro. – Сообщаюсообщённое (не отвечаю за достоверность информации): relāta – пассивное причастие (от другой основы данного глагола) в собирательной форме (средний род, Plur.).
*Eo quocumque pedes ferunt. – Иду, куда ноги несут.