Недоброе слово что огонь жжет правила общения

Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления (30 стр.)

17. Как вы понимаете следующие высказывания? Сформулируйте и запишите заключенные в этих изречениях правила общения, нормы речевого поведения в конфликтных ситуациях. Подготовьте краткое устное выступление по одному или нескольким из них.

– «Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде чем говорить; если сильно разгневан, сосчитай до ста» (Т. Джефферсон).

– «Если человек не всегда владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями» (П. Буаст).

– «Сила не нуждается в ругательствах» (Ф.М Достоевский).

– «Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать» (Пифагор).

– «Из двух ссорящихся более виновен тот, кто умнее» (И. Гёте).

– «Другим прощай многое, себе ничего» (Публилий Сир).

– «Упрямство – вывеска дураков» (И.Б. Княжнин).

18. Вспомните и запишите народные пословицы о правилах речевого поведения в конфликтной ситуации. Какие из них, по-вашему, прежде всего необходимо помнить учителю?

Как вы понимаете смысл данных ниже пословиц? Подготовьте краткую речь, раскрывающую смысл одной или нескольких из них. Выпишите в тетрадь: а) близкие по значению пословицы; б) пословицы, иллюстрирующие содержание высказываний из предыдущего упражнения.

Без рассуждения не твори осуждения. Бритва скребет, а слово режет. В спорах да во вздорах жизни не бывает. Гнев – плохой советчик. Гневливое слово пороги не держат. Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь. Кроткое слово гнев побеждает. Жало остро, а язык острей того. За худые слова слетит и голова. Криком (бранью) изба не рубится. Недоброе слово что огонь жжет. Нелады да свары хуже пожара. Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем. Не ножа бойся – языка. Не убьешь словом, да опозоришь. Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь. Рана от копья – на теле, рана от речей – в душе. Слово не стрела, а пуще стрелы разит. Спорить, спорь, а браниться грех. С людьми браниться никуда не годится. Ссора до добра не доводит.

♦ Образец выполнения последнего задания. А) Бритва скребет, а слово режет. Жало остро, а язык острей того. Недоброе слово что огонь жжет. Не ножа бойся – языка. Рана от копья – на теле, рана от речей – в душе. Слово не стрела, а пуще стрелы разит. Б) «Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать» (Пифагор). Гнев – плохой советчик (Народная мудрость).

ТЕМА 9
ОРУЖИЕ ВЕЖЛИВОСТИ

Речевой этикет как средство предотвращения вербальной агрессии

и вызывает вежливость.

Цель изучения темы: раскрыть теоретические основания и продемонстрировать практические возможности использования средств речевого этикета в целях предотвращения вербальной агрессии.

Задачи изучения темы:

– научиться использовать в речи жанры, оппозиционные, альтернативные высказываниям, в которых проявляется обидное общение (оскорбление – извинение; грубое требование – вежливая просьба; грубый отказ – вежливый отказ; враждебное замечание – вежливое выражение несогласия и т. п.);

– ознакомиться с понятием «эвфемизм» и научиться использовать эвфемизмы для смягчения и устранения грубости речи;

– развить умение косвенно выражать то или иное намерение в целях избежания грубости, бестактности, агрессивности речи (косвенные просьбы и отказы, упрек в форме сожаления, несогласие в форме сомнения и др.).

* Вспомните, что такое речевой этикет? Что дает нам умение быть культурными, учтивыми? Как способность корректно, тактично выражать свои мысли и чувства влияет на наши взаимоотношения с другими людьми? Можно ли с помощью этикетных средств предотвратить речевую агрессию?

Напомним, что слово «этикет» происходит от греческого слова «этика» (ethos – обычай, характер) – учение о морали, система норм нравственного поведения.

Речевой этикет устанавливает правила общения в самых различных, в том числе конфликтных, ситуациях. Тщательно разработанные ритуалы обращений, просьб, отказов, извинений имеют целью предотвратить вполне возможные недовольство, раздражение, несогласие адресата.

Согласно этологической теории агрессии (тема 1), этикет в современном обществе можно рассматривать как особую форму ритуала – набор стереотипных, стандартизированных действий, высказываний, которые употребляются при корректном, вежливом общении. По отношению к агрессии ритуал – это «смещенное действие, переориентация нападения, направляющие агрессию в безопасное русло» [21, С. 80].

Таким образом, этикет является одним из мощных защитных механизмов против агрессии, близких таковым в сообществе животных.

В своей известной книге «Агрессия (так называемое «зло»)» К. Лоренц иллюстрирует это примером ритуального натравливания у уток: крайне редко случается, чтобы селезень под влиянием натравливания самки действительно напал на указанного ею «врага». По мере нарастания возбуждения утка сама отворачивается от «врага» и в конце концов достает клювом собственный хвост. У уток натравливание означает просто-напросто брачное предложение.

Кроме того, одной из основных особенностей правил хорошего тона является обязательность их исполнения всеми участниками речевой ситуации. Можно вспомнить немало примеров, когда нарушение норм речевого этикета одним из участников общения (например, использование «ты» – обращения в официальной ситуации) ведет к разобщенности, нарушению гармонии речи.

Поэтому важность «хороших манер» заключается также и в том, что они способствуют объединению участников общения, достижению взаимопонимания и согласия (интегрирующая и регулирующая функции речевого этикета; ср.: «функция постоянного взаимного умиротворения» – К. Лоренц; значение «словесного поглаживания» – Н.И. Формановская).

Итак, важно помнить:

! Наша речь должна быть образцовой не только с точки зрения норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета. Следование правилам вежливости, учтивости позволяет избежать речевой агрессии в процессе общения.

Особенно это касается педагогического общения, речи учителя, воспитателя, родителей. Общение с детьми предполагает повышенную речевую ответственность и не допускает грубости, бестактности. Овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуникативной компетенции педагога.

Рассмотрим жанры и конкретные средства речевого этикета, направленные на предотвращение вербальной агрессии.

1. Извинение. Извиниться – значит признать собственную неправоту, попросить прощения у собеседника, выразить сожаление о своем неправильном суждении, грубом высказывании в его адрес и тем самым восстановить дружеские связи, вернуть расположение адресата, не допустить развития конфликта, проявления речевой агрессии.

Всегда ли мы просим прощения за грубость, бестактность? Вопрос почти риторический, поскольку очень часто наши ложные представления о достоинстве («просить прощения унизительно»), эгоистическое желание считать себя во всем и всегда правыми («все виноваты, кроме меня») приводят к тому, что извинение звучит в нашей речи гораздо реже, чем это необходимо.

Между тем можно сказать, что извинение «меняет знак» конфликтной ситуации – с отрицательного на положительный; оно определяет общую направленность, установку общения: от разобщения, отчуждения, враждебности коммуникантов – к примирению, единению, достижению согласия, восстановлению гармонии отношений.

Народная мудрость

– Всякая ссора красна мировою.

– Хоть на себя поступись, да помирись.

– Мириться никогда не поздно.

Уточняем, что глаголы «извините» и «простите» очень близки по смыслу, однако их употребление различается в зависимости от серьезности совершенного проступка. Так, «извините» говорят в ситуациях, когда речь идет о мелком проступке (например, вы случайно задели кого-то в общественном транспорте). «Простите» используется в случаях, когда речь идет о существенном проступке (например, вы тяжело оскорбили, публично осмеяли человека).

2. Очень часто речевая агрессия возникает как ответ на грубое требование, часто вызванное не желанием оскорбить адресата, а элементарным неумением сформулировать просьбу в вежливой, корректной форме. О том, какой должна быть вежливая просьба и чем она отличается от грубого требования, мы уже говорили (тема 4). Однако русский речевой этикет предполагает множество способов вежливого выражения просьбы.

Обращаем особое внимание на речевые возможности косвенного – непрямого, скрытого, опосредованного – выражения побуждения:

– форма вопроса («Не могли бы Вы…?»; «Почему бы вам не…?» и т. п.);

– употребление сослагательного наклонения (например, «Сходил бы ты в магазин»);

– использование намека – высказывания, значение которого понимается по догадке (например, «У нас нет хлеба…» = просьба сходить за хлебом).

3. Употребление обращений. Общеизвестно, что нарушение норм употребления обращений (например, употребление формы «ты» в официальной обстановке, при обращении к незнакомому или малознакомому, старшему по возрасту человеку) приводит к нарушению гармонии общения, провоцирует возражение, недовольство, протест собеседника. Между тем вежливое и уместное обращение является одним из основных этикетных способов демонстрации благожелательного, уважительного отношения к адресату.

В русском речевом этикете обращение «вы» принято в следующих ситуациях:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *