Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Директивная и недирективная игротерапия

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Директивная (направленная) игротерапия предполагает выполнение игротерапевтом функций интерпретации л трансляции ребенку символического значения детской игры, активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывание в направлена:: социально приемлемых стандартов и норм.

Недирективная (ненаправленная) игротерапия проводит линию на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющее одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи:

1. Расширение репертуара самовыражения ребенка.

2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В ненаправленной игротерапии на передний план выходят идеи коррекции личности ребенка путем формирования адекватной системы отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстником, системы конгруэнтной коммуникации.

Психотерапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств клиента. Игровая терапия применяется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоционально напряженных, подавляющих свои чувства.

· непринужденные дружеские отношения с ребенком;

· игротерапевт принимает ребенка таким, какой он есть;

· игротерапевт добивается того, чтобы ребенок говорил о своих чувствах как можно более открыто и раскованно;

· игротерапевт должен в кратчайшее время понять чувства ребенка и попытаться обратить его внимание на себя самого;

· нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

· терапевт вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с реальной жизнью;

Выделяют два уровня участия игротерапевта в коррекционном процессе: пассивный и активный.

Пассивное участие игротерапевта:

· Безусловное принятие клиента игротерапевтом.

· Установление доверия между ними.

· Следование игротерапевтического процесса за ребенком.

· Неускорение этого процесса.

Активное участие игротерапевта;

· Рефлексия собственных ощущений.

· Внесение определенных ограничений и запретов.

Последнее особенно важно, так как эта система ограничений необходима, чтобы обеспечить ребенку максимальную свободу. Ведь помимо заранее оговоренных запретов он не подвергается никаким ограничениям. Прежде всего ребенку запрещается наносить вред другим детям и себе.

Основные функции психологов в ненаправленной игротерапии

1. Организация эмпатического общения, в котором терапевт создает атмосферу принятия ребенка, эмоциональное сопереживание ему и коммуникация этого отношения ребенку.

2. Обеспечение переживания ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения.

3. Установление ограничений в игре. Большинство сторонников недирективной игротерапии склоняются к необходимости введения определенных ограничений и запретов. В игре необходимо различать два плана: символическое и реальное поведение, по отношению к каждому из которых стратегическая линия на ограничение должна быть различной.

Если в отношении символического поведения в игре все запреты должны быть сняты, то реальное поведение ребенка лимитируется требованиями обеспечения безопасности игротерапевта и партнеров по игре законами этики и социальной приемлемости. Тем самым создаются необходимые условия как для сохранения терапевтической связи (установки одобрения, эмпатии, принятия ребенка со стороны терапевта), так и развития возможности самоконтроля и саморегуляции.

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Ребенок в процессе игротерапии приобретает важный опыт аффективной сублимации в социально приемлемых формах по символическим каналам. Таким образом, введение ограничений в игру ребенка составляет важное условие достижения конечного коррекционного эффекта. В связи с этим большая роль в игротерапии принадлежит технике формулирования запрещений и ограничений в игре.

В ненаправленной игротерапии, особенно в ее индивидуальных формах, участие взрослого представляется целесообразным. Здесь игротерапевт принимает на себя двойную функцию:

1. «Идеального родителя», обеспечивающего ребенку полнокровное переживание чувства его принятия, родительского тепла и восполняющего дефицит позитивных детско-родительских отношений.

2. «Равноправного партнера по игре», регрессирующего до уровня ребенка и пытающегося снять его сопротивление терапии, завоевав доверие ребенка уничтожением традиционной дистанции между ребенком и взрослым.

Источник

Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Детская психотерапия часто сводится к игровой терапии, выражающейся в игровых действиях и сопровождающей их вербализации. Для этого требуется специально оборудованное помещение с соответствующей обстановкой. В общем, целесообразно использовать такой игровой инвентарь, который создает широкие возможности для индивидуального и дифференцированного самовыражения и для создания характерных образов. Его не должно быть слишком много, так как это препятствует самовыражению в процессе игры.

Игра как терапевтическое средство подходит для лечения детей, которые склонны выражать себя в игре и достаточно созрели для самонаблюдения, чтобы суметь переработать разъяснения терапевта (возрастная группа примерно от 5 до 11 лет).

В процессе игровой терапии содержание игровых действий сопровождается вербализацией со стороны взрослых: характер игры ребенка соответствует образу мыслей взрослого. Игра предлагает множество возможностей для выражения эмоций: мобилизуются и символически оформляются конфликты и страхи. Таким образом, опосредованные эмоциональные послания ребенка служат основанием для терапевтического вмешательства.

При этом для практики психотерапии определяющей оказывается современная теоретическая концепция. Для психотерапевтической практики актуальны два основных концептуальных направления: недирективная и глубинно-ориентированная детская психотерапия.

«Недирективность» психотерапевтического процесса означает отсутствие указаний к действиям, советов, прямых и непрямых влияний. Концепция недирективной личностно-центрированной терапии была разработана Роджерсом и в процессе дальнейшего развития модифицировалась как в теоретическом, так и в практическом плане. Эта форма психотерапии доказала свою ценность как при индивидуальном, так и при групповом лечении детей, подростков и взрослых.

По недирективной личностно-центрированной модели прорабатываются эмоциональные расстройства, при которых сфера опыта и чувств недостаточно развита и искажена («frozen wholes»), что приводит к несогласованности структуры личности и опыта (неконгруэнтность). В таких случаях цель терапии состоит в воссоединении этих отделенных друг от друга сфер и устранении самоотчуждения. Это достигается в процессе терапии при помощи свободы эмоциональных проявлений, которая предполагает «безусловное принятие», «сопереживающее понимание» и «подлинность» психотерапевта.

Эти три принципа терапии составляют основу недирективного метода и реализуются с помощью специфических приемов.

«Безусловное принятие» означает внимание к личности пациента и согласие с ним, что позволяет ему раскрыть свои страхи и сложные переживания. «Безусловное принятие» в терапевтической практике создает определенный микроклимат (см. также «holding-function» по Winnicott) и реализуется в результате развития чувства уверенности, поддержки и признания.

«Сопереживающее понимание» означает частичное сопереживание терапевта пациенту. Переживания, выражаемые пациентом в вербальной или невербальной форме, отраженно воспринимаются терапевтом, который старается понять лежащие в их основе эмоционально значимые причины и объяснить их пациенту. Это зеркальное отражение эмоциональных переживаний и выяснение их причин составляет ядро психотерапевтического процесса. С помощью такого объяснения переживаний можно постепенно освободить пациента от устрашающих и запретных эмоций.

Терапевт действует как рупор внутреннего мира пациента, не выражая никаких собственных намерений.

Терапевтический принцип «подлинности» (аутентичности) подразумевает свободное и открытое общение с пациентом. В процессе терапии для эффективного воздействия может потребоваться, чтобы терапевт раскрыл свои собственные чувства и подходы. Это можно осуществить с помощью конфронтации: терапевт в противовес пациенту демонстрирует собственную систему отношений, чтобы устранить блокаду принятия (защиту) путем объяснения отношений или используя собственный пример (самораскрытие).

Приведенную здесь модель можно перенести теоретически и практически на игровую психотерапию детей. Ребенку для вербального и игрового самовыражения предлагается свободное от ограничений и оценок пространство, в котором могут все в большей мере актуализироваться его желания и аффекты. Терапевт старается обосновать проявляющиеся в процессе игры чувства и их сочетания и называть их, используя простые, конкретные и доступные ребенку слова. Терапевт служит проводником во внутренний мир ребенка и проявляет при этом осторожность, учитывая ранимость последнего в процессе самопознания.

В связи с вольностью игрового самовыражения ребенка возникает вопрос о необходимости каких-то ограничений. Границы, как и при глубинно-ориентированной терапии, должны быть четко определены в плане структуры, условий и защиты. Экстремальные аффективные действия (например, деструктивного характера) следует ограничить и по возможности терапевтически трансформировать в символические формы выражения. Последние защищают от чувства вины и страхов и по сравнению с реальными аффективными действиями допускают несравненно более высокую интенсивность самовыражения.

Общие рамки игровой терапии (например, время, пространство, защита от непосредственного проявления чрезмерных импульсов и аффектов) выполняют структурирующие и защитные функции в отношении агрессивных эмоций, проявляющихся в процессе психотерапии. Акслайн (Axilne) назвала этот процесс «терапевтическим заякорением» в мире действительности.
Для иллюстрации основных положений недирективной игровой терапии приведем клиническое наблюдение.

Пример недирективной игровой терапии у детей

Приведем случай из собственной практики для иллюстрации недирективной психотерапии, центрированной на ребенке (наиболее существенные сцены процесса игровой терапии):

После ухода отца из семьи у 9-летней девочки — единственного ребенка в семье — развивается школьная фобия. Пациентка уклоняется от посещения школы и ни при каких условиях не соглашается расстаться с матерью. Во время первых психотерапевтических сеансов мать должна была присутствовать в игровой комнате. Пациентка сидит неподвижно на стуле и временами вздыхает. Страх, печаль и внутренняя зажатость как содержание ее эмоций терапевт выражает в вербальной форме с различными модуляциями.

Пациентка реагирует на это краткими мимическими проявлениями аффекта и зрительным контактом, чтобы тут же вновь погрузиться в состояние заторможенности. Во время дальнейших сессий происходит стабилизация зрительного контакта с терапевтом, и невербальные аффективные реакции пациентки в связи с замечаниями, поясняющими ее чувства, становятся более открытыми и устойчивыми.

На четвертый сеанс пациентка приходит одна, оставив мать на улице. Она опять занимает привычное место, принимает ту же отчужденную позу и начинает громко вздыхать. Комментарии терапевта, отмечающего ее погруженность в себя, подавленность и печаль, вызывают сильный плач, продолжающийся до конца сеанса. Во время следующего сеанса ребенок впервые начинает перемещаться по комнате и прикасаться к игрушкам. Вначале она не делает попыток установить игровые отношения, речь идет только о самоосвобождении, достижении доверия и сближения «по касательной».

Первая оформленная игра происходит с игрушечными животными; в процессе игры возникают в основном чувство беспомощности и скудные эмоции. Проявляются также пугливость и подавленность. Вербализация эмоций терапевтом приводит на этом и последующих занятиях к длительному плачу. В этой фазе спонтанно возникают слабо контурированные карандашные рисунки, изображающие главным образом блеклые цветы. Позднее пациентка начинает играть в куклы и разыгрывает целые сцены, изображающие взаимоотношения между персонажами.

Часто разыгрываются крупные ссоры между фигурами мужского и женского пола, причем женщина отчетливо доминирует. В рамках этих конфликтных сцен рядом с мужской фигурой появляется игрушечная кошка, которая ищет защиты. Терапевтическая вербализация касается страхов, чувства вины, глубокого внутреннего гнева пациентки. Затем следуют другие игровые образы, в которых постоянно проявляется агрессия по отношению к матери при одновременном страхе быть брошенной. Позднее в игре выявляются аналогичные враждебные чувства по отношению к фигуре мужчины.
В этой фазе был сделан рисунок, на котором ребенок поднимает руки на черно-красном фоне.

В процессе эмоционального разъяснения страха, печали и озлобленности игра ребенка становится более продуктивной и все больше наполняется фантазией. Симптомы фобического страха разлуки постепенно сглаживаются. Вне терапии происходят различные ссоры с матерью, а позднее и с отцом. Пациентка подчеркивает свою независимость и устанавливает обширные контакты со сверстниками. Игровая терапия может быть закончена после годичного курса лечения.

В описанной здесь недирективной методике выявлялись конкретные чувства ребенка, причем переживаниям данного момента давались эмоциональные объяснения. Это происходило в условиях свободы эмоциональных проявлений с помощью принимающего, эмпатического понимания. В этих условиях мог совершаться процесс объяснения эмоций и могли раскрываться возможности развития и индивидуализации.

Показания к применению этого метода можно определить следующим образом: недирективная игровая терапия целесообразна при реакциях адаптации и фрустрационных реакциях, при эмоциональных расстройствах и невротических развитиях. Мнение, что недирективная психотерапия особенно показана при нерезко выраженных нарушениях, не подтвердилось (Meyer). Однако все больше внимания привлекают дифференцированные, т.е. специфичные для определенных расстройств, формы лечения (Sachse, Speierer, Grawe et al.).

Методика, центрированная на ребенке, противопоказана пациентам со слабыми интеллектуальными возможностями и недостаточной способностью к самонаблюдению, а также тем детям, для которых характерны беспрестанные импульсивные действия и которые не созрели для ограничений, вносимых терапевтической ситуацией.

Недирективную игровую терапию следует отделять от глубинно-ориентированных методов. Конечно новейшие психотерапевтические исследования выявляют много точек соприкосновения и общих факторов воздействия в различных терапевтических подходах (например, принятие аффективно значимых отношений, понимание эмоциональных процессов, устранение закрепившихся стереотипов в переживаниях и поведении, коррекция эмоционального опыта и переструктурирование (см. Pfeiffer, Tscheulin, Enke, Czogalik).

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Источник

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Ночевкина Алёна Игоревна

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Детский психолог Горина Екатерина

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Психолог Светлана Ткачева

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Смотреть картинку Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Картинка про Недирективная игротерапия характеризуется тем что. Фото Недирективная игротерапия характеризуется тем что

Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна

Недирективная игровая коррекция

Недирективная игровая коррекция одновременно решает три основные задачи:

1) создание условий для развития самовыражения ребенка;

2) коррекция имеющегося у ребенка эмоционального дискомфорта;

3) формирование саморегулирующихся процессов.

В качестве основного механизма коррекционного воздействия в процессе недирективной игры выступает установление эмпатической связи психолога с ребенком. В. Экслайн подчеркивает, что недирективная игротерапия дает возможность ребенку «…отреагировать скопившееся напряжение, незащищенность, агрессию, страх» [Axline, 1947]. Автор формулирует следующие принципы недирективной игротерапии: установление непринужденных дружеских отношений с ребенком; принятие ребенка таким, какой он есть; содействие самораскрытию ребенка, чтобы он мог открыто говорить о своих чувствах; понимание чувств ребенка, стремление обратить его внимание на самого себя; предоставление ребенку возможности самому регулировать динамику игрового процесса; введение лишь тех ограничений, которые связаны с реальной жизнью; выполнение функций «зеркала», в котором ребенок видит самого себя [цит. по: Спиваковская, 1988].

Зарубежные исследователи разработали огромное количество методов недирективной игротерапии. Так, с целью коррекции эмоционального дискомфорта ребенка широко используются игры с песком и водой [Chan, 1980]. М. Лоуэнфельд [цит. по: Вольперт, 1979] разработала методику «миросозида-ния» («Welt-Technik»). В распоряжение ребенка предоставляется набор раз личных предметов: фигурки людей, животных, части зданий, домики, автомашины, деревья, бесформенный материал, плоский и открытый ящик, наполненный песком. Из этого материала ребенок строит свой мир. «Мир» создается ребенком в соответствии с его возрастом, индивидуальными особенностями. Затем психолог обсуждает с ним процесс и продукт его творчества. В ходе игры дети обнаруживают свое эмоциональное отношение к Людям, предметам. Поэтому данная игра представляет собой и определенную диагностическую ценность. Кроме того, в процессе игры ребенок перерабатывает свои душевные конфликты.

Игровая психологическая коррекция детей с тяжелой формой аффективной патологии должна проходить в форме разнообразных игр, доступных ребенку.

Важным принципом игровой психологической коррекции детей с ранним детским аутизмом является онтогенетическая ориентация психокоррекции, предполагающая возврат к ранним онтогенетическим этапам познания, общения, поведения, саморегуляции ребенка [Эмоциональные нарушения…, 1990]:

Методические требования к недирективной индивидуальной игровой терапии:

1. Психолог выступает только в роли наблюдателя и вмешивается в процесс игры ребенка только в том случае, если он проявляет аффективные и агрессивные реакции (кидает игрушки, ломает их, кусает, бьет себя по голове игрушками и пр.).

2. Вмешательство психолога не должно быть прямым. Можно поменять ребенку игрушку, не делая ему замечания.

3. Если ребенок возбужден, агрессивен, то можно предложить ему выйти из игровой комнаты или шепотом сказать: «Что ты хочешь? Покажи или скажи мне, и мы вместе решим твои проблемы».

4. Пребывание ребенка в игровой комнате не должно длиться больше 40 минут. Если ребенок «наигрался» и хочет покинуть кабинет, не следует препятствовать ему в этом.

5. Если ребенок перед началом занятий отказывается зайти в кабинет, не следует уговаривать его, нужно открыть дверь и подойти к игровому столику или предложить сделать это кому-то из родителей.

6. Не допускается пристальный взгляд на ребенка, прикосновения к нему, особенно на первых занятиях.

В процессе игровой психокоррекции детей с тяжелой степенью аффективной патологии мы уделяем особое внимание развитию у них предметно-практических манипуляций и навыков использования вспомогательных средств (замещающих действий) (см. гл. 14).

Формирование предметно-практических манипуляций должно осуществляться в процессе специальных дидактических игр, которые могут проводиться в процессе как групповых, так и индивидуальных занятий.

Дидактическая игра — это одна из форм обучения игровой деятельности ребенка, которая имеет две основные цели: обучающую и игровую. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный сенсомотор-ный опыт.

Используемые нами специальные дидактические игры решают следующие задачи:

• обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета;

• обучение детей использованию вспомогательных предметов (выполнению орудийных действий);

• формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности;

• формирование элементарных логических обобщений.

При проведении дидактических игр должны соблюдаться следующие методические требования:

1. Занятия следует проводить поэтапно, уделяя особое внимание интересам и желанию ребенка.

2. Каждое упражнение обыгрывается с учетом аффективных интересов ребенка.

3. Обязательно четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятий, соблюдение определенной последовательности занятий.

4. В ходе каждого занятия необходимо использовать поощрение и эмоционально-смысловой комментарий.

5. Игровые задания должны предполагать использование материала, аффективно значимого для ребенка (палочки, веревочки, гайки и пр.).

Принцип онтогенетической ориентации игровой психологической коррекции должен использоваться не только в дидактических играх, направленных на развитие когнитивных процессов у детей, но и в отобразительно-ролевых и сюжетно-ролевых играх, используемых с целью формирования эмоциональных контактов и общения ребенка с другими людьми и внешним миром.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *