Недавние исследования показали что женщины
Недавнее исследование показало, что женщины одеваются и для других женщин тоже
Однажды Анна Винтур, редактор Vogue, сказала: «Если вы не можете быть лучше своих конкурентов, одевайтесь лучше». В этом материале мы расскажем о том, почему женщины меняют наряды, какова психология женского гардероба, познакомим вас с результатами новых исследований, которые опровергают версию, что женщины наряжаются только ради мужчин.
Что удалось выяснить исследователям?
В этом вопросе нам помогут разобраться советы социального психолога Джейми Арона Кремс – доцента кафедры психологии Университета штата Оклахома. Основное исследование Кремс и ее коллег сфокусировано на дружбе, сотрудничестве, конкуренции, преимущественно среди женщин.
Психологам удалось выяснить, что женщины одеваются не только для того, чтобы соответствовать модным тенденциям или чтобы затмить конкурентку, когда речь идет о завоевании внимания мужчины, они довольно часто одеваются для других женщин. Однако в цитате Винтур упущен некий нюанс, который относится к нарядам, которые женщины выбирают с коллегами, подругами, родственницами. В данном случае речь идет не только о приобретении модной одежды. Исследователи пришли к выводу, что в этом случае большинство женщин мотивированы иным фактором: они стремятся избежать обсуждения и осуждения своего вкуса другими женщинами.
Психология женского гардероба
Лаборатория социальной психологии, которую возглавляет Кремс, изучает, на что женщины ориентируются в своих социальных отношениях с другими представительницами слабого пола. Вместе с соавторами, аспиранткой Эшли М. Рэнкин и аспиранткой Университета Аризоны Стефани Нортовер, Джейми недавно изучала, что влияет на выбор женской моды.
Однако группа исследователей, возглавляемая Кремс, поставила вопрос иначе: как женщины одеваются для других женщин? На протяжении более 100 лет психологи изучали вопрос конкуренции между мужчинами. И только в последние несколько десятилетий их всерьез заинтересовала конкуренция между представительницами прекрасной половины человечества. В данном случае речь не всегда идет о здоровой конкуренции. Подобно мужчинам прекрасные дамы могут быть агрессивны по отношению к друг другу.
Известно, что привлекательные женщины, которые предпочитают откровенную одежду, чаще становятся объектами агрессии. К примеру, психологи Энчал Шарма и Трейси Вайланкур выяснили, что женщины ведут себя более агрессивно по отношению к красивой женщине, одетой в короткую юбку и рубашку с глубоким декольте, чем, когда та же женщина надевала брюки цвета хаки и бесформенный свитер. Исследователи решили, что, зная об этой динамике, некоторые женщины постараются ее избежать. Поэтому они проверили свою теорию в ряде экспериментов.
Одежда как способ обороны
В первую очередь психологи изучили, будут ли женщины более агрессивны по отношению к привлекательным, но скромно одетым девушкам. Они попросили 142 человек изучить историю двух женщин, Кэрол и Сары, которые встретились за кофе после знакомства на сайте, который специализируется на поиске друзей для платонических отношений.
Участникам эксперимента был задан вопрос: «Ккак, по их мнению, Кэрол отнесется к Саре во время свидания в кафе?» Одним испытуемым была показана фотографию Сары, весьма привлекательной женщины, одетой в брюки цвета хаки и свитер. Второй группе Сару показали в мини-юбке и блузке с глубоким вырезом. Третья группа увидела Сару в еще более откровенном наряде, но она была сфотографирована таким образом, что ее привлекательность куда-то исчезла.
Результат оказался ожидаемым: когда Сара была привлекательна и откровенно одета, люди были уверены, что Кэрол отнесется к ней довольно сурово. Затем группа исследователей решила провести такие же эксперименты с девушками студенческого возраста и взрослыми женщинами. Участницам предложили представить, что они собираются познакомиться с новыми людьми в профессиональной обстановке, к примеру, на мероприятии в сети или на какой-то вечеринке. Им было предложено представить это событие как однополое либо смешанное.
Всем участницам было предложено нарисовать идеальные наряды, по их мнению, для указанных событий, а также выбрать одежду из предложенных вариантов, подобно покупке нарядов в интернет-магазине. Все варианты оценивались за скромность отдельной группой участников.
Интересно, что в обоих исследованиях женщины выбирали для общественных мероприятий более откровенные наряды, чем для профессиональных. Казалось бы, в этом нет ничего удивительного. Однако выяснилось, что дамы выбирали более скромную одежду, когда планировалась встреча в полностью женской группе, независимо от того, была ли это профессиональная или социальная обстановка.
Откровенная одежда в смешанных группах отражает желание женщин привлечь внимание мужчин?
Это не совсем так. Далеко не все женщины одеваются одинаково для других дам. Те, кто оценивают себя более привлекательными, чаще выбирают более скромные наряды для однополой встречи. Это подтверждает теорию об оборонительной одежде: они не хотят привлекать к себе внимание и не желают становиться мишенью для женщин.
Заключительный эксперимент
Поскольку исследователям было известно, что однополая агрессия чаще исходит от незнакомых людей, чем от друзей или родственников, в заключительном эксперименте было опрошено 293 женщины в возрасте от 18 до 40 лет. Им был задан вопрос: «Что бы они надели на встречу с подругой?» И снова было установлено, что более привлекательные женщины относятся к выбору одежды более осторожно.
Эти выводы доказывают, что женщины не всегда одеваются, чтобы произвести впечатление или покорить мужчину. Они также не одеваются намеренно, чтобы вызвать агрессию. Вместо этого, вырисовывается более тонкая социальная картина, включающая в себя смирение, нерешительность и повышенную осознанность.
Уверенность в завтрашнем дне: чек-ап для женщин после 40 лет
Дети подросли, дом обжит и обустроен. 40 лет для многих женщин — рубеж, который наконец-то позволяет им заняться тем, что прежде откладывалось — продвижением по карьерным ступенькам, путешествиями и заботами о себе любимой. Для реализации этих планов необходимы энергия, молодость, красота и крепкое здоровье. Как его поддержать?
Ни один патологический процесс в организме не происходит без того, чтобы это не отразилось в крови. Лабораторные тесты могут проверить множество маркеров воспаления, сердечно-сосудистых изменений, ослабления костей, появления новообразований.
Можно обратиться к терапевту и получить от него направления на анализы крови, после чего прийти на прием еще раз. Пожалуй, организационно удобнее сначала сдать комплекс тестов, и уже с готовыми результатами идти на прием. Таким образом, вы экономите и время, и деньги: ведь комплекс тестов стоит дешевле, чем эти же тесты по отдельности. Кроме того, если анализы явно указывают на проблемы с печенью, сердечно-сосудистой системой или репродуктивными органами, вы сможете сразу записаться на прием к врачу-специалисту, а не врачу общей практики.
Возраст ответственности
40-49 лет — ответственный период для женского здоровья. В это время серьезно меняются уровни женских половых гормонов (эстрогена и прогестерона). Репродуктивная система начинает готовиться к переходу в режим покоя во время менопаузы, которая в норме проходит в промежутке 45-55 лет. Мощные изменения столь важных гормонов отражаются на всем организме. Поэтому начиная с 40 лет так важно раз в год делать чек-ап.
Комплекс лабораторных тестов «Здесь и сейчас» включает в себя 21 параметр анализа крови, которые наиболее информативны для женщин 40-49 лет.
Клинический анализ крови с лейкоцитарной формулой и скорость оседания эритроцитов (СОЭ) отражают воспалительный и иммунный статус организма. По этим тестам можно установить, есть ли признаки бактериальной или вирусной инфекции, скрытая аллергия, анемия.
Аспартатаминотрансфераза (АСТ), аланинаминотрансфераза, билирубин общий, гамма-глутамилтрансфераза (ГГТ), щелочная фосфатаза — показатели, позволяющие оценить состояние печени и желчного пузыря. По их значению и, главное, соотношению можно увидеть начинающиеся нарушения оттока желчи, хронический гепатит, другие повреждения гепатобилиарной системы. В сочетании с другими параметрами оценивают и риски других заболеваний.
Билирубин общий в сочетании с клиническим анализом крови позволяет увидеть причину анемии.
Соотношение АСТ/АЛТ показывает, нет ли повреждений сердечной мышцы.
Щелочная фосфатаза, кальций общий, фосфор неорганический – эти показатели отражают обмен кальция и фосфора, и состояние костной ткани.
Тиреотропный гормон (ТТГ) регулирует работу щитовидной железы. Заболевания щитовидной железы — довольно распространенное явление среди женщин. Уровень ТТГ покажет, как работает щитовидная железа, еще до появления явных симптомов ее недостаточности или гиперфункции.
Витамин D суммарный (25-OH витамин D, кальциферол) известен как необходимый для крепости костей и мышц. При этом он еще и необходим для выработки клеток иммунной системы, снижает риск аутоиммунных и онкологических заболеваний. Его уровень в крови необходимо контролировать, если вы живете в районе, где мало солнечных дней и часто приходится носить одежду, закрывающую руки и ноги, вы имеете лишний вес или заболевания кишечника.
Разнообразие зрелости
Комплекс лабораторных тестов «Без лишних проблем» составлен специально для женщин 50-65 лет. В него входят 27 показателей: те, про которые мы рассказали выше в составе комплекса для женщин 40-49 лет, и еще несколько.
С-реактивный белок ультрачувствительный — признак начальных повреждений стенок сосудов (начала атеросклероза). До наступления менопаузы стенки сосудов защищены от этого женскими гормонами эстрогенами, поэтому атеросклероз более типичен для мужчин. Поэтому со снижением функции яичников важно контролировать признаки воспаления стенок сосудов.
Раково-эмбриональный антиген (РЭА) — важный онкомаркер. Может повышаться не только при онкологических, но и других хронических заболеваниях. В сочетании с другими данными позволяет заподозрить гепатит и цирроз, панкреатит, язвенный колит, бронхит и некоторые другие заболевания. При наличии опухолей степень увеличения пропорциональна массе опухолевой ткани.
Антиген СА 125 известен как маркер рака яичников. В то же время его небольшое повышение может указывать и на воспалительные заболевания в печени, поджелудочной железе, легких, органах малого таза.
Проведите плановый чек-ап, вовремя примите меры для профилактики развития заболеваний и не тратьте деньги и нервы на экстренное лечение!
Исследование: женщины в России реже избираются на руководящие должности и получают меньше мужчин
Женщины в России занимают 44% высших государственных должностей, несмотря на то что в целом на госслужбе работает 71% женщин против 29% мужчин. Об этом говорится в исследовании, посвященном гендерному неравенству в российской власти, от «Трансперенси Интернешнл».
Чем выше должность, тем сложнее ее получить женщине, отмечают исследователи. Если среди обеспечивающих специалистов доля женщин достигает 83%, то на руководящих должностях всего 59%. «Это тоже очень известный феномен, и не только российский. Его называют «стеклянный потолок», а иногда — «липкий пол». Женщина должна быть в два раза лучше мужчины, чтобы получить руководящую должность. Поэтому их там меньше», ― поясняет профессор РГГУ Галина Михалева, доктор политических наук.
Представленность женщин в региональных парламентах еще ниже. Уже на этапе выдвижения на выборы идут всего 26% женщин, а до победы доходят лишь 2% против 9% среди мужчин. Если в Мосгордуме женщин-депутатов 40%, то в целом по стране этот показатель колеблется между 5% и 30%. «До выборов 8 сентября 2019 года в региональных парламентах всех регионов страны было всего девять женщин спикеров, а доля женщин среди вице-спикеров составляет 16%», ― отмечают в «Трансперенси Интернешнл».
При этом зарплата депутатов мужского пола значительно выше. Средний годовой доход мужчин-депутатов составляет около 14 млн рублей, а женщин — примерно 5 млн рублей. «Женщины сталкиваются с дискриминацией на всех этапах выборов в региональные заксобрания: они реже избираются на руководящие должности и зарабатывают меньше депутатов-мужчин», ― приходят к выводу исследователи.
В рейтинге Всемирного экономического форума, посвященном гендерному равенству в политической сфере, Россия занимает 122-е место из 152, расположившись между Сьерра-Леоне и Марокко. Недавнее исследование Deloitte показало, что в советах директоров российских компаний женщины составляют всего 8,5%.
8 новых исследований о женщинах в бизнесе
Почти 80% решений во всех секторах экономики принимают потребители-женщины, в бизнесе количество женщин-предпринимателей стремительно увеличивается: в африканских странах, например, 60% всех стартаперов – представительницы прекрасного пола. И оно будет расти и дальше. По словам Моники Доди, основателя The Women’s Venture Capital Fund, причина в том, что “женщины-предприниматели склонны к консерватизму и осторожным решениям, что позволяет обеспечивать больший баланс в рисках и выручке. Особенно это ценно в кризисное время”. Но есть и другие тенденции: по статистике фонда The Women’s Venture Capital Fund 90% инвесторов-мужчин склонны инвестировать исключительно в мужские компании.
Global Gap Report: за 81 год можно достигнуть полного равноправия в бизнесе
Global Gap Report 2014 оптимистично сообщает, что глобальной экономике потребуется 81 год и стабильная положительная динамика, чтобы полностью забыть о гендерном неравенстве в бизнесе. По словам одного из авторов доклада Саадии Захири, уже сегодня в 49 странах процент занятых женщин в политике и бизнесе больше, чем мужчин. Также разительно изменилась гендерная картина в глобальной политике: за последние 9 лет на 26% стало больше женщин-парламентариев и на 50% женщин-министров. Эта тенденция должна подтолкнуть процессы гендерного равенства в бизнесе и управлении.
С 2006 года показатель возможности участия женщин в бизнесе сдвинулся всего на 4%. При этом в 142 странах отмечено практически полное равенство женщин и мужчин в получение медицинской и социальной помощи. Как и несколько лет подряд, лидерами в равноправии полов признаны Исландия, Финляндия, Норвегия и Швеция. Россия занимает 75 место из 142, а самой неблагоприятной страной для женщин остался Йемен.
Mumpreneurs UK: мамы приносят деньги экономике
300 000 мам-предпринимателей приносят экономике Великобритании около 7,4 млрд фунтов ежегодно, подсчитали в организации Mumpreneurs UK.
GEDI Institute: в России плохие условия для женского предпринимательства
Институт Gedi совместно с компанией Dell изучили 30 стран с точки зрения бизнес-климата для женского предпринимательства. Согласно Всемирному рейтингу гендерного предпринимательства и развития, самыми комфортными странами стали США, Австралия и Швеция, а 75% стран-участниц не выполняют базовых требований для успешного развития женского бизнеса. В их число входит и Россия. Основная проблема, по мнению аналитиков Gedi, — отсутствие доступа женщин к внешнему капиталу. Во всем мире предпринимательницам сложнее получить кредит, чем мужчинам. А в Турции проблема еще серьезнее: 50% женщин не имеют возможности завести счет в банке. Страна делит делит 18 место в рейтинге с Россией, где, по мнению 59% опрошенных российских предпринимательниц, положительных изменений за последний год в бизнес-климате не произошло. Также эксперты считают, что рынок тормозит традиционная несбалансированность кадров и гендерное неравенство в доступе к образованию.
Интересно, что при плохой инфраструктуре развивающиеся страны показывают удивительно высокие цифры по количеству предприятий женского бизнеса. В Гане на каждые сотню мужчин-предпринимателей приходится 121 бизнесвумен, а в африканских странах 69% стартаперов — женщины.
Cогласно данным Startup Report (World Startup Genome project), Лондон — лидер среди европейских городов по количеству стартапов, основанных женщинами: их всего 9%, но это лучший показатель в регионе. Всего в английской столице зарегистрировалось более 136 939 новых стартапов. В лондонских бизнес-инкубаторах реализуются специальные программы для женщин. Например, в стартап-центре Campus, созданном Google в Tech City, более 20% резидентов – женщины. Там с прошлого года работает программа Campus for Mums. На занятия предпринимательницы могут приходить с детьми. Один из примеров стартапов, запущенных по итогам первого набор – сервис по поиску соседей для родителей-одиночек SingleParentHouseShare.com.
Также, согласно исследованию Лондон, Нью-Йорк и Кремниевая Долина, признаны тремя самыми активными хабами для стартапов в мире.
Credit Suisse Research Institute: на одну женщину в совете директоров приходится 5% роста цены акций
Credit Suisse Research Institute уже два года следит за гендерной составляющей топ-менеджмента и советов директоров крупнейших международных корпораций. В отчете этого года специалисты исследовательского института доказали, что компании с высокой долей участия женщин в управлении показывают более высокие доходность, рентабельность, уровень компенсаций и сильные позиции на рынке.
Самые «женские» советы находятся в европейских, африканских и ближневосточных компаниях. Там женская составляющая равна 20%. Самый низкий процент отмечен в Азии. Хорошая позиция Европы во многом объясняется законодательными инициативами: во Франции в январе 2011 год был принять закон о том, что в компаниях с более 500 сотрудниками должно быть не менее 40% женщин в совете директоров, а в Великобритании согласно изменениям в кодексе корпоративного управления 2012 года компания должны отчитываться о своей гендерной политике ежегодно.
Наиболее часто женщины встречаются в советах директоров компаний, которые занимаются здравоохранением, потребительскими товарами, услугами и финансами.
International Business report by Grant Thornton: в России больше всего женщин-руководителей
Еще одно исследование о гендерной диверсификации менеджмента 6 600 закрытых компаний в 45 странах показало, что Россия лидирует по количеству женщин-руководителей. 43% компаний возглавляют женщины. Следом за ней идут Индонезия, Латвия и Филиппины – с показателями выше 40%. В США показатель ниже ровно вдвое. Последнее место занимает Япония: там женщин в менеджменте не жалуют совсем.
Хотя, по мнению аналитиков компании, Россию нельзя считать страной с прогрессивными взглядами на гендерный вопрос, результаты исследования обнаруживают давно замеченную тенденцию. Развивающиеся страны гораздо активнее используют любые возможности для стимуляции роста экономики. Также в исследовании говорится, что к 2020 году, когда 865 млн женщин на планете будут трудоустроены, развивающиеся страны будут готовы к смене гендерному превосходству женщин на руководящих позициях.
На фото: Елена Масолова, сооснователь Pixonic, «Групон», Eduson.tv
University of Texas in Austin: возможность увольнять приводит женщин к депрессии
При этом у женщин с административным ресурсом выше материальный достаток, лучше образование, престижная работа и карьерный рост – все эти показатели должны способствовать позитивному психическому здоровью. Однако их менее образованные коллеги гораздо стабильнее в эмоциональном плане. Татьяна Пудровска, автор исследования, считает, что женское лидерство с трудом принимается обществом, поэтому женщине-руководителю приходит бороться еще и с внешними стрессами.
Существует ли женский стиль управления в России
Уже несколько лет подряд доля женщин-гендиректоров в России сохраняется на уровне 20%, и хотя женщины возглавляют преимущественно микро- и малый бизнес, их доля примерно в 4,5 раза выше, чем в среднем в мире, показало недавнее лонгитюдное исследование компании Deloitte. Его авторы проанализировали 224 100 российских компаний.
А в международных рейтингах гендерного равноправия страна по-прежнему занимает невысокие места: 81-е место из 153 возможных в 2019 г. в Global Gender Gap Index, который публикует Всемирный экономический форум, и 116-е место в рейтинге Всемирного банка «Женщины, бизнес и закон» в том же 2019 году.
Гендерное равенство – один из самых актуальных вопросов развития корпоративного управления в России, отмечают эксперты Deloitte. В исследовании Deloitte упоминается, что российские женщины зарабатывают в среднем на 30% меньше, чем мужчины. Хотя женщин-начальников в России много, многие говорят о гендерном неравенстве в компаниях. Эта тема вызвала бурные обсуждения и на сессии, посвященной женскому лидерству на форуме по благотворительности, который «Ведомости» провели в марте этого года. Участницы – руководительницы некоммерческих организаций – поспорили, какими качествами должна обладать женщина-руководитель и что помогает, а что мешает женщине строить карьеру.
Женская работа
Обсуждение началось с тезиса, что большой разницы в лидерских качествах женщин и мужчин нет. «Мы в фонде выбираем сотрудников по профессионализму и человеческим качествам, а на гендерную принадлежность не смотрим», – сказала, например, Оксана Разумова, председатель правления благотворительного фонда «Друзья». Ее поддерживает Мария Морозова, гендиректор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко: «классические» женские черты нередко встречаются у мужчин, а мужские – у женщин. Из известных примеров – Илон Маск и Маргарет Тэтчер. Маска критикуют за черты, которые традиционно приписывают женщинам: нереалистичные и противоречивые цели, истеричность, перепады настроения, спонтанные увольнения. А Тэтчер, напротив, – обладательница жесткого авторитарного характера, которым, как считается, наделены мужчины.
Однако участницы дискуссии (в ней преобладали женщины) отметили, что в некоммерческой сфере больше всего востребованы качества, присущие именно женщинам-лидерам: открытость мышления, гибкость, способность услышать другую точку зрения. Возможно, поэтому, отметила Разумова, во всем мире женщины составляют 75% от общего числа работников некоммерческого сектора, а доля руководительниц некоммерческих организаций в западных странах доходит до 20%.
По данным Deloittе, в государственном управлении, добывающем и энергетическом секторах она составляет всего 8%. Женщин традиционно больше – свыше 35% – в общественно полезных и социально направленных областях, говорит Екатерина Трофимова, партнер Deloitte в России.
Западные исследователи объясняют желание женщин работать в социальном секторе в том числе и экономическими факторами. В совместном исследовании британского Birkbeck University of London и испанского Universidad Autónoma de Madrid говорится, что в социальном и государственном секторе женщине легче сохранить работу и сделать карьеру после создания семьи. В среднем они работают на 3–5% часов меньше, чем на таких же должностях в частном секторе. И хотя часто зарабатывают меньше, могут больше времени посвящать семье и детям.
Анкета для меньшинства
В некоммерческом секторе работают в основном женщины, поэтому начальницам руководить тоже приходится преимущественно женскими коллективами. А для эффективного управления руководительницам важно учитывать мнение немногих мужчин, работающих в этих организациях.
Морозова рассказала, как в прошлом году опрашивала немногих мужчин, которые работали тогда в фонде Елены и Геннадия Тимченко. Все четверо были с солидным стажем в некоммерческой сфере и с большим опытом работы в коллективах, где мужчины в меньшинстве.
Она раздала им анкеты с вопросами о специфике работы в женском и мужском коллективах. Мнения разделились. Одни ответили, что им гендерный состав коллектива не важен. Главное – культура организации и квалифицированные коллеги. Другие отметили различия в способах решения проблем в женских и мужских коллективах. Мол, мужской коллектив больше сосредоточивается на общей картине и на перспективах развития, а женский уделяет внимание деталям и решению операционных проблем. Мужчины больше, чем женщины, склонны к риску и многозадачности. И наконец, по мнению респондентов, мужчины больше внимания обращают на общие признаки, а женщины ищут различия.
Мужчины-респонденты также ответили, что женщина-руководитель более продуманно и взвешенно ставит стратегические задачи, тщательно прорабатывает детали, но сроки выполнения из-за этого часто затягиваются. Женщины, кроме того, более корректны в отношении подчиненных, в их командах меньше конкуренции, но всегда есть риск появления узкого круга любимчиков.
Женщины-коллеги создают более комфортный климат в коллективе и выказывают больше понимания в случае личных трудностей, но чаще, чем мужчины, склонны открыто выяснять отношения на работе. Женщины-подчиненные, работая в сплошь женском коллективе с единственным мужчиной-начальником, не упускают попыток манипулировать руководителем, хотя при этом стараются ответственно выполнить его распоряжения.
В целом респонденты заявили, что не хотели бы работать в коллективе, где преобладают мужчины. А один отметил, что самые эффективные – сбалансированные команды. Без мужчин не обойтись, если речь идет о захвате рынков и новых территорий, а женщины нужны, чтобы выстраивать процессы, написал он.
Не в женский коллектив
Однако опросы по большей выборке работников дают другие результаты. В 2019 г. консалтинговая компания ЕY опросила 1082 российских работника, и оказалось, что лишь 9% респондентов готовы трудиться в команде, где женщины составляют большинство. А преимущественно мужские коллективы предпочитают 28% опрошенных. И только 7% респондентов обоих полов хотели бы работать под началом женщины, тогда как доля желающих трудиться под началом мужчины во много раз выше – 49%. Остальным респондентам безразличен пол начальника. Российское общество, за исключением молодого поколения миллениалов, до сих пор предвзято относится к руководительницам. Существует представление, что они непременно авторитарны (и потому неприятны в общении). В России пока еще сильны традиционные патриархальные ценности, объясняет София Азизян, партнер EY и руководитель программы EY «Деловые женщины».
Эмоциональные и ответственные
Какой же тогда должна быть женщина, чтобы преуспеть? И какие лидерские качества помогают ей сделать карьеру? На эти вопросы участницы дискуссии «Ведомостей» давали разные ответы. Екатерина Бермант, директор благотворительного фонда «Детские сердца», считает очень полезным для карьеры умение женщин одинаково хорошо справляться с совершенно разными задачами, потому что они привыкли совмещать разные роли дома и на работе. Морозова указала на гибкость, ответственность в принятии решений, умение договариваться без нажима на собеседников. Разумова утверждает, что женщины создают команды с менее жесткой иерархией, чем мужчины, и больше заботятся об атмосфере в коллективе, даже иногда назначают специального человека, которому остальные сотрудники могут плакаться в жилетку, чтобы стало легче. «У нас есть человек в команде, к которому можно прийти и рассказать о проблемах, как рабочих, так и личных. Главное, чтобы у сотрудницы была возможность выговориться», – рассказала она. По ее словам, если проблему можно решить в коллективе, сотрудницу переставляют в другой проект, меняют обязанности или просто отправляют в отпуск. Все это улучшает атмосферу и взаимоотношения в команде, считает Разумова.
Среди типично женских качеств характера участники сессии упомянули и повышенную эмоциональность. Но эта черта не помешает женщине добиться успехов, если она научилась управлять эмоциями и благодаря этому правильно строит отношения в коллективе, заметила Разумова. Бермант отмечает, что женщина всегда стремится работать как можно лучше, потому что больше держится за рабочее место. «Женщин менее охотно, чем мужчин, берут на работу. В 25 лет – потому что она может уйти в декрет, а в 45 – потому что в возрасте, а хочется взять молодых», – объяснила она.
Многочисленные западные исследования подтверждают, что женщины имеют все шансы быть эффективными руководителями и у них множество преимуществ перед мужчинами: они сильнее стремятся к знаниям, упорнее работают над поставленными задачами, лучше организуют рабочий процесс, распределяют задачи и дают членам команды свободу проявить себя.
Предвзятость как препятствие
Однако в корпоративной среде к женщинам относятся более критично, чем к мужчинам, и качества, которые считаются достоинствами у мужчин, у женщин воспринимаются как недостатки. К примеру, если женщина поддерживает сотрудничество и демократию в коллективе, ее считают излишне мягким руководителем (мужчину же – открытым и прогрессивным лидером). Слишком напористых начальниц считают неженственными, тогда как агрессивных начальников – эффективными, показало недавнее исследование Yale School of Management.
Гендерное неравенство в карьере и оплате труда тоже налицо. В начале 2020 г. рекрутинговая компания Hays опросила 1696 сотрудников компаний в России (из них 47% – женщины), имеют ли мужчины и женщины равные возможности для карьерного роста. Отрицательно ответили 16% мужчин, но 32% женщин. А 64% женщин сообщили, что получают меньше денег, чем мужчины, за одинаковый труд.
И почти 60% женщин считают, что женщинам надо прикладывать больше усилий для продвижения по службе, чем мужчинам (например, получать дополнительное образование).
Среди главных препятствий сами женщины назвали вынужденные перерывы в карьере (57%), гендерные стереотипы ( 54%), а также предвзятое отношение к руководительницам в обществе (48%).
Авторы исследования Hays спросили также, какие стереотипы мешают женщинам делать карьеру. 20% женщин ответили: убеждение окружающих в том, что для женщины семья важнее карьеры, еще 20% – что мужчины считаются более рациональными, а женщины – более эмоциональными. А 15% упомянули представление о том, что женщины менее упорны в борьбе за должность.
Женский стиль
Иную точку зрения высказала Ирина Швец, директор центра «Моя карьера». По ее мнению, главным критерием отбора кандидатов на работу в некоммерческие организации должен быть профессионализм. Ведь кандидат, который рассматривает работу в некоммерческом секторе, уже подумал о том, готов ли он каждый день помогать людям. Если он к этому не готов, он не пойдет работать в некоммерческую сферу. Тем более что зарплаты в этом секторе неконкурентные. К концу дискуссии участники все же сошлись во мнении, что некоммерческими организациями надо управлять так же, как и коммерческими: необходимые личные качества должны сочетаться с профессионализмом и умением мыслить стратегически.
Какую бы организацию женщины ни возглавляли, коммерческую или некоммерческую, они в первую очередь должны мыслить как руководители, а руководители всегда отдают предпочтение профессионалам, говорит Елена Рождественская, профессор Высшей школы экономики. По ее наблюдениям, во всем мире, в том числе и в России, женщины, которые продвигаются по карьерной лестнице, приобретают маскулинные черты: во главу угла они ставят рациональность и профессионализм. И если руководительница возьмет на работу лояльного, но плохо подготовленного сотрудника, она уволит его через некоторое время. Нет ярко выраженного мужского или женского стиля руководства, полагает Рождественская. А есть одинаковый для обоих полов стиль руководства, направленный на рост эффективности организации.