Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь.

Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас.

Если же вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою.

Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; все, что мы имеем, дано нам на малое время. Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставьте всеобщий почет.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

Если забудете это, то чаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее.

Источник

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Поучения Владимира Мономаха

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Владимир – князь Киевской Руси, внук Ярослава Мудрого, талантливый мыслитель. Он оставил о себе великую славу и светлую память как мудрого руководителя и отважного полководца. Кроме того, самые главные поучения Владимира Мономаха имеют тысячелетнюю историю.

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит. Смотреть фото Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит. Смотреть картинку Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит. Картинка про Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит. Фото Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит

Краткая историческая справка

Родился мальчик в семье отца Всеволода, матери – дочки императора Византии Константина Мономаха, имя которого унаследовал потомок. Его почитали за боевые заслуги с целью сплочения земли русской.

Представитель княжеского рода вырос в условиях нестабильной политической ситуации и внутренних междоусобных конфликтов, пережил военные распри с половцами, которые представляли серьезную опасность. Главное событие его правления Любечский съезд 6 русских княжеств по вопросу раздела территории и объединения армии.

По характеру князь был очень миролюбивым человеком, отказался от престола в пользу брата, что говорит об усмирении его гордыни. В тех условиях обычно происходили конфликты за трон, которые ослабляли государство. Желание других представителей княжеского рода власти подрывало устои государства и благосостояния Руси.

Главным для князя была вера в Бога, которая формировала правила поведения:

Он выступал против междоусобных войн и отрицательно относился к смертной казни, принимал участие больше в 82 походах и заключил десятки соглашений.

За время правления построил несколько церквей, возвел каменные стены вокруг Киева, проложил мост через реку Днепр. Написал напутствия духовного плана своим наследникам, оставил им нравоучения, приводя примеры личной жизни. Главная его заслуга в объединении земель и защита от набегов половцев.

О чем говорится в поучении Владимира Мономаха

Словарь Ефремова дает следующее толкование «поучение – это напутствие, наставление», такое же понятие в словаре Ушакова. Наставление – это своеобразный стиль литературы, в котором излагается пример поведения на личном опыте, изобличаются пороки и славятся добродетели.

Эта необычайная личность боролась за просвещение, была образованным и эрудированным человеком своего времени, о чем свидетельствует его текст изложенный как автобиография. Все произведение наполнено простыми мыслями и глубокой христианской мудростью, также в нем затрагиваются многие вопросы и даются ответы на них.

Особое внимание князь обращает на семейный образ жизни и скромность. Он считал, что в семье мужчина должен быть образцом подражания для всех, а отношения следует строить на доверии и почитании. В государственном управлении он указал на основное положение библейской заповеди: «Не соревноваться с лукавыми, не завидовать делающим беззаконие». Князь наставляет не увлекаться властью, потому что все люди равные перед Богом.

К чему призывал Владимир Мономах в поучении:

Он говорил, что существует следующие добродетельности, которые побеждают лукавого: раскаяние, слезы и милостыня.

Мудрый руководитель обязан проявлять заботу о народе, быть справедливым и милосердным в одинаковой мере ко всем, независимо от различного положения.

Воинскую жизнь, наполненную рисками и проблемами, князь умело совмещал с образом христианина. Охота была обычным делом. В те время была масса диких животных, что значило охотиться – это защищаться от их нападения. Поэтому вторая часть носит стиль автобиографического плана. Он повествует, как два быка подняли его на рога, олень пытался затоптать ногами, медведь свалил с коня, но он остался живой благодаря Божьей добродетели. Он никогда не хвастался, а рассказывал об обычной жизни.

Основные наставления Владимира Мономаха из поучения – это свод духовных норм, к которым должен соблюдать каждый человек, нравственный кодекс. Все его наставления сводятся к тому, что семья – главная опора любого государства.

10 советов из поучения Владимира Мономаха:

Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…

Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

Напоите и накормите просящего.

Убогих не забывайте и подавайте сироте.

Соблюдайте свое слово…

Гордости не имейте в сердце и в уме..

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

Не пропустите человека, не приветив его.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Источник

Поучение Владимира Мономаха

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит. Смотреть фото Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит. Смотреть картинку Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит. Картинка про Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит. Фото Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит

Владимир Мономах

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) — князь черниговский, а в последствии переяславский (Переславля Южного) и с 113 года киевский. Мономахом князя Владимира Всеволодовича называли благодаря происхождению. Его мать была дочерью византийского императора Константина Мономаха. Князь Владимир Мономах посвятил свою жизнь боьбе с половцами и их обычным союзником — князем Олегом Святославичем. Он совершил 83 внушительных похода и поездки и множество небольших. Владимир Мономах был мудрым правителем, он пытался упорядочить законодательство, провести важные реформы. Владимир Мономах уделял большое внимание развитию письменности, по его поручению была сделана вторая редакция «Повести временных лет». Знаменитая «шапка Мономаха» стала символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии и некогда была использована при восхождении на престол Ивана V.

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит. Смотреть фото Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит. Смотреть картинку Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит. Картинка про Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит. Фото Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит

Изображение: Открытые источники

Поучение Владимира Мономаха: история

У переписки Владимира Мономаха и князя Олега — грустные предпосылки. Поводом стало убийство младшего сына Мономаха — Изяслава в битве с Олегом. Старший сын Владимира Мономаха Мстислав, которого крестил Олег Святославич, посоветовал отцу отправить князю Олегу это письмо в знак примирения. Князь Владимир Мономах внял этому совету. Это письмо стало символом великого прощения и примирения даже самых заклятых врагов. Рассказ о своей жизни Владимир Мономах писал в назидание детям и следующим поколениям. Пример смирения в его письме — слова: «На Страшном Суде без обвинителей сам себя обличаю». Поучение Владимира Мономаха называют литературным памятником и даже светской проповедью. Для Владимира Мономаха «Страх Божий» — основа всякого добра. Литературное произведение хранилось в собрании рукописей коллекционера памятников русской старины графа А. И. Мусина-Пушкина и уцелело во время пожара 1812 года. Именно с поучения Владимира Мономаха началась традиция обсуждать важные этические вопросы в литературе.

Д.С. Лихачев писал: «Громадная политическая тема — подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй — была разрешена в «Поучении» с удивительным художественным тактом».

Поучение Владимира Мономаха

Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов: и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешнаго, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте неоскудную, — это ведь начало всякаго добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.
Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы — сами по себе будем, а ты — сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».
И, отпустив их, взял Псалтырь в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» — и прочее. И потом собрал я эти полюбившияся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последния не понравятся, начальныя хоть возьмите.

Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великаго, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». «О Владычица Богородица! Отними от сердца моего беднаго гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего» в ничтожной этой жизни.
Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрыя дела, Господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех». «Избавляйте обижаемаго, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, говорит Господь. Если будут грехи ваши как обагренные, — как снег обелю их», и прочее. «Возсияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу, скажем: «Слава Тебе, Человеколюбец!» Поистине, дети мои, разумейте, что Человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить, кровь его пролить вскоре. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю жизнь нашу. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и Царствия небеснаго не лишиться.
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которыя иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

«Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик ты, Господи, и чудны дела Твои; разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои», — и снова скажем: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческия лица, — если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесныя из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильныя и слабыя идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешнаго. И те же птицы небесныя умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то и имея язык онемеют. «И благословен, Господи, и прославлен зело!» «Всякия чудеса и эти блага сотворил и совершил. «И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святаго Духа, да будет проклят!» Прочитав эти Божественныя слова, дети мои, похвалите Бога, подавшаго нам милость свою; а то дальнейшее, — это моего собственнаго слабаго ума наставление. Послушайте меня; если не все примете, то хоть половину.
Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «Господи помилуй» взывайте безпрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать безлепицу, ездя.

Если будете забывать это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.
Что умеете хорошаго, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрени воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой дивный!» И еще: «Господи, умножь годы мои, чтобы впредь, в остальных грехах моих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать. Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди.

Рассказ Мономаха о своей жизни

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску; и снова вторично ходил я к Смоленску, со Ставком Гордятичем, который затем пошел к Берестью с Изяславом, а меня послал к Смоленску; а из Смоленска пошел во Владимир. Той же зимой послали меня в Берестье братья на пожарище, что поляки пожгли, и там правил я городом утишенным. Затем ходил в Переяславль к отцу, а после Пасхи из Переяславля во Владимир — в Сутейске мир заключить с поляками. Оттуда опять на лето во Владимир.

Затем послал меня Святослав в Польшу: ходил я за Глогов до Чешскаго леса, и ходил в земле их четыре месяца. И в том же году и сын родился у меня старший, новгородский. А оттуда ходил я в Туров, а на весну в Переяславль и опять в Туров.
И Святослав умер, и я опять пошел в Смоленск, а из Смоленска той же зимой в Новгород; весной — Глебу в помощь. А летом с отцом — под Полоцк, а на другую зиму со Святополком под Полоцк, и выжгли Полоцк; он пошел к Новгороду, а я с половцами на Одреск войною и в Чернигов. И снова пришел я из Смоленска к отцу в Чернигов. И Олег пришел туда, из Владимира выведенный, и я позвал его к себе на обед с отцом; в Чернигове, на Красном дворе, и дал отцу триста гривен золота. И опять из Смоленска же придя, пробился я через половецкия войска с боем до Переяславля и отца застал вернувшагося из похода. Затем ходили мы опять в том же году с отцом и с Изяславом к Чернигову биться с Борисом и победили Бориса и Олега. И опять пошли в Переяславль и стали в Оброве.
И Всеслав Смоленск пожег, — и я с черниговцами верхом с поводными конями помчался, но не застал… в Смоленске. В том походе за Всеславом пожег землю и повоевал ее до Лукомля и до Логожска, затем на Друцк войною и опять в Чернигов.

И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода. И ходили на воинов их за Римов, и Бог нам помог, перебили их, а других захватили.
И вновь Итлареву чадь перебили, и вежи их взяли, идя за Голтав.
И к Стародубу ходили на Олега, потому что он сдружился с половцами. И на Буг ходили со Святополком на Боняка, за Рось.
И в Смоленск пошли, с Давыдом помирившись. Вновь ходили во второй раз с Вороницы.
Тогда же и торки пришли ко мне с половцами-читеевичами, и ходили мы им навстречу на Сулу.
И потом снова ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили к Смоленску. Из Смоленска пошел я в Ростов.
И опять со Святополком гнались за Боняком, но… убили, и не настигли их. И потом за Боняком же гнались за Рось, и снова не настигли его.
И на зиму в Смоленск пошел; из Смоленска после Пасхи вышел; и Юрьева мать умерла.
В Переяславль вернувшись к лету, собрал братьев.
И Боняк пришел со всеми половцами к Кснятину; мы пошли за ними из Переяславля за Сулу, и Бог нам помог, и полки их победили, и князей захватили лучших, и по Рождестве заключили мир с Аепою, и, взяв у него дочь, пошли к Смоленску. И потом пошел к Ростову.
Придя из Ростова, вновь пошел на половцев на Урусобу со Святополком, и Бог нам помог.
И потом опять ходили на Боняка к Лубну, и Бог нам помог.
И потом ходили к Воиню со Святополком, и потом снова на Дон ходили со Святополком и с Давыдом, и Бог нам помог.

И к Вырю пришли было Аепа и Боняк, хотели взять его; к Ромну пошли мы с Олегом и с детьми на них, и они, узнав, убежали.
И потом к Минску ходили на Глеба, который наших людей захватил, и Бог нам помог, и сделали то, что задумали.
И потом ходили к Владимиру на Ярославца, не стерпев злодеяний его.
А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей Бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, Таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, изсек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей.
А вот как я трудился, охотясь: пока сидел в Чернигове, а из Чернигова выйдя, и до этого года — по сотне загонял и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякаго зверя.
И вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же. коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.

Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.
На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю, и прочее.

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит. Смотреть фото Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит. Смотреть картинку Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит. Картинка про Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит. Фото Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью что это значит

Молитва

«Премудрости Наставник и смысла Податель, неразумным Учитель и нищим Заступник! Утверди в разуме сердце мое, Владыка! Дай мне дар слова, Отче, устам моим не запрещай взывать к Тебе: Милостивый, помилуй падшаго!» «Упование мое — Бог, прибежище мое — Христос, покров мой — Дух Святой!» «Надежда и защита моя, не презри меня, Благая! Тебя имею помощницей в печали, и в болезни, и во всех бедах, и тебя славлю, Воспетая!» «Разумейте и узрите, что Я Бог, испытующий сердца и ведающий мысли, обличающий дела, опаляющий грехи, дающий суд сироте, и убогому, и нищему». «Преклонись, душа моя, и о делах своих помысли, содеянных тобою, глазами своими обозри их, и каплю испусти слез своих, и поведай открыто все дела свои и мысли Христу, и очистись». «Андрей честной, отче преблаженный, пастырь Критский! Не престань молиться за нас, чтущих тебя, да избавимся все от гнева, и печали, и тления, и греха, и бед, чтущие память твою верно». Град свой сохрани, Дева-Матерь чистая, который царствует честно под Твоим покровительством, пусть он Тобой укрепляется и на Тебя надеется, побеждает во всех битвах, сокрушает врагов и покоряет их. «О Воспетая Матерь, родившая Святейшее из святых Слово! Приняв нынешнее приношение, защити нас от всякой напасти и от грядущей муки — к Тебе взывающих. Молимся Тебе, рабы Твои, и преклоняем колена сердца нашего: склони ухо Твое, Чистая, и спаси нас, вечно в скорбях погруженных, и соблюди от всякаго пленения вражескаго твой город, Богородица! Пощади, Боже, наследие Твое, прегрешения наши все прости, видя, что мы молимся теперь Тебе, на земле родившую Тебя без семени, земную милость, изволением своим воплотивший, Христе, в человека». Пощади меня, Спасе, родившийся и сохранивший Родившую Тебя нетленною по Твоем рождении, когда возсядешь судить дела мои, как Безгрешный и Милостивый, как Бог и Человеколюбец! Дева Пречистая, не искушенная браком, Богом обрадованная, верующим наставление, спаси меня, погибающаго и к Сыну Твоему вопиющаго: «Помилуй меня, Господи, помилуй! Если хочешь судить, не осуждай меня на вечный огонь, не обличай меня яростью своею — молит Тебя Дева Чистая, родившая Тебя, Христе, и множество ангелов, и мучеников сонм».
Во имя Христа Иисуса, Господа нашего, которому подобает честь и слава, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда и ныне и присно во веки!

Поучение Владимира Мономаха скачать

Читайте также:

Источник

Какие советы Владимира Мономаха я считаю важными и почему?

История создания

Владимир Мономах – один из мудрейших киевских князей в конце своей жизни задумал написать поучение своим детям, в котором сформулировал основные правила поведения человека в обществе. Поводом к написанию Поучения стала встреча с братьями, которые предложили ему объединиться и выступить против Ростиславичей, тем самым продолжить распри на русской земле. Возвращаясь домой, князь обратился к Священному писанию и решил написать Поучение своим детям.

Жанр

Сам автор определил свою грамоту как поучение, однако исследователи древнерусской литературы считают, что правильнее называть произведение посланием.

Сюжет и тема

Князь Владимир Мономах сразу определился с адресатом своего Поучения – это его дети. Им князь намерен изложить правила поведения православного человека, рассказать о своем жизненном пути и передать свой опыт богатой на события княжеской жизни. Произведение интересно не только правилами добродетельной жизни, но и тем, как сам князь руководствуется этими правила в своей жизни.

Главные герои

Прежде всего, это сам князь Владимир Мономах. В Поучении также упоминаются имена русских князей, с которыми так или иначе приходилось сталкиваться ему. Особо выделен князь Олег Святославович Черниговский, давний сообщник половцев и соперник Владимира Мономаха.

Композиция

Поучение состоит из трех частей. Первая часть – это правила жизни, которые князь сформулировал для своих детей. Основа поведения православного человека – это почитание Бога. Ежедневные молитвы и добрые, пусть даже небольшие дела. Помнить о том, что все мы небезгрешны, стараться меньше их совершать – для верующего человека это очень важное правило. Особое место в своем Поучении князь уделил отношению к убогим. Не забывать их, постоянно заботиться о них – это и княжеский, и человеческий долг. Напоминает князь своим детям и о самых простых человеческих качествах, необходимых порядочному человеку. Это искоренение лени, трудолюбие, забота о старших, быть честными и не чревоугодничать и многие другие, которые актуальны в наше время.

Вторая часть Поучения — это рассказ князя о своей военной деятельности, которую можно назвать его автобиографией. Восемьдесят три больших похода совершил князь, большая часть которых посвятил борьбе с половцами. Первый поход князь по приказу своего отца совершил еще в тринадцать лет. Кроме военных дел князь пишет о том, что его любимым занятием была охота, которая также требовала физических сил и умения. Князю не составляло труда выйти одному и на вепря, и на медведя.

«Поучение Владимира Мономаха»: анализ произведения

Это произведение древнерусской литературы занимает в ней особое место, исследователи признают, что «несколько особняком, как бы вне традиционной системы жанров, стоит один из интереснейших памятников литературы Киевской Руси — так называемое «Поучение Владимира Мономаха». Анализ произведения вы найдете в данной статье.

Интересно, что (это присуще древнерусской литературе) еще не так давно Владимиру Мономаху приписывалось авторство одного из фрагментов памятника, который был переписан вместе с собственно авторским текстом, но сейчас установлено, что князь создал собственно «Поучение», свою автобиографию и письмо к Олегу Черниговскому, которые оказались вписаны в «Повесть временных лет», в текст так называемой Лаврентьевской летописи. Отличие «Поучения» от литературы своего времени заключается в первую очередь в том, что оно создано не духовным лицом, который имел на это право, а государственным деятелем, человеком, обладавшем светской властью и сумевшим использовать эту власть во благо Руси.

Владимир Мономах (1053 — 1125) был в 1113 — 1125-м годах великим князем киевским, он был внуком Ярослава Мудрого по отцовской линии и византийского императора Константина Мономаха по материнской (за что и получил свое прозвище). Это был исключительно деятельный и умный политик, который оставил заметный след в истории Киевской Руси, он был сторонником единения её для организации совместной защиты русской земли от половцев. Долгая и трудная жизнь, посвященная служению интересам родины, убедила князя в том, что его жизненный опыт может оказаться полезным потомкам, поэтому он и создает своё «Поучение», которое называют его «политическим и нравственным завещанием», в котором изложена особого рода «программа» княжеского поведения, целью которого должно стать всемерное служение делу объединения и процветания Киевской Руси.

Уже в самом начале «Поучения» Владимира Мономаха мы видим поэтический образ, с помощью которого князь указывает на завещательный характер своего обращения: «Сидя на санях…» Здесь указывается на ожидание близкой смерти (ведь по древнерусскому обычаю тело усопшего доставляли к месту погребения обязательно на санях — независимо от времени года). Такое начало должно было придать особое значение всему тому, что говорит старый князь, за словами которого стоит честно прожитая жизнь, дающая ему право на «поучение».

Может показаться, что «Поучение» Владимира Мономаха обращено только к «детям» князя, но нельзя забывать, что киевский князь был в то время великим князем, по отношению к которому все остальные князья были «детьми» (позже Святослав так же обратится к Игорю и Всеволоду в «Слове о полку Игореве»), поэтому обращение князя адресовано князьям Киевской Руси, которых он призывает в первую очередь помнить о своём княжеском предназначении, быть скромными и верными служителями интересам родной земли: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеем, дано нам лишь на малое время. Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставьте всеобщий почет». Здесь отчётливо видно обращение князя к Библии, на основе которой он строит своё понимание княжеского поведения, оценивает сделанное собой и предлагает другим следовать этим же путём. Кроме того, Владимир Мономах предстает в «Поучении» как образованный, знакомый с книжной традицией и владеющий «даром слова» человек, его речь образна и поэтична, он использует ассоциации с миром природы и общекультурные ассоциации, что создаёт особый язык его произведения, являющийся примером владения художественной речью.

Для того, чтобы его речь была более убедительной, автор обращается к примерам из собственной долгой и славной жизни, он приводит «длинный перечень «путей и ловов» (т е. походов и охот), в которых принимал участие с тринадцати лет». Это служит доказательством того, что он сам придерживался в жизни тех же правил, которые рекомендует другим: не злоупотреблял княжьей властью, старался быть справедливым, не давал в обиду слабых, избегал бессмысленного кровопролития, не предавался лени и во всё, что происходило с ним и государством, вникал сам — чтобы понимать причины происходящего и уметь правильно вести себя. Такое завершение «Поучения» Владимира Мономаха показывает нам действительное желание князя оставить после себя след, передать свой жизненный опыт тем, кто после него будет ответственен за судьбу Руси.

Именно потому, что он сам в своей жизни следовал таким принципам, он мог со спокойной совестью закончить «Поучение» следующим наставлением: «Прочитав эту грамотку, постарайтесь, дети, совершать всякие добрые дела. Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог даст». Не случайно здесь обращение к Богу — ведь княжья власть, как считалось, дается свыше, поэтому и ответственность за то, как ты будешь править, необходимо нести перед Богом.

Исследователи древнерусской литературы находят определенную связь между «Поучением» Владимира Мономаха, анализ которого мы провели, и произведениями подобного рода, созданными в других средневековых литературах. Однако нужно помнить, что русский князь не писал литературное произведение, он пытался сохранить для потомков свой духовно-политический опыт, который дался ему слишком дорогой ценой, он хотел предостеречь от повторения своих ошибок тех, на ком лежала ответственность за укрепление на Руси «братолюбия», от которого зависела судьба Руси; «Поучение», таким образом, «не столько опиралось на традиции разных литературных жанров, сколько отвечало политическим потребностям своего времени». И, как оказалось, не только своего, потому что проблема единства народа и страны — проблема вечная, ведь именно от единства зависит, какой будет их, народа и страны, жизнь.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Почему ничего нельзя хранить в земле, к чему ведет лень, как избежать чужих насмешек и другие рассуждения великого князя Владимира Всеволодовича, записанные им для воспитания детей и племянников:

Послушайте меня: если не все примете, то хоть половину.

Источники: Поучение Владимира Мономаха / Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН.

Автор:

EditorPS Правжизнь
Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

В чём смысл «Поучения» Владимира Мономаха и какие из его советов кажутся Вам актуальными и сегодня?

Возникновение русской литературы относится к концу X века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке.

Древняя Русь через посредство Болгарии, откуда по преимуществу шли эти тексты, приобщилась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян. Темы литературы XI– начала XIII века касались русской истории и ее связи с историей всемирной, истории возникновения Руси, борьбы с внешними врагами (печенегами, половцами), борьбы за киевский престол. Фабула произведений, созданных писателями Древней Руси, была проста, повествование велось спокойно, неторопливо.

Летописи XI века не сохранились. Летопись в древней Руси – погодная запись исторических событий, происходивших в стране, городе, местности. Первый памятник, дошедший до нас, — «Повесть временных лет» (начало XII века). Значение «Повести временных лет» было велико, она сообщала о многих исторических со­бытиях.

Среди жанров древнерусской литературы – сказания, предания, хож­дения, похвалы, поучения, притчи и т. д. Притча «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» повествуется о том, что отрок-киевлянин совершил подвиг, и что воевода Претич придумал, как обхитрить печенегов Печенежский князь ужаснулся, попросил мира и отступил от города.

В «Сказании о Белгородском киселе» также рассказывается о храбрости и смекалке, благодаря которым жителям Белгорода удалось отстоять свой город от печенегов. Известно также и другое произведение – «Похвала князю Ярославу и книгам». Ее создатель говорит, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья», поэтому нужно больше читать.

Одним из интересных жанров древнерусской литературы я считаю поучение. Поучение – это жанр, в котором дается образец поведения для простых людей, обличаются пороки и прославляются добродетели.

Из произведений древнерусской литературы мне особенно понравилось «Поучение» Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями-русичами, то с половцами, периодически нападавшими на русские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением относились к своему князю, ценили его за желание сделать Русь единой.

Владимир Мономах надеялся, что его потомки продолжат начатое им дело, поэтому князь создал «Поучение», где вывел образ идеального правителя, который имеет крепкую веру, чтит церковь и никогда не забывает о молитве. Цель, которую поставил перед собой Владимир Мономах, создавая своё «Поучение», — просветить своих потомков.«Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется». Собственную жизнь Мономах строил по тем же заповедям, о которых писал.

К основным наставлениям «Поучения» можно отнести следующие:

Основной смысл «Поучения» Владимира Мономаха заключается в том, что каждый должен иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях.

«Поучение» Владимира Мономаха – произведение, описывающее тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси и должен стремиться каждый гражданин современной России, кладезь полезных советов и мудрости для будущих поколений. Многие поучения и сегодня не потеряли своей актуальности. Например, обращаясь к молодежи, автор «Поучения» советует: «Иметь душу чистую и непорочную, беседу кроткую, при старых молчать, старшим покоряться, беседовать без лукавства, не хулить в беседе, душу держать ввысь». Этот совет полезен и нам, ученикам 7-ого класса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *