Не то что мните вы природа тютчев проблема
Стихотворение и анализ «Не то, что мните вы, природа…»
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил.
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой.
Краткое содержание
С. Басов. Пейзаж с рекой. 2008
Произведение о прелести русской природы, её пленительной красоте, а также о том, что есть люди, не способные услышать и оценить окружающий их мир. В результате такой неспособности, людские души становятся чёрствыми и холодными. «Глухо слепые» к природе люди утрачивают способность полноценно жить. Для автора природа представляется живой и одухотворённой: он слышит в ней «голос матери самой». Тютчев демонстрирует единение и неразрывность природы и людских душ.
История создания
Стихотворение появилось на свет в 1836 г. Буквально тут же оно было опубликовано на страницах журнала «Современник», но с существенными редакторскими правками. Проблема заключалась в следующем: Тютчев ввязался в полемику с церковными мыслителями того времени, которые отводили природе роль декорации, не более того. По этой причине из стихотворения были вырезаны вторая и четвёртая строфы, в которых развивалась идея на эту тему.
Таким образом, после жесткой правки, от произведения остались лишь части, адресованные материалистам (популярная на тот момент философия). Материалисты полагали, что природа является лишь мастерской для человека, где он работает. Тютчев категорически не соглашался с этим утверждением: он восторгался окружающим миром – идеалом гармонии и высшей мудрости. К сожалению, вырезанные цензурой при первой публикации строфы, в которых поэт высказал отрицательное мнение о церковных постулатах, навсегда утеряны. Мы имеем неполный стихотворный текст.
Жанр, направление, размер
Согласно особенностям жанровой структуры, стихотворение относится к элегии: оно отличается грустной тональностью и изобилует философскими размышлениями. Тютчев являлся сторонником «чистого искусства», обходя стороной остро-социальные, бытовые темы.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная, мужская/женская.
Композиция
С композиционной точки зрения произведение не сложное. С семантической точки зрения его можно разделить на две части:
Часть первая – повествование о душе природы.
Часть вторая — размышления над жизнью людей, не способных понимать природный язык.
Стихотворение состоит из шести катренов (в изначальном варианте их насчитывалось восемь). К сожалению, изъятие цензорами двух строф, способствовало искажению изначального смысла. Не заметить их отсутствие сложно: при публикации на месте недостающих строф издатели ставят точки.
Образы и символы
Автор представил нам три ключевых образа, имеющих большую смысловую наполненность:
образ лирического героя является скрепляющим: на его ясной и чёткой позиции держится вся структура стихотворения. Автор и лирический герой полностью совпадают, благодаря общему восторженному отношению к природе;
образ природы – ключевой образ в системе ценностей автора, особенно с точки зрения его принадлежности к направлению «чистого искусства». Природа становится одушевлённой: автор наделяет её способностью говорить, свойственной людям. Она внутренне свободна, а значит, способна любить. Окружающий мир развивается и существует сам по себе. Ценность его неоспорима;
образ незримого оппонента – в произведении присутствует незримый оппонент лирического героя, который мнит природу ошибочно. Поэт рисует оппонента глухонемым человеком, не желающим проникать «в жизнь органа». Он лишён способности оценить природу, понять её.
Темы и настроение
В произведении Тютчев раскрыл тему подлинной сущности природы, её души. Главные герои стихотворения – это природа, её явления и люди, которые не способны ценить и понимать окружающий мир. Именно о таких «чёрствых» людях говорит лирический герой. В стихотворении присутствует боевое настроение: автор бросает обвинение в адрес безразличных людей, не способных понять и оценить красоту окружающего мира.
Основная идея
Основная идея стихотворения – продемонстрировать истинную сущность окружающего мира, его ценность и независимость от людского мнения.
Тютчев доносит мысль о том, что природа обладает такими же правами и чувствами, как и человек. Она представляет собой самостоятельный организм, который подчиняется лишь тайным закономерностям мирового развития. Природа сродни матери: от неё мы получаем всё то, без чего не сможем жить.
Средства выразительности
Образ природы Тютчев виртуозно создаёт посредством выразительных средств, позволяющих донести до читателей основную идею произведения:
эпитеты – «чужие силы», «языки неземные», «родимое чрево»;
метафоры – «леса не говорили», «в ней есть душа, в ней есть свобода»;
сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах»;
олицетворения – очеловечивание природы и природных явлений;
риторические вопросы, восклицания – последний катрен состоит из трёх восклицательных предложений.
Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» (Ф.И. Тютчев)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 15.11.2019 · Обновлено 15.11.2019
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» считается одним из самых значимых в творчестве Тютчева. В этом произведении автор первые громко и ясно высказал свою позицию, защищая то, что мило его сердцу – природу. Многомудрый Литрекон предлагает Вам свой разбор этого стихотворения по плану.
История создания
Тютчев написал стихотворение в 1836 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Современник», но со значительными цензурными правками. Дело в том, что автор вступил в полемику с церковными мыслителями того времени, которые определяли роль природы как декорации для человека. Но вторая и четвертая строфы, где развивалась его мысль об этом, были вырезаны цензорами, и остались лишь те части стихотворения, которые были адресованы материалистам — сторонникам популярной на тот момент философской точки зрения. Они считали, что природа — мастерская для людей, где следует работать и доводить до ума то, что уже есть. Однако Тютчев был представителем и сторонником направления «чистого искусства», главной идеей которого было восхищение окружающим миром — идеалом гармонии и воплощением высшей мудрости. Таким образом, смысл стихотворения «Не то, что мните вы, природа» — это вызов обществу, погрязшему в чужеродной и оторванной от реальности философии, которое разучилось понимать красоту и величие природы.
К сожалению, утраченные строфы, где было высказано мнение против церковных постулатов, навсегда утрачены, и мы знакомимся с неполным текстом.
Жанр, направление, размер
По жанровой структуре стихотворение можно отнести к элегии: оно имеет грустную тональность и насыщенную философскую проблематику.
Тютчев был сторонником чистого искусства, то есть выступал за то, чтобы политика, различные социальные волнения не входили в сферу творчества. Именно поэтому большинство стихотворений написано в философском духе и относится к философской лирике. Не стало исключением и «Не то, что мните вы, природа…».
Размер стихотворения – четырёхстопный ямб.
Композиция
Значительная часть композиционного элемента стихотворения была утрачена в результате губительного действия цензуры. Из-за неё в стихотворении отсутствуют две строфы, вторая и четвертая, которая, возможно, выражала явную авторскую позицию, неприемлемую для цензоров. Итого из восьми катренов до нас дошли только 6.
Оставшуюся часть произведения можно поделить пополам: в первой части речь идёт о душе природы, вторая же часть посвящена судьбе тех людей, которые не понимают природу, не слышат её язык, речь.
Образы, символы
Темы, настроение, проблемы
Основная проблема стихотворения «Не то, что мните вы, природа» — заблуждения людей, которые не могут внять голосу пейзажа и понять его суть. Можно сказать, что автор поднимает здесь не только проблему уважительного отношения к природе и взаимодействия человека и природы, но и обращает наше внимание на тех людей, которые вовсе не считают окружающий мир чем-то самодостаточным и ценным. Их Тютчев обвиняет даже в том, что они глухи к голосу матери, что является одним из самых страшных преступлений.
Тема природы, как мы уже говорили ранее, довольно популярна в творчестве поэта, поэтому она поднимается и здесь, при этом сузить эту широкую тему можно до подтемы «взаимоотношения природы и человека». Современники поэта считали пейзажи реквизитом для жизни и материалом для работы, но не видели высшего смысла и права окружающего мира жить вне причинно-следственных связей и нужд человека. Он — не венец природы, а ее сын, который должен относиться к матери почтительно.
Настроение стихотворения «Не то, что мните вы, природа», в отличие от многих других произведений поэта, даже несколько боевое, особенно это подчеркивается в финальной строфе, где автор бросает обвинение в сторону глухих и безразличных к природе людей.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Не то, что мните вы, природа» – показать истинную сущность окружающего мира, а также продемонстрировать его ценность, независимую от людей и их мнений. Автору хочется донести до читателей, что природа обладает такими же правами и чувствами, как и человек. Она — самостоятельный организм, подчиненный тайным закономерностям развития мира. Ее необходимо уважать и понимать.
Для нас природа является матерью, ведь именно от нее мы получаем все то, без чего невозможна наша жизнь. Поэтому нужно почтительно относиться к ней и уметь замечать ее красоту просто так, без повода и расчета. Человек обязан беречь природу, прислушиваться к ней, ведь она живая.
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Не то, что мните вы, природа» передают все оттенки чувства и мысли поэта:
Анализ стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа»
Это произведение автора стало одним из самых значимых во всём его творчестве. В нём повествуется, что значит для писателя природа. Он отстаивает её права и пытается показать людям, что она способна к самостоятельной жизни без чьей-либо помощи. Свою точку зрения высказывает Фёдор Тютчев в «Не то, что мните вы, природы». Анализ стихотворения по плану поможет понять его основную мысль и подготовиться к сочинению на уроке литературы.
История создания
Своё произведение Фёдор Тютчев написал в 1836 году. В нём он постарался объяснить людям, что природа самостоятельна и неподвластна им. Однако цензура посчитала, что такие мысли неприемлемы, так как противоречат церковной точке зрения. Таким образом, в печатном варианте произведения не хватало второй и четвёртой строфы. Недостающие фрагменты попытался восстановить Сушков. Он обратился к Тютчеву с просьбой напомнить вырванные строфы, но поэт сказал, что уже не помнит их.
Стих бросает вызов всему обществу, которое погрязло в рутине настолько, что не способно увидеть красоту, окружающую его. Тютчев считал, что природа самостоятельна, и всё, что может любой человек, это улучшать уже созданное, а не разрушать его. Впервые неполное произведение вышло в журнале «Современник» 1836 года.
Образы и символы
В стихотворении Фёдора Тютчева не так много образов, но и в них заложен особый смысл и символы. В произведении присутствуют:
Темы, настроение и проблемы
Главной проблемой стихотворения Тютчева становятся «глухонемые» люди, которые не способны слушать голос пейзажа и наслаждаться красотой природы. Поэт в своё произведении поднимает не только проблему взаимоотношений человека и окружающего мира, но и показывает людей, которые считают, что могут вторгаться и пытаться менять его. Они не понимают, что всё, что их окружает — самодостаточно и не требует вмешательств со стороны.
Тема природы очень часто поднимается в творчестве Тютчева, поэтому она присутствует и в этом произведении. Современники автора считали, что окружающий их мир является не чем иным, как полотно для работы. Они видели в природе только свою выгоду, но не замечали глубины, которую она таит в себе. Люди даже не задумывались, что прекрасные пейзажи не требуют от них помощи, они дышут и развиваются самостоятельно вместе с остальным миром. Человек — не венец природы, а лишь её чадо, которое должно внимать голосу матери.
Основная идея
В своём произведении Тютчев пытался показать ценность природы, её самостоятельность. Писатель старается донести до всех людей, что она наделена такими же чувствами, которыми обладает человек. Окружающий мир является самостоятельным организмом, подвластным только времени и развитию. Его нужно уважать и бережно относиться.
Для человека природа является матерью, от которой он берёт всё, что ему необходимо для жизни. Именно поэтому к ней надо прислушиваться и замечать её красоту не только ради своей выгоды, а просто так. Люди обязаны понимать её, так как она такая же живая, как и они.
Композиция, жанр и направление
Композиция была нарушена из-за губительной цензуры. Возможно, именно в утраченных строфах полностью раскрывалась точка зрения автора, которая не угодила цензорам. До читателей дошло всего 6 катренов, вместо 8.
Композиция произведения целится на 2 смысловые части. В одной из них Тютчев повествует о красоте природы, а во второй пытается показать людей, которые неуважительно относятся к окружающему миру и не могут замечать его величия без своей выгоды.
Жанр произведения — элегия, так как оно наполнено глубоким философским смыслом и печальной тональностью. Фёдор Тютчев особо негативно относился к тому, когда политика вмешивалась в чистое искусство. Именно поэтому автор в своих произведениях чаще всего использовал философский подтекст и относил их к философской лирике. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб.
Средства художественной выразительности
При помощи обилия троп Фёдор Тютчев передаёт в полной мере все свои мысли и чувства, которые он испытывал по отношению к природе. В стихотворении присутствуют средства выразительности:
Особое место в стихотворении занимает интонация и ударение на слова, на которые автор хотел обратить внимание читателей. При помощи такого приёма поэт делает акцент на самом важном.
Краткий разбор стихотворения Фёдора Тютчева поможет понять основную мысль и идею, которую хотел донести автор. Если проанализировать произведение, сразу раскрывается точка зрения поэта. Он считал, что природа независима и самостоятельна, поэтому вмешательства посторонних ей не нужны. Также автор обращает внимание, что человек должен чтить, слушать и замечать её красоту не в корыстных целях, а просто для наслаждения.
Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева
Всего получено оценок: 41.
Всего получено оценок: 41.
Ф. И. Тютчев обладал даром видеть душу природы, доказательством чего является стихотворение «Не то, что мните вы, природа». Его детально разбирают старшеклассники, а в 4 классе оно рекомендовано для внеклассной работы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не то, что мните вы, природа» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не то, что мните вы, природа.
История создания – стихотворение написано в 1836 г., в том же году его опубликовали в журнале «Современник».
Тема стихотворения – душа природы, её истинная сущность.
Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».
Эпитеты – «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская».
Сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах».
История создания
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» Ф. И. Тютчев написал в 1836 г. Поэт считал, что природа неподвластна никому и ничему. Эта позиция отобразилась в произведении. Цензура посчитала, что такие мысли неприемлемы, ведь противоречат церковной точке зрения. Так из текста было «выброшено» две строфы (вторую и четвёртую). Недостающие части пытался восстановить Н. Сушков. Он обратился к Фёдору Ивановичу, но тот ответил, что не может вспомнить строки.
Исследователи творчества Ф. И. Тютчева считают, что стихотворение поэт создал под впечатлением от произведения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Впервые творение Тютчева было напечатано в журнале «Современник» в 1836 г.
Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. В анализируемом стихотворении Фёдор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, её души. Главные герои произведения – природа, природные явления и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.
Четвёртый катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они» можно только догадываться, так как предыдущая строфа была изъята цензурой. Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична. Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звёздах нема была».
В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они сами не захотят измениться.
Композиция
Композиция анализируемого стихотворения несложная. Его содержание делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8. Изъятие строф исказило смысл. Не заметить их отсутствие сложно, поэтому при печати произведения на их месте ставят точки.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Строки объединены перекрёстной рифмовкой АВАВ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.
Жанр произведения – элегия. Поэт раздумывает над вопросом, который тревожил и тревожит умы многих писателей и философов.
Средства выразительности
Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения. Они помогают передать эмоции лирического героя, сделать акценты на самом важном. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трёх восклицательных предложений.
Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» (Ф.И. Тютчев)
История создания
Федор Иванович никогда не скрывал своего отношения к природе. Наоборот, он всеми путями отстаивал и защищал свою позицию. Анализируемое стихотворение является одним из ярких тому примеров. Написал его поэт в 1836 году. И в этом же году стихотворение попадает в печать, представ перед читателем в журнале «Современник». Правда, до этого стихотворение немного подверглось правкам со стороны цензуры.
Это произошло из-за того, что поэт решился оспорить утверждения церковных мыслителей, которые утверждали, что природа – это есть не что иное, как какое-то дополнение в жизни человека. Поэтому некоторые строфы стихотворения, в которых автор размышлял на данную тему, цензуру не прошли. Их попросту удалили. В печать вошли лишь те строфы, где речь шла о материалистах – сторонниках популярного на тот момент философского движения. Они были уверены в том, что природа является некой мастерской для народа, в которой стоит трудиться и совершенствовать уже имеющиеся вещи.
Поскольку Федор Иванович являлся одним из представителей «чистого искусства», поэтому основной его целью было восхищаться тем, что его окружает. Для него это был идеал всей той гармонии, в которой воплотилась вся высшая мудрость.
Стихотворением «Не то, что мните вы, природа», автор бросает своего рода вызов общественности. Он считает, что общество погрязло в не родной и далекой для них философии, при этом перестало обращать внимание и понимать все великолепие природы.
Но есть и печальная сторона в этом произведении. К сожалению, те строки, которые были удалены цензурой, исчезли навсегда. Поэтому у нас нет возможности познакомиться с текстом в первозданном виде.
Жанр, размер
По жанру анализируемое стихотворение считается элегией, поскольку в нем присутствует грустная тональность, в которой поднимаются темы философской проблематики. Сам автор, как ярый представитель «чистого искусства», являлся противником того, чтобы проблемы социума воспевались в поэзии. Из-за этого большое количество произведений написано с уклоном в философию, поэтому считаются философской лирикой. Данное стихотворение является ярким тому примером. Размер для написания стихотворения автор использует четырехстопный ямб.
Композиция
Большая часть стихотворения была утрачена из-за того, что его не пропустила цензура, поэтому пострадала и композиция произведения. Безвозвратно пропали две строфы произведения, а именно вторая и четвертая. Скорее всего, именно в них и содержалась основная позиция автора, но была не принята цензурой.
В результате этого, на сегодняшний день до нас дошли лишь шесть строф. Вот они делятся на две части по смысловой нагрузке.
В первой части произведения автор рассказывает нам о душе природы.
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Во второй части произведения Федор Иванович ведет речь о судьбе того народа, который не хочет понять и оценить природу, понять её сущность и язык.
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу, как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. В анализируемом стихотворении Федор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, души. Главные герои произведения – природа, природные явления, и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.
В первых строках герой обращается к невидимым слушателям, пытаясь опровергнуть их ложное мнение об окружающем мире. Он утверждает, что природа не безлична, что у нее есть душа, любовь и язык. Она развивается независимо от «внешних, чуждых сил».
Четвертый катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они» можно только догадываться, так как предыдущая строфа была изъята цензурой. Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична. Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звездах нема была».
В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они сами не захотят измениться.
Образы и символы
Благодаря лирическому герою в стихотворении появляется ясная и четкая позиция. В лирическом герое без труда можно рассмотреть самого Федора Ивановича Тютчева. Их позиция полностью совпадает, а взгляды одинаковы. Перед читателем предстает человек, который умеет думать, рассуждать и анализировать. Но, кроме того, он все так же умеет восторгаться природой, восхищаться её красотой, рассматривать её душу и улавливать смысл.
Образ природы, является одним из более важных образов для Федора Ивановича. Он будто оживляет природу, наделяя её человеческими качествами. Она может говорить, а эту особенность имеет только человек. Так же, автор показывает природу свободной, способной испытывать чувство любви. Он показывает природу вполне самостоятельной и самодостаточной единицей. Для природы безразлично, что о ней думают люди. Она была, есть и будет существовать дальше. Жить своей жизнью, не обращая внимания на всякие мелочи. Она ни от кого не зависит, развиваясь сама по себе. В этом автор и видит всю ценность окружающего мира.
Так же автор показывает некого оппонента, который неправильно оценивает природу. Этот человек не способен слышать, видеть и понимать природу как таковую. Он не ценит её красоту и не понимает величие. Он считает человека выше всего этого, не понимая, что самая большая ценность таится в окружающем мире.
Отточия и главный смысл
Анализ стиха Тютчева не будет полным, если обойти вниманием наличие отточий. Вместо них были строфы, но они по тем или иным причинам были изъяты цензурой. После такой процедуры они обыкновенно теряются и редко когда обнаруживаются. Так произошло и с данным стихотворением.
Однако, несмотря на то что некоторые куски отсутствуют, стихотворение не потеряло свой смысл. Главная его идея – тема взаимоотношений человека и природы. Подчёркивается важность способности человека чувствовать, потому что если человек «глух», то он и не живёт вовсе. Если для таких людей природа не имеет ни смысла, ни лица, то для Тютчева она важна и является «голосом матери самой». Именно образами природы поэт выражает сокровенные эмоции, задаёт волнующие его вопросы, ищет ответы в чём-то первозданном. Тютчев не просто рассматривает природу, любуясь ею, она наталкивает его на философские размышления, в ней поэт видит живой организм со своими чувствами, со своей душой и жизнью, законы которой не всегда в силах постичь человек.
Темы, проблемы
Основной темой стихотворения «Не то, что мните вы, природа» — это то, что люди заблуждаются. Они не хотят услышать окружающую их природу, понять её. Можно заметить, что автор отмечает проблему уважения к природе, взаимоотношение людей с ней. Так же он призывает обратить внимание на тех людей, которые относятся к природе без должного уважения и восхищения. Автор не может разделить точку зрения данного слоя населения, обвиняя их к нелюбви к родной матери. Это автор считает самым большим преступлением.
Тема природы поднимается практически во всем творчестве автора. Анализируемое стихотворение не стало исключением. Здесь в данной теме можно выделить подтему, в которой идет речь об отношении человека и окружающего мира. Его современники относились к окружающим пейзажам как к некому реквизиту, считая, что он просто дополняет работу человека. При этом они в упор не замечали того, что окружающий мир является самодостаточной единицей, которая способна существовать независимо от жизни и труда человека. Человек не является венцом природы, правильнее будет назвать его всего лишь её сыном. Именно поэтому любой человек должен относиться к природе с особым уважением и почтением.
Анализ стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа»
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» (1836 г.) считается одним из центральных во всем творчестве Тютчева. Поэту было несвойственно выступать с какими-либо заявлениями или обвинениями. Он вообще воздерживался от высказывания своего мнения, предпочитая описывать красоту природы. В данном произведении поэт отступает от своего правила. Он выступает в защиту объекта своего преклонения – природы. Тютчев считает, что его современники забыли о значении окружающего мира, прельстившись учениями грубых материалистов. Достаточно смелым было обвинение поэта, направленное против строгих служителей церкви, считающих природу лишь «приложением» к высшему творению – человеку. К сожалению, аргументы автора остались неизвестны, так как вторая и четвертая строфы были вырезаны цензурой и в дальнейшем не могли быть восстановлены. Тютчев твердо заявляет о независимой и самостоятельной сущности природы, которая занимает равное с человеком положение («в ней есть душа, …свобода, …любовь»). Все природные явления и объекты возникли не в результате чьей-то воли или желания, а посредством собственной тяги к жизни. Человек должен осознать, что все окружающее обладает не только физическими, но и духовными свойствами. Людей, которые не понимают этого, Тютчев считает слепыми и глухими. Рассматривая природу в качестве своей мастерской, они сами уподобляются бездушным автоматам. Для них закрыто все богатство окружающего мира, его красота и неповторимость. Они не способны к проявлению высоких чувств. Огородившись непроницаемой стеной от природного мира, такие люди никогда не чувствуют вдохновения. Их внутренний мир убог и ограничен. В финале стихотворения Тютчев бросает в сторону своих оппонентов самое страшное обвинение. Неуважение к природе делает таких людей настолько бесчувственными, что даже «голос матери» не сможет расшевелить их души. В этом заявлении отчетливо проявляется собственная позиция автора. Тютчев неоднократно заявлял, что считает природу родной матерью человека. В своих произведениях он часто использовал этот образ. Произведение «Не то, что мните вы, природа…» доказывает, что Тютчев мог не только мирно воспевать красоту пейзажа, но и в случае необходимости грудью вставать на его защиту. В какой-то степени поэта можно считать одним из предшественников современного движения экологов.
Читать другие стихи Фёдора Тютчева
Основной смысл
Главной задачей автора в произведении «Не то, что мните вы, природа» является показать настоящую сущность природы, показать насколько она является ценной и независимой. Она существует независимо от мнения людей на этот счет. Она сильная, самодостаточая и самостоятельная. Поэт старается рассказать читателю о том, что природа обладает всеми теми же чувствами и качествами, что и человек.
К природе необходимо относиться с уважением, стараясь всегда понять и услышать её голос.
Природа – это мать каждого из нас. Она дает нам жизнь, и помогает существовать в дальнейшем. Это мы от неё зависим, а не она от нас. Именно поэтому мы обязаны относиться к ней с почтением, любовью, трепетом и уважением. Главная задача человека – это беречь природу, восхищаясь её красотой.
Основная идея
В своём произведении Тютчев пытался показать ценность природы, её самостоятельность. Писатель старается донести до всех людей, что она наделена такими же чувствами, которыми обладает человек. Окружающий мир является самостоятельным организмом, подвластным только времени и развитию. Его нужно уважать и бережно относиться.
Для человека природа является матерью, от которой он берёт всё, что ему необходимо для жизни. Именно поэтому к ней надо прислушиваться и замечать её красоту не только ради своей выгоды, а просто так. Люди обязаны понимать её, так как она такая же живая, как и они.