Не станем уверять что прекраснее байкала
Помогите расставить запятые!
Как и с чем действительно можно сравнить его красоту? Не станем уверять что прекраснее Байкала нет ничего на свете каждому из нас люба и мила своя сторона. И все-таки у Природы как целого единого творца есть свои любимцы. Таков вне всякого сомнения и Байкал. Вспоминаю как мы с товарищем моим приехавшим ко мне в гости долго шли по берегу нашего моря. Был август лучшее благодатное время на Байкале. А тут еще и день выдался редкостный солнце безветрие тепло воздух звенит. Я рассказывал как впервые попав в студенческие годы на Байкал был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камешек до которого оказалось больше четырех метров. Помню в тот день нерпу. Она редко подплывает близко к берегу а тут как по заказу нежилась на воде совсем недалеко. Товарищ мой был не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться. А ведь он товарищ мой видел только маленький краешек Байкала и видел его в чудесный летний день. Он не знает как в такой же точно день когда светит солнце и недвижен почти воздух Байкал может бушевать казалось бы ни с чего. Он не знает зимнего Байкала когда вычищенный ветрами прозрачный лед представляется настолько тонким что под ним как под увеличительным стеклом живет и шевелится вода. И все-таки побыв очень недолго и увидев ничтожно мало товарищ мой имел возможность если не понять то почувствовать Байкал.
Байкал создан как венец творения и тайна природы для того чтобы мы могли пить из него воду главное и бесценное его богатство любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом.
Трудно удержаться чтобы не повторить вслед за моим товарищем Как хорошо что у нас есть Байкал! (По В. Распутину.)
У нас остается Россия (36 стр.)
Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже и не представляемой. Повторю, что она была в самом расцвете и самом разгаре. Прибавьте к нарисованной картине еще горные речки, с шумом сбегающие в Байкал, к которым мы раз за разом спускались испробовать водицы и посмотреть, с каким таинством и с какой самоотверженностью вливаются они в общую материнскую воду и затихают в вечности; прибавьте сюда еще частые тоннели, аккуратные и со вкусом отделанные, кажущиеся естественными, которых здесь ненамного меньше, чем километров по этой дороге, и над которыми то торжественно и строго, то причудливо, словно с только что окончившей игру вольностью, высятся скалы.
Помню, его доконала в тот день нерпа. Она редко подплывает близко к берегу, а тут, как по заказу, нежилась на воде совсем недалеко, и когда я, заметив, показал на нее, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. Она, разумеется, тотчас ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.
Он, товарищ мой, не попадал ни под сарму, ни под култук, ни под баргузин. Так называются ветры, которые мгновенно, с сумасшедшей силой налетают из речных долин и способны натворить на Байкале немалые беды, поднимая порой волну до четырех и шести метров. Байкальский рыбак не станет, как поется в песне, просить: «Эй, баргузин, пошевеливай вал. «
Он не бывал в бухте Песчаной, где солнечных дней в году гораздо больше, чем на прославленных южных курортах, и не купался в Чивыркуйском заливе, где вода летом нагревается ничуть не меньше, чем в Черном море.
Он не знает зимнего Байкала, когда вычищенный ветрами прозрачный лед представляется настолько тонким, что под ним, как под увеличительным стеклом, живет и шевелится вода, на него боязно ступить, а между тем под ногами может быть и метр, и больше толщины; не слышал он, товарищ мой, с каким гулом и треском разрывает Байкал, пошевеливаясь, под весну этот лед широкими бездонными трещинами, через которые не пройти, не проехать, а затем, снова сойдясь, возводит над ним великолепные громады голубых торосов.
Он не попадал в волшебную сказку: то мчится навстречу тебе с распущенным белоснежным полотнищем парусник; то повиснет в воздухе, плавно снижаясь и как бы приноравливаясь, где лучше сесть, средневековый красавец замок, то широкой полосой плывут с высоко и гордо поднятыми головами и совсем близко наплывают на тебя лебеди. Это миражи на Байкале, обычное здесь явление, с которыми связано немало прекрасных легенд и поверий.
И все-таки, побывав очень недолго и увидев ничтожно мало, товарищ мой имел возможность если не понять, то почувствовать Байкал. Чувство в таких случаях зависит от нас, от нашей способности или неспособности принять в себя духовное зерно. И когда он, товарищ мой, говорит, что мог за одну ту прогулку дать ему Байкал, я его понимаю.
Закрепление по теме «Сложноподчинённое предложение» 9 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение» 9 класс Стригачева Т.Н. МБОУ «Тюшинская СОШ» 2015
Работаем с текстом Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в 1-11 предложениях, выделите средства связи (в сложных предложениях). Составьте схемы сложноподчинённых предложений с указанием видов придаточных.
1) Не стану уверять что прекраснее Байкала нет ничего на свете. 2)Каждому из нас мила и люба своя сторона где ты родился вырос или живёшь. 3) И всё-таки у природы есть свои любимцы которых она наделяет особой красотой. 4) Таков и Байкал который славен своей чудотворной силой величием и могуществом. 5) Вспоминаю как мы с товарищем приехавшим ко мне в гости долго шли по берегу нашего моря. 6) День выдался тёплый безветренный. 7) Байкал был так чист и тих что далеко в воде переливались красками камни. 8) Товарищ мой был потрясён дикой и буйной красотой которая обрушилась на него. 9) А ведь он ещё не знает зимнего Байкала когда прозрачный лёд кажется таким тонким что на него больно ступить. 10) Под ним как под увеличительным стеклом живёт и шевелится вода хотя под ногами больше метра толщины. 11) Как хорошо что у нас есть Байкал! 12) Могучий богатый величественный! (По В.Распутину)
Пунктуация- 1 балл основы – 1 балл схема – 1 балл
Не стану уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете. в чём? […глаг.], (что …) изъяснительное
2) Каждому из нас мила и люба своя сторона, где ты родился, вырос или живёшь. какая? […сущ.], (где …) определительное
3)И всё-таки у природы есть свои любимцы, которых она наделяет особой красотой. какие? […сущ.], (которых …) определительное
4)Таков и Байкал, который славен своей чудотворной силой, величием и могуществом. какой? […сущ.], (который …) определительное
5) Вспоминаю, как мы с товарищем, приехавшим ко мне в гости, долго шли по берегу нашего моря. о чём? […глаг.], (как …) изъяснительное
6) День выдался тёплый, безветренный.
7) Байкал был так чист и тих, что далеко в воде переливались красками камни. насколько? что из этого следует? […ук.сл.+прил.], (что …) меры (+ следствия)
8) Товарищ мой был потрясён дикой и буйной красотой, которая обрушилась на него. какой? […сущ.], (которая …) определительное
9)А ведь он ещё не знает зимнего Байкала, когда прозрачный лёд кажется таким тонким, что на него больно ступить. какого? насколько? что следует? […сущ.], (когда …ук.сл.+прил.), (что…).определительное меры
10)Под ним, как под увеличительным стеклом, живёт и шевелится вода, хотя под ногами больше метра ширины. несмотря на что? […], (хотя …) уступки
11) Как хорошо, что у нас есть Байкал! 12) Могучий, богатый, величественный! что? [… кат.сост.], (хотя …) изъяснительное чувство
Какие типы предложений преобладают в тексте? Почему?
Сложноподчинённые предложения изъяснительные, определительные, меры и степени помогают автору описать поразительную красоту Байкала и выразить свои мысли и чувства.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок предполагает закрепление навыков по теме «Сложноподчинённое предложение»: умение расставлять знаки препинания, выделять грамматическую основу, составлять схемы СПП с одним придаточным и определять их вид. Урок выстроен на основе текста В.Г.Распутина о Байкале, поэтому формирует не только лингвистическую, но и языковую, культуроведческую компетенцию. На слайдах также представлен материал для самопроверки и самооценки учащимися выполненной работы, что способствует развитию регулятивных УУД
Номер материала: ДБ-1083377
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Не станем уверять что прекраснее байкала
Как и с чем, действительно, можно сравнить его воздух и воду, его красоту? И красота ли это? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас мила и люба своя сторона, и для эскимоса или алеута его ледяная пустыня есть венец природного совершенства. Мы с рождения впитываем в себя соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и организуют на свой манер клетки нашего тела. Поэтому мало сказать, что они дороги нам, мы часть их — та часть, что составляется естественной средой. В нас обязан говорить и говорит ее древний голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом — можно лишь вынести о них свои впечатления. Все это прекрасно своей красотой и удивительной своей жизнью. Чаще всего попытки сравнения в таких случаях происходят от нашего нежелания или неумения увидеть и почувствовать единственность и совершенство картины.
Меньше всего для Байкала подходит понятие красоты. То, что мы принимаем за нее, есть впечатление иного рода — как бы надстоящее над горизонтом нашей чувствительности. Сколько бы ты ни бывал на Байкале, как бы хорошо ни знал его, каждая новая встреча неожиданна и требует с твоей стороны усилий. Всякий раз приходится опять и опять словно бы приподнимать себя на некую высоту, чтобы оказаться с ним рядом, видеть его и слышать.
Не все, как известно, называется. Нельзя назвать и то перерождение, которое случается с человеком вблизи Байкала. Надо ли напоминать, что для этого должен быть душеимущий человек. И вот он стоит, смотрит, чем-то наполняется, куда-то течет и не может понять, что с ним происходит. Как зародыш в чреве матери проходит все эволюционные стадии развития человека — и он, завороженный древним могучим изладом этого чуда, испытывает всевременное чувство приливности создавших человека сил. Что-то в нем плачет, что-то торжествует, что-то окунается в покой, что-то сиротствует. Ему и тревожно и счастливо под проницательным всеохватным оком — родительствующим и недоступным; он исполняется то надежды от воспоминаний, то безысходной горечи от реальности.
Кто из нас не знает замечательной песни «Славное море, священный «Байкал», написанной в прошлом веке сибирским поэтом Д. П. Давыдовым от лица каторжника, сбежавшего от тюремщиков и переправляющегося через Байкал. Есть в ней слова: «ожил я, волю почуя». Вот это и испытываем мы на Байкале, словно бы вырвавшись из застенков созданного собою рабства на вольный простор, перед тем как снова возвращаться обратно.
Январь, 17-е. Листвянка, исток Ангары.
Байкал встал, замерз. Вчера, когда приехал, ходила еще полая вода — перед тем сорвало и унесло ветром слабый лед, а сегодня окончательно. Огромное ледяное поле в заплатках: льдины еще не притерло друг к другу, в местах стыков выжимает наверх крошево и выплескивается вода. Возле Ангары она давит на лед с глухим ропотом, недовольная и не привыкшая, что нет выхода там, где выходила.
День солнечный, яркий. Вспоминается, что по числу солнечных часов в году Байкал даст фору любому европейскому курорту. Солнце, падая на синий застыв, разбивается и дымит. В чутком оцепенении стоит лес по горе, медленно и вяло двигаются люди. Общая завороженность от ледяной разостели. На торосистый выжим возле берега лает собака. Грузно смотрятся на противоположном берегу горы. Вместе с водой застыл и воздух.
В истоке Ангары густо плавают возле кромки льда утки-зимовщики. И для них это свежо и ново. Их сносит, они опять наплывают и, оставляя след, двигаются с определенным интервалом вдоль припая, одна за другой исчезая в нырках. Воздух в стрекоте от их взлетов.
Стоял на смотровой площадке в истоке, наверное, с час. Сняла свадьба. Подъехали, застучали дверцами машин, сходясь, радостно заматерились. Молодые и сразу некрасивые от ругани. Никто не удивился ни льду, ни солнцу, ни выныривающим близко уткам, никто, кажется, и не взглянул ни на Ангару, ни на Байкал. Машины остановились — они и вышли, исполняя заведенный ритуал и давая привычные движения ногам и языку, окунувшись в блаженство картины без глаз и без души.
Уходя, припомнил еще, что Алексей Мартос, в своем сибирском путешествии проезжавший мимо сего места без малого 170 лет назад, заносит в дневник варварский обычай местных жителей бить из ружей вот так же доверившихся людям уток. Сейчас, кажется, такое извелось совершенно. Может быть, человек и стал лучше, но так далеко ему еще… Не хочется продолжать. Всех тварей остановила природа на одном уровне, а человека отпустила — и что же, как распорядился он своей свободой?!
18-е. Вот те и окончательно: опять открыло. Ни ветра ночью не было, ни тепла особого, а поднялся утром — Ангара ушла далеко в море, и чистая, совсем без льда, воронкой расширяющаяся в Байкал полость лежит спокойно и как-то победно. И только подле берега ледяной пристав, на нем ребятишки гоняют шайбу. Это уж Байкал показывает характер: хочу накроюсь, хочу откроюсь.
…Удивительно горит он на закате, когда солнце уже ушло и на западе полыхают заревые полосы. Байкал подсвечен как бы не сверху, а снизу — солнцем, ушедшим под воду и просквозившим ее до поверхности. Мягкое пурпурное сияние не утонуло, когда и заря догорела, словно Байкал, как тепла, набрал его про запас и будет отдавать до новой, до утренней зари, как отдает он летнее тепло до весны.
Ангара за мысом и горой тыльно темнеет, а Байкал все горит и горит…
20-е. Опять заледенело. Лед до того тонкий и гладкий, что сверху с берега не отличить от воды. Только по отражению солнца и понять: на льду солнце расскальзывающееся, разбегающееся, а в ангарской воде оно лежит прогнувшейся неширокой верстой.
Вечером опять «картина». Все небо со стороны Ангары как зашторено серой плотной облачностью, с противоположной стороны над Хамар-Дабаном тоже тучи, в край которых бьет заходящее солнце (уже зашло), бьет в какой-то один центр — и солнце будто там, наверху, едва-едва прикрытое тучами. Весь Байкал в ослепительном сиянии, все брызжет солнцем, но от гор надвигается стена тумана. С одной стороны от Хамар-Дабана наступает туман, вытесняя свет, а с другой, от Ангары, — темнеющая тень сумерек, и сужающаяся полоса солнца все ярче — горит, плавится, искрит.
Февраль, 17-е. Белое пустынное поле Байкала, с которого соскальзывает взгляд, ослепительно белое и пустынное, без горизонта, в яркой белизне переходящее в небо. И только уже высоко над головой по блеклым разводам и успокаивающейся краске видно, что это небо. В белой равнине снега есть какая-то недоступная нам чрезмерность, в которую мы не проникаем, потому что в нашем зрении чего-то для этого недостает, мы слепнем без темного упора и теряемся, скользим по ее раздражающей чужести и скорей убираем глаза.
Вчера был тоже яркий день, но с ветром, который дул не с Ангары, как обычно, а в Ангару, вздымая туман. Сегодня совсем тихо. Не привычная для зимы синеющая гладь воды на Ангаре, утыканная утками, с чистым пунктирным звуком перелетающими, когда их сносит. Река звенит от этой музыки.
Спустился на лед и пошел по нему в море. Снег еще не вымело, он твердый и корковатый, но с пятнами льда, сквозь который, как сквозь синее стекло, видно шевеление воды. Снег жесткий, закрупившийся, он не скрипит под ногами, а ширкает, идти по нему приятно.
Поначалу Байкал как бы не заметил меня. А потом — началось! То стреляло, то вскряхтывало, то взрывалось что-то под самыми моими ногами, так что раза два я едва удержался, чтобы не отпрыгнуть. Могло, как гром, возникнуть где-то в стороне, но налетало на меня и проносилось, пугая, совсем рядом. Знаю прекрасно, что безопасно, каждую зиму хожу по льду и всякий раз испытываю все ту же восторженную жуть. Знаю и по каким таким законам это происходит, но не хочу объяснений, а хочу думать, что эту канонаду, играя и пугая, Байкал устраивает для человека.
18-е. Утром четкие, как у Р. Кента на картинах, горы — близкие и до подробностей видимые, хоть точи о них глаза. С восходом солнца за мысом они загораются, но огромное снежное поле внизу лежит в неплотной, рубашечной синеве. Солнечный подтай спускается с гор все ниже и ниже, вытекает на поле — хорошо видна граница между сухой синевой и сухим красноватым горением. Она надвигается, и там, за ней, где было только что ясно, возникает туманная легкая дымка — как парение. Постепенно солнце заливает все поле, выкатив из-за мыса, и постепенно застятся и слепнут горы, наступают яркие сумерки.
ЕГЭ 2012 рус я Э 2012
ЕГЭ-2012 рус. яЭ-2012 рус. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Как и с чем можно сравнить его красоту? (2)Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона…
(3)И всё-таки у Природы, как единого творца, есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью.(4)Таков, вне всякого сомнения, и Байкал.(5)Ведь это озеро не зря называют жемчужиной Сибири.
(6)Безусловно, Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом.(7)Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота не погубленной, воздух не засорённым, а жизнь в нём и вокруг.
(8)Это прежде всего необходимо нам. (По )
1.В каком предложении заключена основная мысль текста?
2.Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1) Байкал как «хрустальная печень страны» необходим нам.
2) Нельзя загрязнять Байкал, он создан Природой не для производственных потребностей человека.
3) Байкал – одно из настоящих чудес Природы, не зря его «называют жемчужиной Сибири».
4) Прекраснее Байкала нет ничего на свете!
3.Определите тип речи текста?
2) описание с элементами повествования;
4.Определите стиль текста?
4) официально – деловой
5. В каком значении употребляется слово ДЕРЖАВНЫЙ в 6 предложении?
1) державный – порфироносный;
2) державный – августейший;
3) державный – величественный;
4) державный – грандиозный.
6. Какое из предложений 2-3 абзацев связано с предыдущим с помощью частицы и описательного оборота?
7. Выпишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте. Номера укажите в порядке возрастания, через запятую.
1) оценочная лексика
2) лексический повтор
7) риторический вопрос
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Август – самый тихий, самый спокойный, уравновешенный месяц. (3)Ведь лето уже сделало своё дело. (4 )Всё, что родилось, выросло, созрело, всё сияет цветами румяной, солнечной спелости. (5) У августа – улыбка тихого увядания.
(6)Ещё немало цветов красуется на лугах, лесных полянах, но много растений венчают уже семена.(7)На поляне непролазные травы тронуты желтизной – сединой зрелости.(8 )Как обгоревшие факелы, над этим ковром возвышаются кустики конского щавеля, стеной у межи стоит цепкий репейник, желтеют кружева пахучего донника.(9) Тронешь дудку ломкого стебля и сразу почувствуешь запах свежести и лесного здоровья. (10)Но главный запах в лесу – грибной.
(11) Куда ни глянешь – горят костры рябины. (12) Разве можно оторвать взгляд от красного бисера, от щедрой вышивки по зелёному?! (13) Узор этот будет держаться долго. (14) Уронит лес листья, продуто всё будет осенним ветром, всё в лесу полиняет, поблекнет, а эта алая дробь будет висеть. (15) И будут слетаться к деревцам – кормильцам дрозды, пока не останется ни одной красной ягодки – бусинки. (По В. Пескову)
1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1) Август хорош тем, что всё уже созрело и сияет цветами румяной, солнечной спелости.
2) Август запоминается улыбкой тихого увядания.
3) Много запахов в предосеннем лесу, но главный запах – грибной.
4) Август хорош, но весенние месяцы более по душе.
2. Определите тип речи текста?
2) повествование с элементами описания и рассуждения
3) рассуждение с элементами повествования
4) описание с элементами рассуждения
3. Определите стиль текста?
4) официально – деловой
4. С помощью какого языкового средства связаны 12 и 13 предложения?
1) контекстуальный синоним
2) лексический повтор
3) лексический синоним
5. В каком предложении 1 – 2 абзацев все слова употреблены в прямом значении?
6. В каком ряду перечислены все средства выразительности, которые используются в первом абзаце текста?
7. Выпишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте. Номера укажите в порядке возрастания.
1) оценочная лексика
3) контекстуальные синонимы
4) синтаксический параллелизм
6) языковые антонимы
7) риторический вопрос
Прочитайте текст и выполните задания
(5) Отдельные читатели могут иной раз ошибочно судить о книгах, но за Читателем в большом, собирательном значении этого слова – и притом на протяжении более или менее продолжительного периода времени – всегда остаётся последнее слово в оценке литературного произведения.
(6) Правда, оценка книги, утвердившаяся на известный срок, очень часто меняется.(7) Какая-нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали.(8) Но рано или поздно мы осознаём этот обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в более правильных масштабах.
(9) Время идёт, одно поколение приходит на смену другому, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее
до него литературное наследство. (10) И если прозаик или поэт сохраняют своё значение
и вес в течение веков, то это объясняется не тем, что они были однажды зачислены в ряды гениев и классиков или увековечены воздвигнутыми в их честь монументами, а тем, что и новые поколения признают их ценными и нужными для жизни.
(11) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у нас полке, постепенно и незаметно теряет своё обаяние. (12) Она как бы уничтожается, сливаясь с другими, ей подобными.
(13) Решает судьбу книги живой человек, читатель. (.)
1. Какова основная тема текста?
1) Книга в нашей жизни.
2) Судьба лучших произведений мировой литературы.
3) Роль талантливого читателя в оценке литературных произведений.
4) Значение литературы в жизни человека.
2. Определите стиль и тип речи текста.
1) разговорный стиль; рассуждение
2) научно – популярный стиль; рассуждение
3) публицистический стиль; повествование
4) публицистический стиль; рассуждение
3. Какое значение имеет слово СУДИТЬ в предложении 5?
1) осуждать, укорять, обвинять в чём – нибудь
2) рассматривать чьё – либо дело в судебном порядке
3) составлять, высказывать какое – нибудь мнение, суждение
4. В каком предложении использована метафора?
5. Какие из предложений 1 – 7 связаны с предыдущим с помощью личного местоимения?
6. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в тексте?
3) ряды однородных членов
4) синтаксический параллелизм
Прочитайте текст и выполните задания.
1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1) компьютерный язык сочетает в себе подвижные, неподвижные и интерактивные символы
2) язык компьютерных игр – новый язык культуры
3) интерактивность – основная черта языка компьютерных игр
4) новый язык опасен для подрастающего поколения
2. Определите стиль и тип речи текста.
1) научный стиль; описание
2) публицистический стиль; рассуждение – размышление
3) художественный стиль; рассуждение и повествование
4) научный стиль; рассуждение с элементами описания
3. Какое значение имеет слово ЯЗЫК в предложении 1.
1) подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека участвующий в образовании звуков речи
2) речь, способность говорить
3) система звуковых, словесных и грамматических форм, объективирующая работу мышления
4) система знаков, передающая информацию
4. В каком предложении автор использует контекстуальные антонимы?
5. Среди предложений 1-9 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения? Напишите его номер.
6. Какие из перечисленных ниже языковых средств используются в тексте?
1) языковые антонимы
2) оценочная лексика
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.
(2)Природа – это материал для хозяйства всего человека и зеркало пути каждого из нас к истине. (3)Стоит только хорошо задуматься о своём пути и потом из себя поглядеть на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств.
(4)Вот как просто, кажется, бегут, догоняя друг друга по проволоке, капельки воды дождевой: одна задержалась, другая нагнала её, обе слились в одну и вместе упали на землю. (5)Так просто! (6)А если задуматься о себе, о том, что переживают люди в одиночку, пока не найдут друг друга, и с этими мыслями исследовать капли в их слиянии…
(7)И если посвятить себя этому изучению, откроется, как в зеркале, жизнь человека и то, что природа есть зеркальный свидетель жизни целиком человека – царя.
(8)В природе вода лежит, и её зеркало отражает небо, горы и лес.(9)Человек мало того что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя, и стал всматриваться в своё изображение.
(10)Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя.
(11)Понять себя самого в зеркальном изображении скорее всего может только человек.
(12)История культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и всё будущее наше в том, что ещё в этом зеркале он увидит. (М. Пришвин)
1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1) В самых простых вещах, если к ним присмотреться внимательнее, пристальнее, обнаруживается сложное и удивительное.
2) История культуры отражает взаимосвязь человека и природы.
3) Зеркальным отражением внутренней жизни человека является природа: пристально вглядываясь в неё, человек познаёт самого себя.
4) Действия человека по отношению к природе не всегда разумны.
2. Определите стиль и тип речи текста.
1) научно – популярный стиль; описание
2) художественный стиль; рассуждение
3) публицистический стиль; рассуждение
4) публицистический стиль; повествование и описание
3. Какое значение имеет слово ХОЗЯЙСТВО в предложении 2?
1) производство, экономика
2) оборудование какого-нибудь производства
3) совокупность предметов, необходимых в быту
4) всё, чем живёт человек
4. В каком предложении автор использует пословицу в качестве выразительного средства?
5. Среди предложений 7-12 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью однокоренных слов и лексического повтора.
6. Какие четыре из перечисленных ниже выразительных средств используются в тексте? (Цифры пишите в порядке возрастания.)
1) развёрнутая метафора
2) лексический повтор
3) синтаксический параллелизм
5) лексический параллелизм (сопоставление)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
(2)Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. (3)Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.
(4)Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криков, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.(5)В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными, но далёкими и непережитыми.(6)Раньше они вызывали только один обычный скудный образ.(7)А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов.
(8)Какие же это слова?(9)Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.(10)Легче всего, пожалуй, с «дождевых».
(11)Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами – полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни(проливни).
(12)Но одно дело – знать умозрительно, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.(13)Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнуть, наполняются выразительной силой.(14)Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.
(15)Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.(16)Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (К. Паустовский).
1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1) Умение живописать словами зависит от способности писателя видеть жизнь словно в первый раз.
2) Чтобы не потерять чувство языка, писателю необходимо общение с людьми, с природой.
3) Если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну.
4) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то читателю предоставляется возможность пофантазировать и самому дорисовать картину в воображении.
2. Определите стиль и тип речи текста.
1) художественный стиль; описание, повествование и рассуждение
2) публицистический стиль; описание
3) художественный стиль; рассуждение, повествование
4) разговорный стиль; повествование, рассуждение
3. Какое значение имеет слово СЛЕПЫЕ в предложении 11.
1) лишенный зрения, способности видеть
2) неотчётливый. Плохо различимый
3) безрассудно действующий или совершающийся без разумного основания
4) совершаемый без видимых ориентиров, без участия зрения.
4. В каком из перечисленных предложений все слова перечислены в прямом значении?
5. Какое из предложений 7 – 10 связано с предыдущим с помощью личного местоимения.
6. Какие из перечисленных ниже выразительных средств используются в тексте?
1) ряды однородных членов
3) 3) развёрнутое сравнение
5) лексический повтор
Прочитайте текст и выполните задания.
(6)Между тем русская классическая литература не обходилась без этого понятия, оно было для неё как бы внутренней движущей силой.
(7)Достоевский видел счастье в очищении души (8)Толстой – в полноте и естественности чувства.(9)Короленко – в благородстве натуры.(10)Пушкин – как бы даже и овеществлял счастье, и сам чувствовал его в своей крови.(11)У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет, так страстно не убеждён, что оно должно быть.
(14)Может быть, это опять-таки объясняется его склонностью к сатире и гиперболе, которые обладают какой-то своей собственной философией и чужды этой категории?(15)Но может быть и по другому.
(16)Век 19, самоуверенный, ощущающий приход науки как приход нового Христа-Спасителя, всё-таки сомневался в себе и своём будущем такими умами, как Гоголь: спаситель мог оказаться наделённым апокалипсическими чертами.(17)А это – тот рубеж, достигнув которого гений уже как бы лишается понятия счастья.(18)В мировом искусстве без особого труда можно различить этот священный орден прорицателей и всех тех, кто к нему принадлежал.
1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1) в произведениях мы не встретим определения «счастье»
2) у каждого русского писателя-классика всегда было своё представление о счастье
3) для русской литературы понятие счастья было как бы внутренней жизненной силой
4) Гоголь был слишком несчастен, чтобы писать о счастье
2. Определите стиль и тип речи текста.
1) разговорный стиль; рассуждение
2) публицистический стиль; рассуждение
3) научно-популярный стиль-рассуждение
4) публицистический стиль; повествование
3. Какое значение имеет слово КЛАССИЧЕСКИЙ в предложении 6?
1) типичный, характерный
2) следующий методам классицизма
4) выдающийся, образцовый, общепризнанный
4. В каком предложении автор использует метафору?
5. Какое из предложений первого и второго абзацев связано с предыдущим с помощью описательного оборота (указательное местоимение + контекстуальный синоним)? Напишите его номер.
6. Какие из перечисленных ниже выразительных средств используются в тексте?