Не сходится дебет с кредитом что делать
Почему дебет с кредитом не сходятся?
Содержание статьи
Азбука бухгалтера
Чтобы эффективно вести хозяйственную деятельность и вовремя принимать верные управленческие решения, нужно в текущем времени отслеживать хозяйственные процессы и производимые хозяйственные операции. Для этого данные из первичной документации группируются на счетах бухгалтерского учета, зачем эти данные систематизируются, анализируются и руководство предприятия получает возможность делать выводы о результатах своих усилий.
Бухгалтерский учет основан на принципе двойной записи: каждая хозяйственная операция должна быть отражена в Дебете и Кредите счетов, т.е. приобретения должны быть равны расходам. Иначе произойти не может, поскольку средства переходят из одного состояния в другое, но не могут возникать из ниоткуда и бесследно исчезать. Именно на этом принципе построена вся система бухгалтерского учета, а само понятие «баланс» означает равенство, когда это правило соблюдено.
Каждая хозяйственная операция затрагивает два бухгалтерских счета: если в кассу поступают денежные средства, должен быть указан источник их поступления; при расходовании этих средств в учете отражается категория расходов: будь это выплата поставщику, оплата труда работника или налоговые платежи – для каждого из них в Плане Счетов найдется своя категория. Помимо этого, принцип двойной записи исключает возможность совершения бухгалтерской ошибки: если она имеет место, баланс свести не удастся.
Как найти ошибки в учете?
Все ошибки в бухгалтерском учете бывают двух типов: преднамеренные и непреднамеренные, но чаще других допускаются следующие системные ошибки:
— при первичном учете, когда операции отражаются в учете без соответствующих документов;
— при несвоевременном отражении в учете.
— при составлении неверных проводок. В этом случае искажаются данные учета;
— в оценке, могут быть связаны с нарушениями в правилах первичного учета, исчисления суммы амортизационных отчислений;
— специфические ошибки могут возникнуть при сбоях в работе компьютеров, при использовании некорректных бухгалтерских программ, при внезапном отключении электроэнергии, при внедрении в систему вредоносных компьютерных программ.
Во всех случаях самым эффективным методом, позволяющим найти ошибки в учете, является проведение инвентаризации, когда фактический остаток сверяется с бухгалтерским. В этом случае можно выявить факты неправильного оформления ценностей и хищений. Также поможет проведение сверок с контрагентами по приходу и расходу товарно-материальных ценностей.
При составлении оборотно-сальдовой ведомости вручную опытный бухгалтер может «на глазок» увидеть неверные проводки, а также отследить движение средств по дебетам и кредитам счетов. Помимо этого, полезно применять метод логического контроля, с созданием «контрольных точек», значения которых в верной отчетности должны совпадать.
Что такое дебет и кредит простыми словами
Выражение «свести дебет с кредитом» знакомо, наверное, каждому. При этом многие даже примерно не понимают, что это значит. Поэтому ниже попытаемся как можно проще объяснить, что же такое дебет и кредит.
У любого действия в организации должно быть 2 операции — приходная и расходная.
Чтобы было легче вести такой учет, были введены понятия «дебет» и «кредит». В переводе с латыни языка «дебет» означает «должен он», а «кредит» — «должен я».
Таким образом, каждый счет делится на две половинки:
Чтобы было понятнее, рассмотрим простой пример. Представьте, что вы идете в магазин(назовем «Касса», достаете из кошелька 100 000 рублей и покупаете платье. В этом случае сумма уходит из кредита счета «Кошелек покупателя» и приходит дебету счета «Касса». Чтобы отразить это в бухгалтерском учете, надо взять оба этих счета и записать 100 000 рублей 2 раза:
Обратите внимание, что стоимость всегда уходит из кредита счета, а попадает в дебет. Такой перевод стоимости называется двойной проводкой.Следовательно:
Дебет – это часть бухгалтерской проводки, указывающая на получателя средств. КрЕдит показывает источник, откуда поступили эти средства.
Что такое дебетовое и кредитовое сальдо
Итак, вы решили открыть торговую точку по продаже теплиц. Дело было осенью. При этом, чтобы нам было проще, ни денег, ни долгов, ни даже самих теплиц у вашей организации пока нет. Но зато уже есть покупатель, который хочет купить у вас три теплицы на общую сумму 100 000 рублей и оставить их (теплицы) у вас на хранение до весны.
На этом первый месяц вашей работы закончился и пора подводить итоги.
Кредитовый и дебетовый оборот
В конце месяца необходимо подсчитать дебетовые и кредитовые обороты.
Для счета «Кошелек покупателя» кредитовый оборот составил 100 000 рублей, а дебетовый — 0.
«Касса»: дебетовый оборот — 100 000 рублей, кредит — 90 000 рублей.
«Р/с в банке»: дебетовый оборот — 90 000 рублей, кредит — 80 000 рублей.
«Поставщик»: дебетовый оборот — 80 000 рублей, кредит — 160 000 рублей.
«Склад»: дебетовый оборот — 160 000 рублей, кредит — 0.
Что такое дебетовое сальдо
Теперь остается вывести остаток, который получился по всем счетам. Эта величина будет называться «Итоговое сальдо». Чтобы посчитать сальдо, надо из большего оборота минусовать меньший.
Рассмотрим для примера «Р/с в банке». Оборот по дебету составляет 90 000 рублей, а по кредиту — 80 000. Первая сумма больше, значит, сальдо здесь дебетовое: 90 000–80 000=10 000 рублей. Запишем его в дебетовой части счета и заключим в красный прямоугольник.
Теперь обратите внимание на счет «Поставщик»: здесь сальдо по дебету 80 000 рублей, а по кредиту — 160 000. В данном случае сальдо получилось кредитовым: 80 000 – 160 000 = 80 000 рублей (также в красном прямоугольнике).
То же самое проделываем и с остальными счетами. В итоге у нас получается такой результат:
Разберем, что означает сальдо по каждому из этих пяти счетов.
По счету «Кошелек покупателя» сальдо кредитовое и оно напоминает, что весной вы должны отдать покупателю теплицы на сумму 100 000 рублей.
Сальдо на счете «Касса» дебетовое. Оно означает, что в кассе вашей организации лежит 10 000 рублей.
Дебетовое сальдо по третьему счету показывает, что на счете в банке у вас есть еще 10 000 рублей.
По четвертому счету получилось кредитовое сальдо, которое не даст забыть, что вы должны производителю 80 000 рублей.
Ну и последний счет с дебетовым сальдо рассказывает о том, что на вашем складе лежат теплицы на сумму 160 000 рублей.
Что дальше?
Вы продолжаете работать, и в балансе надо отражать последующие операции. Но вначале необходимо перенести конечные сальдо прошлого периода на начало нового. Такие сальдо будут называться входящими, записывать их надо в соответствующую колонку: дебетовое сальдо — в левую, кредитовое — в правую.
Вернемся к примеру. Вы решили перечислить из кассы на расчетный счет еще 7 000 рублей. Задействуются два счета. Сначала не забываем перенести по ним входящие остатки (на рисунке ниже обведены зеленым), затем записываем проводку на 7 000 (в Кт «Касса» и в Дт «Р/с»).
Больше никаких действий за этот период по счетам не проводилось.
В конце 2-го месяца сначала вычисляем обороты, при этом на входящее сальдо внимание пока не обращаем (обороты обведены голубым). Затем считаем итоговое сальдо (в красном прямоугольнике), уже учитывая входящий остаток. Получается следующая картина:
Конечно, это довольно примитивные примеры. На деле в бухгалтерском учете все гораздо сложнее. Но получить базовые понятия, что такое дебет, кредит и сальдо, из этой статьи вполне можно.
Для чего необходимы дебет и кредит
Бухгалтерский учет необходим для функционирования предприятия. Он позволяет получать доход от работы компании, фиксировать все поступления средств, расходы. Данные бухгалтерского учета постоянно меняются в зависимости от работы предприятия. Понятия дебета и кредита, можно сказать, являются одними из основных в бухучёте.
Что собой представляет дебет и кредит?
Дебет – это приход средств, прибыль компании. Источники поступлений могут быть самыми разными:
Кредит – это расходы. Несмотря на наводящее название, данный пункт не обозначает кредитование. Это любые убытки организации:
Кредит является уменьшением капитала, который принадлежит компании. Под капиталом подразумевается недвижимость, оборудование, деньги и прочие материальные объекты.
Особенности ведения счетов
Активно-пассивные счета в методологии бухгалтерского учета по ссылке
Бухгалтерский учет предполагает двойную запись. Составляется таблица, в левую колонку которой вписывается дебет, а в правую – кредит. Большинство счетов разделяются на две категории:
ВНИМАНИЕ! Значение дебета и кредита будет зависеть от того, к каким счетам они относятся. Если дебет находится на активном счете, он отображает приход средств, если на пассивном – расход.
Функции дебета и кредита
Любые операции, связанные с дебетом и кредитом, необходимо фиксировать для следующих целей:
ВАЖНО! Кредит и дебет – показатели работы предприятия. Они позволяют проверить стабильность компании и ее прибыльность. Правильное ведение бухгалтерской документации важно, прежде всего, для самой организации. К примеру, если дебет компании больше кредита, положение предприятия очень хорошее. Аналогичная оценка актуальна при совпадении показателей. Кредит, превышающий дебет, свидетельствует о дефиците бюджета.
Примеры
Понять функции и особенности рассматриваемых проводок проще на примере. Итак, предприятие совершило оплату за партию продукции, доставленной поставщиком. Дебиторская задолженность перед другими организациями увеличилась. Все изменения фиксируются на дебете счета №60. Данный счет отвечает за расчеты с поставщиками и прочими субъектами хозяйственной деятельности.
Активы предприятия, в связи с растратами, сокращаются. Поэтому нужно внести изменения в счет №51 под названием «Расчетный счет».
ВАЖНО! Бухгалтерский счет не может вестись произвольно. К нему предъявляются строгие требования. Сначала бухгалтер указывает дебет, а затем кредит.
Проводка, исходя из приведенных в примере условий, будет выглядеть следующим образом: Дебет 60, Кредит 51 «Оплата поставщику».
После оплаты поставщик предоставил товар предприятию. Он увеличил активы компании. Привезенная продукция фиксируется на счету 41 «Товары». Произошло также сокращение задолженности поставщика перед предприятием. Данное изменение фиксируется на счету 60 по кредиту.
Проводка будет выглядеть так: Дебет 41, Кредит 60 «Поставка товаров поставщиком».
Что значит «сводить дебет с кредитом»?
Сведение дебета с кредитом необходимо для получения баланса. Баланс предприятия дает представление о фактическом капитале компании. То есть, о материальных активах без учета расходов.
Рассмотрим простой пример. Расходы предприятия составили, в данном месяце, 100 000 рублей. Доходы его равны 150 000 рублей. То есть, баланс будет составлять 50 000 рублей.
Это самый примитивный пример, который в полной мере не отображает реальное ведение дел. Расходы и доходы включают в себя не только деньги, но и материальные ценности, оборудование и прочее имущество. Однако на примере денег проще понять особенности сведения дебета с кредитом.
В каких сферах используются проводки по дебету и кредиту?
Без приведенного бухгалтерского учета не обойдутся следующие предприятия:
Бухгалтерский учет необходим для любого зарегистрированного юридического лица. Он потребуется для расчета налогов, определения состояния компании.
Что такое сальдо?
ВАЖНО! Пример расчета сальдо по активному и пассивному счету от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Сальдо компании также рассчитывается на основании кредита и дебета. Представляет собой оно разницу между доходами и расходами за определенное время. Позволяет определить чистый доход от деятельности компании. Для получения сальдо достаточно вычесть из показателей дебета показатели кредита.
Если сальдо положительное, то есть, доход превышает расход, это отражается на активных счетах в качестве дебетового сальдо. Если же расходы будут больше прибыли, показатель фиксируется на пассивном счете в качестве кредитового сальдо.
ВАЖНО! Компания может называться прибыльной в тот момент, когда на активных счетах дебет становится больше кредита. Показатели прибыльности или убыточности рассчитываются ежегодно. Возможно также получение промежуточных значений.
Дебет и кредит – бухгалтерские термины. Предполагают учет доходов и расходов в бухгалтерских документах. Показатели являются принципиальными для всех зарегистрированных компаний. С полученными значениями можно проводить различные операции. К примеру, получив разницу между дебетом и кредитом, можно получить показатели чистой прибыли предприятия.
Бух. баланс не идёт, как найти ошибку, подскажите этапы подготовки баланса
Раньше я никогда не формировала баланс, ранее я работала у ИП, теперь работаю в ООО. Работаю в программе 1С: БУХГАЛТЕРИЯ 8.3. Перед балансом сделала «закрытие месяца», сформировала в регламентированных отчетах баланс, а баланс не идёт, актив не равен пассиву, на 600 тыс. руб., это очень много, тем более у нас мелкая фирма, обороты небольшие, выручка от выполнения услуг за год, всего 9 млн. руб. Фирма оказывает услуги автосервиса, ЕНВД. Не знаю как найти ошибку? Баланс-то смешной, упрощенный, показателей очень мало, а не идёт баланс, может что-то я забыла сделать в программе? Я сделала только операцию «закрытие месяца», сделала все налоговые декларации и отчеты в ФСС, ПФ, налоговую, а вот баланс не сходится, может еще что-то в программе делают, какие-то операции перед формированием баланса? В балансе в активе отражено много материальных расходов. А неужели материалы при оказании услуг никуда не списываются или списываются в меньшем количестве. Как там вообще списываются материалы, когда оказываются услуги? Поступают материалы (запчасти) на сч. 10, потом оказываются услуги автосервиса (выписываю акт- реализацию услуг), куда уходят эти материалы, как их программа 1С списывает, может у меня материалы не списаны, поэтому баланс не идёт? Может еще какие-то этапы или проводки помимо » закрытия месяца» в программе 1С делают? Подскажите как быть? Заранее спасибо за ответы.
|