Не противься злу что значит
Что означает заповедь не противиться злому
И сказал Он им:
«Когда Я послал вас без мешка, без сумы и без обуви, терпели ли вы в чем-нибудь недостаток?»
Они сказали:
«Ни в чем!»
И Он сказал им:
«Но теперь пусть тот, у кого есть мешок, возьмет его и суму, а у кого нет, пусть продаст свою одежду и купит меч». Говорю вам: должно исполниться на Мне слово Писания — «И к преступникам причтен». Ибо всё, предреченное обо Мне, подходит к своему исполнению».
А они сказали:
«Господи, вот два меча!»
И Он сказал им:
«Довольно». (Лк. XXII, 35-38)
«Итак, – пишет Пётр, – будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия [NB! – П.В.], чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Пет. 2, 13-16).
Не противиться «злу вообще», вне зависимости от характера этого зла – означает: заниматься попустительством злу, подчинять свою волю злу и, по сути, быть соучастником зла. Мы, христиане, находимся в непрерывном, ежедневном противоборстве с миром греха – этим источником зла. И на этом поприще от нас требуется бескомпромиссность. В мелких же стычках и бытовых конфликтах, особенно семейных, бывает полезнее уступить обидчику, преследуя лишь одну цель — восстановление мира и любовного согласия. Именно такой нехитрый смысл, по нашему мнению, вложил Христос в Свою заповедь о непротивлении.
Толкование Евангелия на каждый день года.
Пятница 1-й седмицы по Пятидесятнице
Сказал Господь: еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
В этих словах Христа – раскрытие третьей заповеди: «Не употребляй имени Господа твоего напрасно». Именно это означает «не преступай клятвы». Ложная клятва – нечестие по отношению к Богу и неправда по отношению к человеку. Ложно клянущийся как бы говорит: «Господи, помоги мне», а сам желает, чтобы Господь ни за что не помог ему, поскольку дает лживую клятву. Это не означает, что всякая клятва – грех. В относительно недавние времена клятва в судах, военная присяга, приносимая с верой в Бога, означала, что люди воздают имени Божию подобающую ему честь. Они обращаются к высшей правде, к высшему знанию, к высшему суду – для устроения по справедливости земной человеческой жизни.
Что имеет в виду Христос, говоря: «Не клянись вовсе»? Прежде всего, ненужное употребление имени Божия в обыденном разговоре – признак безблагодатного, не знающего страха Божия, сердца. И мы должны избегать клятвенных обещаний в делах, которые не зависят от одного нашего произволения. Безумие призывать в свидетели нашей правды небо – это все равно, что клясться Самим Богом. «Не клянись ни землей, – говорит Христос, – потому что это тоже было бы клятвой ее Творцом и Владыкой; ни Иерусалимом – потому что его освящает Царь царствующих и Господь господствующих; ни головою твоею – потому что она принадлежит более Богу, чем тебе, со всеми ее дарованиями, и ты не можешь ни одного волоса сделать белым или черным». «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». От лукавого, от лжи, которая есть во всех людях, подвластных ему, ибо «всяк человек ложь». Ваше слово должно быть значимо само по себе: «да», если это действительно да, и «нет», если это действительно нет. Святость и правдивость ваша да будет известна всем человекам. Христос зовет к подлинности наших слов. Мы знаем, как мало прямоты и простоты в человеческих отношениях, искаженных изнутри двусмысленной сложностью, подменами, хитростью, лукавством, саморекламой. Господь не создает новой морали. Он ничего не упраздняет. Он раскрывает глубину того, что является подлинной человечностью. Но приобщиться ей по-настоящему могут только те, кто приходит ко Христу – истинному Богу и совершенному Человеку.
«Вы слышали, что сказано, – говорит Христос, – око за око и зуб за зуб». Этот ветхозаветный закон возмездия в свое время очень сильно ограничивал инстинкт мести, столь естественный для падшего человека. Но и его, пройдя через две тысячи лет христианства, человечество, казалось бы, давно уже должно было оставить позади. Увы, если бы сегодня оно оставалось хотя бы на уровне Ветхого Завета! Не надо искать примеры, углубляясь в историю. Сколько городов Югославии и Ирака на наших глазах было подвергнуто бомбардировкам в качестве «репрессивных мер» со стороны государств, по-прежнему именующих себя христианскими. Термины «эскалация военных действий», политика «с позиции силы» и нанесение «превентивного удара» постоянно звучат в западных СМИ. И мало кто замечает, что у этих постхристиан срабатывает тот же древний, доветхозаветный дикий инстинкт.
Что же означают слова Христа: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»? Евангелие не дает никогда готовых нравственных рецептов. Речь идет скорее о духе, чем о правилах. Сам Христос, когда Его ударил слуга первосвященника, не подставил другую щеку. Он ответил твердо и с достоинством: «Что ты бьешь Меня?» ( Ин. 18, 23 ). И никто не имеет права, ссылаясь на эти слова Господа, покрывать несправедливость. Христос не предлагает здесь юридического закона, который можно было бы применять по отношению к гражданскому обществу. Это означало бы выпрашивание милости у торжествующего зла, поощрение насилия, ограждение безнаказанности преступников. Христос не отменяет закон возмездия – там, где правители должны употреблять меч правды для устрашения злодеев и защиты обиженных. И в гражданских судах этот закон должен по-прежнему быть мерилом для наказания преступников. Разумеется, Христос не может освящать беззаконие требованием от слабых безропотно уступать насилию.
Бывают обстоятельства, когда подлинные христиане должны сражаться. Покоряться неправде и несправедливости, в особенности, когда жертвой их являются другие, – абсолютно противоположно духу Христову. Господь говорит о прощении личных грехов и о том, чтобы в гражданских судах никто не требовал большего наказания, чем это необходимо для общественного блага. Христиане не должны быть мстительными. Закон правды у нас не может быть отделен от закона любви. Зло не побеждается, когда мы отвечаем на него таким же злом. Когда воздают злом за зло, с неизбежностью вступают в ничем не разрываемый адский круг. А когда, по милости Божией, мы прощаем личные обиды, зло становится внешним по отношению к нам. Когда же не прощаем, зло одерживает еще одну победу – оно входит в нас. Христос хочет открыть человечеству иной путь: победить зло добром, ответить на ненависть любовью.
Самая непонятная заповедь Евангелия
«Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую», – говорит Христос. Как понять и исполнять ее в жизни?
Настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино, иерей Григорий Геронимус:
Многие явления этого мира описываются только через противоречия
– В вашей жизни были ситуации, когда вы поступали по заповеди «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39)?
– Однажды в квартире шумели дети, и пришел недовольный сосед. Он вел себя так агрессивно, что кто-то из близких считал нужным вызвать полицию.
А мне казалось важным извиниться, причем, принести извинения большие, чем того требовала ситуация, даже сделать подарок – ответить добром на неадекватную агрессию. Я не уверен, что в тот момент я вспомнил евангельские слова. Но я воспитан на этих текстах, за что я благодарен моим родителям, мой отец был священником.
– Эта заповедь – бескомпромиссный призыв к действию (даже не к бездействию, потому что нужно все-таки обратить вторую щеку) или одна из возможностей поведения?
– В Евангелии многое говорится одновременно на нескольких уровнях понимания. Например, призыв «Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя» (Мф. 5:30) не означает, что нужно заниматься членовредительством. И хотя были люди, которые оскопляли себя, чтобы не поддаваться искушению, но Церковь считает, что это неправильно.
С заповедью «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую» более тонкая ситуация. Бывает случаи, когда нужно исполнить ее буквально: тебе делают что-то плохое, а ты в ответ должен делать что-то хорошее.
Но многие явления этого мира можно описать только через противоречия. Например, квантовая механика говорит, что свет – это поток частиц и волна одновременно; богословие – что Христос – одновременно и Человек, и Бог, что «Троица Нераздельная – Единица по Существу».
Эта многомерность относится и к тому, как мы должны себя проявлять. Быть просты, как голуби, и мудры, как змеи (Мф. 10:16). В реальной жизни в некоторых ситуациях мы должны проявлять твердость, бескомпромиссность, смелость, дерзновение и вместе с тем, на зло отвечать добром, любить врагов, молиться о врагах.
Это несовместимо, но это то, к чему мы призваны. При это нам нужно делать выбор, как поступать в этих ситуациях, а как в других. Как пилот принимает решение в сложных погодных условиях: сажать ему самолет на поле или тянуть до аэропорта.
Между тем, у нас у всех перекос в сторону если не жестокости, то жесткости, поэтому, если будем делать выбор в сторону «не отвечать», скорее не ошибемся.
Хотя бы сдачи не давайте
А может быть, эта заповедь только для самых сильных? Или надо искать свою меру ее исполнения? А как искать, чтобы не обмануть себя, сказав – очень уж я слаб. Где критерий?
– Я уверен, что эта заповедь для всех, но вот мера исполнения ее, действительно, может быть разная.
В патерике есть история, как к одному старцу пришли путники и спросили: «Что делать, когда бьют по щеке, но у нас не получается исполнять заповедь Христову и подставить вторую щеку?» Старец им ответил, хорошо, просто помолитесь об этих людях и отнеситесь к ним доброжелательно. «Нет, и это у нас не получается», – ответили те.
Старец стал предлагать другие варианты по нисходящей, и в конце дошел до: «Хотя бы сдачи не давайте». Они отвечают: «Нет, этого мы тоже не можем». Тогда старец говорит послушнику: «Принеси кашки, эти люди больные, они ничего не могут».
В жизни все так или иначе сталкиваются с необходимостью исполнения этой заповеди. Но, к сожалению, у меня не было случая, чтобы кто-то из прихожан пришел и спросил, – а как это понимать, исполнять в моей жизни? Приходили с бытовыми ситуациями и просили совета, например, делят наследство, родственники претендуют на квартиру, хотя по закону не имеют на нее право.
Можно с ними судиться, вступить в конфликт, испортить отношения, но ведь там, где сказано «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», сказано и «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:42). А, с другой стороны, ты же не только себя лишаешь имущества, но и своих детей. В реальной жизни ситуации непростые.
– Во время суда у Пилата Христа ударил по щеке один из служителей, желая угодить первосвященнику. Христос ответил: «если Я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, что ты бьешь меня?» (Ин. 18:22). Этот эпизод противоречит заповеди «обрати к нему и другую»?
– Этот эпизод не противоречит, а дополняет эту заповедь. Как мы уже говорили,
эта заповедь – не всегда буквальное руководство к действию, это образ того, как в целом мы должны реагировать на агрессию, обращенную к нам.
Как родители учат своих детей, даже в семьях, далеких от веры: «Он тебя обзывает, а ты не обзывайся в ответ».
Подставить другую щеку значит – остановить передачу зла, гнева, агрессии на себе, не становясь ее проводником в мир. Без помощи Божией, это, конечно, невозможно.
Пощечина на допросе у Пилата означает оскорбление, унижение. Но Христос, в ответ на оскорбление, не оскорбляет в ответ.
– Вы учите своих детей давать сдачи? Как вы их учите поступать в конфликтной ситуации?
– Я думаю, сдачи они сами учатся давать. Я учу не молчать, если возникают проблемы. Об этом должны знать родители, классный руководитель, администрация школы, если необходимо.
Мои дети учатся в небольшой школе, все живут дружно. Но ко мне обращались прихожане с проблемой, когда ребенок становился жертвой травли. В таких ситуациях я рекомендую немедленно переходить ребенка в другую школу.
Добровольное снятие «личных границ» – это мученический акт
– Как совместить защиту личного пространства и обращение другой щеки? Стоит ли по-вашему в Церкви вообще говорить об этом личном пространстве или оставить вопрос психологам?
– Личное пространство и подставление другой щеки – это из разных регистров. Слова Христа обращены к самой глубине нашего сердца, где находятся корни наших мыслей и поступков.
Психология помогает нам ситуативно адаптироваться к жизни. Я не хочу принизить ценность психологии. В повседневной жизни психологические советы могут быть очень полезны человеку, например, при заниженной самооценки, которая часто встречается среди практикующих христиан из-за неверного понимая смирения.
Личные границы – это важно.
Но в самом последнем пределе христианство говорит о том, что мы должны добровольно – не потому что мы не смогли защитить эти личные границы, не потому что мы слабые – открыть эти личные границы.
Конечно, это риск быть уязвленным, как и в любой ситуации, когда мы выходим навстречу другому человеку.
Когда строили Вавилонскую башню, Бог разделил языки строителей. Появляются границы в виде языкового барьера. В том числе и для того, чтобы люди не ранили друг друга. Потому что тем, кто жесток, строительство башни становится важнее, чем благополучие другого человека.
До сих пор в семье, например, когда ссорятся, один может сказать другому: «я тебя не понимаю» или «мы перестали друг друга понимать». Возникает «языковой барьер». Потому что если люди поймут другу друга, услышат то, что хотят сказать в момент ссоры, им будет слишком больно. Это образ личных границ, которые нас ограждают.
Но в день Пятидесятницы апостолы приобрели дар понимать другие языки, Духом Святым языковой барьер приоткрылся. И с этого начался их путь по миру, который всех, кроме Иоанна Богослова, привел к мученической смерти. Они сняли границы и в конце концов они стали мучениками.
Христианин в конечном пределе призван открыться для уязвленности, добровольно принести себя в жертву. Это в самом конечном пределе. Это не проявление слабости, это проявление силы.
Мучеников убивали не потому, что они не смогли убежать, а потому, что добровольно сделали этот выбор: «Я умираю за Христа, и от Него не отрекусь». Снятие этих границ, о которых говорит психология, – добровольный мученический акт.
При этом христианская традиция говорит, что не надо «нарываться», своевольно искать мученичества. Но готовность открыть границы, когда это кому-то понадобится, у христианина быть должна.
– Во всех ситуациях, где у нас есть такая возможность. Один мой ребенок набрасывается с кулаками на другого, я это пресеку. Мои прихожане поссорились, я постараюсь успокоить их и развести.
– Как не перепутать непротивление злу и состояние собственной слабости, когда просто нет духа ответить?
– Бог не желает, чтобы мы были слабыми или больными. Мы должны возрастать в разных отношениях, к которым Господь нас призывает. Когда мы готовим пищу, то если какого-то ингредиента будет слишком много, то блюдо испортишь, если слишком мало, то тоже блюдо испортишь, всего должно быть в меру. Христос не призывает к робости и слабости, Он призывает на зло отвечать добром, на проклятия – благословениями.
Невозможно прописать все ситуации и сказать – вы всегда должны поступать так. Указатели на дороге показывают, куда надо ехать, но каждое конкретное движение рулем делает водитель. Евангельские слова дают нам направление, но руль находится у нас. Мы должны молиться, и прислушиваться к собственному сердцу, потому что сердце рулит.
Иногда нужно и на встречку выехать, формально нарушить правила, из двух зол приходится выбирать меньшее.
Фото Павла Смертина
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 5:39
Свт. Иоанн Златоуст
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
См. также Толкование на Мф. 5:38
Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 18-я.
Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 16-я.
Свт. Иларий Пиктавийский
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
Комментарий на Евангелие от Матфея.
Свт. Фотий Константинопольский
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
Свт. Феофан Затворник
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
“А Я говорю вам: не противься злому;” иначе — отдай себя на жертву своенравию и злобе людской. Но этак и жить нельзя? Не беспокойся. Кто заповедь эту дал, тот же есть и Промыслитель и Попечитель наш. Когда с полною верою, от всей души пожелаешь так жить, чтоб не противиться никакому злу, то Господь сам устроит для тебя образ жизни, не только сносный, но и счастливый. К тому же на деле бывает так, что противление больше раздражает противника и побуждает его изобретать новые неприятности, а уступка обезоруживает его и смиряет. Оттого бывает, что претерпи только первые натиски злобы, — люди сжалятся и оставят тебя в покое. А противление и месть разжигает злобу, которая от одного лица переходит в семью, а потом из поколения в поколение.
Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. День 141.
Прп. Исидор Пелусиот
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
Если ты уязвлен словами и подвигнут ими к неудержимому гневу, то как же можешь стать делателем Владычнего винограда? Ибо таким делателем признает Он только того, кто, когда его ударили в одну ланиту, может обратить и другую, кто понес тяготу дне и вар (Мф. 20:12), как исполнивший все делание заповеди Господней. Посему, если желаешь оных великих наград, то не возмущайся малыми трудами, но приучись возлюбить труды большие, чтобы не иначе принять тебе награду, как по засвидетельствовании совершенства твоих трудов…
Сие: око за око, и зуб за зуб (Исх.21:24) узаконено было Иудеям Естеством, преисполненным кротости, думаю не для того, чтобы они были беспощадны и жестоки к обидевшим, как полагают манихеи, осуждая Ветхий Завет, но чтобы из опасения потерпеть то же, что делают сами, не отважились они на обиды. Хотя сие узаконение справедливо и во всей строгости согласно с разумом, однако же Божественная Тишина, соблюдая кротость и не оставляя благости, а также поощряя к ней и людей, через узаконение отмщать за сделанное страхом наказания предупреждала падения: потому что, если нет делающего обиду, то не будет и мстящего. Посему, пусть усмотрят глубину премудрости Законоположника, а не обвиняют Его опрометчиво в жестокости и бесчеловечии. Ибо сказанное в Евангелии: аще тя кто ударит в десную ланиту, обрати ему и другую, не противоположно сему, а только выше и лучше, и составляет правило самого высокого любомудрия.
Там узаконено вовсе не делать зла, о том же, чтобы охотно терпеть зло, люди кровожадные не могли и слышать, а здесь излагается любомудренное учение о добровольном терпении зла. Сравнительный образ речи не ставит сравниваемого в противоположные ряды, но показывает превосходство и недостаток в одном и том же ряду. Хорошо не делать никакого зла, но лучше при сем даже охотно терпеть зло. Хорошее дело — брак, но лучше девство. Хороша луна, но прекраснее ее солнце. Посему, как один Создатель луны, которая хороша, и солнца, которое ее лучше, так один и Законоположник Ветхого и Нового Завета, узаконивший все премудро, полезно и соответственно времени.
Письма. Книга I.
См. также Толкование на Мф. 5:38
Прп. Макарий Великий
аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую
Нетрудно сказать кому-нибудь, что хлеб этот сделан из пшеницы; но надобно с подробностию объяснить, как именно хлеб приготовляется и печется. Рассуждать о бесстрастии и совершенстве — можно немногим. Евангелие выразило кратко: не гневайся, не пожелай. «Аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую»; и если кто судится, чтобы взять твою ризу, отдай ему и срачицу. Апостол же, простираясь далее, как надобно с терпением и великодушием постепенно совершать дело очищения, учит пространно, сперва питая млеком, как младенцев, а потом возводя к возрастанию и совершенству. Евангелие сказало, что одежда делается из волны; Апостол объяснил подробности приготовления.
Собрание рукописей типа II. Беседа 17.
Прп. Максим Исповедник
Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
К Феопемпту схоластику.
Ст. 39-41 Аз же глаголю вам, не противитися злу: но аще кто тя ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую, и хотящему с тобою судитися, и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу: и аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два
Для чего? дабы и тебя сохранить безгневным, бестревожным и неогорченным, – его твоим незлобием научить, и обоих вас подвести под иго любви, яко благ Господь.
Главы о любви.
Что означают слова: Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую
Если бесы, говорит [Господь], посредством помыслов ударят тебя в правую щеку, внушая гордость правыми делами, то обрати левую, то есть представь взору неправые дела, которые мы совершили.
Вопросы и затруднения.
Прп. Никодим Святогорец
Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
Блаж. Иероним Стридонский
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
Блаж. Феофилакт Болгарский
А Я говорю вам; не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
Злым Господь называет здесь дьявола, который действует посредством человека. Итак, разве дьяволу не должно противостоять? Да, должно, только не ударом со своей стороны, но терпением, ибо огонь угашают не огнем, а водою. Но не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Аз же глаголю вам не противитися злу: но аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую
Повелевает не только не мстить, а скорее подставлять себя ударяющему, чтобы терпением и великодушием обуздать его. Видя, это, он не только не нанесет другого удара, но раскается и в первом и примирится, а если ты будешь противиться, то он еще больше воспламенится и ожесточится. Почему Закон отдельно сказал только о глазе и зубе, между тем как много есть членов в теле? Потому что ударяющие наносят побои преимущественно по одним членам, так как они менее защищены, находятся на виду и легко повреждаются. Но Закон посредством их распространяется и на другие члены. И правая щека сподручнее для удара, легче подпадая под правую руку наносящего обиду. Равным образом и эта заповедь касается и всех остальных членов.
Толкование Евангелия от Матфея.
См. также Толкование Мф. 5:38
Ориген
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
Фрагменты.
Еп. Михаил (Лузин)
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
Не противься злому. Злому действию, причиняемому недобрым или злым человеком, а так как виновник зла — диавол, то под злом можно разуметь здесь «диавола, действующего посредством человека, наносящего обиду. Итак, ужели диаволу не должно противиться? Должно, но не так, а как повелел Спаситель, то есть готовностью терпеть зло. Таким образом ты действительно победишь лукавого» (Златоуст, Феофилакт).
Кто ударит тебя. Чувство любви и кротости, которое на обиду ответствует готовностью принять новую обиду, неправильную притязательность удовлетворяет сугубо (ср.: Мф. 5:41) и готово дать просящему (Мф. 5:42), есть отличительный признак усовершившихся в духе христианского Закона. Но само собой разумеется, что все эти заповеди о терпении обид, об отречении от возмездия, как направленные собственно против иудейской любомстительности, не исключают не только общественных мер к ограничению зла и наказанию делающих зло, но и частных личных усилий и забот каждого человека о ненарушимости правды, о вразумлении обидчиков, о прекращении для злонамеренных возможности вредить другим, ибо иначе самые духовные законы Спасителя по-иудейски обратились бы только в букву, которая могла бы послужить к успехам зла и подавлению добродетели. Любовь христианина должна быть подобна любви Божией, но любовь Божия ограничивает и наказывает зло; и любовь христианина должна терпеть зло только в той мере, в какой оно остается более или менее безвредным для славы Божией и для спасения ближнего; в противном случае должна ограничивать и наказывать зло, что особенно возлагается на начальство (Рим. 13:1-4). Господь Сам, когда Его ударили в ланиту, говорит оскорбившему: Что ты Меня бьешь? (Ин. 18:23), и заповедовал ученикам Своим спасаться от притеснений и гонений бегством. Святой Апостол Павел в случае оказываемой ему несправедливости, вместо того чтобы безропотно страдать, обращается за судом к начальству (Деян. 16:35-40; Деян. 22:23-29; Деян. 25:9-11) и первосвященнику, велевшему его бить, отвечает с укоризною (Деян. 23:2-4).
Толковое Евангелие.
Прот. Иоанн Бухарев
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
Не противитися злу… (не противься злому), т. е. злому действию со стороны недоброго или злого человека, например, нанесению обиды. Не отвечай тем же, не мсти за обиду, а отвечай на нее готовностью принять новую обиду; неправильную притязательность, как учит Господь далее (40-41), удовлетворяй вдвое больше; словом, побеждай врага великодушием и незлобием. Это – истинно христианский закон. Слова Спасителя: не противься злому, – направлены прямо против иудейской любомстительности. А потому, без сомнения, ими не запрещается принимать и целыми обществами, как равно и частными лицами меры к ограничению зла, ненарушимости правды, к вразумлению и наказанию тех, которые делают зло. Любовь христианина должна иметь в себе характер любви Божией. Сия последняя допускает и терпит зло, но и ограничивает, и наказывает его, как по правосудию, так и для уврачевания его и для блага человечества. Посему любовь христианина должна терпеть зло, но только в той мере, в какой оно безвредно для славы Божией и для пользы и спасения ближнего; в противном случае она может ограничивать и наказывать зло, и эта обязанность ограничивать и наказывать зло, по Божественному установлению, возложена на начальство (Рим. 13, 1-3). Сказанное видно из примеров Самого Господа и Его апостолов. Господь Сам, когда Его ударили в ланиту, сказал оскорбившему Его: что ты меня бьешь? (Ин. 18, 23). Он заповедал и ученикам своим спасаться бегством от притеснений и гонений (Мф. 10, 23). Апостол Павел не один раз, в случаях оказываемой ему несправедливости, обращался за судом к начальству (Деян. 16, 35-40, 22, 23-29). Таким образом, жестоко ошибается Толстой, принимая без ограничения слова Спасителя о несопротивлении злу!
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
(Лк. 6:29 с пропуском слов “не противься злому”). Иоанн Златоуст и Феофилакт предполагают, что под “злым” разумеется здесь диавол, действующий через человека, Феофилакт спрашивает: “неужели не следует противиться диаволу?” и отвечает: “да, но только не нанесением ему ударов, а терпением. Потому что огонь не угашается огнем, а водой. Но не думай, что здесь говорит Спаситель только об ударе по щеке; Он говорит и о всякой другой обиде и вообще просто об опасности”. Другие экзегеты под τῷ πονηρῷ разумеют злого человека, и притом в дательном: “не противься злому человеку”.
Морисон спрашивает: “должны ли мы никогда не противиться злому человеку?” и отвечает: “да, должны противиться часто и до последней степени. Но это противление никогда не должно быть делом личной мести; а здесь Спаситель именно и говорит о личной мести, и только о ней”.
По мнению Дана дело идет здесь о сопротивлении не диаволу, и не человеку, а существующему в мире злу, насколько оно обнаруживает пред нами свою силу, т.е. о том, что мы не должны побороть зла злом; потому что сопротивление враждебному нападению на нас, даже в случаях необходимости, постоянно клонится к увеличению сил противника. Под τῷ πονηρῷ по Цану, следует разуметь не ὁ πονηρός, что означало бы диавола, но τὸ πονηρόν, потому что Спаситель мог объявить о сопротивлении диаволу, только как о священной обязанности. Это положение Цан доказываешь тем, что при ό πονηρός (в муж. роде) ставятся обыкновенно, для избежания двусмысленности, άνήρ (муж), διδάσκαλος (учитель), δούλος (раб). Эти толкования, без сомнения, хороши.
Но мы еще лучше поймем, в чем дело, если вообразим, как могли понимать слова Христа стоявшие около Него ученики и простонародье. Они не могли понимать Его слов в каком-нибудь отвлеченно философском смысле, но, естественно, разумели только какое-нибудь определенное, угрожающее им зло. В чем именно оно заключалось, трудно конечно сказать, хотя в дальнейших словах и даются его определения: “ударить в щеку”, “судиться”, “взять”, “принудить” и проч. Эти четыре определения хорошо характеризуют тогдашнее палестинское зло. Отсюда можно вывести, что “зло”, о котором говорит Спаситель, всегда должно быть конкретным, и только таким образом решать вопрос, какому злу следует сопротивляться и какому нет. Если бы Христос говорил о “мировом зле” и о непротивлении вообще злу, то, несомненно, Его речь была бы Его слушателям непонятна. Кроме того, они могли бы усматривать в словах Христа и противоречие Его собственным действиям, потому что несомненно, что вся деятельность Христа была противодействием злу. А между тем, на указанное противоречие в словах евангелистов мы не встречаем никакого намека. Указывая, что в конкретных случаях не должно противиться злу, Христос в действительности указывает способы не непротивления, а противления злу терпением и кротостью.
У нас отвлеченное учение о непротивлении злу раскрыто особенно гр. Л. Н. Толстым. Главная ошибка этого учения заключается именно в том, что оно отличается отвлеченностью. Хороший разбор этого учения можно найти, между прочим, в книге покойного проф. А. Ф. Гусева “Основные религиозные начала графа Л. Толстого”, Казань 1893 (с. 33-108), хотя со всеми заключениями автора и нельзя согласиться. Напр., разбираемый текст нельзя переводить так, как переводил его казанский профессор г. Нефасов, на которого ссылается Гусев: “а Я говорю вам не то, чтобы не уступить злому человеку, а, напротив, кто ударит тебя по правой твоей щеке, подставь тому и другую”, Хотя глагол άνθίστημι и употребляется иногда в значении prospere cedo = с успехом уступаю, но такое употребление глагола Новому Завету чуждо (см. Лк. 21:15; Деян. 6:10; 13:8; Иак. 4:7; Рим. 9:19; 13:2; Гал. 2:11; Еф. 6:13; 2 Тим. 3:8; 4:15).
Кратко же и ясно принципиальное учение Спасителя можно выразить так: кто обижает, тот совершает грех; если кто противится обижающему, тот совершает такой же грех, как и он, потому что хочет его обидеть. Кто не противится, тот свободен от греха и, следовательно, оправдывается Богом. Это должно иметь и всегда имеет огромное практическое значение, потому что в таких случаях Сам Бог является мстителем виновных и защитником невинных и побеждает зло, с которым отдельному человеку бороться трудно или невозможно. Такова, по-видимому, главная мысль последних предложений 39 стиха и след.
Троицкие листки
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
Желая показать, что и ветхозаветный Закон был, в сущности, основан на любви к ближнему, что он не для того был дан, чтобы угождать мстительности человеческой, а напротив, чтобы обуздывать ее и погашать зло, Христос Спаситель вырывает самый корень зла – любомстительность, и прямо указывает, в каком расположении сердца христианин должен встречать обиды, если хочет поступать по духу Закона, а не по букве его: А Я говорю вам: не противься злому. Это не значит, что вовсе не нужно наказывать всякое зло; защищать невинных и наказывать злых есть священная обязанность начальства, и апостол Павел называет начальника Божиим слугой, отмстителем в наказание делающему злое (Рим. 13:4). Сам Христос Спаситель бичом изгнал из храма Божия оскорбителей святыни Его. Когда дело идет о славе Божией, о спасении ближнего, тогда противься злу, делай все, что можешь, чтобы зло прекратилось; но когда обида касается одного тебя, когда от нее нет никому другому вреда, а в твоем сердце начинает кипеть чувство мести, тогда — не противься злому. «Не говорит: не противься брату, – объясняет святитель Иоанн Златоуст, – но злому, показывая тем, что брат наносит тебе обиду по наущению диавола, и таким образом, слагая вину на другого (на диавола), весьма много ослабляет и пресекает гнев против обидевшего. Противься лукавому так, как повелел Сам Спаситель, т. е. готовностью терпеть зло. Сим образом ты действительно победишь лукавого. Ибо не огнем погашают огонь, а водою». Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Побеждай врага великодушием и незлобием. «Если так будешь поступать, то не будешь и чувствовать обиды, а обидчик твой, хотя бы он был лютее всякого зверя, устыдится и не нанесет тебе другого удара; даже и за первый будет крайне обвинять себя, ибо ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых: они из неприятелей и врагов делаются их самыми близкими друзьями». Так и поступали святые угодники Божии. Однажды, святитель Тихон Задонский прибыл в дом знакомого ему помещика, чтобы заступиться за обижаемых им крестьян. Помещик, человек самолюбивый и вспыльчивый, заспорил. Святитель отвечал с кротостью, но твердо. Тот вышел из себя и, наконец, забылся до того, что ударил святителя по щеке. Святитель ушел, но скоро вернулся и пал в ноги помещику, испрашивая у него прощения, что ввел его в такое искушение. Это до того поразило помещика, что он сам зарыдал, упал в ноги незлобивому святителю, заклиная простить его, и с тех пор стал давать крестьянам всякие льготы. Преподобный Исайя говорил: «кто хочет воздать злом за зло, тот и одним мановением может оскорбить совесть брата». «Не думай, – замечает блаженный Феофилакт, – что здесь говорится только об ударе в щеку; нет, но и о всякой другой обиде».
Троицкие листки. №801-1050.
Митр. Иларион (Алфеев)
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую