Не прощаюсь акунин о чем
«Не прощаюсь»: что не так с последним романом про Эраста Фандорина
Вышел роман Бориса Акунина «Не прощаюсь», который, если верить автору, завершит цикл историй про сыщика Эраста Фандорина. Егор Михайлов рассказывает, стоит ли читать новую книгу, и объясняет, чем Фандорин похож на Росомаху.
Беспокойный 1918 год, в поезд Самара–Москва садится подозрительный китаец с огромным мешком через плечо. Поскольку на обложке стоит фамилия Акунина, читатель даже из вежливости не делает вид, что попался на эту уловку. «Китаец» — это японец Маса, а в мешке лежит без сознания Эраст Петрович Фандорин. В романе «Черный город» славный и уже немолодой сыщик получил пулю в голову и погрузился в кому, счастливо проспав войну и революцию.
Кажется, Акунин был бы и рад продержать Фандорина в его летаргическом сне, да читатель не поймет. Так что сыщик просыпается, окидывает взглядом новую постреволюционную Россию с ее Реввоенсоветами и загадочными съездами Свобжентруда — и отправляется привычно раскрывать преступления, работая то на белых, то на красных, то на анархистов — кто под руку подвернется.
Главная беда нового акунинского детектива — то, что детектив не удался. Эту претензию Акунину предъявляли не раз, но в «Не прощаюсь» все совсем тоскливо. Расследование или оказывается пустяковым (пропажа мешка со швейными иголками — вот истинное дело для пожилого сыщика), или прерывается очередным deus ex machina, или тонет в мириадах исторических подробностей, которые Акунину удаются куда лучше.
Собственно, если смотреть на «Не прощаюсь» как на непритязательный исторический роман, то все вполне неплохо. Книга усеяна яркими персонажами, Акунин скачет галопом по раздираемой Гражданской войной стране, разбрасывая по сюжету факты и фотоиллюстрации (вот «Общий вид пулемета Гочкиса обр. 1914 г.», вот «Мотоциклъ съ коляской», а вот «Не любуются красой усердные крестьяне»). Но уж раз анонсирован последний роман о Фандорине, то приходится писать роман о Фандорине — и вот тут-то Акунин берет все свои штампы и выкручивает их до упора. Первыми жертвами становятся вкус и чувство меры.
Романтическая линия с трагическим послевкусием? Пожалуйста: каждому важному персонажу мужского пола Акунин щедро раздает по любовному интересу; всякий раз этот интерес заканчивается трагедией (или трагикомедией). Отсылки к классической литературе? Сверх всякой меры: одна из героинь в пределах двух страниц поминает — загибайте пальцы — Пушкина, Толстого, Достоевского, Леонида Андреева, Андерсена, Марка Твена и Джерома Клапку Джерома. Фандорин, как ему и положено, размышляет о судьбах родины, считает вслух улики, вспоминает японские афоризмы. Самое радикальное, что автор позволяет себе в новом романе, — на несколько страниц лишить сыщика его фирменного дефекта речи. Да и то очень скоро Акунин смущенно улыбается, идет на попятную, и Эраст Петрович снова начинает т-трогательно заикаться.
А вот что Акунину неожиданно удается — это фансервис, перемигивания с поклонниками. Одним из главных героев романа — и самым интересным — оказывается Алексей Романов из «Смерти на брудершафт»; встретив белого генерала, Фандорин вспоминает Белого генерала из «Смерти Ахиллеса», тянется ниточка к «Турецкому гамбиту», а финальный акт не без изящества рифмуется с «Азазелем», заставляя вздохнуть по временам, когда от книг Акунина веяло не мастеровитой скукой, а удалым романтизмом.
Главная цель нового романа — не рассказать хорошую историю, а связать покрепче все главные циклы Акунина. «Не прощаюсь» завершает (но не очень убедительно) сюжет про Эраста Петровича, перекидывает мостик к «Приключениям магистра», становится кроссовером с «Жанрами» и той же «Смертью на брудершафт». И если сам по себе роман не удался, то в роли еще одного кусочка пазла работает на удивление неплохо. За двадцать лет Акунину удалось не только написать несколько хороших, десяток сносных и пару никудышных романов, но и создать настоящую книжную вселенную на манер комиксов Marvel — недаром постаревший, седобородый, но не утративший молниеносной реакции Фандорин похож не на Холмса, а на усталого Росомаху из «Логана». А в комиксах герои никогда не умирают навсегда, история никогда не заканчивается. А если что-то пошло не так, можно взять и перезапустить. И если уж Акунин действительно не прощается со своим героем (кто, в конце концов, всерьез верит фразе «последний роман о Фандорине»?), то самое время устроить этой франшизе перезагрузку.
«Не прощаюсь»: что не так с последним романом про Эраста Фандорина
Беспокойный 1918 год, в поезд Самара–Москва садится подозрительный китаец с огромным мешком через плечо. Поскольку на обложке стоит фамилия Акунина, читатель даже из вежливости не делает вид, что попался на эту уловку. «Китаец» — это японец Маса, а в мешке лежит без сознания Эраст Петрович Фандорин. В романе «Черный город» славный и уже немолодой сыщик получил пулю в голову и погрузился в кому, счастливо проспав войну и революцию.
Кажется, Акунин был бы и рад продержать Фандорина в его летаргическом сне, да читатель не поймет. Так что сыщик просыпается, окидывает взглядом новую постреволюционную Россию с ее Реввоенсоветами и загадочными съездами Свобжентруда — и отправляется привычно раскрывать преступления, работая то на белых, то на красных, то на анархистов — кто под руку подвернется.
Главная беда нового акунинского детектива — то, что детектив не удался. Эту претензию Акунину предъявляли не раз, но в «Не прощаюсь» все совсем тоскливо. Расследование или оказывается пустяковым (пропажа мешка со швейными иголками — вот истинное дело для пожилого сыщика), или прерывается очередным deus ex machina, или тонет в мириадах исторических подробностей, которые Акунину удаются куда лучше.
Собственно, если смотреть на «Не прощаюсь» как на непритязательный исторический роман, то все вполне неплохо. Книга усеяна яркими персонажами, Акунин скачет галопом по раздираемой Гражданской войной стране, разбрасывая по сюжету факты и фотоиллюстрации (вот «Общий вид пулемета Гочкиса обр. 1914 г.», вот «Мотоциклъ съ коляской», а вот «Не любуются красой усердные крестьяне»). Но уж раз анонсирован последний роман о Фандорине, то приходится писать роман о Фандорине — и вот тут-то Акунин берет все свои штампы и выкручивает их до упора. Первыми жертвами становятся вкус и чувство меры.
Романтическая линия с трагическим послевкусием? Пожалуйста: каждому важному персонажу мужского пола Акунин щедро раздает по любовному интересу; всякий раз этот интерес заканчивается трагедией (или трагикомедией). Отсылки к классической литературе? Сверх всякой меры: одна из героинь в пределах двух страниц поминает — загибайте пальцы — Пушкина, Толстого, Достоевского, Леонида Андреева, Андерсена, Марка Твена и Джерома Клапку Джерома. Фандорин, как ему и положено, размышляет о судьбах родины, считает вслух улики, вспоминает японские афоризмы. Самое радикальное, что автор позволяет себе в новом романе, — на несколько страниц лишить сыщика его фирменного дефекта речи. Да и то очень скоро Акунин смущенно улыбается, идет на попятную, и Эраст Петрович снова начинает т-трогательно заикаться.
А вот что Акунину неожиданно удается — это фансервис, перемигивания с поклонниками. Одним из главных героев романа — и самым интересным — оказывается Алексей Романов из «Смерти на брудершафт»; встретив белого генерала, Фандорин вспоминает Белого генерала из «Смерти Ахиллеса», тянется ниточка к «Турецкому гамбиту», а финальный акт не без изящества рифмуется с «Азазелем», заставляя вздохнуть по временам, когда от книг Акунина веяло не мастеровитой скукой, а удалым романтизмом.
Главная цель нового романа — не рассказать хорошую историю, а связать покрепче все главные циклы Акунина. «Не прощаюсь» завершает (но не очень убедительно) сюжет про Эраста Петровича, перекидывает мостик к «Приключениям магистра», становится кроссовером с «Жанрами» и той же «Смертью на брудершафт». И если сам по себе роман не удался, то в роли еще одного кусочка пазла работает на удивление неплохо. За двадцать лет Акунину удалось не только написать несколько хороших, десяток сносных и пару никудышных романов, но и создать настоящую книжную вселенную на манер комиксов Marvel — недаром постаревший, седобородый, но не утративший молниеносной реакции Фандорин похож не на Холмса, а на усталого Росомаху из «Логана». А в комиксах герои никогда не умирают навсегда, история никогда не заканчивается. А если что-то пошло не так, можно взять и перезапустить. И если уж Акунин действительно не прощается со своим героем (кто, в конце концов, всерьез верит фразе «последний роман о Фандорине»?), то самое время устроить этой франшизе перезагрузку.
Спорная книга: Борис Акунин, «Не прощаюсь»
Борис Акунин. Не прощаюсь
М.: Захаров, 2018
Егор Михайлов в рецензии «“Не прощаюсь”: что не так с последним романом про Эраста Фандорина» («Афиша-Daily») пытается разобраться, какое место в «фандориане» занимает новый роман Акунина: «Главная беда нового акунинского детектива — то, что детектив не удался. Эту претензию Акунину предъявляли не раз, но в “Не прощаюсь” все совсем тоскливо. Расследование или оказывается пустяковым (пропажа мешка со швейными иголками — вот истинное дело для пожилого сыщика), или прерывается очередным deus ex machina, или тонет в мириадах исторических подробностей, которые Акунину удаются куда лучше.
Главная цель нового романа — не рассказать хорошую историю, а связать покрепче все главные циклы Акунина. “Не прощаюсь” завершает (но не очень убедительно) сюжет про Эраста Петровича, перекидывает мостик к “Приключениям магистра”, становится кроссовером с “Жанрами” и той же “Смертью на брудершафт”. И если сам по себе роман не удался, то в роли еще одного кусочка пазла работает на удивление неплохо. За двадцать лет Акунину удалось не только написать несколько хороших, десяток сносных и пару никудышных романов, но и создать настоящую книжную вселенную на манер комиксов Marvel — недаром постаревший, седобородый, но не утративший молниеносной реакции Фандорин похож не на Холмса, а на усталого Росомаху из “Логана”. А в комиксах герои никогда не умирают навсегда, история никогда не заканчивается. А если что-то пошло не так, можно взять и перезапустить. И если уж Акунин действительно не прощается со своим героем (кто, в конце концов, всерьез верит фразе “последний роман о Фандорине”?), то самое время устроить этой франшизе перезагрузку».
Сравнивает роман Акунина с супергеройскими франшизами и Денис Корсаков в рецензии «Реквием по Петровичу» («Комсомольская правда»): «Второй главный герой книги, помимо Фандорина — Алексей Романов (Октябрьский), персонаж цикла “Смерть на брудершафт” и “Шпионского романа”. Такая встреча называется “кроссовер”, “Бэтмен против Супермена”; проблема, конечно, в том, что Романов далеко не Супермен, и как бы он ни был мил автору, никак не ровня Фандорину: дым пожиже и труба пониже. Акунин обеспечивает им разговоры и взаимодействие — но никакой захватывающей интриги из этого не получится. С помощью Романова Акунин лишь умножает печаль: хороший парень старается оставаться хорошим, служа большевикам и предавая бывших соратников, и это оборачивается для него только очередными кровавыми душевными травмами, полным онемением сердца и отказом прислушиваться к внутреннему голосу (о чем он страшно пожалеет в “Шпионском романе”, в последние минуты жизни).
Каждый раз, когда Романов появляется в книге, это слегка раздражает: зачем он отнимает страницы у Фандорина, которому и так осталось всего ничего? С другой стороны, и делать Фандорину уже практически нечего, кроме как плавно двигаться по направлению к выходу. Хотя нет, осталось еще одно: он должен найти любовь и стать отцом, потому что Акунин давным-давно написал несколько романов о его потомках, а к 1918 году у Фандорина все еще нет детей. Когда любовь — девушка по имени Лиза и по прозвищу Мона — найдется, она станет главным смыслом жизни Эраста Петровича, который решит быть не “благородным мужем”, а просто мужем. Если битва за спасение мира проиграна, это, наверное, самый правильный вариант. Других у Акунина в любом случае нет».
Азамат Ульбашев в рецензии «Главная книга цикла: в продажу поступил последний роман Акунина об Эрасте Фандорине» («Russia Today») находит неожиданные литературные параллели: «На судьбе Эраста Петровича всегда лежала тень карамзинской повести. В самой первой книге “Азазель” в результате взрыва погибла первая любовь и первая жена Фандорина — юная Елизавета Александровна фон Эверт-Колокольцева — Эраст погубил Лизу. Однако в последней книге круг замкнётся. Как именно — одна из главных интриг романа.
Успех фандоринского цикла, пожалуй, заключается в его многогранности: это не ординарные детективы, которые обычно можно читать в любом порядке, а Одиссея, жизнь одного героя. Фандорин взрослел, старел, эволюционировал, менялся от книги к книге — и вместе с ним менялись автор и читатели. А “Не прощаюсь” — роман, в котором пересекаются сюжетные линии из разных и давным-давно написанных книг, — можно по праву назвать вершиной фандоринского сериала и лучшим произведением Бориса Акунина».
Галина Юзефович в рецензии «Ненастоящий детектив» («Медуза») перечисляет очевидные слабости романа: «“Не прощаюсь” — ненастоящий детектив. Вернее, в текст романа инкорпорировано целых три детективных интриги: одна совсем крошечная, на страничку, вторая чуть посолиднее и еще одна большая, примерно на треть книги, явно отсылающая читателя к известному сериалу “Адъютант его превосходительства”. Но роман писался определенно не ради них: основной предмет Акунина на сей раз — нравы России времен Гражданской войны.
Второе важное свойство “Не прощаюсь” закономерно вытекает из первого: уложить такой объем материала в четыреста с небольшим страниц можно только путем беспощадного уплотнения и сжатия. Как результат, все кусты в романе изобилуют роялями, страстная и долговечная любовь зарождается в сердцах героев подобно удару молнии, без малейшей прелюдии, многообещающие нити самым бессовестным образом обрываются, а яркие персонажи вроде террориста Бориса Савинкова (его Акунин выводит под именем Виктора Саввинова) или знаменитого анархиста Волина (Арон Воля) вынужденно довольствуются всего лишь камео.
Третье свойство романа (говоря об Эрасте Петровиче, трудно не заразиться его привычкой все раскладывать по пунктам) также следует из первого. Оно состоит в том, что, намечая главные сюжетные повороты одним пунктиром, Акунин в то же время не скупится на эпизоды, композиционно избыточные, но важные для общей концепции. Еще сложнее будет не то что полюбить, но хотя бы научиться уверенно различать героев второго плана, очерченных даже не тремя, а одним небрежным штрихом. »
О том же пишет и Константин Мильчин в рецензии «Как умрет Фандорин и другие интриги романа “Не прощаюсь”» («ТАСС»): «Роман “Не прощаюсь” больше похож не на классические детективы, а на историческую прозу, которую Борис Акунин выпускает вместе с томами “Истории Российского государства”. Вот это фантазия на тему революции и Гражданской войны, небольшое рассуждение о том, почему победили именно красные и был ли шанс у других сторон, включая анархистов. Последние, кажется, очень интересуют Григория Чхартишвили, хотя он ими не особо восхищается.
В итоге герои странствуют из одного лагеря в другой, и везде интересно, везде одновременно хорошо и одновременно плохо, везде длинные пафосные речи. Последние, увы, заменяют собой действие, что до крайности печально, потому что Акунин всегда отлично строил сюжет и держал его и на короткой дистанции рассказа, и на длинной романа. Здесь же вроде как роман, но распадающийся на отдельные эпизоды.
В те минуты, когда Фандорин на короткое время возвращается к своей работе сыщика, он великолепен. Вернее, так: оба они великолепны — и Фандорин, и Акунин. Прямо как глоток свежего детективного воздуха. В остальном же вас ждут 420 страниц рассуждений на тему: и белые были не очень, и красные, и черные, и зеленые, но везде были как плохие, так и хорошие люди. Чистая правда, кстати, но от этого не легче».
Сергей Шелин в рецензии «Фандорин побежден, Акунин уехал» («Росбалт») видит в этом главную трагедию и героя, и автора романа: «Материал сопротивляется, но авторская установка неумолима: Фандорин должен не только проиграть, но и умереть. Его убивает в пути специально придуманный второстепенный персонаж — низкий человек, неоднократный перебежчик из лагеря в лагерь. Убивает хоть и без прямого согласия, но при попустительстве Романова, который в 1941-м, перед смертью, видимо, именно об этом сожалеет как о главной ошибке в своей жизни.
Эпопея заканчивается печально. И это не просто печаль от расставания с привычными персонажами. Борис Акунин вместе со своими читателями прощается с одной из самых ярких надежд 90-х годов, со своими и собственного персонажа попытками найти добро и благородство там, где их в итоге не нашлось. Только очень глупые люди станут потешаться над несбывшейся мечтой».
И, наконец, Елена Кузнецова в рецензии «Последний Фандорин: Приключения продолжаются» («Фонтанка») пытается найти ответ на главные вопросы, которыми задаются ее коллеги: «Фандорин действует не один: ещё одним протагонистом книги неожиданно становится красный шпион Алексей Романов, извлечённый из акунинской серии романов “Смерть на брудершафт”. Возникают и другие знакомые персонажи — московский чекист Орлов (он же “Дятел” из “Черного города” или “Грач” из “Алмазной колесницы”), актёр Невский из романа “Весь мир театр”. Варвара Суворова из “Турецкого гамбита” спустя 40 лет после встречи передает Фандорину романтический привет.
Литературные обозреватели за такое смешение всего и вся Акунина уже пожурили — Галина Юзефович в “Медузе” назвала новый роман “ненастоящим детективом”, Константин Мильчин в ТАССе отметил, что Акунина слишком клонит в историческую прозу. Но, приглядевшись, в сюжетах “Не прощаюсь” всё-так можно увидеть кое-что единородное. Книга эта — кумулятивная сказка (так теоретик фольклора Владимир Пропп называл истории вроде “Колобка” или “Репки”, где раз за разом повторяются одни и те же диалоги или действия) — для взрослых. Роман о Фандорине, несмотря на всю свою разношёрстность, насыщен повторами. Так же, как колобок ходил между медведем, волком и прочими зверями, благородный детектив путешествует между разными революционными идеологиями, умудряясь не угодить в пасть ни одной из них.
Каждый любитель фандорианы скажет, что читал её до определённого момента, но потом бросил, потому что автор исписался и стал выпускать чисто коммерческий продукт. Так-то оно так, но всё-таки “Не прощаюсь” выполнен мастерски, и мастерство тут кроется в деталях. Акунин насыщает действие шутками, литературными аллюзиями (от Толстого до Уэллса), символами, не стесняется показать движущие узлы романного механизма (а Акунин, как и всегда, механистичен, пишет умом, не сердцем). Алексей Романов поёт привязавшуюся к нему мелодию “Кончилось счастье”, и в тот же день погибает его возлюбленная, юная революционерка Надя Зуева. Фандорин и его новая супруга читают “Его прощальный поклон” — последнюю книжку о Шерлоке Холмсе, от которого, как известно, много взял сам Фандорин».
Последний из романов: станет ли «Не прощаюсь» финалом для Фандорина?
Отпевать Эраста Фандорина начали еще до того, как Борис Акунин анонсировал «Не прощаюсь» — заключительную, по уверениям автора, часть его главной франшизы. Поздние книги цикла (иначе говоря, все, что вышло после «Нефритовых четок») больше прочего напоминали фанфики, по недоразумению ставшие частью канона. Очевидно, Акунина тогда занимал параллельный проект «История Российского государства»: фандориана в сравнении с Рюриком, татаро-монголами и Иваном Грозным выглядела как самоволка, нечаянный результат прокрастинации. Отлучки эти, вероятно, доставляли писателю некоторое удовольствие, но давний акунинский читатель, державший в уме композиционную стройность ну, скажем, «Коронации» или «Смерти Ахиллеса», вряд ли мог его разделить: с этого героя хотелось снять посмертную маску.
Первые реакции на «Не прощаюсь» подтверждают наблюдения за пациентом, которому роман назад прострелили голову: этот — не выкарабкается. Не отрицая справедливости отдельных замечаний, попробуем посмотреть на книгу с другого — намеченного, к слову, во многих рецензиях — угла. 8 февраля 2018 года один из ведущих российских беллетристов выпустил очень посредственный детектив — и не самый тривиальный текст о Русской революции.
Уже в самом начале «Не прощаюсь» берет неожиданную, вуди-алленовскую отчасти ноту. Акунин, подселившийся в поток сознания Масы, как будто всерьез размышляет о том, что ему не стоило сочинять эту книгу: «Может быть, лучше тот акунин воспользовался бы своим обычным сорок пятым и господин умер бы сразу». После такой невыносимо кокетливой фразы роман и более солидного автора хочется тут же подложить под какую-нибудь расшатанную мебель, но если преодолеть этот позыв, можно будет оценить протагониста в непривычном — негероическом — амплуа.
В первой части книги Фандорин перемещается в инвалидном кресле, распутывает совсем пустяковые дела и — самый болезненный укол для самолюбия этого франта — оставляет женщин равнодушными. Лучший сыщик Российской империи проспал Первую мировую и революцию и теперь смотрит на переменившийся мир глазами калеки из «Котлована». Трагическое несовпадение своего предназначения и непосредственного участия в истории осознает — и довольно топорно формулирует — сам персонаж: «Я выиграл столько боев, а войну проиграл». Фандорин, искусственно синтезированный тип либерала-государственника, ниндзя-аристократа, который превыше всего ставит privacy и долг, после 1917-го бредет по кювету — в хорошем костюме и испорченном настроении.
Уже в самом начале «Не прощаюсь» берет неожиданную, вуди-алленовскую отчасти ноту
Но он — и это главный спойлер романа — не является в этой книге единственным носителем собственного, разработанного сознания. Акунин вводит в сюжет чекиста Алексея Романова из цикла «Смерть на брудершафт»: он, может быть, не бегает по утрам по стенам и не ведет дневник благородного мужа, но так же честен, храбр и безжалостен к подлецам. Адвокат мучительной «красной правды», Романов работает на общую стереоскопию романа: имея некоторые представления о политических симпатиях автора, можно было бы ждать от книги известной тенденции, но это удивительным образом не «золотопогонная» — да и не «комиссарская» — проза. Неслучайно тот же Фандорин представляется одному из вождей «зеленых» этнографом, исследующим русский анархизм: позицию объективного наблюдателя — пусть и неравнодушного — стремится занять и сам автор. Все это не превращает «Не прощаюсь» в «Печальные тропики» или атлас политических движений времен Гражданской войны, но точно усложняет картину противостояния, развернувшегося в России после Октября. И оно явно не сводится к тому, что сам Фандорин описал как замену «плохого прошлого на ужасное будущее».
Но главное, вероятно, событие «Не прощаюсь» — и тут самое время предупредить о спойлерах — полноценный «Рейхенбахский водопад», который Акунин устраивает своему любимцу. Процитируем злодея: «Я с почетом проводил господина Фандорина в дорогу, усадил в превосходный экипаж и отправил прямиком на небо». Можно ли в это поверить? С большим трудом: слишком напоказ главный герой читает «Его прощальный поклон» Артура Конан Дойла накануне гибели, чтобы и от него правда «ничего не осталось, совсем».
«Пора и честь знать», — сообщает нам преподобный Мудзэн в финале «Не прощаюсь»: идеально закругленный финал, который освобождает автора от любых обязательств. Что бы он для себя ни решил — обживать свою мультивселенную дальше или, на манер Глуховского, сдать ее на аутсорс, — теперь, после пяти пудов динамита, фандоринский миф окончательно сформирован; история — состоялась. Да, энергия Ки распределена по циклу неравномерно, литературное вещество пузырится, но это точно не руки-базуки: честные бицепсы, «нормальный бизнес». Можно ли конвертировать этот капитал в акции, на которых выведено «Высокая Словесность»? Станем ли мы в середине XXI, скажем, века на цыпочках проходить по Аллее славы мимо фамилии Акунин? И дождемся ли, в конце концов, экранизации от BBC? Предоставим медитировать над этими вопросами Масе и Эрасту Петровичу: они оба как раз подошли к возрасту «первого совершенства».
Не прощаюсь
Акунин Борис
17 июля 2021 г. 09:19
26 сентября 2021 г. 20:03
При почтении получил огромное удольствие, в частности от того, как живо и реалистично автор описал Фандорина. Единственное, в книге ГГ встречался не настолько часто, как того хотелось бы.
Развитие событий в книге очень живое и динамичное. Жаль, что, согласно утверждению Акунина, это последняя книга серии о Фандорине.
30 июля 2021 г. 09:18
4 Спойлер
28 мая 2021 г. 10:53
Этим романом логично завершаю свой фандоринский марафон: ровно 2 месяца, все произведения в хронологии повествования.
«Не прощаюсь» мне не очень понравился при первом прочтении, совсем не зацепил. А вот сейчас совершенно наоборот! Я даже почти прослезилась в конце, что бывает крайне редко. Наверно, подействовало то, что читала его в завершении всей серии.
Удивительно, что я совсем не помнила окончание. Мне казалось, что в романе открытый конец и нет логической связи с серией про Николаса Фандорина. Оказалось есть, да ещё и крепчайшая.
Понравилась построение книги и деление частей по цветовому признаку: очень изящно, очень много рассуждений о России, о том, каким должно быть ее будущее. Всё как я люблю, в общем )
Бесконечная благодарность и низкий поклон Борису Акунину за этот огромный труд,…
20 апреля 2021 г. 21:01
Грустно прощаться с важными для себя сюжетами. Дочитал и сидишь в пустоте.
Фандорина я читала долго, запоем, несколько лет с перерывами. В какой-то момент казалось, что после «Нефритовых чёток» можно дальше не продолжать (поздний Акунин в значительной степени уступает раннему и кто его за это только не пнул), но бросить как-то рука не поднималась. Привязалась все-таки к благородному мужу.
И даже зная концовку, все равно немного надеешься на чудо. Ну, может, выживет еще, может, увернется, не возьмет вражеская пуля, он же не человек, не смертный, ему можно. Когда привык, что добро неизменно побеждает зло (пусть не в жизни, но в книге, мы ведь за этим их и читаем), сложно смириться, что в самый последний раз этого не произошло. Хотя второе воскрешение было бы уже слишком, даже Христос…
28 февраля 2021 г. 19:52
5 Прощайте, господин Фандорин
Я выиграл столько боев, а войну проиграл.
Право же, он и сам говорил:
Белые меня не интересуют. Они хотят вернуться во вчерашний день, а это никогда не удается. Революция потому и случилась, что во вчерашнем дне России было плохо. Да, я намерен попасть на белую т-территорию. Но только затем, чтобы выбраться из страны, которая хочет заменить плохое прошлое на ужасное будущее. Ничего изменить я не могу, а…
31 января 2021 г. 21:11
3.5 «. И все таки прощаюсь. »
5 декабря 2020 г. 11:29