Не понравился вуз что делать
Советы первокурсникам: что делать, если уже разочаровалась в учебе
Что делать, если универ уже бесит и ты не видишь в нем будущего 💁♀️
Итак, ты в спешке выбрала будущую специальность и вдруг осознала, что жестко ошиблась. Или поступила в местный вуз и поняла, что хочешь поступить в другой. Или просто не можешь встать с утра с кровати и идти на эти ненавистные пары.
Все это абсолютно нормально. Ты не обязана доводить до конца дело, которое приносит тебе лишь страдание и разочарование, даже если это «обязательное» высшее образование. Однако сменить вуз или вовсе уйти — не то же самое, что выключить скучный фильм. Необходимо обдумать решение, взвесить варианты, продумать план действий на будущее. Рассказываем, что надо делать, если ты только-только начала учиться, а уже все бесит 😥
1. Дай себе привыкнуть
Когда жизнь меняется, организм и особенно нервная система переживают стресс. Даже если ты поступила в вуз мечты, новые условия, люди, занятия — это все равно глобальные изменения привычной рутины. Тело и мозг проходят через период адаптации, который длится от двух недель до нескольких месяцев.
В это время ты можешь ощущать тревожность, перемены настроения, желание вернуть «все, как было раньше». Это нормальный процесс, который надо прожить и пережить. Ты не одна в этой ситуации: все, от уборщицы до преподавателей, волнуются и хотят, чтобы их адаптационный период поскорей закончился.
Что можно сделать? Важно в это время потихоньку и без насилия знакомить себя с новыми обстоятельствами — посещать кружки и вечеринки, участвовать в лекциях и семинарах. При этом важно помнить, что ты — не твоя специальность и не твой универ. Ты осталась такой же, поменялись лишь условия. Чтобы заземлиться и вернуться к самой себе, попробуй медитировать, заняться спортом или вести дневник.
«Я туда больше не пойду». Что делать, если ребёнок решил бросить вуз
Типичная картина: ребенок сдал ЕГЭ, прошел в вуз, отправился учиться, но уже ко второму семестру разочаровался: скучно, неинтересно, «это не то, что я хотел». Как быть в такой ситуации родителям? Поддержать ребенка или попытаться переубедить? Рассказывает психолог Университета ИТМО Екатерина Биленко.
Причины «ошибки»
Работа занимает если не всю, то большую часть жизни человека. От выбора профессии во многом зависит, как человек будет чувствовать себя в целом. Каждому третьему, кто обращается ко мне за консультацией, не нравится выбранная специальность. Эти студенты сталкиваются с потерей энергии и мотивации, апатией и даже депрессией. Причины могут быть разными.
Одна из них — когда ожидание не совпадает с реальностью. Например, моя клиентка пошла учиться на врача, потому что с детства любила помогать людям. Учеба ей нравилась, но в процессе работы она не смогла смириться с тем, что врач не всегда в силах спасти каждого пациента. При этом она не впала в отчаяние, а поняла, что ей стоит сменить вектор. Сейчас она продолжает помогать людям, но уже в другом амплуа — в роли коуча по личностному развитию. Другой клиент до 8-го класса мечтал собирать ракеты, но потом записался на инженерный кружок и понял, что ракетостроение — это не смотреть, как ракеты улетают в космос, а бесконечные расчеты, точные чертежи и множество технических нюансов.
Вторая причина, по которой школьники часто выбирают неинтересную для них специальность, — желание оправдать ожидания родителей
Есть семьи, где целая династия врачей или преподавателей, и детям просто не остается выбора, кроме того как продолжить дело взрослых. Еще часть школьников поддается влиянию стереотипов о профессиях, не пытаясь разобраться в особенностях реального рабочего процесса. Например, от подростков можно услышать, что много зарабатывать может только «технарь», заниматься фундаментальной наукой — это несерьезно, быть программистом — это работать в классном офисе вроде Google, где предоставляют кофе и печеньки.
Позвольте детям выбирать самим
Некоторые родители уверены, что знают, что для их детей лучше, поэтому пытаются навязать им свою позицию. И школьники часто попадаются на эту уловку. В 16–18 лет многие из них еще не готовы сделать сложный ответственный выбор, поэтому полагаются на мнение взрослых, которые вроде как опытнее. Если одним везет: послушал родителей и получил профессию, которая действительно нравится, — то другие могут потом всю жизнь винить семью за нелюбимую работу.
Родителям стоит помнить: если они не дают детям право выбора, то часто из них вырастают люди, которым сложно принимать решения даже в мелочах. При этом они становятся зависимыми не только от мнения родителей, но и от друзей, коллег, знакомых. Поэтому так важно интересоваться у своих детей, чего хотят именно они, что думают по тому или иному поводу. Пытаясь оправдать ваши ожидания, они будут строить не свою жизнь, а жизнь примерного ребенка. Кроме того, живя по чужим правилам, ваши дети не смогут найти энергию на преодоление трудностей, которые так или иначе возникают на каждом жизненном пути.
6 надёжных способов задавить в ребёнке все таланты
Попробуйте поставить себя на место ребенка. Представьте, на какой риск он идет, осознавая ваш вклад, когда решает сменить специальность или бросить вуз. В такой сложный для вас обоих момент вы можете стать надежным другом и оказать поддержку.
Будьте готовы к тому, что вашим советам не всегда будут следовать, но точно будут охотнее обращаться за помощью. Если же вы будете давить на ребенка, то убьете в нем самостоятельность или зарекомендуете себя как человек, к которому никогда не нужно обращаться.
Помогите справиться с чувством вины
Многие студенты, которые оказались в такой ситуации, испытывают вину как перед собой, так и перед родителями. Вина — это разрушительное чувство, и с ним важно работать. Есть известный эксперимент Monster Study, в котором взяли две группы детей по 11 человек. В одной детей хвалили, поддерживали, в другой же, напротив, критиковали, винили, ругали. Результаты получились плачевными. У многих из детей, которых регулярно всячески принижали, развились дефекты речи. Можно сделать выводы.
Поддержите ребенка — позвольте ему выговориться и попробуйте объяснить, что это не катастрофа
Скажите, что жизнь на этом не заканчивается и сейчас прекрасный возраст, чтобы попробовать себя в чем-то новом. Если этого не сделаете вы, он найдет помощь в другом месте, например у друзей, которые не всегда смогут дать верный совет. Ребенок может внешне не признавать ваш авторитет, но ему будет гораздо спокойней, если он будет знать, что дома союзник, а не строгий вечно критикующий «учитель».
Поиск золотой середины
Еще бывает так, что человеку нравится его профессия, но, например, в соцсетях он видит, что есть сверстники гораздо успешнее, из-за чего начинает сомневаться в себе, предъявлять к себе более строгие требования. В этот момент у него внутри просыпается критик, который начинает обесценивать свои достижения. В основном с такой проблемой сталкиваются перфекционисты, для которых есть только черная и белая стороны: либо идеально, либо никак.
Людям, относящимся к себе слишком строго, нужен взгляд нейтральной стороны, которая поддержит и скажет: «Сейчас ты обесцениваешь себя. Эта ситуация — психологический феномен, а не отражение реальности». То есть главная задача — помочь найти золотую середину, добавить в картину мира ребенка другие цвета и оттенки, чтобы он мог адекватнее оценивать происходящее и видеть альтернативные варианты решения проблемы.
«Осознанные студенты сдают иностранные тесты и уезжают из страны»
Также можно предложить человеку провести мысленный эксперимент: спросите его, что бы он сказал своему другу, который оказался в такой же ситуации. Наверняка ваш ребенок начнет давать более гуманные советы воображаемому приятелю. Возможно, это заставит его задуматься, почему он обращается с собой хуже, чем с другими.
Аргументы и факты
Дайте ребенку время все хорошо обдумать, самостоятельно взвесить все за и против. Вы можете использовать наводящие вопросы, чтобы помочь ему понять, что именно не понравилось в учебе, в каком направлении он хочет двигаться дальше, подсказать различные инструменты для достижения целей, подкрепив все предложения аргументами и фактами. Самое главное — преподносите информацию не как учитель, а как партнер. Не стоит лишний раз напоминать, что вы лучше знаете, просто дополните его анализ своими примерами.
Возможно, ребенок сам придет к тому, что, например, лучшим выходом будет сначала закончить обучение, получить некий «тыл» в виде диплома и только потом развиваться самому в другом направлении или сменить специальность с помощью магистратуры. Также нет ничего страшного в том, если он захочет перепоступить в бакалавриат на другую специальность или поработать, чтобы убедиться на практике в своих ощущениях. Предложите продумать планы A, B, С и оценить возможные исходы каждого, чтобы выбрать самый подходящий.
Не ошибка, а опыт
В школе учителя красной ручкой перечеркивали все неточности и ставили двойку, если исправлений было очень много. Есть мнение, что именно поэтому мы негативно относимся к нашим ошибкам. Задача каждого человека — взять, условно, зеленый маркер и, наоборот, выделить те моменты, которые получились.
Ошибки — это неотъемлемая часть личностного развития. Когда ты начинаешь что-то новое, всегда есть риск, что с первого раза может не получиться. Попробуйте вместе с ребенком найти плюсы в этом опыте. Можно их выписать прямо на листочке.
Объясните ребенку: понимание того, чем точно заниматься не хочется, серьезный шаг навстречу себе
Уверена, что из каждого индивидуального опыта можно извлечь ценные уроки. Как говорил Стив Джобс, все точки жизненного пути рано или поздно соединятся.
Универсальный алгоритм
Если свести вышеперечисленные рекомендации в универсальный алгоритм, то он будет состоять из трех основных этапов.
Принять. На этом шаге важно отделить свои переживания от переживаний ребенка. Постарайтесь не винить его, не переубеждать и тем более не ставить ультиматумы. Лучше попробуйте выяснить, в чем он видит причины произошедшего, какие чувства испытывает и как бы хотел разрешить ситуацию.
Поддержать. Поверьте, для ребенка это куда больший стресс, даже если он этого не показывает. Поэтому дайте ему понять, что он может вам полностью довериться, рассказать о своих переживаниях, не боясь осуждения и критики. Выслушайте и поддержите его. При этом постарайтесь не навязывать ему руку помощи, но будьте готовы протянуть ее в любой момент.
Подсказать. Ребенок должен сам принять новое решение, но вы можете ненавязчиво поделиться своим опытом, помочь собрать информацию об инструментах, альтернативных возможностях. Путей достижения целей может быть много, пусть ребенок выберет тот, который подойдет именно ему. Если он не знает, в каком направлении он хочет двигаться дальше, предложите ему пофантазировать на тему «Чем бы я занимался, если бы у меня было 10 жизней».
Что делать, если мне разонравилось учиться в университете?
Выбирая профессию в 17 лет, человек может ошибиться, и это абсолютно нормально. Но что же делать, если ты несколько лет проучился в вузе и вдруг понимаешь, что больше нет никаких сил его посещать? Как разрешить себе оставить учёбу и перестать бояться гнева родителей, рассказывает психолог Юлия Старостина.
Вопрос. Что делать, если мне больше не нравится учиться в университете? Бросать боюсь, родители очень расстроятся. Но и жизнь свою тратить впустую тоже не хочется. Как лучше поступить?
Ответ. Для начала стоит спросить себя: что значит «больше не нравится»? Здесь может быть три варианта.
Первый — вам когда-то нравилось учиться, но в данном университете больше не нравится. То есть выбранная специальность устраивает, но не нравится сам процесс преподавания. В этом случае вы можете перевестись в вуз, который похож по статусу и по выбираемой профессии. Ищите вариант перевода, досдайте экзамены, если это требуется. Технологии перевода из вуза в вуз иногда сложные, но они всё-таки есть. В этом нет ничего страшного.
Второй — выбранная специальность перестала нравиться в принципе. То есть вы, проучившись некоторое время, поняли: «Не моё». Скорее всего, это место, которое вы выбрали, не зная, куда пойти, или туда вас заставили поступать родители. Здесь всё сложнее: если дело в специальности, то не всегда получится с психолога перевестись на инженера и наоборот. Попробуйте перепоступить. Если вы не ушли дальше третьего курса, можно попробовать сдать экзамены ещё раз и даже поступить на бесплатное.
Третий — вы понимаете, что вообще не хотите получать высшее образование. Здесь встаёт вопрос о том, что родители или окружающие люди не очень хорошо к этому отнесутся. Резонно спросить себя: действительно ли вы разочаровались и не хотите больше учиться, что для вас важнее — ваша собственная жизнь или мнение окружающих? Иногда люди, имеющие высшее образование, получают гораздо меньше, и им гораздо меньше нравится их работа, нежели людям, у которых высшего образования нет. В современном мире нет ничего страшного, если у вас нет диплома. Главное — осознавать, что важно и нужно именно вам.
Бывает так, что человек не любит учиться в принципе, это нормально. Если он при этом обязательный, хорошо справляется с работой и другими заданиями, которые вызывают у него нормальную мотивацию, то ничего страшного нет. А вот если человеку не нравится ни одна сфера жизни, где нужно что-то делать, здесь возникают вопросы — всё ли у него в порядке и что происходит у него в жизни.
«Если подросток говорит „я не знаю, чего хочу в жизни“ — это неправда»
Если он успешен в областях, которые не связаны с учёбой, значит, это просто не его. В таком случае не обязательно уходить из вуза, можно закрывать сессию на тройки, а потом успешно работать грамотным специалистом. Если есть трудности с запоминанием материала и внутри самого процесса обучения, то их тоже можно решить: существует нейропсихологическая помощь, курсы по тренингу памяти и внимания.
Сейчас человек должен выбирать профессию в 17–18 лет. В этом возрасте он, как правило, не понимает, чего хочет, не имеет представления о будущей профессии — например, чем в реальности занимается журналист или психолог, как проходит его обычный день. К сожалению, так устроена система и мы ничего не можем с этим сделать: огромное количество людей не работают по профессии и даже во время учёбы начинают работать по смежной или вообще противоположной профессии.
Родителям, чьи дети в скором времени должны поступать, хочется посоветовать не давить на детей. Лучше расскажите про профессии, сводите детей на работу, дайте возможность поработать где-то летом. Чтобы человек попробовал, посмотрел и понял, что у него лучше получается. И, конечно, важно просто понимать, что это нормально, когда человек в 18 лет поступает в университет и ему не нравится то, что он выбрал.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Фото: Shutterstock (wavebreakmedia)
Что делать, если ошибся с вузом
Бывает так, что вы поступаете в вуз мечты, но со временем понимаете, что ошиблись с выбором. Что же делать в этом случае? Мы предлагаем несколько вариантов решения проблемы.
Не спешите бросать вуз, все еще можно изменить
Перевестись в другой вуз
Этот вариант подойдет в том случае, если вы хотите перейти на аналогичную специальность или близкую к ней. Тогда есть возможность не терять целый год. Перевод возможен только после прохождения первой промежуточной аттестации.
Перепоступить в другой вуз
Если вы решили кардинально изменить направление, то придется поступать заново. Пока у вас нет диплома о высшем образовании, можете подавать документы на бюджет хоть каждый год.
Помните о том, что вы можете не поступить. Поэтому не стоит забрасывать учебу в своем текущем учебном заведении. Готовьтесь к поступлению параллельно с освоением основной программы.
Узнайте, не совпадает ли время поступления с летней сессией в текущем вузе
Дождаться магистратуры
Если вы проучились в вузе не один год, а после решили сменить специализацию, рассмотрите такой вариант. Вы можете продолжить обучение по своему направлению или выбрать смежное. В этом случае вы не потратите время зря, а будете иметь две профессии.
Перед принятием решения о смене вуза все хорошо обдумайте. Не поддавайтесь эмоциям. Ведь уйти вы всегда успеете. И помните, в любой ситуации можно найти выход.
Потрачу ли я время зря, продолжая учиться в ВУЗ’е, который мне не нравится?
Простой 12 комментариев
Обычно учёба и работа тому в радость, кто точно уверен в своём жизненном пути, понимает, что на нём неизбежно встретятся трудности, и готов их преодолевать. Для них жизнь превращается в увлекательное соревнование.
Высшее образование это в первую очередь круг общения. А также соответствующая логика и умение решать задачи.
Диплом мат-меха это далеко не пустой звук, куда бы вы потом не захотели устраиваться.
Даже, если выбранное место вообще никак не будет связано ни с математикой ни с механикой ни с программированием.
бросить я его не могу (армейка, привет)
На армию потратите меньше лет, чем на универ.
не срами больше своих родителей. Они такого отношения от тебя не заслужили, какими бы они в твоих глазах ни были.
Туда даже строителей без образования не берут.
Без образования только подсобные рабочие.
Образова́ние — система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.
В один прекрасный момент у тебя спросят диплом. И будешь сильно жалеть, что был малолетним дебилом.
Ахаахахаха проорал с серьезными организациями.
Если этот парень хочет уехать в зарубеж, ваши дипломы МГУ и прочих там дно университетов даже там где учились лучшие программисты мира никому ненужны.
Мне так говорили лет 15 назад. Все еще жду.
Не нужно путать то, что было 15 лет назад, и то что сейчас.
15 лет назад вообще в образовании не пахло ИТ, и брали всех, кто умел печатать больше, чем двумя пальцами. Сейчас у тебя есть опыт.
А если ты зеленый новичок, то без образования в большинстве фирм могут просто не пропустить на уровне рекрутеров, и даже при наличии знаний, еще надо будет постараться попасть сразу на тех. интервью.
без образования в большинстве фирм могут просто не пропустить на уровне рекрутеров,
еще надо будет постараться попасть сразу на тех. интервью.
Можно чуть подробнее про это?
1) забил на институт, отправил резюме без опыта работы, без образования, просто по честному написал «skills: python junior» и устроился?
2) Работая в других ИТ отраслях (сисадмин, аналитик, тестировщик), у тебя уже есть портфолио, уже есть приличный объем знаний из смежных областей, решил переквалифицроваться
3) Сам изучил питон до уровня «базово с фреймворками», и знакомый друг провел тебя на техническое интервью
вот уверен, что у тебя пункт номер два, а значит топикстартеру не подойдет.
отправил резюме без опыта работы, без образования
по честному написал «skills: python
Работая в других ИТ отраслях (сисадмин
уже есть приличный объем знаний
питон до уровня «базово с фреймворками»
провел тебя на техническое интервью
номер два, а значит топикстартеру не подойдет.
Великолепный план, Уолтер. Просто *, если я правильно понял. Надёжный *, как швейцарские часы.
Я дождался 18 летия, забрал доки, и пошел искать чем хочу заниматься в жизни.
Исключения такие онлайн школы-университеты как geekbrains
Так что я отнюдь не советую копать траншеи дольше, чем недельку.
Вообще, жизнь многообразна, и способов попасть в стаю гоблинов достаточно.
на 15 суток влететь для пробы
Никого давно не интересует содержание и качество полученного тобой высшего образования, но сам факт его непрохождения является неким маркером, сигналом о том, что человек не смог с этим образованием справиться. А это говорит не в его пользу. Можно ругать такую ситуацию, можно пытаться её изменить, но она на текущий момент именно такая.
Пойти и отчислиться можно всегда, это не требует много времени, но потом вернуться будет сложнее, поэтому тщательно взвешивай все «за» и «против». Может, тебе просто лучше сменить направление образования? Перейти в другой вуз? Получить образование заочно?
Достаточно странно удивляться сложности математики на профильном факультете в одном из ведущих вузов страны. Но вот насчёт программирования претензий я вообще не понимаю. Уровень программирования в математическом вузе совсем не заоблачный. Если у тебя начались проблемы от изучения такой простой и важной темы, как ООП, то это претензия уже не к вузу. Это претензия к тебе как к будущему программисту. Если ты не можешь освоить основы под руководством преподавателя, то и самообразование в этой сфере вызовет у тебя ничуть не меньше проблем. Поэтому рекомендую задуматься именно о том, действительно ли ты хочешь выбрать путь программиста?
И поосторожнее относись к советам опытных советчиков с этого сайта. Большинство из них отличаются от среднестатистических технарей. Они явно лучше умеют самообучаться, узнавать новые технологии, находить ответы на свои вопросы. Конечно, многим из них не так уж и сложно самостоятельно освоить сложные темы, продвинуться профессионально, пройти собеседование в приличную компанию на хорошую должность, но такой уровень доступен далеко не всем.
И я тоже, как и все, смотрю на всё с высоты своего уровня. Когда я говорю, что программирование в математическом вузе не блещет сложностью, я говорю в первую очередь о своём опыте в этом направлении. В то же время я сам видел, как даже учившиеся лучше меня студенты испытывали с этим самым программированием сложности.
Так что и мои советы тоже не спеши принимать за руководство к действию. Решение тебе в любом случае придётся принять самому, но его не следует принимать поспешно.