Не осуществляется вывоз на оро что это
Декларация о плате за НВОС. Как сдать отчёт?
Рассмотрим пример расчета суммы платы за размещение отходов производства и потребления (раздел 3 Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду). Расчет сделаем для предприятия ООО «Пример».
В начале необходимо заполнить документ «Лицевой счет», а затем создать новый документ в журнале «Расчет платы за НВОС». Подробнее о том, как это сделать вы можете прочитать в инструкции по формированию годового ответа за НВОС (раздел Ввод нового предприятия и создание объектов).
Заполните данные по плательщику на вкладке «Плательщик» и пеходите на вкладку «Расчет».
Обращаем Ваше внимание на то, что в Декларации в строке 010 на листе «Расчет суммы платы» указывается код муниципального образования (ОКТМО), на территории которого расположен стационарный источник или объект размещения отходов (ОРО) производства и потребления. Поэтому при выборе объекта в таблицу «Объекты НВОС» нужно указывать объект размещения отходов, а не объект образования отходов. Это может быть свой объект, т.е объект принадлежащий той организации, по которой заполняется Декларация, или объект сторонней организации. Алгоритмы расчета платы для своего и сторонего ОРО одинаковы за исключением того, что для стороннего ОРО кроме вкладки «Сумма платы» показана только вкладка «Отходы», а для своего ОРО на экранной форме отображаются все вкладки (выброс, ПНГ, сброс). Это связано с тем, что по своему объекту нужно делать расчет по всем компонентам природной среды, а не только по отходам.
Замечание.Для правильного формирования Декларации нужно различать отходы, которые передаются на размещение, и отходы, которые передаются на утилизацию и обезвреживание. Для отходов, переданных на размещение, в таблице «Объекты НВОС» нужно указывать ОРО, включенный Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Для отходов, переданных на утилизацию и обезвреживание, нужно указывать объект образования отходов (свой объект). Сумма платы по таким отходам будет равна нулю, а в Декларации в разделе «Сумма платежа» платежи разобьются на ОКТМО своего объекта и ОКТМО объекта размещения отходов. В разделе «3. Отходы» будет также две таблицы: одна с отходами, переданными на утилизацию и обезвреживание, другая с отходами, переданными на размещение.
И так, добавляем в расчет платы (в таблицу «Объекты НВОС») объект размещения отходов. Для этого щелкните мышкой по кнопке 
Для примера выберем сторонний ОРО «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов» и перейдем на вкладку «Отходы». На ней в таблице «Список лимитов» появилась пустая строка, в которой заполнен только коэффициент Кот, равный 1.
При этом, адрес ОРО и ОКТМО будут автоматически внесены в соответствующие поля. В поле «Объект» необходимо внести объект образования отхода, в нашем примере – это «Площадка №1», с которой отходы перевозятся на ОРО «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов». Следующим шагом, необходимо определить, внесен ли ОРО «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов» в ГРОРО. Для этого щелкните мышкой по кнопке 
Теперь необходимо ввести отходы, вывозимые с «Площадки №1» на ОРО «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов». Для добавления отхода в таблицу «Отходы» в колонке «Название» нажмите «Enter». В правой части ячейки таблицы появится кнопка 
Для каждого отхода также можно указать движение отхода за отчетный период, заполнив поля «Образовалось», «Утилизировано», «Обезврежено» и т.д. внизу под таблицей «Отходы». При нажатии на кнопку происходит создание подобного лимита с тем же списком отходов. При нажатии на кнопку 
После ввода всех данных документ можно сохранить, нажав на соответствующую кнопку. В журнале документов «Расчет платы за НВОС» нажмите на кнопку «Печать».
Откроется диалоговое окно, в котором необходимо выбрать печатную форму «Декларация о плате за НВОС» или «Декларация о плате за НВОС (2003)», если вы используете MS Excel 2003. После чего нажмите на кнопку «Просмотр». Откроется редактор, в котором можно просмотреть и распечатать Декларацию.
Передача отходов в ОРО, не указанный в документе об утверждении НООЛР: сколько платим за НВОС?
Ключевые вопросы
Как определить наличие/отсутствие документа об утверждении НООЛР в ситуации, когда отходы размещены в ОРО, не указанном в данном документе?
Применяется ли в таком случае 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы за НВОС?
Смоделируем ситуацию. У хозяйствующего субъекта имеется документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР), которым предусмотрено, что определенное количество образуемых отходов может размещаться на объекте размещения отходов «А».
В силу различных обстоятельств природопользователь намерен (или вынужден) передавать отходы на размещение на объекте размещения отходов «Б».
Как должен повести себя в такой ситуации хозяйствующий субъект? Ответ очевиден — переоформить документ об утверждении НООЛР в части замены объекта размещения отходов «А» на объект размещения отходов «Б».
Тем не менее на практике нередки случаи, когда над этим вопросом природопользователь задумывается уже после передачи отходов для размещения в объекте, не указанном в разрешительной документации.
При этом, как известно:
1. Лицом, обязанным исчислять и вносить плату за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов), является лицо, в процессе деятельности которого образовались отходы.
2. Размещение отходов должно осуществляться в соответствии с утвержденными лимитами на размещение отходов.
3. Размер платы за размещение отходов зависит в том числе от того, имеются ли у плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) утвержденные лимиты на размещение отходов.
Однако как определить, имеются ли у субъекта платы за НВОС утвержденные лимиты на размещение отходов в контексте смоделированной ситуации? Ведь в документе об утверждении НООЛР лимиты на размещение отходов «привязаны» к конкретному объекту размещения отходов (далее — ОРО).
Справедливости ради отметим, что решение данного вопроса зависит от выбора одной из двух теорий.
Теория 1
Теория основана на том, что лимитом на размещение отходов является предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в ОРО.
При этом сторонники данной теории отталкиваются от определения понятия «лимит на размещение отходов», предусмотренного ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), и считают, что смысловое ударение в приведенном утверждении необходимо ставить именно на «количество отходов», в то время как место размещения отходов (т.е. ОРО) с точки зрения соблюдения лимитов на размещение отходов не имеет никакого значения.
Такой подход позволил его приверженцам сформулировать вывод: в каком бы ОРО ни были размещены образованные отходы, главное, чтобы не были превышены предельные количественные показатели допустимого размещения отходов, установленные документом об утверждении НООЛР.
Теория 2
Теория основана на том, что лимит на размещение отходов характеризуется не только количественным показателем, но неразрывно связан с ОРО, в котором соответствующее количество отходов допускается размещать, т.к. лимит на размещение отходов устанавливается как предельно допустимое количество отхода конкретного вида, направляемого на размещение в конкретный ОРО.
Такой подход основан не только на определении понятия «лимит на размещение отходов», установленном ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, но и на положениях Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014).
Сторонники данной теории полагают, что для решения вопроса, размещены ли отходы в соответствии с лимитами на их размещение, необходимо определить:
1) какое количество отходов направлено для размещения; не превышает ли это количество установленные в документе об утверждении НООЛР предельно допустимые количества отходов конкретного вида;
2) в какой ОРО отходы направлены для размещения; совпадает ли ОРО с тем объектом, который указан в документе об утверждении НООЛР?
При этом в случае, если ОРО совпадает с объектом, указанным в документе об утверждении НООЛР, но превышены количественные показатели лимитов на размещение отходов, имеет место сверхлимитное размещение отходов.
В свою очередь, если количественные показатели лимитов на размещение отходов не превышены, но ОРО, в который направлены отходы, не совпадает с объектом, указанным в документе об утверждении НООЛР, имеет место размещение отходов в отсутствие разрешительной документации.
Далее обратимся к определению размера платы за НВОС в части размещения отходов в ситуации, когда отходы размещены в объекте, не указанном в документе об утверждении НООЛР.
Специалистов экологических служб в подобном случае всегда интересует, подлежит ли применению при исчислении платы за размещение отходов 5-кратный повышающий коэффициент, как при размещении отходов в отсутствие разрешительной документации?
Вспомним Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (в ред. от 26.12.2013; далее — Порядок):
Извлечение
из Порядка
[…]
5. Плата за сверхлимитное загрязнение[1] окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
6. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
[…]
Казалось бы, положение донельзя понятно:
1) документ об утверждении НООЛР (действующий) в наличии (и при этом лимиты на размещение отходов не превышены) — нет оснований для применения 5-кратного повышающего коэффициента при исчислении платы за размещение отходов;
2) документ об утверждении НООЛР отсутствует — есть основания для применения 5-кратного повышающего коэффициента при исчислении платы за размещение отходов.
Однако дискуссия между администратором и плательщиком платы за НВОС разворачивается именно вокруг вопроса о том, как определить наличие/отсутствие документа об утверждении НООЛР в ситуации, когда отходы размещены в ОРО, который не совпадает с объектом, указанным в документе об утверждении НООЛР.
При этом в основании дискуссии как раз и лежат обозначенные выше «теории» о том, что является лимитом на размещение отходов.
Нетрудно догадаться, приверженцами какой теории, как правило, выступают субъекты платы за размещение отходов. Разумеется, в большинстве случаев они стоят на идее «были бы лимиты (как количества отходов, допустимые к размещению), а в каком ОРО отходы размещены — не важно».
Принципиально иную позицию занимает администратор платы за НВОС (Росприроднадзор): отходы считаются размещенными в соответствии с разрешительной документацией (т.е. в соответствии с документом об утверждении НООЛР и утвержденными лимитами на размещение отходов) только тогда, когда они размещены в определенном количестве (без превышения) в определенном ОРО.
В свою очередь, арбитражные суды в данном споре чаще поддерживают администратора платы за НВОС, что значительно увеличивает экономический риск хозяйствующих субъектов, связанный с размещением отходов в ОРО, не указанном в документе об утверждении НООЛР (помимо экономического риска не стоит забывать и о риске привлечения к административной ответственности).
По мнению Центра правовой экологии, вопрос, применяется ли при исчислении платы за размещение отходов в объекте, не указанном в документе об утверждении НООЛР, 5-кратный повышающий коэффициент, требует утвердительного ответа: да, в такой ситуации при исчислении платы за размещение отходов применяется 5-кратный повышающий коэффициент.
В свою очередь, на вопрос, как хозяйствующему субъекту избежать внесения сверхлимитной платы за размещение отходов, ответим: обеспечить своевременное переоформление документа об утверждении НООЛР («своевременное» — значит «до передачи отходов на другой ОРО») по основанию «изменение данных об объектах размещения отходов — самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения».
Как вывести из эксплуатации объект размещения отходов
Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Н.В. Бирюкова
Вопрос:
Подскажите, пожалуйста, как вывести из эксплуатации объект размещения отходов?
Ответ:
Единых требований к порядку вывода из эксплуатации объекта размещения отходов (ОРО) на сегодняшний день нет.
Для вывода из эксплуатации ОРО необходимо:
1) Разработать:
• проект вывода из эксплуатации ОРО, предусматривающий процедуру консервации или ликвидации такого объекта;
• проект рекультивации земельного участка, нарушенного при размещении отходов (в случае ликвидации объекта размещения отходов).
Требования к проектной документации определены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 87.
2) Представить выше указанные проекты на государственную экологическую экспертизу.
Проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления (п. 7.2 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об экологической экспертизе»).
3) Прекратить фактическую эксплуатацию объекта размещения отходов.
4) Исключить ОРО из ГРОРО.
Согласно п. 6 ст.12 Федерального закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
На основании Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России 792 ведение ГРОРО осуществляет Росприроднадзор.
Исключение ОРО из ГРОРО осуществляется в случае (п. 22 Порядка):
— получения Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов.
Таким образом, для исключения ОРО из ГРОРО необходимо направить заявление о прекращении эксплуатации ОРО в Росприроднадзор в уведомительном порядке.
К сведению, образец такого заявления законодательно не утвержден, поэтому оно может быть составлено в произвольной форме.
5) Провести процедуру снятия с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 11, 12 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ, когда объект НВОС ликвидируется или находится на консервации, организация для снятия его с учета подает копию акта о ликвидации или консервации.
6) Представить в территориальный орган Росприроднадзора:
• заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, оформленное в соответствии с Приказом Росприроднадзора N 585 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности»;
• оригинал действующей лицензии по обращению с отходами.
7) Контролировать состояние ОРО и его воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 4 ст.12 Федерального закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8) Провести рекультивацию ОРО.
Рекультивация земель проводится согласно требованиям Постановления Правительства РФ 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».
Объекты размещения отходов: определение, требования, законодательное регулирование
Отходы жизнедеятельности людей опасны для окружающей среды.
Поэтому они требуют упорядочивания всего процесса обращения с ними.
С этой целью принят Федеральный закон (ФЗ) №89 «Об отходах производства и потребления», в котором имеются сведения об объектах размещения отходов (сокращенно ОРО).
Что такое объекты размещения отходов?
Согласно формулировке, приведенной в ФЗ №89, объекты размещения отходов — это специально оснащенные сооружения. Их назначение — размещение отходов.
ОРО включают:
Например, к таким сооружениям относятся полигоны и хранилища для шламов, хвостов, а также отвалы горных пород.
Требования к ОРО
Правила, регламентирующие условия для объектов размещения остатков деятельности человека, обозначены в статье 12 ФЗ №89 третьей главы закона. Статья 12 закона «Требования к объектам размещения отходов» содержит 11 пунктов.
Условия определения места строительства для ОРО изложены в некоторых пунктах статьи 12.
Пункт 2 гласит, что выбор места проводится на основании геологических и гидрологических изысканий.

А также на водосборных площадках, используемых с целью водоснабжения, в местах залегания и выработки полезных ископаемых.
Существующие ОРО обязательно вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) — п. 6 ст. 12 закона. А на ОРО, не внесенных в ГРОРО, размещать отходы запрещено (п. 7).
Выполнять захоронение отходов, содержащих полезные компоненты, пригодные к утилизации, запрещено (п. 8). Также в требованиях к ОРО существует запрет на применение твердых коммунальных остатков для рекультивации земель, карьеров (п. 10).
В период функционирования ОРО их пользователи обязаны мониторить состояние внешней среды на предмет загрязнения (п. 3). После окончания эксплуатационного срока ОРО контролируется его состояние, воздействие на окружающую среду, а также проводятся восстановительные работы нарушенных земель (п. 4 ст. 12 закона №89).
Виды и характеристики
ОРО подразделяются на 2 вида — объекты хранения и объекты захоронения. Объекты хранения — это сооружения, назначением которых является длительное по сроку (более 11 месяцев) складирование отходов с дальнейшей утилизацией, обезвреживанием и захоронением.
Объектами захоронения отходов считаются наземные участки и подземные сооружения, служащие для изоляции остатков, не подверженных дальнейшей утилизации.
В промышленности такие объекты могут располагаться прямо на территории предприятия или же за его пределами. Их цель — предотвращение попадания в окружающую среду агрессивных компонентов.
Основные виды объектов захоронения отходов:
А также открытые и крытые площадки с покрытиями, шлакоотвалы, терриконы, золотоотвалы, производственные помещения.
Что такое ГРОРО?
Все ОРО фиксируются в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) (приказ Минприроды РФ №792 от 30.09.2011, раздел III). Документ содержит сгруппированные данные о функционирующих объектах хранения отходов и объектах захоронения (п. 16 раздела III).

Формирование ГРОРО происходит на основании информации об ОРО, которая получена вследствие проведения инвентаризации ОРО (п. 18).
Для включения в ГРОРО, территориальными органами Росприроднадзора в центральный орган предоставляется следующая информация о каждом объекте (п. 19):
Росприроднадзор в течение 15 дней анализирует полученную информацию, присваивает ОРО номер в ГРОРО.
Инвентаризация
Инвентаризация ОРО проводится в соответствии с Правилами, утвержденными приказом №49 Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 г. В правилах инвентаризации ОРО представлен порядок сбора, составления и оформления сведений об эксплуатируемых объектах.
Данные Правила не действуют на ОРО, не включаемые в ГРОРО. Частота проведения инвентаризации ОРО составляет 1 раз в 5 лет.
Проведение процедуры инвентаризации требует наличия следующих источников информации по ОРО:
Характеристика каждого объекта, после обработки информации об инвентаризации, оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр отправляется в территориальный орган Росприроднадзора, вторая копия документа хранится у лица, эксплуатирующего ОРО.
По результатам проведенной инвентаризации ОРО объекты включаются Росприроднадзором в ГРОРО. Также информация используется для регулирования работы обращения с отходами и влияет на решение при утверждении норм на размещение отходов.
Мониторинг
В соответствии со статьей 11 ФЗ №89, на территориях ОРО требуется проводить мониторинг состояния окружающей среды.
Постановлением №467 Правительства РФ от 26.05.2016 г. лица, эксплуатирующие ОРО, обязаны подготавливать отчет результатов мониторинга, удостоверяющий исключение негативного влияния ОРО на окружающую среду.
Порядок проведения мониторинга, согласно п.3 статьи 12 ФЗ №89, устанавливается федеральными органами в соответствии с их компетенцией. Обоснованием исключения негативного воздействия ОРО служат результаты измерений (п. 3 Постановления 467).
По результатам проведения мониторинга составляется отчет, на основании которого территориальным органом Федеральной службы принимается решение о подтверждении исключения негативного влияния ОРО на окружающую среду.
Коэффициент места расположения
При взимании платы за загрязнение природной среды в инструктивно-методических указаниях Минприроды РФ от 26.01.93 г, который уже утратил силу, предусматривались коэффициенты, учитывающие место расположения ОРО.
Экологическая экспертиза проектов строительства
При возведении ОРО соответствие документации экологическим требованиям законодательства в сфере охраны окружающей среды устанавливается экологической экспертизой.
Регулирование отношений в области экологической экспертизы происходит с помощью ФЗ №174 от 23.11.1995 г.
К объекту государственной экологической экспертизы федерального уровня относится документация проектов капитального строительства, относящихся к ОРО (пункт 7.2).
Проведение экспертизы проектной документации распространяется на такие работы:
Заключение
Сохранение и поддержание естественного состояния природных систем — стратегическая цель экологической политики государства, включающая правильное обращение с объектами размещения отходов.
Для этого необходимо соблюдать законодательство, требования к ОРО, своевременно проводить мониторинг и инвентаризацию объектов, подавать отчеты.








