Не оплатили грузоперевозку что делать
Грузоперевозки: 4 случая, когда перевозчик рискует потерять деньги
🚛 Предприниматель, который возит грузы за деньги, — профессионал своего дела. Это логика законов о грузоперевозках. Перевозчик отвечает за груз в пути, подбирает грузовик и оформляет накладные. Кто именно заказал перевозку — конечный клиент или экспедиторская компания, обычно не играет роли. Мы разобрали самые частые проблемы перевозчиков с заказчиками и постарались дать базовые советы.
🎓 Ответы нашли в законах и разъяснениях Верховного Суда из:
1. Потеря груза
В чём риск. В пути водитель с грузом попал в аварию, и машина загорелась. С ночной стоянки груз украли. Вместо получателя груз забрали мошенники с поддельной доверенностью. В общем, груза больше нет, заказчик его не получил.
Что говорит закон. Перевозчик отвечает за груз с момента погрузки у отправителя до выгрузки получателю. Если в пути груз пропал, перевозчик возмещает заказчику его стоимость. Вдобавок возвращает плату за перевозку. Правило — из ст. 796 ГК РФ, ст. 34 Устава автомобильного транспорта.
Груз считают потерянным, если его не нашли после погрузки в течение 10 дней — когда везли внутри региона, и 30 дней — когда везли в другой регион. Дальше заказчик может требовать возмещение и не соглашаться ещё подождать и поискать.
Перевозчик отвечает за потерю груза даже без вины. Перевозчик — профессионал. Он в курсе, что в дороге случаются ДТП, кражи и пожары. Груз в пути всегда под его контролем. Платить придётся даже за воров и мошенников — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017.
Понятно, что невозможно контролировать природные явления. Если коробки смыла волна или сожгла молния, перевозчик не платит. Но с него доказательства, что виновата стихия. Например, подойдёт акт МЧС о пожаре.
Если заказчик застраховал груз и получил выплату, право требовать деньги за потерю переходит к страховой компании — п. 27 Постановления Пленума № 26.
Как быть. Перевозчик может застраховать груз от ДТП, грабежа и стихийного бедствия в пути. Расходы на эвакуацию машины после аварии страховые часто тоже относят к страховым рискам.
Если в аварии пострадала только машина, а сам груз не довезли и вернули отправителю, стоит сделать отметку в транспортной накладной или составить акт возврата. Иначе есть риск заплатить как за потерю, такое было — дело № А19-16190/2017.
2. Повреждение груза
В чём риск. Груз не довезли целым или свежим. Мебель промокла от дождя, протёкшего через тент, краска разлилась от тряски, фрукты сгнили от жары. Получатель отказывается принимать груз.
Что говорит закон. Забота перевозчика — безопасно погрузить и перевезти груз. Машина должна быть исправной и подходить по размеру и температуре под груз клиента — ст. 791 ГК РФ. За порчу груза перевозчик компенсирует заказчику его стоимость или частичный ремонт. Плату за перевозку возвращает — ст. 796 ГК РФ.
При погрузке перевозчик проверяет состояние груза. Если видно, что упаковка порвана или фрукты несвежие, в транспортную накладную записывают замечание. То есть перевозчик доставляет груз в том состоянии, в каком забрал в пункте отбытия.
Забота отправителя — сказать про особенности груза и упаковать его так, чтобы он доехал целым и не испортил кузов — ст. 10 Устава автомобильного транспорта.
За плохо упакованный груз отвечает отправитель. Но если перевозчик продал упаковку как услугу плюсом к перевозке, ответственность переходит на него — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017.
В целом перевозчик не отвечает за порчу груза в четырёх случаях из п. 23 Постановления Пленума № 26:
Власти запретили движение по автомобильным дорогам. Водитель потратил лишний день на объезд, и продукты испортились.
Отправитель плохо упаковал груз или не предупредил об особенностях.
Произошла естественная убыль массы груза.
Вот пример, когда груз в дороге испортился по вине отправителя.
Как быть. Размер, особенности груза и требования к фургону заказчик сообщает в заявке. Задача перевозчика — строго следовать требованиям к перевозке.
3. Доставка с опозданием
В чём риск. Водитель не рассчитал и привёз груз позже на пару суток. Теперь заказчик хочет вычесть из оплаты штраф за просрочку.
Что говорит закон. Про срок доставки договариваются и записывают его в заявку заказчика. Время прибытия грузовика под загрузку пишут там же.
За каждые сутки просрочки перевозчик платит штраф 9 % от стоимости перевозки, но не больше этой стоимости. По договору штраф бывает больше или меньше — ст. 34 Устава автомобильного транспорта.
Плюсом к штрафу перевозчик компенсирует заказчику убытки. Например, оплачивает неустойку, которую поставщик заплатил своему покупателю за просрочку. Сурово, но перевозчика наказывают дважды — п. 24 Постановления Пленума № 26.
Часто причина опоздания — задержка выезда машины. Виноватых определяют так. Если водитель приехал на неподходящем под груз фургоне и понадобилось время на замену, то в задержке виноват перевозчик, он платит штраф. Если заказчик опоздал на погрузку, то уже он платит штраф 25 % от стоимости перевозки. То же самое — если машину не вовремя разгрузили. Размер штрафа по договору может быть другой — ст. 35 Устава автомобильного транспорта.
Штрафы не начисляют, если доставка сорвалась из-за урагана, войны, теракта или ограничения проезда по дороге — ст. 794 ГК РФ.
Как быть. Если погрузка или разгрузка задерживается по вине заказчика, водитель делает отметку в транспортной накладной. Это спасёт в споре о штрафах и убытках за просрочку.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
4. Заказчик не оплачивает перевозку
В чём риск. Груз приехал вовремя, у заказчика нет претензий. Перевозчик отправил счёт на оплату. Время идёт, но денег от заказчика нет.
Что говорит закон. Заказчик обязан заплатить в сроки из договора или заявки. За задержку насчитывают проценты по ключевой ставке или больше — если в договоре есть такой пункт. Перевозчик вправе не отдавать груз, пока ему не заплатят. Это правило из ст. 790 ГК РФ, но в договоре его иногда отменяют.
Если перевозку заказала экспедиторская компания, она и платит перевозчику. Требовать долг с конечного клиента нельзя, он здесь ни при чём — п. 28 Постановление Пленума № 26.
У перевозчика есть один год, чтобы подать в суд на заказчика. До суда заказчику отправляют претензию и ждут ответа 30 дней.
Как быть. Перевозчику нужно принести в суд документы, которые подтверждают перевозку груза из пункта А в пункт Б. Поэтому важно составлять заявки и накладные, брать у получателей копии доверенностей.
Заявка заказчика говорит о том, что он заказал услугу. Транспортная накладная с подписями получателя подтверждает, что груз довезли. Доверенность на работника получателя исключит, что груз выдали мошеннику.
Без подписи получателя в транспортной накладной бывают проблемы. Заказчик может отрицать, что груз довезли и отказаться платить. Но доказать перевозку можно другими документами, где стоит подпись заказчика — актом сверки, актом оказанных услуг, гарантийным письмом или даже перепиской с заказчиком — п. 20 Постановление Пленума № 26.
Статья актуальна на 04.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Не платят за перевозку? Как удержать груз по закону и без последствий 09:15, 12 ноября 2019 Версия для печати
Если грузовладелец не оплачивает услуги перевозчика, последний может удержать его груз до полного погашения задолженности. Но есть нюансы, о которых необходимо знать, чтобы удержание не признали неправомерным.
Оказание возмездных услуг очевидно предполагает оплату таких услуг. Однако на практике не все заказчики оплачивают услуги перевозчиков и экспедиторов в оговоренный срок по различным причинам. Не желая утрачивать партнерские отношения с заказчиками, экспедиторы и перевозчики продолжают перевозить грузы «в долг», наращивая дебиторскую задолженность.
Действующим законодательством предусмотрена возможность удержания имущества должника в качестве гаранта оплаты оказанных, но не оплаченных услуг. Такое право есть и у перевозчика, и у экспедитора, но с некоторыми особенностями. О существовании такого права в теории известно всем участникам процесса, но с практикой возникают сложности.
Во-первых, желая удержать груз в счет оплаты услуг, необходимо определиться с характером сложившихся между сторонами правоотношений, а именно кто перед нами – экспедитор или перевозчик. Экспедитор вправе удержать груз в случае, если это право прямо предусмотрено договором, а перевозчик наделяется такой возможностью в случае отсутствия в договоре соответствующего запрета. Иными словами, если в договоре перевозки установлен запрет на удержание, а в договоре транспортной экспедиции прямо не указано, что экспедитор вправе удержать груз – удержание будет неправомерно, а действия перевозчика и экспедитора могут быть квалифицированы по ряду статей кодекса об административных правонарушениях или уголовного кодекса.
Во-вторых, удержание груза возможно только в счет оплаты уже возникшего обязательства. Как это ни странно, в судебной практике довольно часто встречаются случаи, когда груз удерживается в счет оплаты перевозки, обязательство по оплате, которой на момент удержания еще не наступило. Нельзя удерживать груз в счет оплаты перевозки, заключенной на условиях пост оплаты, так как обязательство заказчика оплатить возникнет только после выполнения ряда условий, как минимум – по факту передачи груза уполномоченному лицу в месте назначения.
В-третьих, не рекомендуется удерживать грузы, не принадлежащие должнику. В случае, если владелец не задолжал перевозчику, то удержание его груза вероятнее всего будет расценено судом неправомерным.
Для удержания имущества необходимо чтобы это имущество принадлежало должнику на праве, которое позволяет им распоряжаться по своему усмотрению (на праве собственности, например).
Вероятность того, что удержание возымеет нужное действие на должника, не являющегося владельцем, конечно есть (в ситуации, когда груз удерживает фактический перевозчик, а претензии по факту утраты груза предъявляются грузовладельцем к экспедитору, состоящему с ним в договорных отношениях) задолженность будет погашена, груз доставлен и ситуация разрешится вполне мирным путем. Но в обратной ситуации перевозчик не будет иметь прав на реализацию фактически чужого имущества, зато может оказаться ответчиком по делу об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
По факту удержания груза необходимо уведомить грузовладельца о месте хранения груза, факте и основаниях удержания. В противном случае у собственника будут все основания считать груз утраченным по истечению максимально возможного срока доставки, предусмотренного договором или действующим законодательством (статья 14 УАТ). Не стоит забывать и о соразмерности задолженности и удержанного имущества, а также о сроках годности, условиях хранения такого имущества. Механизм удержания направлен на стимуляцию погашения существующей задолженности, но не стоит злоупотреблять своими правами и помнить об обязанностях и добросовестности. В случае, если в результате действий перевозчика имущество будет испорчено (например, по причине истечения срока годности, о котором перевозчику было достоверно известно), ответственность за такую порчу будет нести перевозчик – соответствующие прецеденты в судебной практике имеются.
Принимая решение об удержании груза, рекомендуется получить консультацию у квалифицированного специалиста, который поможет скоординировать действия и не допустить ошибок.
Компания «Независимое агентство сюрвея и аджастинга» обеспечивает комплексное сопровождение проблемных ситуаций, возникающих в логистике. В зависимости от момента и целей привлечения в качестве независимого эксперта, мы оказываем услуги по инспекционному осмотру груза (сюрвей), урегулированию убытков (лосс аджастинг), судебному представительству по защите нарушенных прав заказчика. Урегулирование любых, даже самых сложных ситуаций, возможно при профессиональном подходе, умении реагировать быстро и своевременно, надлежащем документальном оформлении причиненного убытка и соблюдении правильной последовательности действий.
Жалоба на неплательщика в прокуратуру
“Нам не платят за перевозку, можно ли пожаловаться в прокуратуру?” — такой вопрос часто задают перевозчики. Если подойти к вопросу формально, то да, можно пожаловаться — ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” это позволяет. Но будет ли толк от такого обращения? Действительно ли прокуратура является тем органом, в который перевозчики должны обращаться при неоплате перевозки? Давайте разберемся.
Для начала следует разобраться с тем, какие функции выполняет прокуратура. Статья 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” определяет пределы полномочий этого органа государственной власти. Цитировать статью полностью не имеет смысла, но такой функции как “взыскание просроченной задолженности” или “контроль за исполнением денежных обязательств участников хозяйственной деятельности” за прокуратурой не закреплено.
Самый пытливый читатель может сказать: “Но вот же, в этой статье написано про возможность прокуратуры осуществлять уголовное преследование”, умолчав (потому что не дочитал) при этом о том, что эта функция прокуратуры распространяется исключительно на уголовно-процессуальные действия органов следствия и дознания (ст. 37 УПК РФ).
Что будет, если обратиться в прокуратуру с жалобой на отсутствие оплаты за перевозку?
Прокуратура в тридцатидневный срок пришлет стандартный ответ о том, что она не может заменять собой другие органы государственной власти РФ и либо перешлет жалобу в полицию для проверки на предмет совершения преступления или правонарушения, либо порекомендует обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Предвосхищая вопрос: полиция не будет возбуждать уголовное дело, если в заявлении не будет действительно сильных аргументов и доводов в пользу того, что неплательщик изначально имел умысел не оплачивать перевозку. Следует отметить, что аргументы “больше 100500 кинутых”, “2000 отметок на форуме” и “не отвечают на звонки” к сильным не относятся:
А заявление о мошенничестве в полицию поможет?
Нет, так как долг возник из договора между двумя участниками предпринимательской деятельности. Споры, вытекающие из такой деятельности, должны рассматривать суды. Подробнее о том почему далеко не каждая неоплата к мошенничеству не имеет отношения можете прочитать здесь. Кроме того, у полиции есть статистика раскрываемости преступлений, которую каждое УВД должно держать на определенном уровне.
Возбуждение уголовного дела о мошенничестве означает, что имели место быть событие и состав преступления, следовательно, полиция должна раскрыть это преступление, наказать виновных, восстановить права пострадавших. На самом же деле это сделать практически невозможно в силу того, что под мошенничеством понимается умышленное присвоение чужого имущества, то есть, у неплательщика должен быть прямой умысел на совершение этого преступления.
Ответом на заявление будет отказ в возбуждении уголовного дела, который может быть мотивирован как угодно. Например, неплательщик может сообщить сотруднику полиции, что он никаких договоров не заключал и ни о каких долгах не знает.
Кстати, по вышеобозначенному отказу уголовное дело все же было возбуждено после жалобы в прокуратуру. Но там действительно были достаточно веские основания полагать, что неплательщик являлся мошенником.
Как доказать умысел на неоплату перевозки?
Есть три способа или, если будет угодно, метода:
Как легко догадаться, редко у кого есть возможность предоставить полиции подобные доказательства, поэтому полиция, чтобы, в том числе, не портить статистику раскрываемости преступлений, предпочитает не возбуждать уголовное дело.
Ликвидация и банкротство организации.
Если неплательщик инициировал процедуру ликвидации или банкротства можно ли назвать его мошенником? Нет, нельзя. Он выполняет регистрационное действие, предусмотренное действующим законодательством. Законодательством предусмотрены случаи в которых участники (учредители) юридического лица обязаны объявить себя банкротами и начать соответствующую процедуру. И ликвидация, и банкротство предполагают создание реестра требований кредиторов и погашение им задолженности (в идеале полностью, в реальности — ее части).
“Но неплательщик мог заранее продумать такую схему по присвоению себе денег перевозчиков” — скажете вы и будете абсолютно правы. Мог. Но обвинение нельзя строить на догадках и предположениях, а доказать умысел крайне сложно.
Почему так много неплатежей в грузовых автоперевозках?
Ответ прост — отсутствие у перевозчиков воли и единых правил работы. Авансовая оплата услуг среди автоперевозчиков стала редкостью. Все перевозчики дают какие-то безумные отсрочки платежей, терпят просрочки, то есть, по сути, инвестируют в деятельность экспедиторов и грузовладельцев. Инвестирование производится как в форме предоставления беспроцентного кредита, так и в необходимости нести определенные затраты для выполнения перевозки — покупки топлива, оплаты Платона, выдаче водителю зарплаты и т.д.
Что получают перевозчики в обмен на это очень щедрое инвестирование? Может быть, размер ставки за перевозку зависит от величины отсрочки платежа? Или перевозчик, предоставляющий большую отсрочку, получает доступ к более коммерчески привлекательным направлениям?
Ответ всем известен.
Мнение о том, что никто не готов платить за перевозки предоплату — не более чем мнение. Если грузы полежат неделю-другую на складах, грузовладельцы будут вынуждены изменить свой подход к оплате перевозок. Для этого нужно достаточно большое по числу участников объединение перевозчиков, готовых отстаивать свои интересы.
Кстати, экспедиторы тоже нередко остаются без оплаты. Другое дело, что расходы на организацию перевозки и ее выполнение различаются на несколько порядков. Тем удивительнее, что перевозчики, рискуя много больше экспедиторов, легко соглашаются сыграть в рулетку.
Как взыскивать долги за перевозки?
Способ один — обращаться в суд. Другое дело, что исполнить судебное решение удается не всегда (согласно данных ведомственной статистики ФССП за 1 полугодие 2019 года исполнено лишь 15,25% решений арбитражных судов, причем, 65% решений были исполнены должниками добровольно после возбуждения исполнительного производства). И здесь проблема не в работе службы судебных приставов, как воскликнут перевозчики, столкнувшихся с этой ситуацией, а в отсутствии у перевозчиков должной осмотрительности при выборе заказчиков.
Самой популярной в России организационно-правовой формой предприятия является ООО — общество с ограниченной ответственностью.
Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении Президиума от 25 мая 2010 года № 15658/09 отметил, что при осуществлении выбора контрагента субъектами предпринимательской деятельности должны оцениваться не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения.
Общество с ограниченной ответственностью несет ответственность всем своим имуществом (ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”). Участники (учредители) несут ответственность по долгам ООО только в том случае, если причиной неоплат явились их недобросовестные или неразумные действия. Указанные обстоятельства могут быть установлены только в рамках банкротного производства. Отдельно отмечено, что ни Российская Федерация, ни ее субъекты не несут ответственности по долгам коммерческих организаций.
Часто ли перевозчики требуют от экспедиторов — ООО без имущества — бухгалтерскую отчетность? Или поручительство от директора и учредителей экспедитора? Не часто? Тогда не стоит пенять на зеркало, когда оказывается, что взять с должника нечего. Предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, а значит, заключая высокорискованные сделки, перевозчики должны осознавать все возможные негативные последствия.
Например, почему кредитные ставки в микрофинансовых организациях и банках отличаются в несколько раз? Потому что банки до выдачи кредита проверяют потенциального заемщика, а МФО выдают займы всем подряд. Но кредит в банке можно взять под 25%, а микрокредит выдают под 200% годовых. Получается, что оплачивая кредит, добросовестный плательщик платит за себя и немного “за того парня”, в то время как отдавая долг в МФО заемщик платит и за себя, и еще за двух-трех неплательщиков.
Возвращаясь к теме грузоперевозок хочется спросить: как перевозчики оценивают риски неисполнения финансовых обязательств контрагентами? Как обычно, никак. Ведь у перевозчиков в абсолютном большинстве случаев даже нет собственных тарифов на оказываемые услуги (подробнее об этом я писал здесь). А если нет тарифов, то нет и заложенного в тариф риска неплатежей.
Именно поэтому до обращения в суд перевозчик должен оценить возможность исполнения судебного решения. Опытный юрист всегда готов помочь с оценкой шансов на успешное фактические взыскание долга.
Тонкости оплаты перевозки груза
В автомобильных грузоперевозках практически все услуги оказываются перевозчиками и экспедиторами с отсрочкой оплаты. Сделка считается завершенной (закрытой) после получения оплаты за перевозку. Многие перевозчики, увидев поступление платежа, расслабляются и считают, что эта перевозка выполнена успешно и про нее можно забыть. Однако, к сожалению, это не всегда так — иногда перевозчик спустя год получает требование возвратить неосновательное обогащение.
Есть и другая, противоположная ситуация — после выполнения перевозки клиенту поступает электронное письмо или просто SMS с просьбой произвести оплату другому юридическому лицу или предпринимателю. Заказчик оплачивает, а через некоторое время перевозчик, с которым заключен договор, спрашивает: “Когда будет оплата?”. Другая разновидность оплаты не тому лицу — перечисление денег с карты на карту.
В этой статье будут разобраны именно эти ситуации, ведь важно не только оплатить, но и оплатить надлежащему кредитору. Кредитору, в свою очередь, важно получить оплату с “правильного” должника.
Получение оплаты от третьего лица.
Многие перевозчики, получив оплату за перевозку, пусть и от третьего лица, считают, что на этом все закончилось и больше нет причин волноваться. Однако же, причины есть. Дело в том, что обязанности по договору возникают исключительно у сторон этого договора. Для третьих лиц никаких обязанностей нет и быть не может (ст. 308 Гражданского кодекса РФ).
Действующим законодательством предусмотрено, что кредитор обязан принять исполнение обязательства от третьего лица, если должником такая обязанность возложена на третье лицо, либо допущена просрочка его исполнения (ст. 313 ГК РФ). При этом, исполняя обязанности по оплате долга, третье лицо либо должник обязаны каким-то образом указать, что оплата производится за другое лицо (должника). Это можно сделать, например, так:
Можно заранее оговорить, что оплата будет произведена от третьего лица. Например, в графе “Условия оплаты” заявки указать: “Оплата будет произведена в полном объеме третьим лицом — ООО “ЛогистикЛэнд”, ИНН 001234567”. Перевозчик, подписывая такую заявку, соглашается с тем, что обязательство по оплате возлагается должником на третье лицо и в силу закона обязан принять такое исполнение (ч. 1 ст. 313 ГК РФ).
Важное примечание: если оплата по заявке не будет произведена, то перевозчик вправе требовать оплату от должника (заказчика), а не от третьего лица, указанного в заявке.
Чем грозит получение оплаты от третьего лица без надлежащего уведомления о том, что она была произведена за должника?
Если коротко, то потерей этих денег плюс взысканием процентов за пользование чужими средствами. Процесс по возврату средств происходит в порядке ст. 1102 ГК РФ (обязанность возвратить неосновательное обогащение), начисление процентов происходит в порядке статьей 1107 и 395 ГК РФ. В ст. 1107 ГК РФ под моментом, с которого начисляются проценты за пользование денежными средствами, понимается время, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств. Таким временем, в частности, следует считать представление приобретателю банком выписки о проведенных по счету операциях или иной информации о движении средств по счету в порядке, предусмотренном банковскими правилами и договором банковского счета.
Вариант с инициированием возврата уплаченных за перевозку денежных средств возможен в силу разных сроков исковой давности. Для споров, вытекающих из договора перевозки или транспортной экспедиции этот срок является специальным и составляет 1 год, в то время как для исков о взыскании неосновательного обогащения применяется общий срок исковой давности, составляющий 3 года. Это значит, что если требование о возврате неосновательного обогащения поступит перевозчику через полтора года после оплаты, у перевозчика не будет возможности в судебном порядке взыскать долг у надлежащего должника.
Такие схемы (по крайней мере в настоящее время) не получили широкого распространения у мошенников. Это объясняется тем, что для мошенников не приемлема игра “в долгую”, их цель — быстро получить максимум денег и залечь на дно. Однако же, нельзя скидывать со счетов, что директор компании-экспедитора, у которой дела идут совсем не важно, решит поправить пошатнувшееся финансовое положение таким образом. А если компания, производившая оплаты по долгам третьих лиц, будет проходить процедуру банкротства, конкурсный управляющий однозначно оспорит все эти сделки в суде — это его прямая обязанность.
Оплата на другие банковские реквизиты.
Здесь мошенники работают гораздо активнее. Схема в основном одна и та же: после выполнения перевозки на электронную почту заказчика поступает электронное письмо (иногда просто текстовое, иногда в виде скана с печатью и подписью), в котором перевозчик просит либо оплатить долг другому лицу, либо отправить оплату на карту. Эти письма составляются с использованием техник социальной инженерии, поэтому на них периодически клюют и отправляют оплату на новые реквизиты или карту.
Мне сложно судить кто это делает — мошенники, взламывающие электронные адреса, либо сами перевозчики, решившие таким образом увеличить доходность бизнеса. Доказать факт мошенничества в таком случае затруднительно, особенно, если мошенник обладает хотя бы элементарными представлениями об идентификации в Интернете и знает как подменить IP и MAC адреса. Суммы в таких случаях обычно невелики, уголовные дела по таким событиям возбуждаются относительно редко (кроме того, само по себе возбуждение уголовного дела не означает его раскрытия).
Я неоднократно участвовал в судах по таким спорам и во всех случаях побеждал — суд обязывал заказчика, оплатившего третьему лицу, произвести оплату надлежащему кредитору, то есть тому, с кем был заключен договор. Одно из таких дел вошло в обзор судебной практики Верховного Суда РФ.
Оплата с карты на карту.
Не часто, но встречающееся в заявках условие о том, что оплата будет произведена на банковскую карту, грозит неприятностями и должнику, и получателю.
Риск должника (заказчика перевозки): если заказчиком перевозки, в соответствии с договором, является юридическое лицо, то обязанность по оплате возникает именно у этого юридического лица. Оплата с карты физического лица другому физическому лицу (особенно если перевозчиком по договору также является юридическое лицо) не означает, что обязанность по оплате услуг исполнена.
В этом случае у заказчика возникает риск получения требования об оплате долга за оказанные услуги по перевозке груза.
Риск получателя платежа (перевозчика): держатель банковской карты — отправитель платежа — вправе потребовать возврата средств в порядке ст. 1102 ГК РФ и процентов за пользование чужими средствами. Срок исковой давности по таким требованиям — 3 года. Потребовать задолженность у заказчика в судебном порядке перевозчик вправе только в течение 1 года (плюс 1 месяц).
Чтобы избежать этих рисков в договоре (заявке) необходимо предусмотреть условие о том, что оплата производится переводом с карты на карту, указать номера, реквизиты и держателей карт отправителя и получателя. При отправлении и получении платежа следует сверить соответственно получателя и отправителя средств. Не лишним будет уточнить адрес регистрации получателя платежа, чтобы, в случае непредвиденных обстоятельств, иметь возможность оперативно обратиться с требованием о возврате неосновательного обогащения в порядке ст. 1102 Гражданского кодекса РФ.
При этом необходимо учитывать два момента:
Оплата водителю на погрузке или на выгрузке.
Отходящий в прошлое, но еще встречающийся способ оплаты перевозок — наличкой в руки водителю. Единственный риск (сейчас не рассматриваем налоговые риски — это слишком обширная тема), который может возникнуть — обвинение в том, что водителю не дали обещанные деньги, и, как следствие, требование оплаты задолженности. Этот риск легко нивелируется выдачей расходного кассового ордера (РКО) либо получением (отбором) расписки в получении средств с собственноручной записью водителя о том, что он (ФИО, установочные данные) получил определенную сумму за выполнение перевозки по конкретному маршруту. Учтите, что правильнее использовать РКО.
Обратите внимание, что покидание водителем места погрузки или разгрузки, где ему, согласно договора, должны выдать деньги, не является доказательством или признаком получения средств. Аналогично отсутствие заявления водителя в полицию или (реальный случай) службу безопасности торгово-рыночного комплекса также не означает, что деньги водителем были получены.
Помните, что в соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ “О бухгалтерском учете” каждый факт хозяйственной деятельности должен быть оформлен учетным документом. При переходе спора в судебную плоскость суд обязательно потребует предоставить письменное доказательство передачи водителю денежных средств в оговоренном количестве. При отсутствии такого доказательства шансов на благополучный исход рассмотрения дела немного.
Оплата горюче-смазочными и расходными материалам.
Такой способ оплаты грузоперевозок требует особого согласования и оформления. Если вы решили расплатиться с перевозчиком топливом или, например, автошинами и перевозчик не против такой формы оплаты, обратитесь к юристу для подготовки соответствующего дополнительного соглашения к договору.
В одностороннем порядке изменить порядок оплаты нельзя (ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ). Любое предложение должно быть одобрено кредитором (перевозчиком), оформлено с соблюдением требований законодательства, и лишь после этого исполнено. Нарушение порядка изменения оплаты услуг по перевозке грузов (как и оплаты любых других товаров или услуг) сопряжено с риском повторной оплаты, но уже в порядке, согласованным сторонами в договоре или заявке — деньгами.
В качестве примера можно привести дело № А56-101301/2019. Выдержки из судебного решения приведены ниже.
Причиной понесения дополнительных расходов ответчика (заказчика) стала элементарная экономия на юристе, который помог бы оформить новый порядок оплаты оказанных услуг надлежащим образом. Это еще раз демонстрирует — лучше платить своему юристу, чем чужому.
Необходимо сохранять доказательства выполнения перевозок.
Если вы получили оплату от своего заказчика, не расслабляйтесь раньше времени — ее могут потребовать обратно и, если у вас не будет доказательств выполнения перевозки, то попытка может закончиться неудачно для перевозчика. Поэтому обязательно сохраняйте хотя бы скан-копии транспортных накладных с отметками получателя о приеме груза.
Обязанность хранить первичные документы не менее пяти лет установлена статьей 29 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”. Это еще одна причина, по которой перевозчику и экспедитору следует сохранять транспортные накладные.