христианские обряды и ритуалы
Церковные обряды: виды и значение
Славянское слово «обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (можно вспомнить, например, глагол «обряжать»). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.
Условно все обряды делятся на три вида:
Зачем в Церкви так много обрядов? Неужели нельзя служить Богу просто, без лишних видимых действий?
Вообще, человеческое мышление уже само по себе связано с определенными знаками и символами, как способами внешнего выражения. Например, слово есть выраженная посредством звука мысль» а многие наши жесты есть выражение наших эмоций или нашего настроения. Тем более, когда речь идет об истинах мира духовного, выразить их в нашем мире можно только посредством символических действий — обрядов. Например, сложение трех перстов есть исповедание единого Бога Троицы, а осенение себя крестным знамением есть исповедание крестной Жертвы Христовой, благодаря которой побеждены дьявол и грех.
Каждый церковный обряд возвышает нас над обыденностью и помогает соприкоснуться тем, что выше земных чувств и измерений. Так, возжженная свеча символизирует наше молитвенное горение пред Богом и свет истинной веры, озаряющей сумерки мира. Как прекрасно молиться вечером при огне свечи или лампады! Окропление святой водой своего жилья есть приобщение его к святыни Церкви, известно, как после этого в домах, подверженных действию нечистой силы, все умиротворяется.
Обилие церковных обрядов свидетельствует о богатстве духовно-символической жизни Церкви. Видимые богослужебные действия и предметы церковного быта заключают в себе глубокие благодатные символы, как выражение духовно совершающегося в частности, каждение храма и молящихся людей святым ладаном символизирует обилие благодати Духа Святого, обитающего в храме и осеняющего молящихся. А помазание во время Всенощного бдения верующих святым елеем означает небесное благословение, подаваемое на богослужении.
Ничто в богослужении не является случайным — ни гимнография, ни видимые действия. Ведь человеку свойственно стремление к творчеству, и потому свои религиозные чувства и мысли он выражает в молитвах и песнопениях. А поскольку помимо души у нас есть тело (что нуждается в куда меньшем обосновании, нежели бытие души), то свои религиозные чувства мы выражаем посредством поклонов, коленопреклонений и уже упомянутого крестного знамения. А если достаточно только в душе служить Богу, то зачем Бог даровал нам еще и тело? Не напрасно в Священном Писании сказано: Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий ( 1Кор. 6:20 ).
Соблюдая уже сложившуюся традицию, например, посещением храма в положенной одежде, мы выражаем наше уважение к храму и к тем, кто освятил эту традицию собственной благочестивой жизнью. Эти обряды соблюдали не только святые подвижники, но и цари, и знаменитые общественные деятели, и великие ученые — последуем же за ними.
Один знакомый батюшка в метро как-то встретился с последователями секты свидетелей Иеговы — парнем и девушкой. Парень сразу же начал доказывать, что все наши обряды суть внешнее и ненужное, что главное, чтобы вера была в душе. Священник внимательно выслушал, а затем искренно спросил: «Это ваша девушка? Наверное, вы любите друг друга? Может быть, станете одной семьей?» Когда они одобрительно кивнули, батюшка обратился к девушке: «Если он вам дарит цветы и оказывает знаки внимания, то не придавайте этому никакого значения — это все внешнее; и если он старается быть обходительным в своем общении с вами, то тоже не обращайте внимания, ведь это внешнее; и если он, готовясь к встрече с вами, следит за своим внешним обликом, старается достойно выглядеть, то это все тоже внешнее и ненужное, а главное, чтобы только в сердце была любовь». Глубокое недоумение и даже небольшое прозрение теперь были видны на лицах молодых людей. Парень не нашел, что ответить, и кто знает, может быть, в глубинах своей души теперь он понял свою ошибку. А мы еще раз заметим: в человеческом естестве душа тесно соединена с телом, так что даже исключительно духовные чувства — вера, благоговение, покаяние, богопочитание и другое выражаются вовне посредством видимых обрядов, знаков и действий.
Из кн. “Во что мы веруем”. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015
Каким должно быть наше участие в церковных обрядах
Обрядовым формам их священное значение сообщает молитва. Только через молитву действие становится священнодействием, а ряд внешних процессов — обрядом. Не только священник, но и каждый из присутствующих должен внести свою лепту в совершение обряда — свою веру и свою молитву.
Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Но «как источник не возбраняет черпать желающим, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет быть его причастником» (преподобный Ефрем Сирин). Мы не можем при помощи каких-то магических действий «вынудить» Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Священное Писание о необходимости веры для молитвы говорит: «Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» ( Иак.1:6-7 ). Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой, тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.
В чём смысл освящения
Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.
Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.
Лекция «Православные традиции – уклад жизни христианина»
Невозможно в одну лекцию вложить и рассказать о Православных традициях. Это огромный, богатый и интересный материал. Он включает в себя все аспекты жизни христианина от купели крещения до христианской кончины. Сюда входят элементы бытовой, хозяйственной, семейной, общественной храмовой жизни.
Бытие верующего человека, христианина определяют три основных, центральных момента: дом, общественная деятельность (работа) и храм. Это места, где проходит большая часть жизни человека.
Мы постараемся буквально вкратце, поверхностно упомянуть, коснуться тех традиций, соблюдение которых делает человека христианином.
Чтобы был понятен смысл и важность всего того, о чем мы будем говорить, напомню слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Время земной жизни нашей бесценно: в это время решаем мы нашу вечную участь».
Жизнь христианина тесно связана с православным храмом. Без храма не мыслима жизнь по заповедям Божиим, а подчас и вообще жизнь по общечеловеческим, порядочным принципам.
Часто от многих приходится слышать «я верю в душе», или «в Бога можно верить дома». И в этом кроется ошибка. Церковь – это не просто место, где совершается богослужение, церковь – это храм Божий, место особого присутствия Божия. Во время богослужения, литургии, таинств прихожане приобщаются к вере. И священник – это тот человек, который соединяет молящихся с Богом: «Где двое и трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18, 20 ) – говорит Господь в Евангелии.
Церковь – не «дореволюционное наследие», как нам пытались, да и еще пытаются внушить. Она всегда жила, да и в наши дни живет своей сокровенной жизнью. И люди, имеющие подлинный опыт духовной жизни, были и есть.
Святитель Киприан Карфагенский, учитель Церкви 3 века утверждает, что вне Церкви нет жизни, а значит нет спасения.
Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь. Без Церкви не может быть истинного христианства… Кто удаляется от Церкви, тот удаляется от Бога, от Христа: …иди в храм Господень, там ты услышишь Самого Христа.
б) училище благочестия;
в) место особого присутствия Божия;
д) небо на земле и т.д.
Все это подвигает к особому благоговению в храме. Проходя или проезжая мимо храма, следует снять головной убор и перекреститься, творя молитву.
Храм по справедливости можно назвать училищем веры и благочестия… школа не может заменить храма Божия…
Без Церкви человек вне спасительной благодати. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Благодать – это дар Божий, даруемый человеку ради веры во Христа, для спасения человека – христианина, благодать – сила заступающая, милующая, просвещающая, спасающая, располагающая ко всякой добродетели».
Этот великий дар Божией благодати может получить всякий сознающий свою греховность через сердечную веру в Бога, посредством приобщения в Таинствам Церковным.
…диавол всеми силами и коварством старается увести от Церкви. Цель у него одна – отделить человека от Бога, т.е. его погубить… надо крепко держаться за Православную Церковь как за якорь спасения.
Благодать – это всеукрепляющая сила Божия. Это освящение души и тела Святым Духом. От того-то человек выходит из храма с чувством радости, облегчения и покоя на душе.
Вхождение человека в Церковь начинается с Таинства Крещения. Без крещения невозможно войти в жизнь вечную, в Царствие Божие. В Евангелии мы читаем: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать – осужден будет». ( Мк. 16,16 ) «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». ( Ин. 3,5 ).
Крещение совершается один раз в жизни, подобно тому, как однажды человек рождается на свет от матери. Важность крещения подчеркивает то, что в отсутствии священника, если новорожденный очень слаб, его может окрестить православный христианин…
С Таинством Крещения соединяется Таинство Миропомазания. В таинстве Крещения человек рождается в новую жизнь духовную, а в Таинстве Миропомазания получает благодать к прохождению этой жизни.
Крещение есть дверь в Церковь Христову, поэтому некрещеному нельзя принимать Святое Причастие и другие Таинства.
Начало 90-х годов стало переломным. Начали открываться оставшиеся храмы, молот атеизма перестал бить по головам людей, многие потянулись в открытые двери храмов, стали принимать крещение.
Основная масса новокрещеных взрослых людей, приняв таинство крещения и не усвоив сути христианской жизни, не считает своей первейшей обязанностью отныне посещать храм и быть живыми членами Православной Церкви.
…общение с Церковью сводится подчас к возжиганию свечей перед иконой или в лучшем случае к заказам молебнов.
Новообращенным необходимо понять, что Церковь – живой организм, телом которого является Сам Христос – глава и основатель этой Церкви, а верующие в Него христиане – члены этого Тела.
И тот, кто не живет в Церкви, мало общается с ней, теряет живительную силу, лишается благодатной помощи и, постепенно увязая, умирает для духовной жизни.
В водах св. Крещения омываются все грехи человека… но… грехи… загрязняют душу… отдаляют от Бога. Поддерживают духовную благодатную жизнь Таинства Покаяния и Причащения.
Таинство Покаяния – исповедь перед свидетелем Бога – священником, … возвращает чистоту… радость Таинства Причащения – тайна Божия. Когда причастник вкушает вещественный хлеб и вино, то он вкушает Самое Пречистое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа… без Причастия невозможно наследовать жизнь вечную.
Господь говорил: «верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; Ядущий мою плоть и пиющий мою Кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день.» ( Ин. 6,47–48; 53,54 )
Причащаясь, человек становится причастником вечной жизни. В XIX веке многие русские христиане считали Причастие предсмертным напутствием. Известно, что когда императору Александру Первому предложили причаститься, он ответил: «Неужели я настолько плох». Такой подход не может быть верным.
Святые отцы говорят: «истинная жизнь возможна лишь при условии соединения со Христом в Таинстве Евхаристии, причащении святого Тела и Крови Господа, только при таком единении со Христом и совершается единение людей друг с другом, т.е. создается единое тело Церкви. Из этого следует, что христианская жизнь по существу своему церковна… христианину вменяется в обязанность быть в храме Господнем во все Воскресные и праздничные дни.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если человек достойно причастился и в этот день умрет, то он не проходит страшные мытарства в загробной жизни, а ангелы душу его прямо несут в обитель рая…
Каждый должен духовно совершенствоваться: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5,48 ) – говорит Господь в Евангелии. Чтобы совершенствоваться надо над собой непрерывно и много работать. В труде этом нам помогает благодать Святого Духа, которую мы должны стяжать через покаяние и Святое Причащение, через умение прощать и любить всех чистой христианской любовью. Человек, живущий таким образом, создает вокруг себя, – будь то в семье, на работе или с друзьями – атмосферу духовности. К сожалению, понятие истинной духовности подменяется разговорами о нравственности и морали, о высокой культуре и этике, обширном образовании и заметных достижениях в области музыки, поэзии и литературы. Все это само по себе действительно возвышено, прекрасно и в какой-то степени полезно для человека, но далеко отстоит от духовности.
Совместная жизнь супругов начинается с Таинства Брака (Венчание).
Семья есть основа общества и государства. Христианская семья – есть малая Церковь. Доброе воспитание детей есть самое ценное, самое великое сокровище, которое могут и должны дать родители своим детям.
Святой Климент Александрийский, подчеркивая святость брака, говорит: «Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует … Благодать и благословение Божие нисходят не только на вступающих в брак, но и на детей, рождаемых ими, и на весь дом.
Мудрые слова мы читаем у диакона Николая Успенского в его духовно-нравственных беседах о молении родителей о детях: «Не посылай им ни бедности, ни богатства, но не лишай их земных Твоих благ и удостой Небесного Твоего Царствия». Какая бездна смысла в этих словах!
Жизнь сложная: невзгоды, скорби, болезни… Люди ищут помощи… у колдунов, целителей разных мастей, прорицателей и у новоявленных экстрасенсов…
Христианин при жизненных несчастьях … в болезни должен всячески охранять себя и своих знакомых от этих новоявленных целителей. Верующий человек спасается только через Христа и Его Церковь. В Церкви есть таинство, врачующее телесные и душевные язвы. Это таинство Елеосвящения.
На Руси есть добрая традиция соборовать народ в дни Великого поста.
Главное место в жизни христианина должны занимать молитва и чтение Слова Божия. Как путешественнику необходим путеводитель, так и для ищущего спасения нужен указатель, ориентир, тоже своего рода путеводитель. Этим путеводителем является Святое Евангелие. Его нужно читать ежедневно, «не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». ( Мф. 4.4 ).
Для христианина важно перед началом и по окончании всякого дела чтение Священного Писания – Евангелия, Житий Святых и другой душевно-полезной литературы, которую лучше приобретать в православном храме. Духовные силы человек черпает и в чтении Слова Божия. Когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда мы читаем Священное Писание с нами беседует Бог, указывает нам, как жить и как спасаться.
Молитва, как говорит святитель Иоанн Златоуст, есть наша беседа с Богом. Молитву можно назвать крыльями для души. Она приближает нас к Богу, просвещает нас. Чем чаще мы будем молиться, тем лучше.
Молиться можно везде и всегда, не только в Церкви, но и дома, в поле, в пути. Молитва в Церкви сильней молитвы, совершаемой дома. Она скорее пройдет небеса, чем одинокий голос молящегося в доме. Церковная молитва превосходнее домашней. «Дом Мой, говорит Господь, – домом молитвы наречется». ( Мф. 21,13 ). В храме Господь ближе к каждому молящемуся. Одно «Господи помилуй», произнесенное в храме, не может равняться «Чину двенадцати псалмов», пропетому в келии. Апостол Павел сидел скованный в темнице, а «церковь в то время прилежно молилась о нем Богу», и по молитвам он был освобожден чудесно.
В храме принято стоять мужчинам справа, женщинам слева. Больным можно и сидеть. Митрополит Московский Филарет говорил: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах». Богослужение в храме совершается на церковнославянском языке. На современном произносятся только поучения и проповеди.
Михаил Васильевич Ломоносов когда-то говорил, что краше языка нам не найти, чем славянский язык.
Важна семейная молитва ( Мф. 18,20 )… семья являет собой домашнюю церковь. Очень важно, чтобы весь уклад жизни и быт семьи были построены на молитве: чтобы вместе молились, вместе трудились, учились, вместе ходили в церковь. Только в такой семье закладываются основы духовной жизни подрастающих детей. Воспитанные в духе христианской любви и послушания родителям и церкви, дети будут стоять на твердом фундаменте святой веры. То, что они получат в семье, они пронесут через всю свою жизнь. Не возникнет тогда и пресловутая проблема отцов и детей.
Есть много разных молитв. С малых лет христианин должен знать молитву Господню «Отче наш», «Богородице Дево», Символ веры.
Это правило преподобного Серафима Саровского.
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Духовная сила этой краткой последней молитвы велика и действенна.
Каждый христианин должен стараться молиться утром и вечером (по молитвослову), стоя перед св. иконой, которая должна висеть в переднем углу, а не лежать на телевизоре или в серванте. Надо приучить себя: не прочту вечерних молитв – не лягу спать. Не прочту утренних молитв, не буду есть. Молиться нужно перед едой и после.
Как научиться молиться? Самое главное – постоянство.
Преподобный Нектарий, старец Оптинский, говорил: «Молись, и сама молитва всему научит».
Многие святые силою крестного знамения творили чудеса. Небрежное наложение на себя крестного знамения считается кощунством. Поклоны, которые мы совершаем во время молитвы, бывают поясные и земные. По церковному уставу земные поклоны не делаются после причащения, во все воскресные и праздничные дни, в периоды от Рождества Христова до Богоявления (святки) и от Пасхи до Пятидесятницы (Троицына дня).
Мы молимся перед святыми иконами.
Икона – неотъемлемая принадлежность православного храма и хранительница дома. Святой Василий Великий говорит: «Честь воздаваемая образу восходит к первообразу». Молиться можно перед иконой, правильно написанной и освященной священником.
Христианин должен проявлять благоговейное отношение к иконе. Если св. икона есть в доме или квартире, то там уже не может находиться даже любимая собака – она нечистое животное. Курение сигарет также выражает непочтение к святому образу и греховное пренебрежение к здоровью родных и близких.
Молитва за усопшего является свидетельством непрекращающейся и за гробом любви к умершему человеку. К сожалению, у нас укоренился дурной обычай поминать усопшего вином и водкой с обильной закуской на 3, 9, 40 день и через год. Стоит ли говорить о том, сколь это грешно. Такое поминовение приносит невыразимую скорбь новопреставленной душе.
По особому проводят верующие церковные праздники и посты.
Все христиане обязаны в праздничные дни посетить храм Божий, а дома провести день свято в чтении слова Божия и душеспасительных книг, в посещении больных, бедных, заключенных в темнице для оказания посильной помощи. Работать в праздничные дни не положено.
Существуют многодневные и однодневные посты. Многодневные посты бывают четыре раза в год: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост.
Пост – это воздержание от скоромной пищи: мяса, молока, масла, яиц, а также умеренное употребление любой еды и питья. От поста зависит внутренняя жизнь человека. «Пост есть пища для души», – замечает святитель Иоанн Златоуст, а святой Василий Великий говорит: «Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе».
Недопонимание главной сути поста и вызывает у многих беспокойство о своем здоровье. Святые доказали полезность поста. Преподобная Мария Египетская более сорока лет питалась одними кореньями трав. Преподобный Симеон Столпник ничего не вкушал во весь Великий пост и дожил до 103 лет, а св. Алипий до 118.
Пост телесный обязательно должен быть связан с постом духовным, состоящим в усердной молитве и борьбе со своими греховными привычками. Немало духовно поддерживают и телесно врачуют верующего человека святые мощи угодников Божиих, чудотворные иконы, Богоявленская святая вода.
Несколько слов необходимо сказать о святой воде и ее значении для христиан. Благодатное воздействие Богоявленской воды на верующих христиан испытано и проверено веками. Чудо многолетнего сохранения Святой воды говорит само за себя. Протоиерей Василий Изюмский говорит: «Как служитель Церкви я лично подтверждаю это чудо: 23 года тому назад мною была освящена вода, которая до сей поры стоит чистая, имея вкус свежей родниковой воды». Маловерный может у себя сегодня поставить две бутылочки воды – простой из под крана и освященной в Церкви – на два, три месяца и убедиться воочию чуду Божию.
Православные люди испокон веков почитают воду, освященную в праздник Крещения Господня, как великую святыню. Она обладает особой очистительной и спасительной силой. Эта вода в исключительных случаях с кусочками артоса дается умирающему вместо Святого Причастия. Ею надо окроплять свое жилище, а по утрам натощак испивать святой воды.
В заключение хочется привести такие рассуждения. Почему боятся истинной духовности? Видимо потому, что понимают, что жить по евангельскому закону, т.е. жить духовно – стоит слишком больших жертв, лишения земных утех, ограничения своей воли. Потому-то современный мир пытается создать такую религию, такую духовность себе, которая не обременяла бы его, не лишала бы его комфорта. Но невозможно служить двум господам. Здесь необходимо сделать выбор.
«Верный признак омертвения души, говорит преподобный Варсонофий Оптинский, – уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестать посещать храм Божий».
Есть яркие примеры веры и в наши времена.
Про знаменитого хирурга и физиолога Ивана Петровича Павлова игумен Сергий (Гаврилов), знавший его лично рассказывал несколько случаев. Вот два из них.
Проходит Павлов мимо Знаменского храма в Ленинграде (а это был его приходской храм), остановился, истово перекрестился. Увидел это красноармеец, останавливается и насмешливо говорит: «Эх, темнота, темнота!… Нет, чтобы сходить на лекцию академика Павлова!» «Вот и сходи», – отвечает ему Павлов. Приходит красноармеец на лекцию, а ее читает тот самый верующий старик.
Назначили к Павлову новую лаборантку, комсомолку, а может быть и члена партии. И вот в очередной день приходит лаборантка на работу. А рабочая неделя была тогда пятидневной, и выходные дни были «скользящими». Подходит она к двери лаборатории, а на ней объявление: «Лаборатория закрыта по случаю празднования Святой Пасхи».
Она вспыхнула, пошла и заявила об этом «куда надо». И что? Уволили бедняжку. Сказали ей только при этом: «Вас таких бдительных и не пересчитать, а академик Павлов у нас один.»
Иван Петрович Павлов был глубоко верующим человеком, искренне любил храм Божий. Пока он был жив, Знаменскую церковь безбожники тронуть не смели. Но после его смерти разрушили храм, а потом стали писать о нем, как о неверующем человеке, атеисте и материалисте.
Богом нам дана свобода жить так, как мы хотим. Каждый человек идет по жизни своей дорогой, и благо ему, если она рано или поздно приведет его в храм Божий.