экскурсия ищем приметы весны гпд
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Экскурсия в парк. Ищем приметы весны»
Конспект
ООД ознакомление с природным окружением.
В подготовительной группе
Тема: Экскурсия в парк. Ищем приметы весны.
Цель: Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе.
— Формировать представления о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот;
— Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о весне, рисование
В: Ребята, мы с вами заходим в парк. Как вы думаете, в парке люди себя должны вести так же как например на улице, на площадке?
Дети: Нет. Человек должен вести себя в парке тихо, желательно не включать громко музыку, не кричать сильно.
В: Скажите, а почему так себя нужно вести?
Дети: Потому что, в парк люди приходят отдохнуть, в парке тихо, поют птицы.
В: Вы всё правильно говорите. Парк – это зона отдыха для людей. Парк расположен вдали от оживлённых автомобильных дорог, специально для того, чтобы шум улиц не пугал птиц, насекомых, которые обитают в парк.
В: Сегодня мы пришли в парк не отдыхать, наша задача найти признаки весны в парке. Как мы видим, на улицах, на дорогах, снег уже стаял, а вот в парке всё по-другому. И это мы сейчас посмотрим.
Дети заходят в парк.
В: Дети, вы чувствуете какая здесь погода, что можно о ней сказать?
Дети :Здесь прохладно, лучи солнца почти не проходят через ветки деревьев. Ещё много снега.
В: А везде ли одинаково лежит снег?
Дети: Нет, под деревьями он почти растаял и на поляне, где нет деревьев, снега тоже нет.
В: Интересно, а почему так?
Дети: На площадке нет деревьев и лучи солнца легко нагревают землю и снег растаял.
В: А почему под деревьями нет снега?
(Если дети затрудняются,воспитатель помогает: Солнце и тёплый воздух нагревают стволы деревьев и около них снег тает.)
В: Можно ли это назвать приметой весны?
В: Вот первую примету весны мы нашли, давайте пройдём дальше. Вот посмотрите, не видите ли вы здесь примету весны, кое где показалась черная земля. Кто помнит, как мы называли такое место?
Дети: Это проталины.
В: Помните, мы с вами учили стихотворение Е. Благининой «К нам весна шагает»
Дети читают стих: К нам весна шагает
И сугробы тают под её ногами
Черные проталины на полях видны
Видно очень тёплые ноги у весны.
В: Наши проталины тоже похожи на следы весны. Можно ли эти проталины назвать приметами весны?
Идём дальше. Предлагаю детям прислушаться.
В: Что вы слышите, дети, наклонитесь и прислушайтесь, под снегом, что-то журчит?
В: Посмотрите, из-под снега пробивается несмелый ручеёк.
Весна идёт сторонкой
Чу слышен голос звонкий
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна.
В: Скажите дети, а ручьи это примета весны? Сколько их мы уже насчитали?
Дети: Да, примета. Мы насчитали три.
В: А какие еще приметы весны вы видите вокруг?
Дети: Снег потемнел, солнце светит и греет, у деревьев началось сокодвижение.
В: Если прислушаться мы услышим птичьи трели. Птицы, звери и люди, все очень рады, что наступила весна. А вот и полянка залита солнцем, на ней весь снелаг растаял.
Предлагаю поиграть в подвижную игру: «Птицы в гнёзда»
Пришла красавица – весна
Тепло и радость принесла
Из гнёзд скорее вылетайте
Свои крылья расправляйте.
(Дети бегают по площадке и изображают птиц)
В гнёздышки свои летите
Свои крылья опустите.
(Дети ищут и встают в свой круг)
Затем играем в игры по желанию детей.
В: Дети, нам пора возвращаться в садик. Давайте вспомним, что мы делали сегодня в парке?
Дети: Искали приметы весны.
В: И что же мы нашли?
Дети: Проталины, ручеёк, пение птиц, тёмный снег. Играли в подвижные весенние игры.
В: Если вам понравилось в парке, вы можете пригласить сюда своих маму и папу, и рассказать им о признаках весны. И самим понаблюдать, может быть ещё появятся признаки.
«Как узнать птиц?» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Цели: 1) Систематизировать знания о птицах как живых существах, живущих на земле, в воде, которые могут летать в воздухе и имеющих типичное.
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «Беседа о зимующих птицах» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №57 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ.
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром ко Дню 8 Марта в подготовительной группе Конспект ООД по окружающему миру ко дню 8 Марта в подготовительной группе. Цель: Расширять знания детей о празднике 8 Марта, его значении.
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Как красив наш район Канавинский…» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Как красив наш район Канавинский…» Ольга Войтенко «Как красив наш.
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Легенды о Нижнем Новгороде» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Легенды о Нижнем Новгороде». Ольга Войтенко Конспект ООД по ознакомлению.
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Зимушка-зима» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Зимушка-Зима» Подготовила: Каковина Т. В. воспитатель первой.
Конспект ООД по познавательному развитию «Экскурсия в осенний парк» Конспект ООД по познавательному развитию Тема: «Экскурсия в осенний парк» Образовательная область: познавательное развитие Интеграция областей:.
Конспект ООД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Беседа о зимующих птицах» Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах. Задачи: Образовательные: учить детей уметь определять птиц по внешнему виду; уточнить понятие.
ООД по ознакомлению с окружающим «Знай и люби историю своей страны» в подготовительной к школе группе Подготовила: Павлова М. С, воспитатель высшей квалификационной категории Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о России; воспитывать.
Занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Экскурсия в парк «Золотая осень» Экскурсия в парк «Золотая осень» 2018 г. Задачи: Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно.
Экскурсия ищем приметы весны гпд
— закрепить знания о весенних изменениях в природе.
— активизировать, уточнять и обогащать лексический словарь по теме: «Весна»;
— развивать умение детей выделять характерные признаки весны;
— учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи.
— воспитывать интерес к природе.
— Ребята, отгадайте загадку:
Ярко солнышко ведёт,
В глушь лесную прячется.(Весна)
Как вы думаете, на какой из этих иллюстраций изображена весна? Почему?
— Ребята, какое время года наступило?
Уж красавицы Весны
Мчится с горной вышины!
— Предлагаю вам пойти поискать приметы весны.
2. Наблюдение за СОЛНЦЕМ
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
— Так прекрасно описывает Е. Баратынский в своем стихотворении первое пробуждение природы. В начале весны солнце поднимается выше, ослепительно светит, день удлиняется.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
— Теперь солнышко встает рано, будит нас еще дома, а зимой, когда мы приходили в школу, было темно. Узоры на стеклах стали еле заметны, тают от солнца.
— В солнечный мартовский день солнце становится более яркое. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, становится рыхлым и влажным – из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
3. Наблюдение за НЕБОМ
-А сейчас давайте посмотрим на небо. Таким ли оно было зимой. Что изменилось?
Дети замечают, что зимой небо часто было серым, а теперь синее. На нем появились белые облака.
– Они называются кучевыми, т. к. держатся на небе кучками.
Дети наблюдают, как движутся облака : то медленно, то быстро (воспитатель объясняет, что их гонит ветер. Если ветер сильнее, облака бегут быстрее и часто меняют форму).
5. Наблюдение за СНЕЖНЫМ ПОКРОВОМ
— Мы наблюдали с вами за изменениями снежного покрова, и что мы увидели? (белым, пушистым, чистым, мягким т.п.)
— Обратите внимание на то, как потемнел снег, стал твердым, осел, из под сугробов течет вода.
Что растет вниз головой?
— День удлинился, звенит капель. Но вот ударил мороз – и под крышами появилась бахрома матовых сосулек.
— Как вы думаете, почему с одной стороны дома сосулек больше?
— Почему днем сосульки блестят и падают?
Понаблюдав, дети делают вывод: солнце днем греет, поэтому сосульки на солнечной стороне быстрее тают и блестят на солнце. Оттаяв, они падают вниз и разбиваются на мелкие кусочки.
— Что надо делать, чтобы обезопасить себя, чтобы сосульки не нанесли нам вреда? (Не ходить под крышами домов, там, где висят сосульки.)
6. Наблюдение за ЛУЖАМИ
— Почему днем, когда греет солнце, появляются лужи? А откуда берутся ручейки.
— Днем становится теплее. По двору текут ручьи. Возле них развертываются веселые игры: можно делать запруды, пускать лодочки из бумаги, ореховые скорлупки, кору деревьев.
-А давайте понаблюдаем за ручейками. Как вода течет с возвышенных мест вниз? Давайте пойдем по течению ручейков, и мы увидим, что вода стекает вниз, как бы догоняя друг друга, ручейки сливаются один в другой. Так они, играя, текут вниз до тех пор, пока не попадут в речку.
— Скажите, а какие еще изменения происходят в природе с приходом весны?
7. Наблюдение за ДОЖДЁМ, ГРОЗОЙ
Вскоре загремит первая весенняя гроза. Раздадутся раскаты грома по всему небу. Вокруг все потемнеет, и по небу блеснут зигзаги молнии. И завершит эту светошумовую композицию шорох дождливых капель. Первому весеннему дождю обрадуются растения.
После дождя на асфальте останется очень много воды. Природа проснётся от зимнего сна.
8. Наблюдение за ПТИЦАМИ
— Ребята, скажите, пожалуйста, а весна сейчас какая, ранняя или поздняя? (ранняя)
— А как называется первый весенний месяц? (март)
Март – переходное время. Морозные ночи и солнечные дни, звенит капель, появляются первые проталинки. Прощай, зима! Правду говорят: “Как зима ни злится, всё равно весне покорится”. Никогда не увидишь такого голубого неба, как бывает весной. Идёт весна, и ведёт за собой пернатых друзей.
— Какие птицы первыми прилетают в наши края? (Грачи).
Давайте и мы посмотрим, не прилетели ли к нам первые птицы.
(воспитатель обращает внимание детей на плоскостную птицу) Посмотрите, а вот и птица сидит, как она называется (грач) “Грач на горе – весна во дворе” – указывает народная примета.
— Каких птиц мы ещё видели?
9. Наблюдение за ДЕРЕВЬЯМИ
— Посмотрите, как много разных деревьев у нас на участке. Вы знаете, как они называются? Скажите мне. (береза, рябина, тополь, ясень, ель)
— Ребята, скажите, сейчас на деревьях есть листочки?
— А я вижу несколько зеленых деревьев, почему они зеленые?
— Как они называются одним словом?
— А какие хвойные деревья вы знаете? Чем они отличаются?
Пойдемте, рассмотрим с вами поближе ель.
Игра « Что происходит в природе?»
Человек легко находит, Что в природе происходит.
Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч ведущему, должен на заданный вопрос ответить.
Похожая примета
Цель прогулки:Формировать представления детей о марте как о месяце пробуждения природы;закреплять знания о времени года;развивать умение замечать новые изменения происходящие в неживой природе. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам. подкармливать их.
Ход прогулки: В солнечный день обратить внимание детей на приметы весны,какие изменения произошли на участке группы. Образовались проталины. видна земля. снега стало меньше.
Снег тает под теплыми лучами и образовались лужи,в которых видно отражение облаков и можно увидеть и свое отражение.
Обратить внимание детей. что снег тает возле деревьев,это происходит потому. что у деревьев высокая температура,чем окружающий воздух,так как их кора быстрее нагревается на солнце. поэтому и снег у стволов начинает быстрее таять,чем на открытом пространстве.
Приметы: дым от трубы идет вверх-к морозу;северный ветер к ночи стихает.
Поговорки и пословицы:весенний день целый год кормит; где ласточке ни летать,а к весне опять прибудет.
Стихотворение «Весна» А. Плещеев
«Уж тает снег,бегут ручьи,в окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою!»
Трудовые поручения:кормление птиц.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Публикации по теме:
Конспект прогулки «Наблюдение за аистами» Конспект прогулки «Наблюдение за аистами» Цель: расширять и обогащать представления детей о перелетных птицах-аистах Задачи: Образовательные:.
Конспект прогулки «Наблюдение за лошадью» Конспект прогулки «Наблюдение за лошадью» Цель: продолжить знакомство детей с домашними животными, их характерными признаками. Образовательные:.
Конспект прогулки «Наблюдение за настом» Цель прогулки:формировать у детей умение выделять первые признаки весны в неживой природе; продолжать знакомить со свойствами снега;воспитывать.
Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени» Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам (желтые листья на деревьях,опавшие листья,голые деревья.
Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени» Цель прогулки:Развивать у детей наблюдательность,умение замечать и называть происходящие изменения в природе с наступлением осени :листья.
Конспект прогулки «Наблюдение за рябиной» Конспект прогулки «Наблюдение за рябиной» Цель: научить детей выделять рябину среди множества других деревьев. Задачи: Образовательные:.
Конспект прогулки «Наблюдение за синицами» Программные задачи: Продолжать знакомить детей с многообразием зимующих птиц; учить замечать характерные особенности строения птиц: размер,.
Конспект прогулки «Наблюдение за снегом» Цель прогулки: уточнить представления детей о свойствах снега,развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с.
Похожая примета
1. Наблюдать с детьми изменения, происходящие в природе весной (набухание почек, появление первоцветов и т. д).
2. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (солнце весной начинает пригревать, идут дожди, у деревьев начинается сокодвижение, природа пробуждается от зимнего покоя).
3. Формировать умение устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды (цветочный барометр).
4. Расширять и активизировать словарный запас детей.
5. Развивать у детей наблюдательность, любознательность, познавательное отношение к окружающему.
6. Совершенствовать ориентировку в пространстве (ориентировка по плану).
7. Воспитывать у детей нравственные качества: бережное отношение к природе, чуткость, ответственность.
Словарь: почки, листочки, деревья, кустарники, береза, сирень, шиповник, мать-и-мачеха, первоцветы, сокодвижение, набухают, распускаются, лопаются, клейкие, нежные, молодые.
Экологическая тропа: «Деревья и кустарники»
Беседа на тему: «Пробуждение деревьев весной», разучивание поговорок, пословиц, стихов о весне, березе.
Дидактические игры: «Что можно, что нельзя», «Без чего нам не прожить».
Воспитатель приносит письмо детям.
Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто прислал это письмо.
«Она приходит с ласкою и со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет» (весна)
Правильно, это весна.
Воспитатель зачитывает письмо
«Сегодня день у нас особый
Я приглашаю вас друзья, найти приметы про меня»
Воспитатель предлагает вспомнить приметы весны (тает снег, появляются проталины, набухают почки, ярче светит солнышко, оживляются птицы и т. д).
— Ребята, а как называется второй месяц весны (апрель).
— Апрель-месяц воды. Издавна в народе говорят: «Апрель-водолей»
Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне и апреле.
• Апрельские ручьи всех будят.
• Апрель землю красит.
• Апрель всех напоит.
• В апреле земля теплеет, воды разливаются, птички заливаются.
Воспитатель предлагает детям план путешествия, на котором красным крестиком отмечены объекты наблюдений.
1. Дети определяют свой маршрут по карте и подходят к первому объекту- березе.
Воспитатель предлагает поздороваться с деревом (прикоснуться ладошками).
Что вы почувствовали? Ребята, береза это дерево или кустарник? Почему? Какие изменения мы видим в березе по сравнению с зимой?
(набухание почек). С чем это связано? (у деревьев начинается сокодвижение).
Дети встают в круг. Руки складывают вместе перед собой. Своим дыханием, как солнышком, согревают «почку» и она «распускается» (ладони постепенно раскрываются).
Воспитатель: В народе говорят: «Где берёза вырастет, там русский человек приживется»
Воспитатель: Какое дерево считается символом России?
Воспитатель: Чем отличается береза от других деревьев?
Воспитатель: Что обозначает слово «береза»?
Если на дереве дети увидят сломанную веточку, обсудить этот момент. Ребята, что мы пообещаем березке? (ответы детей)
Прощаемся с деревом (прикасаемся ладошками).
Ребенок читает стихотворение.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Вешаем на березку запрещающий знак «не ломай деревья»
2. Дети по карте определяют свой маршрут и подходят ко второму объекту-сирени.
Воспитатель предлагает поздороваться с сиренью (погладить веточки снизу-вверх)
Затем дети рассматривают почки: большие или маленькие? Как расположены почки? Закрытые или уже треснули? Сравнивают их с березовыми почками.
Воспитатель зачитывает письмо от сирени (в письме обращение сирени не ломать красивые цветущие веточки).
3. Дети вместе с воспитателем по карте определяют третий объект наблюдения (шиповник) и подходят к нему.
— Воспитатель: Ребята, шиповник дерево или кустарник? (кустарник).
Как вы думаете, можно ли его потрогать?
Воспитатель: Почему нельзя (у него есть шипы). Для чего нужны шиповнику шипы (защита от людей и травоядных животных).
Воспитатель: С березой и сиренью мы здоровались ладошками, а как можно поздороваться с шиповником, не дотрагиваясь до него. (словесно).
Рассматривание почек (размер, цвет, расположение). Рассказ воспитателя о пользе шиповника.
Прощание с шиповником.
4. Предложить детям посмотреть, не заметили ли они еще вестников весны.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какое необычное, красивое растение.
Отгадайте загадку, и вы узнаете, что это за цветок.
Что за ранний цветок?
В марте выпустил листок
Цветочки солнышком горят
Листки задуматься велят:
Почему верхушка наша очень холодна?
А нижняя сторонка как мамочка тепла, нежна (мать-и-мачеха).
Правильно, это растение называется мать-и-мачеха. Рассматривание, любование цветами. Какое еще название можно придумать для этого растения (ответы детей). На что он похож?
— Золотые лепестки, хрупкий стебелек.
Распустился здесь у нас солнечный цветок.
Какие части растения мы видим? (стебель, цветы).
Чем покрыты стебельки (чешуйками и пушком, пушок защищает от жаркого солнца и от холода). Какого цвета лепестки? Посмотреть с детьми, раскрыт или закрыт бутон цветка (в зависимости от состояния погоды и времени суток, (в пасмурную погоду и ночью цветок спит).
Сделать вывод, что цветы этого растения могут предсказывать погоду.
Спросить детей, все ли части растения мы наблюдаем. Чего не хватает? (листьев).
Вывод: сначала это растение цветет, а потом отращивает листья.
Почему так называется растение?
Предложить вспомнить загадку.
Рассказать детям, что это растение лекарственное. Помогает при многих болезнях.
Спросить у детей, можно ли рвать цветы. Почему нельзя. Что происходит с растениями? Установка запрещающего знака «Не рви цветы».
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы нашли многие весенние приметы. А что еще самое главное мы узнали и поняли из нашего путешествия? (ответы детей).
Вывод: Все хорошо там, где выросло. Нужно беречь нашу прекрасную землю, наш общий дом, беречь и любить все живое.
Ребенок: Дерево, трава, цветок и птица не всегда
Если будут уничтожены они, на планете
И только тот, кто всех добрей, легко поймет
А всех добрей на белом свете
Вместе: Конечно дети!
Воспитатель награждает детей медалями «Знаток природы».
Публикации по теме:
«Экологическое дерево» Для работы с детьми на экологической тропе в нашем детском саду, я создала экологическое дерево с инструкциями по технике безопасности.
Знакомство! Здравствуйте! Меня зовут Ольга! Работаю воспитателем первой младшей группы в детском саду г. Нижнего Новгорода. Мне очень нравиться работать.
Похожая примета
— развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.
1. Познакомить учащихся с различными периодами весны.
2. Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.
3. Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.
4. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, лупы.
Место проведения экскурсии: лес.
Время проведения: 11 апреля.
Возраст учащихся: 11-12 лет
Подготовка учителя к экскурсии:
Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.
Провести беседу об охране природы.
Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).
Подготовка учащихся к экскурсии:
1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:
3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май.
4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы «лес». Формировать умение правильно вести себя в лесу.
Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу
Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь
Введение в тему урока-экскурсии ( создание эмоционального настроя ).
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
— О каком времени года говорится в стихотворении? ( О весне ).
— Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? ( Появляются ландыши).
— Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? ( Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Зеленеет даль полей
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это. (Май)
— Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).
— Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? ( Нет).
— Какой весенний месяц самый холодный? ( Март ).
-Самый теплый ? ( Май ) Почему? ( В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
— Бывают ли весной грозы? Когда? ( В мае ).
Весенние изменения в живой природе.
— Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
— Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).
— Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
— Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).
— Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)
— Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? ( Нет ).
Во время экскурсий вам придется выполнить задания и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.
Запишите план письменного отчета:
-красота весенней природы
-жизнь травянистых растений леса, луга, двора;
-жизнь древесных и кустарниковых пород;
-приметы весны в животном мире.
Задание1. уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, не срывая и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:
Задание 2. Пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:
Как часто насекомые посещают эти цветки?
Какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению?
Чем обусловлена окраска цветков?
Имеются ли у цветков нектарники?
Возможно ли у этих цветков самоопыление?
Как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно?
Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.
1. Каждое звено сдает отчет об итогах экскурсии «Полюбуйся, весна наступает!»,
Подведение итогов урока-экскурсии.
— А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?