что в современных симфониях становится приметой времени
Симфония в современном мире
Симфония в прошлом
Симфония — музыкальное произведение для оркестра. С 18 по 20 века она была очень популярна, так как в то время не существовало жанров, которые популярны сейчас (рок, поп, хип-хоп и другие). Попасть на симфонические оркестры могли только богатые и высокопоставленные люди
Основными темами симфонии обычно были тема судьбы, тема мотивации к победе, тема духовного возрождения. Ее играли в трудное время, например, симфонию №7 Шостаковича исполняли прямо в разрушенном Ленинграде, а музыканты оркестра Титаника играли «Лунную Сонату» прямо во время того, когда корабль тонул! Одним словом, симфония была для многих музыкой души, мелодией возрождения, и была крайне известна.
Симфония в современном мире
Последнее время симфония, как жанр, стала угасать. Больше на оркестры нет таких очередей, теперь билеты не раскупают за полчаса, а на черном рынке не продают билеты в десятки раз дороже. Однако, найдя информацию в интернет-ресурсах, я обнаружил, что у симфонии было достаточно слушателей, причем не только стариков, но и молодых людей. Некоторые говорили, что «Если старушке подтянуть морщины, она расцветет», «Симфония устарела, но не в духовном плане», «Она не устаревшая, а просто немного несовременная». Выходит, она не так популярна, как раньше, только из-за того, что в ней используют «технологии» прошлых веков?
Рис.1 Мемориал музыкантам титаника рис.2. Шостакович в молодости
Заключение
Симфония не так популярна из-за использования устаревшей технологии создания и исполнения музыки. Для того, чтобы она стала более популярна, нужно добавить в музыку элементы электронной музыки, таких как Electro, Dub-Step, начать исполнять некоторые оркестры не только на классических инстрементах (виолончель, фортепиано и др.), но и на электронных (синтезаторы, электро-гитары, dub-step машинах и др.).
Стоит добавить немного нового в старое, чтобы оно тоже стало новым.
Вывод:
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)
Симфония
Симфония… как пугает это слово людей, нечасто посещающих концертные залы! Симфония нередко представляется чем-то очень сложным, малопонятным и потому скучным. Между тем, восприятие симфонии – дело не менее увлекательное, чем ее создание, если только научиться понимать ее «язык».
Так что же такое симфония? Прежде всего, это сочинение для оркестра, без солистов (в этом ее отличие, например, от концерта) – как правило, оркестра симфонического, хотя в наше время существуют симфонии и для других составов, например, Симфония для оркестра русских народных инструментов Александра Андреевича Цыганкова… Впрочем, в музыке ни одно правило не обходится без исключений, ведь каждое произведение так же неповторимо, как человеческая личность, да и каждая эпоха вносит свои коррективы. Мы убедимся в этом, познакомившись с историей симфонии.
Само слово «симфония» в переводе с греческого языка означает «созвучие», так именовались благозвучные сочетания музыкальных тонов, а древние римляне называли «симфониями» инструментальные ансамбли. В средневековой Европе это слово подразумевало светскую инструментальную музыку, в XVII столетии – сборники инструментальных пьес, а также оркестровые вступления к операм и кантатам, которые позднее стали именоваться увертюрами. У композиторов венецианской школы такие симфонии обычно состояли из двух разделов – медленного и быстрого, а у неаполитанцев быстрые разделы обрамляли медленный. Это был прообраз того, что мы понимаем под словом «симфония» сегодня.
В 30-х гг. XVIII столетия пути оперы и симфонии расходятся: оперные спектакли открываются увертюрами, а симфонии создаются и исполняются как самостоятельные оркестровые произведения, не связанные с театром. Три раздела неаполитанских оперных «симфоний» превратились в три части цикла, к которому иногда добавляется медленное вступление, а в качестве завершения нередко используется менуэт.
Классический тип четырехчастного симфонического цикла сложился в творчестве австрийского композитора Йозефа Гайдна. Разумеется, у него были предшественники, но в качестве «отца симфонии» в историю музыки вошел именно он. Симфонический цикл, окончательно сформировавшийся в его творчестве, полностью соответствовал духу эпохи классицизма с ее культом разума и меры: в каждой из четырех частей присутствует нечто такое, чего нет в других. В первой части, для которой традиционно используется сонатная форма, сопоставляются контрастирующие друг другу темы, вступающие между собой во взаимоотношения (в этом можно увидеть своеобразное преломление «театрального прошлого» симфонии). Вторая часть – медленная – сосредотачивает в себе лирическое начало (форма может быть разной – вариации, трехчастная или даже сонатная). Танцевальное начало в виде менуэта присутствует в третьей части. И, наконец, быстрый финал в форме рондо-сонаты концентрирует в себе жанровые образы. Примечательно, что у «отца симфонии» появляются первые симфонии с программными заглавиями (Шестая симфония – «Утро», Седьмая – «Полдень», Восьмая – «Вечер»), в то время как симфония рассматривалась в качестве «чистой» музыки – предельно обобщенной, без особой конкретизации образов.
Достижения Гайдна получают развитие в творчестве других венских классиков. У Вольфганга Амадея Моцарта симфонический цикл обретает единство (если симфонии Гайдна теоретически допускают перестановку частей, то у Моцарта она уже не представляется возможной), в цикле появляется драматизм, углубляются контрасты между темами.
Еще более радикальные изменения происходят в творчестве Людвига ван Бетховена. Композитор отказывается от галантного менуэта в пользу энергичного и эмоционально насыщенного скерцо, которое иной раз вырастает до гигантских размеров (в Девятой симфонии крайние разделы сложной трехчастной композиции написаны в сонатной форме). В Симфонии № 5 впервые появляется мотив, красной нитью проходящий через все части (знаменитый «мотив судьбы»). И, конечно, самый известный и радикальный «эксперимент» композитора – введение хора и солистов в финал Девятой симфонии.
В эпоху романтизма жанр симфонии получает множество преломлений – фактически, здесь можно говорить об индивидуальной трактовке жанра у каждого композитора: пятичастная «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза и двухчастная «Неоконченная» Франца Шуберта, множество программных симфоний – «Шотландская» Феликса Мендельсона-Бартольди, «Рейнская» Роберта Шумана, «Фауст-симфония» Ференца Листа. Не был забыт и бетховенский опыт использования вокально-хорового элемента: симфонии с участием хора и солистов создавали Гектор Берлиоз, Густав Малер, а в начале ХХ века так поступил Александр Николаевич Скрябин.
Новые преобразования ожидали жанр в ХХ веке: камерная симфония в творчестве Арнольда Шёнберга и Антона Веберна, десятичастная симфония «Турангалила» Оливье Мессиана… в целом можно сказать, что композиторы Новейшего времени в области симфонии (как и в других жанрах) склонны выбирать из опыта предшествующих поколений то, что в большей степени подходит для воплощения того или иного замысла. Например, у Дмитрия Дмитриевича Шостаковича есть и четырехчастные симфонии «классического» типа, и симфонии с участием хора, а Четырнадцатая симфония даже наделена чертами вокального цикла. Подобные трансформации заставляют музыковедов ставить вопрос: что же считать симфонией сегодня? Ясно одно – жанр симфонии продолжает жить и развиваться в творчестве современных композиторов.
В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее
Как вы уже знаете, жанр классической симфонии зародился в творчестве венских композиторов XVIII в.: Й. Гайдна, В. А. Моцарта, J1. Бетховена. Классическая симфония состоит из четырёх частей, где первая часть написана в форме сонатного аллегро, вторая — медленная лирическая, третья — менуэт или скерцо, четвёртая — финал, зачастую звучащий в форме рондо, с использованием песенно-танцевальных тем.
Если обратиться к дословному переводу греческого слова simphonia (со-звучание), то кроме этого значения есть и производное от него sympboniacus, что значит музыкант, музыкантский, концертный. Исследователи жанра «симфония» отмечают также смысловые «пересечения» слов:
СИМФОНИЯ
ГАРМОНИЯ
КОСМОС
Так или иначе, «симфония» — это представление композиторов об упорядоченном, гармонично звучащем Космосе, и творчество современных (отечественных и зарубежных) мэтров свидетельствует о неизменном интересе к данному жанру. С одной стороны, многие композиторы продолжают работать над развитием традиционных особенностей симфонии, многие композиторы ведут поиск нового содержания, форм, особенностей языка.
Композиторы обращаются в симфониях к сюжетам из истории Отечества, к религиозной тематике (вам известна концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты), к образам природы, к литературной классике (например, хоровая симфония-действо «Перезвоны», по мотивам произведений В. Шукшина, В. Гаврилина), к традициям русской народной культуры. Эти идеи воплощаются в разнообразных жанрах — симфония-концерт (с солирующими инструментами или голосами), симфония-сюита, симфония-действо, симфония-речитатив, джаз-симфония, вокальная симфония и др.
Художественное поле новых симфоний связано с красочностью, живописностью их музыкальной ткани. Синтез, взаимодействие различных видов искусства (драма, живопись, хореография, кинематограф и др.) в современных симфониях становятся приметой времени.
Тяжелые будни современных симфонических произведений
Марина Тимашева: Российских премьер крупных симфонических произведений в этом году представлено значительно больше обычного. В том, что происходит, попробует разобраться Тамара Ляленкова.
Антон Сафронов: Я, кстати, не согласился бы, что закончился век симфонизма. Я бы уточнил, что закончился век большого симфонического стиля. Последние симфонии были написаны, условно говоря, Шостаковичем, и сейчас композиторы, работающие в этом жанре, это большие послесловия к тому, что делал Шнитке, то, что делает Сильвестров или Губайдулина. Если говорить о западноевропейской музыке, то вообще трудно найти какого-нибудь композитора, который называл бы свое произведение словом симфония. Сейчас начался такой разнобой частных, индивидуальных мировоззрений и ценностей, поэтому симфонический оркестр остался, но изменилось жанровое понимание той музыки, которая для него пишется. На самом деле, конечно, количество музыки, которое пишется для оркестра, сильно ограничено организационно-материальными возможностями. Как мы говорили раньше, материально-технической базой. Даже крупные фестивали современной музыки стали сейчас давать существенно меньше симфонических премьер, чем это было еще 20 лет назад. С другой стороны, даже у нас в стране, не самой щедрой в отношении поддержки современного искусства, на фестивале «Московская осень» осуществляется пяток симфонических премьер в год. Композиторы стали по-другому понимать оркестр, многие композиторы стараются трактовать оркестр не как универсальный аппарат, а делить его на группы.
Тамара Ляленкова: Вероятно, возможности больших симфонических оркестров уже исчерпаны или композиторы разучились обращаться к столь многочисленной аудитории? Я спрашиваю об этом композитора Юрия Каспарова.
Юрий Каспаров: Композиторы, когда пишут симфонические полотна, вольно или невольно думают о публике. Все-таки оркестровая музыка это жанр демократический, и композиторы, осознанно или нет, этому подчиняются. Каждая симфония это обязательно документ своего времени, хочет композитор или нет, но он обязательно отражает какие-то черты своего времени, какие-то мысли, идеи на очень общем уровне, абстрактным языком. И самое главное, что экспериментов в области симфонизма практически нет. Бывают случаи довольно сложные. Например, Первая симфония Гавриила Попова. Когда он ее написал, довоенный оркестр Ленинградской филармонии, а это был очень сильный коллектив, потратил на одну только читку порядка восьми репетиций, настолько сложно было написано. И на концерте оркестр играл где-то раза в четыре медленнее. И тогда Гавриил Попов сказал, что его музыку поймут через 70 лет. И, обратите внимание, что прошло 70 лет и действительно симфонии Попова стали играть, и Первую симфонию недавно исполняли в Москве.
В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее
Как вы уже знаете, жанр классической симфонии зародился в творчестве венских композиторов XVIII в.: Й. Гайдна, В. А. Моцарта, J1. Бетховена. Классическая симфония состоит из четырёх частей, где первая часть написана в форме сонатного аллегро, вторая — медленная лирическая, третья — менуэт или скерцо, четвёртая — финал, зачастую звучащий в форме рондо, с использованием песенно-танцевальных тем.
Если обратиться к дословному переводу греческого слова simphonia (со-звучание), то кроме этого значения есть и производное от него sympboniacus, что значит музыкант, музыкантский, концертный. Исследователи жанра «симфония» отмечают также смысловые «пересечения» слов:
СИМФОНИЯ
ГАРМОНИЯ
КОСМОС
Так или иначе, «симфония» — это представление композиторов об упорядоченном, гармонично звучащем Космосе, и творчество современных (отечественных и зарубежных) мэтров свидетельствует о неизменном интересе к данному жанру. С одной стороны, многие композиторы продолжают работать над развитием традиционных особенностей симфонии, многие композиторы ведут поиск нового содержания, форм, особенностей языка.
Композиторы обращаются в симфониях к сюжетам из истории Отечества, к религиозной тематике (вам известна концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты), к образам природы, к литературной классике (например, хоровая симфония-действо «Перезвоны», по мотивам произведений В. Шукшина, В. Гаврилина), к традициям русской народной культуры. Эти идеи воплощаются в разнообразных жанрах — симфония-концерт (с солирующими инструментами или голосами), симфония-сюита, симфония-действо, симфония-речитатив, джаз-симфония, вокальная симфония и др.
Художественное поле новых симфоний связано с красочностью, живописностью их музыкальной ткани. Синтез, взаимодействие различных видов искусства (драма, живопись, хореография, кинематограф и др.) в современных симфониях становятся приметой времени.