что можно сделать в церкви для больного человека

ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ ПРИ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА?

К сожалению, каждому из нас время от времени приходится сталкиваться с таким неприятным и выбивающим из колеи явлением, как болезнь близкого человека. Верующий человек в этом случае, помимо обеспечения квалифицированной медицинской помощи, обязательно постарается помочь больному и поддержать его дух чтением канонов, акафистов и молитв. Вполне естественно то, что молитвы мы стараемся выбирать самые сильные, текст которых сугубо подчеркивает наше обращение к Богу с просьбой даровать здоровье тому, кого мы любим.

Болезни пришли в нашу земную жизнь после изгнания наших прародителей из Рая вследствие совершенного ими грехопадения. И до тех пор, пока не будут созданы новое небо и новая земля, где воцарится вечноблаженная радость жизни со Христом Богом, болезни будут постоянными спутниками человека.

Болезни попускаются Богом с разными целями: одному — как венец славы, другому — как наказание за грех, третьему — во вразумление. Но во всех случаях болезнь есть знак посещения Божия, проявление заботы Его о падшем человеке. Воля Божия всегда направлена к тому, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Поэтому, если цель, с
которой попущено данному человеку страдание от болезни своей или ближнего, достигнута, то Господь может исцелить болящего.

Христианин во всех обстоятельствах своей жизни должен научиться понимать, для какой цели Господь допускает доброе или злое в его жизни. Это относится и к болезни. Нужно правильно отыскивать в себе духовную причину, по которой Господь допускает иметь нам те или иные телесные страдания. Господь есть бесконечно любящий нас Отец Небесный, и Он не хочет, чтобы Его дети подвергались болезням и другим страданиям. Но любвеобильный Бог знает, что болезни часто являются хорошим врачеванием грехов, и поэтому ради вечного нашего блага Он допускает болезни.

Священное Писание указывает на ряд примеров, как мужи Божии подвергались болезням. Так, например, Исаак, сын Авраама и праотец Христа, был много лет слепым; пророк Елисей заболел болезнью, «от которой умер» (4 Цар. 13:14); пророк Даниил болел несколько дней (Дан. 8:27); Лазарь, друг Христа, заболел, и Спаситель сказал, что эта болезнь «к славе Божией» (Иоан. 11:4); Тимофей, сотрудник и спутник апостола Павла, страдал болезнью желудка (1 Тим. 5:23).

Мы часто думаем, что если долго молиться, да еще какими-нибудь особенно сильными молитвами, то Господь смилуется над нами и подаст исцеление. Не в многословии своем мы будем услышаны, но только тогда, когда принесем в результате долгой молитвы те плоды, которых ждет от нас Господь и для возвращения которых нам попустил болезнь. Поэтому нам надо не с отчаянием и унынием воспринимать всякое заболевание, но с верой в то, что это нужно для нашего спасения. Будем всегда просить Господа, чтобы Он помог нам это понять, чтобы нам не противиться воле Божией, но познавать ее, следовать ей, тем самым приближая исцеление — сначала души, а потом и тела.

Источник

3 самых сильных молитвы о здравии близкого больного человека

Молитва за здравии больного человека самая сильная — это те слова, которые мы возносим к Небу, к нашему Господу и всем святым с надеждой и упованием на милость Божью. Произносить эти слова необходимо с искренней верой, чистым сердцем и желанием. Сила такой молитвы огромна, она будет работать и на самом большом расстоянии. Сильная молитва часто производит настоящие чудеса, порой даже оказываясь мощнее самых дорогих уколов и таблеток. Она наполняет нашу жизнь надеждой и укрепляет в вере. Больные выздоравливают, обретают телесное и, что немаловажно, духовное здоровье, финансовые дела поправляются, утраченные связи восстанавливаются и крепнут, отношения между людьми идут на лад.

что можно сделать в церкви для больного человека. Смотреть фото что можно сделать в церкви для больного человека. Смотреть картинку что можно сделать в церкви для больного человека. Картинка про что можно сделать в церкви для больного человека. Фото что можно сделать в церкви для больного человека

3 самые сильные молитвы о здравии больного человека

Как христианин может помочь больному?

что можно сделать в церкви для больного человека. Смотреть фото что можно сделать в церкви для больного человека. Смотреть картинку что можно сделать в церкви для больного человека. Картинка про что можно сделать в церкви для больного человека. Фото что можно сделать в церкви для больного человека

Молитва за здравие больного. Как читать молитву

Читать слова молитвы о здравии человека, которого постигла болезнь, возможно как в стенах церкви, так и в домашних условиях, перед святыми иконами. Просьбы о здравии и исцелении от самых разных недомоганий и тяжких хворей можно подавать как за себя, так и за своих родителей, детей, мужа, жену, ваших родственников и друзей. Обязательное требование, которое нужно выполнить до обращения к святым с этой просьбой, только одно. Вам необходимо выяснить – крещенный этот человек или нет. Было бы нелепо узнать, что о здравии некрещенного человека молиться запрещено. Конечно, никто вам не может сказать, что нельзя молиться о здравии человека не крещенного, однако, в таком случае эффективность вашей молитвы очень и очень снижается.

Молебен в церкви

Помочь захворавшему исцелиться от недуга поможет не только самый глубокомысленный текст, который произнесете вы, но и молебен за здравие, который будет произнесен священнослужителями в стенах богослужебного заведения в заранее оговоренное время, учитывая ваши пожелания.

Можно заказывать такой молебен либо на каждый день, либо на один месяц, либо на сорок дней. В любом из вышеуказанных случаев, все это очень повышает вероятность выздоровления у недужного человека.

Всякая молитва являет собой мощное энергетическое послание, обладающее огромной позитивной силой, дарующее нам веру в исцеление, надежду на светлое будущее. Произносимые нами молитвенные слова позволяют передать немощному человеку, за которого мы просим у Господа, положительный настрой, в процессе которого состояние здоровья заболевшего, пусть и постепенно, но начинает улучшаться, а его недуг — неуклонно отступать.

Молитва — способ излечить душу

В очень многих случаях процессы течения болезней ухудшаются ввиду отсутствия у больных душевного покоя и равновесия — в этом случае можно сказать, что у человека болит душа. Молитва же о здравии, произнесённая многократно и искренней верой, укрепляет душевное состояние больного человека, несет в его жизнь утраченный ему утерянный покой, гармонию и внутреннее равновесие, помогает ему пережить различные страхи и сомнения.

С молитвенными словами все верующие чаще всего обращаются непосредственно:

Причины, по которым люди обращаются со своими горячими молитвами о здравии Всевышнему и Богоматери, понятны без всяких на то объяснений. Ведь в иерархической лестнице Высших духовных сил они занимают наивысшие позиции. В твёрдых и любящих руках нашего Господа сосредоточена судьба всего сущего на Земле. Пресвятая Дева Мария, подарившая нашему несовершенному миру Спасителя, во всякое время была, есть и будет заступницей слабых. Она всегда укрывает нас всех своих любящим материнским крылом.

Обращение к Святым

К Святым Матронушке Московской и Николаю — Чудотворцу верующие всегда приносят свои горячие мольбы еще и потому, что эти святые среди православных христиан — одни из самых любимых.

Ещё при своей жизни Блаженная Матрона Московская и Святой Николай Чудотворец обрели славу посредством врачевания и облегчения страданий немощных, принеся в их жизни настоящие чудеса исцеления. Свидетельствами этим фактам служат сотни тысяч историй, которые записаны в церковные книги, сохранились в старинных свитках, в христианских преданиях и легендах, выложены на страницах интернет-порталов.

Молитвы За здравие больного человека

Особенностью самой простой молитвы, произносимой любым человеком, даже ребёнком, является то, что в ней идет обращение ко всем представителям Высших Небесных сил: к самому Господу нашему, к Богоматери, к святым угодникам и ангелам Небесным. Именно поэтому самоё простое обращение ангелам, это и есть самая сильная молитва за здравие больного. Проговаривать молитву за здравие больного, по возможности, лучше в стенах церковного храма. Вместо скобочек вам нужно будет назвать имя больного, о котором вы просите и которому необходима помощь:

что можно сделать в церкви для больного человека. Смотреть фото что можно сделать в церкви для больного человека. Смотреть картинку что можно сделать в церкви для больного человека. Картинка про что можно сделать в церкви для больного человека. Фото что можно сделать в церкви для больного человека

Молитва господу Богу о здравии больного и ее сила

Простая молитва «О здравии»


«О Премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельней Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя;

Подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твоя и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.

Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя). Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.»

И, конечно же, как можно чаще, в любое время и любом месте своими словами взывайте о помощи к Силам Небесным. Эти слова, подсказанные вашим сердцем, будут самыми богоугодными. Конечно, также вы можете выбрать особые слова из молитв и как можно чаще произносить их. Можно читать и молитвы из церковного утреннего и вечернего молитвенного правила. Некоторые молитвы даже лучше читать многократно, это вам подскажут в церкви.

Молитва Господу Богу «О здравии больного»

Молитвы, произносимые в адрес Господа Бога, с просьбами о выздоровлении и исцелении больных и немощных, необходимо произносить перед иконой нашего Спасителя, при горящих свечах. Делать это можно и в церкви, и у себя дома, если вы по каким-то причинам не можете придти в церковь. Вот одна из наиболее часто произносимых молитв:

О Господи, Создатель наш, помощи Твоей прошу, даруй полное выздоровление Божьей рабе (имя), омой кровушку ее лучами своими.

Лишь с твоей помощью придет исцеление к ней да благослови дороги все ее к долгожданному спасению, исцелению, выздоровлению.

Подари ее телу здравие, ее душе – легкость благословенную, ее сердцу – божественный Твой бальзам.

Боль навсегда отступит и силы к ней вернутся, раны все заживут и придет помощь святая Твоя.

Твои лучи с голубых Небес дойдут к ней, дадут ей защиту крепкую, благословят на избавления от болезней ее, укрепят веру ее.

Да услышит эти слова мои Господь. Слава Тебе. Аминь!

Молитву о здравии к Господу произносите как для себя, так и для своих близких, друзей и родственников. Слова “Божья раба” заменяете на “Божий раб” и называете имя заболевшего человека.

Молитва «Сорокоуст» о здравии больных

что можно сделать в церкви для больного человека. Смотреть фото что можно сделать в церкви для больного человека. Смотреть картинку что можно сделать в церкви для больного человека. Картинка про что можно сделать в церкви для больного человека. Фото что можно сделать в церкви для больного человека

Как читать молитву сорокоуст о здравии больных

Вся человеческая история измеряется «седминами» и «сороковинами».

Молебен, совершаемый Церковью ежедневно в течение сорока дней, называется сорокоустом. Молитву сорокоуст о здравии заказывают все христиане в любое удобное время, без всяких ограничений. Но есть одна особенность. Во время Великого поста, когда полная литургия в церквях совершается только по субботам и воскресеньям, самым мудрым вашим решением будет заказывать не сорокоуст, а просто оставлять записки о здравии себя и близких или об упокоении усопших каждый раз, когда вы посещаете храм.

Молитва Сорокоуст «О здравии» заказывают не только за сохранение и приумножение здоровья себя и своих близких, особенно о заболевших и тяжелобольных, но также за их успехи, материальное благосостояние, обретение ими внутреннего, душевного покоя и гармонии. Ведь такое обширное понятие, как «здравие», несет в себе и физическое здоровье человека, и его духовное состояние, и финансовое благополучие.

Кстати говоря, если мы совершаем молитву о здравии человека, который сотворил много зла себе и окружающим, то это совсем не означает, что мы взываем к Всевышнему о том, чтобы эта запутавшаяся личность и дальше пребывала в этом разрушительном состоянии – нет! Мы все просим Господа Бога нашего, чтобы Он милостью Своей переменил все намерения такого человека, изменил всю его внутреннюю дисгармонию и сделал так, чтобы даже самый законченный недоброжелатель, самый злой враг стал бы пребывать в гармонии с Отцом Небесным, с Церковью, с прекрасным миром, окружающим его.

Придите в Божий храм с чистым сердцем, возьмите листок бумаги с намерением заказать молитву Сорокоуст и просто напишите имена всех тех людей, кому вы желаете здоровья, спасения, благоденствия! Помните и о святой необходимости помолиться за всех врагов ваших. Оказывайте всяческую помощь всем своим близким силой своей христианской любви и всеблагого Церковного поминовения!

Источник

Болезнь: довериться Богу

На этот раз тема нашей беседы с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином — отношение к болезни. Почему люди болеют, как страждущему найти духовную опору, каким должно быть наше отношение к медицине, какие способы излечения приемлемы, а какие для христианина недопустимы — эти вопросы мы задали Владыке.

что можно сделать в церкви для больного человека. Смотреть фото что можно сделать в церкви для больного человека. Смотреть картинку что можно сделать в церкви для больного человека. Картинка про что можно сделать в церкви для больного человека. Фото что можно сделать в церкви для больного человека

Поэтому для христианина вопрос о том, есть или нет в болезни духовный смысл, не стоит. Безусловно, есть.

— Если ты тяжело заболел, нужно ли задавать себе вопрос: почему или для чего меня постигло это испытание?

При этом нужно хорошо запомнить очень важное правило. Мы можем и должны видеть причины многих наших болезней и испытаний в себе самих, но ни в коем случае не должны высматривать эти причины в других людях. Я могу сказать себе, что болею из-за своих грехов и «достойное по делом моим приемлю». Но я не должен говорить другому человеку: «Вот, ты заболел, потому что ты грешник». То есть, максимально строго относясь к самому себе, я не имею права даже задумываться над тем, какие недостатки, какие грехи и страсти довели до болезни другого человека. Это та грань, которая отделяет настоящего христианина от человека, который только называет себя этим именем.

— Владыка, наверное, каждый из нас видел тяжелобольных людей, которые способны поддержать здоровых, показать им пример не только терпения, но и радости, полноты жизни, духовной крепости. Но бывает и наоборот: человек оказывается буквально сломленным болезнью. Встречали ли Вы такие случаи? От чего это зависит?

— Отношение человека к болезни — это крайне сложная тема, и здесь меньше, чем когда-либо, я хотел бы выступать с поучениями. Мы все слабые люди, и я слабее всех. Я совершенно не уверен, что, когда для меня настанет время испытания, я смогу быть кому-то примером. Могу только повторить: многое зависит от умения человека воспринимать все, что он встречает в жизни, по-христиански, в том числе и болезни. Поэтому в подобных ситуациях мы можем видеть на одном полюсе людей отчаявшихся, обвиняющих в своих проблемах всех остальных и даже хулящих Бога. Такое часто встречается, когда человек испытывает сильные физические страдания. В таком случае, мне кажется, лучше вообще не обсуждать его слова и поступки, потому что бывает такая мера человеческих страданий, которую здоровый просто не может себе представить. А на другом полюсе — люди, которые терпят свое болезненное состояние со смирением, с покорностью воле Божией и умудряются во всем найти что-то доброе. Такие люди есть, и они — пример и укор для нас, живущих обычной невнимательной жизнью. Подобное поведение зависит прежде всего от внутреннего устроения человека, от навыка одинаково принимать от руки Божией и радость, и скорбь. Это очень трудно дающийся навык, его имеют очень немногие люди. И нельзя сказать, что если у человека это получилось однажды, то будет получаться и в дальнейшем. Поэтому мы говорим о тех или иных конкретных случаях не для того, чтобы их оценить, а для того, чтобы лишний раз самим себе напомнить, как должно себя вести в подобных ситуациях.

— Кого-то болезнь делает ближе к Богу, а для кого-то становится настоящим препятствием в вере. Особенно тяжело видеть страдания детей. И часто люди говорят: «Если Бог милосерд, как же Он допускает страдания заведомо безвинных?». Подскажите, что здесь можно ответить, ведь практически каждому из нас приходилось слышать такой вопрос.

— Что касается детских болезней и страданий людей добродетельных, это опять же вопрос теодицеи: почему Господь попускает страдания? Здесь нельзя дать общий ответ, подходящий всем и для всех случаев жизни. Наверное, главное, что можно посоветовать: говорить таким людям, чтобы они старались смириться с волей Божией. Пусть даже мы ее сейчас не понимаем, но она благая. Все, что с нами происходит, — происходит ради нашего спасения.

— Недавно я была в паломнической поездке, где с нами в группе оказалась семья с ребенком — тяжелым инвалидом. Мама этого мальчика постоянно повторяла: «Это нам за грехи». Она рассказывала, что часто слышит это не только от духовника, но и от окружающих, верующих людей, в храме. Но мне кажется это совершенно неправильным. Нужно ли говорить такие вещи страдающим людям?

— Еще раз повторю: мое глубокое убеждение — страдающим людям, родителям больных детей об этом говорить нельзя. Другое дело, если взрослый, верующий человек сам это осознает. Тут не надо с ним спорить: «Нет, что вы, вы такой хороший, не может быть»… Но, когда, встретившись с такими семейными трагедиями, о «виновности» родителей говорят посторонние люди или даже священник — это категорически недопустимо. Наша вера не отменяет элементарных правил человеческого общежития. Во-первых, это бестактно, во-вторых, очень грубо, и, в-третьих, совершенно нерассудительно с духовной точки зрения, потому что ничего, кроме обиды и отторжения, такое отношение не вызовет.

— Владыка, а какой должна быть духовная помощь в болезни? Наверное, верующий человек постарается исповедаться и причаститься. Есть еще соборование — таинство во исцеление. Как можно принять в нем участие?

— Духовная помощь в болезни — это прежде всего молитва, в том числе о прощении своих грехов. Люди, переболевшие тяжелыми болезнями, которых Господь исцелил, обычно очень сильно меняются. Они становятся глубже, у них меняется система ценностей, многие вещи становятся на свое, правильное место.

Конечно же, обязательно надо исповедоваться. Болезнь — это время, когда человеку, даже самому легкомысленному, свойственно подводить итоги прошедшей жизни. Может быть, жизнь еще будет долгой, но, пребывая в тяжелой болезни, оценку своих поступков нужно сделать. Поэтому необходимы глубокая, искренняя и полная исповедь и Причастие.

Действительно, одно из таинств, к которым надо прибегнуть в болезни, — это соборование. По слову апостола Иакова, болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего (Иак. 5, 14–15).

Если человек в состоянии ходить, соборование над ним совершают в храме, а если нет, то священник призывается к больному на дом.

что можно сделать в церкви для больного человека. Смотреть фото что можно сделать в церкви для больного человека. Смотреть картинку что можно сделать в церкви для больного человека. Картинка про что можно сделать в церкви для больного человека. Фото что можно сделать в церкви для больного человека

— А если тяжело заболел кто-то из наших близких, и этот человек еще не ходит в храм постоянно и осознанно, надо ли уговаривать его прибегнуть к таинствам? Я слышала о случаях, когда человек после исповеди и Причастия выздоравливал и в корне менял свою жизнь. Но вижу, что встречается и магическое отношение: люди причащаются и причащают детей, «чтобы не болеть»…

— Если заболел человек, который пока еще не ходит в храм, но, по крайней мере, не отрицает существования Бога и церковных таинств, то для него это хорошая возможность стать ближе к Церкви. Действительно, есть такие случаи, когда человек выздоравливает и на основании опыта своей болезни меняет свою жизнь. Это очень хорошо. А что касается магического отношения, конечно, с ним надо бороться, и это, прежде всего, дело священника. Если он видит, что человек не просто не верит, но и не хочет отказываться от своих заблуждений, а Причастие и соборование для него — просто еще одно лечебное средство, «на всякий случай» (как часто это бывает: и к бабке сходим, и к экстрасенсу, и в Церковь причаститься — вдруг да поможет), это профанация церковных таинств. И, конечно, это не приведет ни к чему доброму.

— Кому и как молиться в болезни? Есть традиция читать акафисты святителю Луке, в случае онкологии — святителю Нектарию, Божией Матери пред иконой «Всецарица»…

— Молиться всегда, во всех случаях жизни нужно Богу. Действительно, есть традиция молиться святым в тех или иных болезнях, но это вовсе не значит, что иначе Бог нас не слышит. Традиция эта в принципе объяснима. Скажем, святитель Лука при жизни был выдающимся врачом. Святитель Нектарий страдал от рака, и ему молятся при онкологических заболеваниях. Это благочестивый обычай, от которого не надо отказываться, но ни в коем случае не стоит придавать ему чрезмерное значение и превращать наш церковный календарь в некую лекарственную энциклопедию — какому святому молиться от какой болезни, и в каких количествах это «средство» принимать.

— Владыка, если человек заболел, у кого ему искать помощи? Можно ли обращаться к врачам, и как относиться к нетрадиционной медицине — гомеопатии, иглоукалыванию и так далее? Какой здесь может быть критерий?

— Врачебное искусство благословлено Церковью, поэтому обращаться к врачам можно и нужно. Врачом был один из апостолов и евангелистов — святой Лука. Мы почитаем безмездных врачей — великомученика Пантелеимона, мучеников Косму и Дамиана, Кира и Иоанна и других. С одной стороны, это святые нашей Церкви, а с другой — люди, которые свою жизнь посвятили врачебному искусству в том виде, в каком оно тогда существовало. И хотя с точки зрения сегодняшнего дня методы древних врачей могут казаться устаревшими, тем не менее это была научная медицина своего времени. Поэтому нужно обязательно бороться с распространенным на нижних этажах церковно-фольклорного сознания мнением, что к врачам ходить не надо. Бывает еще: «Батюшка не благословил в больницу идти». Если батюшка так сказал, значит, он в прелести. Никогда, ни при каких условиях Церковь не отметала врачебное искусство, потому что оно тоже дано человечеству Богом, Творцом всяческих.

Другое дело, что есть так называемая нетрадиционная медицина. К ней бывает разное отношение. Скажем, лично я совершенно не признаю гомеопатию, считаю ее шарлатанством. Но есть люди, которые гомеопатию очень почитают. Иглоукалывание — скорее, медицинский метод, только относящийся к другой системе. Гораздо хуже, когда начинают ходить к экстрасенсам, биоэнергетикам и всяким бабкам.

— Недавно к нам на епархиальный сайт пришло письмо от женщины, которая заявляет, что никогда не обращается к врачам и от всех болезней лечится в святых источниках. Как Вы относитесь к подобным вещам?

— Чрезмерное внимание к источникам у нас иной раз принимает совершенно чудовищные формы, характерные, скорее, для древнего язычества с его поклонениями духам леса, духам воды и тому подобным вещам. Язычества тут больше, чем христианства. Помолиться и окунуться в источник рядом с монастырем очень хорошо, особенно если он был ископан святым, как, например, источники преподобных Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского возле Троице-Сергиевой Лавры. Но это не заменяет ни церковных таинств, ни врачебной помощи.

— «Дороже всего на свете здоровье», «Здоровье не купишь» — есть много таких поговорок. Сегодня многие люди стараются вести здоровый образ жизни — заниматься спортом, правильно питаться. Вроде бы, это хорошо и правильно. Но все ли здесь допустимо? Как Церковь относится к восточным практикам — йоге, китайской гимнастике цигун? Они сегодня очень популярны. Люди говорят, что это действительно помогает справляться со стрессами и болезнями.

— Владыка, среди церковных людей есть и такое устоявшееся представление: поскольку болезни — от грехов, а грехи дают возможность вселиться в нас врагу рода человеческого (бесам), то в тяжелой болезни может помочь отчитка. И люди ездят на отчитку, возят детей с неврологическими нарушениями, мужей, больных алкоголизмом… Правильно ли это, как к этому относиться?

— Я отношусь к этому очень осторожно. Так называемую отчитку священник должен совершать только по благословению архиерея. Самочинное занятие этим делом ничего хорошего не приносит — ни тем, кого отчитывают, ни тому, кто отчитывает. И примеров тому множество.

Я знаю отца Германа в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было благословлено совершать это чинопоследование ныне покойным Патриархом Алексием II. Знаю, что Патриарха об этом просил духовный собор Лавры, потому что туда приезжает много людей, которые хотели бы, чтобы над ними было совершено это чинопоследование. Это водосвятный молебен с особыми прошениями о людях, мучимых нечистыми духами. Люди такие есть, мне самому приходилось их видеть, и это страшное зрелище.

К сожалению, сегодня на отчитку едут все кому не лень, иногда просто так, на всякий случай. Это проявление духовного инфантилизма, когда человек, не умея, не желая и даже не пытаясь научиться работе над собой, мобилизовать свои внутренние силы на борьбу с грехом, хочет, чтобы ему что-то сделали. Знаете, есть сейчас такое выражение — человек приходит в храм и говорит: «Мне сделали». — «Что?». — «Да что-то плохое»… И в противовес этому человек хочет, чтобы ему «сделали» в Церкви что-то хорошее. И тоже чтобы не сам он делал, а батюшка что-то прочитал, помазал, покропил…

Что касается больных алкоголизмом, думаю, что в каких-то случаях можно привезти их на отчитку. Мне приходилось видеть случаи, когда люди после этого чинопоследования действительно менялись, внутренне и внешне. Не могу сказать, что это что-то совершенно бесполезное, но далеко не всегда необходимое. Обязательно должно быть двуединое действие — человека и Бога. Господь подает помощь тому, кто сам пытается чего-то добиться. Если человек лежит на диване и ждет, когда кто-то что-то с ним сделает, — ничего не получится. У болгар есть хорошая поговорка: «В Божий гроб да го сложишь» (то есть хоть в гроб Господень в Иерусалиме его помести), а ничем не поможешь. То есть если сам человек не прилагает усилий, то ничего и не будет.

— Кстати, вопрос из почты нашего сайта. «Мой муж — запойный алкоголик. Мучается сам, и все мы вместе с ним (я, дети, мама). Я в отчаянии уговариваю его “зашиться” или закодироваться, но не знаю, как на это смотрит Церковь?»

— Очень редко это кодирование и «зашивание» приводит к устойчивым положительным результатам по тем причинам, о которых я только что говорил. Кодирование — это вообще обман, примитивный гипноз, который действует очень недолго. Когда я был еще настоятелем на Подворье, у нас было несколько хороших молодых ребят, которые нуждались в духовной помощи в связи с этой проблемой. И я нашел чин обета трезвости, который был составлен в Русской Церкви в начале XX века. Служился специальный молебен (обычно для каждого человека отдельно), потом читалась молитва, и человек, положив руку на Евангелие, в присутствии священника давал обещание Богу не употреблять спиртных напитков. Вы знаете, довольно многие бросили пить. Кому-то не удавалось бросить совсем и сразу, но держались год, два, три, потом опять приходили и брали такое благословение. Это помогало, я видел это сам. Но опять же это были люди, которые сами очень хотели избавиться от этого своего греха. Они старались, молились, прилагали усилия — и Господь им помогал.

что можно сделать в церкви для больного человека. Смотреть фото что можно сделать в церкви для больного человека. Смотреть картинку что можно сделать в церкви для больного человека. Картинка про что можно сделать в церкви для больного человека. Фото что можно сделать в церкви для больного человека

— И такое письмо пришло в нашу редакцию от Ольги: «У меня есть подруга, ее дочка больна ДЦП. Она считает себя верующим человеком, ходит в храм. Но еще постоянно ищет, где „принимают” старцы. И в Дивеево они ездили, и в монастырь в Калужской области к прозорливому батюшке, и к разным бабкам. На мои попытки сказать, что это неправильно, она отвечает: „Когда такое происходит с твоим ребенком, то поверишь во всё, так что ездим и по бабкам. Говорят все диагнозы по фото, кто им силу дает?”». Что можно сказать в таких случаях, Владыка?

— Уважаемая Ольга! Ваша подруга сказала Вам очень горькие, но верные слова: «Когда такое происходит с твоим ребенком, поверишь во всё». Конечно, плохо, что она ездит к бабкам. Плохо, но это от отчаяния. И кто бросит в нее камень? На Вашем месте я не стал бы ее упрекать за то, что она ездит в монастыри к старцам, ищет прозорливых батюшек. От посещений всяких бабок, колдуний или экстрасенсов, конечно, попытался бы мягко отговорить. Но, если бы увидел, что не получается, я бы оставил эти попытки. Таким людям можно только помогать. Больной ребенок — это страшное горе. Уже то хорошо, что человек не оставил своего ребенка (а таких случаев множество), взял на себя крест, который он будет нести всю свою жизнь. И я думаю, что Господь очень многое ей простит, в том числе и некую духовную неразборчивость.

— Говоря о болезни, нельзя избежать такой тяжелой темы, как эвтаназия. Например, при онкологических заболеваниях и ряде других человек испытывает неимоверные страдания. Допустим, совершенно очевидно, что он уже не выздоровеет, не сможет вернуться к нормальной жизни. Разве не гуманнее эти страдания прекратить?

— Церковь категорически против эвтаназии, и об этом можно подробно прочитать в социальной концепции [4]. Дело в том, что эвтаназия включает в себя два самых страшных греха: и самоубийство, и убийство. Хотя порой совершенно очевидно, что человек не выздоровеет, болезнь доставляет ему невообразимые страдания. Нужно стараться помочь такому больному всеми возможными средствами, но эвтаназия — не выход. Пафос тех, кто выступает в защиту эвтаназии, в общем-то объясним, но за ним часто кроется лукавство. В современном западном мире эвтаназия — это одно из проявлений сознательного отказа от христианства. И дело здесь не только и не столько в желании облегчить страдания людей, сколько в бунте против Бога, причем со стороны идеологов эвтаназии — совершенно осознанном и планомерном.

— В заключение нашей беседы приведу еще несколько вопросов от наших читателей; эти вопросы кажутся мне типичными, многие люди задаются подобными.

«Жить хочу нормально. А у меня вечные болячки. Как упросить Бога, чтобы быть здоровой? Или смириться?».

«Я верующая, но, наверное, маловерная. Боюсь смерти, не могу представить себе вечность, и в болезни очень унываю…».

«Уже несколько моих знакомых в молодом возрасте заболели раком. Я им очень сочувствую, но у меня самой развивается самая настоящая канцерофобия. Грех ли — такая мнительность?».

Владыка, что тут можно посоветовать?

— Думаю, надо и просить Бога о здоровье, и в то же время смиряться.

Все люди боятся смерти, и все мы, пока живем на земле, не можем представить, какой будет вечность. Фантазировать на эту тему не нужно. Но в любой болезни надо стараться не унывать. Надо усиленно, от всего сердца молиться Богу и во всем положиться на Него.

Да, мы не стремимся к смерти, не делаем ничего для того, чтобы ее приблизить. Но мы и не должны впадать в ужас и прострацию при мысли о ней. Рано или поздно Господь все равно призовет, никто из нас не останется на этой земле дольше положенного срока.

Журнал «Православие и современность» № 39 (55)

[1] Теодицея — богословско-философские доктрины, имеющие целью согласовать идею благого Божиего Промысла о мире с наличием в мире зла. Термин «теодицея» (от греч. «Бог — справедливость») введен Г. В. Лейбницем в 1710 г., сама же проблема теодицеи ставилась с древнейших времен.

[2] Древний патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Гл. 15, п. 1.

[3] Феофан Затворник, святитель. Собрание писем. Вып. 1, п. 42.

[4] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви — официальный документ Русской Православной Церкви, утвержденный на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. В нем изложены базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *