что можно посмотреть под микроскопом в домашних условиях с ребенком
Конспект непосредственно-организованной деятельности на тему: «Чудеса в микроскопе!» с использованием мультимедиа.
Наталия Шибакова
Конспект непосредственно-организованной деятельности на тему: «Чудеса в микроскопе!» с использованием мультимедиа.
Конспект непосредственно-организованной деятельности на тему:
«Чудеса в микроскопе!»
Составила и провела
Шибакова Наталия Валерьевна
• Дать элементарные навыки работы с микроскопом.
• Познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством проведения опытов – микроскопом;
• Организовать детское экспериментирование с микроскопом;
• Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;
• Обогащать детей новыми, интересными знаниями;
• Развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;
• Познакомить с понятием «клетка» и «клеточное строение» на наглядном материале (фрукты, овощи, вода, волос);
• Формировать умение отвечать на вопрос полным предложением.
• Активизация и пополнение активного и пассивного словаря следующими словами и выражениями: микроскоп, экран, механизм, часть, объектив, окуляр, тубус, предметный стол, отражающее зеркало, фокусировочный механизм, штатив, пинцет, предметное стекло, покровное стекло, полый.
— На сложных микроскопах, которыми пользуются ученые, бывает сразу несколько объективов, это сделали для того, чтобы было удобней работать, и увидеть один и тот же предмет с разным увеличением.
— Как вы думаете, почему можно увидеть один и тот же предмет с разным увеличением?
— Давайте покажем окуляр с помощью наших ладошек (соединить ладонь в круг и посмотреть сквозь него).
4) Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.
— Как мы можем показать предметный столик? Верно, с помощью прямой ладошки.
5) Отражающее зеркало – это специальное зеркало, которое используют для освещения рассматриваемого предмета. Это необычное зеркало, оно не похоже на зеркала, которые есть у каждого из нас дома. Отражающее зеркало собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на рассматриваемый нами предмет, освещая его.
6) Посмотрите на тубус. На его спинке спряталась еще одна важная часть микроскопа – фокусировочный механизм! (повторить название по слогам) Сложное название, не правда ли? А сейчас повторим его название вместе! ФО-КУ-СИ-РО-ВОЧ-НЫЙ МЕ-ХА-НИ-ЗМ! Мы будем называть его просто – фокусник! Этот механизм и в правду умеет показывать фокусы! Посмотришь в окуляр на капельку, а ее совсем не видно. Вот тогда и приходит на помощь фокусник! Нужно только немного покрутить ручку, и капелька станет видна! Давайте се вместе покрутим ручку вперед (выполняем вращательные движения) и назад. Молодцы, у всех отлично получилось! Настоящие фокусники!
7) А эта часть микроскопа называется – штатив! Именно к нему прикрепляют все остальные части микроскопа.
— Как можно показать штатив? (встать ровно, не двигаться)
У микроскопа есть маленькие помощники:
— Что такое микроскоп? Для чего он нужен?
— Из каких частей состоит микроскоп? (Окуляр, объектив, тубус, предметный столик, отражающее зеркало, фокусировочный механизм, штатив)
— Как называются помощники микроскопа? (пинцет, предметное и покровное стекло)
Опыт 1: Рассматривание готовых образцов.
Цель: Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;
Опыт 2: «Прозрачность»
— разведение крепкого раствора морской соли и сладкого раствора (сахара);
— нанесение его на приборные стекла;
— дать раствору высохнуть и лишь, затем рассмотреть под микроскопом;
Цель: Обратить внимание детей на прозрачность соленой и сладкой воды.
Опыт 3: «Воздух волшебник»
— рассмотреть срез картошки и банана;
— отметить, что под воздействием кислорода (воздуха, срезы становятся темными.
Цель: Показать влияние внешней среды на продукт.
Опыт 4: «Из чего что состоит?»
-рассматривание структуры среза листа;
— рассматривание кристаллов соли и сахара (что общего, и чем отличаются);
— рассматривание волокон банана и картофеля (что общего, и чем отличаются).
Цель: Познакомить с понятием «клетка» и показать детям клеточное строение на примере фруктов, овощей, воды.
Опыт 5: «Структура волоса»
— рассматривание структуры волоса;
Цель: продолжать знакомство с клеточным строением на примере волоса.
Опыты c микроскопом
В данном разделе собраны простые опыты и эксперименты с биологическим микроскопом, которые можно провести в домашних условиях.
Для большинства опытов можно обойтись доступными красителями — йодом, зеленкой, метиленовым синим или фиолетовыми чернилами(содержат краситель генцианвиолет). Метиленовый синий, или синьку, можно купить в некоторых аптеках, хозяйственных магазинах(средство для подсинивания белья) или в зоомагазинах (средство против заболеваний рыб). В зоомагазинах можно также встретить и другой краситель, применяемый в микроскопии — малахитовый зеленый.
Для продвинутой микроскопии потребуются специальные красители, купить которые будет не так просто. Например, для окраски жиров потребуется специальный краситель судан II.
Кристаллы в клетках шелухи лука
Шелуха лука — удобный и доступный объект для микроскопических наблюдений кристаллических включений в растительных клетках. Ее нужно положить в капельку […]
Циклоз (движение цитоплазмы) под микроскопом
Циклоз, или цитоплазматический ток, — это движение цитоплазмы внутри клеток, которое характерно для клеток растений, животных, грибов и простейших. Благодаря […]
Танцующие споры хвоща под микроскопом
Хвощи — очень древние растения, появившиеся более 350 млн лет назад и заставшие динозавров. Споры хвоща являются очень интересным объектом […]
Клетки авокадо под микроскопом
Авокадо отличается от всех остальных фруктов не только несладким вкусом, но и высоким содержанием жира. Он достигает 25%, хотя типичное […]
Картофель под микроскопом. Лейкопласты и крахмал.
Лейкопласты — это органоиды растительной клетки, отвечающие за синтез и хранение питательных веществ. Лейкопласты, запасающие крахмал, называются амилопластами. Лейкопласты бесцветны, […]
Хромопласты красного перца под микроскопом
Хромопласты — это органоиды растительных клеток, в которых осуществляются синтез и хранение пигментов, отвечающих за яркую окраску. Например, хромопласты обеспечивают оранжевый […]
Клетки лука под микроскопом
Кожица лука является классическим и самым простым растительным препаратом, который можно посмотреть под микроскопом и разглядеть клетки. Причин тому несколько: […]
Что можно увидеть в микроскоп?
Вы купили микроскоп, пересмотрели все готовые микропрепараты, входящие в комплект, и теперь задаетесь вопросом «Что же дальше»? Не спешите убирать свое приобретение на полку, ведь вокруг еще так много интересного! Сейчас мы расскажем, что можно увидеть в микроскоп, не покидая собственной квартиры.
Изучаем лук
Берем обычную луковицу, счищаем с нее «кожицу», тонкую прозрачную пленку, и первый микропрепарат у нас уже есть. Растительные клетки достаточно крупные, поэтому в образце получится рассмотреть ядро, клеточную стенку, хлоропласты. Луковую пленку лучше поместить в водный раствор йода (достаточно нескольких капель). Для исследований хватит увеличения всего в 64 крат. По мере увеличения кратности получится разглядеть больше деталей клеточной структуры.
Рассматриваем плесень
На что посмотреть в микроскоп, помимо лука? Мы предлагаем плесень. Получить ее легко: берем кусочек хлеба, кладем его на блюдце, а еще лучше – в чашку Петри, и забываем о нем на несколько дней. Микропрепарат приготовится самостоятельно. Образовавшийся белый налет – это гриб мукор, или попросту плесень. Аккуратно счищаем его на предметное стекло, накрываем покровным стеклом и помещаем под объектив микроскопа. На увеличении в 60 крат можно будет увидеть гифы (клеточные нитевидные образования) и споры плесневелого гриба. Кратность в 300х позволит детально изучить спорангии – органы гриба, производящие споры.
Наблюдаем за жизнью в аквариуме
В обычном аквариуме кроме рыбок и улиток живут крошечные микроорганизмы: инфузории-туфельки, эвглены, коловратки и многие другие. Рассмотреть их можно уже на увеличении в 80 крат, для этого нужно взять лишь несколько капель аквариумной воды. Если повезет, в образце найдется и зоопланктон. Если аквариума дома нет, воду можно набрать из любого уличного водоема или лужи. После ее подробного изучения рекомендуем взять образцы воды из-под крана и из магазинной бутылки и сравнить их между собой. Уверены, различия вас поразят.
Что посмотреть под микроскопом еще? Любые объекты окружающего мира – домашнюю пыль, капельку меда, дрожжи, мякоть фруктов и овощей, рыбьи чешуйки и многое другое. Мы рекомендуем и готовые микропрепараты, которые можно приобрести в нашем интернет-магазине. Совсем недавно в продажу поступили наборы образцов от итальянского бренда Konus, которые во многом не имеют аналогов. Например, есть набор, посвященный мутациям, и комплект препаратов, показывающий жизнь в капле воды. Преимущества любого набора микропрепаратов в том, что образцы уже полностью готовы к наблюдениям – их не нужно каким-либо образом обрабатывать.
Статья обновлена в апреле 2021 года.
Использование материала полностью для общедоступной публикации на носителях информации и любых форматов запрещено. Разрешено упоминание статьи с активной ссылкой на сайт www.4glaza.ru.
Производитель оставляет за собой право вносить любые изменения в стоимость, модельный ряд и технические характеристики или прекращать производство изделия без предварительного уведомления.
Микроскоп дома: как правильно выбирать и что с ним можно делать
Даже самый простой микроскоп, который можно купить домой, может оказаться новой любимой игрушкой — не только для детей, но и для родителей. Главное, понять, какой всё-таки нужен именно вам. На что обращать внимание при выборе микроскопа и что потом смотреть — рассказывает биолог и популяризатор науки Антон Захаров.
Хороший микроскоп должен быть металлическим и тяжёлым. Пластиковые микроскопы почти наверняка не прослужат долго, и вряд ли у них будет нормальное качество изображения. Это очень важный критерий, так как в руках активного начинающего исследователя микроскоп будет испытывать нешуточную нагрузку, и это нормально. Особенно страдать будут регулирующие винты. А у пластиковых микроскопов они не очень надёжные, из-за этого картинка будет плохо фокусироваться. У профессионального микроскопа, кстати, таких винтов должно быть два: макро и микро. Но бывают хорошие микроскопы и с одним винтом.
Помните, что вам не нужен микроскоп с увеличением больше 400 раз. Даже выпускники биологических вузов не всегда умеют нормально работать с такими увеличениями. На нашей кафедре, например, мы такого никогда не делали. Так что увеличение в 400 раз — то что нужно. Эти 400 раз будут складываться из обычного окуляра и сменных насадок с объективами, достаточно будет двух — увеличивающих в 10 и 40 раз. Ещё одна важная вещь — хорошая подсветка. В старых микроскопах для этого использовались зеркала и настольные лампы, а сейчас у большинства есть встроенная подсветка. Лучше пусть она будет диодной.
Перед покупкой серьёзного микроскопа стоит задуматься, нужен ли вам такой или есть альтернативы. Один из вариантов — бинокуляр с увеличением от 20 до 40 раз. Более того, многие объекты даже удобнее смотреть именно при таком увеличении. Для нормального микроскопа препарат должен быть либо с самого начала очень маленьким (например, одноклеточные амёбы или другие микроскопические организмы), либо нужно делать тоненькие срезы, что тоже требует определённого умения. Ребёнку с этим справиться будет непросто. А в бинокуляр можно смотреть и на объёмные препараты. Ещё один вполне достойный вариант: специальная увеличивающая насадка на смартфон. Они бывают разные, и качество некоторых очень даже приемлемое для непрофессионалов. Хотя для многих детей настоящий микроскоп может быть намного привлекательнее просто из-за своей необычности.
Что смотреть под микроскопом
Итак, вы наконец-то решили, какой микроскоп лучше всего вам подходит. И сразу возникает вопрос, а что же теперь с этим микроскопом делать.
1. Готовые препараты. В комплекте со многими микроскопами идут наборы готовых препаратов, а иногда и описаний этих препаратов, но это не принципиально, их при желании можно найти и в интернете. Такие наборы продаются и отдельно. Главное — это не отправлять ребёнка в самостоятельно плавание без инструкции. Обязательно нужно объяснить ему, что он видит перед собой. Это можно сделать самому, если остались школьные знания, а можно воспользоваться помощью бумажных или электронных методичек.
16 гифок, которые влюбляют в биологию
2. Самодельные препараты. Когда Антони ван Левенгук в XVII веке изобрёл первый микроскоп, он старался изучить с его помощью всё что только можно. Каплю воды из реки или лужи около дома, строение ткани, зубной налёт, кончики своих ногтей. Что мешает вам поступить так же?
Единственное, в современный микроскоп хорошо видно только очень маленькие объекты или тонкие срезы объектов покрупнее. Но готовить такие срезы можно и самому — остро заточенным ножом или острой бритвой, например, закреплённой в спичечном коробке. Попробуйте отрезать максимально тонкие кусочки разных овощей или фруктов. Растительные клетки довольно крупные, поэтому в таких препаратах часто можно рассмотреть некоторые клеточные органеллы: клеточную стенку, хлоропласты и ядро. Ещё можно делать срезы и кусочков мяса или других продуктов из вашей кухни. Главное, помните, что для рассмотрения самодельных препаратов их нужно помещать в каплю воды.
3. Неживые объекты. Возьмите ниточку с одежды, волосок, соберите немного пыли, и с помощью микроскопа вы узнаете много интересного про их структуру. Но ещё раз напомню, что если объект слишком большой, то надо или сделать его срез, или воспользоваться бинокуляром.
4. Кора пробкового дерева. Повторите исследование, в результате которого появился термин «клетка», рассмотрите срез коры пробкового дерева — для этого подойдёт обычная винная пробка.
5. Кровь. Если ребёнок или кто-то в семье порежет палец, можно эту неприятную ситуацию развернуть в полезное для науки русло. Соберите капельку крови и рассмотрите её под микроскопом.
6. Растения. Сделайте срезы не только съедобных овощей, посмотрите на срезы разных частей цветков.
7. Плесень. Оставьте кусок хлеба, чтобы он покрылся плесенью, и рассмотрите эту плесень.
8. Слюна. Аккуратно соскребите зубочисткой или чистой ватной палочкой (продезинфицируйте её вначале!) клетки с внутренней стороны щёки.
9. Паутина. Зафиксируйте её при помощи лака для волос или для ногтей, а потом аккуратно положите под микроскоп.
10. Сахар, соль, мука, крахмал, водяные знаки на купюрах – в общем всё, что попадётся на глаза. Ведь единственная граница научного исследования — это воображение исследователя.
Конспект открытого НОД по экспериментированию «Чудеса в микроскопе» в старшей группе
Людмила Сафонова
Конспект открытого НОД по экспериментированию «Чудеса в микроскопе» в старшей группе
Конспект открытого НОД в старшей группе
по экспериментированию на тему:
«Чудеса в микроскопе!»
(с использованием мультимедиа)
• Дать элементарные навыки работы с микроскопом.
• Познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством проведения опытов – микроскопом;
• Организовать детское экспериментирование с микроскопом;
• Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;
• Обогащать детей новыми, интересными знаниями;
• Развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;
• Познакомить с понятием «клетка» и «клеточное строение» на наглядном материале (фрукты, овощи, вода, волос);
• Формировать умение отвечать на вопрос полным предложением.
•Активизация и пополнение активного и пассивного словаря следующими словами и выражениями: микроскоп, экран, механизм, часть, объектив, окуляр, тубус, предметный стол, отражающее зеркало, фокусировочный механизм, штатив, пинцет, предметное стекло, покровное стекло, полый.
1. Узнать историю создания микроскопа.
2. Узнать, из чего состоят микроскопы, и какими могут они быть.
3. Провести опыты с элементами исследования.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением микроскопа и его деталей, изображение ученых разных профессий, использующих микроскопы в работе.
Материал: микроскоп, материал для проведения опытов, салфетки, стаканчики, предметные стекла, ножницы, пинцет.
I часть. Рассматривание иллюстраций.
В микроскоп ученый смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки-
Весь в работе, весь в науке.
В: Ребята, про кого говорится в этом стихотворении? (про ученого)
В: Сегодня я предлагаю вам стать учеными и открыть у нас в группе лабораторию. Вы согласны? (да)
— На сложных микроскопах, которыми пользуются ученые, бывает сразу несколько объективов, это сделали для того, чтобы было удобней работать, и увидеть один и тот же предмет с разным увеличением.
— Как вы думаете, почему можно увидеть один и тот же предмет с разным увеличением?
— Давайте покажем окуляр с помощью наших ладошек (соединить ладонь в круг и посмотреть сквозь него).
4) Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.
— Как мы можем показать предметный столик? Верно, с помощью прямой ладошки.
5) Отражающее зеркало – это специальное зеркало, которое используют для освещения рассматриваемого предмета. Это необычное зеркало, оно не похоже на зеркала, которые есть у каждого из нас дома. Отражающее зеркало собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на рассматриваемый нами предмет, освещая его.
6) Посмотрите на тубус. На его спинке спряталась еще одна важная часть микроскопа – фокусировочный механизм! (повторить название по слогам) Сложное название, не правда ли? А сейчас повторим его название вместе! ФО-КУ-СИ-РО-ВОЧ-НЫЙ МЕ-ХА-НИ-ЗМ! Мы будем называть его просто – фокусник! Этот механизм и в правду умеет показывать фокусы! Посмотришь в окуляр на капельку, а ее совсем не видно. Вот тогда и приходит на помощь фокусник! Нужно только немного покрутить ручку, и капелька станет видна! Давайте се вместе покрутим ручку вперед (выполняем вращательные движения) и назад. Молодцы, у всех отлично получилось! Настоящие фокусники!
7) А эта часть микроскопа называется – штатив! Именно к нему прикрепляют все остальные части микроскопа.
— Как можно показать штатив? (встать ровно, не двигаться)
У микроскопаесть маленькие помощники:
Профессии, в которых используется микроскоп.
Химики используют микроскоп для изучения молекул. Видя то, что не видно вооруженным взглядом, они могут смешивать молекулы и создавать новые материалы, называемые пластмассами.
Врачи и биологи используют микроскоп, чтобы понять функционирование живых организмов. При помощи микроскопа, врачи изучают различные заболевания и создают лекарства, а также проводят хирургические операции, которые требуют особой точности.
Инженер-агроном изучает молекулы пищи. Это помогает создавать новые продукты из уже существующих видов пищи. Микроскоп используется и для контроля качества пищи, что может предотвратить множество болезней.
Криминалисты расследуют преступления научными методами. Они используют микроскоп для изучения улик, оставленных на месте преступления. Микроскоп помогает собирать и изучать отпечатки пальцев.
Опыт 1: Рассматривание готовых образцов.
Цель: Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы.
— разведение крепкого раствора морской соли и сладкого раствора (сахара);
— нанесение его на приборные стекла,
— дать раствору высохнуть и лишь, затем рассмотреть под микроскопом;
Цель: Обратить внимание детей на прозрачность соленой и сладкой воды.
Опыт 3: «Воздух волшебник»
— рассмотреть срез картошки и банана;
— отметить, что под воздействием кислорода (воздуха, срезы становятся темными.
Цель: Показать влияние внешней среды на продукт.
Опыт 4: «Из чего что состоит?»
-рассматривание структуры среза листа;
— рассматривание кристаллов соли и сахара (что общего, и чем отличаются);
— рассматривание волокон банана и картофеля (что общего, и чем отличаются).
Цель: Познакомить с понятием «клетка» и показать детям клеточное строение на примере фруктов, овощей, воды.
Опыт 5: «Структура волоса»
— рассматривание структуры волоса;
Цель: продолжать знакомство с клеточным строением на примере волоса.
Воспитатель: Ребята, время работы нашей лаборатории подходит к концу. В следующий раз мы с вами продолжим работу с микроскопом. Что вам понравилось на занятии? Что особенно запомнилось?
Конспект открытого занятия в виде опытов и экспериментов в старшей группе «Волшебница Зима принесла нам чудеса!» Конспект открытого занятия в виде опытов и экспериментов в старшей группе Тема: «Волшебница Зима принесла нам чудеса!».
Конспект открытого занятия в средней группе «Дарит осень чудеса» Конспект открытого занятия в средней группе «ДАРИТ ОСЕНЬ ЧУДЕСА» Воспитатель: Ф. Н. Керимова Цель: уточнить и обобщить знания детей.
Конспект открытого мероприятия по экспериментированию с водой в средней группе «Маленькие волшебники» Конспект открытого мероприятия по экспериментированию с водой в средней группе «Олимпийская» «Маленькие волшебники». Воспитатель: Байгильдина.
Конспект открытого занятия по развитию речи «Дарит осень чудеса» в средней группе Открытое занятие «Дарит осень чудеса» средняя группа Цель: Формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными.
Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля» Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Программное.
Конспект открытого занятия по экспериментированию в младшей группе «Вода, водичка…» Цели: • Познакомить детей со свойствами воды; • развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности,.
Конспект открытого занятия по экспериментированию в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха» Тема «Свойства воздуха» Цель: Закрепление представлений детей о воздухе, его свойствах. Задачи: 1. Учить детей самостоятельно проводить.
Конспект открытого занятия по экспериментированию «Вода волшебница у нас» во второй младшей группе Конспект открытого занятия по экспериментированию во второй младшей группе на тему: «Вода волшебница у нас». Подготовил: Воспитатель Ивахоненкова.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Музыка и чудеса» Конспект открытого занятия в старшей группе. МУЗЫКА И ЧУДЕСА. Цели: Показать творческие методы работы в основных видах музыкальной деятельности.