что можно почитать пушкин
Александр Пушкин: Произведения, рассказы
Список сказок и рассказов:
Отзывы: 27
Пушкин может и не всем нравится, но классика есть классика. Я с удовольствием перечитал эти произведения и хотел бы, что наши дети так же проявляли интерес к произведениям нашего главного литературного достояния.
Вообще не то что надо но Пушкина я люблю
Пушкин лучший поэт, пусть будет ему хорошо на небесах😔!
Мне понравились эти сказки.
Я очень сильно его люблю и я хочу поставить 5 👑 вы просто король поэт
ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ РАССКАЗЫ
Классные рассказы! Спасибо вам и А. С. Пушкину! Пусть будет ему хорошо на небесах!☺️
отличные сказки, рекомендую почитать детям/подросткам особенно
Классно! Очень классно!
Я читала «Дубровский» хоть это и большой рассказ, но я прочитала мне очень понравилось и моей бабушке
Обожаю его рассказы земля ему пухом…
Самый лучший вариант для чтения я вам советую почитать. Дай бог ему там найти место на небесах 😔😩
Жалко то что Александр Сергеевич Пушкин умер, сказки классные 🐱
надеюсь в будущем технологии воскресят Пушкина… хотелось бы почитать еще его прекрасных рассказов 😊
Люблю произведения Александра Сергеевича Пушкина)после их прочтения мне становится тепло на душе)😊
Советую детям и подросткам (особенно)🙂
ну блин пушкин наверно сейчас сидит и молитвы читает на небесах чтобы школьники смогли стихи его да рассказы учить
У Пушкина такие великолепные произведения, что хочется перечитывать их кучу раз.
Александр Пушкин: Произведения, рассказы: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
5 нескучных книг о Пушкине
Все, что вы хотели знать о биографии поэта, но боялись спросить
Хотите узнать больше про поэта, раскрыть неизвестные факты о нем и вспомнить, какие истории легли в основу его сказок, поэм и повестей? Тогда читайте нашу подборку! Не удивляйтесь, сюда вошли классические монографии и сборники, но, если вы их еще не читали, уверяем, вы пропустили многое.
«Пушкин в жизни. Спутники Пушкина» Викентия Вересаева
Одно из первых исследований о поэте. Вересаев, как опытный художник, создал полноценный портрет своего героя. «Смонтировав» дневники и мемуары, отзывы современников и свои научные изыскания, он написал монографию, которая и по сей день интересна самым разным читателям: от филологов до любителей биографической прозы.
«В течение ряда лет я делал для себя из первоисточников выписки, касавшиеся характера Пушкина, его настроений, привычек, наружности и пр. По мере накопления выписок я приводил их в систематический порядок. И вот однажды, пересматривая накопившиеся выписки, я неожиданно увидел, что передо мной — оригинальнейшая и увлекательнейшая книга, в которой Пушкин встает совершенно как живой», — рассказывал Вересаев.
«Злой рок Пушкина. Он, Дантес и Гончарова» Павла Щёголева
Автор этого тома известен и как талантливый исследователь, и как гениальный фальсификатор! Его первыми трудами были работы о Владимире Раевском и эссе по истории общественных движений. В период с 1905 по 1917 год Щёголев опубликовал целый ряд воспоминаний декабристов: М. А. Фонвизина, Е. П. Оболенского, В. И. Штейнгеля и других.
Безупречную исследовательскую работу испортил выход в свет поддельного дневника Анны Вырубовой (ближайшей подруги императрицы), который Щёголев изготовил вместе с Алексеем Николаевичем Толстым. Однако книгам, посвященным Александру Сергеевичу, вполне можно доверять. Именно он после революции собрал, проверил и изучил рассекреченные архивы, опубликовал важные документы и свидетельства зарубежных дипломатов, а также затронул тему аудиенции у Николая I.
Это издание посвящено гибели автора «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова». Щеголев рассматривает обстоятельства, которые привели к трагическому исходу и рассказывает о том, какими были отношения гения с семьей (не только с женой и детьми, но и с весьма влиятельными родственниками).
«А. С. Пушкин. Биография писателя. Роман “Евгений Онегин”. Комментарий» Юрия Лотмана
Если говорить о биографии Александра Сергеевича, то прежде всего вспоминается имя Юрия Лотмана. Этот человек не просто изучал его произведения, он встроил их в контекст русской и зарубежной литературы и, что самое главное, сделал тексты писателя XIX века понятными для современных читателей.
Лотман-биограф показывает, как строился жизненный путь Пушкина. Лотман-интерпретатор объясняет сложные места «Евгения Онегина», быт его героев и шутки автора, которые после комментариев кажутся действительно смешными.
«А. С. Пушкин в воспоминаниях современников»
Если хотите узнать, как вел себя мальчик Саша в лицее, какие отношения у него были с друзьями, родителями и одним из главных его вдохновителей — Ариной Родионовной, как он оказался в молдавской ссылке, какие письма писал из Болдина и чем там занимался, не проходите мимо!
Два тома были составлены в 1974 году, сюда вошли тексты Гоголя, Плетнева, Вяземского, Жуковского и многих других. Эти люди, сами весьма и весьма знаменитые, знали Александра Сергеевича либо лично, либо благодаря знакомым, так что их суждения и оценки порою намного интереснее выводов ученых мужей.
«Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина» Павла Анненкова
Первая и основная биография поэта. Прошло много лет (впервые «Материалы. » были изданы в 1855 году), а литературоведы до сих пор ссылаются на работу Анненкова. И это при условии, что исследователю было нелегко собрать и опубликовать нужную информацию.
Дело в том, что это вполне официальный проект, порученный Анненкову Натальей Гончаровой, и с самого начала все факты ученый должен был делить на две группы: «для сведения» и «для печати». Кроме того, жизнеописание Александра Сергеевича, его творчество и дуэль тесно связаны с императорским домом, а публиковать что-либо нелицеприятное о царской семье запрещала цензура.
Повести Пушкина (список)
Александр Сергеевич Пушкин известен больше, как поэт, но не чуждался и прозаических произведений, многие из которых приобрели известность не меньшую, чем стихи. Предлагаем вашему вниманию список повестей Пушкина.
«Пиковая дама» — рассказывает о судьбе молодого человека по имени Германн, получившего информацию о трех выигрышных картах и пытавшегося разбогатеть с помощью игры.
«Кирджали» — история о знаменитом на всю Молдавию разбойнике, о его пленении и побеге. Это одна из наименее известных повестей Пушкина.
«Капитанская дочка» — историческое произведение о любви и ненависти, чести и бесчестии в самом сердце пугачевского восстания. Вносим его в этот список, опираясь на мнение самого А.С. Пушкина, так литературоведы до сих пор спорят, повесть это или роман.
«История села Горюхина» — в этом неоконченном (начато в Болдинскую осень) произведении Александр Сергеевич намеревался показать весь стыд крепостничества в России, на примере вымышленного села.
«Египетские ночи» — три главы повествования о некоем итальянском поэте-импровизаторе. Еще одно незаконченное произведение, представляющее собой смесь поэзии с прозой.
Цикл «Повестей Белкина». В него входят:
«Уединённый домик на Васильевском» — самая необычная повесть Пушкина. И написал ее вовсе не Пушкин. Александр Сергеевич просто рассказал ее на вечере в доме Карамзина, а записал по памяти Владимир Титов. Это мистическое произведение о вмешательстве нечистой силы в человеческие дела.
«Пушкин раз в день, потому что надо». Леонид Клейн — о том, как читать поэта по-взрослому
Начните со сказок
– Леонид, как быть? Вроде и хочется почитать Пушкина, и надо бы – культурный человек, а вроде бы и ни к чему – в школе проходили, в институте повторили.
– Школа действительно довольно успешно вбивает нелюбовь к классике, и после ее окончания очень сложно перечитывать книги из школьной программы и возвращаться не только к Пушкину, но и к другим произведениям русской классической литературы. Это общая проблема.
Я предлагаю начать со сказок. Чтобы снова взяться за Пушкина, нужно убедить себя в том, что его сказки – это страшно взрослые тексты. Когда жил Пушкин, никакой детской литературы не было. И вы откроете в них массу нового, того, что в детстве просто не замечается. Просто попробуйте прочитать их взрослыми глазами.
Например, в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» героиня говорит: «Не сойти живой мне с места. Как мне быть? ведь я невеста». Представьте себе ситуацию: девица живет у семи здоровых взрослых мужиков, и это совершенно нормально, что они к ней сватаются. Но она им говорит вот такую фразу, и это удивительный образец психологизма. Эта сцена не нужна ни для чего, кроме как чтобы показать, насколько Пушкин понимает реальную жизнь. И когда это изучается в пятом классе, детям это совершенно не очевидно, а вот взрослому сразу бросается в глаза.
Или обратите внимание на эпизод в «Сказке о царе Салтане», когда Лебедь говорит: «Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта – я». Заметьте: не «близко твое счастье», а «близка судьба твоя». И еще она говорит: «Но жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь». Это удивительная формула семейной жизни. «С белой ручки не стряхнешь» – это про реальную ответственность, про невозможность просто так взять и разбежаться, а «за пояс не заткнешь» — в том смысле, что невозможно управлять человеком, потому что это живой человек.
Пушкин до всяких психологий, до семейной терапии и прочих современных вещей дает нам совершенно идеальную формулу семейной жизни.
И далее: «Лебедь тут, вздохнув глубоко, молвила…». Почему она вздыхает? Потому что она фактически меняет свое волшебство, свою возможность творить чудеса на статус жены. Это, конечно, произведение про судьбу, и это очень взрослая вещь.
Не говоря о том, что «Сказка о царе Салтане» – это про возвращение блудного отца и про то, кто хозяин в семье (Гвидон с Царевной Лебедь сначала спрашивают благословения у царицы, чтобы она их благословила на брак, а потом, когда они встречают отца, царица уже на заднем плане), это про субординацию, про верность, про выбор, за который ты потом отвечаешь. Это сказка про этику и психологию семейной жизни, и она абсолютно современна.
– Но например, я так и не нашла ответа на такой взрослый вопрос: подпоили гонца и он привез царю подложное известие, он велел «ждать царева возвращенья для законного решенья», а, вернувшись, узнал, что царицу посадили с сыном в бочку и выкинули в море. Царь спрашивает: «Где царица с ребенком?» Ему говорят: «Как же? — ты сам написал: «Сбросьте в море». Он говорит: «Я такого не писал». После этого должно начаться следствие, и гонца вместе со всеми сватьями бабами Бабарихами должно ждать суровое наказание, но этого не происходит. Вот что получается, если читать эту сказку по-взрослому…
Смешной «Евгений Онегин»
– Я поняла идею, но без вашего объяснения так и осталась бы с этим недоумением. Получается, что читать Пушкина – что в школе, что вне ее – без того, кто объяснит и покажет, не очень получается?
– Мы живем в прекрасную эпоху. Во-первых, язык Пушкина еще не устарел и мы можем его понимать. Конечно, есть нюансы, например, в одном из стихотворений упоминаются «тайные цветы», и для нас это звучит слегка странно – как цветы могут быть тайными? Но здесь тайные – это таинственные, и это понятно не каждому.
Или Ленский говорит о дуэли: «Начнем, пожалуй», и нам тоже это странно читать – как будто можно было не начинать, и мало кто знает, что «пожалуй» в те времена – это было «пожалуйста». Но по большому счету мы Пушкина понимаем без переводчика, и это очень важно.
А, с другой стороны, у нас сейчас эпоха невероятного просветительского бума, от «Арзамаса» до вашего покорного слуги, от «Прямой речи» до «Магистерии», от «Постнауки» до просто прекрасных книжек и так далее. Да, конечно, без навигатора двигаться по этому будет сложно. Поэтому что-то нужно прочесть. Например, Лотмана, который для науки, может быть, устарел, а для научпопа просто идеален. «Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя» – его знаменитая, прекрасная книга. В ней маленькие главки, она написана очень концептуально, структурно, и вы просто проникаетесь состоянием автора.
Еще один совет: взрослому человеку нужно обязательно открыть том писем Пушкина. Не надо читать никаких комментариев – кому он писал и в каких обстоятельствах – просто возьмите наугад первые попавшиеся письма, и вы попадете под обаяние умного человека, с которым вы как будто беседуете. Почитайте письма к жене, которой он писал по-русски, называя ее «жинка». Почитайте, как он отстаивает собственное достоинство, как пишет о литературе. Это прекрасное чтение, как мемуары, как документы эпохи, это совершенно живая вещь. Сказки и письма Пушкина открывать можно практически на любом месте и читать.
И третья, очень важная вещь, которую бы я рекомендовал прочитать взрослому человеку у Пушкина – это, конечно, «Евгений Онегин». «Евгений Онегин» — это тест на взрослость. Это страшно остроумное произведение. « Гм! гм! Читатель благородный, здорова ль ваша вся родня? » Там столько смешного!
Когда я был учителем, я говорил ученикам: «Покажите мне то, над чем вы смеялись в «Евгении Онегине», именно смеялись».
Тем, кто находил мне смешные вещи, я сразу ставил пятерку в четверти, потому что это произведение не только печальное и трагическое, оно еще и очень смешное.
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней верно нет его.
Обратите внимание на то, как Пушкин говорит с читателем:
(Это когда Татьяна ждет объяснения, что Онегин ответит на ее письмо). Почему это так важно? Потому что Пушкин нам показывает, что не надо углубляться в серьезность и литературщину, а нужно подняться над этим вместе с поэзией, с иронией и с каким-то простором и воздухом большой литературы, которая выше любого жанра. И тогда вы начинаете парить с «Евгением Онегиным», потому что вы понимаете, что дело не в содержании, и вы просто упиваетесь этими строками, потому что там есть и одно, и второе, и третье.
Про что этот роман? Про то, как проходит жизнь, и про то, и как сделать так, чтобы она не прошла мимо вас. Это на самом деле очень серьезный вопрос. Эта знаменитая строфа:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…
Хорошо быть смолоду молодым, потому что дальше вы попадаете в колею.
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть сумел.
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался…
Мы это можем легко ассоциировать с собой, и это еще один очень важный момент «Евгения Онегина».
И, конечно, я рекомендовал бы читать стихи, причем взрослому человеку – позднего Пушкина, начиная со стихотворения «Осень». Прочитайте его полностью и задумайтесь: действительно, почему Пушкину нравится осень?
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод…
Почему это так важно, почему все умирает, а он возрождается? Ему не нужна весна, потому что весной и так все само собой возрождается. Его сила в другом – осенью он слушает себя. Как нас учит современная психология, это очень важно – слушать самого себя. И Пушкин осенью слушает себя. Мир должен умереть, а он в этот момент, как позднее растение, расцветает, потому что когда все остальное умерло, он здесь главный, и дальше начинается вдохновение.
Рисунок Нади Рушевой
Время и настроение
– Что еще нужно, чтобы начать читать Пушкина?
– Конечно, кроме навигатора, нужно время, и нужно, чтобы не было ощущения, что я это делаю для кого-то, потому что это надо или модно. Не будет это модно, это даже не Достоевский. Пушкин – это разговор с самим собой. Вы не сможете похвастаться в компании, что читаете сейчас Пушкина. Где-то вы сможете блеснуть тем, что читаете Джойса, где-то – что Мураками, где-то – что посмотрели всего Ларса фон Триера.
А хвастаться, что вы читаете «Евгения Онегина», сложно и не нужно, пускай это будет не для тщеславия, а для внутренней жизни.
– Меня больше беспокоит не столько вопрос тщеславия, сколько момент, связанный и со временем, безусловно, и с ритмом жизни. У меня уже полтора месяца лежит томик дореволюционного издания писем Пушкина, и когда он попал ко мне в руки, я с наслаждением представляла, как буду его читать. За полтора месяца у меня ни разу не было ни одной минуты подходящего настроения, чтобы его открыть — где взять даже не столько время, сколько этот внутренний ресурс, импульс, чтобы читать Пушкина?
– Где взять ресурс на молитву? Для этого не нужно время. Нужно две минуты перед сном или три, или пять, кто как может. У нас что, нет этого времени? Фактически оно, конечно, есть. Мы же часами сидим в фейсбуке.
– Нужно не время – нужно настроение.
– Да, стихи требуют усилия. Шестисотстраничный роман прочесть можно, потому что вам будет постоянно интересно: что там дальше? Такой роман – это как ипотеку в банке взял, будто бы дело сделал.
А стихотворение – что это? Это как будто ты посмотрел на закат, и вроде бы если ты его не сфотографировал, непонятно, зачем смотрел.
Да, стихи требуют усилия, а усилие может превратиться в созерцание и потребность. Но это и есть та фундаментальная мимолетность, простите за пафос и, может, даже пошлость, которая отстраивает нашу жизнь.
– У меня был опыт печальный чтения Пушкина во взрослом возрасте: некоторое время назад я с огромной радостью обнаружила наличие в природе такого приложения, которое ежедневно высылает тебе по одному стихотворению Пушкина в почту, и ты читаешь – то есть от тебя вообще ничего от тебя не требуется, даже книжку с полки снимать. И что вы думаете? Я просто не читала их, а потом отменила подписку, потому что эти непрочитанные стихи начали меня раздражать и вызывать чувство вины.
– Это глупость. Это примерно то же самое, что взять себе за правило каждый день нюхать какой-нибудь цветок из Красной книги, потому что их много и все нужно перенюхать. Нет, так нельзя. Тут работают совершенно другие механизмы. У вас может быть одно стихотворение, которое вы повторяете, когда вам это нужно, сами про себя в течение нескольких лет, или несколько стихотворений. Здесь не действует количественный принцип, не действует принцип всеохватности. Это очень прихотливая вещь.
Представьте: вы идете, например, по карельскому лесу в июле или августе. Там россыпью черника, голубика и земляника. И вы собираете из всего этого богатства 0, 0001% того, что там есть. И только у глубоко нездорового человека возникнет желание собрать все. Обычный человек собрал себе два стаканчика в походе, и он счастлив, это уже полнота жизни.
Так и со стихами. Не нужно каждый день читать стихотворение Пушкина или подборку стихов Пастернака к Рождеству или к Пасхе. Это так не действует. Божий мир невероятно многообразен, это вселенная, в которой счесть всех этих звезд и не познать всех поэтов. Не надо гнаться за образом эрудированного человека. Задача не галочки себе ставить, а наслаждаться, находить себя в других стихах и расти вместе с этими стихами. Это как поиск идеального места на море. На свете много прекрасных мест, но вы выбираете что-то одно и ездите туда. И это невроз, если вы хотите объездить все пляжи мира. Так и со стихами: это просто не нужно.
Поэтому откройте стихотворение «Осень» и читайте направо и налево, как бы до и после, и смотрите, что вам аукается, не аукается, или вообще не надо.
Рисунок Нади Рушевой
Искусство показывает так, что ты этому веришь
– Как так получилось, что Пушкин действительно абсолютно универсальный? Почти каждый находит в Пушкине в какой-то период жизни что-то свое. Как так вышло? Ведь это всего лишь один человек, который прожил обычную и довольно короткую человеческую жизнь.
– Здесь можно сразу спекулятивно отвечать какими-то историософскими или мистическими вещами, но я попытаюсь ответить прозаически. Во-первых, исторический и культурный контекст в нашей стране так сложился, что Пушкин был одновременно и итогом культурных петровских реформ, и трамплином для всей последующей русской литературы. Он в некотором смысле стоит в середине, он очень многое тем наметил.
Эпоха, в которой он жил, была блестящей, полной жизни и ощущения красоты и гармонии этой жизни, несмотря на все противоречия, так сложилось. Во-вторых, национальной культуре нужен классик номер один. Это такой, если угодно, общественный договор среди читающих людей. Кому-то нужен Шекспир, кому-то Гёте, нужны такие люди, которые образуют нацию. И Пушкин продолжает жить в нашем культурном сознании. Есть книжки, авторы, которые насаждались, и где они сейчас? А Пушкин остался. Не навсегда, но остался.
– Конечно, нет, потому что через сто или двести лет язык изменится, и Пушкин будет непонятен. А что у нас навсегда? Навсегда ничего нет.
– А как Пушкин присутствует в вашей жизни, если, конечно, присутствует, что он сделал для вас лично?
– Мне сложно отвечать на этот вопрос, потому что отчасти это область профессиональных интересов. Но если говорить о личном, то у меня есть стихотворение, которое я очень часто про себя повторяю. Это:
Когда за городом, задумчив, я брожу
И на публичное кладбище захожу…
Это стихотворение о том, как человек переходит от городского до сельского кладбища, и городское для него ужасно, а сельское, как это ни парадоксально, прекрасно.
Но как же любо мне
Осеннею порой, в вечерней тишине,
В деревне посещать кладбище родовое…
Какая это красота, покой и простор. И это какой-то очень простой механизм преодоления смерти. Там сказано:
Где дремлют мертвые в торжественном покое…
Пушкин показывает нам свое видение смерти. Искусство вообще ничего не доказывает. Оно показывает, но показывает так, что ты этому веришь. Я часто повторяю эти стихотворение, оно мне просто нравится. Пушкин ничего не может сделать для нас, но есть ли важнее тема, чем тема смерти?
– Моя подруга Мария Климова придумала когда-то акцию #пушкинвгороде: 6 июня все желающие пишут на асфальте разные, близкие им строчки из Пушкина, причем если это делать каждый год, можно увидеть через Пушкина, как меняешься ты сам. Что бы вы написали? Очень коротко, что-то самое ваше на сегодняшний день из Пушкина?
– «И жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землей». Хотя нет, я бы написал: «Зачем крутится ветр в овраге. »