что можно оплатить со спецсчета по гоз
Спецсчета для закупок: функции, возможности и ограничения
В большинстве случаев бухгалтеру коммерческой организации приходится иметь дело только с расчетными счетами в банке. Далее по частоте следуют депозитные, кредитные и валютные. Существует особая категория – специальные счета. Они применяются для совершения строго определенных законом операций.
Примером служат счета платежных агентов, принимающих платежи у населения, или должников-банкротов, ограниченных в пользовании деньгами. Большое распространение, особенно с 2019 года, также получили спецсчета для участия в закупках, но и они разделяются на подвиды.
Спецсчета для закупок
Закупки проводятся в рамках трех основных Федеральных законов:
Для первых двух используется более простой специальный счет, не имеющий ограничений. Даже обычный расчетный может нести эту функцию. Для ГОЗ понадобится открыть особый спецсчет, причем не только непосредственному исполнителю, но и другим участникам сделки (субподрядчикам, поставщикам) и, возможно, не один. Для разных контрактов по ГОЗ потребуется открытие отдельных счетов, один и тот же использовать нельзя.
Спецсчет по 44 и 223 Федеральным законам
Обратите внимание! Если оплата оператору происходит напрямую, а для обеспечения заявок используются банковские гарантии или оно не требуется в тех процедурах, где организация принимает участие, то открывать спецсчет не обязательно.
Чтобы расчетный счет использовать как специальный, достаточно обратиться в банк и подписать соответствующее дополнительное соглашение. Иногда это можно сделать в электронном виде через сервисы на сайте или через онлайн-банк без личного визита.
Не каждый банк имеет право на открытие специального счета. На 7 апреля 2020 года в список вошли только 25, среди них: Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, АЛЬФА, Тинькофф, ДОМ.РФ, МКБ, Открытие и другие. Полный перечень в Постановлении № 1451-р. Стоит следить за обновлениями, ведь Правительство пересматривает список. Например, в 2019 году из него исключили РосЕвроБанк из-за присоединения к Совкомбанку (он присутствует в Постановлении).
Если вы пользуетесь услугами какой-то иной кредитной организации, то открыть спецсчет не получится, придется обратиться в другое место. Это не обязывает переводить свои обороты в новый банк или открывать там еще один расчетный счет, хотя вас будут на это уговаривать.
Чем удобна система со спецсчетом: допустим, компания не часто принимает участие в торгах или обеспечение заявки в них небольшое. Разместив определенную сумму на счете, она гарантирует наличие средств в любой момент, с основного по забывчивости можно не вовремя перевести деньги поставщику, а потом не успеть внести до конца срока подачи заявок.
Кстати! Ранее средства блокировались сразу при направлении заявки на площадке, в 2019 году правила изменились и теперь блокировка происходит в день окончания срока подачи заявки. При этом срок не ограничен конкретным временем, он может прийтись на 12, 15 часов и любое другое, поэтому нужно обращать внимание не только на дату, но и конкретный час.
Перечислять вознаграждение оператору можно с расчетного счета, способ оплаты фиксируется, как правило, при заполнении заявки. Там же нужно выбрать спецсчет, если их открыто несколько (по закону достаточно одного, остальные открываются только по желанию участника).
Плюс и в автоматическом списании комиссии площадки, но тогда надо следить за регулярным пополнением и достаточностью средств. Деньги, заблокированные в качестве обеспечения, никуда не списываются и становятся доступными поле окончания торгов.
Спецсчет по ГОЗ (275-ФЗ)
Здесь действуют другие правила. Определим для начала, кто именно является заказчиком по государственному оборонному заказу:
Жесткие требования, присутствие государственной тайны (при этом организуются закрытые закупки, например, в виде закрытого аукциона) делают ГОЗ недоступным многим исполнителям, поэтому конкуренции в этой сфере значительно меньше, по сравнению с остальными торгами.
Важно! В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 275-ФЗ в ГОЗ участвуют головной исполнитель и исполнители. Головной заключает контракт, а остальные — это поставщики, субподрядчики и прочие, кто участвует в цепочке. Вместе все составляют кооперацию. Заказчик четко отслеживает всю систему и требует от головного исполнителя представить всю информацию об исполнителях-участниках заказа.
Поставляется по госзаказу не обязательно вооружение или военная техника. Питание солдат, обеспечение армии обыденными товарами вроде канцелярии или формы тоже может относиться к оборонному заказу.
Закупки проводятся при помощи автоматизированной системы торгов АСТ ГОЗ. Причем сами торги могут проходить по требованиям 44 или 223 Федеральных законов. Т.е. 275-ФЗ предусматривает правила и особенности оборонного заказа, частично и требования к процедурам закупки, а организация происходит на основании двух других законов.
Чтобы поучаствовать в ГОЗ, необходимо пройти довольно непростую процедуру регистрации, начиная с получения ЭЦП и заканчивая аккредитацией. Перейдя по ссылке и прочитав информацию, вы заметите, что требования конкретизированы: ЭЦП только определенных операторов, браузер Mozilla Firefox, защищенный канал для связи (сеть ViPNet) и т.д.
Учитывая сложность подключения, вы понимаете, что и работа со спецсчетом по ГОЗ тоже будет трудной. Открытие счета возможно только в банках, аккредитованных ЦБ для подобных операций. Список скрыли в 2017 году (ранее он находился в свободном доступе на сайте), но и тогда в него входило всего несколько российских банков.
Открывает спецсчет головной исполнитель для расчета с исполнителями и получения средств от заказчика, а другие исполнители открывают счета в уполномоченном банке для расчетов с головным исполнителем и другими подрядчиками более низкого уровня.
Важно! Исполнители открывают спецсчет только в том банке, который изначально был выбран головным исполнителем! В некоторых случаях открывать его необязательно, например, когда исполнитель потратит на расчеты менее 3 миллионов в месяц (ст. 8.3 п.1 подпункт 2 «з»).
До заключения контракта и в его тексте головной исполнитель обязан предупредить своего поставщика/подрядчика, что закупка происходит в рамках ГОЗ и необходимо провести открытие специального счета.
При проведении расчетов в обязательном порядке указывается ИГК (идентификатор государственного контракта), а средства используются на определенные 273-ФЗ цели, в частности:
Существует также перечень запрещенных переводов, он указан в статье 8.4. В него вошли, например, такие операции, как покупка ценных бумаг, внесение вкладов в УК, предоставление займов и т.д.
При ведении спецсчета придется постоянно отчитываться перед банком и головным исполнителем о том, куда и в каком размере направлены средства, предупреждать своих подрядчиков и поставщиков о работе по ГОЗ, необходимости открытия спецсчета, указывать в каждом договоре ИГК (а также в другой документации, связанной с контрактом). Приемка товара или результатов работ будет непростой, требования у оборонки к качеству поставки высокие.
Обязанности банков по спецсчетам
Банк контролирует операции, проходящие через спецсчет, относящийся к ГОЗ, очень строго. Выше указывался список расходов, которые можно осуществлять, по каждой такой операции банк потребует подтверждающие документы. К примеру:
Для перечисления бюджетных платежей не требуется предоставлять подтверждающие документы
Важно! В контракте ГОЗ сумма прибыли фиксируется в виде конкретной суммы.
Банк обязан приостановить операции по спецсчету при наличии соответствующих оснований, они указаны в статье 8.6 Федерального закона № 275-ФЗ (см. также Указание ЦБ № 5300-У).
По специальным счетам в рамках обычных закупок по 44 и 223 ФЗ таких строгостей нет. Средства с него можно использовать на другие цели, не только на обеспечение заявок или оплату площадкам. Кроме того, банки обязаны начислять процент на остаток по счету (мизерный и реально невыгодный, но все-таки).
Отказ банка в открытии счета
Открытый расчетный счет означает, что и со специальным в том же банке проблем, скорее всего, не возникнет. Все необходимые документы есть у службы безопасности, вопросов по благонадежности не будет. Если вы забыли сообщить об изменениях в уставе или смене директором паспорта, то заранее побеспокойтесь об исправлении – передайте банку новые сведения, а потом открывайте спецсчет.
Организация имела ранее проблемы с банками (например, не вовремя оплачивала платежи по кредиту и получила в результате плохую кредитную историю) или обладает признаками «однодневки»? Могут отказать даже в открытии расчетного счета. К критериям «однодневности» относятся:
Естественно, критерии эти относительные и в конкретной ситуации не представляют ничего необычного. С банком в этом плане необходимо вести диалог, предоставлять подтверждающие документы, возможно, привлекать рекомендации других клиентов.
Реальная проблема (дисквалификация) потребует решительных мер: смены руководителя, опротестования внесения в реестр (если произошла ошибка) и т.д. После устранения попробуйте снова. Есть и критические препятствия, которые просто не позволят провести операцию по открытию спецсчета. Дело в том, что первый шаг – это регистрация и аккредитация в ЕИС, только после нее (и соответственно, регистрации и аккредитации на площадках) можно обращаться в банк.
Нахождение организации в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) – «черная метка», не позволяющая участвовать в торгах в течение двух лет, значит, и специальный счет не имеет смысла, в то же время он может использоваться в целях обмана. Не каждый заказчик обращается к РНП для проверки исполнителя, а тот направит заявку, получит возможность участия и выигрыша в торгах, вопреки запрету. В итоге недобросовестный поставщик может оказаться победителем. Поэтому банк проверит реестр и откажет в обслуживании, если найдет там вашу компанию.
Что можно оплатить со спецсчета по гоз
Статья 8.3. Режим использования отдельного счета
1. Режим использования отдельного счета предусматривает:
1) списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях:
а) уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 317-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации;
б.1) оплаты расходов на электрическую энергию (мощность), поставляемую по ценам, рассчитанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
(пп. «б.1» введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 263-ФЗ)
в) перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);
г) перечисления головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция, в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем. О согласованном размере прибыли, подлежащем перечислению головным исполнителем при частичном исполнении им государственного контракта, государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк. Порядок уведомления определяется государственным заказчиком;
(пп. «г» в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 317-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Перечень таких иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;
е) перечисления денежных средств в размере, предусмотренном условиями государственного контракта, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 317-ФЗ, от 30.04.2021 N 132-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
е.1) перечисления денежных средств в размере, предусмотренном условиями контракта, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после исполнения контракта и представления исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);
(пп. «е.1» введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 317-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 132-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
е.2) перечисления денежных средств в размере, предусмотренном условиями контракта, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
(пп. «е.2» введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 317-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.07.2018 N 263-ФЗ, от 30.04.2021 N 132-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) совершения разрешенных операций в соответствии с пунктами 2, 3, 9 и 10 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;
з) оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц;
(пп. «з» в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 237-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1) единовременное списание денежных средств при закрытии отдельного счета, открытого по государственному контракту, контракту, относящемуся к сопровождаемой сделке, переводимой в иной уполномоченный банк в установленном настоящим Федеральным законом порядке, на отдельный счет, открытый в ином уполномоченном банке по такому государственному контракту, контракту;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 263-ФЗ)
3) запрет совершения операций, предусмотренных статьей 8.4 настоящего Федерального закона.
2. Отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта. На операции по списанию денежных средств с отдельного счета при его закрытии не распространяются требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Сумма процентов за пользование денежными средствами, находящимися на отдельном счете, зачисляется уполномоченным банком только на тот же отдельный счет.
(часть 3 введена Федеральным законом от 18.02.2020 N 20-ФЗ)
ФАС в СМИ: «Обязанности и запреты в сфере ГОЗ в зависимости от использования отдельного счета». Статья Игоря Башлакова-Николаева
О правовом значении системы отдельных счетов в сфере ГОЗ
Главой 3.1 Федерального закона №275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон об оборонном заказе, Закон о гособоронзаказе) установлен порядок оплаты работ, услуг, продукции в сфере ГОЗ с использованием отдельного счета.
Режим отдельного счета на основании пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона о гособоронзаказе по общему правилу предусматривает списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта и только на отдельный счет, а также запрет совершения операций, предусмотренных ст. 8.4 Закона о гособоронзаказе.
Вместе с тем в соответствии с пп. а–з п. 2 ч. 1 с. 8.3 Закона о гособоронзаказе установлены исключения из режима отдельного счета, которые делают возможной оплату исполненного контракта не на отдельный счет.
Исключения из режима отдельного счета, несмотря на отсутствие указания в Законе о гособоронзаказе, делают необязательным выполнение обязанностей головного исполнителя, указанных в пп. 3, 5, 6, 9, 10 ч. 1 ст. 8 Закона о гособоронзаказе для тех случаев, когда этот закон допускает перечисление денежных средств на текущий счет. Такие случаи установлены в виде исключений из режима отдельного счета в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона о гособоронзаказе, а также при оплате исполнителю с текущего счета головного исполнителя или исполнителя.
Кроме того, для случаев, когда Закон о гособоронзаказе допускает использование исполнителем текущего счета, а не отдельного счета, исполнение обязанностей исполнителя, указанных в пп. 2, 3, 5, 6, 10 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе может быть невозможно, если исполнитель не открывает отдельный счет.
При этом нормы п. 7 ч. 1 и п. 7 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе устанавливают обязанность соответственно головного исполнителя и исполнителя использовать для расчетов с контрагентами отдельные счета, только если такие отдельные счета в уполномоченных банках контрагентами открыты.
Однако тот факт, что выполнение государственного оборонного заказа оплачивается не на отдельный счет, а на текущий счет, не делает необязательным выполнение для головного исполнителя обязанности, предусмотренной п. 11 ч. 1 ст. 8, а для исполнителя – п. 12 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе об информировании исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа.
Никаких других особенностей деятельности исполнителей, осуществляющих расчеты по отдельному счету или без использования такового, Законом о гособоронзаказе не предусмотрено.
Вместе с тем режим отдельного счета в соответствии с нормами п. 11 ст. 3, ст. 8.5 Закона о гособоронзаказе является средством мониторинга расчетов, в том числе контроля распоряжений о переводах денежных средств, осуществляемых в порядке, установленном Законом о гособоронзаказе (и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными актами Центрального банка Российской Федерации), в целях исполнения сопровождаемой сделки с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке (п. а), а также источником информации, касающейся операций по отдельному счету (п. в).
Кроме того, режим отдельного счета является средством:
– обеспечения приостановления (блокировки) расчетов (п. 3 ч. 1 ст. 8.2 Закона о гособоронзаказе);
– предотвращения перечисления денежных средств на цели, запрещенные Законом о гособоронзаказе (ст. 8.4 «Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается»);
– санкционирования оплаты продукции в сфере ГОЗ.
При этом в части влияния на изменение правового статуса исполнителя в сфере ГОЗ следует отметить, что обязанности и запреты в сфере ГОЗ не изменяются в зависимости от того, как осуществляются расчеты по государственному оборонному заказу: с использованием отдельных счетов или с использованием текущих счетов.
О распространении обязанностей и запретов, установленных в сфере ГОЗ, на лиц, участвующих в поставке продукции в интересах выполнения ГОЗ
В сфере ГОЗ встречаются случаи отказа от заключения контрактов на поставку продукции по государственному оборонному заказу, в том числе и по причине нежелания открывать отдельные счета и осуществлять расчеты через них. Обязанность по открытию и использованию отдельных счетов для расчетов по контрактам установлена в п. 7 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе.
В связи с такими отказами возникают справедливые вопросы о распространении на исполнителей государственного оборонного заказа запретов и обязанностей, установленных в сфере ГОЗ, в зависимости от открытия ими отдельного счета для осуществления расчетов с головными исполнителями и исполнителями.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона об оборонном заказе, исполнителем государственного оборонного заказа, участвующим в поставках продукции (товары, работы, услуги) по государственному оборонному заказу, является лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
Под кооперацией головного исполнителя (далее – кооперация) в соответствии с п. 4.1 ст. 3 Закона об оборонном заказе понимается совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок.
Сопровождаемой сделкой согласно п. 4.1 ст. 3 Закона об оборонном заказе является государственный контракт и все контракты, заключенные в целях его исполнения между лицами, входящими в кооперацию.
При этом п. 7 ст. 3 Закона об оборонном заказе установлено, что контракт – это договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа.
Закон о государственном оборонном заказе не связывает обязанности и запреты, установленные в сфере государственного оборонного заказа, с фактом открытия отдельного счета.
В плане отказа от заключения контракта нет разницы, отказывается контрагент от заключения контракта по причине нежелания открывать отдельный счет или по какой-либо иной причине.
Исходя из системного понимания норм ст. 3 Закона об оборонном заказе любой поставщик (подрядчик, исполнитель), заключивший договор на поставку продукции (товары, работы, услуги) в целях выполнения ГОЗ, является исполнителем государственного оборонного заказа и должен соблюдать обязанности и запреты, установленные Законом об оборонном заказе.
Таким образом, вне зависимости от того, открывался или нет исполнителем отдельный счет, нарушивший запреты в сфере ГОЗ или не выполнивший установленные обязанности исполнитель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.
Игорь Васильевич БАШЛАКОВ-НИКОЛАЕВ, начальник Юридического управления ФАС России, к.э.н., магистр права