что можно использовать в качестве холста для картины
Как сделать грунтованный холст на бумаге
Когда я начала писать маслом, мне понравилась мысль, что сегодня можно купить уже готовый холст на картоне, но к сожалению выяснилось, что это не бюджетно, и больших форматов нет. И тогда решила вспомнить уроки технологии из училища и найти выход из ситуации самостоятельно.
Стоит учитывать, что процесс создания грунтованной бумаги с текстурой холста не сложный, но длительный по времени. У меня процесс длился неделю. В случае использования картона и холста это время будет еще дольше, и по-этому лучше запастись размерами побольше.
У меня нашлись: планшет размером 60*80 см, лист толстого ватмана (можно заменить листом тонкого картона), скатерть из нетканого полотна с фактурой холста купленная в магазине «все по 50р» (можно заменить на тонкий холст или тонкую ткань с классическим плетением), клей ПВА, широкая кисть и коробка крепких кнопок.
Процесс начался с натяжки бумаги на планшет, это позволит сохранить плоскую форму основы в результате наших манипуляций. Для этого я намочила лист в ванной ( бумагу не нужно сильно размачивать, а вот картон стоит подержать минуты три в воде ) Потом я положила мокрый лист на пол, и начала загибать края листа и крепить их кнопками от середины сторон планшета. Так же отрезала ножницами края бумаги которые выпирали за борта планшета.
Потом перевернула планшет и продолжила крепить кнопками края листа от середины слегка натягивая их на борта планшета. Решила использовать кнопки, т.к. они не портят планшет, в отличие от клея, и не меняют положения (клей от размачивания может «поехать»). Кнопки лучше брать крепкие, но с плоскими шляпками.
Таким образом, расправляя намокший лист, закрепила края кнопками на расстоянии 3-4 см друг от друга. Уже в процессе натяжки лист начнет «коробиться» от воды, но это не страшно, в процессе высыхания он выровняется. Главное – сушить планшет на ровной плоской поверхности лежа, а не стоя на боку у стены, или лежа на неустойчивой маленькой табуретке, при этом есть риск, что у планшета под тягой высыхающей бумаги загнётся один из углов. Так же стоит избегать сквозняков и работающих обогревателей в комнате, где сохнет планшет, если бумага высохнет неравномерно, на ней останутся вмятины и вздутые уголки.
Сама основа (бумага) сохнет быстро, буквально за несколько часов.
Дальше я нанесла слой клея, чтобы приклеить ткань. Клей можно слегка развести водой, чтобы он не слишком быстро сох.
Потом отрезала кусок ткани по размеру планшета и положила ее сверху. Ткань лучше тоже намочить, чтобы она немного растягивалась.
Затем, разглаживающими движениям рук от центра планшета к краям, прижала ткань к бумаге. Лучше тщательно расправить ткань, чтобы на ней не осталось складок и пузыриков воздуха между тканью и бумагой. После – дождаться полного высыхания ткани и бумаги.
Во время высыхания бумага снова может «пойти волнами», которые расправятся после полного высыхания.
Часто после первого распределения ткани остаются мелкие складочки и пузырики воздуха под тканью, которые сразу не видны, когда ткань мокрая. Чтобы расправить их я нанесла слой клея разведенного с водой 1/2 (на одну часть клея, две части воды).
Вода растворяет клей под тканью и ее становиться возможно двигать по бумаге, снова тщательно разглаживая все неровности. При этом лучше двигать руками от центра листа к его краям, излишки воды и клея я убирала губкой для мытья посуды.
Потом снова дождаться полного высыхания планшета. Если после высыхания опять есть небольшие неровности, исправляем их снова, таким же образом, с помощью разведенного водой клея и разглаживания руками.
Если ткань ровная, то можно наносить грунт.
Грунт – это слой густого клея, задача которого предотвратить проникновение масла из краски в бумагу и ткань, и тем самым сохранить яркость масляной живописи. Его стоит наносить тщательно и равномерно. Для того, чтобы перестраховаться, я нанесла это дважды, дождавшись когда предыдущий полностью высохнет.
Последние слои сохнут долго, т.к. влага из пропитанной клеем ткани и бумаги уходит медленно. У меня последний слой грунта сох три дня.
Таким образом из одного листа 60*80 получилось 2 листа 30*40, 2 листа 30*20 и 4 листа 15*20.
Я срезала готовый лист с планшета с помощью острого кухонного ножа, канцелярские ножи не предназначены для резки ткани и ломаются.
Так же нужно сказать, что хранить такую бумагу или картон следует под прессом, т.к. ткань пропитанная водорастворимым клеем впитывает влагу из воздуха и при высыхании меняет форму бумаги или картона. Я храню грунтованную бумагу под грузом книг, и старой дверью от тумбочки)
Принято считать, что холст на картоне пригоден для живописи малых размеров, но это не так. Живопись на такой основе требует оформления в раму, а рамы сегодня бывают разного размера, например у завода Светосила есть все размеры до 1 метра. Важно, чтобы при этом у рамы был твердый задник из толстого картона или ДВП.
Что важно знать о холсте
Сегодня хочу рассказать о холсте, о способах его натяжки на подрамник, составе и нюансах ухода.
Стандартная натяжка
При такой натяжке холст крепится скобками по бокам подрамника. Работы написанные на холстах такой натяжки требуют оформления в багет, для того чтобы закрыть места крепления по бокам. Конечно же багет нужен не только для этой цели, в раме картина выглядит более дорого, богато, закончено. При помощи грамотно подобранного багетного оформления можно придать лоск, старой картине, сделать так, что она совершенно по-другому заиграет в вашем интерьере.
Галерейная натяжка
Скобки при таком виде натяжки закреплены с обратной стороны подрамника, это позволяет художнику прокрасить бока полотна, сделав их продолжением картины, а владельцам картин вешать полотно без багета, как это сейчас модно.
Состав холста
Так же холсты различаются по своему составу: есть чистый лен, есть смешанные, есть чистый хлопок, а есть и с синтетическим волокном. Каждый мастер отдает предпочтение разным производителям и материалам, из которых изготовлен холст.
Лен, как материал для холста :
Хлопок как материал для холста :
Синтетическое волокно, как материал для холста:
Натуральность — это прекрасно и актуально, а вот для наружных работ и полиграфии большей популярностью пользуются синтетические, искусственные холсты. Почему? Всё просто!
Почему холст провисает?
Провисает холст любой и это норма, потому как главная его ценность при написании картины — эластичность, за это приходится платить возможностью провисания полотна в некоторых случаях. К тому же натуральные волокна впитывают воду из воздуха, лен в небольшой степени, хлопок во много раз больше, это увеличивает вес полотна и как следствие — растяжение и провисание.
Факторы влияющие на провисание холста:
1. Размера полотна. Чем полотно больше по размеру, тем этот «дефект» просто заметнее.
2. Плотности холста: чем плотнее полотно, тем его провисание менее заметно.
3. Техники письма: зависит от типов разбавителей, лаков и красок, на каких они сделаны основах и в каких количествах используются.
4. Изначальной неправильной или некачественной натяжки холста.
Как устранить провисание или складки, заломы на холсте
Подробный обзор ткани холст и ее свойств, виды материала
Свойства и особенности ткани
Физико-механические
Гигиенические
Одна из популярных тканей растительного происхождения, о которой знают все, — холщовая. Она обладает отличными физическими характеристиками, позволяющими использовать ее в технических целях. Также материал подвергается химической обработке, после которой его можно использовать в быту. Рассмотрим особенности ткани подробнее в статье.
Что это за тип ткани?
Холст – это ткань, которая преимущественно состоит из волокон растительного происхождения (льна и хлопка), которые соединены между собой перпендикулярным ткацким переплетением. Такая техника плетения обеспечивает прочность и износостойкость материала, поэтому холщовая ткань часто используется в промышленности.
Изготавливаются холсты сейчас автоматизированным способом на специальном оборудовании. Располагаются фабрики по производству этого типа ткани во многих городах и странах.
Основа холста – волокна растительного происхождения, поэтому на фабрику они поступают в виде спрессованных блоков. Чтобы превратить их в единые плотные полотна, сырью приходится пройти несколько этапов обработки:
История происхождения
Первое подобие холста существовало еще в Древней Греции, когда римляне использовали коноплю для изготовления из нее одежды путем обычного переплетения волокон.
Однако с 16 века европейские живописцы уже начали официально использовать такой материал, как «холст», для живописи. Тогда он изготавливался преимущественно из льна. Эта идея настолько им понравилась, что быстро разошлась по миру, и в 17 веке практически все художники использовали именно этот материал для написания своих картин.
В 19 веке холст начал активно популяризироваться, и европейские реставраторы начали переносить произведения искусства в музеях с деревянной основы на холщовую.
В 20 веке использование холста расширялось, и в церквях его использовали для создания двусторонних икон – «полотенец».
Состав ткани и его свойства
Изначально холст изготавливался из конопли, однако массовое распространение получила именно льняная ткань, которая имела высокую прочность и была более доступной.
Сейчас состав холста может быть 3 видов:
Небеленая ткань из натуральных волокон.
Ткань с полипропиленом, полиамидом, полиэстером в составе.
Сочетание натуральных волокон с химическими дополнениями.
Чаще всего холст изготавливается из волокон натурального происхождения (с добавлением химических):
Перпендикулярное переплетение нитей в холщовой ткани делает из нее особо прочный и жесткий материал, который неприхотлив в уходе и обслуживании.
Виды ткани
Свойства и назначение холста напрямую зависит от того, какие волокна входят в его состав. Так, выделяют 7 видов холщовой ткани:
Достаточно мягкое полотно, которое сохраняет зернистость и рельефность даже после обработки. Материал практически не тянется и не подвергается деформации.
Из-за малой длины нитей материал подвержен деформации и не так устойчив к внешней нагрузке, поэтому используется чаще всего в технических целях в качестве подкладочного или уплотняющего.
Материал похож на льняной, однако имеет характерный окрас с коричневым или зеленоватым оттенком. Из-за этого ткань обычно не используется художниками, а также при пошиве одежды. Зато она нашла применение при изготовлении предметов дизайна и интерьера в «эко» стиле.
За счет тонкости волокон, получается мягким и хрупким, быстро поддается деформации и мнется. Из-за этого используется джутовый холст для пошива одежды или текстиля.
Также похож на льняной холст, но более ровный и равномерный, без четко выделяющейся структуры. Боится влаги и хорошо пропускает воздух, имеет светлый натуральный оттенок. Используется в основном для пошива одежды.
За счет химического происхождения, волокно универсально, не поддается деформации и устойчиво к влаге. Оно хорошо показывает себя в качестве сырья для пошива одежды, однако не так износостойко, как предыдущие.
Используется, когда нужно снизить гигроскопичность льняного холста, но повысить его эластичность и упругость. Применяется при изготовлении одежды и текстиля.
Плюсы и минусы ткани
Какие нормы используются при изготовлении? Что в них учитывается?
Производство холста ориентируется на ГОСТы 16430-83 и 10232-77:
Для каких целей может использоваться эта ткань?
Холщовая ткань получила широкое распространение во многих отраслях:
Несмотря на жесткость и неравномерный цвет, комбинированные ткани используются для изготовления одежды. Особенно популярен холст при пошиве вещей в стиле «бохо».
Сюда можно отнести различные полотенца, покрывала, занавески и салфетки для дома.
Из чего сделан холст для рисования
Холст для рисования может обладать разными свойствами в зависимости от того, из чего он сделан. В этой статье я расскажу из чего делают холсты для рисования. Внимательно прочитайте эту статью перед выбором холста.
Из чего делают холсты для картин
Холст для вашей будущей картины – это основа всего. В большей степени от его выбора будет зависеть качество самой картины: как будет лежать краска, как долго она останется на холсте, не провиснет ли холст, или не порвется, и так далее.
Холст для вашей будущей картины – это основа всего. В большей степени от его выбора будет зависеть качество самой картины: как будет лежать краска, как долго она останется на холсте, не провиснет ли холст, или не порвется, и так далее.
Как вы, наверное, знаете, холсты бывают сделаны не только из льна, но еще и из хлопка. Недавно, стали также появляться синтетические холсты, сделанные из полиэстера. Давайте остановимся на каждом виде материала подробнее.
Лен
Самый старый и самый долговечный материал для холстов, это лен. Такой материал прочный и устойчивый к внешним факторам, например, перепадам температур.
Еще льняной холст меньше впитывает влагу, поэтому, от краски от не провиснет и не размякнет.
Также, льняная ткань более прочная, поэтому, на таком холсте вы сможете писать мастихином. Творческие эксперименты не страшны холсту из льна, еще и потому, что он бывает разной зернистости и подойдет для любых целей.
Хлопок
Холст для рисования, сделанный из хлопка, намного дешевле и доступнее, по сравнению с холстами из льна. Но есть у них и минус – хлопковая ткань намного тоньше, а еще плохо переносит колебания температур. Поэтому, некоторые хлопковые холсты могут провисать со временем.
Синтетика
Относительно молодой вид холстов. Такие холсты устойчивы ко времени, так как сделаны из ненатурального волокна, а, следовательно, более долговечны.
Но писать красками на таком холсте будет не совсем удобно. Такие холсты больше подходят для фотопечати – на нем вы можете напечатать любой принт и оформить его как настоящую картину.
На что еще обратить внимание при выборе холста
Итак, из чего сделаны холсты мы выяснили, теперь давайте остановимся на некоторых, не менее важных факторах для выбора хорошего холста.
Холсты бывают мелкозернистыми, среднезернистыми и крупнозернистыми. Зернистость зависит от переплетения нитей. Чем реже плетение, тем больше зернистость у холста.
Мелкозернистый холст подойдет для работ в технике гладкая живопись, с тонким слоем краски. Крупнозернистый холст хорош для больших работ, а также для картин с использованием мастихина и пастозной живописи. И, как вы уже поняли, холст со средней зернистостью, подходит как лессировки, так и для объемной живописи. Поэтому, этот тип зернистости наиболее популярен у художников.
Все хосты – это изначально просто кусок ткани. В последствии же, на производстве, эту ткань либо натягивают на подрамник, либо клеят на картон. Или, продаю просто, в рулоне, так как есть художники, которые предпочитают натягивать хост на подрамник сами. Обычно это происходит с крупными и нестандартными холстами.
Обычно, независимо от материала, холст грунтуют. И использую акриловый грунт, хотя, некоторые холсты грунтуют специальным холстом для масла. Вы можете приобрести негрунтованный холст и загрунтовать его сами. Но, это долго, дорого и плюс, нужно уметь ровно накладывать грунт, чтобы не было неровностей на поверхности.
А вот для чего вообще нужна грунтовка холста:
Всё о холстах — как выбрать идеальную основу для творчества?
Содержание статьи
До появления первых холстов художники писали на подготовленных деревянных досках. Но такие картины требовали особых условий хранения и со временем разрушались: трескались, деформировались, покрывались плесенью из-за повышенной влажности, уничтожались жуком-древоточцем. Многие мировые шедевры удалось сохранить только благодаря изобретению технологии переноса картин с деревянной основы на холст: «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, «Мадонну Конестабиле» Рафаэля Санти, парные картины Сандро Боттичелли «Архангел Гавриил» и «Мария».
Качественная основа сохраняет целостность и яркость красочного слоя. Например, холсты московской фабрики инженера-технолога Р. Г. Фридлендера, из которой выросла современная компания «ГАММА», использовал русский живописец Абрам Архипов: прочное сцепление красок с поверхностью грунта позволило его картинам не потерять первоначальную насыщенность цветов. Сейчас работы Архипова хранятся в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.
Современные художники не ограничены в выборе идеальной основы для творчества: холст долговечен, выдерживает множество слоёв краски. Но как выбрать качественный продукт? На что обратить внимание?
Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим основные характеристики холста: основу, ткань, зернистость и плотность, грунт.
Основа
Два распространённых вида основы:
Подрамник
Холст на подрамнике подходит для живописи в студии и дома, его удобно перевозить — работу можно снять с основы и свернуть. Полотно на подрамнике дышит и равномернее высыхает.
Виды подрамников по материалу
Виды подрамников по конструкции
Почему это важно? Если со временем холст провиснет под весом краски или деформируется основа, красочный слой может потрескаться и осыпаться. Модульный подрамник позволяет сохранять и своевременно корректировать натяжение полотна.
Зачем нужны бортики на рейках? Холст должен быть туго натянут на подрамник и не соприкасаться с ним, иначе полотно может приклеиться к рейкам и натяжение изменится. Бортики обеспечивают минимальное соприкосновение холста с подрамником.
Модульные подрамники для холстов ГАММА производят из натуральной сосны, клинья прилагаются в комплекте. Все виды подрамников собраны из реек с бортиками, а для работ больших размеров предусмотрены холсты на утолщённых подрамниках.
Плотная основа
Холст на плотной основе удобнее для работы вне дома или студии — на нём можно писать без мольберта. Главное преимущество плотной основы перед капризным полотном на подрамнике в том, что готовые картины сложнее повредить или деформировать.
Картон
Проверенная временем основа по приемлемой цене. Холст на картоне подходит студентам и начинающим художникам для эскизов, этюдов маленьких и средних форматов.
Древесно-волокнистая плита: оргалит, МДФ, ДВП
Лист из прессованных древесных волокон подходит для тех же целей, что и картон, но прочнее и немного тяжелее. Некоторые художники предпочитают именно плотную основу из-за способности выдерживать множество слоёв краски и крепление дополнительных декоративных элементов.
Ткань
Ткань определяет не только стоимость, но и возможности холста.
Распространённые материалы:
В магазинах также можно найти холсты из джута и пеньки, но использовать их для живописи профессионалы не рекомендуют — они легко деформируются, рвутся, могут впитывать краску, а значит, не обеспечивают сохранность красочного слоя.
Зернистость и плотность
Зернистость определяет рисунок холста, его фактуру, зависит от толщины нитей и типа плетения. При производстве холстов ГАММА традиционно используют саржевое плетение, которое даёт высокую плотность, прочность и износостойкость. Выбор фактуры холста для будущей картины зависит от того, какими красками и в какой технике планирует писать художник — акварелью или маслом, детализированный портрет или многослойный пейзаж.
Мелкозернистый холст — почти гладкий, подходит для письма лессировками, портретов и эскизов.
Среднезернистый холст — универсальная основа для натюрмортов, пейзажей, портретов.
Крупнозернистый холст — плотный, фактурный, отлично подходит для пастозных техник и работы мастихином.
Плотность холста — показатель веса ткани и грунта на единицу площади, измеряется в граммах на квадратный метр (г/м²). Это дна из основных характеристик полотна: чем она выше, тем большее количество нитей приходится на квадратный метр. От плотности зависит жёсткость холста, его устойчивость к краске и механическому воздействию. Чем выше плотность, тем более мелкая ячея и гладкая фактура у холста.
Грунт
Грунт — не только связующее между основой и красочным слоем. Именно грунт не позволяет краскам впитываться в ткань, сохраняет их яркость. Загрунтовать холст можно самостоятельно, но намного удобнее и проще купить полотно c тем типом грунта, который подходит для работы с определённым видом красок.
ГАММА предлагает начинающим и профессиональным художникам холсты с качественным трёхслойным грунтом на основе акрила:
1. Универсальный акриловый грунт — укрывистый и эластичный, без запаха. На нём можно писать маслом, акрилом и темперой.
2. Грунт для акварельной живописи — разработан специально для техник «по-сырому». Не впитывает воду, совместим с акварелью и гуашью, но не подходит для масла.
Чтобы задать работе особый тон и настроение, художники так же используют цветной грунт — по свойствам он аналогичен акриловому и содержит дополнительные пигменты.
Как выбрать качественный холст?
1. Осмотрите загрунтованную поверхность: на ней не должно быть точек, пузырьков, трещин и осыпаний, иначе красочный слой быстро деформируется и потускнеет.
2. Положите холст на ровную поверхность: расстояние от угла холста до поверхности не должно превышать 3–5 мм.
3. Проверьте натяжение полотна — надавите пальцем: холст должен восстановить ровную упругую поверхность меньше, чем за минуту.
4. Изучите конструкцию подрамника: он должен быть модульным, из твёрдого гладко-шлифованного дерева с бортиком не меньше 3 мм.
5. Проведите тест грунта с разбавителем и водой: при смешении 5 к 1 ни вода, ни разбавитель не должны просачиваться сквозь грунт.
ГАММА — производитель со 120-летней историей. Мы предлагаем современным художникам холсты высокого качества из самых востребованных материалов, на картоне и подрамнике, для работы различными техниками и инструментами.
«Студия» — для студентов художественных школ и училищ.
«Московская палитра» — для начинающих художников и любителей.
«Старый мастер» — для выпускных работ, профессиональных художников и тех, кто ценит качество.