что можно добавить к рисунку
5 техник в иллюстрации, с которыми можно сочетать всё что угодно
Что нужно, чтобы создать иллюстрацию? Идея, материалы, желание рисовать? Да, а ещё смелость — не бояться смешивать разные техники.
Сейчас в иллюстрации используются разные материалы, не всегда традиционные, а иногда и совсем неожиданные. Например, вы знали, что можно рисовать кофе и вином или разбавлять краски алкоголем? Поговорим о техниках подробнее.
Какие бывают техники иллюстрации и как их сочетать
Когда мы говорим о технике, то имеем в виду материал, которым работает художник, или способ его использования. То есть техники — это, например, карандаш, тушь, акварель, гуашь, акрил, масло, пастель. Это традиционные материалы, которыми пользуются художники и иллюстраторы.
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.
Смешанная техника — это та, в которой иллюстратор использует два и более разных материалов. Например, если иллюстрация нарисована карандашом и раскрашена акварельными красками, то она выполнена в смешанной технике.
А совместить в одной иллюстрации можно всё, что придёт в голову автору работы.
Зачем иллюстраторы смешивают разные техники? Часто — потому что им так хочется. Но есть и другие причины:
Какие техники сочетают в современной иллюстрации
Современные иллюстраторы редко используют лишь одну полюбившуюся технику, хотя и такое случается. Чаще они экспериментируют, смешивают традиционные и нетрадиционные материалы, рисуют поверх фотографии, делают коллажи, добавляют к уже готовым изображениям эффекты в компьютерных программах.
Вот несколько примеров техник, которые можно сочетать с чем угодно.
Сочетания с коллажем
Коллаж нельзя назвать традиционной техникой. Вообще, он часто ассоциируется с детскими поделками, которые задают первоклассникам на дом. Сразу вспоминается: вырезать, клеить, отмывать руки и ножницы от клея и снова вырезать.
Но сейчас многие иллюстраторы используют коллаж в качестве основной или дополнительной техники в своих работах.
Кто использует
Иллюстратор Алексей Курбатов смешивает технику коллажа с акварелью. Сначала он отбирает фотографии, из которых будет делать коллаж, потом работает над композицией и уже после переходит к акварельным краскам.
Американский иллюстратор Стерлинг Хандли (Sterling Hundley) тоже использует коллаж в своих работах. Он дополняет его крафтовым скотчем и несколькими последовательными слоями акварели и акрила.
Сочетания с карандашом
Простой или графитный карандаш — самый используемый материал среди художников и иллюстраторов, хотя бы потому, что чаще всего им выполняют наброски. То есть карандаш есть в основе почти любого традиционного рисунка, но иногда мы об этом даже не догадываемся.
А сочетать графитный карандаш можно со множеством материалов.
Кто использует
Алекс Росс (Alex Ross) — американский иллюстратор, один из самых известных в мире комикса. Он работает в разных смешанных техниках: например, сочетает в одном рисунке карандаш, гуашь и аэрограф, то есть распылитель краски. Сначала делает традиционный карандашный набросок, после — работает гуашью, а аэрограф подключает только на последних этапах, чтобы ярче обозначить детали.
Филиппино-американский художник и иллюстратор Леонардо Сантамария (Leonardo Santamaria) сочетает в своих работах графитный карандаш с цветными карандашами и акриловыми красками.
Висенте Марти (Vicente Martí) — иллюстратор и графический дизайнер из Чили. Он комбинирует графитный карандаш с чернилами, акрилом, а также использует технику коллажа и цифровую графику.
Испанский иллюстратор Juapi сочетает карандаш с тушью и кофейной техникой. Сначала он рисует карандашный набросок, потом делает контур более ярким с помощью туши, а после уже переходит к кофе.
Так выглядит процесс создания персонажа:
Сочетания с шариковой ручкой
Обычной шариковой ручкой можно не только писать, но и рисовать. Её используют и как основной материал для работы, и в составе смешанных техник. Даже если вы не заметили ручки в иллюстрации, это не значит, что её там нет.
Кто использует
Бельгийский иллюстратор Набиль Неззар (Nabil Nezzar) сочетает шариковую ручку, цветные и графитные карандаши, акварель, чернила. Например, он создал серию иллюстраций для рекламной кампании бельгийского банка, где основными материалами были ручка и карандаш.
Сочетания с акварелью
Акварель сочетают с карандашом, тушью и даже смешивают с алкоголем, чтобы создавать необычные эффекты и текстуры.
Кто использует
Сочетание акварели с чёрной китайской тушью традиционно используется в книжной иллюстрации.
Крис Ридделл (Chris Riddell) — известный британский книжный иллюстратор. Большинство своих работ он создаёт с помощью туши, акварели или их сочетания.
Сочетания с цифровым искусством
Не все иллюстраторы работают в традиционных техниках. Многие даже после использования разных материалов обрабатывают свои работы в компьютерных программах.
Кто использует
Французский иллюстратор и графический дизайнер Флориан Николь (Florian Nicolle) в одной работе использует тушь, ручку, маркеры, цветные чернила, а потом накладывает разные текстуры и фоны в фотошопе.
Его иллюстрации часто напоминают коллажи из картона и газетных вырезок.
Кристоф Ниманн (Christoph Niemann) — графический дизайнер и иллюстратор из Германии. Он рисует обложки для журнала The New Yorker и называет себя визуальным сторителлером. В своих работах он тоже смешивает разные техники — например, создаёт рисунки поверх им же сделанных фотографий.
Заключение
Это только несколько примеров смешанных техник, на самом деле их может быть бесконечное множество. Ведь сочетать можно всё что угодно. В одной иллюстрации можно смешать только карандаш с акварелью, а в другой — коллаж, акрил, ручку и цифровые эффекты. Что и как сочетать, зависит только от навыков, предпочтений иллюстратора и результата, который он хочет получить. А иногда — просто от его тяги к экспериментам.
Если вы последний раз рисовали в детстве, но после этой статьи захотели взять в руки карандаши и краски, чтобы повторить эксперименты из примеров выше, то нужно с чего-то начать — например, с нашего курса « Скетчинг для дизайнеров ». Там вы разберётесь, что такое композиция и перспектива, перестанете бояться белого листа и научитесь делать зарисовки для любых целей.
14 способов улучшить свой рисунок в 2019 году
Существует много аспектов, которые следует учитывать при создании картины – как технических, так и фундаментальных. В этой статье я сосредоточусь на тех техниках и деталях, которым, по моему мнению, уделено недостаточно внимания. А особенно, работе с разбавленным акрилом и цветными карандашами. Понимать основы это важно, но конечный результат зависит именно от мелких нюансов.
Я профессионально работаю в качестве внештатного художника уже около десяти лет. И хотел бы поделиться с вами секретами, которые открылись мне с опытом. В том числе то, как я передаю естественное сияние кожи, используя акрил и восковые карандаши.
Помимо этого, я объясню, что делать, когда ваш рисунок готов. Как найти подходящие рамки и сканеры, которые помогут сохранить ваше искусство на долгие годы. У каждого художника есть своя собственная тактика создания рисунка, которую он разрабатывает на протяжении многолетнего опыта. Поэтому продолжайте создавать искусство, учиться, и не переставайте расти. Делитесь тем, что вы узнали, и вдохновляйте других.
1. Сфокусируйтесь на эскизе
Распространенная ошибка людей, которые учатся рисовать – это слишком много внимания форме внутри линий объекта, а не самой линии. Это касается границ, сделанных из цветных линий, которые часто делают слишком интенсивными. Вместо того чтобы очерчивать объекты черными, темными линиями, попробуйте использовать что-то среднее.
Рисуя кожу, обведите фигуру с помощью терракоты, и это придаст ей естественный блеск. Чтобы создать объекты, которые освещаются светом – например, синюю крышу в солнечный день – обведите ее контур карандашом цвета True blue. Это также отличный способ установить основной фокус. Яркие внешние края помогают выдвинуть элемент на передний план и привлечь внимание зрителя.
2. Создайте цветовую гармонию
При работе с обширной цветовой палитрой легко выйти из-под контроля, в результате чего получается яркая картина, полная диссонирующих цветов. Отличным решением является гармонизация вашей палитры с помощью тонирования бумаги легким прозрачным цветом.
После того как я перенес свой рисунок на бумагу для акварели горячего прессования, я смешиваю Brilliant blue и Cadmium red краски и наношу несколько прозрачных заливок. Бумага становиться немного темнее и имеет фиолетовый оттенок. Последующие слои цвета будут реагировать на базовые и создадут более согласованную палитру.
3. Изображение естественных форм
Краски на водной основе, такие как акриловые, идеально подходят для изображения естественных форм. В том числе облаков, листвы и тканей. С первого взгляда это может показаться сложным, но вы поймете, что вода делает большую часть работы за вас. Перестаньте бояться сделать что-то неправильно и выключите присущий каждому из нас контроль.
При передаче этих форм позвольте краске помочь вам. Ослабьте контроль над кистью и делайте мазки случайными и незапланированными. Пусть края растворятся друг в друге. Чем меньше у вас контроля, тем более естественным будет рисунок.
4. Не путайте кисть с карандашом
Раньше у меня была дурная привычка, я относился к кисти как к карандашу. Я выполнял каждый мазок с точностью, и это мешало делать фигуры естественными и живыми.
Чтобы получить плавные, органические формы и градиенты, держите кисть свободно и оставляйте запястье подвижным. Выполняйте мазки, держа кисть под углом. Не делайте повторные мазки без необходимости. Иначе вы можете испортить мягкость края мазка.
5. Минимально используйте белую краску
Большинство белых элементов на моих рисунках сделаны с помощью белой бумаги, поскольку я считаю, что белая краска выглядит тускло. В некоторых случаях использую Titanium white для выделения, но это происходит очень редко.
Я рекомендую вам спланировать свою картину заранее, определив расположение основных элементов. Например, блеск на скуле женщины оставляйте неокрашенным, так же как и блики на носу и подбородке.
6. Выберите правильный карандаш
Я использую два разных типа цветных карандашей, оба на восковой основе. У карандашей Prismacolor Premier плотный непрозрачный цвет и кремовая текстура. А еще, они отталкивают воду, так как у них мягкий грифель. Поэтому такие карандаши я использую только в конце процесса окрашивания рисунка, чтобы исправить ошибки и поставить финальные акценты.
В свою очередь Prismacolor Verithins изготовлены из более тонкого и твердого воска, наиболее подходящего для чистых линий и мелких деталей. Они водорастворимы и поэтому хорошо подходят для работы с акриловыми красками. Эти карандаши отлично выделяют темные места и детали, чего трудно добиться с помощью акриловых красок.
7. Перенесение эскиза на бумагу
Распечатав эскиз на акварельной бумаге с архивными пигментами, вы можете сохранить дух линий и динамику эскиза, а также сэкономить часы работы. Чтобы подготовить свой эскиз к перенесению, убедитесь, что вы осветлили его настолько, что он едва виден. В конце концов, он должен служить в качестве образца. После этого вы можете переопределить линии, обведя их цветным карандашом.
8. Используйте переливающиеся краски в качестве украшений
Чтобы добавить второе измерение в вашу работу, придайте ей перламутра. Gold leaf и краски Pebeo Paints помогут вам выделить рисунок.
Перед нанесением этих деталей подготовьте вашу картину, добавив слой матового покрытия. Он обладает свойствами изоляции, защищает картину и придает поверхности немного шероховатости. В свою очередь Pebeo Paints представляют собой перламутровые краски на масляной основе с эмалевой текстурой. Для того чтобы сделать капли мерцающего золота на вашей картине, используйте пипетку. Обязательно дайте капле высохнуть не менее 48 часов.
9. Добавьте глазури
Я работаю с разбавленными акриловыми красками с помощью техники под названием глазирование. При наложении слоев друг на друга создается форма. Картина обычно состоит из 50-80 глазурей, нанесенных разными акварельными техниками. Для широких областей, где требуется мягкий край, таких как мышечная текстура лошади, используйте метод рисования на мокрой поверхности. Для более тонких деталей, которые требуют четких краев, например лента, рисуйте их на сухой бумаге.
10. Смешайте мазки
Мазки могут создать прекрасную текстуру картины, но бывают моменты, когда нужно создать плавный градиент. Для этого я рекомендую сильно разбавить краску водой и смешать мазки легким прикосновением. Не усердствуйте и будьте терпеливы. Наложение краски друг на друга будет медленно сглаживать мазки. Если краска все еще не поддается, используйте карандаш подходящего цвета, чтобы добиться плавного перехода
11. Относитесь к акриловым краскам как к акварели
Акриловые краски являются одними из самых универсальных красок на водной основе. В отличие от акварели, у пигмента более высокий уровень стойкости. Я предпочитаю их, так как могу работать разными техниками и легко вносить изменения в рисунок. Так же как и с акварелью, вы можете подкрашивать определенные области, чтобы немного изменить цвет. Смешав несколько капель золотых акриловых красок High-Flow с водой, вы можете добавить теплых оттенков фигуре.
12. Оцифруйте свою картину
Многие молодые художники не придают внимания оцифровке готовой картины. А это очень важно. Скан рисунка или картины с высоким разрешением нужны для того, чтобы их можно было использовать в рекламных целях, для печатных изданий или лицензионных прав и так далее.
Для работ акварелью я рекомендую использовать сканер Cruse. Возможно, его нелегко найти, но попробуйте позвонить в местную компанию по изобразительному искусству или в крупную типографию, и может вам повезет. Он сканирует картину, не касаясь рисунка, и способен улавливать нюансы мазков без зернистых отражений. Если у вас нет возможности отсканировать с его помощью Cruse, Epson 11000XL является отличной альтернативой.
13. Добавьте краю бумаги естественности
Отличный способ придать больше оригинальности вашей работе – грубые неровные края. Самый простой способ сделать – это оторвать край акварельной бумаги с помощью линейки, вместо того чтобы разрезать его канцелярским ножом. Это сделает картину оригинальной и придаст изысканности.
14. Как обрамить готовый рисунок
Живопись на акварельной бумаге имеет привилегии. Поскольку позволяет продемонстрировать естественные края рисунка в рамке. Выигрышный способ обрамить картину – это поместить ее плавающую рамку, где есть достаточно пространства между рисунком и стеклом. Картину следует наклеить с помощью двухстороннего вспененного скотча. Это нужно сделать так, чтобы она не прилегала по краям и выглядела подвешенной в воздухе.
Оригинальные техники и приемы рисования
На самом деле, необычных техник и приемов рисования можно придумать так много, что никто и никогда не испробует их все. В ход идут любые материалы. Давайте познакомимся с несколькими интересными примерами.
Монотипия
Монотипия — это отпечаток красками: на лист бумаги нанося пятна краски (с водой или без), сверху кладут еще один чистый лист, прижимают и разглаживают. Получается два листа с необычным пятнистым узором. Его можно использовать либо как фон будущего рисунка, либо его можно доработать, добавить деталей, превратив бесформенное пятно в полноценный рисунок.
Если брать не два листа, а один, сложенный пополам, краска отпечатается практически зеркально. В таком варианте техники очень хорошо получаются акварельные пейзажи: более четкая половина — это, допустим, лес, а более размытая — это отражение леса в каком-нибудь водоеме. Остается только доработать детали.
Акварель и чертежная тушь
Так как акварель и тушь — краски прозрачные, текучие, требующие обилия воды, монотипию с их использованием можно делать двумя способами. Во-первых, можно смочить лист бумаги водой, а потом широкой кистью или каплями наносить краску. Во-вторых, можно наносить краску на сухой лист, а потом разбавлять ее каплями воды. Результаты в обоих случаях будут заметно различаться.
Не берите слишком много краски и мало воды — отпечатки получатся излишне яркими. Если, наоборот, необходимо избавиться от лишней жидкости, промокните лист смятой бумажной салфеткой или насыпьте на бумагу крупную соль. Это еще и создаст необычные текстуры. После высыхания краски соль можно просто стряхнуть.
Акрил и гуашь
Эти краски, в отличие от акварели и туши, плотные и непрозрачные. Оттиски получаются так же другими: они фактурные и текстурные (особенно при использовании акрила). Акрил, кстати, для монотипии подойдет абсолютно любой. Если использовать густую, неразбавленную краску, при снятии второго листа (если снимать без сдвига) вы получите красивые древовидные или коралловидные структуры. Если при снятии верхнего листа его слегка сдвинуть или повернуть, получится красивый и фактурный эффект размазывания.
Состаривание бумаги при помощи лимона и молока 
Это «предрисовальная» техника, которую используют для того, чтобы придать бумаге вид старой пожелтевшей страницы. Нанесите на чистый лист бумаги капли лимонного сока, некоторые можно размазать. Подойдет и сок лайма. Когда сок подсохнет, прогладьте лист утюгом. Лимонный сок потемнеет, создавая эффект состаривания. Кроме того, лист еще и слегка сморщится, что придаст ему еще большее сходство со старой бумагой.
Вместо лимонного сока можно использовать жирное молоко или сливки. Этот метод уходит своими корнями в давние времена, когда молоко использовали в качестве невидимых чернил. Нанесите молоко кистью на лист бумаги, дайте просохнуть. Потом лист прогладьте утюгом или нагрейте другим способом. Молоко станет коричневым и затонирует лист «под старину».
Смывание черной туши
Еще один способ оригинально затонировать бумагу (внимание, процесс очень грязный). Вам понадобятся листы бумаги, белая гуашь, чертежная тушь, большая кисть. Бумага должна быть очень плотной, чтобы не порвалась при промывке. Закрашиваем белой гуашью центральную часть листа (можно не стараться сделать контур ровным, подойдут и хаотичные мазки). Ждем, пока краска просохнет. Теперь черной тушью аккуратно закрашиваем весь лист. Снова оставляем сохнуть.
Теперь берем просохший лист и отправляемся в ванную. С листа под струей воды аккуратно смываем тушь (можно слегка потереть руками). Вымываем среднюю часть листа (тушь поверх гуаши должна легко смыться). А края листа, так как тушь впиталась в бумагу, так и останутся черными. Положите отмытый лист на стопку газет и оставьте сохнуть. Пока ждете, отмойте ванну, иначе тушь сильно въестся.
Рисование пеной для бритья и тушью 
Вы сможете этим способом получить очень красивые разводы. Вам необходимы пена или гель для бритья и цветная тушь. Выдавите пену на пластиковую палитру (если гель, добавьте к нему чуток воды и взбейте кисточкой), размажьте ровным слоем по палитре и капните несколько капель чертежной туши. Ручкой кисточки сделайте разводы из туши на пене. Теперь положите сверху лист бумаги, слегка прижмите, снимите. Остатки пены уберите бумажными салфетками.
Рисование нитками
Очень нестандартный способ рисования, который дает потрясающие результаты. Вам понадобится бумага, тушь и толстые вязальные нитки. Кусок нити обмакните в тушь и красиво разложите на листе бумаги (но кончик нитки должен выходить за край). Накройте еще одним листом бумаги, сверху положите книжку и придавите слегка рукой. Теперь медленно вытягивайте нить. Когда вы уберете книгу и разделите листы, вы увидите, что оба листа бумаги покрыты красивым затейливым узором. Узор можно доработать, превратив в полноценный рисунок.
Пятна-кляксы
Такие пятна из туши могут стать заготовкой для полноценной работы: они могут быть фоном, а могут и являться базой рисунка, которую необходимо дополнить деталями. На сухой лист бумаги нанесите несколько капель цветной туши (если хотите много, лучше наносите их не все сразу). Берем трубочку для коктейля и раздуваем каплю. Можно просто дуть, стараясь растянуть кляксу как можно дальше, а можно пытаться придать пятну какую-то форму, чтобы потом использовать его для создания рисунка.
«Мятый» рисунок
Интересный эффект дает краска на мятой бумаге. Вам понадобится бумага, восковые мелки и гуашь (акварель). Мелками нарисуйте на листе желаемый объект (контур), пространство вокруг объекта так же закрасьте мелками. Теперь лист надо аккуратно смять, потом расправить. Закрашиваем гуашью, а потом, при помощи губки и воды, быстро смываем краску. Краска должна остаться только в местах сгиба бумаги на незакрашенной области.
Технологии в действии 
Можно рисовать обычной зубной щеткой. А можно рисовать электрической. Подойдет и массажная щетка. Получаются необычные концентрические узоры, которые можно использовать в качестве фона для рисунка (особенно если взять не один цвет). Необходимая краска — гуашь или акрил.
Штампование
При помощи различных штампов (которыми, кстати, могут являться практически все мелкие и не очень предметы) можно создавать интересный фон к рисункам, сами рисунки и даже украшать одежду и интерьер. Можно использовать как подручные предметы с интересной текстурой, так и сделанные самостоятельно штампы: вырежьте их из ластика или из картофеля (на один раз). Потом вам просто остается окунать штамп в краску и начать творить.
Разбрызгивание
Разбрызгивать краску на лист можно двумя способами. Первый — разбрызгивание по трафарету, когда на лист бумаги кладется какой-либо предмет, и его контур отпечатывается брызгами. Второй — разбрызгивание целенаправленное, с разной интенсивностью, концентрацией краски, размером капель. Так можно создавать целые рисунки, причем, довольно презентабельные и не «детские».
Точечная техника 
Похожа на штампование. Кроме того, что техника дает довольно необычный результат, она еще и является отличным способом снять свой стресс. Вам понадобятся ватные палочки, листы бумаги, краска на ваш выбор. Обмакните ватную палочку в краску и начинайте ритмичными движениями наносить рисунок на бумагу. Очень интересно в этой технике пытаться смешивать цвета и оттенки.
Рисование поролоном
Текстурный фон или «пушистость» на рисунке можно создать при помощи обыкновенной губки. Можно попробовать этот прием и с мягкой фольгой или тонким целлофановым пакетом: небольшой кусок губки (если фольга или пакет — небольшой комочек) обмакните в краску и макайте по поверхности листа.
«Расчесывание краски»
Чтобы создать текстуру попробуйте провести по еще сырой краске гребешком с зубчиками или обыкновенной вилкой. Линии можно делать как прямые, так и волнистые. Только не перестарайтесь, чтобы не повредить бумагу.
Граттаж 
Это тоже процарапывание острым предметом, только здесь создается не текстура, а сам рисунок. Плотный лист бумаги надо натереть свечой, поверх воскового слоя наносим тушь или гуашь (так, чтобы она полностью закрыла лист, без просветов). В тушь надо добавить несколько капель жидкого мыла, так она лучше ляжет. Когда краска просохнет, берем острый предмет и процарапываем рисунок.
Рисование с использованием пищевой пленки
На лист бумаги наносим крупные пятна краски, накрываем поверх пищевой пленкой. Но разглаживать ее не надо, напротив, слегка сомните ее. Когда краска полностью просохнет, снимаем пленку. На листе останутся тонкие черточки и пузырьки, которые паутинкой покрывают лист.
Поверьте, это далеко не все приемы, способы и техники рисования, которые вы можете опробовать, если вам захочется чего-то необычного в творчестве. В конце-концов, вам никто не мешает включить фантазию и попытаться придумать что-то свое, новое!