цыганское колдовство и гадание чарльз леланд

Заметка про цыган и карты

До нашего времени дошли документы сделанные в Византии в которых говориться о цыганах и их занятиях. Так популярной среди мужчин была профессия дрессировщика животных и предсказателя судьбы. Во время выступления заклинатель змей мог отвлечься от змеи и указав на случайного человека из толпы начать рассказывать ему о его будущем. Цыганские женщины тоже предсказательными практиками, но предпочитали делать это не на уличных выступлениях, а ходя по домам и предлагая свои услуги. Также в документах сохранились описания метода гадания того времени — оно проводилось по звездам. Привычные для нас предсказания по линиям на руках пришли в практику гаданий уже после XV-XVIII века при переселении цыган в Европу.

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд

При переселении в Европу цыгане приняли христианство и в основном занимались попрошайничеством, гаданием и мелким воровством. Интересно, что инквизиция не карала цыган за ересь, они часто меняли место жительства, отличались крайней бедностью и не практиковали магические ритуалы.

К XV веку сложились основные профессии цыган, они занимались кузнечным ремеслом, торговали лошадьми, занимались гаданием.

Цыганы (Русские Ромы) пришли в Россию через Польшу из Германии в XVII веке, они продолжали заниматься коневодством, а женщины гаданием. Интересная деталь, что нередко в этот период времени женщины зарабатывали на гадании больше чем мужчины торговавшие лошадьми. В основном гадали по руке, на воде, бобах и игральных картах.

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд

В культовой книге по истории и культуре цыган “Цыгане. Тайны жизни и традиции” Рэймонд Бакленд описывает гадание на бобах следующими словами:

“Славянские цыгане гадают на бобах. Клиента просят дать монету, и гадалка держит её в руках вместе с сушёными бобами. Затем она сосредоточивается на вопросе, трясёт бобы с монеткой, раскрывает руки и бросает содержимое на стол или на землю. Монетка олицетворяет клиента, а бобы и их расположение – обстоятельства жизни спрашивающего. Для гадания используется девять бобов. Площадь непосредственно перед гадалкой означает настоящее, подальше – будущее. Два, три и более бобов, лежащих рядом, означают мощные силы. Бобы, образующие прямую линию, означают дорогу; изогнутая линия – это какое-либо препятствие или задержка. Бобы, образующие большой треугольник, означают женщину, а четыре боба, расположившиеся в виде квадрата или прямоугольника, трактуются как мужчина.”

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд

Начиная с переселения цыган из Византии после нашествия турок, в Европе появляется легенда о том, что гадательные практики цыган идут из древней культуры Египта. Эта легенда имеет отражение в трудах многих эзотериков, которые утверждали, что цыгани являлись переносчиками древних сакральных знаний выраженных в картах таро. Другая научная гипотеза проводя анализ пути миграции цыган говорит о возможном принятии гадательной практики из Греции, где она была широко распространена и существовало большое количество учений и сект. Эта гипотеза находит свое подтверждение в Византийских источниках, где говорится о гадательном промысле цыган как одном из основных занятий. Возможно цыгане научились умению предсказывать судьбу еще раньше, так как существуют группы цыган, не дошедших до Византии и оставшихся в Средней Азии, методики гадания которых схожи с гаданиями европейских цыган.

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд

Начиная жизнь в Европе цыганские женщины относились к гаданию уже как к профессии, которая передавалась по материнской линии и имела широкое распространение. К этому периоду времени происходит формирование определенного стиля гадания, включающий в себя элемент аферы и богатый опыт общения. Благодаря тому, что цыганки передавали свое мастерство и имели большой опыт общения с людьми они могли давать достаточно реалистичные прогнозы и необходимые советы. На первые практические работы матери брали дочерей начиная с возраста 7 лет.

Чарльз Годфри Леланд (1824 — 1903), первый председатель Цыганского фольклорного общества, в своей книге «Цыганское колдовство и гадание» пишет:

«Цыганка-гадалка привыкла в течение многих лет пристально вглядываться в глаза тех, кому гадает. Перед доверчивыми девочками с богатым воображением она делает вид, будто мистическим образом, используя все свои способности, проникает прямо им в душу. Глядя на руку или в глаза и не переставая уверенно сыпать словами, она порой чувствует, что сделала правильный ход и догадалась об истинной природе событий в жизни человека, которому гадает. Это воодушевляет её. В её подсознании просыпается „дух сна“. Он выхватывает из тайных сундуков памяти странные факты и ассоциации, а вместе с ним приходит – часто бессознательно – быстрая проницательность; и вот цыганка на самом деле кажется провидицей. Однако в таких случаях не стоит говорить о ясновидении, просветлении или колдовстве».

Среди цыганок существовали также разные методы гадательной практики для “своих” и для “чужих”. Внутри табора гадания использовались в основном для оценки и принятия решений.

В Российской империи существовали три независимые традиции цыганского гадания:

1. Русские Ромы предпочитали работать в деревнях, вначале они просили милостыню у крестьян, а потом предлагали свои услуги по предсказанию будущего.

2. Другая группа цыган ловарки предпочитали селиться в городах и обслуживать мещанское сословие. Они снимали дома, создавали в них таинственную атмосферу сакральности и нарабатывали клиентскую базу. Но набрав определенную сумму они уезжали из города в другой, чтобы снова начать карьеру с нуля.

3. К последней группе относятся цыгани приехавшие из Венгрии (Кэлдэрары), которые проводили сеансы гаданий на ярмарках, базарах и рынках.

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд

Благодаря широкому распространению традиций гадания у цыганок существует огромное количество художественных произведений на данную тематику. Так в самой популярной по количеству постановок опере Ж. Бизе “Кармен”(1875) мы можем встретить красочную сцену гадания на картах в начале 2 акта оперы.

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд

Интересно было бы взглянуть на колоду карт на которой гадали цыганки. Видимо благодаря кочевой жизни и принятию различных культур по Европе в руках цыганок были самые разнообразные колоды. Где-то они использовали карты Таро, где-то немецкие игральные карты или французскую колоду для игры в пикет. Активно использовались те колоды, которые можно было купить, если какие-то карты стирались или терялись их заменяли нарисованными от руки игральными картами. Встречались также колоды в которых были смешанные карты Таро, игральные карты и нарисованные от руки недостающие карты, были также полностью нарисованные от руки колоды. Скорее всего в Российской империи цыгане для гадания использовали самые доступные атласные карты 2го сорта, так как стандарт этих карт сохранился до наших дней, то можно предположить, что гадание у цыганок именно на этой колоде продолжается уже более 150 лет.

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд

В начале XIX века в Европе начинает издаваться так называемый “Цыганский оракул”, который благодаря своей простоте и лаконичности выходит до сих пор под разными названиями и с различным количеством карт (от 36 до 52). Под таким именем издаются карты группы карт Sibilla («Sibilla della Zingara», «La Vera Sibilla», «Sibilla-800», «Oracolo della Sibilla», «Misteri della Sibilla» и д.р.) в Италии, Zigeuner — wahrsagekarten в Австрии. Особенной популярностью эти колоды пользуется в Венгрии. Также существуют колоды “Gypsy oracle cards”, которые издаются в Америке и являются одной из модификаций колод традиционного оракула Ленорман в расширенном издании на 52 карты. Очевидно этот оракул появился в Германии и впитал основные темы, которые в своих разнообразных раскладах раскрывали цыганки, каждой теме соответствовала своя карта.

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд

1 карта — сейчас (то, что произойдет сейчас)

2 карта — через час

3 карта — вечерочком

4 карта — поздним вечерочком

5 карта — на всю ночку

6 карта — стучит (будет вот-вот)

7 карта — гремит (могут помешать)

9 карта — двери открывает (помогает)

10 карта — судьбу решает

Но вернемся к реалиям Российской империи и населяющим ее цыганам, которые скорее всего гадали на простых игральных картах. Опять же сложно сказать какую точно давали интерпретацию карт цыганки, возможно она сильно варьировалась от табора и региона, но точно можно сказать то что скорее всего эти гадания соответствовали общей традиции русского гадания на игральных картах.

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд

С приходом советской власти цыгане получили больше свобод и прав, они организовали свои союзы, велись активные публикации на родном языке, широкие просветительские работы и исследования культуры. Но при этом под запрет попадали “цыганские” профессии, связанные с разведением и продажей коней, гаданием на картах. В 30-е годы XX века цыганский союз попал под запрет и привычный уклад жизни в таборе все больше перестраивался под быт советского человека. Великая Отечественная война также сильно повлияла на жизнь цыган, многие из тех кто оказался на оккупированной территории был отправлены в лагеря смерти, другие уходили на фронт и не возвращались. В 50-е годы XX века началась активная застройка предместий крупных городов, в которых традиционно селились таборы. Переселение в типовые квартиры сильно пошатнуло привычный уклад их жизни.

Но несмотря на все злоключения и запреты мощная традиция гадания на картах сохранялась и передавалась среди цыган. С 1918 до конца 1980-х годов под запретом были любые книги с описанием гадания на картах и только цыгане помнили и сохраняли внутри своего сообщества накопленный опыт раскладов и значения карт.

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд

Последним штрихом к культуре гадания на картах среди цыган хочется добавить любопытный факт — до 1995 года в Европе система гадания на картах Ленорман была практически забыта, но именно в этом году, спустя более 50 лет после перерыва в печати колод, выходит новая колода Gipsy Lenormnad oracle card. Она рассматривает привычные 36 символов колоды малой Ленорман сквозь призму цыганских традиций, что лишний раз говорит о том, что цыгане самый верный народ по сохранению своей культуры и любви к предсказательным практикам.

Источник

Глава 2. Дорога к богу. Религиозные представления и ритуалы

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд

Изначально верования цыган были языческими, но за многие века своих странствий они ассимилировали многие языческие и неязыческие: (иудейские и христианские) учения и верования. Где бы на своём пути цыгане ни останавливались, они – хотя бы внешне усваивали религиозные воззрения своих непосредственных соседей, чтобы не вступать с ними в конфликт. Сэр Эдвард Эванс?Притчард однажды сказал (в предисловии к «Gypsy Demons» Тригга): «Цыганам ради самозащиты приходилось надевать на себя маску индуистов, мусульман и христиан, что довольно обычно для представителей меньшинств». Тем не менее некоторые исконные верования цыган оставались весьма сильными, а многие ритуалы и церемонии дошли до наших дней. Элвуд Тригг предполагает, что христианство фактически «явилось средством, с помощью которого их магические ритуалы и верования смогли выжить под прикрытием уважаемой всеми Церкви». Он продолжает: «По существу, этот свободный народ, ведя бродячий образ жизни, сохранил за собой право выбирать то, что было более подходящим, касается ли этот выбор мест проживания или того, во что следует верить».

Есть некоторые свидетельства, например в мифологии цыган Средней Азии, что некогда они почитали солнце в образе бога Обертсши. В некоторых регионах Луну также почитали как бога – например, Алако у скандинавских цыган. На полнолуние собирались многие цыганские племена. В это время обычно устраивали свадьбы. Полнолуние было (а во многих областях остаётся и до сих пор) праздником и, как мы увидим в дальнейшем, подходящим временем для колдовских занятий.

Чанти, праздник Ганеши, индийского слоноголового бога, – это солнечный праздник. Западные цыгане отмечают его во время Лугнасада, августовского шабаша ведьм (викка). Некоторые отмечают Шанти в день солнцестояния. Во время этого праздника нельзя смотреть на луну: считается, что это принесёт несчастье.

Цыганам приписывают и культ фаллоса. Это, конечно же, один из наиболее частых культовых объектов в Индии, на исторической родине цыган, где распространён культ Шивы и почитание как лингама (мужского полового органа), так и йони (женского полового органа). Культ фаллоса встречается во многих примитивных системах верований в самые разные исторические периоды; фаллос считался символом плодородия. Югославские цыгане называют мужской половой орган «кар». Тригг пишет: «Кар настолько священен… что он упоминается в молитвах» (Gypsy Demons, 1973).

Чарлз Годфри Леланд (1824?1903), первый председатель Цыганского фольклорного общества, в своей книге «Цыганское колдовство и гадание» (Leland Ch. Gypsy Sorcery and Fortune Telling. London: Fisher?Unwin, 1891) упоминает цыганскую богиню по имени Гана, которую он отождествляет с Дианой. Я нашёл упоминания о Гане среди ромов двух областей Англии. Сходна с Дианой, по крайней мере именем, и Дина валахских цыган.

Цыгане верят, что ребёнок рождается в мире мощных сил, как положительных, так и отрицательных. Вскоре после рождения его нужно окропить солёной водой и дать имя, это своего рода «крещение». (Многие также окуривают новорождённого ладаном, как поступают, например, члены современной викки.) В Скандинавии у входа в шалаш, где родился ребёнок, разжигают большой костёр. Его назначение – отогнать злых духов на время «крещения» младенца. В результате о борьбе добрых и злых начал на земле цыган будет помнить на протяжении всей своей жизни.

Иногда допускается христианское крещение, но по причинам, которые Церковь вряд ли одобрила бы. В книге «Цыгане: странники мира» (McDowell В. Gypsies: Wanderers of the World. Washington, D. C: National Geographic Society, 1970) цыган Клифф Ли сообщает следующее: «Я часто ходил в церковь, но только на крещения. Священники при крещении давали младенцу монетки. Я помню, в детстве мы восемь раз за одно воскресенье посетили церковь и каждый раз крестили одного и того же младенца. В каждой церкви давали другое имя, а младенца взяли взаймы». Так что доход может приносить даже новорождённый!

Цыгане хотя и придерживаются так называемого «мужского шовинизма», в религиозной сфере предпочитают поклоняться женским образам. У них, например, есть святая, которую они называют «Чёрная Сара» или «Сара Кали». Во многих отношениях она отличается от святой Сары у католиков. О ней есть две легенды. Согласно одной легенде, египтянка Сара была служанкой Марии Саломеи и Марии Якобы (матерей святых Якова и Иоанна, родственниц Марии Магдалины) и путешествовала вместе с ними. После жестокого шторма Сара спасла их, найдя по звёздам путь к берегу.

Согласно второй, более интересной легенде, Сара была цыганкой из табора, остановившегося у реки; к нему и подплыла лодка со святыми. Франц де Билль (Franz de Ville. Tziganes. Brussels, 1956) излагает эту историю следующим образом:

«Первой из нашего народа, получившей Откровение, была Сара Кали. Она была благородного происхождения и возглавляла племя на берегах Роны. Она знала многие переданные ей тайны… Ромы в то время исповедовали многобожие; раз в год они возлагали на плечи статую Иштари (Астарты) и выходили в море, чтобы получить там благословение. Однажды Саре было видение, из которого она узнала о прибытии праведников, присутствовавших при смерти Христа, и что ей нужно будет помочь им. Сара увидела, как они подплывают в лодке. Море было неспокойным, и лодка могла в любое мгновение пойти ко дну. Сара бросила своё платье на волны и, используя его как плот, подплыла к праведникам и помогла им достичь берега».

Слово кали с цыганского переводится двояко: «чёрная» и «цыганка». Статуя Сары находится там, где предположительно высадились две Марии – в крипте церкви Святых Марий Морских на острове Камарг, близ устья реки Роны. К этой церкви ежегодно совершают паломничество тысячи цыган. До 1912 года заходить в крипту могли только они, но сейчас посетить её может каждый. Клебер описывает это помещение так: «Слева, как войдёшь, располагается старый алтарь, языческий (некоторые говорят, что он предназначался для жертвоприношения быков Митре, но этому нет доказательств), в центре стоит христианский алтарь III века, а справа – статуя Сары» (Пе Gypsies, 1967). Одно из традиционных паломничеств совершается утром 25 мая. Огромная процессия направляется к морю, где статую символически погружают в воду, как выразился Клебер, «таким же образом, каким это совершали во всех культах великих богинь плодородия».

Цыганское слово для обозначения Бога – «Дуввель» («Девель» или «Дэл» в разных диалектах), а для обозначения дьявола – «бен» («бенгх»). Бога скорее ассоциируют с солнцем, луной, небом, тучами и звёздами, а не с человекоподобным существом. Дьявол – это также скорее отрицательная сила, а не злобное существо.

Цыгане кальдераш утверждают, что Бог не является творцом мира и что мир существовал всегда, как наша общая мать. Землю они называют «Дэ Девелески», что значит «Божественная мать».

«Наги» – это азиатский эквивалент русалок и сирен (изначальное значение этого слова – «морской народ»). В древние времена люди верили в реальность существ в виде полулюдей, полу?рыб и даже полузмей. Считалось, что они управляют погодой и потому могут вызывать дождь, что обитают они во дворцах на дне океана, реки, озера или пруда, где охраняют свои сокровища. Если их оскорбить, они могут отомстить, но если с ними подружиться – принесут удачу. Им нравится, когда им дарят молоко, монеты и еду; всё это цыгане оставляют под деревьями возле воды или священного колодца.

Цыгане делятся на несколько этнических групп. Кальдераш – одна из таких групп. Другие основные группы – гитаны и мануш. Кальдераш – специалисты по металлу: лудильщики, жестянщики и т. п. Гитаны расселились в основном на юге Франции, в Испании, Португалии и Северной Африке. Мануш специализируются на дрессировке животных, странствуют и дают представления. Энгус Фрэзер (Eraser A. The Gypsies. Blackwell, 1992) довольно подробно исследует этнические группы цыган. Жан Поль Клебер утверждает, что такое деление во многом условно и что каждая из групп считает себя истинными цыганами и даже презирает остальных. Он же утверждает, что браки между представителями разных групп редки.

Есть и более мелкие этнические группы цыган: блидари, рудари и лингурари занимаются различного рода работами по дереву (блидари специализируются на изготовлении вещей для дома); чобатори – сапожники; косторари – лудильщики; гилабари – музыканты; лаутари – изготовители музыкальных инструментов; месте?ри лакатуши – слесари по замкам; салахори – каменщики и строители; ватраши – садовники; златари – золотых дел мастера. В различных регионах произношение может быть разным, но в целом эти названия легко узнаваемы.

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леландШалаш?бендер служит убежищем для цыганской семьи. Именно в бендерах цыгане рождаются и умирают. Фото Р. Бакленда

Подготовка к смерти проходит при участии самого умирающего. Из последних сил он помогает обмыть себя солёной водой и надеть на себя новые одежды. На женщин обычно надевают многочисленные юбки (предпочтение отдаётся пяти). Вокруг умирающего собираются члены его семьи, которые ведут себя как обычно: едят, пьют, разговаривают. Но когда человек умрёт, окружающие громко плачут и даже кричат, не скрывая своего горя. Это может продолжаться до поздней ночи, но обычно через какое?то время скорбные стенания сменяются песнями.

В прежние времена во многих районах Англии был распространён следующий обычай. Умершего главу семьи клали в его вардо вместе со всеми личными вещами и поджигали. Остальных членов семьи забирали к себе родственники. Нечто подобное, когда мёртвых хоронили со всем, что может им потребоваться в загробной жизни, можно найти в египетской и других древних культурах. Я помню, как в 1950 году компания Би?Би?Си показывала репортаж о таких похоронах цыгана. Я с удивлением услышал, что это был цыган по фамилии Бакленд, сожжённый вместе со своим вардо. Тогда же сказали, что подобное сожжение производится в последний раз. В наши дни, когда коллекционеры дают за вардо от восьмидесяти до ста тысяч долларов, никто, конечно, не станет их сжигать.

Одни цыгане не верят в загробную жизнь, другие, например немецкие цыгане, верят в перевоплощение: они считают, что душа трижды возвращается на землю и вселяется в разные тела, причём между воплощениями проходит пятьсот лет. Сербские цыгане верят в то, что после смерти будет такая же жизнь, только уже бесконечная.

Старая поговорка гласит: десять цыган – десять разных мнений. Но даже если один и тот же вопрос задать цыгану десять раз, всё равно получишь десять разных ответов. То же самое можно сказать и о цыганских верованиях – например, о том, что касается их представлений о жизни и смерти.

В славянских странах цыгане верят в оборотней. Некоторые полагают, что оборотнем становится человек, который вёл особенно дурной образ жизни. Другие же считают, что в оборотня превращается жертва вампира, сосавшего его кровь; такая жертва постепенно теряет способность говорить и ночью превращается в волка, который служит своему хозяину?злодею.

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд«Джаллин а дром» (странствие по дороге)

Как было сказано выше, начиная по меньшей мере с XV века цыган отождествляли с ведьмами и колдунами. И цыгане, из желания добыть себе пропитание, нередко поддерживали убеждения в том, что они обладают какими?то тайными оккультными знаниями. Это оборачивалось большими неприятностями для них, особенно в тех регионах, где местные жители считали, что цыгане якобы вступили в сделку с дьяволом. Например, кто?нибудь, увидев, как цыган дрессирует собаку, ходящую на задних лапах, мог решить, что это бес у него в услужении.

Клебер высказывает здравую мысль, предполагая, что цыган стали отождествлять с ведьмами и колдунами, исходя из распространённых в те времена представлений о шабашах ведьм. Считалось, что такие шабаши проводятся в лесах или на перекрёстках дорог. И вот какие?нибудь сельские жители посреди ночи натыкаются на группу цыган, которые разбили лагерь на лесной поляне или на перекрёстке дорог, они едят и пьют под «странную» музыку. Деревенским жителям, которые со страхом идут по ночному лесу, цыгане у костра вполне могли показаться настоящими ведьмами и колдунами, собравшимися на шабаш. Клебер, анализируя цыганские песни и танцы, утверждает, что их можно сравнить с музыкой и танцами ведьм. Он цитирует Де Ланкра (De Lancre. Tableau de 1’Inconstance des Mauvais Anges, 1613): «…звуки скрипок, труб и бубнов сливались в великой гармонии, принося собравшимся великое удовольствие и великую радость…» – и комментирует: «Трудно осуждать меня за желание сравнить это с классическими танцами гитан (испанских цыган), которые до сих пор кажутся сторонним наблюдателям высшим воплощением чувственного удовольствия» (The Gypsies, 1967).

Без сомнения, образ жизни и верования цыган во многом совпадают со всеобщим представлением о ведьмах. Ведьмам, например, приписывается знание трав. Цыгане также этим отличаются. Благодаря кочевому образу жизни они познакомились со всеми травами и дикими цветами просёлочных дорог и лесных троп. Они собирали лекарственные растения для исцеления своих собратьев, а затем продавали их нуждающимся местным жителям как волшебные зелья. Они так же близко соприкоснулись с природой, как и ведьмы, и вполне может быть так, что поклоняются тем же силам, только под другими названиями.

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леландЦыганская девочка сидит на ступенях своего вардо рядом с деревянной подставкой для цветов, которые цыгане продают гауджо. (Фотография сделана в лагере Босуэллов у Локс?Боттом, Орпингтон, Кент, Англия, в октябре 1912 г.)

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леландЭто прекрасное вардо служило домом Джорджу, Берти, Роди (урождённой Уэнрайт) и Джиму Херон. Оно богато украшено резьбой (Фотография сделана к Камберленде, Англия, в 1911 г.)

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леландСооружение шалаша?бендера (см. главу 15). Временное жилище сооружается из веток орешника. За бендером стоит вардо с округлой крышей, в которой цыганская семья переезжает с места на место. (Фотография сделана близ Карнарвона, Гвиннед, Уэльс, в 1914 г.)

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леландЦыганка?мать стирает одежду перед шалашом?бендером

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леландОми и Леви Кэри со своим сыном Гарри делают «кипси» (корзины) и улья на продажу. (Фотография сделана близ Севеноукс, Кент, Англия.)

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леландЦыганки?ракли (девушки). Они помогают женщинам в повседневных делах, а также приглядывают за «чавви» (детьми). (Фотография сделана в Биркенхеде в 1911 г.)

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леландСожжение повозки старого цыгана после его смерти. Этот обычай больше не практикуется, поскольку коллекционеры дают за вардо до 100 000 фунтов стерлингов

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леландДве котельщицы, сфотографированные в Уондсворте в августе 1911 года. Многие цыганки курят сигареты или трубки. Самую уважаемую пожилую женщину племени называют «пуридаи»

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леландСтрогая рука закона? Британские «бобби» уводят цыганку с ребёнком, пытаясь очистить лагерь цыган. Даже в наши дни кочевников нередко ожидает подобная участь

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леландИнтерьер вардо с округлой крышей, принадлежавшего Гилдрою Грэю. (Фотография сделана в окресностях Рэдуэла, близ Карнфорта, Ланкашир, Англия, в 1916 г.)

цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть фото цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Смотреть картинку цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Картинка про цыганское колдовство и гадание чарльз леланд. Фото цыганское колдовство и гадание чарльз леландМэтью Вуд со своей тележкой для заточки ножей, сфотографированный близ Балы, Мерионетшир, в 1914 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *