традиции и воинские ритуалы в вооруженных силах российской федерации конспект огп
Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации
История традиций, обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов уходит своими корнями в глубь веков и оказывает огромное влияние на общество, особенно на военную службу Опора на славные традиции Российских Вооруженных Сил позволяет поднять на новый качественный уровень весь процесс обучения войск и сил флота, вдохнуть свежие силы в работу по воспитанию высоких морально-психологических и боевых качеств защитников Отечества.
Военные традиции и ритуалы всегда играли и играют важную роль в становлении и развитии Вооруженных Сил России. Они в значительной степени служили важной предпосылкой блестящих побед в сражениях Русской армии и флота, во многом определяли облик Российской армии и ее личного состава.
Термин «традиция» (от лат. traditio — передача) характеризует устойчивый, передающийся из поколения в поколение социальный опыт в виде привычек, норм поведения, обычаев, идей, сохраняющийся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции как устойчивые явления общественной жизни распространяются на все ее сферы. В военной области функционируют воинские традиции, под которыми понимаются исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение идеи, правила, обычаи, нормы поведения, связанные с выполнением боевых задач, воинской службой, с обучением личного состава, с бытом военнослужащих. Они выступают важным средством воспитания и обучения военнослужащих.
Закреплению и распространению воинских традиций служат воинские ритуалы — исторически сложившиеся формы поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Обряды и церемонии являются составными компонентами системы ритуалов. Основным признаком, характерным для воинских ритуалов, являются эмоциональное воздействие, торжественная приподнятость, красота и величественность. Воинский ритуал — это своеобразное зрелище, массовое театрализованное представление, создающее необходимое настроение, эмоционально-психологическое воздействие на людей. С помощью воинских традиций и ритуалов осуществляется связь между прошлым и настоящим, старшее поколение передает молодому свой практический опыт, взгляды и представления, нормы поведения, свои чувства.
Воинские традиции и ритуалы охватывают три основные сферы воинской деятельности: боевые традиции; традиции обучения и воспитания; традиции воинского быта (см. схему).
Значительное влияние на состояние и подготовку войск оказывают традиции воинского быта — уклад и организация повседневной жизни войск, которые связаны с удовлетворением насущных материальных и культурных потребностей воинов.
Особое место в системе традиций и ритуалов в Российской армии принадлежит полковым традициям, способствующим проведению полковых праздников, поддержанию чести мундира полка, проводам убывающих из полка офицеров, встречам и приему молодого пополнения, уважительному отошению к героям-однополчанам, деятельности полковых офицерских собраний и многому другому.
Перечисленные воинские традиции и ритуалы, охватывающие основные сферы деятельности войск, — участие в боевых операциях, процессе обучения и воспитания, воинский быт — не изолированы друг от друга. Они тесно взаимосвязаны и переплетены. Умелая опора на их воспитательный потенциал позволит целенаправленно вести работу по формированию морально-боевых и нравственных качеств защитников Отечества.
Воинские традиции и ритуалы Российских Вооруженных Сил находятся в постоянном развитии. Этому способствуют самые различные условия: исторические условия жизни; способ комплектования вооруженных сил; общественно-политический характер государства; уровень развития военного дела; национальные качества личного состава; характер войн, которые велись Российским государством.
Воинское ремесло на Руси всегда было делом почетным и многотрудным. Воин должен быть храбр, быстр и решителен, вынослив в походах, искусен в ратном мастерстве. Именно здесь, в княжеских дружинах зародился обряд испытаний воина, оформившийся впоследствии в ритуал посвящения в воины. В ритуал посвящения входил и обряд клятвы на верность князю. В это время на первый план выступали такие качества воина, как его преданность князю, стойкость, неподкупность, готовность к подвигу. Формированию таких качеств способствовали весьма распространенные наказы родителей, односельчан, поучения великих людей, в которых давались советы, говорилось о нормах поведения воина. Так, в «Наставлении отца к сыну» говорилось: «Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храбрыми впереди, и роду своему честь добудешь и себе доброе имя. Что мешает лучше быть, чем перед князем умереть доведется.
Окружающая среда и военные походы формировали воинов-защитников родной земли. В условиях, когда еще не сложилось специальное военное законодательство, регламентирующее военную службу и поведение воина в бою, военные испытания рождали традиции патриотизма, стойкости, товарищества, взаимовыручки и победы в бою. Летопись и литературные источники подтверждают, что еще в Древней Руси начинают складываться традиции почитания стяга, хоругви как воинской святыни, с особой торжественностью проходили ритуалы чествования победителей, захоронения с воинскими почестями и религиозными обычаями погибших в боях ратников и князей.
Петру ( принадлежит заслуга создания русского военно-морского флота и формирования флотских традиций и ритуалов, которые начали складываться в ходе морских походов и сражений со шведами. Особое значение в этом имел Морской устав 1720 г., в котором обоснованно излагались славные традиции русских моряков: действовать в морских сражениях с максимальной самоотверженностью; кораблям категорически запрещалось спускать перед любым противником флаги, самовольно выходить из боя, а в случае невозможности защитить судно, вменялось сжигать его. Храбрость экипажа в морской баталии являлась незыблемым правилом поведения.
Важное место в оценке героизма, подвигов воинов на полях сражений в признании заслуг русского воинства имела традиция боевых награждений. При Петре I начали чеканить специальные медали, которыми награждались участники сражений в память о победах, одержанных над неприятелем. Таких медалей в то время было выбито около двадцати. К примеру, участники первой победы над шведами в море были награждены медалью с надписью «Небываемое бывает». В 1714 г. серебряными медалями были награждены солдаты пехотных полков и матросы за победу в морском бою у мыса Гангут, в котором русский галерный флот разгромил шведскую эскадру.
Ритуалы вручения наград воинам играли важную роль в их воспитании. Аналогичным по содержанию и значимости был ритуал награждения воинских частей за мужество и храбрость личного состава в боях памятными царскими реликвиями. Наиболее распространенными из них были стяги, штандарты, серебряные оркестровые трубы.
В Русской армии во все времена высоко ценилась традиция верности боевому знамени. В Древней Руси знамена назывались стягами и служили местом сбора войск. Во время сражения стягами подавались сигналы войскам. Защитить свой стяг в бою считалось доблестью, захватить вражеский — геройством. С начала XVI века слово «стяг» постепенно стало заменяться словом «знамя». Роль и значение знамен особенно высоко поднял Петр I. Они становятся подлинным символом воинской чести, доблести и славы. Была разработана единообразная форма знамени, его расцветка и рисунок. От воинов требовалось защищать знамя в бою, не щадя жизни. Утрата воинской святыни считалась величайшим позором и преступлением. Русская военная история знает немало подвигов, совершенных офицерами и солдатами, отстаивающими честь своих знамен.
Особое место в истории Отечества занимает период социалистического развития страны. Воины Красной армии и Флота продолжали следовать героическим традициям своих славных предков. С особой силой это проявилось в годы Великой Отечественной войны, которые стали новым этапом в развитии традиций массового героизма воинов. Такой любви к Родине, духовной стойкости, героизма и мужества, которые проявили воины армии и флота, защищая свою страну в годы Великой Отечественной войны, история еще не знала. Об этом свидетельствуют примеры беспредельной стойкости защитников Брестской крепости, Одессы и Севастополя, Москвы и Ленинграда, Сталинграда и Новороссийска, мужества и героизма воинов в сражении на Курской дуге, при освобождении Украины и Белоруссии, в битве за Берлин.
В тяжелейших условиях оборонительных боев наши воины проявили себя настоящими патриотами и на деле показали высокие морально-боевые и нравственные качества. «Стоять насмерть!», «Ни шагу назад!» — так были сформулированы требования к воинам в приказах народного комиссара обороны. Эти лозунги на разных фронтах трансформировались в конкретные задачи частей и соединений. Так, во время обороны Москвы по всей стране пронесся призыв: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва». В период Сталинградской битвы основным лозунгом был «За Волгой для нас земли нет». История хранит примеры верности воинскому долгу. Высшим проявлением стойкости воинов в боях стал подвиг 28 панфиловцев у подмосковного разъезда Дубосеково, 58-дневная оборона Дома Павлова в Сталинграде и множество других.
На волне массового героизма родилась гвардия, ставшая олицетворением мужественного служения 62 Родине. Первыми гвардейскими соединениями стали в боях под Ельней 100-, 127-, 153- и 161-я дивизии. Святое чувство патриотизма, любви к Родине, проявившееся в годы войны, стало источником многих морально-боевых качеств советских людей. Среди них: верность воинскому долгу и военной присяге, мужество и стойкость, героизм и воинское мастерство, инициатива и самопожертвование.
В этом году мы отметили 60-летие Великой Победы над фашистской Германией. Из многих парадов, состоявшихся в Москве, наш народ выделяет два легендарных. Один из них — парад советских войск на Красной площади 7 ноября 1941 года, когда фашистские полчища стояли у стен столицы и Гитлер на весь мир объявил, что он в этот день будет проводить парад своих войск на Красной площади. Не удалось. Прямо на фронт уходили советские войска с Красной площади. Ноябрьский парад 1941 г. стал предшественником парада Победы. Враг был разбит под Москвой, под Ленинградом и в Сталинграде. Знамя Победы водружено над рейхстагом. 24 июня 1945 г. в Москве состоялся исторический Парад Победы, в ходе которого фашистские знамена, захваченные в боях, были повержены к подножию Мавзолея как символ краха фашизма.
В 1972 году был учрежден Вымпел министра обороны СССР, которым награждались части, корабли, соединения за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении заданий советского правительства и министра обороны.
Этот ритуал, с некоторыми особенностями, широко используется в Российских Вооруженных Силах и в настоящее время. Кроме того, в некоторых воинских частях поднимают Вымпел в честь лучшей смены, лучшего боевого расчета (экипажа). Прочно вошел в практику отдельных частей и другой ритуал — торжественное вручение номерам дежурных смен и расчетов памятных лент «100 (200,300) суток боевого дежурства».
В Сухопутных войсках прочно закрепились такие традиции, как: смело вступать в бой с превосходящим по силе противником; беречь и защищать командира в бою; проявлять отвагу и смелость в бою; выполнять наиболее ответственные задачи, связанные с риском для жизни и т.д.
В Военно-Морском Флоте каждый матрос в своей флотской службе свято чтит свои традиции. Среди них такие, как: бороться за живучесть корабля до последней возможности; гибнувший корабль последним покидает командир; отдавать воинские почести при прохождении мест героических подвигов отечественных моряков; не спускать флаг корабля перед противником ни при каких обстоятельствах, предпочитая гибель сдаче в плен.
В Российских Вооруженных Силах идет определенный поиск возможностей для оживления старых традиций нравственного характера, связанных с православной религией.
Конспект Тема по ВПП № 10 для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации
А. КУЛЕБА, полковник запаса
Профессия солдата — одна из самых древних, важных, ценимых и уважаемых. Народы нашего Отечества доверяли своим воинам самое дорогое — суверенитет страны. И чтобы оправдать это доверие, они мужественно и храбро, не щадя своей жизни, защищали Родину, творили, берегли и приумножали ее героические боевые традиции. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других народов нашего Отечества. Память о наших предках, их делах и свершениях во имя Родины должна жить вечно.
Традиции Вооруженных Сил Российской Федерации
Воинские традиции, являясь частью национально-государственных традиций и разновидностью профессиональных, не однородны. Одни из них общие для всех Вооруженных Сил, другие характерны для определенного рода или вида войск, объединения, соединения, части, корабля, третьи — для определенной воинской профессии.
Наиболее общими и главенствующими среди воинских традиций являются боевые, определяющие поведение военнослужащих и воинских коллективов в ходе боевых действий или условиях, приближенных к боевым. Боевые традиции — сердцевина системы воинских традиций, ее главная составная часть.
Боевые традиции — это исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы. Знаменитый педагог А.С. Макаренко называл традиции «социальным клеем». Действительно, боевые традиции «цементируют» воинские коллективы, части, армию и флот в единое целое. Эти традиции сложились в ходе многовековой борьбы русского народа с захватчиками. В основе воинской деятельности и боевых традиций русской армии лежали три основополагающих нравственных понятия — «патриотизм», «воинская честь» и «воинский долг». Их морально-этической основой традиционно служила православная вера.
К основным боевым традициям армии нашей страны относятся:
— любовь к земле предков, к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту;
— верность Военной присяге, Боевому знамени и Военно-морскому флагу;
— героизм, стойкость и мужество;
— самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;
— личный пример командира в бою, забота о сохранении жизни подчиненных при ведении боевых действий;
— уважение к командиру и его защита в бою;
— верность союзническому долгу;
— отдание воинских почестей военнослужащим, погибшим в бою;
— гуманное отношение к поверженному врагу, населению стран противника и пленным и др.
На эти отличительные черты русского человека неоднократно указывали великие отечественные полководцы и военачальники. Так, известный военный теоретик и педагог генерал М. Драгомиров отмечал, что русский народ, из среды которого взята главная масса нашей армии, издревле отличается преданностью России.
Под патриотизмом (от греч. patris — «родина») понимается преданность и любовь к своему Отечеству, народу и готовность к подвигам во имя своей Родины.
Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется, прежде всего, в верности присяге и своему воинскому долгу, в храбрости и массовом героизме в бою.
Обширные территории Руси, суровый климат, агрессивно настроенные соседние племена и народы выковали лучшие боевые качества русского воина — храбрость, стойкость и решительность. Стоять насмерть перед напавшим врагом, защищать свой дом, свою территорию было нравственной нормой, неписаным правилом. Каждый воин знал — лучше потерять жизнь, чем уронить свою честь, отдав Отечество на поругание врагам.
Так, навеки прославились своей доблестью и стойкостью в борьбе с ордами Батыя жители небольшого городка Козельска (1238 г.). На семь недель они остановили продвижение врагов. Защитники города пали все до одного, но врагу так и не удалось победить их. Через века аналогичный подвиг совершили защитники Брестской крепости. Великая Отечественная война убедительно показала всему миру, что советские воины остались верны боевым традициям предков.
А вот более близкий к нам во времени пример. В ходе боевых действий на территории Республики Афганистан (1979–1989 гг.) душманы настойчиво атаковали господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда советских десантников. Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели огонь из пулеметов на флангах. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как заклинило пулемет, успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном.
На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отечества, презирали изменников и предателей.
Наиболее точно сформировал основной принцип войскового товарищества великий русский полководец А.В. Суворов. В «Науке побеждать» он писал: «Сам погибай, а товарища выручай». Эти слова непобедимого полководца стали девизом всех российских воинов.
Традиция войскового товарищества получила наиболее полное развитие в годы Великой Отечественной войны. О фронтовой дружбе находим проникновенные строки в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»:
Свет пройди — нигде не сыщешь,
Не случалось видеть мне
Дружбы той святей и чище,
Что бывает на войне.
Важной особенностью войскового товарищества является взаимная выручка. Дружба и войсковое товарищество не имеют ничего общего с панибратством, круговой порукой, вседозволенностью и попустительством. Войсковое товарищество предполагает помощь товарищам словом и делом.
Защита командира в бою всегда считалась высшим проявлением войскового товарищества. Русские воины всегда стремились спасти командира в тяжелой обстановке. Так, в 1787 г. в сражении под крепостью Кинбурном гренадер Степан Новиков спас жизнь А.В. Суворову, прикрыв его своим телом. А сколько таких случаев было в период Великой Отечественной войны, в Афганистане, Таджикистане, на Северном Кавказе.
Например, в Афганистане взвод под командованием лейтенанта М. Иваненко действовал в отрыве от главных сил батальона. Гвардии рядовой М. Ладейщиков заметил, как из-за камня приподнялся душман и прицелился в командира. Лишь мгновение было дано воину для принятия решения, и он бросился наперерез трассе пуль. Ценой своей жизни М. Ладейщиков спас командира, товарищей, обеспечил разгром опасного гнезда противника.
Но не только подчиненные, защищая командира, погибали в бою. Офицеры также в критическую минуту сознательно жертвовали собой. Так, 28 мая 1985 г. гвардии старший лейтенант Владимир Задорожный во время вражеской атаки, когда душманская граната упала вблизи солдат, не раздумывая, накрыл ее своим телом. За этот подвиг мужественному офицеру присвоено звание Героя Советского Союза.
К числу наиболее давних традиций русской армии и флота относится почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою. С древних времен русские полки шли в бой с развернутыми знаменами, во время сражений ими подавались сигналы, около них разгорались самые ожесточенные схватки. Испокон веков в нашей армии стяг служил не только средством управления войсками, но и символом чести и славы. Дружина, вступавшая в бой, защищала знамя до последнего человека. Подрубленный стяг означал гибель военачальника или поражение. Знамена врагов являлись самой дорогой военной добычей, в них отражались слава и гордость победителей.
В старой воинской памятке было сказано: «Знамя есть священная хоругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины. Знамя — слава, честь и жизнь служащих под ним. Честный, храбрый солдат умрет со знаменем в руках, а не отдаст его на поругание неприятелю».
При Петре I в русской регулярной армии и на флоте были введены знамена для частей и кораблей, под ними стало проходить принятие присяги. В Воинском уставе 1716 г. говорилось: «Кто к знамени присягнул единожды, тот у оного и до смерти стоять должен». Морской устав гласил: «Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпела и марсели под страхом лишения живота».
Петром I были лаконичны и емко сформулированы требования к чести Боевого знамени и Военно-морского флага: «Ни при каких обстоятельствах не спускать флаг перед неприятелем. » В одном из воинских уставов прямо говорилось: «Кто знамя свое или штандарт до последнего часу своей жизни не оборонит, оный не достоин, есть, чтоб он имя солдата носил».
В русской армии утрата воинской святыни всегда считалась величайшим преступлением и позором. Полк, потерявший знамя в сражении, подлежал расформированию, а солдаты и офицеры лишались права носить воинское звание. Захват знамени противника свидетельствовал не только о военной, но и о нравственной победе над врагом.
История дает немало примеров, когда воины во имя спасения чести полка, сохранения знамени жертвовали своей жизнью.
Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова его имя было навечно зачислено в списки части. Эта традиция продолжается и в российских Вооруженных Силах. Имена героев не только заносятся в списки воинских частей и подразделений, но и присваиваются кораблям, воздушным судам.
Традиция увековечения памяти погибших при исполнении воинского и служебного долга военнослужащих получила нормативное закрепление в Законе Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». В Вооруженных Силах РФ используются следующие формы увековечения:
— установление памятника (памятного бюста, монумента, мемориальной доски) на Родине погибшего военнослужащего;
— присвоение имен погибших военнослужащих образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам, оформление уголков (стендов) в школах, где они проходили обучение, переименование улиц, проспектов и площадей;
— занесение имен погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, организация и проведение различных спортивных турниров памяти погибших военнослужащих и др.
К началу ХХ века наградная система включала в себя десятки орденов и медалей. Герои войны в защиту Отечества получали признание и почитались в российском обществе. Отличившиеся на поле брани не только воины, но и целые воинские части и корабли награждались памятными реликвиями: знаменами, штандартами, серебряными трубами. В наши дни государственная наградная система сформулирована Указом Президента РФ от 07.09.2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации». Наряду с этим создана богатая и разнообразная ведомственная наградная система.
Еще в Древней Руси сложилась замечательная традиция — оставлять память о военных походах. Она не только закреплялась во все последующие времена существования Российского государства, но и непрерывно развивалась, приобретая новые формы. Произрастающая из нее важнейшая традиция Вооруженных Сил России — глубокое уважение к памятникам и местам захоронений воинов, погибших при защите Отечества.
Забота о членах семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга, является не только одной из традиций, но и нравственным долгом и обязанностью воинских коллективов.
Работа по оказанию социально-правовой помощи членам семей погибших военнослужащих в Вооруженных Силах России ведется по нескольким направлениям, например:
— организация встреч командования с членами семей погибших;
— содействие в поступлении их детей в суворовские и нахимовское училища, кадетские корпуса, другие ведомственные образовательные организации;
— разъяснение членам семей порядка реализации льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных для них законодательством;
— оказание материальной помощи членам семей с использованием при этом возможностей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций, благотворительных фондов и т. д.
К числу важнейших воинских традиций относится забота о ветеранах Великой Отечественной войны, локальных войн и вооруженных конфликтов, а также ветеранах военной службы.
Такая работа — один из элементов повседневной деятельности Министерства обороны, при этом ветеранские организации, в свою очередь, активно привлекаются к патриотическому воспитанию молодежи.
Таким образом, что же означает для каждого солдата и матроса быть верным славным боевым традициям? Вкратце дать ответ на этот вопрос можно так:
— точно соблюдать требования законов, Военной присяги, уставов, приказов и распоряжений;
— быть всегда готовым вступить в бой и выполнить свой долг;
— по-боевому действовать на учениях и маневрах, полетах, морских и океанских походах, не допуская упрощенчества и послаблений;
— строго хранить государственную тайну, проявлять бдительность;
— дорожить дружбой и войсковым товариществом;
— помогать командирам в укреплении воинской дисциплины, поддержании организованности и порядка, в сплочении воинского коллектива.
Боевые традиции имеют огромное значение для духа армии и морально-психологического климата каждого коллектива. Поэтому многие нравственные нормы, лежащие в их основе, закреплены в Военной присяге и воинских уставах. В результате они становятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
Одним из важных средств, формирующих высокие патриотические качества защитников Родины, являются воинские ритуалы. Изучая их, необходимо раскрыть такие понятия, как обычай, обряд и церемония, ритуал, воинский ритуал.
Обычаи — общепринятые, более или менее устойчивые в той или иной среде правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни. Это традиционно принятый порядок, привычный образ действий, соблюдающийся в силу прочно установившихся привычек, передаваемых из поколения в поколение.
Под обрядом понимается система традиционных символических коллективных действий, которая устанавливается традицией, обычаем, а иногда и законом и сопровождает всякое сколько-нибудь важное событие общественного или частного характера. Обряд символически и эстетически выражает смысл, содержащийся в событиях или явлениях.
Церемония — тот же обряд, но более динамичный, торжественный, официальный. Церемония выражает содержание тех традиций, которые связаны с наиболее значительными событиями общественной жизни.
Ритуал — сложившийся на протяжении жизни многих поколений устойчивый вид общественных отношений, проявляющихся в символической форме и регламентируемых общественным мнением, обычаями, а иногда и законами. Слово «ритуал» произошло из латинского языка и означает «священный обряд».
Воинские ритуалы — это исторически сложившийся, устойчивый, передающийся от поколения к поколению вид традиций, реализующийся в формах условных и символических действий, строго регламентируемых сначала обычаями и общественным мнением, а затем и законами. Воинские ритуалы выражают внутренний смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни народа, армии и флота. Другими словами, воинские ритуалы — это воинские обряды, торжественные церемонии, совершаемые при повседневной деятельности, во время праздничных торжеств, важных актов военной службы и в других установленных случаях.
Воинские ритуалы социально обусловлены, они способны к закреплению и распространению сложившихся традиций. «Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека нажитый и доставшийся ему в наследство скарб обрядов, обычаев и всяких условностей — он все забудет, всему разучится и должен будет начать все сызнова», — отмечал выдающийся русский историк В.О. Ключевский.
Воинские ритуалы обладают огромной силой воздействия, активно приобщают воинов к героическому прошлому, воспитывают чувство патриотизма, повышают бдительность и боевую готовность. Они сопровождают российского воина на протяжении всей его службы. Каждый ритуал — своеобразное эстетическое явление, организованное по законам красоты. Исполненный глубокого смысла, освещенный великими подвигами во славу Родины, каждый ритуал имеет строгую целесообразность, суровую красоту.
Порядок совершения воинских ритуалов закреплен в уставах, наставлениях и инструкциях.
К числу основных воинских ритуалов, закрепленных в общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ, следует отнести:
— приведение к Военной присяге;
— вручение боевых знамен и орденов воинским частям или кораблям;
— вынос Боевого знамени воинской части (в ВМФ — подъем и спуск Военно-морского флага);
— вручение личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия;
— заступление на боевое дежурство;
— развод и смена караулов;
— военные парады, салюты, годовые праздники частей (кораблей);
— строевые смотры и др.
Рассмотрим некоторые из них.
Всегда большое значение в воинском воспитании играл ритуал приведения к Военной присяге.
Военная присяга — официальная торжественная клятва гражданина, впервые поступающего на военную службу или приносимая в иных, предусмотренных законом случаях, выполнять обязанности по защите Отечества.
Развитие отечественной военной организации меняло порядок принятия присяги. В Древнерусском государстве у княжеских дружинников — первых профессиональных военных — существовал ритуал посвящения в воины. Он состоял из двух частей: испытания мужчин на физическую выносливость, ловкость и силу, а также обряда клятвы на верность своему предводителю, князю.
В русской императорской армии до октября 1917 г. сложилась традиция принимать присягу в торжественной обстановке, в присутствии высокого начальства, священника, при развернутом знамени части. Солдаты и офицеры при оружии давали обещание служить добросовестно и «во всем поступать как честному, верному, послушному, храброму солдату надлежит».
Одним из самых распространенных и старейших воинских ритуалов является воинское приветствие или, как говорили в старину, ритуал чинопочитания. В древние времена и в Раннее Средневековье четко выраженного обряда воинского приветствия еще не существовало. Знаки уважения демонстрировались общепринятыми на тот период действиями: поклонами, снятием головных уборов. В Средние века у рыцарей, когда они не имели намерений вступить в бой, возник обычай при встрече «в чистом поле» поднимать забрала своих железных шлемов. Шлемы с забралами вскоре исчезли, но обычай подносить руку к головному убору сохранился как знак дружелюбия, уважения. Этот обычай позже был закреплен в уставах как обязательный акт воинской вежливости при встрече военнослужащих.
Уже в первом отечественном уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» 1648 г. были регламентированы вопросы чинопочитания. В 1809 г. при военном министре А.А. Аракчееве впервые в истории русской армии ритуал чинопочитания стал выполняться прикладыванием руки к головному убору. В период революционных событий в России 1917 г. была сделана попытка ограничить, а затем и отменить в армии и на флоте отдание воинской чести. Но при строительстве новой регулярной армии Советское правительство вынуждено было восстановить этот ритуал, который стал одним из рычагов восстановления дисциплины и порядка в молодой Красной армии.
В Вооруженных Силах РФ ритуал чинопочитания получил название «Воинское приветствие». «Воинское приветствие, — говорится в Уставе внутренней службы ВС РФ, — является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения и проявлением вежливости и воспитанности».
Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) приветствовать друг друга. Подчиненные и младшие по воинскому званию приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным. Военнослужащие обязаны, кроме того, приветствовать: могилу Неизвестного солдата; братские могилы воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества; Государственный флаг Российской Федерации, Боевое знамя воинской части, а также Военно-морской флаг при каждом прибытии на военный корабль и убытии с него; похоронные процессии, сопровождаемые воинскими подразделениями.
Ритуал вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия проводится после приведения воинов к присяге, изучения их боевых возможностей и техники безопасности.
Особую группу представляют традиции и ритуалы, связанные с повседневной деятельностью войск. К ним относятся: поддержание внутреннего порядка в части и несение караульной службы; соблюдение образцового внешнего вида и проведение строевых смотров; выполнение требований воинского этикета и другие.
Значительную роль в организации служебно-боевой деятельности играет ритуал развода и смены караула. В русской армии и на флоте караульной службе всегда придавалось исключительное значение. В XVIII–XIX вв. приверженность некоторых русских императоров к прусской школе подготовки войск приводила к тому, что внешняя форма проведения ритуала стала вытеснять на второй план его суть. При Павле I развод караулов был возведен на высоту торжественной церемонии государственного масштаба и стал основным показателем качества организации всей служебно-боевой деятельности.
В настоящее время цели проведения строевого смотра диктуются необходимостью контроля личного состава, состояния его обмундирования и вооружения. Смотр имеет большое воспитательное значение, так как на нем военнослужащие могут обратиться с жалобой, личными вопросами, получить оценку от начальников за свои старания в службе.
Большим событием в жизни каждого подразделения является прием молодого пополнения и распределение его по подразделениям. Это один из первых ритуалов, в котором участвуют молодые воины.
Прибывшее пополнение распределяется по подразделениям после изучения личных, деловых и профессиональных качеств каждого солдата (матроса).
Одна из важных боевых традиций российских Вооруженных Сил — сохранение памяти о воинах, павших в сражениях. Павшим в боях и при исполнении служебных обязанностей всегда оказывались символические знаки уважения, их проведение было закреплено Уставом воинским 1716 г. как торжественно-траурный ритуал «Погребение с воинскими почестями».
Наряду с этим в русской армии с 40-х годов XIX в. стало святой традицией начинать вечернюю перекличку именами героев, навечно зачисленных в списки части за геройские поступки. Современный Устав внутренней службы (ст. 231) также содержит описание ритуала упоминания на вечерней поверке фамилий военнослужащих, навечно зачисленных в списки подразделений.
Демонстрация военной мощи на военных парадах вселяет в граждан уверенность в полной готовности Вооруженных Сил отстаивать интересы России на полях сражений.
С парадами неразрывно связаны салюты. Наиболее распространенной формой салюта в ознаменование особо выдающихся событий является салют выстрелами. Салюты вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть всенародных торжеств, знаменательных дат нашей истории.
Этот ритуал, как и многие другие, вызывает внутренний подъем, радость и восторг у всех, кто становится его свидетелем.
Огромное значение в воинских ритуалах традиционно имели музыка и строевые песни. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов она является наиболее устойчивой, вносит в ритуалы особенную торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих. В свое время А.В. Суворов сказал: «Музыка удваивает, утраивает армию. С крестом священника, развернутыми знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил!»
Особое место в системе российских воинских ритуалов принадлежит маршевой музыке. Например, при выносе Боевого знамени, в ритуалах торжественных встреч исполняется «Встречный марш» — более быстрый по темпу, чем строевой или походный.
Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. При исполнении песни в строю каждый воин особенно остро чувствует себя частицей воинского коллектива. «Солдат без песни, что без ружья», — говорил А.В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни.
Наряду с перечисленными и другими ритуалами сформировались ритуалы, отражающие специфику служебно-боевой деятельности других видов и родов войск, силовых ведомств, военных образовательных организаций.
Воспитательное воздействие ритуалов усиливается в связи с торжественностью, эмоциональностью, красотой и величавостью их проведения, которые не только убеждают в необходимости следовать традициям, но и воодушевляют военнослужащих на добросовестное отношение к служебному долгу.
Таким образом, традиции и ритуалы представляют собой своеобразное общественное явление, особую форму общественных отношений, проявляющихся в переходящих от поколения к поколению действиях, обычаях, принципах и нормах взаимоотношений между людьми.
В них отражаются морально-боевые качества воинов, нормы и правила их поведения на службе и в бою, везде, где приходится охранять государственные интересы нашей Родины. Это элементы их боевого наследия, это нравственные и моральные ориентиры, позволяющие новым поколениям избирать правильную линию поведения в сложных и экстремальных ситуациях.
Как убедительно показала жизнь, традиции и ритуалы формируют у военнослужащих стремление как можно лучше выполнить свой воинский долг, быть достойным славы старших поколений.
Методические рекомендации
1. Занятие целесообразно провести в форме рассказа-беседы, свободного диалога офицера с солдатами (матросами), в ходе которого периодически обращаться к военнослужащим с постановочными проблемными вопросами.
2. Руководителю во время занятия целесообразно использовать фото- и видеоматериалы, раскрывающие содержание основных положений темы, а также видеофрагменты из документальных и художественных фильмов, показывающих красоту воинских ритуалов, или видеозаписи о торжествах в своей воинской части.
5. Рассмотрение вопросов следует проводить в тесной связи с традициями своей части, с учетом служебного опыта военнослужащих, а также специфики ритуалов, проводимых в соответствующем виде (роде) войск.
На занятии руководителю (при необходимости) целесообразно также обратить внимание военнослужащих на причины и последствия негативных традиций и ритуалов, имеющих место в некоторых подразделениях.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
4. Горбылев М.И. Боевые традиции вооруженных сил: символы воинской чести : Учебное пособие — М. : Центр военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования г. Москвы, 2008.
5. Ендовицкий Д.А. Военно-политическая работа : Учебное пособие / Д.А. Ендовицкий, Ю.Н. Коренчук, В.Г. Шамаев. — М. : КНОРУС, 2021.
6. Карнеев Г.С. Воинские и патриотические ритуалы — М. : Изд-во ДОСААФ СССР, 1989.
7. Максимов С.Г. Русские воинские традиции — М. : Вече, 2015.
8. Серых В.Д. Воинские ритуалы. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Воениздат, 1986.