строительные материалы в бухучете что к ним относится
Строительные и хозяйственные материалы: не путаем, правильно отражаем в учете
С закупкой хозяйственных и строительных материалов периодически сталкиваются компании в разных сферах. Каждому нужно приводить в порядок территорию и имущество: делать косметический, капитальный ремонт, обновлять фасад здания, менять остекление и т.п.
Все приобретенные материалы принимаются к учету как запасы. И задачей бухгалтера является их отражение с использованием правильных кодов КОСГУ. Для решения этой задачи придется научиться отличать хозяйственные материалы от строительных.
Запасы: начало
Давайте разберемся, как вообще в компаниях появляются хозяйственные и стройматериалы.
Имущество имеет свойство изнашиваться. Для выявления конструктивных и других дефектов объекты периодически нужно осматривать. Если есть необходимость в ремонте, благоустройстве, нужно приобрести соответствующие материалы, обосновать расходы. Предшествует всему этому составление дефектной ведомости. Дальше комиссия по поступлению, выбытию активов фиксирует факт наличия неисправностей, которые нужно устранить.
Для выделения средств на устранение дефектов материально ответственное лицо подает руководству служебную записку. В документе отражается предварительный расчет стоимости необходимых материалов. Руководство дает добро, выделяет средства.
Итак, материалы закуплены, что дальше? Их необходимо оприходовать, отразить в бухучете. И тут начинается самое интересное. Перед бухгалтером стоит непростая задача. Материалы нужно разобрать по видам согласно кодам КОСГУ.
Учитываем запасы по-новому
С 2021 года запасы учитываются согласно ФСБУ 5/2019. Этот же стандарт используется при составлении бухгалтерской отчетности. Применение документа обязательно для всех коммерческих, некоммерческих организаций (исключение – бюджетные структуры). Могут не использовать ФСБУ 5/2019 микропредприятия, имеющие право вести упрощенный учет. Правда, эту норму они должны закрепить в учетной политике.
Если, допустим, деятельность компании была приостановлена в 2020, а теперь возобновлена, нужно перейти на новые правила учета запасов. Пренебрежение нормой имеет финансовые последствия. За работу по старым правилам бухучета можно получить серьезный штраф.
Как отразить в отчетности переход на ФСБУ 5/2019 в отношении запасов? Варианта два: ретроспективный и перспективный. В первом случае в отчетах за 2021 год пересчитываются входные данные, в межотчетный период делаются корректировки, разница между данными в отчетности за прошлый год и текущий год раскрывается в учетной политике. Зачем так сложно? Чтобы получить сопоставимые показатели по запасам на конец и начало отчетного периода.
Перспективное отражение перехода в отчетности исключает пересчет показателей на начало текущего года. ФСБУ 5/2019 применяется только к тем запасам, которые приобретены после его вступления в силу.
Правильно определяем вид материалов
Переходим к практике. Классификация приобретенных запасов – дело тонкое. Очевидно, что бухгалтеру нужен помощник. Таким помощником выступает ОКПД 2. Классификатор определяет виды стройматериалов. Последние в ОКПД 2 разбиты на группы.
Если в компании проводятся ремонтные работы, запланирована или уже идет реконструкция, рекомендуем сделать классификатор настольной книгой. Получая очередную бухгалтерскую первичку от отдела закупок, сверяйтесь с ОКПД 2, прежде чем отразить в учете те или иные материалы как строительные.
Как быть с хозяйственными материалами? Отметим, что законодательно перечень имущества, которое бухгалтеру следует относить к материальным запасам хозгруппы, не установлен. Соответственно, придется плясать от практики. Она предусматривает отнесение к хозяйственным материалам, инвентарю и принадлежностям электроники, мебели, инструментов для уборки, средств связи, бытовых, осветительных приборов и т.п.
Важный момент: проводки по инвентарю и хозяйственным принадлежностям определяются способом их учета при поступлении. Такие материалы могут сразу списываться в расход, включаться в состав ОС или материальных запасов.
Очевидно, что новый стандарт бухучета добавил хлопот специалистам. Так или иначе, но ему приходится следовать. А значит, пора разобраться с кодами и проводками.
Определяем коды КОСГУ
Действующее законодательство требует учитывать стройматериалы по подстатье 344, а хозяйственные – по подстатье 346 КОСГУ. Об особенностях применения кодов Минфин рассказал в разъяснениях к Порядку, утвержденному приказом №209н от 29.11.2017. Если коротко, выбор кода определяется целью приобретения материального запаса.
Приведем пример. Компания закупила светодиодные лампочки. Согласно разъяснениям Минфина, отражать их в учете можно под одним из трех кодов КОСГУ:
· 346, если лампочки куплены для решения задач, не связанных со строительством и ремонтом;
· 347, если материалы приобретены для выполнения строительно-монтажных работ, которые связаны с капиталовложениями;
· 344, если лампочки будут использоваться для работ, не связанных с капиталовложениями.
Согласно Инструкции №157н, светодиодные лампы могут отражаться на счете 105 36 в качестве прочих материальных запасов и на счете 105 34 в качестве стройматериалов.
Как избежать путаницы и проблем с налоговой при проверке отчетности? Закрепите в учетной политике способ учета приобретенных МПЗ с отсылкой к цели их использования.
Готовые ОС или стройматериалы?
Ошибки бухгалтеров с определением кодов по КОСГУ частые, но не единственные. Иногда специалисты путают готовые основные средства и стройматериалы. Как это происходит?
Компания закупает материалы и узлы для монтажа сооружения. В учете отражается приобретение основного средства. Налицо неправильная классификация приобретенных материалов. Вот реальный пример. В бухгалтерию поступает первичка, подтверждающая приобретение всего необходимого для монтажа забора. В документах выделены цены сетчатых секций, столбов, метизов и т.п. Именно эти материалы доставлены на объект. Монтаж забора осуществлен сторонним подрядчиком. Оплата по договору бухгалтером проводится по 310 статье КОСГУ, хотя на самом деле приобретено не основное средство (готовый забор), а материалы для его сборки и установки.
Как в этой ситуации правильно поступить бухгалтеру? Провести оплату по 347 подстатье КОСГУ, принять стройматериалы к учету.
В случае с закупкой материалов и оплатой строительно-монтажных работ есть еще один подводный камень. Если подрядчик устанавливает все тот же забор из своих секций, столбов и т.п., отражение в учете только поступления конструкций и материалов будет бухгалтерской ошибкой. Нельзя включать в отпускную цену стоимость монтажных работ. Последние должны отражаться в учете отдельно.
Бухучет запасов по ФСБУ 5/2019 имеет много нюансов. И переход на новые правила может даваться нелегко. Но это не означает, что можно работать по-старому и надеяться на то, что налоговая ничего не заметит. Пересматривайте учетную политику, закрепляйте в ней актуальные нормы и порядок отражения запасов в учете. Разберитесь с кодировкой КОСГУ и минимизируйте риски.
Счет 10 в бухгалтерском учете (нюансы)
Понятие материалов и их виды
Правила применения счета 10 «Материалы» регламентированы планом счетов бухучета и инструкцией к нему, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Материалы являются видом запасов, который предназначен для изготовления продукции или для хозяйственных нужд организации. Планом счетов предусмотрены 11 субсчетов, сформированных по видам материалов на основе экономического признака:
Информация об использовании каждого субсчета имеется в инструкции к плану счетов. Организация может открыть другие субсчета, необходимые при ее специфике. Поступление материалов показывается записью
Дт 10 Кт 60, 71, 76 и т. д.
ВНИМАНИЕ! С 2021 года обязательным к применению стал новый ФСБУ 5/2019 «Запасы». ПБУ 5/01 утратил силу.
Проверить, правильно ли вы организовали учет материалов по нормативам нового стандарта, можно с помощью готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.
Учет материалов с использованием счета 15
Счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» используются, если в учетной политике закреплено отражение материалов по учетным ценам.Учитывать материалы можно в учетных ценах:
В первом варианте расхождение между учетной и фактической ценой составят расходы, сопутствующие покупке материалов: транспортно-заготовительные; на доведение до состояния, в котором они могут использоваться. В остальных случаях разница будет «настоящим» отклонением плана от факта. Однако при любом выбранном виде учетных цен методика учета на счетах 15 и 16 не изменится.
На Дт 15 счета попадает фактическая стоимость купленных материалов проводкой Дт 15 Кт 60, 71, 76 и т. д. Стоимость материалов по учетным ценам отразится записью Дт 10 Кт 15. Сальдо на 15-м счете является отклонением и должно попасть на счет 16 проводкой Дт 15 Кт 16 или Дт 16 Кт 15. Если в конце месяца на 15-м счете и будет остаток, то это запасы, которые находятся в пути.
ООО «Сталь» является компанией, занятой в производстве изделий из металла. Остаток материалов в организации на 1 июля — 470 000 руб., сальдо на 16-м счете — 27 000 руб. За июль было куплено материалов на 370 000 руб. (1 000 ед.), а списано на затраты производства 1 800 ед. Соответствующие транспортные расходы за июль составили 97 000 руб. Указанные суммы не включают НДС. Учетная стоимость единицы материала — 420 руб.
Ведение учета строительных материалов
Строительные материалы являются одним из ключевых факторов формирования себестоимости возводимых зданий и сооружений. Ошибки в отражении поступления и списания стройматериалов в учете влияют на итоги баланса и налогооблагаемую базу. При неправильном подходе к оценке материалов на разных этапах строительства и ненадлежащем контроле их расходования увеличиваются риски недоплат или переплат по налогам.
Вопрос: Как отразить в учете организации-заказчика передачу подрядчику строительных материалов для выполнения работ по капитальному ремонту офисного помещения, если согласно договору выполнение работ материалами обеспечивается заказчиком?
Офисное помещение учитывается в составе объектов основных средств (ОС). Фактическая себестоимость переданных подрядчику материалов составляет 400 000 руб. По окончании ремонта подрядчик представил заказчику отчет об израсходовании материалов.
Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ
Как вести учет строительных материалов
Специфика работы со строительными материалами заключается в том, что их объем и цена должны быть известны заранее. Их стоимостная оценка закладывается в общую смету расходов на этапе проектирования. В бухгалтерских данных должна фигурировать фактическая цена стройматериалов. В нее включаются затраты, понесенные по сделке купли-продажи, и суммы, перечисленные контрагентам за доставку купленных ценностей. В стоимость могут входить обязательные таможенные пошлины и средства, затраченные на консультационные услуги по подбору материалов. В налоговом учете стоимостная оценка поступающих материалов выводится по общему объему понесенных расходов на закупку конкретных ресурсов.
Вопрос: Как отразить в учете организации-подрядчика получение от заказчика строительных материалов и оборудования для выполнения работ по договору строительного подряда, а также возврат оборудования после выполнения работ?
Согласно договору строительного подряда обеспечение строительства оборудованием и материалами осуществляет заказчик. Стоимость предоставленного подрядчику строительного оборудования, указанная заказчиком, составляет 3 600 000 руб. Стоимость полученных от заказчика для выполнения работ строительных материалов составляет 500 000 руб. По окончании строительства заказчик принял у организации-подрядчика работы, выполненные с использованием всех переданных заказчиком материалов. Договорная стоимость принятых работ не включает стоимость материалов заказчика. За пользование строительным оборудованием плата с подрядчика не взимается.
Посмотреть ответ
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Выбор методики списания стройматериалов должен осуществляться на этапе составления учетной политики.
Документально на уровне отдельного предприятия утверждается один из способов списания:
Потери строительных материалов в пределах установленных нормативов могут быть показаны в учете как потери вследствие естественной убыли. Причиной может стать усушка, потеря в объеме из-за изменения температурного режима в процессе хранения, утечки при переливе в другую тару, случайный бой. Соответствующие нормативным показателям потери могут быть списаны на расходы организации. Если произошли сверхлимитные потери, то необходимо выявить причины произошедшего, идентифицировать виновных лиц. Недостачи в такой ситуации должны быть отнесены на счет виновника и погашены им.
При организации учета строительных материалов для каждого ресурса необходимо указывать его точное наименование и ключевые характеристики. Например, для цемента надо прописывать его марку, для щебня – фракцию, для краски – тип и цвет. Для жидких материалов надо использовать особый механизм отпуска в строительство. Если вскрытые емкости с краской, лаком или другим сырьем еще не опустошены, не рекомендуется открывать новые банки.
КСТАТИ, заложенные в сметную документацию нормы расхода не могут быть откорректированы. Превышение запланированных трат компенсируется за счет компании-застройщика.
Система документооборота по стройматериалам
В системе налогового учета компании должны выполнять требование по экономической и документальной обоснованности всех произведенных расходов стройматериалов. Все имеющиеся у организации материалы надо закреплять за материально ответственными лицами. Каждый случай перемещения активов между объектами в рамках одного предприятия или между контрагентами фиксируется в первичной документации.
Если стройматериалы передаются из одного места хранения на другой склад, но собственник ресурсов не меняется, то фиксация операции будет производиться при помощи накладной на внутреннее перемещение. Накладные с лимитно-заборными картами применяются при направлении материалов на строительные объекты. Если утвержденные нормативы расходования материалов превышены, то на сверхлимитный объем оформляется акт-требование и оправдательная документация с обоснованием увеличенной потребности в ресурсах.
Для осуществления операции по закупке материалов предприятию надо оформить такой комплект документации:
Если в процессе получения стройматериалов от поставщика принимающее лицо выявляет расхождения между фактическим наличием и данными в первичке или заявленный уровень качества не соответствует реальному, то обязательно составляется акт приемки материалов. Такой документ может стать основанием для начала претензионной деятельности.
Ежемесячно кладовщики готовят отчетные формы по хранящимся на их складах остатках стройматериалов. При наличии у предприятия нескольких складских объектов все отчеты собираются главным кладовщиком, на их основании формируется сводный отчет. В итоговом документе должна быть приведена пообъектная расшифровка остатков и перемещений активов.
СПРАВОЧНО! В бухгалтерском учете списание стройматериалов осуществляется на основе ежемесячных материальных отчетов прорабов.
Некоторые виды стройматериалов нецелесообразно хранить на отдаленных от объектов строительства складах. Для таких ресурсов используют открытые площадки хранения на территории строительства. К этой категории материалов относятся песок, щебень. Их особенностью является и то, что при расходовании невозможно точно идентифицировать затрачиваемый объем сырья и первичная документация при каждом заборе материалов не оформляется. По этой причине в последние дни каждого месяца проводятся инвентаризационные проверки остатков таких стройматериалов. Итоги инвентаризации помогают установить и зафиксировать в учете точные объемы расхода сырья.
Основанием для списания могут быть такие формы документов:
ВАЖНО! Отчет о фактическом расходовании материалов оформляется отдельно для каждого строительного объекта.
Структурой шаблона ежемесячного отчета о расходе сырья должно быть предусмотрено наличие двух разделов:
Счет, типовые корреспонденции
Для учета стройматериалов в бухгалтерском и налоговом учете применяют активный 10 счет (субсчет 10.8). По дебету счета производится оприходование материалов, предназначенных для строительных, ремонтных и отделочных работ, для изготовления строительных запчастей и элементов. Кредитовыми оборотами осуществляется списание стройматериалов. Ведение учетной аналитики должно быть организовано в разрезе наименований материальных ценностей, мест их хранения и партий.
Стандартные бухгалтерские проводки по учету строительных материалов:
Строительные материалы могут приобретаться подрядчиком или заказчиком работ с последующей передачей исполнителю. Во втором случае после перемещения материалов с территории их владельца на строительную площадку пользоваться ими начинает подрядчик. Но с баланса заказчика ресурсы не списываются. В учете в такой ситуации делаются внутренние проводки по субсчетам 10 счета для отражения передачи стройматериалов в переработку. Проводка составляется между Д10.7 и К10.8. После введения возводимого здания в эксплуатацию стоимость переданных подрядчику строительных материалов будет включена в состав себестоимости готового объекта при помощи корреспонденции Д08 – К10.7.
Если подрядчик использовал не все полученные от заказчика стройматериалы, то он возвращает сэкономленные ресурсы их владельцу. В учете заказчика это показывается проводкой Д10.8 – К10.7.
Строительная компания при самостоятельной закупке материалов может вести их учет по фактическим или закупочным ценам. В первом случае все операции будут отражаться с применением 10 счета, во втором – через 15 и 16 счетов. Полученные от заказчика ресурсы учитываются в форме давальческого сырья и приходуются в дебет забалансового 003 счета.
Учет материалов в бухгалтерском учете по ФСБУ 5/2019 «Запасы»
С 2021 года компании должны вести учет запасов по новым правилам. Утвержден федеральный стандарт бухучета ФСБУ 5/2019 «Запасы», который заменит ПБУ 5/01 и Методические рекомендации по учету МПЗ. Его нужно применять с бухгалтерской отчетности за 2021 год. Организации имеют право использовать его раньше.
Новые правила отличаются от текущих. Расскажем, как теперь принимать материалы к учету, как списывать их в производство и что особенного в учете подарков.
Что относится к материалам
Материалы — это один из видов запасов, которые нужны для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг (пп. «а» п. 3 ФСБУ 5/2019). К ним относятся: сырье, полуфабрикаты, комплектующие, основные и вспомогательные материалы, тары, топливо, запчасти и пр. (п. 42 указаний).
По какой стоимости принимать материалы к учету
Чтобы принять материалы к учету, оцените их по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019).
Ее расчет зависит от способа получения материалов. Возможны следующие варианты:
Покупка за плату. Фактическую себестоимость формируйте в стандартном порядке — учитывайте все затраты на приобретение, доставку и подготовку к эксплуатации. Не забудьте исключить из стоимости НДС, который потом примете к вычету.
Безвозмездное получение, полная или частичная оплата неденежными средствами. Оцените материалы по справедливой стоимости. Правила её расчёта утверждены в МСФО от 28.12.2015 № 13. Не забудьте увеличить ее на сумму дополнительных затрат по приобретению, доставке и подготовке к использованию.
Вклад в уставный капитал. Принимайте к учету по фактической стоимости с учетом дополнительных затрат.
Выбытие, ремонт, модернизация или реконструкция внеоборотных активов. Оцените стоимость материалов по меньшей из двух величин:
Важно! Не включайте в себестоимость запасов:
Как отражать операции с материалами в бухучете
В бухгалтерском учете материалов участвует три основных счета: 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости».
Основной счет для учета материалов — 10. По его дебету отражается поступление, по кредиту — списание в производство и выбытие по другим причинам.
К счету 10 можно открыть субсчета, чтобы сделать учет более простым и понятным. Например, отдельно выделить сырье и материалы, топливо, запчасти, тару, спецодежду и пр.
Оприходуем материалы на склад
Каждое поступление материалов надо подтверждать первичными документами. Часть из них вы получите от поставщика, а часть надо будет оформить самостоятельно. Полный список документов зависит от того, каким способом вы получили материалы, например, по договору поставки или изготовив самостоятельно.
Поступление материалов на склад оформляет кладовщик или другой сотрудник с материальной ответственностью. Для этого в день приемки составляют приходный ордер по форме, которая утверждена руководителем. Это может быть:
Важно! Чтобы сократить документооборот, приходный ордер можно заменить штампом со всеми необходимыми реквизитами. Его проставляют на документе поставщика, например на накладной. Это решение нужно отразить в учетной политике.
Бухгалтерские записи для отражения получения материалов зависят от того, как их получили и того, какие счета использует организация.
1. Покупка материалов
У вас на руках должны быть счета, счета-фактуры, накладные и сопроводительные документы. Оприходуйте материалы по фактической себестоимости. Если вы формируете стоимость именно на счете 10 (это должно быть прописано в учетной политике), проводки следующие:
Дебет
Кредит
Операция
Продавец предъявил НДС
Дополнительные затраты на приобретение материалов
НДС с суммы дополнительных затрат
НДС со стоимости материалов и дополнительных затрат принят к вычету
Оплачены материалы и услуги иных контрагентов
2. Безвозмездное получение
Тот, кто подарил вам материалы, должен предоставить те же документы, что продавец. Фактическую себестоимость определяйте по справедливой стоимости. В бухучете сформируйте следующие проводки:
Дебет
Кредит
Операция
Получены в дар материалы
Дополнительные затраты на приобретение материалов
НДС с суммы дополнительных затрат
НДС с дополнительных затрат принят к вычету
Оплачены дополнительные затраты
3. Вклад в уставный капитал
Вклад материалов в уставный или складочный капитал оформляется актом приема-передачи, его можно составить в произвольной форме, но с обязательными реквизитами (п. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Дебет
Кредит
Операция
Материалы внесли в счет оплаты уставного капитала
Признан эмиссионный доход в случае, если стоимость полученных материалов больше номинальной стоимости акций (номинального размера доли)
Отражен НДС со стоимости материалов, восстановленный передающей стороной
Дополнительные затраты по получению материалов
НДС с суммы дополнительных затрат
НДС со стоимости материалов и дополнительных затрат принят к вычету
Оплачены дополнительные затраты
4. Поступление при ликвидации основных средств
Оформите поступление требованием-накладной. Если ликвидируете недвижимость, составьте акт об оприходовании МЦ. Для этого подходят формы № М-11 или № М-35 соответственно. Сформируйте следующие проводки:
Дебет
Кредит
Операция
Оприходованы материалы от ликвидации основного средства
Дополнительные затраты по получению и подготовке материалов
НДС с суммы дополнительных затрат
НДС с дополнительных затрат принят к вычету
Оплачены дополнительные затраты
Если вы применяете счет 15, поступление материалов и дополнительные затраты сначала учитывайте на счете 15, а затем оприходуйте по учетной цене проводкой Дт 10 Кт 15.
Для тех, кто применяет и 15, и 16 счет, отклонения между учетной ценой и фактической себестоимостью отражаются проводками:
Как списать материалы при использовании
Материалы, которые вы списываете с 10 счета, можно оценить тремя способами (п. 36 ФСБУ 5/2019):
ФСБУ 5/2019 устанавливает, что по материалам, у которых схожи свойства и характер использования, нужно каждый раз применять один и тот же способ расчета себестоимости. Выбранный метод закрепите в учетной политике.
Для бухгалтерского учета расходования материалов выберите один из двух способов:
1. Списание материалов
Списание материалов всегда должно подтверждаться первичными документами. Когда вы передаете материалы внутри организации для дальнейшего использования, формируйте требования-накладные или лимитно-заборные карты. При продаже или передаче материалов другой организации, нужна накладная, при недостаче — понадобится инвентаризационная опись.
Проводки для списания материалов могут быть следующие:
Дебет
Кредит
Операция
Списана стоимость материалов, переданных или использованных для хозяйственных, управленческих или коммерческих нужд
Списана стоимость материалов, переданных или использованных в производстве
Списана стоимость материалов, переданных для создания внеоборотных активов
Списана стоимость материалов в прочие расходы (при продаже)
Если вы продаете материалы, списывайте их одновременно с признанием выручки от продажи, во всех иных случаях — в момент выбытия.
2. Списание отклонений от фактической себестоимости
Тем, кто применяет учетные цены и счет 16, при списании материалов нужно также списать отклонения.
Накопленную на счете 16 разницу, спишите на счета учета затрат:
3. Возврат неиспользованных материалов
Если вы списали материалы, но их так и не использовали для производства и иных нужд, отразите возврат тем же способом, которым отражаете передачу материалов подразделениям.
Если при передаче вы отразили отпуск в производство и списали материалы со счета 10, отразите возврат материалов проводкой: Дт 10 Кт 20 (23, 25, 26, 29, 44, 97 и др.).
Если вы отражали передачу материалов, как внутреннее перемещение (только в аналитическом учете по счету 10), отразите возврат тоже только в аналитическом учете.
Контур.Бухгалтерия поможет наладить учет материалов в компании. Создайте номенклатуру материалов, заводите документы по поступлению и продаже, оформляйте списание ТМЦ на затраты, недостачи и потери. Отслеживайте остатки ТМЦ на предприятии и анализируйте 10 счет. Все задачи автоматизированы. Попробуйте учет материалов в Бухгалтерии. Новые пользователи получают 14 дней работы в подарок.