стремление к тому чем организация хочет стать сформулированное высшим руководством
Научная электронная библиотека
Цыпленкова М В, Моисеенко И В, Гуремина Н В, Бондарь Ю А,
2.2. Видение, миссия и цели организации
Отправным моментом стратегического планирования является определение видения и миссии организации.
В современной научной литературе существует множество определений понятия видения. Наиболее полным, по-нашему мнению, является следующее: Видение – это руководящая философия организации, обоснование существования фирмы, не сама цель, а скорее, чувство основной цели фирмы. То есть видение – это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Видение определяет уровень притязаний в процессе стратегического планирования [40].
Факторы, влияющие на формирование видения, приведены в табл. 2.2. Формирования видения начинается с создания образа существующей организации и его описания. Затем эксперты создают образ желаемого будущего состояния организации и после составления описания указанного образа определяют разрыв между желаемым будущим и настоящим состоянием организации.
Таблица 2.2
Сущность, назначение и требования, предъявляемые к видению
– образ, к которому стремится организация, но достичь не может
– не сама цель, а скорее, ощущение основной цели
– обоснование того, какой организация должна быть при самых благоприятных условиях
– объединение индивидуальных идеалов менеджеров и собственников организации
– мотивирует к достижению определенных результатов
– объединяет деятельность многих в одном направлении
– помогает выработать критерии достижения целей
– создает эталоны ценностей
Видение должно
выражать
– мысленное путешествие от известного к неизвестному
– взгляд на организацию с высоты птичьего полета
– значительные качественные улучшения
В качестве примера приведем видение одной из известных компаний, которое было сформулировано её персоналом в результате обсуждения с командой управления: зрелая, сплоченная и системная организация, которая чутко реагирует на источники развития; корпоративная культура большинства работников ориентирована на развитие организации; от угроз со стороны внешней среды организацию защищает вышестоящая структура, и она же является источником поглощения результатов развития организации [26].
Видение определяет миссию организации – это основная, генеральная цель, цель существования организации, которая должна быть достигнута в плановом периоде [40]. Миссия является более конкретным ориентиром, чем видение. Она должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее выполнение требовало напряжения сил организации, было связано с определенным риском деятельности. Срок выполнения миссии должен быть обозримым для того, чтобы персонал предприятия мог наблюдать результаты ее реализации.
Факторы, влияющие на формирование миссии, приведены в табл. 2.3. Последовательность шагов, позволяющих сформулировать миссию организации, заключается в определении внешней и внутренней направленности организации.
Миссия может быть сформулирована как в виде одной фразы, так и в виде многостраничного программного заявления руководства компании, в котором отражаются все аспекты согласования интересов различных групп и основные характеристики компании.
Примеры миссий различных компаний представлены в табл. 2.4.
Перейти от общей формулировки миссии к конкретным планам работы помогает определение конкретных целей организации. Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации в будущем, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Установление целей переводит стратегическое видение и направление развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы. Цели являются обязательством управленческого аппарата добиться определенных результатов в установленное время. Виды целей представлены в табл. 2.5.
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня – дерево целей. Дерево целей позволяет сформировать сложную и объемную систему целей менеджмента организации (стратегических, долгосрочных, краткосрочных и т.д.). Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево. Здесь цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный интервал достижения. Цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.
Таблица 2.3
Сущность, назначение и требования, предъявляемые к миссии
Миссия (основополагающая цель существования организации)
Миссия
вовне
отражает
– отличие от других организаций
– наименование того продукта, который организация предлагает внешней среде
– впечатление, которое организация хочет произвести во внешней среде
Миссия
вовнутрь
вовне
отражает
– собственное представление о себе
– социокультурные ценности, принятые в организации
– формирует имидж организации
– ориентирует вектор интересов сотрудников в одном направлении
– идентифицирует организацию во внешней среде
– помогает работникам идентифицировать себя в организации
– устанавливает особую социокультурную среду в организации
– отражать специфику организации
– отражать интересы субъектов целеполагания
– отражать пути осуществления миссии
– восприятие не должно вызывать затруднений и различных толкований
Высший уровень дерева-целей определяет глобальную цель (миссию организации) формирования, функционирования и развития организации, к эффективному достижению которой стремится организация в целом. Для достижения глобальной цели перед системой управления организацией необходимо поставить ряд целей по основным стратегическим направлениям.
Таблица 2.4
Примеры формулировок миссий
Распространение знаний с помощью документов
Быть лучшей Цифровой Компанией
Центр управленческого консультирования «РЕШЕНИЕ»
Миссией нашей компании является оказание помощи руководителям и сотрудникам российских предприятий в принятии и реализации решений, направленных на совершенствование систем управления предприятиями, и создании условий для их долгосрочного успешного развития
Защита благосостояния граждан России путем предоставления доступных и отвечающих их потребностям страховых продуктов
Ежедневное удовлетворение потребностей населения Дальнего Востока России в высококачественных мясных продуктах широкого ассортимента
Клуб студентов «Технарь». Уникальный сайт с дипломами и курсовыми для технарей.
Все разделы / Менеджмент /
«Терминологический аппарат интегрированных систем управления»
Тип работы: Тесты
Сдано в учебном заведении: ******* Не известно
Описание:
1. Скоординированная деятельность по руководству (установлению направлений деятельности) и управлению организацией:
Б. Менеджмент качества В. Система менеджмента
Г. Интегрированная система управления
2. Часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества:
А. Обеспечение качества Б. Управление качеством В. Планирование качества Г. Улучшение качества
3. Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству:
А. Обеспечение качества Б. Управление качеством В. Планирование качества Г. Улучшение качества
4. Часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены:
А. Обеспечение качества Б. Управление качеством В. Планирование качества Г. Улучшение качества
5. Часть менеджмента качества, направленная на повышение способности выполнить требования к качеству:
А. Обеспечение качества Б. Управление качеством В. Планирование качества Г. Улучшение качества
6. Непрекращающаяся деятельность по повышению способности выполнить требования:
А. Обеспечение качества Б. Управление качеством В. Улучшение качества
Г. Постоянное улучшение
7. Система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству:
А. Интегрированная система менеджмента Б. Система менеджмента качества
В. Организационная структура управления качеством Г. Организационная структура предприятия
8. Общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством:
А. Цели в области качества Б. Руководство по качеству
В. Политика в области качества Г. Стратегия качества
9. Схематическая модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество продукции или услуги на различных стадиях – от определения потребностей до оценки их выполнения:
А. Организационная структура управления качеством Б. Петля качества
Г. Диаграмма Исикавы
10. Лицо или организация, которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних:
А. Заинтересованная сторона Б. Франчайзи
В. Дистрибьютор Г. Контрагент
11. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, образующих единое целое и направленных на реализацию функции системы, обладающую свойствами, не присущими компонентам, взятым в отдельности:
А. Система менеджмента Б. Система
В. Система менеджмента качества Г. Организационная структура
12. Предназначение существования организации, сформулированное высшим руководством:
А. Видение Б. Стратегия В. Устав
13. Стремление к тому, чем организация хочет стать, сформулированное высшим руководством:
А. Видение Б. Стратегия В. Устав
14. Долгосрочное, качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к достижению целей:
А. Видение Б. Стратегия В. Устав
15. Скоординированная деятельность по руководству и управлению применительно к качеству:
Б. Менеджмент качества
В. Система менеджмента
Г. Интегрированная система управления
16. Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации, предназначенная для установления политик и целей, а также процессов для достижения этих целей:
Б. Менеджмент качества В. Система менеджмента
Г. Интегрированная система управления
17. Часть общей системы менеджмента, применяемая для менеджмента экологических аспектов, выполнения принятых обязательств и учитывающая риски и возможности:
А. Система этического менеджмента
Б. Интегрированная система менеджмента
В. Система менеджмента производственной безопасности и охраны здоровья Г. Система экологического менеджмента
18. Часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения политики охраны здоровья и менеджмента ее рисков:
А. Система этического менеджмента
Б. Интегрированная система менеджмента
В. Система менеджмента производственной безопасности и охраны здоровья Г. Система экологического менеджмента
19. Совокупность внутренних и внешних факторов, которые могут влиять на подход организации к постановке и достижению ее целей:
А. Контекст организации
Б. Внутренняя среда организации В. Организационная среда
Г. Окружающая среда
20. Влияние неопределенности на деятельность организации – это: А. Риск
В. Контекст организации Г. Эффект
21. Группа факторов контекста организации, включающая возможности процесса, производства или поставки, показатели функционирования системы менеджмента качества, оценка со стороны потребителей:
А. Ресурсные факторы
Б. Макроэкономические факторы
В. Факторы управления организацией Г. Производственные факторы
22. Группа факторов контекста организации, включающая обменный курс валют, экономическую ситуацию, прогноз инфляции, доступность кредитов и т.д.:
А. Ресурсные факторы
Б. Макроэкономические факторы
В. Факторы управления организацией Г. Производственные факторы
23. Группа факторов контекста организации, включающая инфраструктуру, условия осуществления процессов, внутрифирменные знания:
А. Ресурсные факторы
Б. Макроэкономические факторы
В. Факторы управления организацией Г. Производственные факторы
24. Группа факторов контекста организации, включающая местный уровень безработицы, состояние безопасности, уровня образования, государственные праздники и рабочие дни:
А. Технологические факторы
Б. Макроэкономические факторы В. Политические факторы
Г. Социальные факторы
25. Группа факторов контекста организации, включающая политическую стабильность, государственные инвестиции, местную инфраструктуру, международные торговые соглашения и т.д.:
А. Технологические факторы
Б. Макроэкономические факторы В. Политические факторы
Г. Социальные факторы
26. Группа факторов контекста организации, включающая новые технологии, материалы и оборудование, сроки действия патентов, кодексы профессиональной этики:
А. Технологические факторы
Б. Макроэкономические факторы В. Политические факторы
Г. Социальные факторы
27. Группа факторов контекста организации, включающая долю организации на рынке, наличие аналогичных или заменяющих товаров или услуг, тенденции лидеров рынка, тенденции роста клиентов, стабильность рынка:
А. Технологические факторы Б. Конкурентные факторы
В. Политические факторы Г. Социальные факторы
28. Группа факторов контекста организации, включающая правила и процедуры принятия решений или организационную структуру:
А. Ресурсные факторы Б. Человеческие аспекты
В. Факторы управления организацией Г. Производственные факторы
29. Группа факторов контекста организации, включающая компетентность лиц, организационную культуру, отношения с профсоюзами:
А. Ресурсные факторы Б. Человеческие аспекты
В. Факторы управления организацией Г. Производственные факторы
30. Группа факторов контекста организации, включающая общие показатели деятельности организации, ресурсные факторы, человеческие аспекты, производственные факторы и т.д.:
А. Экономические факторы
Б. Факторы управления организацией Б. Внешние факторы
Г. Внутренние факторы
Экономическая библиотека
Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Характеристики целей
Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.
КОНКРЕТНЫЕ И ИЗМЕРИМЫЕ ЦЕЛИ. Во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Например, на фирме «Сан Бэнкс» первичной целью является удовлетворение потребностей своих сотрудников. Предполагаемые требования для достижения данной цели: 1) повысить удовлетворенность своих сотрудников на 10% в год, 2) увеличить продвижение по службе на 15% в год и 3) снизить текучесть кадров на 10% в год. Такое конкретное заявление точно говорит людям, что, по мнению руководства, является требуемыми уровнями формирования довольных сотрудников.
Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Руководители среднего звена будут иметь ориентир для решения, следует ли направить больше усилий на обучение и воспитание работников. Также будет легче определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей. Как мы узнаем впоследствии, это становится важным при выполнении контрольных функций.
Долгосрочные цели обычно имеют весьма широкие рамки. Организация формулирует их в первую очередь. Затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных целей. Обычно, чем ближе горизонт планирования цели, тем уже ее рамки. Например, долгосрочная цель в отношении производительности может формулироваться так: «увеличить общую производительность на 25% за пять лет». В соответствии с этим руководство установит среднесрочные цели повышения производительности в 10% за два года. Оно также установит краткосрочные цели в таких конкретных областях, как стоимость товарно-материальных запасов, повышение квалификации сотрудников, модернизация завода, более эффективное использование имеющихся производственных мощностей, совершенствование управления, переговоры с профсоюзом и так далее. Эта группа целей должна обеспечивать долгосрочные цели, с которыми она непосредственно связана, а также другие цели организации. Продолжим наш пример — положение о том, что следует «заключить договор с профсоюзом на год, который предусматривает соответствующую премию, если производительность какого-либо работника увеличится на 10% за год», будет краткосрочной целью, которая обеспечивает как долгосрочную цель повышения производительности, так и цели в отношении человеческих ресурсов.
ДОСТИЖИМЫЕ ЦЕЛИ. Цель должна быть достижимой, — чтобы служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям. Например, фирма «Ар Си Эй» потерпела неудачу, когда попыталась стать основным производителем ЭВМ главным образом потому, что у нее отсутствовал опыт, позволяющий конкурировать с «Ай Би Эм». Кроме того, как утверждают профессора Джордж Стейнер и Джон Майнер, цели «представляют собой важные мотивы поведения людей в организациях, потому что обычно люди хотят достичь те цели, которые установлены для организации». Если цели не достижимы, стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет. Поскольку в повседневной жизни принято связывать вознаграждение и повышение по службе с достижением целей, недостижимые цели могут сделать средства, используемые в организации для мотивации сотрудников, менее эффективными.
Взаимно поддерживающие цели. Наконец, чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими — т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Например, цель поддержания товарно-материальных запасов на уровне 1% от продаж не смогла бы для большинства фирм обеспечить выполнения всех заказов в течение двух недель. Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведет к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей.
Трудно точно выделить области, в которых руководству следует определять цели. Почти каждый автор имеет собственный перечень. Профессор Антони Райа составил перечень, приведенный в таблице 8., на основе интенсивного изучения соответствующей литературы. Он также описал, как могут быть выражены эти общие цели всей организации. Хотя данный в таблице перечень предназначен для предпринимательской деятельности, некоммерческим организациям также нужны цели в своих областях, за исключением прибыльности. Предполагается, что этот перечень не является всеобъемлющим; какой-нибудь конкретной организации может потребоваться сформулировать общие цели и в других областях. Признанные авторитеты в этой области Стейнер и Майнер утверждают, что «цели должны быть установлены для каждого вида деятельности, который, по мнению компании, является важным и выполнение которого она хочет наблюдать и измерять».
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем эффективно их институционализирует, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы.
Таблица 8. Описание целей организации
Источник: Anthony P. Raia, Managing by Objectives (Glenview, III.: Scott, Foresman, 1974), pp. 38-40.
Профессиональный портрет современного менеджера
Качества, необходимые современному специалисту в развитии бизнеса. Главная задача менеджера, позиции, способствующие решению социальных проблем. Эффективные подходы, способствующие деловым переговорам. Уточнение показателей рыночной деятельности.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.03.2011 |
Размер файла | 37,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образования
Государственное общеобразовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирская Государственная Геодезическая Академия»
Институт Геодезии и Менеджмента
по дисциплине «Менеджмент»
менеджер бизнес рынок
Современным специалистам нужны следующие качества:
наличие глубоких макроэкономических знаний;
детальное знание рынка, законов его развития, специфики и динамики рыночных отношений в России и в других странах;
стремление к доскональному освоению узкой специальности, являющейся для конкретного работника основной;
свободная ориентация совокупности рыночных отношений, в их взаимозависимости и взаимообусловленности.
Кроме того, обязательны такие качества, как предприимчивость, ответственность, честность, принципиальность, скромность, физическое здоровье.
1. Какими дополнительными качествами надо обладать современному специалисту, чтобы он был на “высоте положения”?
1.Я считаю, что современный специалист должен обладать такими качествами как:
· Способность найти оптимальный вариант решения в условиях ограниченного времени;
· Возможность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации;
· Поощрять участие членов коллектива в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не оптимальна;
· Уменее ясно, точно, коротко выразить свои мысли словами;
· Служит примером в эффективности использования рабочего времени, делится со своими коллегами рациональными приёмами достижения этого.
Сторонники другой позиции считают, что бизнесмены имеют перед обществом моральные обязательства, и предпринимаемые ими действия, способствующие решению социальных проблем, могут оказать большую пользу предпринимателям, повысить их имидж в обществе и быть неплохой рекламой.
1. Чью позицию вы разделяете и почему?
2. Должен ли, по вашему мнению, предприниматель в современной России выполнять социальные обязательства перед страной и в каких формах?
3. Будет ли ему в конечном итоге это выгодно (в том числе в финансовом отношении)? Если выгодно, то почему?
4. В каких формах социальная поддержка может осуществляться российским бизнесом:
в масштабах региона, страны?
1. Я принимаю сторону второй позиции. Так как считаю, что в современном обществе роль бизнеса и предпринимательства уже не ограничивается лишь созданием рабочих мест, материальных ценностей и извлечением прибыли. Достигнув в своем развитии определенного уровня бизнес должен ставить перед собой новые задачи. И чем бизнес цивилизованнее, тем больше становится его участие в социальной жизни своего города, региона, государства.
3. Да будет выгодно, социальные действия предпринимателя, улучшающие жизнь местного общества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть в собственных интересах малых предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.
4. Единых критериев оценки социальной ответственности субъектов бизнеса в России пока нет, они могут быть различными в зависимости от ряда факторов: размера компании, вида осуществляемой деятельности, географических сегментов и т.д. Я пологаю, что любая организация только тогда является социально-ответственной, когда она в полной мере выплачивает все установленные законодательством налоги, является законопослушной. При этом подчеркивается, что в настоящий момент для бизнесменов России это практически нереально по причине избыточного налогового давления, нерациональной системы налогообложения и фактической невозможности уплаты всех установленных налогов без угрозы для существования самого бизнеса. Но тем не менее, есть несколько форм: в масштабах фирмы :
· Стабильность заработной платы;
· Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников;