стражник в вагоне что это
Огнетушитель Стражник-3: характеристики устройства
Для того чтобы своевременно среагировать на начавшийся пожар и быстро его ликвидировать важно иметь под руками соответствующие средства пожаротушения.
Кроме стационарных установок, используемых предприятиями, хорошо иметь переносные устройства, которые позволяют максимально быстро воздействовать на очаги возгорания, ликвидируя их на начальной стадии пожара.
Порой достаточно небольшого огнетушителя, чтобы погасить пламя и исключить его распространение на большую территорию. Одним из таких ручных средств борьбы с огнем является ГАОП Стражник 3.
Это устройство представляет собой генератор огнетушащего аэрозоля переносного типа. Наличие таких устройств позволяет быстро ликвидировать очаги возгорания на начальной стадии.
Предназначение огнетушителя Стражник-3
Огнетушитель отличается широким практическим применением.
Это средство ручной защиты от возгораний может применяться для ликвидации пожаров класса:
Принцип работы переносного генератора огнетушащего аэрозоля
Принцип функционирования огнетушителей «Стражник» основан на процессе генерирования специального огнетушащего аэрозоля, который распыляется в очаг возгорания.
Аэрозоль получается вследствие сгорания специального аэрозолеобразующего состава, которым наполнен корпус.
Струя, которая выбрасывается из огнетушителя представляет собой белый дым, препятствующий доступу к очагу горения кислорода, что приводит к быстрому тушению открытых очагов пламени.
Инструкция по применению
Огнетушитель Стражник 3 инструкция рекомендует использовать в помещениях или на транспорте. Чтобы обеспечить быструю эвакуацию людей и свой выход из помещения, двери в нем должны быть открытыми.
После завершения тушения возгорания дверь следует оставить открытой еще на некоторое время, чтобы проветрить его от дымовой завесы, которая формируется после использования огнетушителя.
Тушение огня должно осуществляться с расстояния не ближе 20 см и не далее 40 см от очага возгорания. При горизонтальном расположении очага его следует тушить, ориентируя Стражник под углом 30º к горизонту.
При вертикальном горении начинать тушение нужно с нижней кромки и оттеснять его к верхней точке.
Для тушения пожара в замкнутом объеме и закрытых помещениях раструб огнетушителя нужно ввести вовнутрь полости или поместить работающий огнетушитель внутри объема и закрыть к нему доступ.
Чтобы потушить пожар в моторном отсеке автомобиля следует приподнять капот и вставить в образовавшееся пространство раструб огнетушителя.
Тушить установки посредством ГАОП Стражник можно только после полного снятия с них рабочего напряжения.
Чтобы потушить одежду на человеке, его нужно положить на горизонтальную плоскость лицом вниз и начать тушение со спины.
Технические характеристики
При тушении возгораний в жилых помещениях и на автотранспорте широко используется средство ГАОП Стражник 3, характеристики этого огнетушителя оптимально подходят для борьбы с начальной стадией возгорания.
Заключение
Огнетушитель Стражник 3 заслужил отзывы, как очень эффективное средство, которое позволяет предупредить распространение процессов горения на большой площади и исключить сильные повреждения объекта открытым огнем.
Благодаря несложной конструкции и простоте использования огнетушитель отличается высокой эффективностью работы.
Его наличие в машине или дома позволит быстро среагировать на начавшийся пожар и обеспечит его нейтрализацию за короткий промежуток времени.
Важно помнить, что при выявлении пожара в помещении или автомобиле нужно сразу же обратиться за помощью в пожарную службу и начать борьбу с огнем подручными средствами Стражник-3.
Видео: Демонстрация работы огнтушителя «Стражник-3»
Краткая инструкция по применению Генератора огнетушащего аэрозоля переносного модели «Стражник-3» (далее – «Стражник») для тушения локальных возгораний в жилых помещениях и на личном транспорте
109028, г. Москва, Покровский б-р, д. 8, стр. 2а
Тел.: +7 (495) 640-43-40, www. daimond. pro
Почтовый адрес: 119361, г. Москва, ул. Озерная,
Краткая инструкция по применению
Генератора огнетушащего аэрозоля переносного модели «Стражник-3»
(далее – «Стражник») для тушения локальных возгораний
в жилых помещениях и на личном транспорте.
1. До начала работы с изделием «Стражник» необходимо внимательно изучить инструкцию по применению, изложенную в руководстве по эксплуатации и приведенную в виде пиктограмм на этикетке изделия.
2. При возникновении пожара необходимо немедленно сообщить в пожарную охрану, определить объект горения, оценить возможные пути распространения пожара, создающуюся угрозу для людей и материальных ценностей, пути возможной эвакуации и приступить к тушению пожара при помощи первичных средств пожаротушения («Стражник») до прибытия подразделений пожарной охраны.
3. Перед применением «Стражника» необходимо визуально оценить размеры очага возгорания. «Стражник» эффективен при тушении очагов возгорания в объёме до 1,5 м3 или площадью до 0,35 м2 (приблизительно размерами 0,6х0,6 м). Тушению подлежат очаги пожаров подкласса А2 (полимерная оплётка проводов, пластмассовые изделия и др.), класса В (проливы горючих жидкостей: бензина, керосина, дизельного топлива и др.), класса Е (электрооборудование и электропроводка, в т. ч. под напряжением до 35 кВ). При тушении очагов пожара подкласса А1 (горение твердых веществ, сопровождаемое тлением) ликвидируется пламенное горение.
Подходить к очагу горения необходимо таким образом, чтобы ветер или воздушный поток бил в спину. Необходимо учитывать, что сильный ветер (или сквозняк) мешает тушению и интенсифицирует горение.
5. В процессе тушения пожара с помощью «Стражника» необходимо руководствоваться следующими правилами:
— дверь в помещение должна быть открыта для обеспечения оперативной эвакуации и проветривания помещения;
— тушение осуществлять с расстояния не ближе 0,2 м и не далее 0,4 м от раструба «Стражника» до очага горения;
— строго придерживаться инструкции по запуску «Стражника»
В случае не возможности запустить изделие с помощью пробки-тёрки, допускается производить запуск от открытого огня пожара путём помещения раструба «Стражника» (без пробки) на непродолжительное время в огонь (до появления струи аэрозоля);
— при горизонтальном расположении очага возгорания тушить необходимо под углом к горизонту (≈ 30°) на высоте не более 0,2-0,3 м от уровня поверхности (пола) последовательно оттесняя фронт пламени горения от себя вплоть до полной ликвидации очага горения;
— при тушении пожаров жидких веществ в открытых емкостях с низкими бортами или проливов на поверхности пола (земли) необходимо начинать тушение с ближнего борта или границы пролива, направляя струю аэрозоля под углом порядка 15-30° на поверхность горючего, стремясь подрезать пламя и оторвать его от горючего, стараясь при этом избежать разбрызгивания горящей жидкости. При близком подходе к очагу возможен выброс горючего струей аэрозоля, что может привести к увеличению размеров очага горения или появлению новых очагов.
— при вертикальном расположении очага возгорания необходимо начинать тушить от нижней кромки очага горения, оттесняя фронт пламени вверх вплоть до полной его ликвидации. При тушении очагов пожара с объёмной структурой (жгут кабелей, пучок электропроводки и прочее) необходимо перемещать струю аэрозоля круговыми движениями в горизонтальной плоскости относительно центра горения;
— при тушении возгораний в замкнутых объёмах и полостях необходимо ввести раструб работающего «Стражника» внутрь полости или поместить запущенный «Стражник» в объём и закрыть дверь (в случае электрощита);
— при тушении пожара в моторном отсеке транспортного средства необходимо приоткрыть крышку капота и вставить раструб работающего «Стражника» в образовавшуюся щель. Тушение пожара осуществляется объёмным способом, то есть заполнением аэрозолем всего моторного отсека.
— тушение электроустановок осуществляется после снятия напряжения с горящей и с соседней установок. В отдельных случаях, когда напряжение с горящей установки снять невозможно, допускается тушение электроустановки под напряжением. Чтобы во время тушения избежать поражение электрическим током необходимо строго соблюдать безопасные расстояния до электроустановок, рекомендуется применять индивидуальные изолирующие средства (диэлектрические калоши, сапоги, перчатки). Не допускается тушение пожаров электроустановок без снятия напряжения в помещениях с ограниченной видимостью.
— для тушения загоревшейся одежды необходимо пострадавшего перевести в горизонтальное положение лицом вниз и начать тушение со стороны плеч к ногам путём последовательного оттеснения фронта пламени, вплоть до его полной ликвидации;
— в случае ликвидации возгорания до окончания времени работы «Стражника», последний необходимо удалить из помещения (выбросить в окно или положить на несгораемые поверхности);
— сработавшие изделия утилизировать как бытовые отходы;
— после ликвидации возгорания, необходимо принять меры к проветриванию.
— бросать (ронять) незапущенное изделие (особенно пробкой вниз) во избежание прогиба шплинта с последующим неконтролируемым запуском изделия;
— разбирать и механически воздействовать на изделие;
— использовать изделие не по прямому назначению;
— нагревать изделие выше 50°С и помещать в атмосферу повышенной влажности;
— направлять струю аэрозоля на незащищенные участки тела с расстояния менее 0,5 м;
— пытаться остановить работу изделия, закрывая отверстие для выхода аэрозоля, помещая в воду и т. п.
— допускать к изделию лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.
Огнетушащий аэрозоль оказывает раздражающее воздействие на слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей. Время нахождения людей в среде огнетушащего аэрозоля без последствий для здоровья должно быть ограничено 15*-20 минутами (при отсутствии индивидуальной непереносимости).
При необходимости проведения аварийно-восстановительных, спасательных, ремонтных и иных работ в среде аэрозоля необходимо использовать средства защиты глаз (защитные очки) и органов дыхания (фильтрующие повязки, респираторы, типа «Лепесток-200 СБ» или иные имеющиеся в распоряжении средства защиты органов дыхания от аэрозольных продуктов горения).
Пожарная безопасность пассажирских вагонов обеспечивается системой предотвращения пожара, включающей в себя: оборудование противопожарной защиты; готовность к
Название | Пожарная безопасность пассажирских вагонов обеспечивается системой предотвращения пожара, включающей в себя: оборудование противопожарной защиты; готовность к |
страница | 1/2 |
Тип | Документы |
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
Пожарная безопасность пассажирских вагонов обеспечивается системой предотвращения пожара, включающей в себя: оборудование противопожарной защиты; готовность к действию средств пожаротушения; подготовку поездных бригад в объеме пожарно-технического минимума.
— установки аппаратов токовой защиты без проверки на соответствие номинальным данным плавких вставок предохранителей и без испытания автоматических выключателей и магнитных пускателей;
— отказ в электрической цепи или потребителе электроэнергии с перегрузкой проводов при завышенных номиналах или при нетиповых плавких вставках предохранителей, а также неисправном состоянии автоматических выключателей или магнитных пускателей;
— наличия в защищаемой цепи предохранителей с прогоревшими фибровыми корпусами или без наполнителя;
— неисправности дугогасящих устройств коммутационных аппаратов, приводящих к выбросу пламени;
— нарушения и пониженного сопротивления изоляции электрических цепей потребителей и систем электроснабжения, в том числе и источников питания;
— перенапряжения, возникающего при отказах регуляторов напряжения и неисправной защите;
— подключения к системе электроснабжения бытовых электроприборов, мощность которых выше установленной электросхемой вагона или не предусмотренных схемой вагона;
— слабой затяжки контактных соединений, приводящей к чрезмерному их нагреву.
К возникновению пожаров могут привести также и неисправности в подвагонном электрооборудовании:
— короткозамкнутые аккумуляторы в аккумуляторной батарее;
— пониженный уровень электролита в аккумуляторах;
— пониженная емкость аккумуляторной батареи;
— пониженное сопротивление изоляции аккумуляторной батареи;
— повышенный зарядный ток аккумуляторной батареи по причине неисправности блока управления зарядом или ограничителя тока батареи или генератора;
— неудовлетворительное состояние контактных соединений, выводов батареи;
— засоренность вентиляционных дефлекторов аккумуляторных боксов;
— неисправная работа генератора (короткозамкнутые витки обмоток, износ электрических щёток и коллектора);
— ослабление контакта в пинцетах ножевых предохранителей аккумуляторной батареи и несоответствие номинала их плавких вставок;
— несоответствие плавких вставок и предохранителей, установленных в подвагонном высоковольтном ящике;
— ветхое состояние высоковольтных и низковольтных проводов или наличие на них поврежденной изоляции;
— наличие больших переходных и неплотных соединений проводов с аппаратами и приборами;
— наличие нагаров и копоти на контакторах, реле и других контактных аппаратов;
— отсутствие дугогасительных камер или неправильная их установка.
2) Неисправность разделки отопительных и нагревательных приборов:
— отсутствие или несоответствие технической документации на вагон противопожарных разделок дымовытяжных труб (котлов, бойлеров, кипятильников и плит для приготовления пищи).
3) Недосмотр за приборами отопления и электрооборудованием, неосторожное обращение с огнем проводников и пассажиров:
— нарушение правил пользования отопительными установками – растопки котлов, кипятильников без воды или с водой ниже допустимого уровня, с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
— хранение около котла, кипятильника, кухонной плиты, печи, на электропечах и под ними обтирочных и других горючих материалов;
— оставление без присмотра действующих кухонных плит вагонов-ресторанов, печей для приготовления пищи и котлов отопления;
— использование газового оборудования, не предусмотренного конструкцией вагона;
— применение открытого огня для отогревания труб;
— удаления шлака и золы при движении поезда, в том числе и с межвагонных переходных площадок;
— использование электроприборов, превышающих номинал электросети вагона, не предусмотренных конструкцией вагона;
— провоз легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
4) Причиной возникновения пожаров также является выпуск из ремонта вагонов без испытания на правильность функционирования электрических аппаратов, определения выходных параметров систем электроснабжения (первичных и вторичных) и устройств защиты от перенапряжения непосредственно на вагоне.
Порядок действия поездной бригады
ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА
в пассажирском вагоне
В случае обнаружения пожара проводники обязаны:
При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда, а также в случае срабатывания установки пожарной сигнализации дежурный проводник вагона должен убедиться в достоверности показания оборудования, проверить и оценить происшествие и в случае обнаружения пожара предпринять следующие действия:
— вызвать второго проводника вагона, находящегося на отдыхе;
— остановить поезд стоп-краном, за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и имеются препятствия для тушения. В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест;
— обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители, систему вентиляции, кроме цепи аварийного освещения, привести в закрытое положение противопожарную заслонку(и) и принять посильные меры к тушению пожара.
Дежурный проводник вагона приступает к тушению пожара в начальной стадии его развития, соблюдая правила личной безопасности первичными средствами пожаротушения и установкой водяного пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме пульта управления электрооборудованием вагона и агрегатов, находящихся под напряжением).
В случае ложного срабатывания УПС дежурный проводник вагона должен вызвать электромеханика поезда и перезапустить УПС.
Второй проводник вагона в это время обязан вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика. После полной остановки поезда открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их фиксаторами.
Организовать эвакуацию пассажиров:
— открыть двери всех купе;
— оповестить пассажиров об организованной эвакуации из поезда.
Примерный текст оповещения пассажиров:
«Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери открыты».
При эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседнего вагонов должны, не допуская паники и встречного движения вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей.
В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров производить в направлении, противоположном источнику возгорания.
Провести осмотр по всему вагону (в направлении выхода) на случай, обнаружения заблокированных в купе пассажиров или невозможности эвакуации указанных лиц, при необходимости используя для этих целей самоспасатель. Проверить отсутствие пассажиров в каждом купе и туалете.
При перекрытии путей эвакуации открыть или разбить окна аварийного выхода, где они предусмотрены конструкцией вагона. В случае невозможности штатной эвакуации, эвакуация производится через окна аварийного выхода.
При отсутствии возможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери и окна аварийного выхода, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара.
Второй проводник аварийного вагона после эвакуации пассажиров обязан закрыть торцевые тамбурные двери на соседних и на горящем вагонах и принять посильные меры к тушению пожара первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов, находящихся под напряжением).
После эвакуации пассажиров, при отсутствии прямого доступа к очагу горения вследствие задымления, повышенной температуры, появления токсичных продуктов горения, следует применить для ликвидации пожара генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения, с соблюдением мер безопасности их использования и запуска.
Во время тушения пожара, после эвакуации пассажиров, торцевые тамбурные двери должны быть закрыты до окончания тушения пожара.
При обслуживании тремя проводниками двух вагонов: два проводника выполняют работы в аварийном вагоне (согласно выше описанным действиям), третий проводник помогает эвакуации пассажиров, затем выполняет распоряжения начальника поезда по участию в тушении пожара и ликвидации его последствий.
Проводники соседних вагонов должны оказать помощь пассажирам при выходе из поезда, обеспечить направление пассажиров в безопасное место (точку сбора, указанную начальником поезда), не допуская того, чтобы пассажиры, спустившиеся с поезда, препятствовали эвакуации других пассажиров.
Проводники принимают посильные меры к тушению пожара, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеханика.
В целях соблюдения личной безопасности поездная бригада должна знать время защитного действия самоспасателя указанного в паспорте и (или) руководстве по эксплуатации к этим средствам защиты.
Действия дежурного проводника соседнего вагона
Получив информацию о пожаре, проводник обязан сообщить о чрезвычайной ситуации по цепочке проводнику следующего вагона, либо по телефонной связи.
Разбудить отдыхающего проводника, предупредить о возникновении пожара в соседнем вагоне и возможной эвакуации пассажиров.
Направить отдыхающего проводника к горящему вагону с огнетушителями и самоспасателем по полевой, стороне пути.
Объявить и организовать эвакуацию пассажиров, открыть тамбурные боковые, торцевые двери.
После полной эвакуации пассажиров из своего вагона принять посильные меры к тушению пожара в горящем вагоне.
Действия отдыхающего проводника соседнего с горящим вагоном
Оказывать помощь при тушении пожара и эвакуации пассажиров горящего вагона, действовать по указанию начальника поезда.
Дежурный проводник хвостового вагона обязан:
Сообщить отдыхающему проводнику информацию о возгорании в поезде.
Привести в действие ручной тормоз.
По указанию начальника поезда произвести ограждение железнодорожного пути, на котором остановлен поезд и смежного железнодорожного пути в соответствии с требованиями пунктов 45–49 Приложения № 7 к ПТЭ.
Отдыхающий проводник хвостового вагона берет огнетушители и прибывает к горящему вагону, действует по указанию начальника поезда.
Дежурные и отдыхающие проводники остальных вагонов обязаны:
(кроме дежурного проводника головного вагона) прибыть к горящему вагону с огнетушителями или другими средствами пожаротушения и действовать по указанию начальника поезда.
переносные ОГНЕТУШИТЕЛИ, ИХ устройство и работа
Огнетушитель – переносное или передвижное устройство, предназначенное для тушения очага пожара за счёт выпуска огнетушащего вещества, с ручным способом доставки к очагу пожара приведения в действие и управления струёй огнетушащего вещества.
Переносной огнетушитель – огнетушитель с полной массой не более 20 кг, конструктивное исполнение которого обеспечивает возможность его переноски и применения одним человеком.
Переносные огнетушители предназначены для тушения пожаров классов А, В, С, Е.
В зависимости от вида заряженного огнетушащего вещества, огнетушители используют для тушения одного или нескольких пожаров следующих классов:
А – горение твёрдых веществ;
В – горение жидких веществ;
С – горение газообразных веществ;
D – горение металлов или металлосодержащих веществ (огнетушители специального назначения);
Е – пожары электрооборудования, находящихся под напряжением.
Запрещается тушить не обесточенное электрооборудование!
Переносные огнетушители углекислотные ОУ-5 и ОУ-6 предназначены для тушения загораний:
В – горение жидких веществ;
С – горение газообразных веществ;
Е – пожары электрооборудования, находящихся под напряжением не более 1000 В.
Огнетушители ОУ-5 и ОУ-6 в зависимости от места установки изготовляются в транспортном исполнении, с кронштейном для крепления на вагонах. На рис. В.1 и В.2 представлено устройство огнетушителей.
Рисунок В.1 – Огнетушитель ОУ-5 1 – баллон; 2 – запорно-пусковое устройство; На рис. Б.3 представлено ЗПУ нажимного типа. Рисунок В.3 – Запорно-пусковое устройство нажимного типа 1 – предохранительная мембрана; 2 – клапан; 3 – рычаг; 4 – шток; 5 – корпус; I – рабочее положение рычага. Порядок приведения огнетушителя в действие Запрещается тушить не обесточенное электрооборудование! При использовании углекислотных огнетушителей следует соблюдать меры предосторожности: При тушении пожара необходимо поднести огнетушитель к очагу горения (подходить с наветренной стороны, не ближе, чем на 3 м), сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить раструб на очаг горения, целясь в основание пламени, нажать рычаг запорно-пускового устройства и начать тушение очага пожара, приближаясь к нему по мере тушения, но не заступая вовнутрь очага. Эксплуатация огнетушителя без чеки и пломбы предприятия-изготовителя (или производившего перезарядку) не допускается. Необходимо соблюдать осторожность при выпуске двуокиси углерода из раструба, так как температура его поверхности и шланга снижается до минус 60…70°С при применении использовать средства защиты рук. Необходимо соблюдать осторожность при применении огнетушителей, так как существует опасность токсического воздействия паров углекислоты на организм человека. После применения огнетушителя в закрытом помещении необходимо немедленно проветрить помещение, так как содержание кислорода в воздухе помещения снижается. Углекислотный огнетушитель, оснащенный раструбом из металла, не должен использоваться для тушения пожаров электрооборудования, находящегося под напряжением. После применения огнетушитель следует отправить на перезарядку, заменив его однотипным резервным огнетушителем.
Запрещается тушить не обесточенное электрооборудование! Огнетушители порошковые общего назначения предназначены для тушения пожаров классов: А – горение твёрдых веществ; В – горение жидких веществ; С – горение газообразных веществ; Е – пожары электрооборудования, находящихся под напряжением до 1000 В (в зависимости от применяемого огнетушащего порошка). Огнетушители не предназначены для тушения загораний щелочных и щелочноземельных металлов (класс D) и других материалов, горение которых может проходить без доступа воздуха. Огнетушитель, унифицированный ОПУ-5 (ОПУ-10) и ОП-5(г) (ОП-10(г)) (рис. В.4) состоит из корпуса 1, наполненного огнетушащим порошком. На горловине корпуса посредством накидной гайки 2 закреплена головка 3. На головке установлены баллон 4 (источник рабочего газа), сифонная 5 и газоотводящая трубки 6, рукоятка запуска 7, связанная с иглой 8. Огнетушитель оснащен гибким рукавом 9, пистолетом-распылителем 10, состоящим из гильзы 1 (рис. В.5), подвижного подпружиненного штуцера 2, ручки 3, рассекателя 4 и сопла 5.
|