страсти христовы что это
Страсти Христовы — ступень к бессмертию
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Если собрать воедино тексты, которые прочитываются Церковью в течение богослужебного года, то можно заметить, что все службы строятся по единой схеме, которая одинакова и зимой, и летом. Но есть время, когда привычный порядок нарушается, и неподготовленному человеку, который в эти дни зайдет в храм, все покажется необычным. Этот период называется Страстной седмицей и предваряет собою светлый праздник Пасхи.
Нужно сказать, что в древности, когда христиане не знали таких продолжительных постов, как сейчас, Страстная седмица была самым долгим и самым суровым постовым периодом. И это неудивительно, ведь для христиан первых веков пост был не столько временем личного аскетического подвига, сколько минутами сопричастности тем событиям, которые произошли две тысячи лет назад. Впоследствии, когда литургический чин стал развиваться и расширяться, идея соучастия в Страстях Христовых стала ключевой в богослужениях страстного цикла. А поскольку последние иерусалимские дни земной жизни Спасителя резко контрастируют со всей остальной евангельской историей, то этот же удивительный контраст отпечатался и на богослужении Страстей.
Очень часто, читая Евангелия, мы восхищаемся учением Христа – Его проповедями, речью, обличениями, притчами. Но при этом порою не замечаем, что с самого начала повествования вплоть до последних строк красной нитью через весь новозаветный канон проходит идея Страстей. И сам Христос неоднократно говорит и ученикам, и толпе, и фарисеям, и нам с вами, что пришел Он на землю с одной главной целью – пострадать, умереть и воскреснуть. Эти три глагола являются программными в жизни Спасителя. Да и не только в Евангельской перспективе, но и в ветхозаветной, ведь практически все пророки, начиная с Адама и заканчивая Предтечей Иоанном, говорили о Мессии Страждущем как о конечной цели всего акта божественного домостроительства и всей истории Вселенной.
Но неужели нельзя было поступить иначе? Не проще ли приказать ангелам схватить всех фарисеев и поразить их своим могуществом? Церковь говорит – нет! Дело том, что Христос принял на себя всю человеческую природу. Единственно, чего не имел Христос, – это той порочности и склонности к злу, которую после грехопадения имеют все люди. А раз Христос принял на себя полную человеческую природу, то Он же принял и самое тяжелое бремя, которое несем мы, – бремя смерти.
В понедельник первой седмицы Великого поста читается удивительный отрывок книги пророка Исайи. В нем Господь со скорбью говорит о своем народе: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (1: 3). И это сокрушение Бога о своих непутевых детях встречается практически во всех ветхозаветных книгах. Но наиболее полно эта мысль о непринятии людьми своего Творца была выражена в Евангелии от Иоанна: «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (1: 10 – 11). По сути, вся священная история – это история непринятия Бога.
Вся цель земного бытия после грехопадения состояла в том, чтобы подготовить необходимую базу для пришествия в мир Спасителя. По мнению Отцов Церкви, соединение человека с Богом планировалось изначально, но до грехопадения главные усилия в этом процессе должен был делать человек. Грехопадение привело к тому, что человек не смог достичь единения с Богом. Наоборот, он стал еще отдаленнее от своего Творца. И теперь дело человека берет на себя сам Господь. Раз человек не стал Богом, значит, Бог станет человеком. Но чтобы это произошло, необходимо согласие человека впустить Бога в свой мир. Для этого Творец и создает еврейский народ – чтобы в нем после нескольких тысяч лет духовной селекции вырос чудесный цветок – Пресвятая Дева. Именно в лице юной Марии человечество дало согласие на воплощение Бога и подарило своему Творцу свою природу.
Но процесс выращивания иудейского народа таил в себе один риск – риск избранничества. Если человеку много раз говорить, что он избранник, то каким бы положительным смыслом не наделять это понятие, человек начинает гордиться своей избранностью, в его действия начнут вплетаться элементы вседозволенности, а отношение к избранничеству может превратиться в формализм. С лидерами иудейского народа так и произошло – пророчества о Мессии и о Царстве Божьем стали пониматься в самом буквальном смысле, а официальная религия постепенно теряла некий духовный стержень. Ко времени пришествия Христа мессианские чаяния верхушки иудейского общества сводились к примитивной схеме: Бог-Иегова избрал их, поставил их во главе всего человечества, а в один прекрасный день пришлет своего посланника, который подчинит иудеям все народы, и будет царствовать с ними долго и счастливо. Для того, чтобы стать участником царства Мессии, по мнению фарисеев, надо было лишь исполнять Божьи заповеди, которые ко времени Христа тоже стали пониматься слишком сухо и формально. Именно разница в том, что принес Господь людям, и чего от Него ждали иудеи, и стала главной трагедией, приведшей к Голгофе.
Если вспомнить евангельские чтения Страстной седмицы, то можно увидеть, что именно в эти дни Христос произносит самые грозные обличения и самые теплые слова любви. Эта неделя – итог всего земного пути. И здесь хочется обратить внимание на две вещи.
Во-первых, частенько, читая места с обличением фарисеев и книжников, мы подсознательно себя хвалим: «А мы-то православны! Мы-то в Бога по-настоящему верим!». И этим самым становимся такими же фарисеями, как и те, кто подвергался нещадным нападкам Христа. Проблема в том, что Господь, говоря свои обличительные слова, адресовал их всем поколениям, вне зависимости от того, в каком веке и на какой территории они живут. Но самое страшное – если бы Христос пришел в наши дни, мы бы Его тоже распяли, как это сделали иудеи первого века нашей эры. И только лишь небольшая группа людей узнала бы в измученном Человеке на Кресте Бога и Творца мира. Многим эта мысль покажется крамольной, но еще ранние святые отцы говорили о том, что Христос пришел именно пострадать, а раз так, то Он пострадал бы при любой, даже самой гуманной и толерантной власти.
И второе, что важно отметить. На первый взгляд, во всей истории Страстей победа была за врагами Христа. А путь страдания – малопривлекателен. Но это только на первый взгляд. Если же присмотримся, то увидим, что путь Страстей – это путь любого человека, который решился служить Истине. Он неказист, он лишен комфорта и не сулит внешних эффектов и громкой славы. Но в итоге эта скорбная дорога приводит к победе. Ею идут все христиане, которые не знают компромиссов перед злом и не уступают сиюминутным требованиям этого мира.
Именно по этим причинам Церковь так высоко возносит Страстную седмицу в богослужебном цикле. И именно поэтому, если мы действительно хотим достойно встретить Пасху, то особое внимание в эти дни надо уделить не народному аспекту этого праздника – например, покраске яиц и выпечке куличей, а внутреннему очищению и следованию за Христом. Христом Страждущим и Христом Воскресшим.
Страсти Христовы
Стра́сти Христо́вы (из праслав. *strad-tь «страдание») — согласно Евангелиям, совокупность событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу.
Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие — кульминационный момент Страстей Христовых. Христиане верят, что многие из Страстей были предсказаны пророками Ветхого Завета и самим Иисусом Христом.
Содержание
События, составляющие Страсти Христовы
Список Страстей
События последней недели земной жизни Христа, относящиеся к его Страстям, известны в изложении четырёх канонических евангелий (кроме Сошествия в ад, описанного в других текстах). Евангелисты составили собственный перечень событий Страстей. Ниже приведён список, составленный с учётом описания последних дней земной жизни Христа во всех четырёх Евангелиях. [1]
Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. (Мк. 14:32)
Само по себе Воскресение Иисуса Христа является следующим циклом истории Иисуса, также состоящим из нескольких эпизодов. Однако всё же существует мнение, что «сошествие во ад представляет собой предел уничижения Христа и в то же время начало Его славы». [12]
Что такое Страсти Христовы?
Во времени Великого поста, практикующие христиане активно раздумывают над Страстями Господа Иисуса Христа, вспоминая Его большую жертву, принесенную ради всего человечества. На самом деле, не все христиане полной мерой понимают, что такое Страсти Христовы, когда они начались, а также, почему все произошло именно так. Страсти Христовы – это Его испытания, начавшиеся после входа в Иерусалим, что и стало точкой запуска мучений Иисуса. Хоть внешне вход Господа в Иерусалим и был очень торжественным, имел яркий праздничный окрас, но у этого праздника был очень трагический характер, что доказали события, произошедшие далее.
Все, что нужно знать о Страстях Христовых
Можно долго рассуждать, почему случилось именно там, но скорее всего, восхищенные оклики превратились в ненависть и желание распять Спасителя по следующим причинам:
Немного о хронологии Христовых страстей
Как уже упоминалось выше, можно считать, что Страсти Иисуса начались со въезда в Иерусалим, но основные мучения, которые привели к смерти, начались именно в Гефсиманском саду. После того, как Христос пошел в Гефсиманский сад, начались следующие события:
Фото: Elitsy.ru
Фото: Elitsy.ru
Своей мучительной смертью на кресте, именно как человек, Христос смог воссоединить человека с Богом для вечной жизни, что и было Его основной миссией. Иисус взял на себя все последствия, которые принес грех человеку, вытерпел все страдания в человеческом теле, которые длились практически целую неделю, чтобы каждый сейчас смог задуматься, какое последствие имеют недобрые дела. Такая жертва Господа заставляет задуматься о том, что все же стоит менять свою жизнь к лучшему, ведь если даже читая слова о Страстях из Евангелия мурашки идут по коже, то какие ощущения должны быть у каждого, осознавая, что он распинает Христа своими поступками каждый день. Страсти Христовы имеют очень глубокий смысл, который стоит осознать каждому, чтобы спасти свою душу и, наконец-то воссоединиться с Богом.
Фильм «Страсти Христовы»: какие отступления от Евангелия в нем есть?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Фильм Мела Гибсона, ставший, пожалуй, главным кинособытием 2004 года, до сих пор остается одним из самых популярных и спорных высказыванием на евангельскую тему. О том, полезен он все-таки или нет, мы уже писали. А здесь рассмотрим, где в фильме Гибсона есть отступления от Евангелия.
Непосредственно перед арестом, во время молитвы в Гефсиманском саду Иисуса, согласно фильму, искушал сатана. «Одному человеку не под силу взять на себя грехи всего мира». В Евангелии же об этом не говорится, и даже наоборот «Явился же ему ангел с небес и укреплял Его» (Лк. 22:43). Сатана искушал Христа гораздо ранее, в самом начале Его служения, когда Он сорок дней постился в пустыне (Мф. 4:1-11). Гибсон соединил два эти эпизода — очевидно, с целью показать всю тяжесть внутреннего борения Иисуса.
Согласно фильму, после того как Пилат спросил Иисуса: «что есть истина?», к нему подходит супруга и говорит примерно следующее: «Если ты не хочешь услышать истину — никто тебе не поможет». В Евангелии о таком не говорится и говориться не могло — ведь Пилат был язычником, который не верил в существование вообще какой бы то ни было истины. Его фраза, брошенная Христу: «Что есть истина?» — это не вопрос изголодавшегося по истине сердца, а ирония человека, которому сказали великую глупость.
В фильме, во время суда над Христом в Синедрионе собрание разделилось. У Христа нашлись защитники. Но Евангелие ни словом об этом не упоминает. Среди членов Синедриона были тайные ученики Христа — Никодим и Иосиф Аримафейский, но они не решились выступить в Его защиту.
Апостол Петр, трижды отрекшись от Христа в ту ночь, согласно Евангелию, «выйдя вон, горько заплакал» (Лк. 22:62). В фильме же сразу после этого Петр говорит Богородице, Марии Магдалине и апостолу Иоанну «я недостоин». Этой фразой Гибсон, видимо, хотел пояснить зрителю, о чем именно горько плакал Петр.
В Евангелии сказано, что «Выходя, они (римляне. — Ред.) встретили некоего Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27:32). Согласно же фильму, Симон сперва препирался с римскими солдатами (что исторически вряд ли достоверно), потом призывал всех в свидетели, что не имеет к Иисусу никакого отношения.
Уже страдая на кресте, Иисус сказал апостолу Иоанну Богослову о стоявшей здесь же Своей матери: «. се Матерь твоя. И с этого момента ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26-27). Однако в фильме Иоанн Богослов называет Богородицу «мамой» еще раньше, во время пути на Голгофу.
В фильме показано, как легионеры, распиная Христа, вбивают гвозди ему в ладони. На самом деле (согласно данным археологии и медицины), при распятии гвозди вбивали в запястья. Гибсон здесь следует католической традиции изображения распятого Христа.
Когда один из распятых рядом с Иисусом разбойников начал Его злословить (Лк. 23:39-42), то, согласно фильму, прилетел ворон и выклевал этому злому разбойнику глаза. В Евангелии ничего подобного не сказано. Здесь, очевидно, Гибсон аллегорически изобразил духовную слепоту разбойника.
Все сцены с изображением детства Иисуса не имеют никакого отношения к евангельскому повествованию. Единственный отраженный в Евангелии эпизод из детства Иисуса (Лк. 2:40-52) не показан в фильме Гибсона.
Согласно фильму, Мария Магдалина — это та самая женщина, которую Иисус спас от побивания камнями (Ин. 8:7). В Евангелии, однако, такого не говорится. Отождествление той женщины с Марией Магдалиной — предание Католической церкви.
На заставке: кадр из фильма «Страсти Христовы». В оформлении материала использованы кадры со съемок фильма.
Страсти Христовы
Страсти Христовы — согласно Евангелиям, совокупность событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу, в течение которой верующие постепенно готовятся к празднику.
Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие — кульминационный момент Страстей Христовых. Христиане верят, что многие из Страстей были предсказаны пророками Ветхого Завета и самим Иисусом Христом.
События, составляющие Страсти Христовы
Список Страстей
Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. (Мк. 14:32)
Промежуточные и примыкающие сюжеты
В иконографии Страстей Христовых встречается ещё несколько сюжетов, основанных на Писании и апокрифах. (См. полный список с включением названий рассказанных притч [27] )
Промежуточные эпизоды Страстей:
Примыкающие и апокрифические эпизоды:
Символизм страстей
Торжественный Вход Господень в Иерусалим был совершён во исполнение ветхозаветных пророчеств (см. ниже) о том, как должен прийти Мессия. Помазание миром подготовило тело Иисуса к погребению, о чём он сам говорит в Мф. 26:12 и Мк. 14:8. Когда Иисус совершил Омовение ног ученикам, это явилось знаком смирения и кротости. Во время Тайной вечери было установлено таинство Евхаристии и ученики причастились Тела и Крови Христовых. Моление о чаше с просьбой отвратить её — одно из доказательств соединения во Христе двух природ, Божественной и человеческой:
Облачение в багряницу, возложение тернового венца и обращение «радуйся, Царь Иудейский!» пародируют обращение к императору и являются надругательством над царским достоинством Христа («Сына Давидова» Мф. 1:1). Осуждение Иисуса на казнь именно на кресте было не менее позорным. Распятие Христово, согласно христианскому вероучению, явилось искупительной жертвой, принесённой Богом за грехи всех людей, а последующее его Воскресение стало победой над смертью:
Copyright © Галеон
г. Москва, Проспект Мира 102, стр. 34
Багетная мастерская рядом с метро
«Алексеевская», «Рижская», «ВДНХ»