страховой депозит при займе денег что это
Как выехать из съёмной квартиры и вернуть страховой депозит
Что такое страховой депозит
Страховой депозит — это финансовые обязательства того, что квартирант будет платить вовремя и бережно относиться к чужому имуществу. Если что-то пойдёт не так, арендодатель вычтет из депозита сумму ущерба. А если никаких нарушений не было, сумму вернут в полном объёме. Закон называет это «обеспечительный платёж», но на рынке недвижимости устоялось выражение «страховой депозит». Его мы и будем использовать.
Что нужно прописать в договоре найма о страховом депозите
О страховом депозите и его возвращении надо начать думать ещё при подписании договора найма. Вот что стоит в нём предусмотреть:
Когда собственник может взять деньги из депозита. На практике в договоре найма часто пишут, что депозит — это деньги, в которые наймодатель может «залезть» в случае любого нарушения нанимателем договора.
Нужно ли восполнять депозит после страхового случая и в какой срок.
Например, вы залили соседей и на ремонт ушла вся страховая сумма. Должны ли вы заново вносить страховой депозит? Или «посчитаетесь» при выезде?
В какие сроки собственник должен вернуть обеспечительный платёж. Не во всех договорах есть срок, что позволяет собственникам кормить бывших арендаторов обещаниями. Но в законе такой срок указан чётко — 7 дней с момента, когда наниматель потребовал вернуть депозит.
К договору должен прилагаться акт-приёма передачи квартиры. Этот документ фиксирует, в каком состоянии квартира и вещи перешли к вам. Детально всё опишите, чтобы не оставить пространства для манипуляций в будущем.
Что стоит проверить и описать в акте приёма-передачи квартиры:
● общее состояние квартиры и ремонта: пола, потолка, стен, плитки в ванной, дверей и окон;
● состояние инженерных систем: водопровода, канализации, системы отопления и вентиляции, газоснабжения и электричества, работу счётчиков;
● работу кранов, розеток и выключателей;
● наличие бытовой техники определённых брендов и её состояние (если она остаётся в квартире);
● перечень и состояние мебели (если она остаётся в квартире);
● наличие дорогих предметов интерьера и декора (картин, дизайнерских люстр и т. д.).
Описывайте и фотографируйте все неисправности — сломанную мебель, сколы на плитке, протёртый линолеум — и приложите всё это к акту.
Если вы обнаружили поломки или другие неисправности после того, как приняли квартиру по акту, сфотографируйте это и отправьте наймодателю. Так у него будет меньше шансов свалить вину за испорченную вещь на вас.
Можно ли зачислять страховой депозит в счёт последнего месяца проживания
Строго говоря, у депозита совсем другая цель — дать гарантию хозяину квартиры, что жилец будет платить вовремя, вернёт квартиру в целости и сохранности, когда срок договора закончится. По идее, эта гарантия должна работать до выезда жильцов.
С другой стороны, закон не запрещает засчитывать депозит в счёт последнего месяца проживания, хотя с юридической точки зрения в этот момент депозит перестанет быть депозитом и превращается в аванс. Для нанимателя такое условие в договоре выгодно — не придётся «выбивать» свои деньги у собственника, а вот положения хозяина квартиры оно ухудшает — на месяц он теряет подстраховку.
Как грамотно «вернуть» квартиру и получить страховой депозит
Если с хозяином отношения хорошие, проблем быть не должно.
Если чувствуете, что с возвращением депозита могут возникнуть сложности, подстрахуйтесь:
— вовремя предупредите о том, что вы решили съехать. Действуйте формально: отправьте собственнику квартиры ценное письмо с описью вложения (адрес регистрации хозяина должен быть в договоре найма);
— приготовьте фотографии, сделанные во время передачи квартиры, чтобы на руках были доказательства;
— на встрече составьте и подпишите акт возврата и сфотографируйте состояние квартиры.
Если претензий нет, так и запишите: «наймодатель не имеет претензий к состоянию квартиры и к сроку её возврата». Если вы что-то испортили, укажите в акте сумму ущерба и сумму, которую собственник должен вернуть. Не подписывайте акт, если вы не согласны с суммой ущерба, попросите документы, подтверждающие её (например, чеки). Если собственник по каким-то причинам отказывается вернуть депозит, запишите это в том же акте;
— подготовьте просьбу о возврате депозита в письменной форме, отправьте заказное письмо (или ценное письмо с описью вложения). После этого у арендодателя будет 7 дней, чтобы вернуть деньги.
Важно: если депозит вам не вернули, проследите, чтобы в акте возврата не было фраз о том, что у нанимателя нет претензий к наймодателю. Это могут быть разные выражения: «наниматель не имеет претензий к наймодателю по договору»; «у сторон нет финансовых требований друг к другу»; «все обязательства сторон по договору исполнены и т.п». Если хозяин квартиры не вернул вам депозит, у него осталась эта обязанность перед вами.
Что делать, если страховой депозит не возвращают
Итак, договор закончился, вы вернули квартиру, подписали акт, но депозит так к вам и не вернулся. Что делать в таких случаях?
В этой ситуации собственник должен вернуть депозит полностью в срок, прописанный в договоре. Или, как мы уже писали, в течение 7 дней с даты вашего требования о возврате. Поэтому такое требование лучше подготовить заранее и отдать его сразу.
Если никакой реакции на требование не последовало, действуйте:
● предупредите наймодателя о суде, скажите, что за задержку возврата ему придётся заплатить проценты, а судебные расходы тоже возложат на него;
● направьте досудебную претензию — лучше сделать это через почту России, с уведомлением о вручении (адрес собственника можно взять из договора найма), или отдать под роспись;
● идите в суд — здесь вам пригодятся все документы, которые вы оформили в процессе: и акт возврата, и фотографии квартиры, и требование о возврате платежа, и досудебная претензия.
Но помните, что вы не обязаны вести с хозяином устные разговоры или направлять претензию, а можете идти в суд сразу, особенно если у вас нет никаких надежд на мирное разрешение вопроса. Чем быстрее вы обратитесь в суд в такой ситуации, тем больше шансов получить свои деньги обратно.
Страховой депозит при займе денег что это
Аренда квартир, как и других жилых помещений, это достаточно сложный процесс. Во время заключения договора аренды оба участника рискуют попасть на мошенников или просто недобросовестных людей, из-за которых рискуют потерпеть убытки. Исходя из этого многие собственники стали ставить требование о выплате страхового депозита. Понятие это не новое, но сталкиваться с ним приходится достаточно редко.
Страховой депозит – определенная денежная сумма, которая выплачивается наймодателю жильцами. Суть данного платежа состоит в том, что в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, хозяин просто оставит эти деньги себе и возместит ущерб за их счет. При этом ему не придется искать жильцов, просить у них компенсаций или обращаться в суд для получения компенсации.
На практике при заключении договора найма жилого помещения зачастую путают понятия залог, страховой депозит и взнос арендной платы на последний месяц проживания (надо отметить, что и такого понятия в юриспруденции нет – это не что иное, как предоплата). Наиболее юридически грамотно предусмотреть в договоре несколько самостоятельных пунктов: о залоге – с его помощью гарантируется оплата последнего месяца проживания нанимателя (если последний месяц оплачивается в обычном порядке – он возвращается); о страховом депозите – в случае отсутствия ущерба имуществу займодателя или третьих лиц он подлежит возврату нанимателю в полном объеме; предоплата за последний месяц – единовременное внесение суммы, равной сумме арендной платы за несколько месяцев.
Что значит страховой депозит при аренде квартиры
Практически всегда квартиры в аренду сдают вместе с мебелью и бытовой техникой. Наличие шкафа, дивана, холодильника, плиты и многого другого сильно облегчает жизнь арендатору, который может просто заплатить арендную плату и въезжать, ни о чем не заботясь. Но с другой стороны, есть хозяин, который, сдавая свое имущество, подвергается постоянным рискам. Эти риски выглядят следующим образом:
• Порча имущества или воровство;
• Нанесение вреда сантехнике или в целом ремонту;
• Накопление неоплаченных коммунальных счетов;
• Уход арендатора без уплаты за проживание;
• Залив соседей.
Этот список можно продолжать бесконечно долго, но суть остается одной – займодатель рискует понести потери из-за нерадивых жильцов.
Важно знать, что в правовых документах нет указаний данного пункта касательно договора аренды или найма. Это означает, что он не является обязательным. Также стоит сразу разобраться с тем, что можно называть ущербом, а что нет. В ходе аренды жильцам передаются вещи, которые они регулярно используют. Длительное пользование вещью непременно приведет к тому, что она потеряет товарный вид и будет явно не новой. Так вот, подобное считается амортизацией, а вовсе не ущербом. То есть если имущество немного потеряло товарный вид, но по-прежнему исправно – ни о каком возмещении не может быть и речи. В свою очередь, если жильцы что-то сломали, разбили, сожгли или украли, это ущерб, который может компенсироваться за счет страхового депозита. Страховой депозит – величина договорная, и зачастую она приравнивается к сумме месячного платежа за аренду квартиры.
Как оформить договор найма правильно
Конечно, можно составить дополнительный договор о создании страхового депозита. Но куда легче просто внести данный пункт еще одним условием договора. При этом следует не просто написать «Страховой депозит – 5000 рублей», а расписать, куда и как эта сумма может быть потрачена владельцем квартиры. Также указать, когда деньги будут переведены на депозитный счет. Вносить подобный пункт в договор аренды или найма и детально его описывать можно на основании статьи 329 Гражданского кодекса РФ. Также в данной статье говорится о том, что когда речь идет о страховом депозите, должна быть точно определена сумма, условия и сроки. Зачастую страховой депозит передают или в руки владельцу недвижимости, или открывают депозитный счет в банке. Открыть страховой депозит можно в абсолютно любом банке, ведь это простая и стандартная банковская процедура.
Подобный вариант является наиболее безопасным, ведь каждый из участников знает, где хранятся деньги. Помимо этого, сумма депозита постоянно растет за счет процентов. Можно передать сумму наличными собственнику, но тогда обязательно необходимо взять у него соответствующую расписку о том, что он принял деньги. Также участники договора могут выбрать любой удобный для себя вариант.
Следует обратить внимание на то, что страховой депозит имеет серьезную связь с актом приема-передачи имущества. Специалисты рекомендуют всегда составлять акт приема-передачи, ведь этот документ позволяет полностью указать перечень сдаваемого имущества и указать его состояние.
Использование страхового депозита будет распространяться именно на ущерб вещам, которые были указаны в акте приема-передачи как исправные.
Когда не берется страховой депозит при аренде квартиры
Сразу следует сказать, что условие страхового депозита не является обязательным для внесения в договор. Очень много договоров аренды и найма заключаются без этого условия. Но все же есть обстоятельства, при которых включать этот пункт не лучшая затея:
• Сдаваемое помещение не имеет никакой мебели и техники;
• В сдаваемом помещении нет дорогого ремонта или вообще каких-либо ценных вещей.
Одним словом, все зависит от желания собственника. Если ему не жалко вещей или он уверен в своих жильцах, он имеет полное право опустить пункт о страховом депозите при составлении договора.
Возврат страхового депозита
Возврат страхового депозита жильцам обязательная процедура, которая свидетельствует о решении всех вопросов относительно имущества и его состояния.
Если все имущество было передано хозяину назад в целости и сохранности, он должен вернуть сумму страхового депозита в полном размере. Также если депозит находился в банке, все полученные проценты от суммы тоже должны быть переданы нанимателям.
В случае если ущерб имуществу все-таки был нанесен, необходимо действовать следующим образом. Владелец имущества должен заявить об ущербе жильцам, а после они должны вместе обговорить, какая сумма должна уйти на покрытие ущерба или затрат на ремонт. Легче всего, когда речь заходит о бытовой технике, ведь легко узнать ее цену и стоимость ремонта. Куда сложнее дело обстоит, когда речь идет о повреждении плитки, линолеума, паркета или других покрытий. Если владелец и квартиранты смогли договориться, то оговоренная сумма остается у займодателя, а остаток передается нанимателям. Если же к общему знаменателю прийти не удалось, владелец имеет полное право обратиться в суд. Это же право имеет и наниматель, если владелец не хочет возвращать средства страхового депозита или просит слишком большую компенсацию. Нередки случаи, когда ущерб намного превышает сумму страхового депозита. В таком случае стороны могут либо самостоятельно договориться, либо обратиться в суд для определения суммы, которая покроет причиненный ущерб.
Преимущества и недостатки аренды со страховым депозитом
Для начала рассмотрим преимущества аренды со страховым депозитом для владельца сдаваемого жилья:
• Можно не переживать о сохранности имущества. Как показывает практика, если есть страховой депозит, то наниматели аккуратнее и бережнее относятся к имуществу;
• Нет риска, что жильцы не оплатят коммунальные платежи. Только важно не забыть указать в договоре, что страховой депозит может быть использован на оплату коммунальных услуг;
• Нет риска, что арендаторы сбегут и не компенсируют ущерб.
Для арендатора подобный пункт не является полностью положительным. С одной стороны, если арендатор соглашается внести страховой депозит, владелец начинает к нему лучше относиться и больше доверять. С другой стороны, если владелец недобросовестный, а акт приема-передачи был составлен небрежно, арендатор может лишиться денег за якобы кражу или ущерб каким-либо вещам. Чтобы этого избежать, необходимо максимально внимательно изучать тексты всех документов перед подписанием. Очень часто страховой депозит еще называют оплатой за последний месяц проживания. Это достаточно удобно, ведь собственник сразу получает необходимую сумму, а наниматель может в конце срока действия договора за счет этой суммы прожить последний месяц. Рассмотрим перечень всех пунктов, которые следует указать в договоре для избегания большинства проблем и разногласий:
• Акт приема-передачи;
• Страховой депозит;
• Порядок возмещения ущерба;
• Права и обязанности каждой стороны;
• Условия возврата страхового депозита;
• Условия расторжения договора.
Подведем итог: страховой депозит это довольно удобный и действенный инструмент на рынке аренды жилья, который помогает избежать возникновения недоразумений между собственником и арендатором. Потратив немного времени на составление договора и оформление акта приема-передачи, стороны в дальнейшем могут не волноваться о возможных убытках.
Что такое банковский депозит?
Депозит в банке – это размещение денежных средств на банковском счете за определенный установленный доход в виде процентной ставки. Обязательные условия существования депозита – возвратность денег клиенту, срочность (действия соглашения в течение конкретного срока), платность (выплата вознаграждения клиенту за предоставленные деньги).
Простыми словами депозит – это деньги, которые клиент отдал банку в пользование в обмен на регулярный доход. Это один из самых простых способов инвестирования, потому что для него не нужны специализированные знания. При этом прибыль гарантированная и стабильная. Риски минимальны, потому что депозиты физических лиц застрахованы.
Банковские вклады и депозиты – есть ли отличия?
По сути, вклад и депозит – это одно и то же. Депозит – это англицизм, который переводится как «банковский вклад, вложение, сдача на хранение». В русскоязычной среде эти два слова являются синонимами.
Однако есть небольшие смысловые отличия в значении двух понятий. Термин «вклад» предполагает только денежные вложения. Депозит очерчивает более широкий круг инструментов инвестирования:
Более того, депозит не всегда обеспечивает прибыль, потому что ценные вещи могут быть переданы только на хранение. А понятие вклада подразумевает обязательный доход от размещения денежных средств.
Виды депозитов
Выделить депозиты в отдельные группы можно по разным критериям. Самый популярный критерий – срок – делит все вклады на две большие группы:
Бессрочные депозиты – это вклады до востребования. Главная цель таких вкладов – не получение прибыли, а комфортное управление денежными средствами на счету. Разрешается снимать деньги в любой момент, переводить их, пополнять счет без ограничительных сумм.
При этом процентная ставка минимальна – 0,01% годовых. Низкая ставка обусловлена тем, что банкам не выгодны неопределенные сроки вклада: так трудно использовать средства вкладчиков.
Срочные вклады – те, что ограничиваются конкретным периодом, прописанном в договоре. Они делятся на три группы:
Если снять деньги раньше установленного срока, то процентная ставка сократится до уровня ставки вклада до востребования.
Другие виды банковских вкладов:
Условия депозитов в банках
Все условия детально прописываются в договоре. Предварительно ознакомиться с ними можно на официальных порталах банков или специализированных сайтах, которые собирают информацию из всех российских кредитно-финансовых организаций.
Условия напрямую зависят от вида депозита и самого банка. Основные параметры:
Для наглядности условия вкладов в крупных банках мы разместили ниже.
Предложения банков
В таблице ниже собраны самые доходные вклады для физических лиц крупнейших российских банков. Предложениями с дополнительными условиями (инвестиционное страхование, взносы в частные пенсионные фонды и т.д.) не рассматривались.
Как видно из таблицы, самые высокие процентные ставки – у «негибких» вкладов в банке. То есть у тех, которыми неудобно управлять: нет пополнения и частичного снятия.
У вкладов с инвестиционным страхованием и другими подобными условиями процентная ставка возрастает в среднем до 7%.
Как рассчитать проценты по вкладу?
Рассчитать доходность можно самостоятельно или с помощью онлайн-калькулятора. Второй способ гораздо проще и быстрее. Нужно всего лишь указать базовые данные о депозите – срок действия и сумму вложений. Как правило, данные о процентной ставке уже содержатся в калькуляторе. Сервисы по расчету есть на официальных сайтах банков, а также на финансово-информационных порталах.
Для самостоятельного подсчета нужно использовать формулу (без капитализации процентов):
С – процентная ставка
D – количество дней в году
Часто при самостоятельном подсчете совершаются ошибки. Для более точного расчета лучше использовать таблицы EXCEL. Также можно обратиться за консультацией к сотруднику банка.
Для расчета доходности вкладов с капитализацией нужно использовать более сложную формулу, в которой учитывается каждый месяц.
Страхование банковских депозитов
Физические лица могут не переживать за сохранность своих сбережений, если выбранный банк участвует в программе государственного страхования вкладов. Проверить этот факт можно на сайте Агентства по страхованию вкладов – организации, которая отвечает за программу страхования.
Чтобы обезопасить депозит, вкладчикам ничего делать не нужно. Страхованием занимается банковская организация. Денежная компенсация выплачивается в двух случаях:
Агентство по страхованию вкладов возмещает 100% депозита, но не больше, чем 1 400 000 рублей в одном банке. Если сумма вложений вкладчика больше, советуем хранить ее в разных банках. Учитывайте, что разные филиалы – это все равно одна организация. Поэтому максимальная сумма выплат будет 1,4 млн рублей.
Что нужно для возврата денег при наступлении страхового случая?
Как открыть депозит – инструкция
Для создания депозита нужно пройти три простых шага. Для офлайн оформления:
Онлайн процедура открытия гораздо проще. Но чтобы ее совершить, необходимо уже являться клиентом банка – нужен доступ в мобильный или интернет банк. Алгоритм действий:
У онлайн оформления есть несколько преимуществ. Во-первых. Банки часто предлагают повышенную ставку. Во-вторых, так удобней следить за счетом и полученной прибылью. Никаких походов в банк и очередей за выписками со счета.
Чем отличается депозит от вклада
Предположим, у вас есть некая сумма денег, которую вы хотите передать банку на хранение. Организация заключит с вами договор, где укажет условия хранения, в том числе срок и проценты.
Что такое вклад
Иван и Марина копят деньги на первоначальный взнос для ипотеки. Чтобы не хранить большую сумму дома и упростить процесс накопления, они решили открыть вклад. Это поможет им не только сохранить средства, но и увеличить начальную цифру.
Различают два способа хранения: срочный и бессрочный (до востребования).
До востребования | Срочный |