сторешников что делать характеристика
Сторешников в романе «Что делать?»: характеристика, образ, описание
Сторешников. Кадр из телеспектакля 1971 г. |
Господин Сторешников является одним из ярких второстепенных персонажей романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
В этой статье представлена цитатная характеристика Сторешникова в романе «Что делать?»: образ героя, описание его характера, а также история его отношений с Верой Павловной и т.д.
Сторешников в романе «Что делать?»: характеристика, образ, описание
Господин Сторешников является владельцем большого многоквартирного дома на Гороховой улице в Санкт-Петербурге. В одной из съемных квартир этого дома живет семья главной героини Веры Павловны:
Михаил Иванович Сторешников является видным, красивым мужчиной:
О внешности Сторешникова известно следующее:
Он является офицером и уже 9 лет служит в каком-то полку:
«– На вас, если не ошибаюсь, мундир такого‑то полка?
– Да, я служу в таком‑то полку, – отвечает Михаил Иваныч.
Сторешников принадлежит к состоятельной, хорошей фамилии, по словам его матери:
По документам Михаил Иванович является хозяином этого большого дома на Гороховой, но на деле домом управляет его мать Анна Петровна Сторешникова:
Известно, что отец Михаила умер около 15 лет назад, в 1837 г.:
Сторешников является богатым человеком, но в высшем свете Петербурга есть люди еще более высокого статуса, как например, его приятели Жан и Серж. По своему положению в высшем свете Сторешников «едва цепляется за хвост» Сержа и Жана:
Михаил Сторешников – гадкий, низкий, бесчестный человек, по мнению Веры:
«Вчера вы взяли ложу, чтобы выставить меня вашим приятелям, как вашу любовницу. Я не буду говорить вам, что это бесчестно: если бы вы были способны понять это, вы не сделали бы так.»
Он является гнусным гадким, низким человеком и негодяем, по мнению француженки Жюли:
В то же время Жюли считает Сторешникова незлым, добрым человеком, хотя и недалеким:
Сторешников – человек с ограниченным умом, по словам автора:
Михаил Иванович является дураком, по мнению Марьи Алексеевны, матери Веры. Женщина за глаза называет его «Мишкой дураком». Позже она приходит к выводу, что он не такой уж дурак:
Он является бесхарактерным человеком, по словам автора:
По мнению Жюли, Сторешников – слабохарактерный человек, поэтому ему нужна женщина, которая бы им руководила им:
Михаил Иванович – несамостоятельный человек по своей природе, по словам автора:
Сторешников боится своей матери, несмотря на то что является уже взрослым мужчиной:
Недалекий, ограниченный и бесхарактерный Сторешников пасует перед женщинами с умом и характером, потому что у него нет ни того, ни другого:
Он склонен по уши влюбляться в женщин, которые отвергают его ухаживания, по мнению Жюли. Так, когда Вера Павловна отказывается даже общаться с ним, его страсть к ней только усиливается:
Сторешников и Вера Павловна
Увлекшись красавицей Верой, Сторешников даже бросает свою любовницу француженку Адель:
– Адель поссорилась со мною, к несчастью.
Офицер хотел сказать что‑то, но промолчал.
Сторешников распускает слухи в своем окружении о том, что Вера его любовница. Тем самым он поступает подло, так как порочит честное имя невинной девушки. Однажды в опере Вера слышит разговор Сторешникова с приятелями, в котором он говорит о ней как о своей любовнице. Это очень расстраивает бедную Веру:
Жан, приятель Сторешникова, не верит так легко его словам и требует доказательств. В частности Жан просит Сторешникова привезти Веру на следующий день на их общий ужин. В противном случае Сторешников рискует лишиться дружбы Жана, Сержа и их круга общения:
«– Врешь, мой милый, врешь, – сказал Жан и зевнул.
– Докажи. Я человек положительный и без доказательств не верю.
– Какие же доказательства я могу тебе представить?
Сторешников хочет любой ценой выиграть это пари, чтобы не потерять приятельские отношения с Жаном и Сержем. Для этого он решает отвезти Веру и ее мать на прогулку за город, а затем пригласить их в тот самый ресторан. В ресторане он надеется подсыпать матери Веры сильнодействующее вещество, от которого та потеряет сознание. В этот момент Вера растеряется, и он ненадолго заведет ее в комнату, где Жан и другие будут ужинать. Таким образом Сторешников надеется выиграть пари, ведь формально он приведет Веру в ресторан, хотя бы и на 5 минут. Сторешников прекрасно знает, что этим поступком он может разрушить честную репутацию Веры, которую потом буду считать женщиной «легкого поведения». Он надеется потом компенсировать этот позор деньгами:
Тем временем Жюли вмешивается в ситуацию. Во-первых, она предупреждает Веру о подлых планах Сторешникова и его пари с Жаном. Во-вторых, Жюли предлагает Сторешникову свою помощь в пари: она готова попросить Жана отложить ужин на неопределенный срок, так что пари со временем забудется само собой. Взамен Жюли просит Сторешникова прекратить распространять клевету о бедной Вере как о своей любовнице. Тот с радостью соглашается на эту сделку:
«И тем же длинным, длинным манером официального изложения она сказала, что может послать Жану письмо, в котором скажет, что после вчерашней вспышки передумала, хочет участвовать в ужине, но что нынешний вечер у нее уже занят, что поэтому она просит Жана уговорить Сторешникова отложить ужин – о времени его она после условится с Жаном.
Наконец и условия. Их два: – «Первое: вы прекращаете всякие преследования молодой особы, о которой мы говорим; второе: вы перестаете упоминать ее имя в ваших разговорах».
При этом Жюли советует Сторешниковуподумать о том, чтобы жениться на Вере. По мнению Жюли, умная, красивая и добрая Вера помогла бы быть ему прекрасной женой:
Сторешников прислушивается к совету Жюли и решает жениться на Вере:
«Самолюбие было раздражено вместе с сладострастием. Но оно было затронуто и с другой стороны: «она едва ли пойдет за вас» – как? не пойдет за него, при таком мундире и доме? нет, врешь, француженка, пойдет! вот пойдет же, пойдет!
Была и еще одна причина в том же роде: мать Сторешникова, конечно, станет противиться женитьбе – мать в этом случае представительница света, – а Сторешников до сих пор трусил матери и, конечно, тяготился своею зависимостью от нее. Для людей бесхарактерных очень завлекательна мысль: «я не боюсь; у меня есть характер».
Сторешников делает Вере предложение, но та отказывает ему:
Тем временем мать Сторешникова выступает против его брака с Верой, но скандалы и обмороки матери не останавливают молодого человека, а даже подзадоривает его:
Когда Вера отказывает ему, Сторешников умоляет ее дать ему время, чтобы заслужить ее прощение. Он обещает ей быть покорным и послушным. Вера из жалости соглашается отсрочить ответ, хотя и считает, что решение будет точно таким же:
В течение 3-4 месяцев Сторешников настойчиво ухаживает за Верой и становится как шелковый. Он всячески пытается угодить ей, чтобы добиться ее руки:
Он дарит Вере подарки через ее мать. При этом злая мать забирает почти все вещи себе и лишь некоторые из них передает самой Вере:
В конце концов вера тайно венчается со студентом-медиком Лопуховым, а Сторешникову приходится смириться с этой неудачей:
Оставшись без Веры, Сторешников пьянствует первые две недели, а затем мирится со своей любовницей Адель:
Это была цитатная характеристика Сторешникова в романе «Что делать?» Н. Г. Чернышевского: образ, описание характера, история отношений с Верой Павловной и т.д.
Характеристики главных героев Что делать, Чернышевский. Их образы и описание
Характеристики главных героев
Главная героиня романа. Это красивая, стройная девушка с южным типом лица. У нее черные волосы и смуглая кожа. До встречи с Лопуховым проживала с матерью, отцом и братом Федей на Гороховой улице в Петербурге. Отец Веры был управляющим доходным домом, а мать давала деньги под проценты и мечтала выдать дочь за богатого человека. Подробнее>>>
Один из главных персонажей романа, друг Лопухова, разночинец, впоследствии муж Веры Павловны. Это высокий, хорошо сложенный человек с темно-русыми волосами и темно-голубыми глазами. У него продолговатое, волевое лицо замечательной белизны и прямой, греческий нос. Он с 12 лет работал, во всем помогал отцу. Подробнее>>>
Один из главных героев романа, муж и друг Веры Павловны, студент медицинской академии, сын рязанского помещика. В дом Розальских он попадает как учитель Феди. Там он знакомится с Верочкой и сочувствует ее трудному положению в семье. Лучшим другом Лопухова является Кирсанов. Подробнее>>>
Персонаж романа, имеющий важное предназначение в жизни главных героев, по словам автора «особенный человек», друг Лопухова, молодой человек из дворянской среды. Это честный и самоотверженный человек. Он с ранних лет поставил себе цель укреплять волю и стать физическим крепким. Ради этого на несколько часов в день он становился чернорабочим. Подробнее>>>
Полозова Катерина Васильевна
Чарльз Бьюмонт
Мерцалов
Священник и друг Лопухова, который обвенчал их с Верой Павловной. В дальнейшем, он стал вместе со своей женой близким другом для Веры Павловны.
Мерцалова
Жена священника Мерцалова и близкая подруга Веры Павловны. Со временем она стала заведовать одной из её швейных мастерских.
Жюли
Соловцов (Жан)
Один из самых мерзких героев романа. Сначала он заключил пари на Веру Павловну со Сторешниковым. А потом сватался к Катерине Полозовой, да так, что вскружил ей голову. Он её совершенно не любил, но Катин отец тогда ещё был миллионером, поэтому он хотел его деньги. В будущем, она разобралась, кто он такой и отменила свадьбу.
Полозов
Отец Катерины, отставной ротмистр или штаб-ротмистр, бывший миллионер. Когда-то он женился на купчихе, удачно распорядился её приданым, и заработал 3-4 миллиона. В 60 лет поссорился с одним нужным человеком и потерял почти все деньги.
Сторешников
Жених Веры Павловны, за которого её хотела выдать замуж мать. Он её не любил, даже спорил на неё, как на свою любовницу.
Марья Алексевна
Мать Веры Павловны. Она очень не любила свою дочь, постоянно кричала на неё и всё мечтала выдать за богатого жениха. Из-за неё Вере Павловне пришлось сбежать из дома, выйдя замуж за Лопухова.
Отец Веры
Второстепенный персонаж, не имеющий своего мнения отец Веры Павловны. Живёт под каблуком у жены.
Крюкова
Серж
Эпизодический персонаж, друг Жюли.
Адель
Эпизодический персонаж, подруга Сторешникова.
Федя
Эпизодический персонаж, брат Веры Павловны.
Матрёна
Эпизодический персонаж, прислуга в доме Вериных родителей.
Маша
Эпизодический персонаж, горничная у Веры Павловны.
Рахель
Эпизодический персонаж, торговка старой одеждой.
Мосолов
Эпизодический персонаж, друг траурной дамы.
Никитин
Эпизодический персонаж, друг траурной дамы.
Жан Соловцов в романе «Что делать?»: характеристика, образ, описание
Голова мужчины. Художник Эдгар Дега |
Жан Соловцов является одним из второстепенных персонажей знаменитого романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
В этой статье представлена цитатная характеристика Жана Соловцова в романе «Что делать?», образ, описание внешности и характера героя.
Жан Соловцов в романе «Что делать?»: характеристика, образ, описание
Господин Соловцов является статским человеком, то есть гражданским, не военным. Судя по всему, он служит чиновником:
Жан является представителем высшего общества Петербурга. Это настоящий светский человек, человек хорошего тона, который держит себя изящно:
Жан Соловцов – очень плохой, совершенно бездушный человек и гадкий развратник, по словам его знакомого господина Полозова. Для порядочной женщины брак с Жаном хуже смерти, по мнению Полозова и самого автора:
«– Да почему ж вы так упорствуете? Я очень верю, что он нехороший человек; но неужели же уж такой дурной, что жизнь с ним хуже смерти?
Жан является низким, гнусным человеком, по мнению его знакомой француженки Жюли:
Не так давно Жан повенчался с некой Бертой. Судя по всему, она является француженкой. Венчание состоялось перед рождеством, за несколько месяцев до событий, описанных в первой главе. Официант до сих пор помнит их от роскошный свадебный ужин:
«M‑lle Жюли будет так добра, что привезет Сержа, я привезу свою миленькую Берту, ты привезешь ее. Если привезешь – я проиграл, ужин на мой счет; не привезешь – изгоняешься со стыдом из нашего круга! – Жан дернул сонетку; вошел слуга. – Simon, будьте так добры: завтра ужин на шесть персон, точно такой, как был, когда я венчался у вас с Бертою, – помните, пред рождеством? – и в той же комнате.
– Как не помнить такого ужина, мсье! Будет исполнено.
При этом развратник Жан изменяет Берте с девушкой по имени Лотхен, судя по всему, немкой по происхождению. Жана не смущает то, что он недавно повенчался. При этом Жан не скрывает свои любовные похождения и прямо говорит о них со своим приятелем Сторешниковым:
В 1852 г., в первой главе романа, описывается эпизод, в котором офицер Сторешников врет своим знакомым Жану и Сержу о том, что красавица Вера Павловна Розальская является его любовницей. Жан требует, чтобы Сторешников в качестве доказательства привез Веру Павловна завтра на ужин в ресторан. В противном случае Жан разорвет дружбу с вруном. В конце концов это пари ничем не заканчивается благодаря Жюли, которая вовремя вмешивается в ситуацию:
Спустя 3 года, в 1855 г., Жан Соловцов начинает ухаживать за дочерью миллионера, 17-летней Катериной Полозовой. Однако Жана интересует богатство девушки, а не она сама. Отец предупреждает Катерину о том, что Соловцов – очень плохой человек, которому не место рядом с порядочной девушкой. Она прислушивается к совету отца и отдаляется от Соловцова:
Стоит отметить, что Жан был повенчан с Бертой. Если Берта жива и их венчание не было аннулировано, то, по церковным нормам XIX века, Жан не имеет права венчаться с другой женщиной. Судя по всему, самого Жана эта ситуация не смущает.
Соловцов не хочет упускать богатую невесту. Видя ее холодность, он решается на хитрый ход: он перестает ездить к Полозовым и начинает тайно слать Катерине любовные письма. Этот способ обольщения срабатывает: спустя два месяца таких писем девушка влюбляется в Жана. Катерина знает, что отец будет против этого брака, поэтому она буквально заболевает от своей несчастной любви:
«Она стала холодна с ним; и может быть, все обошлось бы благополучно; но отец, по своей горячности, пересолил; и очень немного пересолил, но ловкому Соловцову было довольно и этого. Он видел, что ему надобно играть роль жертвы, как же найти предлог, чтобы стать жертвою? Полозов раз как‑то сказал ему колкость, Соловцов с достоинством и печалью в лице простился с ним, перестал бывать. Через неделю Катерина Васильевна получила от него страстное и чрезвычайно смиренное письмо, в том смысле, что он никогда не надеялся ее взаимности, что для его счастия было довольно только видеть ее иногда, даже и не говорить с нею, только видеть; что он жертвует и этим счастьем и все‑таки счастлив, и несчастлив, и тому подобное, и никаких ни просьб, ни желаний. Он даже не просил ответа. Такие письма продолжали приходить и, наконец, подействовали.
Через полгода любовных страданий Катерина так слабеет, что оказывается на грани жизни и смерти, в шаге от чахотки (туберкулеза). Тогда за ее лечение берется умный и проницательный доктор Александр Кирсанов. Кирсанову удается убедить старика Полозова уступить дочери и дать ей время самой разочароваться в женихе. В итоге отец объявляет, что свадьба будет через 3 месяца:
Спустя две недели после объявления о свадьбе Катерина уже чувствует себя совершенно здоровой. Она начинает присматриваться к своему жениху Жану и обнаруживает в нем серьезные недостатки:
Полная сомнений, Катерина решает отложить свадьбу и сообщает об этом Жану. Тот вдруг теряет самообладание и показывает ей свое истинное лицо. Он обвиняет невесту в том, что та слишком зависит от отца, что далеко не правда. Слова Жана оскорбляют Катерину, и она тут же разрывает отношения с ним:
«Успех объяснения Катерины Васильевны с женихом превзошел надежды Кирсанова, который думал, что Соловцов сумеет соблюсти расчет, протянет дело покорностью и кроткими мольбами. Нет, при всей своей выдержанности, Соловцов не сдержал себя, увидев, что огромное богатство ускользает из его рук, и сам упустил слабые шансы, остававшиеся ему. Он рассыпался резкими жалобами на Полозова, которого назвал интригующим против него; говорил Катерине Васильевне, что она дает отцу слишком много власти над собою, боится его, действует теперь по его приказанию. А Полозов еще и не знал о решении дочери отложить свадьбу; дочь постоянно чувствовала, что он оставляет ей полную свободу. Упреки отцу и огорчили ее своею несправедливостью, и оскорбили тем, что в них выказывался взгляд Соловцова на нее, как на существо, лишенное воли и характера.
– Вы, кажется, считаете меня игрушкою в руках других?
О дальнейшей судьбе Жана ничего не известно.
Это была цитатная характеристика Жана Соловцова в романе «Что делать?» Чернышевского, образ, описание внешности и характера персонажа.
Мир “пошлых людей” в романе Чернышевского “Что делать?”
Действие романа “Что делать?” начинается с описания мира “пошлых людей”. Это требовалось не только для развития сюжета, но и в связи с необходимостью создать фон, на котором ярче проявляются особенности “новых людей”.
Героиня романа – Вера Павловна Розальская – выросла в мещанской среде. Ее отец, Павел Константинович, – мелкий чиновник, управляющий домом богатой дворянки Сторешниковой. Главная роль в семье Розальских принадлежит матери Веры Павловны – Марье Алексеевне, грубой, жадной и пошлой женщине.
Подвыпившая Марья Алексеевна в минуту откровенности говорит дочери: “… Только нечестным да злым и хорошо жить на свете… У нас в книгах написано: старый порядок тот, чтобы обирать да обманывать, А это и правда, Верочка.
Значит, когда нового-то порядка нет, по старому и живи: обирай да обманывай…” Жестокая бесчеловечность этого старого порядка, калечившего людей, – вот основная мысль рассказов о “пошлых людях”. Во втором сне Веры Павловны Марья Алексеевна скажет ей: “Ты ученая – на мои
И хотя Чернышевский утверждает, что это может сделать каждый, в действительности он имеет в виду совсем не каждого, а передовую молодежь, обладающую громадной душенной силой. Большинство людей оставались еще на уровне взглядов Марьи Алексеевны, и Чернышевский не рассчитывал на их быстрое перевоспитание.
Объясняя закономерность существования нечестных и злых людей в социальных условиях того времени, Чернышевский вовсе не оправдывает их. Он видит в Марье Алексеевне не только жертву обстоятельств, но и живую носительницу зла” от которого страдают другие люди. И писатель беспощадно разоблачает хитрость, алчность, жестокость, духовную ограниченность Марьи Алексеевны.
Чернышевский говорит об аристократах, которые ведут паразитический образ жизни, Таковы семейство Сторешниковых, Серж и другие представители высшего общества. Анна Петровна Сторешникова и ее сын не обладают ни умом, ни характером, но они имеют деньги и поэтому смотрят свысока на других людей. Михаил Сторешников – совершенное ничтожество по сравнению с Верой Павловной – думает, что за деньги он может купить ее любовь, а его мать надает в обморок от одной мысли, что “сын хорошей фамилии” может жениться “бог знает на ком”.
Особое место в этом пошлом мире занимает Жюли. Она умна и добра, но не смогла устоять в жизненной борьбе и, пройдя через многие унижения, заняла “видное” положение, стала содержанкой офицера-аристократа. Окружающее общество она презирает, но не видит для себя возможности другой жизни. Жюли непонятны духовные стремления Веры Павловны, но она искренне старается помочь ей.
Ясно, что в других условиях Жюли была бы полезным членом общества.
Среди действующих лиц романа отсутствуют те, кто стоит на страже старого мира, защищая существующий порядок. Но Чернышевский не мог пройти мимо этих охранителей и вывел их в лице “проницательного читателя”, с которым полемизирует в своих авторских отступлениях. В диалогах с “проницательным читателем” автор подвигает уничтожающей критике взгляды воинствующих обывателей, составляющих, как он говорит, большинство литераторов: “Новые люди”, говорит автор, обращаясь к “проницательному читателю”, “хлопочут и придумывают всякие шутки не менее усердно, чем ты для своих целей, только цели-то у вас различные, поэтому и штуки придумываются не одинаковые тобою и ими: ты придумываешь дрянные, вредные для других, а они придумывают честные, полезные для других”.
Именно такие “проницательные господа” и расправились в. свое время с Чернышевским и его романов.