столбы в море для чего
Столбы в море для чего
Смотреть что такое «Буны» в других словарях:
БУНЫ — (Harbour booms) плавучая цепь из бревен для ограждения какого либо участка торгового порта. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Буны плавающая цепь из бревен для ограждения… … Морской словарь
Буны — сооружения для укрепления берегов в борьбе с абразией. Предоставляют собой поперечные железобетонные стены, устанавливаемые перпендикулярно, или под углом к линии берега … Геологические термины
буны — [нем. Buhne] – полузапруды, поперечные дамбы (см.), выдвинутые от берега в русло реки Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка
БУНЫ БЕРЕГОВЫЕ — один из типов укрепления берега в морских портах, служащий для защиты прилегающего пляжа, а иногда для защиты прибрежных частей моря от размыва береговыми течениями. Сооружаются на пляже и на руслах прибрежных потоков. Самойлов К. И. Морской… … Морской словарь
БУНЫ МОРСКИЕ — небольшие по протяженности молы для активной защиты берегов от абразии, расположенные гр., обычно по нормали или под некоторым углом к береговой линии (в зависимости от преобладающего направления волн). Гребень Б. м. выступает па 0,5 1,0 м над ур … Геологическая энциклопедия
Молы, волнорезы, пирсы, траверсы, буны, дамбы (уходящие в воду), шпоры — 7.8.38. Молы, волнорезы, пирсы, траверсы, буны, дамбы (уходящие в воду), шпоры отчетливо изображаются на аэроснимках, где их светлые полоски резко контрастируют с темной поверхностью воды. Многие из названных объектов начинаются на берегу, другие … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Реки — Вода, выпадающая в виде дождя, немедленно после ее падения, а выпавшая в виде снега, крупы, града после их таяния, течет частью по поверхности почвы, частью просачивается в почву и выходит наружу в виде родников (источников, ключей). Та и другая… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Реки, техническое значение — В отношении задач гидротехники различают три группы Р.: 1) горные ручьи, потоки и Р., имеющие значительный уклон, быстрое, иногда стремительное, а местами бурное течение и вследствие этого влекущие крупные наносы, этими наносами русло Р. в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
БЕРЕГОУКРЕПИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ — гидротехнические сооружения для защиты берегов от размыва и обрушения, вызываемых волнением, течениями, воздействием льда, а также от грунтовых вод, выходящих на откосе, и поверхностных вод, стекающих с берега. По характеру взаимодействия с… … Морской энциклопедический справочник
БЕРЕГОУКРЕПИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ — сооружения для защиты берегов водоёмов, участков мор. побережий от разрушающего воздействия волн, течений, напора льда и др. природных факторов. По характеру взаимодействия с водным потоком Б.с. подразделяют на активные, использующие поток для… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Для чего в Сочи пирсы?
«Понаставили эти бетонные глыбы, уже все разваливаются — весь вид портят!», — подумали вы, впервые увидев сочинские пирсы. Что же это за «глыбы» такие, и нужны ли они вообще нам, — сейчас разберёмся.
Итак, начнём с самого начала. В начале 20-го века пляжи в Сочи были песчаные. Примерно с 1930 года Сочи начал расстраиваться уже как город-курорт, и именно в этот период пляжи начали исчезать. Но почему?
Во-первых, в 1934 году началось строительство сочинского морского порта. Тем самым природное равновесие в нанесении гальки с реки Сочинки в море было нарушено, так как естественный пляж не наполнялся этими береговыми запасами.
Во-вторых, так как строительство в Сочи в то время протекало достаточно активно, гальку и песок для бетона тоже забирали с пляжей.
Короче говоря, город отстраивался, а пляжи, наоборот, исчезали. Возник риск такого же исчезновения в дальнейшем из-за моря домов и зданий, расположенных близко к морской линии. Тут-то все и призадумались…
Только после того как за Сочи закрепили статус города-курорта, начались бурные постройки искусственных пляжей. Морской берег засыпали тоннами гальки, в определённых местах ставили волноломы, на всех пляжах каждые 60−120 метров были поставлены волнорезы, или, как все их называют, — пирсы. Они защищают пляжи от больших волн, как бы разрезая их. Вся эта система защищала берег от шторма.
Таким образом, сочинцы отвоевали у Чёрного моря какую-то часть суши. Такая борьба, конечно, продолжается и сейчас, ведь прогресс не стоит на месте, и в Сочи постоянно строится что-то новое. С одной стороны, это хорошо, с другой — строящиеся сооружения не дают рекам, впадающим в море, донести гальку и песок для естественного укрепления берега, и поэтому город нуждается в искусственной неэстетичной защите. И, кстати, для многих пирсы несут не только защитную функцию. Например, рыбакам, которым намного удобнее рыбачить с пирса, нежели с берега.
Без пирсов, конечно, не было бы ни сочинских пляжей, ни набережной вдоль Чёрного моря. Но как же всё-таки страшно смотрится их разрушение. Очень хочется, чтобы пирсы в Сочи наконец-то отремонтировали и сделали более эстетичными. Ведь пляжи города постоянно заполняют туристы, приехавшие отдохнуть и полюбоваться шикарными пейзажами. А пока что, с такими пирсами, шикарным пейзаж не назовёшь…
Задали вопросы Юлии Зубарик, руководителю градостроительного бюро «Мастер’с план», финалисту конкурса проектов по реконструкции набережной Сочи и выяснили экспертное мнение по поводу пирсов в Сочи.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Новый английский термин «brinicle» от «brine» (океанская вода) и «icicle» (сосулька) обозначает столб воды в океане, более соленой и более плотной, чем окружающая вода, и очень холодной – холоднее льда.
Этот ледяной столб медленно спускается с поверхности океана до самого дна (здесь это Южный океан) и замораживает все на своем пути, включая обитателей океанского дна.
Кинооператоры Хьюг Миллер и Даг Андерсон (Hugh Miller et Doug Anderson) стали первооткрывателями неведомого ранее феномена во время своего присутствия в Антарктике. Над поверхностью океана кинооператоры нашли ледяные сталактиты, которые прожигают глубину океана в виде струи чрезвычайно холодной (практически замороженной) и очень соленой воды. Ученые наименовали этот феномен «бриниклы», а операторы, которые его наблюдали окрестили это явление «ледяным пальцем смерти».
Вода этой струи обладает гораздо большей плотностью, чем вся прочая окружающая ее вода океана, и к тому же температура этой струи гораздо ниже, она холоднее льда, буквально говоря. Как такое возможно ученые не могут пояснить. Ранее с подобным явлением никто не встречался и даже не догадывался о возможности присутствия такого!
Создается такое впечатление, что этот «Ледяной палец смерти» убивает все живое до чего прикасается, обращая все в лед. Это отчетливо можно увидеть на необыкновенном видео, которое предоставил канал BBC. Этот леденящий стремительный поток соленой воды как бурная внутриокеанская река мчится от поверхности до самых глубин океана и сметает все на своем пути. Все океанические животные (морские звезды и другие океанские организмы) раз за разом попадают в эту ледяную ловушку.
Возле вулканического острова Росса, где были определены подводные камеры BBC, операторы смогли найти и заснять 4 ледяных сталактита, которые создаются с очень большой скоростью и вправду заставляют леденеть кровь в жилах того, кто наблюдает за этим феноменом.
Биологи под руководством Бруно Эстебано утверждают, что жизнь на Земле вполне могла зародиться в полярных морях в «сосульках смерти» (подводные структуры), сообщают «Аргументы.ру»
«Сосульки смерти» представляют собой подводные сталактиты. Такое название они получили из-за того, что, образуясь на дне в местах, где в воду попадают примеси (эти сосульки – центр кристаллизации), на своем пути они убивают морские звезды и морских ежей.
Исследования биологов показали, что лед в «сосульках смерти» намного более пористый, чем в льдинах, и он выносит на поверхность моря соли.
Ученые не исключают, что эти же сосульки (другое название – бриниклы) в прошлом могли представлять собой что-то наподобие «химического сада» (в нем вырастали органические молекулы), быть центром формирования жизни.
Бриниклы также могли играть роль гидротермальных источников, использующихся в классических теориях зарождения жизни.
Первым это явление в 1974 г. подробно описал океанограф Силье Мартин (Seelye Martin). В настоящее время группа исследователей из Испании опубликовала исследование состава и структуры брайниклов, предложив модель механизма их формирования. Когда соленая океанская вода замерзает, она отдает соль, образуя пресный лед. Эта избыточная соль насыщает воду, остающуюся на поверхности льда и в полостях в ледяной толще.
В результате получаются ледяные резервуары, содержащие пересоленный раствор высокой плотности с очень низкой температурой замерзания: с увеличением солености эта температура снижается. Если лед трескается, эта плотная, тяжелая и экстремально холодная жидкость начинает опускаться ко дну в виде такого смертоносного потока, замораживая на своем пути все живое. Эта массовая гибель морских звезд, оказавшихся на пути брайникла, весьма впечатлила съемочную группу ВВС.
Студентам-химикам известен популярный наглядный эксперимент, называемый «коллоидный сад», когда в концентрированный солевой раствор добавляют соли определенных металлов, и при этом выпадает твердый осадок, образующий стройные ветвящиеся структуры, похожие на инопланетные растения. Такие «сады» вырастают и в естественных условиях, в том числе у гидротермальных источников — знаменитых черных курильщиков, где из-под океанского дна под огромным давлением вырываются струи горячей, перенасыщенной минералами воды. Ученые полагают, что смертоносные брайниклы имеют с этими «садами» много общего, несмотря на то, что «сады» черных курильщиков растут снизу вверх, а брайниклы – сверху вниз.
Более того, оба явления считают ключевыми для первых этапов химической эволюции, предшествовавшей зарождению на Земле биологической жизни. Черные курильщики в последние годы нередко фигурируют в современных теориях происхождения жизни. Кто знает, может быть и брайниклы могли бы вписаться в эту модель – например, при зарождении особых форм жизни на планетах, закованных льдами?
Столбы в море для чего
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Мы так часто смотрим в небо и горим непреодолимым желанием разгадать все его тайны, что совсем не замечаем нечто совершенно таинственное и неразгаданное у нас под самым носом. Опустите голову и посмотрите на море. Что вы знаете о нем? О его морских глубинах и таинственных жителях? Все и в то же время ничего. Ни моря, ни океаны так и не станут до конца изученными, не потому, что имеют большую глубину, а потому, что живут параллельной с нами жизнью.
Не будем далеко ходить. Возьмем, к примеру, наше родное Черное море. Редко на просторах России и Украины встретишь человека, который ни разу не бывал на этом море. Оно кажется знакомым и изведанным вдоль и поперек. Но…
Черное море появилось на нашей планете по вселенским меркам почти мгновенно, всего за 8 тыс лет, хотя природе над такими «задумками»приходилось работать намного дольше – более миллиона лет. Но она управилась быстро, и на месте Ново-Эвкийского озера-моря из-за движений земной коры, постоянно изменяющегося климата и уровня Мирового океана, появился Древнечерноморский бассейн.
Кстати, он принял современный облик всего за последние 3тыс.лет. И Черное море – это ни какая нибудь лужица. На его территории свободно могли бы поместиться Исландия, Португалия, Австрия и Греция все вместе. Но это только начало …
В далеком 1927г. в Крыму произошло сильнейшее землетрясение с магнитудой в 9 баллов по шкале Рихтера. Его эпицентр находился всего в 25км. от Ялты в море.
Это землетрясение унесло множество жизней и практически уничтожило город. Но не только этим оно запомнилось пережившим трагедию жителям. В то время, как город сотрясался от чудовищных толчков море полыхало ярким пламенем. Это не горели суда или припортные сооружения – это горела сама вода. Чудовищный феномен долгое время держали в секрете. Черное море далеко не так безопасно, как кажется на первый взгляд. Оказывается оно имеет сероводородный слой – основную аномалию Черного моря. Если кто-то не знает: сероводород – это легковоспламеняющееся вещество, которое легко растворяется в воде и взрывается, смешиваясь с воздухом. В Черном море он находится в водах на глубине 125 м. и занимает 90% их объема. Однако, согласно последним исследованиям международных экспедиций, за последние 30 лет уровень опасного слоя поднялся на 50 м. А не так давно сероводородный слой обнаружили на глубине всего 30 м в юго- восточной части моря. Это говорит о том, что не сегодня- завтра всё юго-восточное побережье Черного моря может взлететь на воздух в прямом смысле слова!
Однако, пока сероводороду окончательно подняться на поверхность не дает еще один уникальный черноморский слой – Солевой слой. Именно он дает жизнь всему побережью и охраняет людей от гибели с самого сотворения моря. Но не стоит расслабляться.
Посмотрим на истории, произошедшие там, где сероводород все-таки вышел на поверхность.
Камерун
Приехавшие в деревню близ озера Ниос гости, нашли все население деревни мертвым. Десятки тел навеки замерли в том положении, в котором их настигло ядовитое облако смертельных газов. В районе озера-убийцы в 1986г. почти одновременно умерло 1746 человек.
Перу. 1980 г.
Корабли, выходящие в море за рыбой, возвращались назад черными и почти пустыми. Вместо водорослей в прибрежных водах плавали тонны мертвой рыбы, отравленной сероводородом.
Мертвое море. 1983 г.
Его воды внезапно поменяли голубой цвет на черный. Море как будто перевернули и насыщенные сероводородом воды вышли на поверхность. Это происшествие зафиксировал американский спутник, делавший виток вокруг земли.
Ученые так до сих пор и не выяснили, как и каким образом накапливается сероводород в водах Черного моря и как расходуется. Однако уже в конце 70-х на берега Одессы неоднократно выносились тонны мертвой рыбы.
И хотя подобные далекой сентябрьской стихии, землетрясения бывают раз в 70-100 лет, но расслабляться не стоит. Напряжение в недрах планеты возрастает год за годом и землетрясения происходят все чаще и чаще. Если с 1949г по 1980г. в Крыму произошло 6 средних землетрясений с периодичностью в 5 лет, то уже с 1980г. по 1998г их число возросло до 7, но уже с периодичностью в 2,6г.
Однако и это еще не все. Глобальную катастрофу и в прямом смысле море бушующего пламени могут вызвать не только природные катаклизмы, но и в первую очередь, человеческая жизнедеятельность. Вернее, ее отходы. Ежегодно в воды Черноморского бассейна сбрасываются тысячи, и даже сотни тысяч тонн неорганических и органических веществ, отходы производства. Все вместе это может превратиться в взрывчатое вещество, мощность которого и не снилась любому тирану, желающему завладеть миром.
Так, что может не будем так сильно заглядываться на звезды, а обратим внимание на то, что находится у нас под ногами? Пока еще не поздно.
И в продолжение темы:
О причинах появления сероводорода.
Споры по поводу причины появления сероводорода на дне Черного моря не утихают до сих пор. Ядовитый газ мог поступить из трещин в морском дне или же возникнуть вследствие специфических действий бактерий. Без кислорода в глубинных слоях Черного моря способны выжить лишь анаэробные бактерии, участвующие в разложении останков живых организмов. В результате такого разложения может образовываться сероводород. Согласно другой версии, ядовитый газ мог образоваться вследствие специфического сообщения моря с Мировым океаном через узкий пролив Босфор. Некоторое количество воды проникает из Средиземного моря в Черное, превращая его в своеобразный отстойник, за много лет накопивший большое количество сероводорода.
Еще 10 лет назад вопрос ядовитого газа считался одним из первоочередных в странах Причерноморья, но на сегодняшний день о сероводородной угрозе будто вовсе забыли. Однако от этого проблема не исчезла и исчезать не собирается. Но насколько реальна опасность? Быть может, все не так страшно и сероводород, скрытый в глубинах морского дна останется там навсегда, никому не мешая? И какие силы могут способствовать взрыву огромного количества ядовитого газа? Ответом на эти вопросы могут стать следующие рассуждения.
Первая причина возможного взрыва.
Вторая причина возможного взрыва.
Третья причина возможного взрыва.
Сероводород способен взорваться и по другой причине. Со временем верхний слой может попросту стать тоньше, тем более что в последнее время наблюдается постоянная тенденция к медленному, но верному исхуданию слоя чистой воды. По подсчетам ученых, уже через несколько лет толщина защитного слоя будет составлять не более 15 метров. Всему виной будут антропогенные загрязнения морской воды, происходящие регулярно. Уже сейчас в некоторых местах фиксируются наличие сероводорода на такой глубине, но специалисты уверяют, что ядовитый газ попадает вовсе не со дна моря, а с поверхности земли. Сероводород, образованный из попавших в море удобрений, исчезает во время осенних штормов.
Пути решения проблемы.
Специалисты утверждают, что трагедии можно избежать, достаточно лишь грамотно и скоординировано действовать на благо Черного моря. Ученые не сидят без дела – у них уже есть в запасе некоторые разработки, основная идея которых состоит в использовании черноморского сероводорода в качестве топлива, ведь ядовитый газ выделяет огромное количество тепла при сгорании. Звучит заманчиво, но как извлечь сероводород с морского дна? По утверждению группы ученых из Херсона, сделать это не сложно: достаточно опустить на глубину около 80 метров прочную трубу и единожды поднять по ней воду. Вследствие разности давления образуется фонтан, состоящий из газа и воды. Проще говоря, произойдет эффект, аналогичный открытию бутылки шампанского. В 1990 году авторы идеи производили эксперимент, доказывающий возможность работы такого фонтана в течение длительного периода, пока не выйдет сероводород.
Разработан и другой способ подъема сероводорода на поверхность моря. Ученые предложили пустить по трубам пресную воду с меньшей плотностью, чем у морской воды. Несколько таких труб, создающих эффект искусственной аэрации, позволили бы остановить процесс распространения сероводорода и постепенно полностью его устранить. Такие манипуляции уже сейчас эффективно проводятся для очистки аквариумов и небольших водоемов.
Подобные разработки, как и множество других в странах бывшего Союза, так и остались невостребованными. Люди, имеющие возможность решить проблему, закрывают на нее глаза. Хочется надеяться, что подобная самоуверенность не приведет к печальным последствиям, а Черное море останется для нас все таким же чистым, прозрачным и невероятно красивым.
Сероводоро́д (серни́стый водоро́д, сульфид водорода) — бесцветный газ с запахом тухлых яиц и сладковатым вкусом. Химическая формула — H2S. Плохо растворим в воде, хорошо — в этаноле. Ядовит. При больших концентрациях разъедает многие металлы. Концентрационные пределы воспламенения с воздухом составляют 4,5 — 45 % сероводорода.
При большой концентрации ввиду паралича обонятельного нерва запах сероводорода не ощущается.
Во избежания нарушения авторских права разместите гиперссылку на оригинал статьи: http://tainy.net/12911-chernoe-more-bomba-zamedlennogo-dejstviya.html
«Черное море недополучает 30 куб.км пресной воды из Днепра, а еще 40% пресной воды от других рек», — сообщил Яковенко.
По его словам, это приводит к тому, что вода, которая не поступает из Днепра и других пресноводных рек, компенсируется водами Средиземного моря.
«Эта вода более тяжелая, из-за минералов и она действует таким образом, что со дна Черного моря поднимаются сероводородные массы», – сказал эколог. Он добавил, что если в 1930-е годы уровень сероводорода повышался на 30 см. в год, то сейчас он поднимается до двух метров в год.
По словам Яковенко, такой колоссальный подъем сероводорода может привести к экологической катастрофе.
з.ы. и почему молчат СМИ о землетрясении в Сочи?
Обзор методов берегозащиты на Черноморском побережье России
Генеральный директор ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ», советник РААСН Серебряков Г.Б.
Главный инженер ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ», советник РААСН Гришин Н.А.
ЧАСТЬ I
ВВЕДЕНИЕ
Береговая зона морей является основной средой обитания человека, так как около 2/3 населения Земли предпочитает жить, работать и отдыхать на морском побережье. Здесь добываются полезные ископаемые, проводится промышленное, гражданское, гидротехническое строительство, развивается туризм, рекреация и т.д., что негативно сказывается на устойчивости береговой зоны.
Действия человека, направленные на изменения береговой зоны в своих интересах, начали повсеместно приводить к разрушению стабильности природных прибрежных систем. На морских побережьях отмечается 10 из 50 возможных природных процессов, которые могут вызвать аварийные ситуации с катастрофическими последствиями. Поэтому решение проблемы защиты берегов, наряду с общей задачей предотвращения нежелательных последствий и их деятельности, является ключевым моментом гармонизации взаимоотношения природной среды и человека при освоении береговой зоны и побережья морей.
В классической работе «История и философия берегозащиты» известный голландский гидротехник Пер Бруун отмечал:
«Природа не только показывает нам, как происходит разрушение берега, но и демонстрирует, как надо его защищать. Можно сказать, что нет такого способа защиты, который не был бы изобретен природой раньше, чем был применен человеком. Поэтому, мы должны учиться у природы, для чего нужно лишь сделать над собой усилие и раскрыть глаза: мы заметили, что природа более выразительна и имеет больших успехов, чем человек» (Bruun, 1972).
Наиболее важным градообразующим элементом морских городов-курортов являются рекреационные пляжные комплексы, которые могут занимать участки побережья протяженностью от сотен метров до нескольких километров вдоль уреза воды и значительными территориями на прилегающей береговой части. К их числу относятся как главные городские пляжные комплексы с набережными, парковыми зонами и развитой сервисной инфраструктурой, так и относительно небольшие локальные автономные пляжные территории.
Практически у всех популярных морских курортов одним из наиболее важных градообразующих элементов является главная городская набережная. Как правило, она представляет собой удобную прогулочную эспланаду, проходящую вдоль пляжей или объектов яхтинга. В любое время года набережная является излюбленным местом отдыха горожан и гостей курорта, по набережной и прилегающей к ней территории часто судят о привлекательности курорта в целом. Поэтому во всем мире набережным приморских городов и окружающей их застройке уделяется самое пристальное внимание.
Пляжи являются естественными и наиболее эффективными образованиями, обеспечивающими полное волногашение и устранение волнового воздействия на территории, примыкающие к пляжам со стороны суши. Но такую функцию пляжи могут выполнять только при одном обязательном условии – они должны быть динамически устойчивыми к воздействию волнения.
ЧАСТЬ II
РЕТРОСПЕКТИВА МЕТОДОВ БЕРЕГОЗАЩИТЫ
История создания первых берегозащитных сооружений может быть отнесена еще к античным временам. Обнаружены следы древних береговых строений в Александрийском порту, античных портах Аппенинского и Пелопонесского полуостровов. На низменных берегах Девоншира и Линькольшира при раскопках были обнаружены подпорные стенки и дамбы, построенные еще в III-IV вв. до н.э. С этого времени человечество ведет борьбу с наступлением моря, изобретая различные способы берегозащиты.
Технологический и методологический бум берегоукрепления был связан с изобретением в 1844 году цемента и чуть позже появлением железобетона. С тех пор различные типы железобетонных конструкций стали быстро внедряться не только в портовом строительстве, но и в берегоукреплении. Вначале это были подпорные и волноотбойные стены, затем подводные волноломы, буны и траверсы, волногасящие наброски фигурных массивов и др. Но с появлением железобетона проблема эффективной защиты берегов решена не была. Как это ни парадоксально, но в худшем положении оказались те участки, где строительство железобетонных берегоукрепительных сооружений велись самое продолжительное время. Причина, кроется в том, что внедрение жестких конструкций в береговую зону приводит к существенной перестройке всей системы взаимосвязей и взаимозависимостей гидро- и литодинамических процессов.
Тотальное внедрение железобетона не единственный печальный опыт берегоукрепления. Поэтому при выборе методов защиты берегов важно учесть ошибки, а так же принять во внимание положительные результаты, которые были достигнуты решении проблемы эффективной берегозащиты.
Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что эффективность берегозащитных мероприятий зависит в значительной степени от соблюдения нескольких концептуальных принципов. Один из основных принципов требует ответа на главный вопрос – защищать или не защищать? Для ответа на вопрос необходимо знать: в каком состоянии находится морской берег, нарушено ли его динамическое равновесие, каковы причины нарушения этого равновесия и не наносят ли они необходимого характера. Ведь любая неудачная попытка укрепить берег может вызвать нежелательные последствия, в частности, трансформацию берега в морфосистему с еще худшими относительно начального состояния свойствами.
Если решение о строительстве берегозащитного сооружения принято, необходимо выбрать эффективный, обеспечивающий поддержание береговой зоны в динамически устойчивом состоянии метод берегозащиты. Рациональное решение этой проблемы требует комплексного подхода к морским берегам как сложной природной системе.
Вмешательство в береговые процессы с целью защиты берегов от разрушения подразумевает обязательное согласование природных и технических элементов в виде единой оптимизированной системы. Проектирование и строительство берегозащитных комплексов должны охватывать, по крайней мере, литодинамические системы или ячейки, которые обладают автономным режимом динамики развития, а также имеют собственный баланс наносов.
Традиционные методы защиты берегов
Волноотбойные стены.
Волноотбойные стены как средство защиты от волнений использовались еще в глубокой древности. Вначале они представляли собой обычную каменную кладку с вертикальной передней гранью и практически не имели фундамента. Такие стены быстро выходили из строя от ударов волн и эрозионного воздействия движущимися наносами. С течением времени конструктивные особенности стен претерпели большие изменения, и сейчас они лишь отдаленно напоминают своих предшественников. Современные морские стены – это сложное гидротехническое сооружение из железобетона с глубоко заложенным фундаментом, многоступенчатым профилем и фигурным козырьком.
Рисунок 1. Вдоль бетонной волноотбойной стены пляж смыт, идет интенсивная абразия.
В результате работы стен происходит также размыв и сокращение ширины пляжа, то есть они способствуют быстрому исчезновению пляжей. Волна, накатывающая на пляж, постепенно теряет свою энергию, а при ударе о волноотбойную стену, особенно там, где пляж узкий и береговой обрыв приближен к урезу, со всей своей энергией, отражается от нее и с силой откатывается назад, размывая пляж. Исчезновение пляжей приводит к более интенсивному размыву подводного склона, а это, в свою очередь, ускоряет деформацию или опрокидывание стен. При подтачивании основания стен происходит их обрушение.
Идеологически строительство волноотбойных стен оправдывалось тем, что происходила замена пород, подверженных разрушительному воздействию волн, более прочным железобетоном. Как показала практика, такой подход не всегда оправдан. Причин здесь несколько.
Прежде всего, железобетон не способен длительное время сдерживать удары волн. На берегах с галечными наносами самые прочные стены выходят из строя через 10-15 лет, Причина в том, что на приглубых берегах сила гидродинамического удара волн составляет 30-40 тонн на квадратный метр, что существенно выше допустимых нагрузок на переднюю грань сооружений.
Рисунок 2. Без защиты пляжем волноотбойная стена подвергается воздействию волн.
Как показывает практика, возведение автономных берегозащитных стен способствует быстрому исчезновению пляжей. Дело в том, что при ударе о вертикальное препятствие прямой прибойный поток почти мгновенно трансформируется в обратный и увлекает за собой гальку и песок на глубину. При этом развивающиеся скорости водного потока могут в несколько раз превышать значения относительно условий отсутствия берегозащитной стены. Создаются условия более интенсивного размытия пляжа. Его деградация приводит к усилению эрозионных процессов на подводном склоне, а это, в свою очередь, ускоряет деформацию и даже опрокидывание стен.
Наличие вертикальной стенки в прибойной зоне может привести к увеличению природных скоростей водного потока в два-три раза.
Рисунок 3. Разрушение основания волноотбойной стены.
Волноломы.
Поиск более совершенных берегозащитных конструкций привел к появлению подводных волноломов. Первый такой волнолом был построен по инициативе инженера Е.Е. Катрана в 1933 году для защиты берега в бухте Ланжерон в районе Одессы. Он состоял из 17-ти тонных бетонных массивов, которые были уложены в одну линию на песчаное дно. Волнолом не имел фундамента (каменной постели) и поэтому просуществовал всего лишь несколько лет. К 1945 году от него не осталось и следа.
Подводные волноломы, как следует из названия, призваны «ломать» волну, то есть принуждать ее разрушаться на некотором удалении от берега. Конструктивно они представляют собой обычные затопленные стенки вертикального или наклонного профиля. Волноломы могут быть закрепленными и подвижными, проницаемыми и непроницаемыми.
Иногда переднюю грань волнолома выполняют из рваного камня неправильной формы. Это способствует возникновению при обрушении волн турбулентных течений в воде. Такая макропористая конструкция рассредоточивает пик давления при ударе гребня. Одновременно ослабляется эффект гидростатической потери веса в воде, вследствие чего волна могла бы сдвигать отдельные элементы конструкции волнолома.
Важным качеством волноломов является возможность накопления под их защитой аккумулятивных формообразований в виде вытянутых в сторону волнолома отложенийпляжеобразующего материала – т.н. салиентов и томболо. Это позволяет с помощью одних только волноломов формировать бухтовые (серповидные) пляжи.
Рисунок 4. Создание и защита защемленных в виде бухт пляжей с помощью набросных волноломов.
Рисунок 5. Бухтовые пляжи, созданные с помощью прерывистых волноломов набросной конструкции (парк Аль-Мамзар, Дубай, ОАЭ).
Морские буны.
Буны –поперечные (нормально расположенные к береговой линии) сооружения для удержания пляжеобразующего материала из естественного вдольберегового потока наносов и сохранения естественного или искусственного пляжа в межбунных отсеках.
Существует два основных вида бун – линейные и мысовидные. Линейные буны могут быть однорядные и двухрядные, свайные и из сборного железобетона, на колоннах-оболочках и из призматических блоков. Мысовидные буны отличаются от линейных тем, что образуют искусственную территорию, которая может быть использована в рекреационных или технических целях.
Рисунок 6. Франция. Типовое решение защиты протяженного участка берега бунной «гребенкой» из бетонных бун.
Основное назначение бун — накопление или удержание пляжных наносов в межбунных отсеках.
Буна — это активное берегозащитное сооружение, которое с одной стороны (наветренной) задерживает пляжеобразующие наносы, перемещаемые вдоль берега, а с другой (подветренной) вызывают низовой размыв. Тем самым нарушается природное равновесие. К тому же из-за размыва подветренных участков приходится продолжать строительство и растягивать участок берегозащиты, что приводит к увеличению антропогенной, инженерной нагрузки, к снижению устойчивости окружающих ландшафтов.
Буны нарушают естественные ландшафты морского побережья и с современных эстетических позиций их применение нежелательно. Наличие бун уже само по себе вносит существенное изменение в динамику береговой зоны. Прежде всего, они нарушают продольную структуру перемещения пляжевых и песчаных наносов, и поэтому подветренный берег почти всегда будет испытывать дефицит материала.
Правильно сконструированные буны могут замедлить и даже полностью прекратить движение пляжных наносов вдоль берега. В результате этого в межбунных отсеках накапливается пляж, который защищает берег от волн. Однако такое их действие имеет и отрицательный эффект. Защитные свойства бун имеют локальный характер – они способствуют накоплению пляжа и защите берега лишь там, где построены.
Рисунок 7. Одна буна (п. Дагомыс), перехватив вдольбереговой поток наносов, сформировала широкий пляж.
Рисунок 8. Современное состояние главной Приморской набережной г. Сочи.
Рисунки 9 и 10. Взаимодействие бун с волной привело к вымыванию пляжеобразующего материала мелких фракций.
На участкеберега от Туапсе до устья р. Псоу протяженностью 115 км построено 914 бун! Поскольку буны, так или иначе, препятствуют свободному перемещению гальки вдоль берега, то ее нужно отсыпать практически в каждый межбунный отсек. Невольно напрашивается вопрос: сколько же требуется подъездных путей для такой операции?
Рисунок 11. Берег, обезображенный бунами и потерявший своё рекреационное качество.
Например, в Сочи при разработке реализованных проектных решений по реконструкции набережной архитекторы использовали в своих предложениях отработанную гидротехниками методику расширения пляжей и образования искусственных территорий по линейной схеме (равномерное выдвижение береговой линии в море по протяженности набережной) с помощью традиционных для местных гидростроителей инженерных решений – линейных бун и волноломов из бетонных блоков-массивов. Такое решение не позволяло формировать разнообразный живописный ландшафт с высокими видеоэкологическими качествами.
Рисунок 12. Классическая архитектура курорта Сочи не сочетается с «классическим» методом берегозащиты.
2.2. Современные методы и технологии берегозащиты
Помимо линейной схемы берегозащиты и формирования пляжей и искусственных территорий существуют другие решения, отработанные на гидравлических моделях и нашедшие широкое применение за рубежом — бухтовые аккумулятивные формы, являющиеся аналогами природных. Существуют два вида бухт:
а) закрытые бухты, у которых внутренняя акватория соединена с морем узким проливом, что обеспечивает максимальную защиту берега внутренней акватории от волнового воздействия.
б) открытые бухты, акватория которых не отделена от моря, а ограничивающие бухту мысы выполняют двойную функцию — исключают возможность уноса пляжеобразующего материала и вызывают трансформацию подходящей волны, изменяя угол ее подхода к пляжу и обеспечивая саморегулирование и динамическую устойчивость пляжа по всему периметру бухты.
Рисунок 13. Франция. Марсель. Искусственные пляжи и территории сформированы методом строительства искусственных мысов утилизацией отвалов горной массы, полученной при строительстве тоннелей метро.
Такой метод защиты берега отвечает принципам «геоники», то есть максимальному соответствию гидротехнических сооружений существующим в природе элементов защиты от волнений.
Различные способы «естественной» защиты морских берегов в последние десятилетия довольно широко. Прерывистое крепление морских берегов начало внедряться в Испании, Франции и Италии еще в середине 60-х годов (Kraus, 1996).
Эффективность прерывистых волноломов определяется их способностью снижать энергию волн в заволноломном пространстве. В результате этого, между берегом и сооружением создаются волновая тень и происходит аккумуляция наносов. В одном случае образуется выступ или салиент, а в случае соединения аккумулятивной формы с берегом – перейма или томболо. Использование прерывистых волноломов позволяет добиться положительного эффекта в стабилизации пляжей на протяженных участках.
Рисунки 14 и 15. Формирование бухтовых пляжей естественным потоком наносов под защитой возведенных прерывистых волноломов. Хорошо виден порядок формирования салиентов и томболо.
Рисунок 16. Искусственно отсыпанный пляжеобразующий материал под защитой прерывистого волнолома и воздействием волнения сформировал бухтовый динамически устойчивый пляж рекреационного качества.
Аналогичные принципы защиты берега реализуется при отсыпке искусственных островов. Параллельно при этом решается задача создания новых отвоеванных у моря территорий. Этот способ обычно применяется для участков побережья, где по тем или иным причинам строительство сооружений курортного комплекса на берегу ограничено.
Рисунок 17. Формирование локальной рекреационной пляжной зоны с помощью точечных искусственных островов, соединенных с искусственным мысом волноломами и последующей отсыпкой пляжеобразующего материала. Окинава, Япония.
Рисунок 18. Морской ландшафтно-рекреационный комплекс островного типа – предложение ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ»
ЧАСТЬ III
БЕРЕГОЗАЩИТА ПОБЕРЕЖЬЯ КУРОРТА СОЧИ
3.1. История и основные аспекты проблемы
Современное состояние берегов Черного моря в целом можно охарактеризовать как неудовлетворительное. В настоящее время значительная часть (309 км) берегов Черного моря в пределах Краснодарского края повреждены абразионно-оползневым процессам. Создавшееся положение усугубляет проблему абразии и размыва морских берегов. Общее истощение пляжей или их отсутствие сдерживает курортное строительство. Перечисленный комплекс опасных природных и антропогенных процессов требует принятия неотложных мер по защите берегов Черного моря.
Таким образом, сегодня очевидна острая необходимость разработки программы комплексного развития курортов Черноморского побережья. В качестве прототипа такой программы предлагается рассмотреть Концепцию формирования прибрежной зоны курортной рекреационной системы в границах города-курорта Сочи.
Наиболее существенный вклад в приходную часть баланса вносит твердый сток рек, ручьев и временных водотоков. Положительная часть баланса наносов формируется также за счет абразионных процессов на берегу (при этом значительно более существенный вклад вносит абразия клифа в сравнении с абразией бенча), Биологической седиментации (ракуша отмерших моллюсков), эоловые поступления, вдольбереговой поток, компенсационные подсыпки или создание искусственных пляжей.
3.2. Анализ существующего состояния побережья Большого Сочи
В настоящее время на многих участках побережья Большого Сочи пляжи в межбунных отсеках и заволноломных пространствах имеют небольшую ширину или вообще отсутствуют. Подобные образцы укрепления только уродуют береговой ландшафт и не имеют никакой пользы. Между тем, именно так выглядит сейчас почти весь берег центральной части г. Сочи.
Без пляжей Сочи не может занять достойное место в числе современных курортов. На первом этапе можно создавать на локальных участках длиной в 2-3 км в сочетании с волногасящими сооружениями. Хорошие результаты могут дать, например, прерывистые волноломы из наброски природного камня.
Центральная часть берега Сочи нуждается в коренной реконструкции. Скорее всего, необходимо демонтировать монофункциональные железобетонные конструкции, и заменить их на сооружения, обеспечивающие не только гидротехнические, но и рекреационные функции. Для города важно иметь достойный фасад со стороны моря и современную благоустроенную набережную. Совершенно очевидно, что без этого Сочи, вряд ли может претендовать на достойное место среди курортов международного класса.
Анализ существующего состояния и ранее разработанных проектов главной городской Приморской набережной г. Сочи.
Изначально освоение прибрежной полосы в центре г. Сочи осуществлялось в инженерных целях. В результате строительства Сочинского морского порта был остановлен вдольбереговой поток пляжеобразующих наносов, в результате чего начался мощный низовой размыв берегов восточнее порта. Без естественной подпитки галечником пляж был смыт, что привело к интенсивному размыву берегового уступа. Возникла угроза обрушения зданий, стоящих над берегом, в т.ч. Сочинского маяка.
Рисунки 19 и 20. Катастрофический низовой размыв пляжа после строительства молов порта Сочи.
Известно, что пляж является основным элементом защиты берега и наиболее эффективным волногасящим сооружением, но и его необходимо защищать от размыва. Было принято решение отсыпать на размываемом участке берега искусственные пляжи. Для защиты отсыпанной галечной полосы от размыва построили систему бетонных бун и волноломов, разделивших пляж на изолированные межбунные отсеки, в которых не происходит вдольбереговой миграции галечника. Таким образом, удалось временно стабилизировать положение пляжей и защитить берег от разрушения.
Рисунок 21. Волноотбойная стена, остановившая разрушение берегового уступа и позволившая создать набережную. Как видно на фото, пляжа нет.
Рисунок 22. Стометровые бетонные буны позволили защитить искусственно отсыпанные пляжи, но видеоэкологическое качество пляжа не соответствует международным требованиям к рекреационным пляжам.
Существующая система гидротехнических сооружений главной Сочинской Приморской набережной имеет целый ряд негативных с современной точки зрения факторов:
К началу 60-х годов состояние центральной городской набережной перестало удовлетворять растущим потребностям курорта по требованиям к площади пляжей и их качеству.
Для решения возникшей проблемы институтом “Южгипрокоммунстрой” в 1977 году была разработана схема планировки и благоустройства набережной в соответствии с ПДП центра г. Сочи. Проектом предусматривалось расширение существующей полосы набережной и пляжа на 50-60 м и организация на этой территории общегородской благоустроенной прогулочной набережной с разделением автомобильного и пешеходного потоков в 2-х уровнях и центрального городского пляжного комплекса со всеми видами современного (для того периода) обслуживания. Первоначальная часть проекта была воплощена в жизнь (построен участок примыкания к ул. Войкова и участок пляжа до буны N5). Однако, в связи с отсутствием финансирования, дальнейшее освоение территории было остановлено.
В 1991г. Управлением берегоукрепительных и противооползневых работ в сотрудничестве с институтом “Южгипрокоммунстрой” и Научно-техническим центром “Искра” был разработан новый, менее затратный вариант реконструкции набережной. При некотором различии архитектурно-планировочных решений эти концепции опирались на существующую методику защиты существующих и искусственных территорий и формирования рекреационных пляжей с помощью бун, которые на сегодняшний день не соответствуют современным требованиям к рекреационным пляжам как с точки зрения безопасности рекреантов, так и по своим видеоэкологическим качествам.
В 1998 году было принято решение о разработке новой Градостроительной концепции развития главной приморской набережной, выполнение этой работы поручили Южному региональному академическому научно-творческому центру “ЮгАкадемЦентр” и ООО “Технопроект”.
При разработке концепции были использованы справочные материалы об инженерно-геологических условиях района строительства, составленные на основании изысканий 1953-1990 гг. Кроме того, в процессе разработки были обсуждены и согласованы с Заказчиком варианты схемы компоновки оградительных и защитных сооружений набережной.
В концепции довольно подробно проработана гидротехническая часть (т.е. защитные сооружения). Однако, на дальнейших стадиях проектирования конструктивные решения по оградительным сооружениям могут быть откорректированы или уточнены, особенно по результатам гидравлического моделирования.
Разработка сложных и ответственных задач концепции потребовала привлечения специализированных проектных организаций — ООО “Технопроект”, ООО АБ “ГОРПРОЕКТ” и ряда других. Все работы осуществлялись под руководством Комитета по архитектуре и градостроительству администрации г. Сочи, в тесном сотрудничестве с Муниципальным институтом генплана.
Творческое руководство проектной группой осуществлял главный архитектор г. Сочи, академик архитектуры И.В. Ярошевский. В концепции был использован целый ряд предшествующих разработок институтов “Южгипрокоммунстрой”, “Черноморкурортпроект”, Черноморского отделения морских берегозащитных сооружения им. Жданова ЦНИИС и научно-технического центра “Искра”.
3.4. Градостроительная концепция развития набережной 1999-2003 года
При разработке градостроительной концепции набережной и прилегающих к ней территорий и акваторий приходится находить компромисс между весьма противоречивыми задачами и способами их решения, которые зачастую являются взаимоисключающими. Тем не менее, можно привести много примеров удачного решения архитектурных и инженерных комплексов набережных, которые органично сочетаются с окружающей застройкой и представляют широкий спектр рекреационных возможностей. Такими являются набережные Ниццы, Марселя и Сан-Рафаэля (Франция), Виктории и Ванкувера (Канада), Окинавы (Япония) и многих других.
Поэтому, чтобы избежать ошибок при разработке концепции, очень важно четко и ясно поставить задачу и определить пути ее достижения.
Одной из целей работы, выполненной авторами настоящего раздела в 1999-2000 годах, являлось создание основного градообразующего элемента города — центральной прибрежной зоны — “визитной карточки” морского курорта Сочи.
В разработанной концепции развития городской Приморской набережной основная задача, которая стояла перед разработчиками, была сформулирована следующим образом:
трансформация существующей набережной в современный рекреационный архитектурный ансамбль для обеспечения максимально комфортных и эргономически привлекательных условий для рекреантов при одновременном обеспечении высокого уровня сервисного обслуживания.
Разработка новой концепции опиралась на целый ряд основополагающих принципов, которые учитывают все аспекты функционирования такого сложного объекта. В результате систематизации и анализа исходных требований по защите территорий, архитектурному облику и инженерной инфраструктуре, были определены следующие концептуальные принципы:
Вышеперечисленные принципы были заложены в качестве основы для разработки нового подхода к концепции развития главной городской набережной и формирования ландшафта с учетом исторически сложившейся градостроительной ситуации.
ВЫВОДЫ
Основная идея оптимальных берегозащитных мероприятий — вносимые в береговую зону гидротехнические сооружения должны оказывать минимальное воздействие на естественные природные процессы. Там же, где существующие берегозащитные сооружения работают неэффективно или оказывают негативное воздействие на береговые процессы, рекомендуется избавиться от них вообще или провести дополнительные мероприятия, которые бы позволили снизить степень этого негативного воздействия.
Анализ предшествующего опыта берегозащиты показал, что не все реализованные методы являются достаточно эффективными. Особенно это касается жестких систем берегоукрепления — железобетонных волноотбойных стен и бун.
Эти сооружения обеспечивают надежную защиту берега лишь на непродолжительный срок (10 лет против 25-ти лет эксплуатации). Продление их срока эксплуатации требует дополнительных берегоукрепительных мероприятий. Традиционно – это строительство перед стеной бермы из тетраподов, различного рода набросок железобетонных массивов и пр., которые ограничивают возможность рекреационного использования побережья.
Рисунки 23 и 24. Попытки защитить волноотбойную стену набросками из бетонных блоков. Рекреационное качество пляжей утрачено полностью.
Опыт отечественных и зарубежных школ показывает, что существует достаточно много способов эффективной защиты берегов. Реализация того или иного способа зависит не только от конкретно сложившейся ситуации на берегу, но и от планируемых целей использования береговой зоны.
При оценке воздействия берегозащитных сооружений на окружающую среду необходимо учитывать последствия (негативные и позитивные), как для близлежащих ландшафтов, так и для всего морского побережья в целом. При разработке берегоукрепительных мероприятий необходимо учитывать, чтобы проводимые работы не наносили ущерб окружающей среде, отдыхающим, либо он должен быть минимальным.
Для того, чтобы оценить степень воздействия берегозащитных сооружений, мероприятий по укреплению побережья на окружающую среду, необходимо вначале понять характер действия рассматриваемых средств берегозащиты.
Создание искусственных бухтовых пляжей направлено на улучшение естественных условий; это природоохранное мероприятие. На берегах со свободными пляжами поддерживается свободный водообмен, который затруднен при наличии бун. К тому же, пляж является не только надежным инженерным берегозащитным сооружением, но и дополнительным рекреационным объектом. При создании пляжей необходима подпитка его пляжеобразующим материалом.
Защита берегов от волновой эрозии должна осуществляться на основании закономерностей, определяющих естественную динамику литодинамических систем. Проблему защиты берегов недопустимо рассматривать как задачи защиты отдельных участков берега, она должна решаться для всего побережья, либо для нескольких крупных участков (литодинамических и береговых систем).
И самое главное – в курортной зоне должны применяться только такие проектно-строительные решения, которые, наряду с обеспечением защиты берегов от разрушения, одновременно будут создавать пляжи, активно используемые в рекреационных целях.
Рисунок 25. Предложение ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» по реконструкции главной приморской набережной г. Сочи с использованием прерывистых подводных волноломов макропористой конструкции и свободного галечного пляжа.
Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас небольшим пожертвованием: Благодарим!